Оригинал материала: https://3dnews.kz/822646

Быстрее молнии: обзор игрового монитора EIZO Foris FG2421

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

О подобном быстром мониторе мы уже писали весной, это был AOC G2460Pqu. Его TN-матрица могла обновляться с частотой до 140 Гц и имела время отклика в 1 мс. Этот дисплей оставил после себя хорошее впечатление, даже несмотря на тип используемой матрицы.

Сегодня мы расскажем о мониторе EIZO Foris FG2421. В этом дисплее используется MVA-матрица Sharp LQ235D1LW03 со статической контрастностью 5000:1 и минимальным временем отклика менее 1 мс. Звучит заманчиво, да и сам монитор выглядит весьма привлекательно.

#Технические характеристики

EIZO Foris FG2421
Диагональ, дюймов 23,5
Соотношение сторон 16:9
Покрытие матрицы Матовое
Стандартное разрешение, пикс. 1920x1080
PPI 93,74
Параметры изображения
Тип матрицы VA
Заявленный цветовой охват НД
Тип подсветки НД
Макс. яркость, кд/м2 400
Контрастность статическая 5000:1
Контрастность динамическая 15000:1
Количество отображаемых цветов 1,06 млрд
Частота горизонтальной развёртки, кГц HDMI: 15—100;
DVI: 31—138;
DisplayPort: 31—138;
Частота вертикальной развёртки, Гц HDMI: 23—122;
DVI: 59—122;
DisplayPort: 49—122;
Время отклика BtW, мс НД
Время отклика GtG, мс 5 (менее 1 мс при включенном режиме 240 Гц)
Максимальные углы обзора по горизонтали/вертикали, ° 176/176
Разъемы
Видеовходы 1 x Dual-link DVI-D;
1 x DisplayPort;
1 x HDMI;
Видеовыходы НД
Дополнительные порты 2 x USB 2.0 Type A;
1 x USB 2.0 Type B;
1 x аудиовход (mini-jack 3,5 мм)
1 x аудиовыход (mini-jack 3,5 мм)
1 x выход на наушники (mini-jack 3,5 мм)
Встроенные колонки: число х мощность, Вт Нет
Физические параметры
Регулировка положения экрана Угол наклона, регулировка по высоте
VESA-крепление: размеры (мм) НД
Крепление для замка Kensington Да
Блок питания Внутренниый
Макс. потребляемая мощность: в работе / в режиме ожидания (Вт) 53/<0,5
Габаритные размеры (с подставкой)
ДхВхГ, мм
563,5x391—451x200
Габаритные размеры (без подставки)
ДхВхГ, мм
563,5x391—451x75
Масса нетто (с подставкой), кг НД
Масса нетто (без подставки), кг НД
Гарантийный срок НД
Ориентировочная цена, руб. 25 000

Максимальная яркость 23,5-дюймового Full HD-экрана должна составить 400 кд/м2 — такой запас яркости будет полезен при использовании стереоскопических затворных очков (самый интересный вариант — NVIDIA 3D Vision). Матовое покрытие монитора также лишним не будет — во время игр случайные блики не будут отвлекать игроков.

Про статическую контрастность мы уже говорили вначале, её соотношение составляет 5000:1. Для просто «десктопного» монитора это необычайно много, а вот для MVA-матриц это результат не такой уж и редкий. Яркость субпикселов кодируется 10 битами по схеме 8-бит + FRC. Однако цветовой охват панели не превышает sRGB по той причине, что используется подсветка типа W-LED (а не WG-CCFL либо GB-r-LED).

С простыми параметрами мы разобрались, поэтому теперь переходим к параметрам сложным, а именно к частоте обновления экрана в 240 Гц и времени отклика «менее 1 мс». На момент написания этой статьи мониторов с такой большой частотой обновления экрана к нам в тестовую лабораторию ещё не попадало. Да и на рынке их не очень-то много — конкурентов у героя нашей статьи и вовсе нет. До EIZO Foris FG2421 самым быстрым монитором мы считали уже упомянутый AOC G2460Pqu, максимальная частота обновления экрана которого составляла 140 Гц. У нашего подопытного этот параметр почти в два раза выше — 240 Гц. Попробуем разобраться, зачем нужные такие безумные значения.

Для начала отметим, что собственная частота обновления матрицы и поддержка сигнала определенной частоты — разные вещи. На вход EIZO Foris FG2421 может принимать сигнал с частотой от 60 до 120 кадров/с.

Раскадровка при частоте входящего сигнала в 60 и 120 Гц

А вот сама матрица всегда обновляется с частотой 240 Гц, что означает дублирование кадров в случае с сигналом 120 Гц и учетверение при сигнале 60 Гц. Само по себе это не оказывает никакого заметного влияния на изображение: все выглядит точно так же, как на обычном 60- или 120-герцевом экране.

Настоящая магия начинается тогда, когда в силу вступает режим Turbo 240. LED-подсветка матрицы при его включении мерцает с частотой 240 Гц синхронно с обновлением кадров — так, что большую часть времени своей «жизни» кадр затемнён, а видимым становится лишь в течение краткого импульса.

Необходимость в такой странной — на первый взгляд — технологии связанна со следующим фундаментальным недостатком LCD-дисплеев (по сравнению с ЭЛТ). Даже при бесконечно малом времени отклика движущиеся объекты на жидкокристаллическом экране выглядят размытыми для человеческого глаза. Причина этого явления в том, что движение на экране представлено как последовательность статических положений объекта, каждое из которых непрерывно занимает определенное время — 1/60 или 1/120 секунды (sample-and-hold-экран). В то же время направление взора, следящего за объектом, перемещается непрерывно, предвосхищая его следующее положение, как если бы перед человеком была реальная вещь. Как следствие, пока изображение остаётся неизменным в течение 1/60 или 1/120 с, глаз успевает сместиться — и размытый шлейф возникает уже не на экране, а на самой сетчатке глаза. Убедиться в этом явлении воочую позволит простой браузерный тест.

ЭЛТ-мониторы лишены такого недостатка. Поскольку изображение формируется построчно сканирующим лучом, и люминофор отдельных пикселов быстро угасает, отдельно взятый участок экрана предъявляется наблюдателю на краткое время. Движение объекта представлено отдельными, разнесенными во времени импульсами, между которыми изображение залито чёрным. Перемещаясь по чёрному полю вслед за воспринимаемой линией движения, взгляд не вызывает размытия ретинального образа.

Назначение Turbo 240 в том, чтобы превратить дисплей из типа sample-and-hold в импульсный за счет введения мерцания подсветки на частоте 240 Гц синхронно с обновлением кадров. Таким образом непрерывно предъявляемые кадры превращаются в отделённые моментами черноты импульсы — аналогично ЭЛТ, в конечном счете избавляя зрителя от размытия движущихся объектов.

Необходимость внутреннего обновления матрицы именно на частоте 240 Гц, по всей видимости, объясняется другой задачей: во-первых, происходит в два раза больше вспышек, чем на частоте 120 Гц, что компенсирует отчасти снижение яркости, неизбежное оттого, что светодиоды подсветки работают не непрерывно, а лишь долю секунды. Кроме того, на частоте 240 Гц мерцание менее заметно для пользователя, чем на частоте 120 Гц.

Аналогично действует технология LightBoost в мониторах, сертифицированных для работы с комплектами затворых очков NVIDIA 3D Vision 2. Неофициальным способом её можно запустить и без очков — с той же целью, что и режим Turbo 240 в дисплее EIZO, но падение яркости просто колоссально, ведь у таких мониторов светодиоды подсветки могут мерцать лишь со вдвое меньшей частотой.

Раскадровка при включённом или выключенном режиме Turbo 240

В качестве отступления от темы отметим, что создатели монитора позаботились о том, чтобы в глаза не бросалось мерцание подсветки вне режима Turbo 240, причиной которого в таком случае является банальная регулировка яркости за счет широтно-импульсной модуляции (PWM). Чтобы добиться низкого уровня подсветки, монитор снижает яркость светодиодов за счет управления напряжением питания, насколько это возможно (от 20 до 100% номинальной яркости), и лишь затем подключается ШИМ на высокой частоте и с низкой амплитудой колебаний напряжения.

Теперь поговорим про время отклика матрицы. Производитель заявляет, что время отклика матрицы (GtG) составляет 5 мс, а при включённом режиме Turbo 240 оно снижается менее чем до 1 мс. На графиках это выглядит следующим образом:

Благодаря мерцанию подсветки в цикле обновления отдельно взятого кадра подсвечивается только финальная стадия, когда субпикселы успели отреагировать на изменение напряжения. В результате затемнённый период маскирует то размытие изображения, которое имеет место уже не на сетчатке глаза, а на самой матрице и вызвано инертностью жидких кристаллов. Впрочем, оценка «меньше 1 мс» в данном случае уже теряет свой физический смысл и говорит лишь о том, что матрица в режиме Trubo 240 столь же мало подвержена паразитному наложению содержимого предыдущего кадра на отображаемый, как если бы все кадры демонстрировались в течение полного времени, но время реакции действительно составляло бы менее 1 мс.

#Комплект поставки

Монитор поставляется в обычной невзрачной картонной коробке, на которую надета раскрашенная суперобложка.

Помимо монитора и его подставки, в коробке обнаружились следующие кабели:

  • DisplayPort to Mini DisplayPort;
  • USB type B to USB type A (для подключения монитора к ПК);
  • Аудиокабель mini-jack to mini-jack (для вывода звука с ПК);
  • Кабель питания.

В дополнение к кабелям в комплект входят две брошюры (инструкция и гарантия) и диск с фирменными утилитами EIZO.

#Внешний вид

Выглядит монитор подчёркнуто сурово. Плавных линий в его конструкции практически нет, а корпус выполнен преимущественно из чёрного шершавого пластика. Правда, есть несколько цветных оазисов: красное кольцо для кабелей, расположенное на подставке монитора, такая же красная окантовка логотипа производителя на задней стороне дисплея и крошечный цветной логотип EIZO, ютящийся в левом нижнем углу рамки монитора. Крепления VESA у героя нашей статьи не предусмотрено, поэтому повесить его на стену, увы, невозможно.

Логотип EIZO может светиться белым цветом — его подсветка включается в меню монитора.

Элементы управления находятся на передней стороне монитора, в центре нижней части рамки. Слева от ряда клавиш располагается датчик освещённости, а справа — индикатор работы дисплея. Датчиком и индикатором можно управлять в меню: можно включить автоподстройку яркости под внешнее освещение и выключить индикатор работы монитора, если потребуется.

На левой стороне монитора есть 3,5-мм аудиоразъём, предназначенный для подключения наушников. Гарнитуру к нему подключать можно, но от микрофона при этом толку не будет: монитор EIZO Foris FG2421 может только выводить звук, да и то лишь на наушники — своих динамиков у него нет.

На правой стороне монитора есть три разъёма USB второй версии: один «типа B» и два «типа A». Чтобы последние работали, монитор необходимо подключить к компьютеру с помощью первого. Попасть в них вслепую, кстати, будет не очень просто, поскольку они прячутся в небольшом углублении.

Порты и разъёмы EIZO Foris FG2421 расположены на задней его стороне — здесь нет ничего необычного. В «правой части спины» установлен разъём питания и тумблер включения дисплея.

А вот в левой части собраны все три видеовхода (DisplayPort, DL-DVI и HDMI), а также пара 3,5-мм аудиоразъёмов для ввода и вывода аудио. Если вы задумались о том, куда стоит подключать наушники — к левому торцу монитора или к разъёму на задней панели, то лучшим выбором будет левая панель. Сигнал, выводимый через разъём на задней панели, оказывается очень слабым, соответственно, звук будет тихим. Вероятно, здесь требуется внешний усилитель. Кроме того, если подключить наушники в разъём на левой панели, то в другом 3,5-мм аудиоразъёме звук пропадёт.

Съёмная подставка EIZO Foris FG2421 получилась небольшой, но со своими обязанностями она справляется хорошо благодаря четырём длинным полукруглым ножкам.

На верхнюю сторону подставки можно установить красное кольцо для кабелей, которое сможет внести толику порядка в хаос, обычно царящий за монитором. Кольцо получилось довольно большим, а установить его можно как параллельно, так и перпендикулярно ножке монитора.

Ножка у монитора получилась невысокой, из-за чего поднимать EIZO Foris FG2421 можно лишь на небольшую высоту. А вот наклонять экран разрешено только в диапазоне от 0 до 25 градусов.

#Меню и софт

Меню нашего подопытного оказалось очень простым, а вот управляться с ним неожиданно сложно. Во-первых, в тёмной комнате будет очень трудно разглядеть иконки, поясняющие действие каждой клавиши. А во-вторых, по какой-то причине разработчики не оснастили монитор клавишей [назад], позволяющей вернуться в предыдущий пункт меню. Для того чтобы вернуться назад, придётся выбрать в меню соответствующий пункт и нажать [Enter]. Не самое удобное решение для тех, кто любит долго и кропотливо изучать экранное меню дисплея.

Меню монитора EIZO Foris FG2421: минимализм старой школы

Основные настройки цвета в профиле User1. В других профилях часть настроек будет недоступна

У монитора есть несколько предустановленных производителем профилей изображения: FPS1, FPS2, RTS и Web. Друг от друга они отличаются настройками гаммы, включенным или выключенным динамическим контрастом, а также опцией Turbo 240. Последняя в этих профилях «заблокирована», то есть изменить её значение невозможно. Например, опция Turbo 240 постоянно включена в профилях FPS1 и FPS2, а вот в профиле WEB она выключена — и повлиять на этот порядок вещей пользователь никак не может. К слову, в профиле RTS режим Turbo выключен, но при желании его можно активировать вручную.

Для тех, кто хочет получить полный доступ к экранному меню, было сделано три пользовательских профиля USER, в которых можно было крутить всё, что душе угодно. А при помощи утилиты Screen Manager Pro for Gaming полюбившиеся настройки можно будет сохранить на жестком диске.

Выбор источника сигнала, размера изображения на экране и цветового пространства

Выбор источника аудиосигнала

Настройки монитора. Здесь можно включить русский язык в меню

Информация о соединении и спасении нашей планеты (три нижних строки)

Если монитор будет использоваться вместе с ОС Windows, можно воспользоваться утилитой Screen Manager Pro for Gaming, с помощью которой можно будет изменять практически все настройки монитора из Windows, не заглядывая в экранное меню. Кроме того, эта же программа позволяет экспортировать или импортировать свои настройки, что по достоинству должны оценить пользователи, часто заглядывающие в экранное меню монитора.

Здесь же можно включить автоустановку профилей при запуске конкретной программы или игры: например, при запуске игры в монитор будут автоматически загружаться настройки пользователя, оптимально подходящие для запускаемого шутера или стратегии.

Тестирование. Выводы

#Методика тестирования

Монитор EIZO Foris FG2421 был протестирован по нашей новой методике. Мы решили отказаться от медлительного и порой неточного Spyder4 Elite в пользу более быстрого и точного колориметра X-Rite i1Display Pro. Теперь для измерения основных параметров дисплея будет использоваться этот колориметр совместно с программным комплексом Argyll CMS последней версии. Все операции будут осуществляться в Windows 8. Во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.

В соответствии с новой методикой будут измерены следующие параметры монитора:

  • Яркость белого при яркости подсветки от 0 до 100% с шагом 10%;
  • Яркость чёрного при яркости подсветки от 0 до 100% с шагом 10%;
  • Контрастность дисплея при яркости подсветки от 0 до 100% с шагом 10%;
  • Цветовой охват;
  • Цветовая температура;
  • Гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • Гамма-кривая серого цвета;
  • Delta E (по стандарту CIEDE2000).

Для калибровки и анализа Delta E будет применяться графический интерфейс для Argyll CMS — DispcalGUI последней версии на момент написания статьи. Все описанные выше измерения будут проводиться до и после калибровки. Во время тестов будут измерены основные профили монитора — выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка будет проводиться в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом будет выбран режим аппаратной эмуляции sRGB, если он будет доступен. В последнем случае цвета конвертируются по внутренним LUT монитора (которые могут иметь разрядность вплоть до 14 бит на канал) и выводятся на 10-битную матрицу, в то время как попытка сузить цветовой охват до границ sRGB инструментами цветокоррекции ОС приведёт к снижению точности кодирования цвета. Перед началом всех тестов монитор будет прогрет в течение часа, а все его настройки сброшены до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга своими небольшими погрешностями цветопередачи, так как изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически — слишком уж они сложны. Поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Тестирование

Так как монитор EIZO Foris FG2421 предназначен для игр, то почти все его профили, за исключением пользовательских, имели очень странные заводские предустановки. В них производитель «поиграл» с температурой белого, гаммой и прочими параметрами дисплея. Профиля sRGB у монитора тоже не было, поэтому для тестирования был выбран профиль USER 1 — как самый близкий к sRGB.

В целом монитор показал себя хорошо. Пересвеченных областей за время тестирования мы не выявили, да и с углами обзора у VA-матриц всё в порядке.

Тестирование EIZO Foris FG2421 без калибровки

Яркость белого и чёрного полей растёт линейно, что указывает на нормальную работу контроллера подсветки. Максимальное значения яркости белого составило 444 кд/м2, а чёрного — 0,08 кд/м2. Запаса яркости белого более чем достаточно — это указывает на то, что монитор можно использовать вместе с 3D-комплектами, например с NVIDIA 3D Vision. Статическая контрастность держалась на великолепном уровне — 5300:1.

Цветовой охват EIZO Foris FG2421 оказался более-менее обыкновенным: 97,8% sRGB и 72,5% AdobeRGB. Для игрового монитора такого охвата вполне хватит.

А вот с цветовой температурой у нашего подопытного дела совсем не так хороши, как мы ожидали. Его цветовая температура постоянно держалась выше нормы — у белого цвета был замечен легкий уклон в синеву.

Среди гамма-кривых также наблюдается «разброд и шатание». Гаммы трёх основных цветов не сходятся вместе, да и от эталонной кривой они удалены весьма заметно. Почти то же самое можно сказать и о кривой серого — на всём участке измерений она находится далековато от эталонной кривой.

Измерения точность цветопередачи Delta E также не показали идеальных результатов. Среднее значение Delta E составило 4,06 единицы, а максимальное — 9,28 единицы. Самое большое отклонение пришлось на красный цвет. В общем, с яркостью и контрастностью у монитора все хорошо, но настроен он откровенно неважно.

Тестирование монитора EIZO Foris FG2421 после калибровки

После калибровки очень сильно упала яркость белого — с 444 до 379 кд/м2. Правда, значение всё ещ ёоста ётся вполне высоким. Яркость чёрного поля стала капельку выше, чем до калибровки: её максимальное значение выросло с 0,08 до 0,09 кд/м2. В результате статическая контрастность снизилась почти на тысячу единиц — до 4300:1. Впрочем, это по-прежнему заоблачно прекрасный показатель. Всем бы такой.

Цветовой охват немного вырос после калибровки: теперь он добрался до 100,1% sRGB и 74,2% Adobe RGB.

Цветовая температура после калибровки упала, но сильнее, чем мы ожидали. В результате она оказалась примерно на 200 К ниже требуемого значения, то есть люди с особо нам ётанным глазом теоретически могут углядеть у белого цвета едва заметный желтоватый оттенок.

А вот гамма-кривым аппаратная калибровка помогла довольно сильно. Они, конечно, не идут также, как эталонная кривая, но зато они ощутимо приблизились к ней.

Точность цветопередачи Delta E после калибровки наконец стала нормальной, и даже более того. Среднее значение отклонения составило 0,33 единицы, а максимальное — 0,97. Почти как у профессиональных мониторов, если не лучше.

#Впечатления от режима Turbo 240

Конфигурация тестового стенда
CPU Intel Core i7-3970X @ 4,6 ГГц (100x46)
Видеокарта Nvidia GeForce GTX 780 Ti
Материнская плата ASUS P9X79 Pro
Оперативная память DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9
ПЗУ Intel SSD 520 240 Гбайт
Блок питания Corsair AX1200i, 1200 Вт
Охлаждение CPU Thermalright Archon
Операционная система Windows 8 X64

Монитор был подключ ён при помощи комплектного кабеля DisplayPort to Mini DisplayPort, частота развёртки составила 120 Гц. Напомним, что монитор поддерживает два режима вывода изображения в развёртке 240 Гц при входящем сигнале 120 Гц:

  • Режим Turbo 240 Off — частота развёртки монитора составляет 240 Гц, при этом дополнительные кадры достраиваются (дублируются) автоматически. Полностью эквивалентен тому, как работают мониторы с нативной частотой обновления матрицы 120 Гц.
  • Режим Turbo 240 On — вместо непрерывного предъявления кадров они подсвечиваются короткими импульсами.

Плавность изображения оценивалась на глаз в Counter-Strike: Global Offensive и Titanfall. В обоих случаях частота обновления монитора была высокой: целиться во врагов или просто наслаждаться игровым процессом на мониторе EIZO Foris FG2421 было куда проще и приятнее, чем на обычном дисплее с частотой обновления экрана в 60 Гц.

Изображение, которое мы видели при включенном режиме Turbo 240, казалось немного более плавным, чем при выключенном, но лишь в динамичных сценах. На таком быстром экране никаких «шлейфов» или «хвостов» уже не увидеть, однако если говорить субъективно, то режим Turbo 240 On будет предпочтительнее. Кстати, Turbo 240 также оказывает благотворное влияние на 2D-изображение, способствуя полному устранению шлейфов от перемещаемых по экрану окон.

Поскольку в режиме Turbo 240 светодиоды подсветки мерцают, яркость белого поля, которую способен зафиксировать наш прибор, снижается с 444 до 295 кд/м2, а чёрного — с 0,08 до 0,06 кд/м2. Контрастность, соответственно, упала с 5300:1 до 4916:1. Впрочем, потеря вполне терпима на фоне общего запаса яркости и контрастности монитора.

#Выводы

EIZO Foris FG2421 обладает поистине уникальным сочетанием характеристик. Благодаря частоте обновления матрицы 240 Гц и режиму импульсной подсветки стало возможным устранить самый недоступный источник размытия изображения на ЖК-матрицах, связанный с фундаментальными особенностями этой технологии. Прирост чёткости движущихся на экране объектов будет заметен, даже если сравнивать EIZO Foris FG2421 с другими игровыми мониторами, поддерживающими ввод сигнала с частотой 120 кадров/с.

Благодаря тому, что в мониторе EIZO наконец-то сошлись воедино поддержка сигнала 120 Гц и матрица типа MVA вместо ширпотребной TN+Film, в теории он способен выдавать вполне качественную картинку. Правда, если хотите увидеть на EIZO Foris FG2421 цвета, близкие к натуральным, то без калибровки не обойтись — в предустановленных профилях цвета ощутимо искажаются. Зато яркость и контрастность экрана выше всяких похвал. Отдельно отметим регулировку яркости в широких пределах без задействования ШИМ, что может стать определяющим фактором для привередливых пользователей.

Пожалуй, единственное, что может всерьёз отпугнуть потенциального покупателя, это цена монитора. На момент написания обзора она приближается к отметке в 30 тысяч рублей, а за эти деньги можно найти мониторы с разрешением даже не WQHD, а все .

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для EIZO Foris FG2421, который мы получили после калибровки.

Редакция 3DNews.ru благодарит компанию «Графитек» за предоставленный колориметр X-Rite i1Display Pro.

Выбор редактора


Оригинал материала: https://3dnews.kz/822646