Оригинал материала: https://3dnews.kz/824165

«Игровая cтанция МКИ» — с древнейших времен и до наших дней. Репортаж

Игровая индустрия — самое молодое развлекательное медиа. Прошло немногим более 40 лет с момента появления первой приставки в истории — Magnavox Odyssey (и это был элементарный пинг-понг). Но за это время был проделан невероятный путь: от неуклюжих устройств с аналоговыми тумблерами до мощных PlayStation 4 и Xbox One, а также маячащей на горизонте виртуальной реальности. И по этой дороге можно снова пройти — в небольшом помещении павильона 26 на ВДНХ.

#Экскурс в прошлое

Зал действительно скромен по размеру и оформлен с помощью большого количества картонных коробок — они служат и столами, и перегородками между экспонатами, и даже креслами. Все выставленные экземпляры аккуратно расположились вдоль стен комнаты. Пройдя от входа против часовой стрелки по всей экспозиции, можно ознакомиться с многолетней историей игровых консолей. «Игровая станция МКИ» посвящена именно техническим платформам. Начинает экскурс в прошлое упомянутая чуть выше Magnavox Odyssey. Рядом стоят ее наиболее популярный клон — Tele-Games Pong, а также советский двойник — «Турнир». Данные образцы можно лишь посмотреть (а «Турнир» разрешается и руками потрогать), но вот устроить полевые испытания, увы, не вышло. Самой старой развлекательной системой, которую позволяется проверить «в бою», оказалась APF TV Fun — все та же вариация Pong-систем, но с приличным количеством настроек. Была представлена вариация Model 405 с закрепленными на корпусе контроллерами.

Сейчас в это трудно поверить, но тогда, во второй половине семидесятых, все настройки игры устанавливались аналоговым способом — изменялось положение тумблеров на самом устройстве. Ни о каких геймпадах речи, разумеется, не шло. Обычно ручки управления были либо закреплены на корпусе, либо представляли собой подобие микрофона с вращающимся кольцом. С помощью последнего и осуществлялось все управление.

Следуя за экспозицией, посетитель может ощутить, как с годами индустрия шагала вперед. К примеру, в нескольких метрах «ниже по течению» красуется идеально сохранившаяся Sears Video Arcade II — брендированная для США версия очень популярной в начале восьмидесятых Atari 2800. Картинка здесь уже выводилась в цветах, пусть и всего нескольких. Но по сравнению с черно-белым пинг-понгом это выглядит самым настоящим прорывом. Джойстик консоли давал куда больше геймплейных возможностей. Система подключена к старенькому «пузатому» телевизору и позволяет ознакомиться с культовой Space Invaders, стоящей у истоков современных top-down-проектов.

Немного дальше мы видим Святой Грааль игровой индустрии восьмидесятых — Nintendo Entertainment System, или просто NES, разошедшуюся безумными тиражами по всему миру. Краткая историческая справка неподалеку сообщает точные цифры: 62 миллиона консолей и более 500 миллионов игр к ним. Разумеется, на приставке была запущена Super Mario Bros 1985 года выпуска. К удивлению автора репортажа, с детства руки не забыли, как в это надо играть. Рядом можно найти и отечественный клон — Dendy. Чуть дальше под стеклянным куполом притаилась SEGA Master System (1986 год) — малоизвестная в наших краях платформа, ставшая первым подобным опытом для самой SEGA. Впрочем, она смогла понравиться пользователям, и именно благодаря ей свет увидела SEGA Mega Drive, которую можно обнаружить совсем рядом.

Но сперва стоит полюбоваться диковиной — Neo-Geo Max 330, выпущенной в 1990 году. Для своего времени она обладала потрясающими графическими возможностями. Именно на ней свой культовый статус получила серия файтингов King of Fighters. Подумать только, последняя официально вышедшая для системы игра отправилась на полки магазинов в 2004 году! На секундочку, к этому моменту уже отжила свое PlayStation, а ее вторая инкарнация не первый год присутствовала на рынке. Жизненный цикл Neo-Geo составил 14 лет, что превышает аналогичный показатель любой консоли от Sony и уступает лишь Atari 2600.

Не могла выставка обойтись и без другого культового предмета — SNES. Одна из самых популярных в мире консолей, для которой было выпущено бесчисленное множество хитов. Здесь организаторы предлагают поиграть в Aladdin 1992 года от Capcom. Более двадцати лет прошло с тех пор, но платформер по-прежнему ощущается потрясающе. За игрой незаметно пролетело полчаса, настолько в ней отточенный геймплей и филигранно выдержанный темп, вызывающий ассоциации с последними похождениями Рэймана. Каждый уровень — это практически музыкальная партия, которую нужно выучить наизусть. Нелегко, зато как красиво выглядит результат!

#Пауза

Следом за SNES идет не менее популярная в России SEGA Mega Drive с запущенной Desert Strike. А потом, ровно на середине пути, выставку делит на две логические части стенд, отражающий эволюцию мобильных телефонов в разрезе игр. Один за другим стоят: Nokia 3310, Siemens ME45, Nokia 7210, припомнить который удалось не сразу (табличками с наименованиями почему-то снабжены не все экспонаты), своеобразный финский эксперимент N-Gage, недавний Sony Xperia Play, не снискавший любви покупателей (хотя на поверку оказавшийся неплохим) и iPhone 3GS, который дал толчок развитию рынка современных мобильных игр.

Немного особняком (а точнее, во «внутреннем кольце» зала) стоят старенькие персональные компьютеры с классикой на борту. Тут можно опробовать множество игр минувших лет, каждая из которых занимает особое место в истории своего жанра: Warcraft 2, Doom 2, Dune 2, Prince of Persia и несколько других культовых проектов. Но продолжим шествие по консолям.

#Тернистый путь до наших дней

Эру современных развлекательных систем открывает Panasonic 3DO. К сожалению, опробовать в деле ее нельзя. Зато можно вдоволь наиграться в Quake, демонстрирующий возможности Nintendo 64 (хотя GoldenEye 007 смотрелся бы логичнее). Геймпад у системы оказался довольно необычным: его симметричность позволяет одинаково удобно играть как левшам, так и правшам, однако он требует определенного привыкания. Несмотря на то, что проекты для приставки выходили на картриджах (она была последней в своем роде), N64 снискала популярность среди пользователей по всему миру и продалась 35-миллионным тиражом. Но не на территории РФ, где безраздельно правил главный конкурент от Sony.

Именно его вполне логично расположили по соседству — привычную и близкую сердцу отечественного геймера Sony PlayStation. Без преувеличения можно заявить, что именно под ее эгидой прошли игровые девяностые в нашей стране. Рассказывать о ней особого смысла нет — вы и сами все знаете. Жаль, что выставка обошлась без SEGA Saturn — третьего участника противостояния консолей пятого поколения. Как показала история, она этой войны не пережила. После была лишь Dreamcast, так и не сумевшая набрать приличной пользовательской базы. Хотя благодаря фанатам она прожила довольно долго — последний официальный проект для нее появился в 2007 году. Но шестой цикл приставок состоялся фактически без участия компании SEGA. Зато именно в это время в гонку консолей ворвалась Microsoft, которая в качестве противовеса PS2 и Nintendo GameCube выпустила свое новое устройство с незамысловатым названием Xbox. Из всего шестого поколения, представленного на выставке, поиграть можно было только на «икс-ящике».

Так мы плавно подбираемся к сегодняшнему дню: привычный Xbox 360 позволяет познакомиться с GTA V, рядом красуются Wii и Wii U. А ближе к концу экспозиции размещена более экзотическая вещь — OUYA. Непонятное, если честно, устройство, — зачем покупать пусть и компактную, но домашнюю консоль для игр, выходящих на Android? Куда привлекательней смотрится NVIDIA Shield, которая может быть как карманной консолью, так и стационарной (в режиме трансляции контента с ПК). В конце концов, она позволяет поиграть в полноценную Half-Life 2 прямо в дороге. Да, технически шутер от Valve слегка упрощен, а проседание частоты кадров все равно случается, но на маленьком экране он смотрится отлично. И в руках система лежит очень приятно — создатели вложили много сил в ее дизайн и эргономику. Собственно, она тут тоже есть.

Перед самым выходом расположились несколько новеньких PlayStation 4. Там же обосновался стенд с Oculus Rift, открывающий дверь в виртуальный мир. Завершение экспозиции наглядно демонстрирует, к чему пришла индустрия за 40 с небольшим лет своего существования. От монохромного пинг-понга с аналоговым управлением и ручными настройками до высокотехнологичных устройств, которые открывают дверь в новое измерение, — вояж вышел действительно стремительным.

* * *

Если у вас есть полтора часа, то за это время вполне можно успеть посмотреть и опробовать абсолютно каждый экспонат — что называется, прикоснуться руками к великому. Именно на контрасте возможностей систем разных поколений отчетливо видно, каким прорывом являются Oculus (пусть даже и далеко не идеально работающий, по крайней мере на выставке. — прим. ред.) и современные консоли. Ведь выход каждого нового поколения — это не только и не столько про полигоны и терафлопсы. Это новый опыт, эволюцию которого и предлагает узреть своими глазами «Игровая станция МКИ». Не пожалейте 200 рублей на билет — оно того стоит.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/824165