Pentax 645Z — весьма недешёвый фотоаппарат, но только если его стоимость сравнивать с ценами на малоформатные камеры. Напомним, малый формат — это то, что мы привыкли считать очень даже крупным и вежливо именовать полным кадром. 8 500 долларов за камеру неискушённого пользователя могут повергнуть в шок. Но ведь это средний формат — уже другая лига. Конкурентов у Pentax 645Z немало, но все они значительно дороже. Например, за внешне схожую Leica S2 на базе ПЗС-сенсора просят 23 000 у.е., Hasselblad H5D-50c тянет на 27 500, задник IQ250 стартует с отметки в 35 000 долларов. Казалось бы, столь огромной разницы в стоимости уже достаточно, чтобы вольготно себя чувствовать в элитном сегменте. Но Pentax пытается завоевать своего покупателя не только ценой, поэтому 645Z имеет в рукаве ещё много козырей. Конечно, большинство из этих особенностей для малого формата — норма, но для среднеформатных камер они в диковинку.
Отметим лишь некоторые из них: полноценный режим Live View, наклонный дисплей, возможность записи видео, наличие HDMI-порта, встроенный микрофон, возможность подключения внешнего микрофона, закалённое стекло защиты дисплея, 27 точек фокусировки (тогда как у основных конкурентов 1 или 3), скорострельность 3 кадра в секунду, минимальная выдержка 1/4000 секунды, наличие оптики со встроенной стабилизацией и два слота памяти. В нагрузку ко всему — корпус, который защищён от попадания влаги/брызг и пыли, чего ни один конкурент обеспечить не может. Сразу стоит отметить, что производитель позиционирует Pentax 645Z не только как студийную камеру, но и как фотоаппарат для съёмки пейзажей, торжеств (постановочные свадебные фото) и даже некоторых репортажных сцен. В общем, устройство весьма универсальное, не тепличное.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Pentax 645Z | |
---|---|
Сенсор изображения | КМОП-матрица с первичным цветовым фильтром, без сглаживающего фильтра, размером 44x33мм, 52,99 Мп |
Эффективное количество точек, Мп | 51,4 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: RAW 14 бит (PEF/DNG), JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.3) Видео: MPEG-4 AVC/H.264 (MOV), Motion JPEG(AVI) для режима интервальной видеосъемки |
Байонет объектива | 645AF2 |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: 8256x6192, 6912x5184, 5376x4032, 1920x1440 Видео: 1920x1080, 1280x720 |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | ISO 100-204 800 — автоустановка, ручная установка с шагом 1, 1/2 или 1/3 EV |
Диапазон выдержек | В автоматическом режиме: 1/4000 — 30 с, В ручном режиме: 1/4000 — 30 с (с шагом 1/3 EV или 1/2 EV), Выдержка от руки (bulb) |
Экспозамер | RGB-сенсор замера на 86 000 точек |
Экспонометрия | Многосегментный, центрально-взвешенный и точечный замер |
Экспокоррекция | ±5 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV |
Встроенная вспышка | Нет |
Автоспуск, с | 2, 10 |
Устройство хранения информации | 2 слота карт памяти: дублирование информации, раздельная запись JPEG/RAW/видео, копирование данных с карты на карту Карта памяти: SD, SDHC, SDXC (совместима со стандартом USH-1), Eye-Fi card, FLU card |
ЖК-дисплей | Матрица с диагональю 3,2 дюйма и разрешением 1 037 тыс. точек |
Видоискатель | Покрытие кадра: 98% Увеличение: 0.62x (с объективом D FA645 55mm F2.8, установленным на бесконечность); 0.85x (с объективом FA645 75mm F2.8, установленным на бесконечность) |
Интерфейсы | HDMI, USB 3.0, внешний микрофон, внешнее питание |
Питание | Литий-ионный аккумулятор D-lI90, 14 Вт·ч |
Габариты (ШхВхД), мм | 156x117x123 |
Масса, г | 1470 (только корпус) 1550 (с аккумулятором и картами памяти) |
На тестирование была предоставлена «тушка» с «китовым» объективом SMC Pentax-DFA 645 1:2.8 55 mm, а также мягкий крепёжный ремень, резиновый наглазник, аккумулятор, зарядное устройство, руководство пользователя и диск с излюбленным софтом производителя Silkypix. В общем, полноценный комплект к нам в руки не попал, поэтому коробочкой полюбоваться не довелось. Ну да и бог с ней.
Масса тушки Pentax 645Z около полутора килограмм — примерно как у «квадратных» флагманских полнокадровых зеркалок Canon и Nikon. Но тут нет второй рукоятки и дублирующих элементов, а сам корпус напоминает классический среднеформатный плёночный «кубик», к которому приделали удобную рукоятку, шахтный видоискатель заменили обычным, ну и добавили пару экранов. В общем, складывается ощущение, что камера построена вокруг этого «кубика». Корпус камеры, как и в случае предшественника, выполнен из магниевого сплава, а шасси — из прессованного алюминия. 645-я является всепогодной камерой, и в подтверждение тому пресс-релизы рапортуют о 76 резиновых уплотнителях. В последнее время о качестве сборки даже бюджетных зеркалок уже и говорить как-то неинтересно, ведь производство чрезвычайно сильно автоматизировано, поэтому человеческий фактор постепенно исключается. А относительно 645Z можно и вовсе ограничиться одним словом — безупречно.
Внешне 645Z довольно сильно напоминает предшественницу, 645D, которая была представлена ещё в 2010 году. Собственно, существенное сходство есть и со среднеформатными плёночными камерами Pentax, которым и вовсе сто лет в обед. Габариты 645D и 645Z схожи практически до миллиметра, есть масса общих черт и в плане размещения органов управления, но имеются и различия. Основное — это наклонный дисплей, который в Pentax всё же решились использовать даже в камере среднего формата. Да, при неспешной работе в студии со штатива наклонный дисплей нужен редко, но производитель позиционирует свое творение как всепогодный фотоаппарат, который можно использовать в поле. И вот именно в поле при съёмке с нижних ракурсов наклонный экран может оказаться весьма кстати, да и угловой видоискатель устанавливать не придётся. Подобной фишки нет даже у топовых полнокадровых камер, однако не потому, что Canon и Nikon не могут это сделать — они просто не хотят рисковать положением в плотно завоёванном сегменте, да и со скоростью фокусировки в режиме Live View у данных производителей дела обстоят не очень хорошо.
Увеличенный дисплей, да ещё и с наклонной конструкцией, естественно, повлиял на расположение клавиш управления — в особенности тех, которые были установлены под дисплеем в 645D. Но они не переехали — их просто пустили под нож, перенеся их функции на кнопки навигации, которые ранее не были многофункциональными. Хорошо это или плохо — судить сложно. Традиционно большее количество клавиш и прочих физических органов управления считалось признаком более высокого класса устройства. Однако, по субъективным ощущениям, нельзя сказать, что отсутствие выделенных клавиш выбора режима протяжки, баланса белого, режима цветопередачи и режима работы вспышки столь уж сильно влияет на удобство. К тому же теперь среднеформатный Pentax по способу управления стал гораздо ближе к K-5 или к K-3 и даже к бюджетному K-500. Меню у этих камер также практически идентичное, и это позволяет за считаные минуты привыкнуть к старшей камере даже после использования зеркалки Pentax начального уровня.
Спереди располагаются байонет объектива, лицевой диск управления, а также приёмник ИК-сигналов пульта ДУ.
С тыла находится видоискатель, левее которого разместился диск выбора режима фокусировки, а правее — диск переключения между режимом фото и видео. Да-да, режимом видео в среднеформатной камере, тогда как Nikon в своём неоретроаппарате Df от данной фишки отказалась. К слову, в случае 646D на этом месте был трёхпозиционный диск выбора зоны фокусировки. Но в новинке режимов пять против трёх у предшественника, поэтому данная функция на отдельном диске была бы не особо удобной в работе. В правой части тыльной стороны находится основной диск управления, клавиша блокировки экспозиции, привычная «пентаксистам» зелёная клавиша, кнопка автофокуса, объединённые в схематический круг многофункциональные клавиши навигации с кнопкой ввода по центру, а также клавиша переключения точки фокуса или слота памяти, кнопка видеозаписи/перехода в режим LiveView, клавиши перехода в режим просмотра, смены режима отображения информации и входа в основное меню.
Сверху на среднеформатнике куда больше места, чем на классической зеркалке, так что и всевозможных функциональных элементов сюда можно уместить больше. Тут находятся микрофоны, «горячий башмак», клавиши съёмки в RAW, настройки брекетинга, смены режима выбора зоны фокусировки и временной блокировки. Ближе к тыльной части, левее видоискателя, находится селектор режимов работы, дополненный рычажком выбора режима экспозамера. Селектор отличается от того, что был установлен у предшественника, к тому же теперь на нём предусмотрено три пользовательских режима вместо одного. Правее видоискателя разместился огромный дополнительный сегментный дисплей с изумрудной подсветкой, клавиша включения этой самой подсветки, кнопка спуска затвора с рычажком питания, крайнее положение которого подпружинено — оно отвечает за просмотр глубины резкости. Тут же ютятся крохотные клавиши коррекции экспозиции и управления чувствительностью, которые чётко попадают под конец и начало первой фаланги указательного пальца. Это решение на практике оказалось весьма удобным.
Снизу находится лишь отсек установки аккумулятора, а также площадка установки на штатив при горизонтальной ориентации.
Большую часть левой боковой поверхности занимает вторая площадка установки на штатив — для вертикального положения. Также тут находятся разъём подключения синхрокабеля, крышка пары отсеков SD и резиновая заглушка, скрывающая порты HDMI и USB 3.0, вместе с разъёмами подключения внешнего микрофона и питания. Правая боковая поверхность тоже не пустует: тут находится скрытый резиновой заглушкой разъём подключения проводного пульта ДУ, а также рычажок поднятия зеркала. Последний позволяет заранее поднять зеркало — иногда это может быть полезно, так как оно огромно, весит немало и даёт ощутимую вибрацию.
⇡#Дисплей, видоискатель и интерфейс
Видоискатель большой и светлый, но его область покрытия кадра составляет лишь 98%, тогда как даже у доступных кропнутых зеркалок Pentax стопроцентное покрытие кадра. Впрочем, главное то, что он удобен, да и комплектный резиновый наглазник хорош. Встроенный сегментный дисплей отображает довольно много информации. Диоптрийная регулировка осуществляется при помощи прорезиненного кольца, окружающего корпус видоискателя. В общем, работать с видоискателем удобно.
Дисплей размером 3,2 дюйма с разрешением 1037 тыс. точек сейчас вряд ли кого-то может удивить — такие встречаются даже в сравнительно недорогих фотокамерах. Да и у более или менее схожих по цене малоформатных Nikon 4Ds и Canon 1Dx размер и разрешение дисплеев аналогичные. А вот чего у прямых — и не совсем прямых — конкурентов нет, так это поворотного дисплея. Как уже отмечалось, они просто не решаются на такой шаг, ведь многие продвинутые фотографы всё ещё воспринимают подобное решение как шаг в сторону бюджетного сегмента и неопытных фотографов. Но в Pentax после перехода под крыло Ricoh активно прощупывают новые сегменты и новые слои покупателей, которые могут оценить такую особенность, ведь наклонный дисплей позволяет снимать с нижних ракурсов без углового видоискателя, что особо актуально при работе вне студии.
Непосредственно к дисплею претензий нет — огромные углы обзора, хорошие цветопередача и контраст, блики на солнце не досаждают, да и вообще при падении прямых солнечных лучей дисплей читается хорошо. Верхний дополнительный сегментный дисплей значительно больше, чем у топовых полнокадровых камер, но при этом информации на нём не так уж много, зато размер шрифта гораздо крупнее — не приходится присматриваться, да и выводимой информации более чем достаточно. В отличие от тех же «фулфреймов» либо конкурентов из лагеря среднеформатных камер (хотя конкурентами их назвать сложно из-за огромной разнице в цене), у Pentax 645Z дополнительный дисплей установлен под небольшим углом, поэтому легко читается как при взгляде сверху, так и сзади, благодаря чему основной экран можно смело отключать при любом ракурсе взгляда на камеру. Подсветка сегментного дисплея изумрудного цвета, но при её активировании проявляется один недостаток — при взгляде чётко сверху дисплей резко теряет контрастность, хотя при отключенной подсветке данный эффект не столь выражен.
А вот теперь мы добрались до самого неожиданного решения — меню. Почему неожиданного? Да потому что оно практически полностью копирует меню K-3 и K-5. Весьма существенно сходство даже с меню зеркалок начального уровня. Да, конечно, в наличии или отсутствии некоторых пунктов меню различия есть, но они незначительны. А вот общая иерархия меню, цветовая схема, начертание графических элементов, а также шрифта идентичны. Шрифты Pentax не ругал уже только ленивый, но производителя это ни капли не волнует. И если в случае цветастой K-50 это хоть и второстепенно, но важно, то в случае среднеформатного фотоаппарата на это даже не обращаешь внимания. Само же меню весьма удобно и совершенно не тормозит, чем немного грешила 645D. В общем, благодаря унификации способов управления и меню перейти с кропнутой зеркалки Pentax на средний формат чрезвычайно легко. Процесс миграции даже сложно ощутить, и с новинкой получается работать так, будто пользовался ей и раньше. Ниже для ознакомления с пользовательским графическим интерфейсом приведено несколько снимков дисплея.
Для людей, не слишком знакомых с таким типом фотоаппаратов, главная особенность камеры — это средний формат сенсора. Шутка ли, 44x33мм, почти 52 Мп! Это примерно в два раза больше, чем у классических полнокадровых зеркалок.
В случае зеркалок Pentax с APS-C-сенсором первым делом мы всегда отмечали потрясающую функцию сдвига и наклона матрицы, которая вдобавок позволяет при помощи встроенного гироскопа наклонять матрицу для удержания линии горизонта в пределах ±2 градуса. Однако в среднеформатнике этого нет — сенсор довольно велик, поэтому организовать подобную функцию сложнее. Нельзя сказать, что в камере подобного класса данная функция не нужна, ведь тот же сдвиг сенсора при работе со штатива мог бы пригодиться. Но чего нет — того нет. К слову, стабилизации тоже нет, что тоже не удивительно и объясняется в том числе размерами сенсора, к тому же у Pentax имеются объективы со стабилизацией, чего нет у конкурентов. Пылетряс есть — и на том спасибо.
Также имеются особенности, свойственные более простым камерам. Например, функция склейки HDR-фото, причём с возможностью указания вилки экспозиции (1, 2 или 3 ступени), тремя режимами склейки и работой в режиме RAW. Кроме того, имеется функция программного расширения динамического диапазона — коррекция теней и коррекция засветок (по три уровня активности плюс автоматический режим работы). В общем, привычные настройки, но у среднеформатников широчайший динамический диапазон, так что особой необходимости в данной функции нет. Также предусмотрена коррекция разнообразных искажений объектива — дисторсии, хроматических аберраций и виньетирования, что важно для такого большого сенсора, а также коррекция дифракции. К особенностям стоит отнести и отсутствие низкочастотного фильтра. Но если в случае K-3 с проявлением муара боролась функция микровибраций сенсора, то в 645Z нет даже стабилизатора, не то что такой экзотической функции. Однако и заметить проявление муара на практике довольно сложно.
Ещё одна интересная особенность — это связь камеры со смартфоном, причём возможен не только просмотр отснятых изображений, но и управление в режиме LiveView, спуск затвора, выбор точек фокуса, а также установки экспозиции. Внимательный читатель сразу же возмутится: как так, в камере ведь нет Wi-Fi-модуля! Его действительно нет, зато камера поддерживает карты памяти Eye-Fi и FLU, причём не только в качестве устройства для передачи отснятого материала. К сожалению, ограничение у мобильного софта есть — для устройств Apple ОС должна быть не ниже 6-й версии, что проблемой по сути не является, а для Android необходима версия ОС не ниже 4.2.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
Среднеформатные камеры создаются для неторопливой и размеренной работы в студии, поэтому особых требований к скорости включения попросту нет. Однако мы все равно отметим, что фотоаппарат готовится к работе чрезвычайно быстро — сделать первый снимок можно, как только рычаг питания переведён в положение ON.
С серийной съёмкой всё ещё интереснее. Средний формат в принципе не подразумевает очередей со скоростью 12 или даже 6 кадров в секунду. Например, предыдущая среднеформатная камера Pentax снимала аж целый 1 кадр в секунду. Новинка же способна отстрелять серию со скоростью 3 кадра в секунду, что по меркам среднего формата быстро, а главное, необычно. Но вот беда: независимо от настроек коррекции объектива и прочих программных обработок, уровня чувствительности и шумоподавления, подопытный выдаёт три кадра в секунду в течение одной лишь секунды, после чего имеется задержка, длительность которой зависит от скорости карты памяти. Затем ещё 3 кадра, ещё задержка — и так далее. Но удивительнее всего то, что подобное поведение свойственно не только при съёмке в RAW или TIFF с гигантским размером файлов, но и в JPEG (хотя стоит отметить, что и в данном формате размер файла достигает 28 Мбайт, а это тоже немало). В общем, декларируемый рост скорости серийной съёмки на практике даёт немного.
Ещё один интересный момент — рост скорости фокусировки. Не секрет, что 645D была и остаётся весьма нерасторопной, к тому же нередко имеют место промахи автофокуса. Разумеется, для студийной камеры автофокус по большому счёту не так уж важен, но улучшение данной функции совершенно не помешает. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной точке, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см. При фазовом методе фокусировки на объект удалось навестись за 0,56 секунды. Не то чтобы быстро, но вполне приемлемо. При использовании контрастного метода в режиме LiveView 645Z уложилась в 0,75 секунды, что лучше, чем у полнокадровых и большинства «кропнутых» зеркалок. Тут стоит отметить, что именно фотоаппараты Pentax среди классических зеркалок являются рекордсменами по скорости фокусировки в режиме LiveView. К слову, скорость фокусировки при фазовом методе мало зависит от уровня освещенности, что приятно радует. К тому же автофокус крайне цепкий — навестись на тестовый шаблон удалось при освещённости всего-навсего 0,2 лк. А это, между прочим, рекордный показатель. В режиме LiveView автофокус смог навестись только при освещённости 1,2 лк, что, впрочем, всё равно является сравнительно неплохим показателем.
Фокусировка работает в трёх режимах — покадровом, следящем и ручном. Переключение между ними осуществляется при помощи вращающегося диска слева от видоискателя, а вот переключиться в режим ручной фокусировки можно при помощи ползунка на корпусе объектива. При автофокусировке по фазовому методу предусмотрено четыре режима выбора зоны (по центру, авто, зона 3х3, а также ручной выбор точки), но зона покрытия чрезвычайно мала, поэтому на практике частенько приходится крутить диск фокусировки вручную даже вне студии. При контрастном методе фокусировки режимов уже пять — по центральной зоне, авто, ручной выбор, а также режимы ведения объекта и обнаружения лиц. Последние два явно достались в наследство от серии K. Режим ведения практически неработоспособный — его не стоило включать в перечень функций даже для галочки. Режим определения лиц, напротив, работает весьма корректно, но в голове как-то не укладывается, что владелец такого фотоаппарата будет его использовать. При фокусировке вручную в режиме LiveView доступна функция подсветки зон резкости, или же «пикинг», но какой-либо настройки активности функции или же изменения цвета подсветки не предусмотрено. Стоит отметить, что производитель предлагает три варианта фокусированного экрана — стандартный, с простой композиционной сеткой и с сеткой «золотого сечения».
Экспозамер тоже без изысков — три стандартных режима. Однако установка экспопары традиционно для Pentax дополнена режимом приоритета выдержки и диафрагмы, а также обратного ему режима приоритета чувствительности. Коррекция экспозиции осуществляется в стандартных пределах от -5 до +5 EV. А вот брекетинг экспозиции смог удивить: можно снять не только 2 или 3, но и целых 5 кадров, которые камера записывает не мешкая, тогда как при серийной съёмке торможения начинаются уже после 3-го кадра. Что касается точности автоматической установки экспозиции, то тут 645Z на высоте, причём не только при естественном, но и при искусственном освещении. Особо впечатляет работа автоматики при съёмке со слабой освещённостью — большинство камер в этом случае задирает экспозицию, а наш подопытный справляется на отлично. В лабораторных условиях при искусственном освещении автоматика также не подкачала. При использовании ламп накаливания ошибка не превышает -0,03 EV, что заметить невозможно в принципе. При использовании ламп дневного света ошибка больше, но всё равно без непосредственного сравнения с эталоном совершенно незаметна — до 0,09 EV.
В настройках баланса белого возможен выбор одной из множества предустановок (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, вспышка, 4 варианта флуоресцентных ламп), а также установка баланса белого с сохранением оттенка источника света, три отдельных контейнера с возможностью ручной установки цветовой температуры в диапазоне 2500-10000 К с шагом 100 K либо 20 майред (отображается в кельвинах), а также три контейнера ручной настройки и автоматический режим, причём любая из настроек баланса белого может быть подстроена по шкале B-A/G-M непосредственно в быстром меню выбора настройки баланса белого. При выборе пресета или подстройке результат сразу же отображается на экране, но не в реальном времени, а на последнем созданном снимке. Кроме того, в меню настройки возможен предварительный просмотр. В пользовательских настройках предусмотрено два варианта коррекции при освещении лампами накаливания.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [майредах].
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в форматах RAW (шумоподавление в конвертере отключено), а также JPEG с минимальным сжатием с тремя вариантами активности шумоподавления, баланс белого был выставлен автоматически. Тут стоит отметить одну важную особенность — как и многие камеры Pentax, модель 645Z поддерживает установку различного уровня активности шумоподавления для каждого уровня чувствительности. RAW-файлы конвертировались в TIFF при помощи пакета Lightroom 5 с настройками по умолчанию. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CC с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 100 до 204 800 единиц в ISO-эквиваленте.
Фр 1 | RAW | JPEG без ШП |
JPEG ШП низкое |
JPEG ШП нормальное |
JPEG ШП сильное |
ISO 100 |
|||||
ISO 200 |
|||||
ISO 400 |
|||||
ISO 800 |
|||||
ISO 1600 |
|||||
ISO 3200 |
|||||
ISO 6400 |
|||||
ISO 12800 |
|||||
ISO 25600 |
|||||
ISO 51200 |
|||||
ISO 102400 |
|||||
ISO 204800 |
Фр 2 | RAW | JPEG без ШП |
JPEG ШП низкое |
JPEG ШП нормальное |
JPEG ШП сильное |
ISO 100 |
|||||
ISO 200 |
|||||
ISO 400 |
|||||
ISO 800 |
|||||
ISO 1600 |
|||||
ISO 3200 |
|||||
ISO 6400 |
|||||
ISO 12800 |
|||||
ISO 25600 |
|||||
ISO 51200 |
|||||
ISO 102400 |
|||||
ISO 204800 |
Фр 3 | RAW | JPEG без ШП |
JPEG ШП низкое |
JPEG ШП нормальное |
JPEG ШП сильное |
ISO 100 |
|||||
ISO 200 |
|||||
ISO 400 |
|||||
ISO 800 |
|||||
ISO 1600 |
|||||
ISO 3200 |
|||||
ISO 6400 |
|||||
ISO 12800 |
|||||
ISO 25600 |
|||||
ISO 51200 |
|||||
ISO 102400 |
|||||
ISO 204800 |
RAW (конвертировано в TIFF)
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 0,4 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/5 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/10 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/20 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/40 c, ISO 1 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/80 c, ISO 3 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/160 c, ISO 6 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/320 c, ISO 12 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/640 c, ISO 25 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/1250 c, ISO 51 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/2500 c, ISO 102 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/16, 1/3200 c, ISO 204 800
JPEG, шумоподавление отключено
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 0,4 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/5 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/10 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/20 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/40 c, ISO 1 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/80 c, ISO 3 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/160 c, ISO 6 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/320 c, ISO 12 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/640 c, ISO 25 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/1250 c, ISO 51 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/2500 c, ISO 102 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/16, 1/3200 c, ISO 204 800
JPEG, шумоподавление слабое
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 0,4 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/5 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/10 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/20 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/40 c, ISO 1 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/80 c, ISO 3 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/160 c, ISO 6 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/320 c, ISO 12 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/640 c, ISO 25 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/1250 c, ISO 51 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/2500 c, ISO 102 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/16, 1/3200 c, ISO 204 800
JPEG, шумоподавление нормальное
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 0,4 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/5 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/10 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/20 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/40 c, ISO 1 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/80 c, ISO 3 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/160 c, ISO 6 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/320 c, ISO 12 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/640 c, ISO 25 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/1250 c, ISO 51 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/2500 c, ISO 102 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/16, 1/3200 c, ISO 204 800
JPEG, шумоподавление сильное
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 0,4 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/5 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/10 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/20 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/40 c, ISO 1 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/80 c, ISO 3 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/160 c, ISO 6 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/320 c, ISO 12 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/640 c, ISO 25 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/1250 c, ISO 51 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/13, 1/2500 c, ISO 102 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=43 мм, f/16, 1/3200 c, ISO 204 800
В камере предусмотрены «горячий башмак» и порт синхронизации. Все настройки работы внешних вспышек осуществляются при помощи их собственных органов управления, но для камеры такого класса это норма. В общем, это фактически всё, что можно было бы сказать о работе со вспышками, если бы не одно «но» — максимальная скорость синхронизации составляет 1/125 секунды, чего достаточно не всегда. Конечно, есть выход в виде объективов с центральным затвором, ведь при использовании оптики данного типа синхронизация возможна на любых выдержках. Но, во-первых, их всего два (75 и 135 мм), во-вторых, они не поддерживают функцию автофокуса. Ну и в-третьих, даже при их использовании минимальная выдержка составляет всего 1/500 секунды, тогда как у гораздо более дорогих Hasselblad H5D-50c и связки Phase One DF+ IQ250 при использовании объективов с центральным затвором минимальная выдержка составляет 1/800 и 1/1600 секунды соответственно.
Пары слов заслуживает и парк накамерных вспышек. Современных вспышек с поддержкой P-TTL существует шесть штук, причём среди них имеются маломощная AF200FG, кольцевая AF160FC, а также, что наиболее важно, две всепогодные вспышки AF540FGZ II и AF360FGZ II (ведущее число при ISO 100 54 и 36 соответственно), что с учётом наличия всепогодного корпуса и всепогодной оптики является вполне логичным шагом. Конкуренты на этом поприще противопоставить ничего не могут.
⇡#Работа в режиме съёмки видео
Новинка способна записывать видео. Да-да, именно видео, что для среднего формата не является чем-то крайне необходимым, да и работа с тяжёлым фотоаппаратом в режиме видео — то ещё удовольствие. Тут сложно не вспомнить в очередной раз про полнокадровую неоклассику Nikon, где режима видео нет. А главное, у конкурентов от Hasselblad и Phase One, которые получили точно такую же КМОП-матрицу производства Sony, режим видеосъёмки также не предусмотрен.
Однако чем-то экстраординарным Pentax 645Z в режиме записи видео не выделяется, ведь максимум, на что он способен, — это Full HD-ролики в режиме 60i, а при прогрессивной развёртке предел — всего 30 кадров в секунду. Впрочем, не стоит забывать, что у используемой матрицы довольно внушительный динамический диапазон, что позволяет снимать в условиях, где большинство зеркалок и «беззеркалок» пасует, вовсю используя программную обработку для вытягивания теней и светов. Разумеется, предусмотрено ручное управление параметрами экспопары, да и разнообразные программные обработки, доступные в режиме фото, также можно использовать. В настройках звука возможно задание громкости звукозаписи как автоматически, так и вручную. Также возможно подключение внешнего микрофона. Режим параллельной съёмки фото не предусмотрен.
Пример записи 1080/60i
⇡#Источники питания и автономная работа
В фотоаппарате используется литий-ионный аккумулятор ёмкостью 14 Вт·ч, который также устанавливается в фотокамеры Pentax K-3 и K-5 II. K-3, напомним, — топовая камера Pentax с APS-C-сенсором, которая оборудована не только аналогичным аккумулятором, но и аналогичным процессором. По заявлению производителя, эта «кропнутая» зеркалка способна отснять 720 кадров, тогда как флагманский 645Z с более крупным зеркалом и размером снимков (соответственно, с большими затратами энергии) — 650 кадров. На практике нам удалось сделать 625 снимков. Возможно, это связано с более длительной подготовкой к съёмке кадров, чем в случае K-3, который смог отснять даже чуть больше заявленного. Зарядка аккумулятора осуществляется исключительно в отдельном зарядном устройстве. Батарейной ручки для среднеформатных камер Pentax нет, а вот сетевой источник питания имеется, что важно для работы в студии. Ну а при съёмке пейзажей стоит озаботиться приобретением набора сменных аккумуляторов.
Съёмка в JPEG, естественное освещение
Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками
Съёмка в DNG (конвертировано в TIFF), предварительный просмотр в JPEG
Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками
Те, кому действительно нужен средний формат, и без нас знают, что на камеры других типов можно просто не смотреть. Так что сравнивать 645Z мы будем в первую очередь с другими среднеформатниками и его предшественником — 645D. Последний сейчас ощутимо дешевле новичка, но на момент начала его продажи он стоил все 10 000 долларов, тогда как 645Z стартует от 8 500, поэтому изначально новинка находится даже в лучшем положении. Кроме того, она стала заметно шустрее предшественницы — сократилось время реакции, увеличена скорость серийной съёмки и скорость фокусировки, к тому же недешевая камера просто наконец-то не тормозит. Кроме того, появился наклонный дисплей, что в среднем формате раньше не встречалось.
Переход с ПЗС-сенсора Kodak на КМОП-матрицу Sony в плане цветопередачи прошёл фактически безболезненно, но зато появилась поддержка Full HD-видеозаписи, что делает систему более универсальной, тогда как конкуренты на базе того же сенсора данной функции не обучены. Вообще, у новинки немало плюсов и помимо цены да режима видео: эргономичный, достаточно компактный и, главное, пылевлагозащищённый корпус, наиболее высокая скорость съёмки, наибольший в классе диапазон чувствительности, наибольшее количество точек фокусировки (хотя тут нельзя не отметить, что сконцентрированы они все в центре поля кадра), а также наличие оптики со стабилизацией, чем конкуренты похвастаться не могут. В общем, именно эти особенности позволяют использовать 645Z не только в студии, но и вне помещения — даже под проливным дождём. Конечно, съёмка должна быть более размеренной, чем в случае «репортажников», к тому же камера осилит не все репортажные сцены, но, в отличие от конкурентов, у неё есть шанс.
Выражаем благодарность украинскому представительству компании RICOH IMAGING COMPANY за оборудование, предоставленное для тестирования.