AMD и NVIDIA уже давно являются конкурентами, и теперь у них появилось новое поле для противостояния: эти компании будут сражаться на рынке мониторов. При этом оба оппонента не выпускают свои модели дисплеев и не пользуются ОЕМ-схемой. Они просто предлагают разные технологии для получения динамической частоты обновления экрана, а пригодится это в первую очередь геймерам.
Существует много очень известных проблем, с которыми могут столкнуться геймеры, и в этой статье мы расскажем о двух из них – разрывах изображения и «фризах», а также о том, как с этими проблемами будут бороться производители видеокарт, AMD и NVIDIA. Но перед тем как переходить к сути, вспомним, что представляют собой «фризы» и разрывы и откуда они берутся.
Разрыв представляет собой кратковременный и хорошо заметный сдвиг части кадра по горизонтали. Происходит он по следующей причине: когда монитор выводит изображение из кадрового буфера видеокарты на экран, GPU успевает подготовить следующий кадр во втором буфере и поменять буферы местами. Тогда верхняя часть изображения относится к первому кадру, а нижняя — уже к следующему.
Для того чтобы избавиться от разрывов, была придумана технология V-Sync. Она ограничивала частоту кадров, которую выдавала видеокарта, частотой вертикальной развёртки монитора. Подразумевалось, что в этом случае смена буферов на стороне GPU происходит синхронно с циклами обновления экрана. Вот только если количество кадров, создаваемых видеокартой, оказывалось меньше частоты развёртки монитора (которая обычно составляет 60 FPS), то в игре появлялась вторая проблема – кратковременное замирание изображения, которое получило название «фриз».
«Фриз» появлялся по следующей причине: к тому времени, когда монитор должен показывать новый кадр, видеокарта не успевает его подготовить. Поэтому смена буфера задерживается, и старый кадр продолжает находиться на дисплее до тех пор, пока видеокарта не справится со своей задачей.
Для решения этих проблем компании AMD и NVIDIA создали свои технологии динамического изменения частоты обновления экрана. Компания NVIDIA сконструировала специальный модуль, который встраивается в монитор (технология называется NVIDIA G-Sync), а в AMD пошли другим путём – создали технологию AMD FreeSync, которой не нужно проприетарное железо.
Создание FreeSync стало возможным благодаря функции Adaptive-Sync, которая был добавлена в спецификацию DisplayPort 1.2a в качестве возможной, дополнительной опции. Она позволяет динамически менять частоту обновления экрана (без привязки к GPU любого производителя) и появилась не без участия AMD. Суть технологии AMD FreeSync заключается в том, что, благодаря функции Adaptive-Sync, частота обновления монитора синхронизируется с «кадровой частотой» некоторых видеокарт AMD.
Решение AMD получилось более простым и элегантным, нежели решение NVIDIA. Для использования FreeSync производителям дисплеев не надо интегрировать специальный модуль и делать лицензионные отчисления. Для использования FreeSync необходим монитор, который поддерживает DisplayPort 1.2a вместе с опцией Adaptive-Sync и, конечно же, видеокарта или APU AMD. На момент написания этой статьи технологию AMD FreeSync поддерживают следующие видеокарты и APU:
У героя нашей статьи, LG 34UM67-P, есть две отличительные черты: поддержка технологии AMD FreeSync и экран с разрешением 2560 × 1080 пикселей и соотношением сторон 21:9. Такие необычные пропорции экрана пригодятся тем, кто часто работает с документами или любит смотреть кино. Дело в том, что при таком соотношении сторон с экрана пропадут горизонтальные чёрные полосы, которые есть практически в каждом видео.
Чёрные полосы появляются на видео не просто так. Ведь кино снимают для того, чтобы показать его в первую очередь в кинотеатрах, а там соотношение сторон экрана может быть любым, ведь за показ картинки отвечает проектор, а не ЖК-экран. За все годы развития кинематографа человечество придумало множество форматов и соотношений сторон кадров, а на момент написания этой статьи самым популярным считается соотношение сторон, близкое к 21:9.
После показа фильма в кинотеатрах его начинают адаптировать для популярного в народе формата 16:9 — именно такое соотношение сторон имеет большинство телевизоров и ноутбуков, а также почти все мониторы. Для этого кадр уменьшают по диагонали, а иногда ещё могут обрезать слева и справа. В результате в верхней и нижней частях кадра появляются чёрные полосы, которыми закрывают неиспользованное пространство. Именно их мы и видим на всех телевизорах и мониторах с соотношением сторон 16:9.
Исключение из этого правила составляют фильмы, снятые камерами IMAX, – соотношение сторон этого формата близко к 16:9, поэтому смотреть такое видео можно без чёрных полос. Вот только IMAX-камер в мире мало, да и съёмка в таком формате стоит дорого. Вероятно, именно поэтому Кристофер Нолан снял в IMAX только часть сцен в «Тёмном рыцаре».
LG 34UM67-P | |
Экран | |
Диагональ, дюймы | 34 |
Соотношение сторон | 21:9 |
Покрытие матрицы | Матовое |
Стандартное разрешение, пикс. | 2560 × 1080 |
PPI | 82 |
Параметры изображения | |
Тип матрицы | IPS |
Заявленный цветовой охват | Cвыше 99 % sRGB |
Тип подсветки | НД |
Макс. яркость, кд/м2 | 300 |
Контрастность статическая | НД |
Количество отображаемых цветов | НД |
Частота горизонтальной развёртки, кГц | НД |
Частота вертикальной развёртки, Гц | НД |
Время отклика BtW, мс | НД |
Время отклика GtG, мс | 5 |
Максимальные углы обзора по горизонтали/вертикали, ° |
НД |
Разъемы | |
Видеовходы | 1 × DVI-D 1 × HDMI; 1 × DisplayPort; |
Видеовыходы | НД |
Дополнительные порты | 3,5-мм аудиовход для вывода звука с ПК 3,5-мм аудиовыход для наушников |
Встроенные колонки: число × мощность, Вт | 2 x 7 |
Физические параметры | |
Регулировка положения экрана | Угол наклона |
VESA-крепление: размеры (мм) | 100 × 100 |
Крепление для замка Kensington | Нет |
Блок питания | Внешний |
Макс. потребляемая мощность в работе / в режиме ожидания (Вт) |
46 / 0,5 |
Габаритные размеры (с подставкой) Д × В × Г, мм |
830 × 440 × 175 |
Габаритные размеры (без подставки) Д × В × Г, мм |
НД |
Масса нетто (с подставкой), кг | НД |
Масса нетто (без подставки), кг | НД |
Ориентировочная цена | $650 |
Как мы уже писали, диагональ матового экрана LG 34UM67-P составляет 34 дюйма, разрешение – 2560 × 1080 пикселей, а соотношение сторон равно 21:9. Тип используемой подсветки – White LED, а исходя из значения максимальной потребляемой мощности в 46 Вт, можно предположить, что в этом мониторе используется торцевая светодиодная подсветка. К сожалению, найти вход в сервисное меню монитора не удалось, поэтому точная модель используемой AH-IPS-матрицы осталась неизвестной.
Максимальная заявленная яркость монитора составляет 300 кд/м2. Статическая контрастность экрана должна составлять 1000:1, а количество отображаемых цветов – 16 млн, что намекает на использование 8-битной матрицы, ну или 6-битной, дополненной технологией FRC. Время отклика, измеренное по методике GtG, составляет 5 мс. Это типичные характеристики хорошего AH-IPS-дисплея.
Монитор LG 34UM67-P прошёл дополнительную заводскую калибровку и, если верить отчёту, найденному в коробке, среднее Delta E для градаций серого должно быть меньше 2 единиц.
На момент публикации этой статьи монитор LG 34UM67-P не продавался в России. На американском сайте LG за него просят около $650, что составляет примерно 34 000 рублей по курсу 52 рубля за $1. Вполне вероятно, что после появления в рознице этот монитор будет стоить около 40 000 рублей.
На фронтальной стороне дисплея нет ничего примечательного, кроме логотипа производителя и светодиода, который находится прямо под логотипом. Рамки у монитора чуть тоньше, чем у других моделей, хотя на титул «безрамочный дисплей» LG 34UM67-P, на наш взгляд, не претендует.
Все разъёмы дисплея находятся на его задней стороне, почти все они расположены перпендикулярно матрице. На обратной стороне LG 34UM67-P находятся порты DVI-D, DisplayPort и HDMI. Для вывода звука с ПК и для подключения наушников предусмотрены два 3,5-мм аудиоразъёма. Также здесь находится крепление VESA 100 × 100 мм.
На левом и правом торцах дисплея нет щели кардридера, разъёмов для подключения наушников или портов USB. Впрочем, если бы они там и были, тянуться до них было бы крайне неудобно – экран у LG 34UM67-P оказался очень широким.
На нижнем торце монитора расположены джойстик и два динамика. Всё управление монитором осуществляется при помощи этого джойстика, который по совместительству служит клавишей питания.
Подставка у героя нашей статьи самая простая — она позволяет только наклонить экран монитора, о поворотах и подъёмах можно даже не мечтать. Зато на большой ножке LG 34UM67-P можно хранить флешки и прочую околокомпьютерную мелочь.
Комплектация у LG 34UM67-P оказалась небогатой: блок питания, кабель HDMI, а также два оптических диска и брошюры с гарантийным талоном. Ничего необычного.
Меню монитора можно разделить на две части: быстрое и полноценное. Быстрое меню открывается после нажатия на джойстик. C его помощью можно открыть обычное меню, настроить режим Picture-by-Picture, а также выбрать один из игровых профилей изображения.
Обычное меню разделено на шесть пунктов и выводится в правом верхнем углу — изменить его положение, прозрачность или время отображения нельзя. В первом пункте меню находятся основные настройки монитора и выбор источника сигнала.
Второй пункт меню посвящён настройке режима Pictutre-by-Picture.
В третьем пункте можно выбрать профиль монитора, а также произвести тонкие настройки цветопередачи.
Остальные пункты меню банальны. Они посвящены настройкам звука встроенных колонок и другим параметрам, которые можно найти практически у любого дисплея.
Монитор LG 34UM67-P был протестирован по нашей методике при помощи колориметра X-Rite i1Display Pro, программного комплекса Argyll CMS и графического интерфейса dispcalGUI. Версии программного обеспечения — самые последние на момент написания этого обзора. Все операции осуществлялись в Windows 8, во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.
В соответствии с нашей методикой мы измерим следующие параметры монитора:
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. В последнем случае цвета конвертируются по внутренним LUT монитора (которые могут иметь разрядность вплоть до 14 бит на канал) и выводятся на 10-битную матрицу, в то время как попытка сузить цветовой охват до границ sRGB инструментами цветокоррекции ОС приведёт к снижению точности кодирования цвета. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение часа, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Визуальная оценка качества изображения
При воспроизведении тестового видео никаких проблем с качеством картинки не возникало. К цветопередаче монитора претензий у нас не нашлось, но так — с учётом цены и типа матрицы LG 34UM67-P — и должно быть. Напомним, это всего лишь оценка на глаз — далее мы перейдём к полноценному тестированию.
К сожалению, небольшой Glow-эффект у монитора был, но заметить его можно было только при взгляде под очень большим углом. Эффекта Cross-hatching (пересекающиеся полосы, которые возникают на экране из-за рельефа матового покрытия) мы не заметили.
Про частоту мерцания подсветки монитора, а также про использование ШИМ для контроля яркости экрана на сайте производителя ничего не сказано. За всё время, проведённое за монитором, мерцания подсветки нам заметить не удалось, а глаза не уставали при работе или просмотре видео.
Для тестирования технологии AMD FreeSync использовался следующий тестовый стенд:
Для включения FreeSync необходимо активировать одноимённую опцию в меню монитора и подключить его к совместимой видеокарте при помощи кабеля с разъёмами Display Port. Если всё сделано правильно, то на рабочем столе появится уведомление от Сatalyst Сontrol Сenter, в котором будет сказано, что обнаружен FreeSync-монитор. После этого надо включить технологию FreeSync в меню Сatalyst Сontrol Сenter, в подпункте Properties (Digital Flat Panel).
Также при подключении FreeSync-монитора стоит знать о двух важных особенностях. Для того чтобы эта технология заработала в играх без проблем, необходимо выставить в настройках графики игры (и в настройках Windows) максимальную частоту обновления экрана — в случае LG 34UM67-P это 75 Гц. Также для подключения монитора лучше использовать хороший, качественный кабель Display Port – с некоторыми дешёвыми кабелями, которые не прошли сертификацию Display Port, технология FreeSync может не работать.
После всех необходимых настроек технология AMD FreeSync заработала и справилась со своей задачей, убрав с экрана разрывы изображения и «фризы».
Играть на LG 34UM67-P было очень удобно и приятно, особенно в автосимуляторы – сказывается необычное соотношение сторон экрана. Что касается FreeSync, то эта опция работает по-разному — в зависимости от того, включена ли одновременно с ней вертикальная синхронизация или выключена. В первом случае максимальная частота смены кадров ограничивается частотой экрана (в случае с нашим подопытным – 75 Гц). Так всегда действует G-Sync, но AMD предоставляет альтернативный вариант: вертикальная синхронизация отключается при выходе из частотного диапазона, доступного монитору, вследствие чего возникают разрывы кадра, но сокращается время реакции на ввод.
⇡#Тестирование LG 34UM67-P до калибровки
Профиля sRGB или подобного у LG 34UM67-P нет, поэтому монитор был протестирован с использованием профиля, который был установлен по умолчанию.
Максимальная яркость белого оказалась высокой – 332 кд/м2, а чёрного – 0,32 кд/м2. В результате статическая контрастность находится на уровне 1000:1 — это отличный показатель для IPS-матрицы.
Цветовой охват LG 34UM67-P перекрывает 98,8% sRGB. Он немного шире в зеленом, жёлтом и красном цветах, но до Adobe RGB ему всё равно далеко.
Цветовая температура у монитора оказалась немного завышенной — она превышала норму примерно на 200–400 К. Это плохо, но не слишком критично, к тому же производитель не относит LG 34UM67-P к профессиональным моделям, поэтому такие небольшие колебания цветовой температуры ему простительны.
Гаммы зелёного и красного цветов практически слились с эталонной кривой, а вот кривая синего немного отдалилась от неё. Гамма серого получилась практически идеальной.
Среднее значение погрешности цветопередачи Delta E составило 2 единицы, а максимальное – 6,29 единицы.
⇡#Тестирование LG 34UM67-P после калибровки
После калибровки максимальная яркость белого уменьшилась незначительно и составила 317 кд/м2 вместо 332 кд/м2 . А вот яркость чёрного выросла на 50%, её новое значение – 0,48 кд/м2 вместо старых 0,32. В результате статическая контрастность упала до уровня 660:1.
Цветовой охват после калибровки вернулся в норму. Его новое значение – 99,6% sRGB, при этом калибровка убрала паразитное смещение охвата и вернула точку белого к её законному месту – точке D65.
Калибровка чересчур сильно понизила цветовую температуру — теперь она стала на 200–300 К ниже эталонной.
Также она смогла совместить гамма-кривые трёх основных цветов, что в целом хорошо. А вот кривая серого цвета, наоборот, немного отдалилась от эталонной.
Также калибровка смогла улучшить показатель Delta E. Новое среднее значение Delta E составило 0,18 единицы, а максимальное – 0,6 единицы. Это просто великолепные результаты, которые редко встречаются даже у профессиональных мониторов.
Можно сказать, что LG 34UM67-P – весьма приятный монитор, но подойдёт он не всем: всё дело кроется в соотношении его сторон – 21:9. О покупке мониторов с такими широкими экранами стоит задуматься либо любителям смотреть видео, либо геймерам, владельцам новых видеокарт AMD. Последним должна понравиться технология AMD FreeSync, устраняющая разрывы изображения и «фризы», да и очень широкий экран нашего подопытного хорошо подойдёт для игр. Особенно для гонок.
Что касается качества картинки, то оно у LG 34UM67-P оказалось очень хорошим. Glow-эффект, вечный спутник всех мониторов с IPS-матрицами, на нём малозаметен, а к остальным параметрам картинки придраться было непросто.
К сожалению, на момент написания этой статьи дисплей LG 34UM67-P ещё не продаётся в России. Его стоимость в США – $650: на наш взгляд, это вполне справедливая цена за качественный монитор с огромной диагональю.
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после калибровки.
Редакция 3DNews.ru благодарит компанию «Графитек» за предоставленный колориметр X-Rite i1Display Pro.