Оригинал материала: https://3dnews.kz/927026

Сделано в России: обзор пакета офисных приложений «МойОфис»

Как театр начинается с вешалки, так и знакомство с любым программным продуктом начинается с вдумчивого изучения его официального сайта, в нашем случае — с площадки myoffice.ru. Опубликованная на ней информация гласит, что «МойОфис» — это облачное решение, состоящее из cloud-хранилища, приложений для редактирования текстов, электронных таблиц и презентаций, клиента электронной почты, служб для работы с контактными данными и онлайн-календарём. Офисный пакет поддерживает совместную работу с документами, сохраняет полную историю вносимых в них правок, позволяет разграничивать права пользователей и доступен на подавляющем большинстве платформ и устройств. Иными словами, «МойОфис» умеет делать всё то, с чем давно и отлично справляются Office 365, Google Docs, ONLYOFFICE и прочие облачные решения для работы с офисными документами. Так что же такого особенного в отечественном аналоге, так удачно подоспевшем к принятию ограничительных мер на допуск иностранного софта при осуществлении государственных и муниципальных закупок?

 Набор продуктов «МойОфис»

Набор продуктов «МойОфис»

Первое, на чём акцентируют внимание создатели «МойОфис», — это возможность развёртывания серверной части программного комплекса в частном облаке на стороне организации. Такой подход позволяет достаточно просто интегрировать продукт в IT-инфраструктуру предприятия и обеспечить соответствующий уровень защиты обрабатываемых в системе данных. Схема отработанная и используется во многих альтернативных решениях. Тот же Microsoft Office 365, к примеру, поддерживает такую модель развёртывания, как Private Cloud, и может быть установлен на серверах компании. Аналогичный механизм развёртывания есть и в ONLYOFFICE. Ничего инновационного в этом плане «Новые облачные технологии» не изобрели, хотя и преподносят эту возможность как конкурентное преимущество своего «Офиса».

В стандартный пакет «МойОфис» входят текстовой редактор, возможность работы с таблицами, почтой, календарём, презентациями и контактами

Вторая «фича» отечественного продукта, которую разработчики относят к разряду отличительных, — единое кроссплатформенное ядро, функционирующее в различных программных средах и, как следствие, идентично отображающее документы на любых устройствах, будь то персональный компьютер, планшет или смартфон. Если в остальных офисных пакетах корректное представление данных вне зависимости от версии используемого клиента является нормой, то в «МойОфис» эта функция почему-то выделена отдельной строкой. Не похвалишь — не продашь, как говорится. Любопытно, что в ядре российского продукта задействован внутренний формат OpenDocument Format (ODF), в котором программисты «Новых облачных технологий» реализовали объектную модель документа (Document Object Model), более подходящую для совместной работы с файлами. В ODF автоматически конвертируются все редактируемые в «МойОфис» документы, которые впоследствии при выгрузке из облачного хранилища приходится вновь преобразовывать в оригинальный формат. В нашем случае такая двойная обработка нередко приводила к порче стилевого оформления документов со сложной вёрсткой, коверканью отдельных элементов и искажению шрифтов. Такая беда при конвертировании файлов случается во многих офисных пакетах, и «МойОфис» не стал исключением. Понятно, что внутри организации обмен файлами в формате ODF не станет препятствием для документооборота, но что делать, если возникнет необходимость переслать документ сотруднику другой компании? Где гарантия, что он увидит содержимое документа именно в том виде, в котором он был свёрстан в «МойОфис»?

 Слева — оригинальный вордовский документ, справа — то, как его представляет «МойОфис» после конвертирования в формат ODF

Слева — оригинальный вордовский документ, справа — то, как его представляет «МойОфис» после конвертирования в формат ODF

Особой гордостью создателей «МойОфис» является тот факт, что ядро и ряд включённых в продукт компонентов написаны с чистого листа, а к работе над проектом были привлечены программисты, разрабатывавшие в своё время текстовый редактор «Лексикон» и офисный пакет QuickOffice. Клиентские приложения написаны на C++, при создании серверной части активно использовался язык программирования Java. Пользовательский интерфейс разрабатывался с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt, для хранения и обработки данных задействована свободная объектно-реляционная система управления базами данных PostgreSQL. Для работы с электронной почтой также использованы сторонние серверные opensource-решения. В компании отмечают, что контролируют весь код продукта и готовы предоставлять его организациям, проводящим аудит и сертификацию программных решений. В настоящее время «МойОфис» проходит экспертизу в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю с целью получения соответствующего сертификата, подтверждающего готовность офисного пакета для использования в государственных организациях, чья деятельность связана с обработкой персональных данных. В перспективе планируется проведение сертификации ФСБ России, в том числе для работы с государственной тайной. Получение сертификатов упомянутых ведомств станет визитной карточкой отечественного продукта и даст зелёный свет на рынок ПО для государственных и коммерческих организаций, предъявляющих высокие требования к обеспечению информационной безопасности обрабатываемых данных

Мобильные приложения офисного пакета «МойОфис»

Отдельная история — интерфейс клиентских приложений «МойОфис», выполненный в минималистичном стиле и снабжённый только самыми необходимым инструментами для работы с документами и электронной корреспонденцией. Руководствуясь статистикой, что 80% пользователей используют для решения своих задач только 20% представленных в офисных пакетах функций, в компании сосредоточились на реализации наиболее востребованных из них. В ходе серии пилотных проектов специалисты «Новых облачных технологий» изучили потребности государственных и крупных корпоративных заказчиков, проанализировали типовые процессы обработки документов и пустили под нож многие имеющиеся в альтернативных продуктах функции. Решение довольно смелое, но в компании заверяют, что руководствовались здравым смыслом, и утверждают, что такой подход позволил существенно повысить продуктивность работы офисных сотрудников. Заявление громкое и, мягко говоря, крайне сомнительное: мало кому захочется покупать кота в мешке, не имея реального представления о том, что входит в озвученные разработчиком 20%.

 Мобильный почтовый клиент для Android — красивый, но откровенно «сырой»: не ладит с кодировками текста в теме письма и «виснет» при попытке присоединить к сообщению вложенный файл

Мобильный почтовый клиент для Android — красивый, но откровенно «сырой»: не ладит с кодировками текста в теме письма и «виснет» при попытке присоединить к сообщению вложенный файл

Ключевой момент — цена продукта. Рекомендуемая стоимость годовой лицензии на одно рабочее место сотрудника государственного учреждения варьируется от 390 рублей (450 рублей — для коммерческих организаций) за продукт «МойОфис Хранилище» до 5 950 рублей (7 050 рублей — для бизнес-сегмента) за полный пакет «МойОфис Стандартный». По заверениям разработчика, такое соотношение цен соответствует мировой практике — лицензии для государственных и образовательных учреждений, как правило, на 15 % ниже. В компании подчёркивают, что для государственных школ России, начиная с февраля 2016 года, приложения «МойОфис» будут доступны бесплатно. Для сравнения: цены на сопоставимую по функциональным возможностям с «МойОфис» конфигурацию Office 365 Business стартуют с отметки в 515 рублей на одного пользователя в месяц (6 180 рублей в год). Приобрести годовую лицензию на Google Apps for Work можно за 50 долларов США, на ONLYOFFICE — за 2 880 рублей (вот ссылка на прайс-лист для сомневающихся). Простой сравнительный анализ показывает, что пресловутая дешевизна отечественного продукта, о которой так любит говорить генеральный директор «Новых облачных технологий» Дмитрий Комиссаров, сильно преувеличена.

 Веб-клиент для работы с электронной корреспонденцией

Веб-клиент для работы с электронной корреспонденцией

Распространяться «МойОфис» будет исключительно через партнёрскую сеть «Новых облачных технологий», развитию которой в компании намерены уделять особое внимание. В качестве партнёров будут выступать как дистрибьюторы, использующие свои каналы продаж, так и сервис-провайдеры, реализующие продажи программного обеспечения конечным пользователям по модели SaaS (Software as a Service — «ПО как услуга»). На данный момент заключены соглашения с дистрибьюторами Axoft, «1С», «Мерлион» и «Монт», которые возьмут на себя всю операционную деятельность по продажам продуктов «МойОфис», будут отвечать за организацию и сопровождение поставок реселлерам и другим партнёрам второго уровня. При этом «Новые облачные технологии» намерены контролировать ценообразование в партнёрской сети, проводить обучение и сертификацию дистрибьюторов с целью выстраивания эффективной экосистемы партнёров. Почему компания выбрала такую схему распространения своего продукта и стремится максимально дистанцироваться от конечного потребителя — вопрос открытый.

 Структура партнёрской сети

Структура партнёрской сети

Читателю может показаться, что мы сознательно подвергаем критике разработку «Новых облачных технологий» и повествуем о ней в сугубо минорном ключе. Отнюдь. Просто есть некоторые моменты, которые заставляют нас скептически относиться к продукту. Например, на официальном сайте «МоегоОфиса» нет ни слова о том, что отечественный «Офис» не поддерживает макросы, повсеместно используемые многими организациями для автоматизации часто выполняемых задач. В компании сочли работу с ними небезопасной и не стали включать их в состав пакета. Это первое наблюдение, есть и второе: почему-то в рассылаемых разработчиком пресс-релизах говорится о наличии полного набора клиентских приложений для Windows, Mac OS X, Linux, Android, iOS и Tizen, однако на деле всё далеко не так. На момент подготовки статьи зарегистрированным на сайте myoffice.ru пользователям были доступны только оставляющие желать лучшего бета-версии веб-клиента, а также приложений для Android и iOS. Вроде как существует десктопная версия «МоегоОфиса» для Windows, но по неведомым причинам её тщательно скрывают, ссылаясь на закрытое тестирование. Релиз версии для Linux запланирован на II квартал 2016 года, о сроках выпуска Tizen-клиента, разрабатываемого в сотрудничестве с Samsung, нет никакой информации. Ничего не известно и про сборку для Mac OS X, хотя изначально релиз для этой платформы был запланирован на сентябрь 2015 года. Вся эта завеса секретности ничуть не идет на пользу проекту и вызывает больше вопросов и сомнений, чем положительных эмоций. Складывается впечатление, что вся история с отечественным «Офисом» — не более чем спешная попытка вскочить на подножку набирающего ход локомотива под названием «импортозамещение», сминающего всех зарубежных конкурентов на российском рынке программного обеспечения.

 Возглавляющий работу над проектом Дмитрий Комиссаров ничуть не сомневается в успехе своего начинания (источник фото: страница Д. Комиссарова в социальной сети ***)

Возглавляющий работу над проектом Дмитрий Комиссаров ничуть не сомневается в успехе своего начинания (источник фото: страница Д. Комиссарова в социальной сети Facebook)

По словам г-на Комиссарова, создание «МойОфис» — вовсе не стремление «Новых облачных технологий» сорвать куш и озолотиться на волне реализуемой Минкомсвязью РФ программы импортозамещения ПО, а попытка предложить рынку современную платформу для комфортной работы с документами с любых устройств, в полной мере отвечающую интересам государственных и корпоративных клиентов. В качестве одного из доводов г-н Комиссаров приводит тот факт, что работы над проектом начались весной 2013 года, то есть до разговоров на высшем уровне о рисках применения зарубежного софта в бизнесе и госучреждениях и признания серьёзной зависимости России от импортных поставок программного обеспечения в IT-секторе. Если это действительно так, то команде разработчиков «МойОфис» можно только позавидовать: в свете недавно принятого закона о преференциях российским поставщикам ПО в государственной сфере более подходящих условий для успешного старта продаж продукта и не сыскать. Компания уже подала заявку на вступление в реестр отечественного софта и намерена серьёзно побороться за место под солнцем в госсекторе. Примут ли продукт коммерческие организации и рядовые пользователи — большой вопрос, ответ на который сможет дать лишь время.

Как бы то ни было, в «Новых облачных технологиях» твёрдо уверены в перспективности проекта и уже строят амбициозные планы, подразумевающие охват миллиона рабочих мест в странах СНГ к концу года, выход на международный рынок под брендом Collabio Office, интеграцию с популярными системами документооборота и управления предприятием, открытие API для сторонних разработчиков, выпуск специальной версии «МойОфис» для академической среды. Планов у компании громадьё. Самое главное, чтобы благие намерения не обернулись по черномырдинскому классическому сценарию «хотели как лучше, а получилось как всегда».



Оригинал материала: https://3dnews.kz/927026