Летающие автомобили были излюбленной мечтой фантастов середины прошлого века. Гибрид самолета и машины, который бы одинаково уверенно чувствовал себя и на дороге, и в небе, мог бы существенно повысить мобильность человека. Сегодня все понимают, что в обозримом будущем подобные транспортные средства не появятся. Но энтузиасты все же ведут разработки в этом направлении. Периодически даже появляются позитивные новости. На прошлой неделе их было сразу две: автомобиль-самолет Terrafugia Transition прошел сертификацию в США, а во Франции был представлен летающий багги Pegase Mark II.
На пути создания крылатого автомобиля существует две ключевых сложности. Первая и самая очевидная — техническая. Хотя сейчас уже не начало XX века и ни самолет, ни автомобиль уже давно не считаются чудом, объединить эти два вида транспорта в одной модели не так-то просто. Однако даже если у какого-то Кулибина получится сделать подобный гибрид, использовать его без разрешения властей все равно не удастся (или удастся, но недолго). Поэтому тот факт, что Федеральное управление гражданской авиации США классифицировало модель Terrafugia Transition как легкий спортивный самолет, многие считают долгожданной победой.
На самом деле американские чиновники пошли навстречу компании Terrafugia, которая в скором времени планирует начать продажи Transition. В действительности данная машина тяжелее и быстрее летательных аппаратов, которые могут быть сертифицированы в качестве спортивных. Сейчас установлено ограничение в 599 кг при максимальной скорости сваливания 45 узлов (примерно 84 км/ч), в то время как Terrafugia Transition весит 817 кг, а скорость сваливания у нее составляет 54 узла. Несмотря на это, Федеральное управление гражданской авиации сделало исключение из правил. Так что владельцу такой крылатой машины будет достаточно получить базовую лицензию, которая выдается после 20 часов летной практики.
Вторая новость пришла из Франции. Считается, что вдохновение может подтолкнуть человека к удивительным открытиям. Так было и с Джеромом Дофи (Jérôme Dauffy): однажды увидев летающую машину в фильме «Безумный Макс – 2: Воин дороги» 1981 года, он уже никогда не расставался с мечтой создать подобное транспортное средство. В 2010 году он основал компанию Vaylon, а теперь представил миру летающий багги Pegase Mark II.
В отличие от его прототипа в «Безумном Максе», у Pegase Mark II нет большого винта, создающего подъемную силу. Вместо этого данная модель устроена по типу параплана – в ней используется мягкое двухоболочковое крыло. Действительно, зачем придумывать схему с выдвигающимися крыльями, если для поездки по автостраде можно их просто сложить в сумку?
В дебютном ролике Pegase Mark II летит на фоне чистого неба и безмятежных полей, хотя публичная демонстрация машины состоялась на выставке вооружений Eurosatory в Париже. Да, летающий автомобиль может быть использован не только в гражданских, но и в военных целях. Разработчики считают, что их детищем могут заинтересоваться правительства разных стран, ведь Pegase Mark II пригодится для переброски небольших групп спецназа, патрулирования таможенных зон, приграничного контроля и многих других целей. Также компания Vaylon планирует заинтересовать экологов и операторов в сфере туризма. Говорят, что на летательный аппарат обратила внимание почтовая служба одной из африканских стран, которой необходимо доставлять посылки в два удаленных поселка, разделенных между собой 18 километрами и рекой.
Модель Pegase Mark II может брать на борт двух человек. В летающем автомобиле предусмотрен большой пропеллер, который толкает его вперед. Чтобы раскрутить пропеллер, используется двигатель внутреннего сгорания объемом 0,4 литра от скутера Peugeot. По данным производителя, максимальная скорость необычного транспортного средства на земле составляет 100 км/ч, в воздухе — 70-80 км/ч. Для взлета «Пегасу» достаточно ровного клочка земли протяженностью 50-100 метров: подойдет даже обычное поле или отрезок автомобильной дороги. Крылатая машина может находиться в воздухе до трех часов. Предельная высота полета — три километра.
Французская компания планирует продавать Pegase Mark II за 100 000 долларов. Предполагаемый объем выпуска составляет 150 машин в год, но все будет зависеть от спроса.
Любители электрокаров и гибридов нередко задаются вопросом: почему бы не установить на крышу машины солнечные батареи? Зачем вообще подключать автомобили к розетке, если можно черпать энергию буквально из воздуха? На самом деле ответ на этот вопрос очевиден: КПД фотоэлектрических преобразователей пока слишком мал, чтобы обеспечить сколь-нибудь заметный уровень заряда. Однако в ближайшей перспективе на знаменитом гибриде Toyota Prius все же может появиться крыша с солнечными батареями. О перспективах технологии рассуждал главный инженер проекта Коджи Тойошима (Koji Toyoshima).
Речь пойдет не о базовой версии Toyota Prius, а о модификации Toyota Prius Prime, представленной весной текущего года. Она отличается возможностью заряжаться от внешних источников энергии. В ее основе лежит все тот же 1,8-литровый бензиновый мотор, работающий по циклу Аткинсона, с отдачей 98 лошадиных сил и 142 ньютон-метра. Еще 72 «лошадки» добавляет электродвигатель. Но батарея у такой модификации, в отличие от простого «Приуса», более емкая — 8,8 кВт⋅ч. Благодаря этому Prius Prime способен перемещаться в полностью электрическом режиме. Правда, недолго — до 35 километров. Каких результатов можно ожидать после появления солнечной батареи?
На самом деле революции ожидать не приходится. По словам Коджи Тойошимы, с учетом фотоэлектрического элемента удалось повысить общую эффективность работы гибрида – максимум на 10 %. Такой выигрыш достигается в идеальных условиях, то есть в ясную погоду с солнцем в зените.
Режим использования солнечной крыши будет зависеть от состояния автомобиля. Во время стоянки Toyota Prius Prime будет заряжаться встроенный тяговый аккумулятор, а при движении вся энергия уйдет на нужды различных потребителей электричества: системы кондиционирования, ламп, стеклоподъемников и так далее.
Пока не ясно, будет ли солнечная батарея предлагаться в качестве опции или же станет стандартной системой всех Prius Prime. Не называются и сроки появления таких автомобилей в продаже. Коджи Тойошима надеется, что инженерам удастся внедрить систему до конца жизненного цикла текущего поколения Toyota Prius Prime. При этом первое время крыша-генератор будет доступна только для покупателей в Японии и Европе. В США такая система не пройдет более строгие требования к безопасности. По заявлению Тойошимы, пока Toyota не располагает технологией ламинирования фотоэлементов с использованием смолы, которая бы не разрушалась при опрокидывании.
На данный момент Toyota Prius является одним из самых популярных гибридных автомобилей, даже несмотря на то, что за несколько лет спрос на эту модель существенно снизился. А в сегменте недорогих электрокаров пока лидирует Nissan Leaf. Осенью прошлого года его обновили, увеличив емкость аккумулятора с 24 кВт·ч до 30. Благодаря этому максимальный пробег на одной зарядке возрос с 190 до 250 километров. Теперь появились более детализированные данные о преемнике текущей модели. Согласно смелым прогнозам, на одной зарядке она сможет проехать до 550 километров.
Это уже не спекуляции, а вполне официальная информация: новыми сведениями поделился директор отдела электрических машин Nissan Гарет Дансмор (Gareth Dunsmore). Правда, в недавнем интервью британскому изданию Autocar представитель японской компании все же избегал точных прогнозов. В частности, он вовсе не заявлял, что следующий Leaf будет способен проехать 550 километров на одной зарядке. Вместо этого он отметил, что аккумуляторы, предоставляющие такой запас хода, пройдут тесты и будут соответствовать критериям Nissan по долговечности и доступности ориентировочно через два года. Но ведь именно на 2018 год запланирован запуск второго поколения Leaf. Вряд ли все это является простым совпадением.
На текущий момент Nissan Leaf пользуется устойчивым спросом в Европе. Согласно статистике, за 2015 год в Старом Свете было продано 15 303 таких электрокара (годом ранее — 15 158). Текущий год начался оптимистично: в феврале продажи увеличились вдвое относительно аналогичного показателя 2015 года. По данным японской компании, в марте на Leaf приходилось 6 % реализации всех машин Nissan в Европе (судя по всему, Россия не учитывается). К 2020 году Гарет Дансмор надеется повысить этот показатель до 20 %.
Глава отдела электрических машин Nissan не упустил случая покритиковать гибриды с возможностью внешней зарядки. Он признал, что сейчас они актуальны, но в целом сама их суть является компромиссом. Большую часть времени в них работает двигатель внутреннего сгорания, поэтому в окружающую среду все равно поступают вредные выбросы. А вот американскую компанию Tesla Motors господин Дансмор поблагодарил за популяризацию электрических машин.
Ожидается, что следующее поколение Nissan Leaf будет доступно с несколькими вариантами тяговых аккумуляторов. Упомянутая выше батарея с запасом хода 550 километров обоснуется в топовой версии электрокара, но будут предлагаться и более скромные модификации. Аналогичный подход практикует и Tesla, хотя для седана Model S и кроссовера Model X можно даже выбрать тип привода и мощность электромоторов. Внешность будущего Nissan Leaf пока держится в секрете. Ожидается, что он будет выполнен в духе концепта Nissan IDS, представленного на Токийском автосалоне в прошлом году.
На этом откровения Гарета Дансмора не заканчиваются. Он также указал на возможное расширение семейства электрических машин. Сегодня за экологически чистый вид транспорта в Nissan приходится отдуваться всего одной модели — Leaf. Однако уже в скором будущем ассортимент будет существенно расширен. Предусматривается сразу несколько направлений развития. Первое — создание более компактного автомобиля. Не секрет, что Leaf борется в C-классе, в то время как в Европе также хорошим спросом пользуются хетчбэки B-класса.
Не менее важно, что в скором времени японская компания собирается представить электрокары с более развитыми внедорожными способностями. Речь идет об электрических версиях кроссоверов Juke и Qashqai. «Мы являемся лидером в сегменте кроссоверов и лидером с моделью Leaf – и мы собираемся объединить их в будущем», — сказал Дансмор.
Сегодня для электрокаров Nissan используется отдельная платформа, которая специально адаптирована под особенности данного вида транспорта. Такой метод разработки будет приоритетным и впредь, однако в будущем на этапе проектирования электромобилей планируется закладывать возможность установки двигателей внутреннего сгорания с целью расширения модельного ряда. Обычно производители используют обратный подход: сначала создают машину с ДВС, а уже затем при необходимости переводят ее на полностью электрическое питание.
Пока в истории с электрическими паркетниками тоже не хватает подробностей: Гарет Дансмор не указал, когда могут появиться экологически чистые версии Juke и Qashqai. Зато на прошлой неделе всплыли подробности еще об одном кроссовере с нулевыми выбросами: следующее поколение модели Audi Q5 тоже обзаведется версией с электромотором.
Раньше предполагалось, что для противостояния с Tesla Model X будет создан кроссовер Audi Q6, который будет предлагаться исключительно в электрической версии. Его предвестником считается концепт Audi e-tron quattro, продемонстрированный публике на прошлогоднем мотор-шоу во Франкфурте. В нем использовалось два электромотора общей мощность 435 лошадиных сил и литий-ионный тяговый аккумулятор емкостью 95 кВт·ч. Эксплуатационные характеристики должны быть близки к показателям американского конкурента: разгон с 0 до 100 км/ч за 4,6 секунды и запас хода до 500 километров. Однако в последнее время планы немецкой компании вполне могли измениться. Чтобы оправиться после экологического скандала, концерну Volkswagen AG понадобится как можно больше электрических машин. Поэтому наряду с Audi Q6 будут продаваться и электрические модификации Audi Q5.
Специально для производства новой модели в мексиканском муниципалитете Сан-Хосе-Чьяпа заканчивается строительство нового завода Volkswagen AG. На нем будут выпускать как электрические, так и бензиновые или дизельные машины. Общая мощность предприятия оценивается в 150 000 автомобилей в год. По данным американского издания Reuters, к текущему моменту основные работы уже закончены, начато обучение персонала. Запуск новой площадки намечен на 30 сентября.
Технические подробности Audi Q5 пока держатся в секрете. Судя по фотографиям замаскированных прототипов, второе поколение среднеразмерного кроссовера вновь будет выполнено в консервативном духе. За пленкой можно разглядеть черты родственных моделей Audi Q7 и Audi Q3.
Мы следим за развитием проекта Hyperloop с момента его анонса в 2013 году. Тогда уже известный на весь мир Элон Маск (Elon Musk) ошарашил всех идеей создания сверхскоростного общественного транспорта. Расчетная скорость передвигающегося внутри вакуумного трубопровода состава, похожего на капсулу, должна составить 1 220 км/ч. С тех пор развитие Hyperloop шло медленнее, чем у иных стартапов Маска. Да и вообще американский бизнесмен еще на начальном этапе снял с себя ответственность: он предложил развивать это направление другим компаниям и инвесторам. Месяц назад мы упоминали об успехах двух ключевых игроков: Hyperloop One и Hyperloop Transportation Technologies.
Пока все выглядит довольно скромно. Недавно Hyperloop One провела первые публичные испытания линейного двигателя, а Hyperloop Transportation Technologies подписала соглашение с Ливерморской национальной лабораторией относительно использования технологии Inductrack, касающейся магнитной левитации. И хотя пока дело не дошло даже до первых полноценных прототипов, в скором будущем обе компании планируют побороться за право строительства разветвленной сети вакуумных трубопроводов по всей территории США. Однако неделю назад СМИ начали активно сообщать о возможности строительства Hyperloop в России. Ввиду огромных расстояний нашей стране не помешал бы высокоскоростной транспорт.
Основная порция новостей приходила с Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2016). Сначала было объявлено о том, что на первом этапе вакуумный поезд свяжет московские аэропорты. С данным заявлением выступили сооснователь и председатель совета директоров Hyperloop One (по старой памяти многие российские СМИ называют ее Hyperloop Technologies, хотя компания уже переименована) Шервин Пишевар (Shervin Pishevar), мэр Москвы Сергей Собянин и основной акционер группы «Сумма» Зиявудин Магомедов, который инвестирует в Hyperloop One. Все три действующих лица подписали меморандум о сотрудничестве.
«Hyperloop может существенно улучшить жизнь для 16 миллионов человек в Московской области, в несколько раз сократив временные затраты на транспортировку, — заявил Пишевар в пресс-релизе. — Нашей более долгосрочной задачей является создание нового Шелкового пути». Это будет грузовой вариант Hyperloop, который бы позволял доставлять контейнеры из Китая в Европу за один день.
Несмотря на амбициозные планы, точных сроков официальные лица пока не называют. Более того, неизвестны и возможные затраты на строительство. Директор Hyperloop One Роб Ллойд (Rob Lloyd) в интервью агентству Reuters заявил, что пока он затрудняется оценить бюджет возведения сети в Москве. Также он отметил, что в столице отсутствует необходимость в максимальных скоростях Hyperloop (согласно предварительным планам, поезда смогут разгоняться до 1 220 км/ч).
Компания Hyperloop One одновременно рассматривает проекты и в других странах: Финляндии, Швеции, Нидерландах, Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратах, Великобритании и США. Пока не ясно, где же появится первая сеть высокоскоростного транспорта.
С более конкретными данными выступил министр транспорта России Максим Соколов. Правда, он говорил о совершенно другом участке: от границы с Китаем до поселка Зарубино, расположенного на берегу Японского моря (на 200 километров южнее Владивостока). «Мы договорились, что предложим в качестве первого «пилота» этой компании проект развития коридора «Приморье-2»: 70 километров между КНР и Приморским краем, выход на порт Зарубино. Коллеги утверждают, что инфраструктура будет дешевле железнодорожной, то есть о 70 километрах можно говорить в пределах 30-40 миллиардов рублей», — заявил Соколов. Минтранс рассчитывает, что проект будет реализован при государственной поддержке и станет частью транспортного коридора «Приморье-2», соединив китайскую провинцию Цзилинь с портом Славянка на юге Приморского края. Объем перевозок может составить 10 миллионов тонн грузов в год. Организатором китайских вложений в эту ветку может стать Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).
Издание «Фонтанка» приводит данные о другом участке Hyperloop: Бронка – Гатчина и Бронка – Центральный порт в Ленинградской области. В рамках ПМЭФ-2016 прошло закрытое совещание, в котором приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк, Шервин Пишевар и Зиявудин Магомедов. По его итогам не было сделано публичных заявлений. После этого в пресс-службе холдинга «Сумма» отметили, что речь шла не о пассажирских, а о грузовых перевозках.
Позже стало известно о том, что перспективы Hyperloop обсуждаются на самом высоком уровне. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин в рамках ПМЭФ-2016 провел встречу с Шервином Пишеваром, в ходе которой пообещал поддержку проекту Hyperloop. «Да, в рамках встречи с инвесторами он (Пишевар) отдельно выступал. Рассказал о проекте, о планах по «пилоту». Потом уже на встрече «на ногах» президент поддержал и пообещал поддержку», — приводит РИА «Новости» ответ Пескова на вопрос о возможном финансировании проекта.
К амбициозному проекту хочет подключиться и ОАО «РЖД». Еще в мае газета «Ведомости» сообщала о создании рабочей группы с участием российской железнодорожной монополии и Hyperloop One. При этом источники издания утверждали, что инициатива исходила от американской компании. Руководство «РЖД» должно принять решение до конца 2016 года.
Что мы имеем в сухом остатке? На данный момент озвучено сразу несколько вариантов строительства линий Hyperloop в России. Пока пассажирский вариант рассматривается только в Московской области. Зато предложено целых три грузовых проекта: в Ленинградской области, между Китаем и Европой, а также между Китаем и приморским портом. Заинтересованность российского правительства, в том числе высшего руководства страны, позволяет надеяться, что в будущем проект сдвинется с мертвой точки.
Тем не менее есть и другая сторона медали. Скептики обращают внимание на тот факт, что за три года с момента презентации идеи Hyperloop заметного прогресса в развитии технологии не наблюдается. Ранее мы тоже говорили о том, что прошедшая в мае презентация напоминала скорее PR-акцию, чем доказательство технических возможностей команды инженеров. Кто-то даже приводит данные о том, что в проекте принимают участие в основном свободные разработчики, то есть пока нет даже костяка команды. Сторонники всемирных заговоров уверены, что ключевой задачей Элона Маска и его сподвижников является выжимание денег из инвесторов в сугубо меркантильных целях. Но будем объективны: этот бизнесмен не нуждается в легком заработке на аферах. По состоянию на июнь 2016 года его состояние оценивается в 9-13 миллиардов долларов, так что он входит в сотню богатейших людей планеты. При этом раскрытие злого умысла в проекте Hyperloop может оставить негативный отпечаток на других крупных проектах американца, в том числе Tesla Motors и SpaceX.
Весной был представлен концепт BMW Vision Next 100. Он был создан в честь столетия немецкой марки. Главная цель, которую преследовали баварцы, помимо привлечения внимания, – продемонстрировать направление развития компании в будущем. По задумке разработчиков, такая машина умеет сама ездить и обладает кузовом с «живой геометрией»: благодаря подвижным элементам (всего их насчитывается почти 800) удается достигнуть очень низкого коэффициента аэродинамического сопротивления — 0,18. Но не будем забывать, что в концерн BMW AG, помимо титульной марки, входят также MINI и Rolls-Royce. Теперь и они представили свои проекты, приуроченные к столетию материнской компании.
Марка MINI называет свои автомобили «идеальными премиум-компактами для современного города». Сегодня машины британской компании создаются по принципу разумного использования пространства, но при этом не забывается и определенный эмоциональный посыл. Сохранятся ли эти основополагающие вещи в будущем? Каким будет MINI в век возрастающей зависимости от цифровых технологий и связи? Ответы на эти вопросы должен дать концепт MINI Vision Next 100.
«Каждый MINI — мой MINI» – именно так звучит главный девиз проекта. Автомобиль сможет находить владельца сам, где бы тот ни находился. Также машина будет подстраиваться под индивидуальные предпочтения, вкусы и интересы водителя. «Персонализируемый автомобиль будущего, создающий уникальный эмоциональный опыт вождения» — так описывают свое детище авторы концепта.
MINI Vision Next 100 сможет подстраиваться не только под привычки и вкусы водителя, но и даже под его настроение. В зависимости от этих факторов машина подберет фоновую подсветку салона, музыкальное сопровождение, пункт назначения навигационной системы и даже цвет крыши. Именно эмоциональной связи между водителем и автомобилем было уделено особое внимание. В данном случае ее называли термином Cooperizer. Среди прочего упоминается кнопка «Вдохнови меня», по нажатии которой машина постарается стать музой для своего владельца. К примеру, она сможет спроецировать подборку работ вашего любимого художника или же предложит прокатиться по захватывающему загородному маршруту в заряженном режиме John Cooper Works.
Креативный подход прослеживается и в подборке материалов для MINI Vision Next 100. К примеру, в отделке салона использованы латунь, базальт и целлюлоза. Некоторые детали покрыты патиной. По мнению дизайнеров, она придает автомобилю налет эксклюзивности и изысканности.
О технической начинке MINI Vision Next 100 производитель не говорит ни слова. По всей видимости, куда важнее, что машина умеет вдохновлять, а что приводит ее в движение — дело десятое.
Несмотря на то, что и MINI, и Rolls-Royce являются британскими марками, да к тому же входят в один концерн, клиенты у этих компаний весьма существенно различаются. Именно поэтому если в MINI Vision Next 100 ставка сделана на эмоциональную составляющую, то в Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 — на максимальное спокойствие, приватность и отстраненность от бытия.
В Vision Next 100 не так-то просто узнать MINI, а если убрать два небольших кругляша на прозрачной фронтальной панели, то задача еще усложнится. А вот в Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 издалека чувствуется аристократическая стать британской марки – ее подчеркивает монументальная фронтальная часть с узнаваемой решеткой и характерной формой фар.
Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 пусть и выполнен в фирменном стиле, но весьма существенно отличается как от современных моделей компании, так и от их легендарных предков. Да, при длине кузова 5,9 метра новинка недалеко ушла от Phantom. Однако данный концепт спроектирован не как автомобиль, а как уникальная скульптура с бесшовной поверхностью. Колеса спрятаны в огромные понтоны, при этом основная часть кузова сделана существенно более узкой. Благодаря этому создается ощущение элегантности и легковесности, даже несмотря на исполинские размеры роскошного купе.
В салоне Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 тоже немало интересного. Сюрпризы начинаются еще до того, как вы проникли внутрь: чтобы сделать доступ максимально свободным, у автомобиля открывается не только дверь, но и крыша. Благодаря этому в него можно не садиться, а буквально заходить, словно на роскошную яхту. При этом для удобства пассажиров предусмотрена роботизированная подножка, при активации которой загорается красный свет: он должен символизировать красную ковровую дорожку.
Салон Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 рассчитан на двоих. При этом в нем нет ни руля, ни педалей: все переднее пространство занимает большой экран, на котором крутится изображение «Духа экстаза» – той самой символической фигурки богини Ники, которая обычно венчает радиаторные решетки «Роллс-Ройсов». Теперь у нее появилось имя Элеонора, виртуальный голос и искусственный интеллект. Она должна стать настоящим спутником и верным собеседником хозяина автомобиля. Общая цель роскошного, но лаконичного интерьера — создать ощущение уединенности, тепла и полного расслабления.
Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 лишен могучего V12. Солидное подкапотное пространство отдано на откуп багажу. Здесь даже предусмотрены полозья, которые сами задвигаются после водружения на них чемодана. Авторы проекта не дают точного ответа на вопрос, чем же роскошное купе приводится в движение. Они лишь указывают, что силовая установка Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 не производит вредных выбросов, так что, скорее всего, это электродвигатель.
В шпионском разделе мы очень редко обсуждаем отечественные машины. Можно припомнить разве что «Ладу-Весту», замеченную в 2014 году в Италии, да прототип второго поколения Chevrolet Niva в Испании год назад (странно видеть российские предсерийные автомобили в тех странах, где они никогда не будут продаваться, не правда ли?). Но текущий случай совершенно уникален: теперь в объектив автомобильных папарацци попала не совсем обычная машина. Это лимузин и внедорожник проекта «Кортеж».
Вообще за последнее время поступило достаточно много новостей о «Кортеже» из разных источников. Часть из них являются официальными, часть — нет. Для тех, кто забыл, напоминаем, что изначально этот проект предусматривал создание российского правительственного лимузина. Его предполагалось использовать для перевозки высших лиц государства, в том числе президента. По сути, в правительстве хотят создать преемника ЗИЛ-41047, ЗИЛ-117 и прочим моделям советского прошлого. За последние четыре года на эту тему появилось множество слухов и спекуляций. Ранее даже озвучивались идеи, что на основе новой платформы будет создано целое семейство автомобилей (седан, внедорожник и минивэн), часть из которых даже поступит в свободную продажу.
Неделю назад в распоряжении портала Drom.ru оказались патентные изображения седана и внедорожника. Оба построены на основе одной модульной платформы, разработку которой ведет НАМИ. Над экстерьером лимузина, который проходит под индексом ЕМП-4123 (ЕМП — единая модульная платформа), работало четыре человека: руководители дизайн-студии НАМИ Юрий Черненко и Геннадий Тишкин, дизайнер Алексей Чвокин и макетчик Рудольф Иванов. Седан получился весьма консервативным. Форма передней решетки, фар, оконной линии и общая монументальность кузова заставляют сравнивать его с автомобилями Rolls-Royce.
Скрывающийся под индексом ЕМП-4124 внедорожник тоже навевает ассоциации с британским автопромом, но уже с Land Rover. В особенности это касается профиля и кормы (скорее всего, в аналогичном стиле будет выполнен новый Land Rover Discovery, на что намекает концепт Discovery Vision). Указывается, что образ этой модели рисовали Юрий Черненко, Геннадий Тишкин, Иван Борисов и Владимир Шит. Правда, по предварительной информации, на патентных изображениях представлен не правительственный внедорожник, а его «гражданский» родственник. Предполагается даже, что его могут выпускать под возрожденной маркой «Руссо-Балт» (существовала в Российской империи).
Специально для автомобилей проекта «Кортеж» будут разработаны новые двигатели. Пока известно о двух агрегатах: 12-цилиндровом двигателе для лимузина и 8-цилиндровом для внедорожника. В их проектировании принимают участие специалисты Porsche Engineering (при этом второй мотор и вовсе может быть целиком позаимствован у Porsche: немецкая компания устанавливает на свои автомобили 4,8-литровый ДВС).
Несколько месяцев назад в глобальной сети появились реальные фотографии несколько иного внедорожного автомобиля, который был выполнен в близком к лимузину стиле. Запечатленную на них модель в НАМИ назвали старым макетом, который уже не имеет отношения к будущему проекта «Кортеж».
Теперь от слухов перейдем к официальным новостям. На прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал некоторые свежие новости о проекте «Кортеж». В частности, он отметил, что лимузин уже прошел краш-тест в Германии, получив максимальный балл за безопасность. Более точные детали не раскрываются.
На данный момент прототипы проходят испытания. По словам министра, в ходе подготовки к серийному выпуску автомобили проедут 100 000 километров. В целом это весьма скромная цифра, если сравнивать с тем, сколько проезжают на том же этапе современные легковые машины. К текущему времени уже пройдено 10 000 километров. В 2016 году на разработку правительственных автомобилей планируется потратить 3,7 миллиарда рублей. Весь бюджет проекта оценивается в 12,4 миллиарда.
Сейчас ключевой целью является выпуск первой партии лимузинов к концу 2017 – началу 2018 года. Эти автомобили планируется использовать в церемонии инаугурации президента в 2018 году. Дальнейшая судьба проекта в текущих рыночных и финансовых условиях остается крайне туманной. Ранее озвучивались планы по выпуску внедорожника УАЗ на новой платформе к 2019-2020 году. Тем не менее говорить об этом пока рано, тем более что в последнее время не раз появлялись слухи, согласно которым компания «Соллерс» (которая владеет УАЗом) уже давно отказалась от участия в проекте.