Оригинал материала: https://3dnews.kz/936167

Inside — темные начала. Рецензия

Жанр Платформер
Издатель Playdead
Разработчики Playdead
Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Quad Q6600 2,4 ГГц/AMD Phenom II X4 820 2,8 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 630/AMD Radeon HD 6570 v2, 3 Гбайт свободного места на жестком диске
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-920 2,67 ГГц/AMD Phenom II X4 945 3,0 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 660/AMD Radeon R9 270 v2
Дата выхода 29 июня 2016 года (Xbox One), 7 июля 2016 года (PC)
Возрастной ценз от 18 лет
Платформы

PC, Xbox One

Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Повсеместные разруха и запустение. Толпы безмозглых сомнамбул, тупо бредущих куда-то, будто стадо на убой, повинуясь чьей-то явно недоброй воле. Беснующиеся животные. Люди в странных масках, вышедшие на охоту за живыми душами. И одинокий безымянный мальчик в красном свитере, явившийся невесть откуда и идущий невесть куда. Кто он? Что происходит? Всеобщее помешательство? Инопланетное вторжение? Апокалипсис? Чей-то кошмарный сон? Лимб на новый лад? Так много вопросов, так мало ответов. Так много мыслей, так мало действий. В этом вся Inside.

Однобоко рассматривать Inside как непосредственно игру — затея заведомо сомнительная. Никакого нового опыта или серьезного вызова умениям человека за монитором этот проект не предлагает. Задачки, которые попадаются на пути мальчика, довольно простые, интуитивно понятные и вряд ли надолго задержат вас на одном месте. Кроме того, некоторые из них повторяются, и, если единожды уловить верную методику, в дальнейшем все становится совсем просто и прозрачно. Остается только идти все дальше и дальше, созерцая мрачные пейзажи. Единственное, что может вызвать некоторые затруднения, — это, скажем так, недокументированные возможности попадающихся вам «инструментов». Например, батисфера, в которой мальчику доведется поплавать, может совершать рывок с места, пробивая непрочные препятствия. И узнать это можно только опытным путем, поскольку Inside, мягко скажем, игра некоммуникабельная и к объяснениям не склонная.

 Создается ощущение, что добрая треть игры проходит в воде

Создается ощущение, что добрая треть игры проходит в воде

Вообще говоря, недосказанность — полезный инструмент, который в умелых руках становится мощным стимулом для игрока изучать мир, погружаться в него, размышлять, строить загадки и теории. И лучше всего, когда шевеление серым веществом вознаграждается сторицей — когда игра тоже идет тебе навстречу, постепенно раскрываясь и подсказывая, верно ли ты думаешь или заплутал в дебрях ошибочных суждений. Возникает своего рода диалог между человеком и программой, можно даже сказать — синергия.

Но Inside — игра несколько другого рода, и недосказанность в ней возведена в абсолют. Ты искренне хочешь понять ее, разобраться, какого же черта тут вообще творится, но зацепиться толком не за что. Мрачным калейдоскопом перед глазами проплывают отдельные картины, и каждая последующая воспринимается еще страннее предыдущей. А потом резко, без малейшего к тому повода наступает концовка, которая вроде как и должна бы что-то объяснить, но на деле вызывает вопросов больше, чем дает намеков на ответы. Пищи для размышлений в итоге остается выше крыши — но каждого они приведут к каким-то своим выводам. Единой «правды» здесь нет — а хорошо это или плохо, судить уж вам.

 Бешеные псы явились по душу бедного ребенка

Бешеные псы явились по душу бедного ребенка

Inside ничуть не пытается нагнать страха — но то гнетущее напряжение, в котором игра держит с первых же минут, находит в душе отклик куда более сильный и порой выливается в действительно серьезные переживания. Мне больше всего запомнилась сцена практически из самого начала, когда мальчик выходит из мрачного леса через мрачное кукурузное поле на мрачную ферму... и тут к нему со всех сторон сбегаются маленькие желтенькие цыплята. Воркующей стайкой они окружают ребенка — словно крошечные проблески жизни в этой долине смертной тени. На мгновение накатывает какое-то невероятное спокойствие с нотками умиления и тоски. А чуть дальше, в амбаре, обнаруживается воздушный насос — и с первого же взгляда понимаешь, что бедных цыплят придется засосать внутрь, чтобы ими же на выдуве сбить связку сена, нужную для продолжения пути. Сердце уходит в пятки. Ты проклинаешь разработчиков и ненавидишь себя за то, что должен сотворить с этими крохами, которые ничего тебе не сделали. Ведь ты не знаешь, куда и зачем идешь, — так почему они должны расплачиваться? Неосознанно «накручиваешь» себя, понимая, что в этом мире тьмы осталась лишь жестокость, и домысливая фонтан крови, брызжущий из раструба машины. В какой-то момент возникает непреодолимое желание бросить игру, чтобы вообще не нажимать на кнопку. Пусть мальчик останется на ферме с этими цыплятами. Пусть история закончится на этом.

 Бойтесь света, ибо в нем ждет лишь смерть

Бойтесь света, ибо в нем ждет лишь смерть

Трудно сказать наверняка, что послужило тому причиной — то ли это игра настолько проникновенная, то ли это житейские переживания так удачно на нее наложились. Но так или иначе эффект получился сильным. И я понимаю, что, говоря об Inside в будущем, буду вспоминать не салочки с гончими псами, не косматую девочку-водяную, словно выползшую из японских ужастиков, и не различные теории, что роились в голове во время прохождения, а силу одного отдельного момента — этого и еще нескольких.

P.S. А с цыплятами, слава богу, все обошлось.

Достоинства:

  • гнетущая стилистика мрачного минимализма;
  • некоторые сцены вызывают действительно сильные эмоции.

Недостатки:

  • игра не для всех — черствым людям без фантазии здесь точно делать нечего.
Графика В отличие от предшественницы, Limbo, Inside выполнена в псевдо-3D и, что куда важнее, в цвете. Алый свитер мальчика, желтые лучи рассветного солнца, янтарный свет факела — все это лишь подчеркивает повсеместную тьму, серость и безысходность. 8
Звук Звуков в Inside мало, но каждый ощущается остро и ярко. Отрывистое дыхание мальчика, шелест дождя, отдаленные громовые раскаты... И тишина. Здешняя тишина густая, осязаемая, она буквально давит — и это мощно. 8
Одиночная игра Не имея за душой ни вменяемой сюжетной подоплеки, ни серьезного геймплейного стержня, Inside все равно нет-нет да и трогает в душе какие-то глубинные струны. 8
Коллективная игра Не предусмотрена.
Общее впечатление Inside язык не поворачивается в полной мере называть словом «игра» — это, скорее, одна маленькая мрачная зарисовка в стиле арт-хаус, в которой каждый увидит что-то свое... или не увидит ничего вовсе. 8

Подробнее о системе оценок



Оригинал материала: https://3dnews.kz/936167