Жанр | Приключение |
Издатель | Sony Computer Entertainment |
Издатель в России | Sony Computer Entertainment |
Разработчики | Plastic, Sony Santa Monica |
Дата выхода | 16 августа 2016 года |
Возрастной ценз | от 10 лет |
Платформы |
PlayStation 4 |
Официальный сайт |
«Любую проблему на свете можно решить танцуя», — говорил американский певец Джеймс Браун. Именно этому и посвящено приключение Bound от студий Plastic и Sony Santa Monica, которое с легкостью можно назвать одной из самых необычных игр не только этого года, но и последних нескольких лет. И поэтому писать о ней, а тем более оценивать ее очень сложно. Но мы попробуем.
Как говорят сами разработчики, Bound повествует о «красивом и захватывающем мире, существующем в фантазиях женщины, которая вспоминает о своем детстве, листая страницы дневника». Это, в общем-то, все, что нужно знать читателю этой рецензии, — если раскрыть чуть больше, можно сильно испортить впечатление спойлерами. Стоит лишь намекнуть, что история оказалась гораздо более сложной, чем нам показывали в трейлерах.
Этот «красивый мир» — королевство, терзаемое жутким чудовищем. Королева просит свою дочь найти какие-то возможности справиться с опасностью, и та отправляется в путешествие по локациям, напоминающим трехмерные версии картин абстракционистов. Вот героиня посещает место, похожее на «Композицию с красным, синим и желтым» Пита Мондриана. А вот она вдруг попадает в локацию, склеенную из множества безымянных картин Марка Ротко.
И все это не замирает ни на секунду. Платформы перемещаются и крутятся, стены рушатся или, наоборот, собираются на глазах, растения реагируют на приближение девушки. Если посмотреть вниз, можно увидеть, что земля пульсирует, а проходящие по ней волны подталкивают разбросанные кубы и другие геометрические фигуры. Окружение почти не влияет на игровой процесс, но наблюдать за его метаморфозами и снимать один за другим скриншоты не надоедает. Жаль, что специальный фоторежим открывается лишь после прохождения.
Впечатляюще выглядят не только локации, но и анимация главной героини. Чтобы сделать ее как можно более живой и «настоящей», использовалась технология захвата движений. Благодаря танцовщице Марии Удод и хореографу Михалю Адаму Горалу, персонаж получился настолько необычным для видеоигры, насколько это возможно. Даже анимация людей в проектах Дэвида Кейджа не кажется такой естественной и... не компьютерной, что ли, если можно так выразиться.
Во время прыжков героиня исполняет гранд жете, по узким уступам передвигается исключительно па-де-бурре и переставляет ноги глиссадом, если оказывается среди высокой травы. Ваш покорный слуга не самый большой поклонник балета (хотя «Черный лебедь» Даррена Аронофски входит в пятерку любимых фильмов), но увидеть красоту в том, как двигается персонаж, сможет даже весьма далекий от этой темы человек. Особенно в том, как героиня отодвигает от себя предметы, — это происходит достаточно редко, чтобы не надоедало, но каждый раз радует глаз.
Это можно сказать и про всю игру, и то же самое вы можете прочитать в недавней рецензии на Abzu. Подобные проекты, пытающиеся предложить оригинальные приключения в необычных декорациях, не должны длиться больше двух-трех часов, иначе магия рассеется, а недостатки начнут вылезать наружу. Bound отнимет около трех с половиной часов, после чего предложит новый режим («скоростное прохождение»), однако второй подход строго рекомендуется отложить на потом. Хотя, если есть желание поиграться с фоторежимом, ничто не мешает моментально вернуться в этот мир.
Тем более что геймплей сможет преподнести некоторые сюрпризы, пропущенные поначалу. Прохождение Bound без понимания того, что в ней происходит и как лучше всего поступать, — это беготня по прямой с преодолением лестниц и прыжками по платформам. Если здесь и есть загадки, то они ограничиваются поиском кнопки, нажатие которой открывает дверь. В остальном это безостановочное движение, сопровождаемое танцами и отличной музыкой, написанной киевским композитором Олегом Шпудейко.
Иногда девушка встречает на пути монстров, однако чаще всего это не человекоподобные чудища больших размеров, а так называемые «страхи». Их природу игроки узнают по мере прохождения, и особой опасности они не представляют — лишь пытаются нанести героине урон, но та спасается от них танцем, создавая вокруг себя защитное поле. Именно поэтому в начале текста использована цитата Брауна — с какой бы проблемой балерина ни столкнулась, танец вернет все на круги своя. На этой идее построена вся история Bound.
Одна из основных особенностей игры заключается в ее делении на эпизоды, проходить которые предлагают в любом порядке. Такая возможность присутствует во многих проектах, но здесь она реализована особым образом — какой бы эпизод ни был выбран первым, он будет ярким и красочным, а последующие окажутся все мрачнее и мрачнее. С этим связаны некоторые секреты, в том числе в отдельных случаях становятся доступны дополнительные обходные пути, которые пригодятся при прохождении на время. Да и на сюжете такая манера подачи истории заметно сказывается, но опять же любое объяснение будет спойлером.
Так что, к какой бы аудитории покупатель Bound ни принадлежал, игра вряд ли оставит его разочарованным. Поклонники красивых и меланхоличных проектов вроде Journey, Papo & Yo или Rain получат массу удовольствия от по-хорошему простого геймплея и потрясающей работы художников. Те, кто обожает выискивать секреты, смогут попробовать найти спрятанные шары, порой расположенные в самых неожиданных местах. Ну а любители проходить игры быстрее остальных займутся выяснением того, в каком порядке лучше завершать эпизоды и какие обходные пути использовать.
Единственное, что вызывает в Bound большое удивление, — это почти полное отсутствие необходимости использовать разные танцы в разных ситуациях. При нажатии «треугольника», «квадрата» и «круга» героиня исполняет уникальные па, однако во время первого прохождения использовать приходилось лишь комбинацию R2 + «квадрат» — героиня в таком случае быстрее проходит сквозь ораву мешающих мелких противников и траву. Возможно, для «спидрана» нужно будет заучивать какие-то полезные комбинации, но за его пределами смысла в этом мало.
***
Да и черт с ним, если быть откровенным. Bound приносит столько эмоций и дарит настолько незабываемые впечатления из-за своей необычности, что обращать внимание на недочеты нет никакого желания. Визуальный стиль, разнообразие в локациях, великолепная анимация, отличная музыка, целостность, удобное управление — все это делает игру одним из самых ярких эксклюзивов для PS4, который, к сожалению, наверняка пройдет мимо многих владельцев консоли. Не станьте одним из них — таких проектов должно быть больше, а талантливые авторы должны вознаграждаться вниманием к своим работам.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | Скриншоты говорят сами за себя — Bound выглядит очень необычно даже по меркам инди-игр, авторы которых часто экспериментируют с визуальным стилем. Все это работает в 1080р при стабильных 60 кадрах/с, а в октябре игра получит поддержку PlayStation VR. | 10 |
Звук | Саундтрек меняется в зависимости от окружения и тона повествования, но никогда не становится неуместным и всегда отлично дополняет происходящее. А вот вопли монстров иногда раздражают, особенно когда рядом с ними приходится проводить по несколько минут. | 8 |
Одиночная игра | Весьма продолжительное по меркам подобных игр приключение. К тому же оригинальное и красивое — прямых аналогов нет, да и вряд ли они когда-нибудь появятся. | 9 |
Коллективная игра | Не предусмотрена. | - |
Общее впечатление | Bound совмещает в себе элементы, которые до этого никто не пробовал соединить в одной игре. Получилось отлично — ни убавить, ни прибавить. Искусство в чистом виде, которое достойно внимания любого владельца PS4. | 9 |
Видео: