Оригинал материала: https://3dnews.kz/943857

Final Fantasy XV — вот и сказочке конец. Рецензия

Жанр Ролевая игра/Экшен
Издатель Square Enix
Издатель в России «СофтКлаб»
Разработчик Square Enix
Дата выхода 29 ноября 2016 года
Возрастной ценз от 16 лет
Платформы

PlayStation 4, Xbox One

Игра протестирована на PlayStation 4

Ох уж эта пятнадцатая Final Fantasy. Десять лет она издевалась над поклонниками японских ролевых игр — несколько раз даже казалось, что проект вообще отменили. Впрочем, глупо было бы думать, что игра находилась в разработке так долго. Активная фаза наверняка началась лишь 3–4 года назад, когда Square Enix, спустив ресурсы на никчемную трилогию по тринадцатой части, поняла, что следующего номерного выпуска у нее нет. Тогда из «производственного ада» вытащили Final Fantasy Versus XIII, нацепили ей на грудь число XV и выделили, наконец, нужные ресурсы. Правда, по пути выкинув с поста директора Тецуя Номуру и посадив туда Хадзиме Табату.

Последний не вызывал особого оптимизма, поскольку известен не только любовью к бессмысленному пафосу и дешевой драме, но и тем, что до этого никогда не работал с настолько масштабными проектами. Впрочем, несмотря на изменения, где-то в душе теплилась надежда. Хотелось верить, что знаменитый долгострой все-таки сможет встать в один ряд с лучшими представителями «финалок» и вновь вернуть серии былое величие. Как ни прискорбно, но этого не случилось.

#Этот безликий-безликий мир

И дело тут даже не в графике или геймплее — первая местами хорошая, местами и вовсе отличная, а второй неплох, но о нем пойдет речь чуть дальше. Дело в том, что разработчикам совершенно наплевать на повествование и созданную ими вселенную. Ведь люди не зря читают фантастику или фэнтези, не просто так тратят десятки и сотни часов на RPG — они отправляются в путешествие в другой, непохожий на наш мир, существующий по своим правилам. И, конечно же, хотят знать как можно больше о нем, пожить там, пусть и виртуально, проникнуться героями и обстановкой. Да, в японских ролевых играх сюжеты зачастую бывают глупыми и наивными, но все-таки в большинстве случаев поддаются объяснению.

 Жизнерадостное вступление. Они еще не знают, что приготовили сценаристы

Жизнерадостное вступление. Они еще не знают, что приготовили сценаристы

Поэтому от Final Fantasy XV логично было ждать какой-то проработки мира. Вероятно, не уровня Ясуми Мацуно и его Ивалиса из Final Fantasy Tactics и Final Fantasy XII, но хотя бы чего-то адекватного. Однако на протяжении всего прохождения игра не делает особых попыток рассказать ни о королевстве Люцис, ни об империи Нифльхейм, ни о других странах. Даже друзья главного героя Ноктиса — и те просто есть. Если повезет, то можете наткнуться на случайную сценку, где один из парней немного расскажет о своем прошлом, однако мне, например, такой эпизод попался на 35 часу, уже после финала сюжетной кампании. Закрадывается подозрение, что эти важные кусочки оставили для DLC. Само повествование, такое ощущение, вообще стартует с середины масштабной истории — сам разбирайся, почему случилось вот это и что здесь вообще происходит. Если открыть тематическую «Википедию» и посмотреть, что задумывалось изначально, то картина заметно прояснится, но почему сама игра не дает совершенно никакой информации?

К тому же FF XV старательно избегает отвечать на вопрос: «А кто эти люди и для чего они здесь?», предпочитая отнекиваться и подсовывать одну обрывочную сценку за другой. Доходит до маразма: гибель персонажа, которому уделили лишь пару минут, расстраивает и злит одного из героев куда больше, чем потеря родственника. На экране траур, а ты пытаешься вспомнить, из-за кого вообще трагедия. После такого следить за происходящим, а тем более верить ему, не хочется совершенно. Повествование, когда ему удобно, просто вводит какого-то персонажа, делает с его помощью глупую драму и выкидывает, будто его и не было, не заботясь о том, что такие дешевые трюки не вызывают совершенно никаких эмоций.

 Уи-и-и-и-и, меня покажут на 3DNews!

Уи-и-и-и-и, меня покажут на 3DNews!

Интересно, что сюжет пятнадцатой части раздробили на несколько частей. Есть CGI-фильм Kingsglaive: Final Fantasy XV, в котором-таки рассказывают не только причины конфликта двух стран, но и показывают падение королевства и немного раскрывают мифологию. Есть аниме-сериал Brotherhood: Final Fantasy XV про знакомство главного героя со своими будущими верными соратниками Игнисом, Гладио и Промпто. Однако если не посмотреть полнометражную картину и мультфильм, то понять, что происходит в «пятнашке» попросту невозможно. В качестве «объяснения событий» в игру зачем-то вкорячили странную нарезку из нескольких эпизодов Kingsglaive, но тем, кто не видел всей ленты, они не объяснят ровным счетом ничего.

Казалось бы, что мешало Square Enix не тратить миллионы на фотореалистичную графику двухчасового фильма, а сделать эти события геймплеем и включить в пролог самой игры? Тогда вступление «пятнашки» стало бы куда живее и заодно подготовило бы почву для дальнейшей игры на чувствах. Покажите маленького Ноктиса и его отношения с отцом, ведь у вас нашлись ресурсы на создание Platinum Demo. Дайте нормальную предысторию хотя бы в текстовом виде. Однако японцы решили этого не делать, что превратило и без того дырявый сюжет FF XV в настоящее решето.

Наконец, сам открытый мир, которым так хвастались разработчики, на проверку оказался мертвым. Люцис — в буквальном смысле страна парковок, бензоколонок и придорожных забегаловок. Хотите городов? Ха-ха, их полтора на всю игру — один на три улицы, а второй выступает просто декорациями. Километры пустого пространства не заполнены ничем — можно бежать несколько минут и не встретить даже врагов. Еще год назад, когда вышло демо Episode Duscae, были опасения, что окружение так и останется безжизненным — что ж, они подтвердились, Square Enix просто сделала масштабы ради масштабов.

Десятки побочных квестов не рассказывают о персонажах или самом королевстве ровным счетом ничего — вы, Ноктис, наследник престола, будете бегать за бобами, искать лягушек, кормить котиков и выполнять прочие однообразные поручения. Скажем, в прошлогодней Xenoblade Chronicles X дополнительные задания тоже не отличались особой вариативностью, однако каждое «найти-принеси» там компенсировалось небольшой порцией информации о конкретном NPC, интересных особенностях его расы или ее отношении к другим видам. В FF XV все ограничивается получением награды, парочкой стандартных фраз и выдачей нового поручения. И их придется выполнять, поскольку другой возможности заработать достаточно опыта и денег нет. Хотя те, кому нравятся Assassin’s Creed, последние номерные части Far Cry и прочие игры с сотнями маркеров на карте, наверняка почувствуют себя в своей тарелке.

 На пустой желудок проходить FF XV лучше не стоит

На пустой желудок проходить FF XV лучше не стоит

#Зевать, размахивая мечом

Непосредственно игровой процесс Final Fantasy XV лучше всего описывается словом «современный». Square Enix явно оглядывалась на опыт других компаний во время создания своего открытого мира. Вот вам большое поле с десятками отметок — делайте, что душа пожелает. Рыбачьте, катайтесь на чокобо, выполняйте задания или охотьтесь. Здесь даже присутствует аналог вышек — стоит поговорить с человеком в кафе, как в определенном радиусе будут отмечены интересные места.

К слову, об охотах. Все в той же «демке» годичной давности было отлично поставленное выслеживание огромного монстра. Героям, словно ведьмакам, нужно было сначала найти место обитания животного по следам, затем выйти к его логову, а после, используя окружение, уничтожить противника. В финальной версии мало того, что первую часть этого задания вырезали, так оно оказалось единственным действительно интересным. Все остальные поручения по убийству монстров сводятся к банальному забегу к маркеру на карте. Не менее странно и то, что одновременно можно выполнять только одну охоту. Во-первых, это банально неудобно — после каждой нужно возвращаться обратно, получать награду и только потом браться за следующую. Во-вторых, если остальные квесты можно набирать пачками, то зачем тут ставить такие ограничения?

Боевая система Final Fantasy XV неплоха, но слишком уж она легкая. Табата неоднократно признавался, что ему не хочется заучивать всякие комбинации и использовать много клавиш, нужна как можно более простая механика. Такая философия привела к следующему результату: для атаки нужно зажать одну кнопку, для блока — другую, а на экране в это время будет твориться феерия из спецэффектов. Удобно и зрелищно, однако очень поверхностно. Ощущение такое, будто смотришь фильм, не принимая в нем особого участия. В дополнение к этому Ноктис умеет телепортироваться либо к врагу, либо к определенным точкам, чтобы выйти из сражения и пополнить здоровье. Еще после заполнения специальной шкалы можно активировать особые приемы напарников, причем во время анимации весь отряд становится бессмертным. Есть и парирование, но оно вообще не требует какой-либо реакции — когда враг находится в нескольких десятках метров от героя, выскакивает предупреждение на весь экран о том, что он собирается вас бить. В короткой демо-версии такой набор выглядел интересно, однако за несколько десятков часов предоставленные возможности успевают наскучить.

 «Смешались в кучу кони, люди»

«Смешались в кучу кони, люди»

Не вдохновляет и превращение сражений в чистейший сумбур. Если по карте бегает больше трех противников, разобраться в происходящем бывает крайне сложно. Камера зачастую ведет себя неадекватно — стоит повстречать врага, который выше героя, как она сразу свалится на пол и будет смотреть на пятую точку Ноктиса, а не отъедет подальше, позволяя увидеть летящий в голову меч. В замкнутых пространствах становится еще хуже, и воевать приходится не столько с угрозой, сколько с сумасшедшим виртуальным оператором. И это при том, что уже вышедшие патчи должны были исправить проблему.

В перерывах между сражениями вы все-таки будете передвигаться по миру, и здесь Square Enix смогла удивить: как в хорошем смысле, так и в плохом. Из отвратительного хочется отметить загадочную особенность — стоит зайти в любую пещеру, как Ноктис начинает… медленно красться. Неизвестно, какую цель преследовали разработчики, кроме искусственного увеличения времени прохождения, но запрещать передвигаться с нормальной скоростью — явный перебор. И ведь подземелья-то немаленькие, так что будет время припомнить весь свой запас нецензурных слов. Подобное касается и полутора городов, в которых героям предстоит побывать — там отключается возможность спринта. И снова очень хочется узнать, зачем и почему так сделано.

 К Синди (или Сидни, если вы включили японскую дорожку) стоит заезжать почаще

К Синди (или Сидни, если вы включили японскую дорожку) стоит заезжать почаще

Из приятного — наличие автомобиля. Первый круг по дорогам королевства оставляет приятные впечатления — за окном красочные виды, а из динамиков играют знакомые мелодии. Правда, развлекает все это лишь поначалу, а не когда в десятый раз нужно пилить пять-семь минут реального времени из одного конца карты в другой. В магазинах можно купить саундтрек всех номерных частей Final Fantasy, а потом включать композиции во время путешествия. Жаль только, что в каждом альбоме не слишком много песен, а выбраны они по странному принципу, но все равно кататься по стране под You’re not Alone из Final Fantasy IX или Aerith’s Theme из Final Fantasy VII очень приятно, особенно для давних поклонников сериала.

Только управление машиной лучше доверить компьютеру — ведь даже сидя за рулем, вы не сможете съехать с дороги и отправиться гонять по холмам. Разрешено лишь давить на педаль газа да крутить баранку на поворотах. Зачем тогда вообще позволять игроку делать что-то самостоятельно, не совсем понятно. Хорошо хоть, что летать можно самому.

#Доктор, все плохо

В открытом мире FF XV еще худо-бедно может завлечь большим количеством занятий (пусть и пустых и однообразных), а также красиво нарисованными локациями и разговорами ни о чем с приятелями. Однако стоит продвинуться чуть дальше, на территорию, где начинается обещанный «невероятный линейный сюжет», как игру хочется отправить в форточку вместе с консолью. Повествование превращается в мерзкого внебрачного сына Final Fantasy XIII и последней главы Final Fantasy Type-0, зачатого под черной луной в реакторе атомной станции.

Логика? Не знаем такую. Раскрытие действующих лиц? Вы не по адресу. FF XV не стесняется выдавать наползающие друг на друга драму за драмой, даже не делая попыток подвести игрока к важным моментам. Персонажи за все 25 часов сюжетной кампании так и не выходят за рамки «парня в очках» или «девушки-блондинки», но «пятнашка» с какой-то стати желает, чтобы игрок за них переживал.

 Король Регис собственной персоной. Он настолько любил своего сына, что в игре появляется лишь пару раз

Король Регис собственной персоной. Он настолько любил своего сына, что в игре появляется лишь пару раз

Здесь хочется вспомнить смерть Аэрис в Final Fantasy VII или, скажем, романтическую сценку с поцелуем Тидуса и Юны в Final Fantasy X. Эти эпизоды врезались в память по той простой причине, что мы с героями какое-то время шли к важному сюжетному моменту и успевали привязаться к ним. Final Fantasy XV изо всех сил пытается делать нечто похожее, но как можно испытывать что-то к персонажу, которого видишь второй раз? Напарники болтают постоянно, но больше на отвлеченные темы, а не по делу. Их разговоры — всего лишь приятный бонус, который не позволяет узнать героев лучше.

И подобное происходит в сюжете FF XV вплоть до глупого и не в меру пафосного финала, напоминающего все ту же Type-0. Хадзиме Табата как-то упоминал, что завершение истории наверняка растрогает. И, черт возьми, он оказался прав — я действительно рыдал. Из-за того, что десять лет ожидания обернулись невменяемой историей, плоскими персонажами без какой-либо предыстории, и миром, который разработчики не удосужились проработать.

В год анонса Versus XIII вышла Final Fantasy XII. По большей части ей занимался Ясуми Мацуно — в итоге она перевернула мир японских ролевых игр мощным сюжетом, прописанным миром и увлекательной боевой системой. Четыре года спустя подтянулся Тэцуя Такахаси, выпустив потрясающую Xenoblade Chronicles для Wii — одну из лучших представительниц жанра за все время его существования. Оба проекта объединяет не только то, что они использовали смелые, новые механики в консервативном мире jRPG, но и куда более важная черта. Они на собственных примерах показали, как нужно раскрывать героев и подавать историю, когда на руках есть огромные, свободные для исследования локации.

Final Fantasy XV, наоборот, решила не идти своим путем, а оказалась просто еще одной игрой с бессмысленным открытым миром и парочкой занятных особенностей вроде перемещения на машине. Здесь есть очень много отсылок к предыдущим частям: от пиксельных героев на экране покупки оружия и напевания победной мелодии до «воинов света» и музыки из старых «финалок». Это приятно и в какой-то мере трогательно для давнего поклонника серии. Однако даже настойчивый фансервис не может скрыть того, что пятнадцатый выпуск — невероятно горькая и противная конфета в красивой обертке.

Достоинства:

  • текст и субтитры переведены на русский;
  • потрясающий движок, прорисовывающий огромные пространства без загрузок;
  • первая долгая поездка на машине наверняка запомнится.

Недостатки:

  • мерзкая и невнятная вторая половина игры;
  • сюжет не рассказывает элементарных вещей ни о мире, ни о героях, а сразу выкидывает в центр большой истории;
  • скучные и однообразные побочные задания;
  • просторную карту сделали, а вот наполнить ее осмысленным содержанием забыли.
Графика Жалко, что Square Enix отдает мощные технологии людям, которые не умеют рассказывать нормальные истории. Визуально игра выглядит отлично, дизайн персонажей хорош, анимация шикарна — придраться можно разве что к изредка проскакивающим текстурам низкого разрешения. 9
Звук Final Fantasy и музыка всегда шли рука об руку — до выхода пятнадцатой части. Треки, написанные еще для Versus XIII, звучат эпично, а все остальное сопровождение не запоминается вообще. Спасибо хотя бы за возможность послушать мелодии из старых «финалок» и японскую голосовую дорожку. 6
Одиночная игра В открытом мире можно провести какое-то время и даже получить удовольствие от предложенных занятий, однако рано или поздно придется отправиться дальше. Туда, где обитают невменяемый сюжет и десятки однообразных коридоров. 5
Коллективная игра Обещают добавить в одном из DLC.
Общее впечатление Final Fantasy XV, бесспорно, амбициозная игра. У нее есть много интересных задумок и хорошая техническая основа, однако все портит нулевая проработка мира, пустые локации и бессмысленная драма, которую тут пытаются выдавать за сюжет. Square Enix, ну как так-то? 7

Подробнее о системе оценок

#Видео:



Оригинал материала: https://3dnews.kz/943857