Оригинал материала: https://3dnews.kz/944321

Обзор беззеркальной фотокамеры Olympus E-PL8: фейслифтинг

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

E-PL7 нас серьезно впечатлила во время тестирования, что удается далеко не каждой камере. При минимальном числе недостатков качественные отличия от E-PL6 были колоссальны. После столь удачного обновления мы ждали от следующей новинки серии PL схожего прорыва. Но ничего подобного не произошло: по заявленным характеристикам E-PL8 почти ничем не отличается от E-PL7.

Видимо, производитель решил, что превосходство в сегменте и так имеется, поэтому просто провел фейслифтинг, параллельно скинув на 50 долларов стартовую цену продаж относительно предшественника. В общем, на первый взгляд прогресса ждать не стоит. Но может быть, во время тестирования новинка сможет чем-то удивить?

#Технические характеристики

Olympus E-PL8
Сенсор изображения 4/3'' МОП, 17,3 × 13,0 мм, 17,2 Мп
Эффективное количество точек, Мп 16,1
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.2, DCF 2.0), RAW 12 bit, MPO
Видео: MOV (MPEG‑4 AVC/H.264), AVI (Motion JPEG)
Объектив Сменный объектив micro 4/3
Размер кадра в пикселях Фотокадр:
4608 × 3456, 3200 × 2400, 1280 × 960
Видео: 1920 × 1080, 1280 × 720, 640 × 480
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 100 25600 с шагом 1/3, 1 EV
Диапазон выдержек, секунд 1/4000–60 с шагом 1/3, 1/2 и 1 EV
Синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/250
Экспозамер, режимы работы Замеры в 324 зонах;
мульти, точечная, центрально-взвешенный, тень, светлая зона
Экспокоррекция + 5 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Нет (внешняя вспышка FL-LM1 входит в стандартный комплект поставки)
Автоспуск, с 1 30 секунд (до 10 экспозиций)
Устройство хранения информации SD, SDHC, SDXC (UHS-I)
ЖК-дисплей Наклонный, сенсорный дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешением 1 037 тыс. точек
Видоискатель Нет (навесные видоискатели доступны опционально)
Интерфейсы HDMI, USB, A/V-выход
Дополнительно Модуль Wi-Fi
Питание Литий-ионный аккумулятор BLS-50, 8,7 Вт·ч
Габариты, мм 117,1 × 68,3 × 38,4 (без выступающих частей)
Масса, г 374 (включая батарею и карту памяти)
326 (только корпус)

#Внешний вид

Компоновка органов управления по сравнению с E-PL7 осталась прежней, да и габариты схожи. Но отличия во внешности все-таки есть. Первое, что бросается в глаза, – это изменившаяся форма рукоятки в лицевой части, которая стала совсем крошечной. С субъективной точки зрения, дизайн от этого только выиграл. А вот в плане удобства использования однозначный ответ дать сложно. Если использовать легкие объективы – в том числе комплектный зум-объектив с электронным приводом – то новая конструкция удобнее. Камера удерживается не кончиками пальцев, а двумя фалангами, причем без напряжения, что, к слову, позитивно сказывается на стабилизации.

А вот при использовании с тяжелыми объективами (в нашем случае использовались советский резьбовой объектив «Юпитер-21М» весом 980 грамм, установленный через переходник) предпочтительнее все же рукоятка предшественника. Другие отличия от E-PL7 – отсутствие серебристого канта в верхней части, а также искусственная кожа, из которой сделана лицевая накладка. Раньше использовалась резина. Любители ретродизайна должны оценить. К слову, надпись «Olympus PEN» теперь не отлита в металле, а выдавлена в накладке. Также есть и совсем мелкие отличия: например, диски управления и выбора режимов стали более утонченными, с большим количеством мелких деталей и элементов, а индикатор клавиши питания теперь выполнен в виде полоски, а не круга.

Отдельно стоит отметить решетку системного динамика: теперь это просто отверстия в металле, без углубления. Возможно это связано с тем, что решетка динамика в E-PL7 быстро забивалась пылью и прочим мусором. Сборка камеры безупречна, придраться не к чему: детали идеально подогнаны, больших зазоров и неравномерных стыков нет, при попытках скручивания и сдавливания под натиском только слегка пощелкивают клавиши. В руке появляется ощущение монолита, и это несмотря на то, что дисплей наклонный. Собирается камера во Вьетнаме.

Спереди находится только байонет объектива и лампа подсветки автофокуса. С тыльной стороны практически всю поверхность занимает наклонный дисплей, выше которого поместился разъем подключения аксессуаров. В правой части на тонкой полоске удалось разместить большую часть органов управления: клавиши масштабирования, одна из которых программируемая, видеозаписи, входа в меню и смены режима отображения информации, а также удаления и перехода в режим просмотра. Ну и круглую пятипозиционную клавишу навигации, куда без нее.

Сверху видны отверстия декоративных решеток пары встроенных микрофонов и системного динамика, «горячий башмак», диск выбора режимов работы, клавиша спуска с диском управления, а также выключатель. Снизу находится только штативное гнездо и крышка отсека установки аккумулятора и карты памяти. К слову, крышка не подпружинена, но может быть зафиксирована в открытом положении, что весьма удобно. Механизм замка также не подпружинен. С одной стороны, такая конструкция надежнее, но в плане удобства проигрывает. Примечательно то, что засов замка изготовлен из металла, а не пластика.

На левой боковой поверхности под резиновой заглушкой скрыты порты подключения HDMI- и USB-кабеля. Последний по совместительству служит аналоговым ТВ-выходом, который встречается все реже из-за широкого распространения устройств отображения с HDMI-входом. Правая боковая поверхность и вовсе пустует.

Дисплей и интерфейс. Съемка и впечатление от работы

#Дисплей и интерфейс

Как уже отмечалось, дисплей тот же, что и на прошлой модели: 3 дюйма по диагонали, разрешение 1037 тыс. точек, имеется сенсорный и антибликовый слой. Конструкция дисплея наклонная. Вверх дисплей можно поднять приблизительно на 80 градусов, вниз он опускается на 180, что позволяет снимать автопортреты. Тут стоит отметить, что у всех прямых конкурентов, а именно Sony a5100, Fujifilm X-A3, Canon EOS M10 и Panasonic DMC-GF8, наклонная конструкция дисплея проще – только на 180 градусов вверх.

При переходе в режим «селфи» на дисплее активируются виртуальные клавиши видеозаписи и фотосъемки. Углы обзора, цветопередача и запас яркости, как и прежде, радуют глаз, а при падении прямых солнечных лучей информация на экране легко читается даже на среднем уровне подсветки.

А теперь о недостатках. Сенсорные дисплеи используются в камерах Olympus уже достаточно давно, но до сих пор функциональность сенсорного управления остается довольно слабой. Доступно пролистывание и масштабирование снимков (причем поддержки множественного касания нет, поэтому для начала еще необходимо вызвать меню масштабирования), выбор зоны фокусировки, вызов и работа с меню обработки, запуск режима беспроводного соединения, а также выбор художественных и сюжетных программ в соответствующих режимах работы. В общем, в Olympus упорно игнорируют эту проблему.

Само же меню практически полностью повторяет графический интерфейс остальных камер семейства PEN. Главное, что меню интуитивно понятно даже несмотря на разветвленность и обилие регулируемых параметров. Кроме того, реакция на нажатие мгновенная, и за время тестирования не было замечено даже намека на торможение интерфейса. Ниже для ознакомления с меню приведено несколько снимков экрана.

#Особенности камеры

Одна из основных особенностей, которая качественно отличает E-PL8 от всех конкурентов, – это встроенная в корпус камеры стабилизация с заявленной эффективностью 3,5 EV. Да, стабилизатор трехосный, а не пятиосный, как, например, у родственной модели Olympus OM-D E-M10 Mark II, но он в любом случае здорово выручает в разных ситуациях и работает даже со старой резьбовой оптикой, установленной через переходник. Отдельно стоит отметить возможность ручного ввода фокусного расстояния от 8 до 1000 мм для объективов без электрической связи с камерой, что позволяет улучшить работу стабилизатора в подобных условиях. Возможно использование объективов со своей системой стабилизации, но данную функцию необходимо активировать в меню камеры. Предусмотрено четыре режима работы стабилизатора: авто, горизонтальная, вертикальная и стабилизация во всех направлениях. Первые два режимы полезны при панорамировании.

Режим съемки HDR, а также брекетинг экспозиции сами по себе уже сложно записать в особенности камеры, ведь это теперь по сути стандарт. Но у конкурентов настройки данных режимов не столь обширны, причем разница огромна. Классическая HDR-съемка включает два режима: в обоих происходит автоматическая склейка сразу четырех кадров, но с разными настройками шага экспозиции. Кроме этого, предусмотрен режим съемки HDR без склейки (фактически просто с брекетингом экспозиции), но с возможностью записи отдельных кадров в формате RAW. Основное различие режимов — это шаг экспозиции. Камера в данном режиме позволяет снимать 3, 5 или 7 кадров с шагом до 3 EV. Подобный запас в сумме с крайне быстрой серийной съемкой позволяет получать итоговые снимки с очень широким динамическим диапазоном.

Также предусмотрена функция мультиэкспозиции, однако особым богатством настроек она похвастаться не может — фактически из особенностей можно отметить только возможность наложения на уже имеющийся на карте памяти кадр. Куда интереснее функция Time Lapse — то есть интервальная съемка с заданным промежутком времени. Фотоаппарат способен сделать 999 кадров с интервалом от 1 секунды до 24 часов, также предусмотрена задержка старта съемки от 1 секунды до 24 часов. Все отснятые кадры могут быть автоматически объединены в видеоролик, при этом фотоснимки на карте памяти будут сохранены. В общем, из небольших недостатков режима можно отметить только не особо удачное указание времени старта съемки. Например, в фотоаппаратах Nikon с данной функцией предусмотрена возможность указания конкретного времени, что гораздо удобнее.

Уже традиционно для беззеркалок Olympus предусмотрен режим соединения нескольких снимков в один из предустановленных шаблонов, причем с возможностью наложения одного из спецэффектов так называемого режима ART. Всего спецэффектов тут 14, как и ранее. Также доступен режим арт-брекетинга, при активировании которого снимок обрабатывается всеми фильтрами. Из особенностей кроме прочего можно отметить двухосный индикатор уровня, который может быть отображен как на дисплее, так и в опциональном видоискателе. Разумеется, есть и режим определения лиц, работающий неплохо, но не отличающийся дополнительными функциями.

Как и у предшественника, у E-PL8 есть модуль Wi-Fi — это также на сегодняшний день стандарт. К сожалению, по уровню возможностей беспроводного соединения камеры Olympus несколько уступают фотоаппаратам Sony и Panasonic, но тем не менее основные функции (передача контента и удаленное управление при помощи смартфона) доступны. Стоит отметить, что программа удаленного управления также умеет привязывать к снимкам геотеги. Координаты, разумеется, подтягиваются от модуля навигации непосредственно смартфона или планшета, ведь встроенного GPS-модуля у E-PL8 нет.

#Съемка и впечатления от работы

Скорость подготовки к работе при включении питания — для зеркалок параметр вторичный, ведь зачастую это происходит молниеносно. А вот у беззеркалок бывают провалы: например, камеры Fujifilm в основной своей массе готовятся к работе более секунды, большинство моделей Panasonic и Sony — от трети до половины секунды. Сейчас к нам на тестирование попала камера с комплектным зум-объективом с моторизированным приводом, который автоматически выводит объектив в рабочее положение при включении питания, на что тоже тратится время. Но наш замер показал результат всего лишь в 0,82 секунды. Для сравнения: модель E-PL7, оборудованная таким же объективом, справилась с заданием за одну секунду. Стоит отметить, что один из конкурентов, Sony 5100, в свое время попал к нам на тестирование также с объективом с моторизированным приводом и показал результат 1,86 секунды. При использовании объективов с ручным приводом зума E-PL8 готова к работе уже через 0,28 секунды после нажатия клавиши питания. E-PL7 в аналогичных условиях уложилась в 0,6 секунды. Прогресс существенный.

У Olympus E-PL8 самая высокая заявленная скорость серийной съемки среди конкурентов – 8,5 кадров в секунду. Это прекрасно, но есть оговорки. Во-первых, фокусировка и установка экспозиции возможна только по первому кадру. Во-вторых, столь высокие скоростные показатели достижимы только при отключенном стабилизаторе. Если же его активировать, то скорость падает до 7,1 кадра в секунду. А если же есть желание получить отдельную фокусировку и экспозицию для каждого кадра серии, то придется выбрать режим серии L, где скорость ограничена 3,5 кадрами в секунду. И это только заявления производителя.

Измерение длительности и скорости серийной съемки проводилось в трех режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, стабилизация и различные программные обработки были отключены. На сайте производителя указана длительность серии 20 кадров в RAW и до заполнения карты памяти в JPEG. Использовались карты SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I (U1) с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с и для контроля результатов Kingston SDXC Class10 UHS-I U3 Ultimate со скоростью записи до 80 Мбайт/с. Стоит отметить, что Kingston SDXC Class10 UHS-I U3 Ultimate при ненамного меньшей заявленной скорости записи сразу же провалилась во всех режимах, и камера начинала мешкать уже через две секунды съемки.

Наше тестирование подразумевает использование уровня чувствительности ISO 6400, в котором часто производительность камер при серийной съемке падает. При тестировании E-PL7 споткнулась именно на чувствительности, и смогла показать заявленные результаты только при низких уровнях ISO. К сожалению, новинка также оказалась зависимой от уровня чувствительности при серийной съемке. При использовании формата RAW+JPEG и чувствительности от ISO 3200 и выше длительность серии составила 10 кадров. В формате RAW градаций оказалось больше – 17 кадров при чувствительности ISO 100-400, 16 при ISO 800-1600, 15 при ISO 3200 и 14 при ISO 6400 и более. При использовании формата JPEG вплоть до ISO 800 камера честно снимает серию без запинок до заполнения карты памяти. При ISO 1600 небольшие задержки появляются после 45 кадров, при ISO 3200 уже после 30, а при ISO 6400 и выше провалы появляются уже после 14-го кадра. В общем, формально среди конкурентов тестируемый фотоаппарат самый быстрый, да и серии самые длинные, но только при низких ISO. В процессе тестирования также была обнаружена еще одна особенность – при установке выдержки менее 1/250 секунды (скорость синхронизации вспышки) скорость серийной съемки падает до 6,8 кадра в секунду.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона); в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов; фокусировка производилась по центральной зоне; перед каждым замером камера наводилась на бесконечность; съемка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и 100 см в телеположении. Напомним, что фотоаппарат тестировался с небыстрым зум-объективом Olympus 14-42mm 1:3.5-5.6EZ ED MSC. Но и эта связка смогла показать очень неплохую скорость – 0,21 с в широкоугольном положении и 0,24 с в телеположении. Тут стоит отметить, что Olympus OM-D E-M10 Mark II, оборудованный таким же объективом, оказался еще шустрее – 0,18 и 0,16 с соответственно. А что до прямых конкурентов, то у нас в руках побывал только Sony a5100, который справился за 0,18 и 0,33 секунды.

Разумеется, важна не только скорость автофокуса, но и корректность его работы при слабом освещении. И тут, согласно заявленным характеристикам, есть неоспоримый лидер среди конкурентов – Panasonic DMC-GF8, который, как и DMC-GF7, способен фокусироваться уже при невероятно слабой освещенности (-4 EV). Для Sony a5100 предельная чувствительность заявлена на уровне -1 EV, что подтвердили наши замеры. Заявленная чувствительность автофокуса Canon EOS M10 самая слабенькая – +1 EV. Для Olympus E-PL8 заявлена чувствительность -2 EV. Для определения минимального уровня освещенности, необходимого для корректной работы автофокуса, использовалась пара ламп с плавной регулировкой яркости. Согласно нашей методике результат идет в зачет только при корректной отработке автофокуса 10 раз подряд. Если же автоматика хоть раз промахивается, то уровень освещенности повышается. E-PL8 смогла навестись на объекте съемки при освещенности 0,42 лк, что даже немного лучше заявленного значения -2 EV. Нормальный результат.

Выбор зоны фокусировки возможен как автоматически, так и вручную – причем в последнем случае доступен выбор одной из 81 зоныдвух размеров, а также выбор группы зон, состоящей из 9 точек. Ручной выбор зоны фокусировки возможен не только при помощи клавиш навигации, но и за счет сенсорного экрана. Собственно, это одна из немногих функций сенсорного управления. Автофокус работает в следующих режимах: однократный, постоянный, однократный с ручной подстройкой, а также следящий. К сожалению, в PL8 следящий автофокус работает крайне плохо. Он довольно быстро теряет даже медленно движущиеся объекты на контрастном фоне. Кроме того, он и реализован в беззеркалках Olympus не лучшим образом – функция работает, лишь пока клавиша спуска находится в наполовину нажатом состоянии, что не особо удобно при съемке в движении. В ручном режиме фокусировки не предусмотрена шкала дистанций с подсказкой – поначалу ее немного не хватает. Однако совсем без помощников не обошлось. В настройках предусмотрена возможность увеличения зоны фокусировки в 5, 7, 10 и 14 раз, но, к сожалению, увеличенную зону нельзя перемещать, двигая пальцем по сенсорному экрану, поэтому для этого приходится по старинке использовать клавиши навигации. Кроме увеличения зоны фокусировки имеется режим подсветки граней резкости (focus peaking). К сожалению, тут нет настройки активности работы функции, поэтому в солнечную погоду индикация пикинга заметна не всегда. Кроме того, настройка цвета подсветки включает только белую и черную прорисовку контуров, причем эта настройка и активирование пикинга находятся в разных подпунктах пользовательского меню, что весьма неудобно. При слабом освещении от пикинга и вовсе нет толка.

Установка экспозиции работает во всех режимах: P/A/S/M и автомат. Диапазон выдержек вполне стандартный – от 1/4000 до 60 секунд, а также Bulb. Диапазон экспокоррекции у E-PL8 также стандартный – от -5 EV до +5 EV с шагом 1/3 EV, 1/2 EV и 1 EV. Вызов функции съемки с брекетингом возможен только из основного меню, что не слишком удобно, но зато богатство настроек перекрывает этот недостаток. Доступна съемка с брекетингом экспозиции на 2, 3, 5 и 7 кадров с шагом от трети до одной ступени. Есть и брекетинг чувствительности – 3 кадра с шагом 0,3, 0,7 и 1 ступень. К сожалению, в E-PL8 не предусмотрена функция раздельного управления яркостью темных и светлых участков, которая уже прижилась в камерах семейства Olympus OM-D и в некоторых беззеркалках Panasonic. Точность установки экспозиции при естественном освещении выше, чем в случае E-PL7, однако при лабораторном тестировании особой разницы замечено не было. Например, при освещении лампами дневного света ошибка достигает -0,21 EV. При освещении лампами накаливания ошибка оказалась даже несколько меньше – всего -0,13 EV. Но стоит очередной раз напомнить, что ошибки до 0,3 EV несущественны, особенно при съемке в RAW.

В настройках баланса белого предусмотрено 7 предварительных установок: солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, один пресет ламп дневного освещения, подводный режим и вспышка. Кроме того, есть режим указания цветовой температуры источника освещения в пределах от 2 000 до 14 000 K. В ручном режиме предусмотрено 4 контейнера для сохранения настроек при различном освещении – это рекорд среди конкурентов. Разумеется, имеется и автоматический режим. В любом режиме предусмотрена тонкая настройка по шкале A-B/G-M (+/-6 позиций), однако она недоступна из быстрого меню. Уже привычной для камер Olympus является функция сохранения теплых цветов. В целом автоматическая установка баланса белого работает весьма неплохо при естественном освещении. Сравнительно хорошо показала себя автоматика и при освещении лампами накаливания, что редкость.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5 500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5 500 K

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведенным по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Фототесты. Примеры снимков. Выводы

#Фотографические тесты

Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, а также в формате RAW с последующим конвертированием в формат TIFF. К слову, на момент тестирования поддержки E-PL8 в Adobe Camera RAW не было, поэтому пакет Lightroom использовать не удалось. В итоге для конвертации в TIFF пришлось использовать комплектный пакет OLYMPUS Viewer 3. К сожалению, он здорово приукрашает шумы даже при отключенном в настройках шумоподавлении, из-за чего на высоких ISO картинка оказывается довольно мыльной. Съемка в формате JPEG велась со всеми вариантами активности шумоподавления. Баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CС с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным сжатием. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными значениями чувствительности от 100 до 25 600 единиц в ISO-эквиваленте с шагом в 1 ступень. В настройках камеры значение чувствительности 100 отображается как LOW, однако в метатегах снимка при этом сохраняется значение 100 единиц, тогда как во многих камерах при использовании значений чувствительности из расширенного диапазона данный тег зачастую либо не заполняется, либо указывается какое-то стандартное значение, не имеющее ничего общего с действительностью.

 Тестовый натюрморт

Тестовый натюрморт

Фрагмент1

RAW

JPEG

Шумоподавление отключено

JPEG

Фильтр шумоподавления «слабо»

JPEG

Фильтр шумоподавления «стандарт»

JPEG

Фильтр шумоподавления «сильно»

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1 600

ISO 3 200

ISO 6 400

ISO 12 800

ISO 25 600

Фрагмент2

RAW

JPEG

Шумоподавление отключено

JPEG

Фильтр шумоподавления «слабо»

JPEG

Фильтр шумоподавления «стандарт»

JPEG

Фильтр шумоподавления «сильно»

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1 600

ISO 3 200

ISO 6 400

ISO 12 800

ISO 25 600

Фрагмент3

RAW

JPEG

Шумоподавление отключено

JPEG

Фильтр шумоподавления «слабо»

JPEG

Фильтр шумоподавления «стандарт»

JPEG

Фильтр шумоподавления «сильно»

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1 600

ISO 3 200

ISO 6 400

ISO 12 800

ISO 25 600

RAW, проявлено в TIFF

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/5 с, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/10 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/80 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/160 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/320 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/640 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/1250 с, ISO 25 600

JPEG. Без шумоподавления

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/5 с, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/10 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/80 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/160 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/320 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/640 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/1250 с, ISO 25 600

JPEG. Фильтр шумоподавления «слабо»

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/5 с, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/10 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/80 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/160 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/320 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/640 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/1250 с, ISO 25 600

JPEG. Фильтр шумоподавления «стандарт»

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/5 с, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/10 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/80 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/160 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/320 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/640 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/1250 с, ISO 25 600

JPEG. Фильтр шумоподавления «сильно»

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/5 с, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/10 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/80 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/160 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/320 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/640 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/11, 1/1250 с, ISO 25 600

Для отображения уровня шума в количественном выражении при анализе использовалась тестовая таблица Colorchecker 24, а точнее серое поле 22 (RGB – 122, 122, 122). На графике, приведенном ниже, указаны значения соотношения «сигнал–шум» в децибелах для различных уровней чувствительности с шагом 1 EV во всем доступном диапазоне. Стоит учесть, что отличие на 6 дБ соответствует изменению шумов вдвое. Учитывая скрытое сглаживании шумов при конвертации из RAW в TIFF при помощи комплектного ПО OLYMPUS Viewer 3, а также отсутствие поддержки на момент тестирования Olympus E-PL8 в Adobe Camera RAW и других популярных пакетах, для преобразования форматов мы использовали dcraw, распространяемый по лицензии GNU GPL 2 (доступно как для Linux, так и для Windows). Данное ПО позволяет конвертировать изображение честно, без шумоподавления. Однако у него есть проблемы с цветами при конвертировании RAW-файлов, полученных при помощи тестируемой камеры, поэтому данное ПО не использовалось при конвертировании снимков тестового коллажа. В то же время для определения уровня яркостных шумов корректность цветопередачи особого значения не имеет. К сожалению, большинство основных конкурентов на тестирование к нам не попало, а Sony a5100 по данной методике не испытывался, поэтому в качестве оппонента был взят Nikon D3400, построенный на базе матрицы формата APS-C – чуть большей, чем у героя материала. Забавно, но, несмотря на меньший размер матрицы, практически во всем диапазоне уровней чувствительности при съемке в формате RAW соотношение «сигналшум» у тестируемого фотоаппарата немного, но все же лучше, чем у конкурента. И только начиная со значения ISO 12 800 вперед выходит Nikon D3400. В любом случае при съемке в RAW результаты более чем достойные, особенно если учитывать размер матрицы. При съемке в JPEG даже при отключенном шумоподавлении все производители его активируют скрытно. Этот факт нужно учитывать. Однако алгоритм скрытого шумоподавления не всегда одинаков: у некоторых камер оно включается уже с наименьшего значения чувствительности и стабильно работает во всем диапазоне чувствительности; у других активность шумоподавления постепенно нарастает по мере увеличения чувствительности, как, например, у представленного на графике оппонента. У Olympus E-PL8 результаты и вовсе оказались забавными. Так, при чувствительности ISO 100-400 соотношение «сигналшум» выше при использовании RAW. Но далее активность скрытого шумоподавления довольно быстро нарастает, и при максимальной чувствительности разница между RAW и JPEG составляет уже внушительные 10,6 дБ. Конечно, при такой чувствительности мелкие детали уже полностью съедены шумами, но все же столь активное скрытое шумоподавление – это явный перебор.

#Стабилизация

Камера выгодно отличается от конкурентов наличием встроенного стабилизатора. Однако, в отличие от более премиального Olympus OM-D E-M10 Mark II, стабилизатор не пятиосный, а трехосный, да и его заявленная эффективность ниже: 3,5 EV против 4 EV при тестировании по стандарту CIPA. Вибростенда, способного работать по определенному циклу, который требуется согласно методике CIPA, у нас нет, поэтому для тестирования эффективности стабилизации будем обходиться своей методикой. Для начала снимаем тестовую сцену с мелкими деталями на выдержках от 1/50 секунды (на данном значении при использовании комплектных зум-объективов на ЭФР 50 мм зачастую можно получить снимок без смаза) с шагом 1/3 EV до 1/2 секунды, причем на каждой выдержке снимается 10 кадров. Итого 150 кадров. При получении снимка без смазывания результат идет в зачет. После каждых 10 снимков (одно значение выдержки) пользователю дается отдых длительностью 1 минуту. Далее аналогичные замеры производятся при отключенной стабилизации. А уже по разнице полученных результатов можно оценить эффективность. В качестве оппонента возьмем Olympus OM-D E-M10 Mark II, у которого заявленная эффективность стабилизатора немного выше.

#Вспышка

Стандартный комплект поставки включает стандартную навесную вспышку FL-LM1. Ее мощность невелика: 7 при ISO 200 и 10 при ISO 100. Но, к сожалению, и это решение предоставлено на тестирование не было, так что не можем ничего сказать о работе вспышки. Скажем только о настройках Возможен выбор режима работы: автоматическая, заполняющая, синхронизация по первой и второй шторке, в том числе с режимом подавления эффекта «красных глаз». Традиционно для камер Olympus функция делителя мощности (от 1/1,3 до 1/64) спрятана в быстром меню, в списке доступных режимов работы, а вот компенсация вспышки в режиме TTL (от -3 до +3 EV с шагом 1/3 EV) вынесена в отдельный пункт меню. Дальше – больше. Пункт активирования беспроводного управления вспышками находится во второй вкладке основного меню, а настройки порога скорости синхронизации в подпункте F пользовательского меню. В общем, настройки вспышки раскиданы по всем возможным углам, что весьма неудобно.

#Видеосъемка

К сожалению, в режиме видео прогресса относительно предшествующей модели по сути нет. Как и прежде, максимум, на что способна камера, – это запись роликов в режиме 1080/30p. Производитель явно постарался дистанцировать серию PL от старших камер PEN и премиальной линейки OM-D. Однако параллельно были здорово ухудшены позиции относительно прямых конкурентов.

Зато в плане стабилизации изображения в режиме видеозаписи E-PL8 не оставляет конкурентам ни единого шанса. Есть и другие достоинства. В режиме видеосъемки пользователю дана возможность не только вводить экспосдвиг, но и управлять параметрами экпопары в режимах P/A/S/M, а также задавать уровень чувствительности, который ограничен 3200 единицами в эквиваленте ISO. К сожалению, все эти настройки можно изменять только перед съемкой, а непосредственно во время видеозаписи все классические органы управления заблокированы и фактически возможно управление лишь видеоэффектами, вызов которых осуществляется при помощи виртуальных сенсорных клавиш. Автофокус в режиме видео работает чрезвычайно плавно, а также довольно быстро и корректно. В плане записи звука ничем примечательным новинка не выделяется. Как и прежде, тут два встроенных микрофона, а также имеется возможность подключения к «горячему башмаку» внешнего микрофона SEMA 1. К сожалению, стандартный разъем миниджек в корпусе камеры не предусмотрен, поэтому при необходимости использования внешнего микрофона полагаться приходится на фирменную опцию, по сути являющуюся переходником, к которому уже подключаются различные внешние микрофоны. Примечательно, что уровень записи регулируется отдельно для внутреннего и внешнего микрофона. Кроме того, возможно включение программного подавления шума ветра с тремя уровнями активности. Отдельно стоит отметить функцию создания фото с полным разрешением во время видеозаписи. В общем-то, она есть, но реализация функции двойной записи оказалась, прямо скажем, одной из самых неудачных. Если во время видеосъемки нажать клавишу спуска затвора, то камера попросту прерывает видеозапись, создает снимок и возобновляет запись ролика. Беда в том, что после нажатия клавиши спуска затвора камера завершает съемку видеоролика, а не приостанавливает ее и в итоге на карте памяти оказывается несколько снимков и несколько видеороликов, что не слишком удобно. К счастью, также предусмотрен режим фотосъемки без прерывания видеозаписи, но в данном режиме съемка возможна только при соотношении сторон 16:9, а разрешение снимков составляет 3200 × 1800 точек. Стоит отметить, что в данном режиме параллельной съемки запись снимков на карту памяти происходит не по завершении видеозаписи, а сразу же. Это позволяет избежать жесткого ограничения на количество отснятых кадров, обусловленного размером буфера, но зачастую обратной стороной медали является длительное ожидание записи. В данном случае проблем с этим нет. Разумеется, данное утверждение верно только при использовании быстрых карт памяти.

PC070307.MOV - пример записи 1080/30p

#Источники питания и автономная работа

В Olympus E-PL8 используется литий-ионный аккумулятор BLS-50 емкостью 8,5 Вт·ч. Точно такой же аккумулятор используется в Olympus E-PL7, а также OM-D E-M10 II. Длительность автономной работы заявлена точно такая же, как и для предшественника, – 350 кадров при тестировании по стандарту CIPA. Для сравнения: более живучие Sony a5100 и Fujifilm X-A3 при тестировании по тому же стандарту способны сделать 400 и 410 кадров соответственно. А вот Panasonic DMC-GF8 и Canon EOS M10, напротив, живут от одного заряда гораздо меньше – 230 и 255 кадров соответственно. На практике при съемке без вспышки удалось отснять 615 кадров при температуре от -10 до +3 градусов Цельсия, то есть при не самом лучшем для литий-ионного аккумулятора температурном режиме. К слову, трехуровневый индикатор заряда в меру своих возможностей даже при работе на морозе оказался довольно точным.

#Заключение

Olympus E-PL8 – безусловно, отличный фотоаппарат. Но, к сожалению, почти без прогресса по отношению к предшественнику. Получается странная ситуация – E-PL7 сейчас стоит значительно дешевле новинки, а по функциональности ей почти не уступает и некоторое время еще точно будет доступен в продаже. Да, он медленнее готовится к работе, да, у него попроще дизайн, но в остальном он точно такой же. Если дизайн фотоаппарата для вас важен, то, конечно, E-PL8 предпочтительнее. Если же нет, то стоит взять E-PL7 – дешевле беззеркалку со встроенной стабилизацией вы не найдете, по совокупности качеств она остается едва ли не лучшим выбором в своем классе. И потеснить ее E-PL8 сможет, только если она уйдет с рынка окончательно.

Выражаем благодарность украинскому представительству компании Olympus за оборудование, предоставленное для тестирования.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/944321