Оригинал материала: https://3dnews.kz/944641

В помощь школе: обзор платформы для оценки качества образования «ABBYY Мониторинг»

Об актуальности программного комплекса «ABBYY Мониторинг» в образовательной среде говорить не приходится, особенно в свете всё возрастающего интереса российских школ к всевозможным тестам и контрольным работам, регулярно проводимым на манер ЕГЭ для получения информации об освоении обучающимися содержания тех или иных учебных предметов. Систематический срез знаний позволяет специалистам центров контроля качества образования и педагогам увидеть динамику обучения, выявить пробелы в программе подготовки учащихся, содержательно подойти к вопросам повышения квалификации учителей и решению прочих проблем вплоть до принятия превентивных мер для коррекции текущей ситуации. Плюсы такого подхода к оценке эффективности работы школ очевидны, и нет ничего удивительного в том, что в Минобрнауки России ему уделяют большое внимание: согласно Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы», в течение ближайших четырёх лет в стране должно быть обеспечено функционирование системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Своим видением такой системы поделилась компания ABBYY, представившая платформу «ABBYY Мониторинг».

#Какие задачи решает «ABBYY Мониторинг»

«ABBYY Мониторинг» позволяет автоматизировать процесс проведения массовых проверок знаний учащихся на всех этапах — от подготовки педагогических текстов и распечатки бланков до сканирования заполненных учениками работ и формирования аналитических отчётов. Система может быть использована для оценки качества образования как на уровне школы, так и региона, освобождает преподавателей от рутинной работы, во много раз повышает эффективность экзаменационных процессов и сокращает риск ошибок, связанных с человеческим фактором. При этом ход мониторинговых работ может централизованно контролироваться региональными центрами обработки информации (РЦОИ), сотрудниками министерств образования, центрами контроля качества образования и прочими заинтересованными ведомствами.

Пользовательский интерфейс системы «ABBYY Мониторинг»

Раньше сотрудникам центров контроля качества образования и учителям приходилось вручную готовить и проверять работы, выгружать результаты и анализировать полученные данные для составления отчётов. Кроме того, тестовые материалы необходимо было доставлять из центра в школу и обратно, что тоже занимало время и в итоге выливалось в недели, а то и месяцы ожидания результатов мониторинга. С помощью нового продукта ABBYY процессы печати, сканирования, верификации бланков и аналитики результатов тестов можно осуществлять непосредственно в школе. Достаточно одного подключённого к Интернету компьютера с ОС Windows 7 и выше, принтера и сканера (или многофункционального устройства).

 Использование текущих инструментов проведения массовых мониторингов затратно и трудоёмко. Решение — ABBYY Мониторинг

Использование текущих инструментов проведения массовых мониторингов затратно и трудоёмко. Решение — «ABBYY Мониторинг»

#Как работает «ABBYY Мониторинг»

«ABBYY Мониторинг» представляет собой онлайновый сервис, функционирующий на базе облачной платформы Microsoft Azure. Для работы с системой может быть использован любой современный браузер с установленным на компьютере приложением для печати материалов и сканирования бланков «ABBYY Мониторинг Клиент».

Работа с платформой «ABBYY Мониторинг» осуществляется в пять этапов.

 Этапы работы платформы ABBYY Мониторинг

Этапы работы платформы «ABBYY Мониторинг»

Первый этап — планирование мониторинговых работ. На этом этапе сотрудник центра контроля качества образования загружает контрольно-измерительные материалы и назначает регламент проведения контрольных работ: указывает сроки их проведения, выбирает школы и формирует список участников. Принимать участие в экзаменационных мероприятиях могут как все школы региона, так и отдельные образовательные учреждения, которые ранее «засветились» с какой-то проблемой.

Этап 1. Создание мониторинговой работы

Второй этап — проведение тестовых заданий. Учитель отправляет на принтер выбранные задания, раздаёт школьникам распечатанные бланки и дожидается выполнения мониторинговой работы учащимися.

Третий этап — обработка данных. Заполненные детьми работы сканируются, пересылаются на сервер и автоматически распознаются при помощи технологий ABBYY.

 Этапы 2-3. Проведение диагностической работы и обработка результатов

Этапы 2-3. Проведение диагностической работы и обработка результатов

Четвёртый этап — оценивание данных. На этой стадии платформой «ABBYY Мониторинг» производится автоматизированная проверка кратких ответов детей и тестов с выбором ответов. Задания с развёрнутыми ответами проверяются и оцениваются учителями или специально назначенными экспертами региона, для удобства которых предусмотрена возможность обработки развёрнутых ответов как на компьютере, так и на мобильных устройствах. С целью получения объективных и взвешенных оценок доступна возможность перекрёстной проверки контрольных работ.

Этап 4. Проверка результатов

Пятый этап — автоматическая генерация аналитических отчётов по результатам проведения мониторингового исследования.

Этап 5. Получение аналитических отчётов

После проведения диагностических работ сформированные системой «ABBYY Мониторинг» аналитические отчёты становятся сразу доступны образовательной организации, муниципалитету, региону или федеральному ведомству. Учителя и сотрудники центров контроля качества образования могут просматривать подробные результаты по отдельным школам, предметам, а также темам, навыкам и умениям учеников. Сводные аналитические отчёты позволяют получить самую полную информацию о качестве образования с учётом видов, типов и расположения учебных заведений, количества учеников в классе, квалификации и стажа учителей и т. д. Это даёт возможность объективно принимать управленческие решения, корректировать образовательные программы и регулировать уровень инвестиций в образовательные учреждения.

Важной особенностью платформы «ABBYY Мониторинг» является обезличенность персональных данных: в системе нет фамилий и имён детей — каждый ребёнок представлен под неким идентификационным кодом, который знает только учитель. Для специалистов муниципального и регионального уровней эта персональная информация не нужна, а учителя при выявлении пробелов в усвоении материала конкретными учениками могут организовать индивидуальную работу с ними.

Примеры создаваемых системой «ABBYY Мониторинг» отчётов

#Преимущества использования платформы ABBYY Мониторинг

Система «ABBYY Мониторинг» позволяет составить наиболее полную картину качества образования: для ученика и его родителей, учителя, муниципальных и региональных специалистов.

Ученики и родители получают через школу аналитику, подготовленную с помощью продукта компании ABBYY. Это предоставляет возможность увидеть динамику обучения, определить сильные и слабые места у ребенка, выстроить программу индивидуальной поддержки и понять, какие навыки необходимо подтянуть для успешного поступления в вуз. Учителям и школам решение позволяет выявлять «предметные дефициты» и оперативно получать наглядные сводные аналитические отчёты по любым предметам. Специалистам муниципального, регионального и федерального уровней «ABBYY Мониторинг» позволяет существенно экономить на проведении таких масштабных мероприятий, как мониторинг качества образования в регионе. Система предоставляет возможность удалённо наблюдать за ходом проведения педагогических тестов и понимать, на каком этапе выполнения находится каждая из школ, отслеживать развитие системы образования, принимать объективные управленческие решения, содержательно подходить к вопросам переподготовки учителей, выявлять и распространять успешные педагогические практики. Немаловажным является и то, что платформа позволяет школам, расположенным в труднодоступных районах, беспрепятственно участвовать в мониторинговых мероприятиях.

 Преимущества использования платформы

Преимущества использования платформы

Платформа «ABBYY Мониторинг» прошла успешную апробацию в ряде регионов России, продемонстрировала свою практическую и экономическую эффективность. Самый масштабный проект по внедрению системы оценки качества образования был реализован в школах Республики Татарстан. В ходе мониторинговых мероприятий, в которых приняли участие почти 900 образовательных организаций Татарстана, было обработано более 30 тысяч бланков и получена объективная картина степени усвоения материала учениками 10-х классов по математике, физике и обществознанию. «Благодаря новому продукту компании ABBYY мы смогли существенно сократить сроки и ресурсы для оценки качества образования в нашем регионе. Важно, что использование платформы оказалось дешевле и значительно ускорило процесс по сравнению с другими способами проведения мониторинговых мероприятий. У нас появилась возможность наблюдать за ходом проведения и понимать, на каком этапе выполнения находится каждая из школ. Удобство использования и понятный интерфейс не вызвали затруднений даже у тех сотрудников школ, которые впервые работали на компьютере. В результате всего за 11 дней мы получили наглядные сводные аналитические отчёты в разрезе школ, муниципалитетов и всего региона», — отметил Ильдар Ринатович Мухаметов, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан.

В заключение стоит отметить, что «ABBYY Мониторинг» — далеко не единственный продукт компании ABBYY, специально созданный для сферы образования. В активе разработчика представлено множество других решений для школ и высших учебных заведений. Среди них — программы для обработки бланков ЕГЭ и государственной итоговой аттестации с учётом региональной специфики, системы оценки результатов тестов в период сессий и обработки документов абитуриентов на этапе приёма в вуз, а также прочие решения в области интеллектуальной обработки информации, которые могут быть легко интегрированы в IT-систему образовательного учреждения. Подробные сведения о продуктах ABBYY для образования можно найти на сайте abbyy.com/solutions/education.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/944641