Жанр | Ролевая игра |
Издатель | Deep Silver |
Разработчик | Atlus |
Дата выхода | 4 апреля 2017 года |
Возрастной ценз | от 16 лет |
Платформы | PlayStation 4, PlayStation 3 |
Игра протестирована на PlayStation 4
С релиза четвертой «Персоны» прошло целых восемь лет — огромнейший срок для игровой индустрии, успевшей измениться до неузнаваемости. jRPG, особенно классические, стали редкостью, а монстры жанра слишком глупо пытаются подражать западным коллегам или криво копируют давние хиты. Atlus за это время тоже успело поштормить. Компания практически целиком занималась портативными платформами, да так с ними подружилась, что, казалось, очередную «большую» ролевую игру мы уже не увидим. Анонс Persona 5 в 2013-м развеял сомнения, но игра слишком уж часто меняла дату выхода — и мы заждались. Хорошо, что каждая секунда ожидания того стоила!
Еще по рекламным роликам пятой «Персоны» было видно, что Atlus хочет отойти от веселья четвертой части и напомнить, что серия все-таки выросла из суровой Shin Megami Tensei. Жестокость, цветовая гамма с преобладанием кроваво-красного и тематика обретения свободы позволяли надеяться на что-то мрачное и серьезное. Оставалось дождаться релиза и посмотреть, насколько далеко разработчики рискнут зайти в попытках показать человеческие пороки.
Как оказалось, студия решила не размениваться на компромиссы. Начальные часы Persona 5 (в дальнейшем, для удобства, P5) рассказывают о домогательствах учителей к школьницам, физических и моральных унижениях, показывают, как дети, доведенные до отчаяния двуличными взрослыми, решаются на самоубийство. Они просто не видят других выходов из сложившейся ситуации, да и кто в современном мире будет верить запуганному подростку? Кто заметит его проблемы?
Конечно же, никому до этого нет дела. С суровой реальностью знакомится и главный герой — пытаясь помочь женщине, он сталкивается с пьяным, но влиятельным человеком. Для протагониста все заканчивается приводом в полицию и уголовным делом. Неважно, что правда была на стороне парня, — это не имеет значения, когда против тебя деньги и власть. Для молодых японцев такое правонарушение имеет далеко идущие последствия и вполне может закрыть дорогу к нормальным рабочим местам.
P5 не церемонится, сходу вешая на вас ярлык преступника и окружая атмосферой всеобщей неприязни. Получилось довольно жестко, но благодаря столь суровым действиям игра избавлена от одного из недостатков серии — очень ме-е-е-е-е-е-е-е-едленного вступления. Серьезно, вытерпеть размеренные начальные часы Persona 3 и 4 было невероятно сложно. Свежая же часть с первых минут затягивает в водоворот событий, а знакомство с миром и другими персонажами проводит параллельно, не давая заскучать.
Довольно быстро депрессивный настрой разбавляется мистическими элементами. Сначала протагонист обнаруживает на своем смартфоне приложение, которое позволяет ему перемещаться в параллельную реальность, наполненную тенями-демонами, а чуть позже понимает — благодаря умению управлять Персоной можно вершить суд над подонками, скрывающимися за маской невинности и честности. Все дело в том, что у человека с серьезными психологическими проблемами или злыми помыслами в другом мире есть огромный Дворец, в самой глубине которого запрятано Сокровище — воплощение извращенных желаний. Стоит выкрасть хорошо охраняемую вещь, как сердце виновного изменится, и он, уже в настоящем мире, признается в совершенных преступлениях. Правда, тут стоит быть осторожным, ведь любая ошибка во время извлечения может сломать психику жертвы и даже привести к летальному исходу.
Естественно, одному с такой сложной задачей не справиться — герою помогают единомышленники со схожими способностями и собственной мотивацией. Подростки, выражая протест против современного прогнившего и коррумпированного общества, создают «Фантомных воров» — группировку, которая специализируется на кражах в параллельном мире и изменении людей. В отличие от двух предыдущих частей, где герои по большей части были пассивными наблюдателями, это огромный шаг вперед. Ребята сами ищут приключений на свою голову, прорабатывают план атаки и действуют как самые настоящие воры, пусть и с благими намерениями. Это положительно сказывается на динамике повествования — все-таки куда веселее проявлять инициативу, чем реагировать на уже случившиеся события.
В сюжете P5 грамотно сочетаются авантюрные выходки «Фантомов» и детективные элементы, а также рассуждения авторов на злободневные политические и серьезные жизненные темы. Следить за историей очень интересно, тем более подается она основательно — на прохождение сюжетной кампании уйдет порядка 80–90 часов. Причем сюда входят только диалоги и подземелья — никаких грязных приемчиков для искусственного увеличения продолжительности в P5 нет. Из-за огромного хронометража пятая часть может показаться бесконечной — играешь, играешь, на счетчике уже совершенно неприличные цифры, а ведь даже до середины не добрался!
Хотя из-за большой кампании повествование время от времени провисает. Каждое из «дел» вносит свой вклад в общую картину происходящего и по-своему важно, но сказать, что все преступления проработаны на одном уровне, не получается. Одни предлагают действительно интересные ситуации, заставляющие искренне переживать за героев, другие выглядят не так бодро. Сложно назвать это серьезным недостатком, поскольку даже в таком случае сюжет пятой части на голову выше, чем у большинства других jRPG, но некоторая неоднородность все равно заметна.
Раз тема грабежей стала основной, то привычный по Persona 3 и 4 геймплей сочетался с ней плохо — ведь негоже ворам просто так разгуливать по уровням, тыкая во врагов мечом для начала сражения. В первую очередь изменились сюжетные локации. На замену безликим коридорам пришли серьезно укрепленные Дворцы с уникальной архитектурой, причем каждый из них тематически связан с определенной личностью. У босса мафии Дворец представлен в виде банка, где Сокровище надежно запрятано в сейфе, а сердце художника представляет собой музей с огромным количеством защитных систем.
Поскольку теперь требуется действовать скрытно, то исследование локаций в P5 выполнено в стелс-стиле, как бы это странно ни звучало для jRPG. Герои умеют прижиматься к стенам, залезать на уступы и внезапно нападать из-за угла, получая право первого хода в сражениях. Однако стоит противнику заметить неосторожных похитителей или же самим ворам сбежать из боя, как общий уровень тревоги вырастет, а враги станут сильнее. Горячим головам, желающим ломиться вперед, здесь не место — таких просто выкинет из параллельного мира в реальный, что обернется потерей времени. Не самый лучший вариант, поскольку на выполнение заданий отводится определенное количество дней. Не успели в срок? Получайте Game Over.
Atlus не стала менять бои и оставила классические походовые схватки. Как и всегда, для более быстрой победы над врагом нужно найти его слабые стороны — тогда можно будет выполнить дополнительное действие, а если все противники уже оглушены, то навалиться на них всей партией для нанесения огромного урона. Соперники, особенно мощные боссы, не стесняются использовать уязвимости героев и чаще всего бьют именно по ним, так что стоит быть очень внимательным, поскольку поражение засчитывается сразу после смерти протагониста. Еще разработчики вернули в серию возможность общаться с демонами — у них можно выпросить деньги, предметы или попробовать уговорить их присоединиться к команде.
Подобная боевая механика используется уже не один десяток лет, но у нее есть свои недостатки. Кому-то нравится, что она удобна, заставляет обращать внимание на состав партии и сурово наказывает за любые ошибки. Кто-то скажет, что сражения проходят по одному сценарию и к концу игры попросту надоедают. Причем обе стороны будут правы. Мне такой подход по душе, но все равно немного обидно, что Persona 5 не подсмотрела кое-какие элементы у одной из лучших jRPG прошлого года — Tokyo Mirage Sessions. Там битвы с монстрами были не только интересными, но и невероятно зрелищными за счет возможности создавать связки из огромного количества ударов. Вроде бы мелочь, а привычные битвы «стенка на стенку» в Tokyo Mirage Sessions уже не выглядят столь статично.
Впрочем, ограбления ограблениями, но немалую, если не большую часть времени вы будете проводить в реальном мире. Прокачивать социальные навыки, развивать отношения с десятками людей, посещать школу, пытаться съесть огромные бургеры, ходить в кино, подрабатывать по вечерам. В общем, пытаться вести нормальную жизнь.
Вариантов действительно масса, а герои так подробно проработаны, что хочется получше узнать каждого. Но количество дней, как и в третьей-четвертой частях, жестко ограничено. На сюжет отводится один виртуальный год, а в сутки можно совершить всего лишь до двух действий, так что выбирать, чем заниматься сегодня и какому человеку отдать предпочтение, нужно с умом. Особенно если речь идет о сопартийцах — чем крепче дружба, тем эффективнее они будут помогать вам в сражениях. Хороший товарищ и негативный статус снимет, и от смертельного удара спасет, так что на первый план выходит грамотное распределение времени. Но здесь не все так просто.
Недели в игре пролетают стремительно, поэтому хотелось бы составлять примерное расписание на месяц вперед, но, как и раньше, этого делать нельзя. Каких-либо шкал, показывающих, сколько очков осталось до повышения характеристики или улучшения отношений, нет, поэтому опять приходится действовать наобум в надежде на то, что вот сейчас-то уровень нужного навыка вырастет. Получилось? Отлично! Не повезло? Нужно корректировать планы. Хотя на этот раз с социальной составляющей стало все-таки попроще — на смартфон прилетают приглашения от разных персонажей, а сама система более естественно вплетена в геймплей и уже не так сильно напоминает текстовые симуляторы свиданий.
Какое-то время будущее Atlus выглядело туманным, но за последние пару лет японская компания стремительно набрала форму. Tokyo Mirage Sessions, Shin Megami Tensei IV: Apocalypse, а теперь и самая популярная серия, Persona, получили продолжение. У пятой части «Персоны» есть все шансы выдернуть вас из реальной жизни на несколько месяцев благодаря прекрасному сюжету, огромной продолжительности, отлично проработанным персонажам и интересной механике с необходимостью распределять время на различные занятия.
Внешний вид тоже оказался на высоте — разработчики использовали тот же визуальный подход, что и в Catherine, поэтому герои теперь выглядят реалистично, а мрачная стилистика лишь добавляет картинке привлекательности. И как же тут оформлены меню! Все переходы между экранами анимированы, а каждый из них прорисован так тщательно, что даже банальная смена оружия доставляет неимоверное удовольствие. В общем, для любителей jRPG пятая «Персона» — приобретение обязательное. Однако даже если вы не знакомы с жанром, то P5 все равно стоит попробовать — выставляйте минимальную сложность и наслаждайтесь историей, которая не стесняется говорить на серьезные социальные темы.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | Persona 5 разрабатывалась для PlayStation 3, так что и выглядит в соответствии со стандартами предыдущего поколения. Но дизайн персонажей, демонов и меню прекрасен. | 7 |
Звук | Маэстро Мегуро на этот раз отошел от молодежного хип-хопа третьей части и развеселого музыкального сопровождения четвертой. Теперь приключение сопровождают композиции с джазовыми нотками, а временами включается тяжелый рок, заставляющий вспомнить дилогию Digital Devil Saga. | 10 |
Одиночная игра | Persona 5 исправила почти все недостатки двух предыдущих частей и отточила часть механик практически до идеала. От игры сложно оторваться, проходить ее можно целую вечность, но в процессе не покидает ощущение, что это очередная работа над ошибками. Все-таки одна и та же концепция используется уже одиннадцать лет. | 9 |
Коллективная игра | При подключении к Интернету можно запрашивать помощь в сражениях у гильдии воров, но полноценной сетевой составляющей это не назвать. | - |
Общее впечатление | Atlus как никогда близко подобралась к идеалу. Persona 5 — мощная классическая jRPG, затрагивающая сложные темы, и способная с легкостью отобрать у вас сто и более часов. В компании с «Фантомными ворами» время пролетит незаметно. | 9 |