Оригинал материала: https://3dnews.kz/961873

Far from Noise: один день, одна ночь. Рецензия

Игра протестирована на PC

Наша жизнь — росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь — и все же...

Кобаяси Исса

Мягко шелестит листвой ветерок. Одинокое дерево – отличный компаньон на краю мира. Океан мерно накатывает волнами далеко внизу. Солнце начинает припекать. Кажется, сегодня будет прекрасный день. Жаль, что, судя по всему, последний.

То ли старенький «Ситроен» подвел, то ли глазомер, то ли и то и другое сразу, но результат налицо – мы вместе висим над обрывом. Самое время запаниковать, да только резкие движения в нашей ситуации ни к чему. Так ведь, Карлос? Или, может, тебя зовут Мала? Представиться же ты не можешь – пусть ты и мой старый друг, но все-таки машина. Но поговорить здесь все равно больше не с кем, а помощи ждать неоткуда. Или все-таки есть надежда?

 Здесь можно переключать радиостанции в машине. Да, это почти GTA

Здесь можно переключать радиостанции в машине. Да, это почти GTA

Жанр Интерактивная новелла
Издатель George Batchelor
Разработчики George Batchelor
Системные требования

Windows XP SP2, 7, 8, 8.1, 10/OS X v10.7 и выше, процессор тактовой частотой не менее 1,8 ГГц, 2 Гбайт оперативной памяти, 512 Мбайт видеопамяти, 1 Гбайт на жестком диске

Дата выхода 14 ноября 2017 года
Возрастной ценз

Нет

Платформы

PC, PS4

Официальный сайт

Far from Noise – игра, созданная по большей части одним человеком, Джорджем Бэтчелором (George Batchelor) за три года. Нет, он не маэстро на все руки, как Лукас Dukope Поуп, создавший великую Papers Please полностью самостоятельно – от музыки до графической оболочки. В титрах Far from Noise несколько фамилий, причем это не только благодарности группе поддержки; но это не студийный, а самостоятельный проект, к тому же сделанный без краудфандинга или поддержки какого-либо издателя. Инди в самом чистом виде.

В плане подачи истории «независимость» проекта проступает еще более отчетливо – мало какая студия рискнет отказаться от какой-либо динамики вообще. Это чистый эксперимент – игра, состоящая из одной сцены. Только машина, тихонько покачивающаяся на краю скалы, и диалог с говорящим оленем; из доступных игроку действий – только выбор реплик и очень изредка какие-то действия: нажать клаксон, попытаться завести мотор, переключить радиостанцию. Игра как медитация.

 Шокирующая смена ракурса

Шокирующая смена ракурса

Одна из серьезных проблем игр как искусства – зачастую недостаточный фокус на ключевой, определяющей для конкретного произведения теме. Впечатления могут размываться из-за необходимых для «геймплея» игровых механик, порой прикрученных очень коряво; из-за неловкой анимации; из-за стремления оставить пользователя в игре как можно дольше. Far From Noise фокусируется радикальным образом – автор безжалостно убирает все «лишнее», оставляя максимально лаконичное высказывание на темы контакта с самим с собой, принятия неизбежного и единства всего сущего.

Игра в итоге получается, с одной стороны, максимально простой – здесь нет сложности, нет головоломок, нет действия как такового. Здесь нельзя проиграть. С другой же стороны, она, на манер экспериментального авторского кино, взыскательна к игроку, требует внимания и активного сопереживания происходящему. Словно сеанс психотерапии, Far from Noise лишится малейшего смысла при недостаточном участии со стороны «клиента».

Также она требует и неплохого знания английского – официального перевода на другие языки по понятным причинам не будет, а «проматывать» здесь диалоги или читать их по диагонали и не слишком внимательно – все равно что читать книгу без брайлевского шрифта с закрытыми глазами.

 Мой выбор оружия в дуэли – высокопарные фразы про смерть!

Мой выбор оружия в дуэли – высокопарные фразы про смерть!

Диалоги, к слову, написаны замечательно – это фактически единственный инструмент автора, и неудачно воспользоваться им означало бы подписать произведению смертный приговор. Одной стороной здесь выступает олень-философ (не спрашивайте; в конечном счете это оказывается неважно), проповедник трансцендентализма, то и дело задирающий градус пафоса до небес – «как мы можем быть одиноки, если у нас есть звезды», а иногда и вовсе переходящий на стихи. На другой стороне – девушка в «Ситроене», наше альтер-эго не только впитывающее эту философию, но и живо, с юмором и самоиронией реагирующее на все происходящее. Мы так и не увидим ее, она так и останется голосом-из-машины, но это один из самых живых персонажей, что я видел в играх.

В конечном счете это история именно о ней: ее страхах, надеждах, мечтах, сожалениях, воспоминаниях. И о нас – делая постоянно выбор из двух-трех вариантов, мы, по сути, лепим персонаж из себя.

 Поэзия природы

Поэзия природы

Третий персонаж безмолвен. Это — сама природа. Шумящее дерево, птицы, светлячки; в зависимости от выбора в диалогах можно встретить белку, сову, черепаху и кое-кого еще – да, здесь все-таки есть некоторая свобода воли. И, конечно, смена дня и ночи, происходящая плавно и необычайно красиво, особенно с учетом крайне скромных выразительных средств Far from Noise. Плавные и цикличные изменения в природе прекрасно рифмуются с тем, что происходит в душе у персонажа и, само собой, сжившегося с ним внимательного игрока.

Дополняет минималистичную картину превосходная музыка Джеффа Лентина (Geoff Lentin) – но когда мы вообще видели хорошую инди-игру со слабой музыкой?

***

Far from Noise – это хайку от мира видеоигр. Использование минимального количества выразительных средств компенсируется максимально тщательной проработкой каждого из них. Любое «слово» здесь на своем месте, все созвучия работают на общую гармонию, а паузы и умолчания имеют не меньшее значение, чем проговоренные вещи. Очень скромное, почти невесомое, но при этом глубокое произведение.

Достоинства:

  • всего одна сцена, зато из числа прекраснейших на планете;
  • хорошая музыка;
  • прекрасно написанные диалоги;
  • истории, рассказываемые созвездиями;
  • говорящий олень.

Недостатки:

  • всего одна сцена, какая бы прекрасная онани была.
Графика Нарисованная буквально несколькими мазками по идеальному золотому сечению единственная сцена с ее переменами света, погоды и немногочисленными анимациями смотрится шикарно. Но оценку, конечно, давать графике в такой игре очень тяжело. Как и всему остальному. 8
Звук Эмбиент Джеффа Лентина вместе с озвучкой фоновых шумов – все работает на общее (благостное) впечатление. 8
Одиночная игра Вся игра здесь – просто выбор того или иного «облачка» в диалогах. А то и вовсе необходимость нажать на одно-единственное. Если вы ищете «геймплей», то, конечно, лучше это делать в другом месте. 8
Коллективная игра Не предусмотрена.
Общее впечатление Медитативная, психотерапевтическая игра-диалог. Предельно минималистичная по своей форме, она от того только приобретает в чистоте опыта и впечатлений. 8

Подробнее о системе оценок

Видео:



Оригинал материала: https://3dnews.kz/961873