Оригинал материала: https://3dnews.kz/964697

Обзор игрового 49-дюймового DFHD-монитора Samsung C49HG90DMI: один во вселенной

Внешний вид. Технические характеристики

Оказывается, чтобы создать шумиху в ИТ-тусовке и, в частности, на рынке компьютерных мониторов, вовсе не обязательно постоянно увеличивать скорость используемых матриц и их разрешение. Компания Samsung продемонстрировала свой подход, представив 49-дюймовый монитор с необычным соотношением сторон 32:9, которое получается, по сути, при соединении двух 27-дюймовых Full HD-экранов стандарта 16:9 на базе одной скоростной SVA-панели.

Многие читатели нашего сайта и просто любители новинок, скорее всего, не смогли бы пройти мимо столь особенного монитора, а его пропорции и внешний вид точно засели бы где-то на подкорке головного мозга.

Решение вышло по-настоящему уникальным, а за прошедшее время (около 5-6 месяцев) с момента анонса этого дисплея ни один другой производитель не отважился на выпуск конкурента. Впрочем, удивительного здесь мало – на создание такого продукта может уйти уйма времени и других ресурсов, а окупить разработку могут позволить себе только очень крупные компании. И пока не будут сняты все сливки за счёт продаж своих собственных решений, тут вряд ли что-то изменится. Но не будем углубляться в аналитику и просто начнём знакомство с Samsung C49HG90DMI – самым большим игровым монитором, который сейчас можно найти в продаже.

#Технические характеристики

Samsung C49HG90DMI
Экран
Диагональ, дюймов 49
Соотношение сторон 32:9
Покрытие матрицы Полуматовое
Стандартное разрешение, пикс. 3840 × 1080
PPI 81
Параметры изображения
Тип матрицы Curved SVA (*VA-Type) 1800R
Тип подсветки Quantum Dot (125 % sRGB)
Макс. яркость, кд/м2 350 (до 600 в пике при активном HDR)
Контрастность статическая 3000 : 1
Количество отображаемых цветов 1,07 млрд
Частота вертикальной развёртки, Гц 36 - 144 (Adaptive-Sync|AMD FreeSync 2)
Время отклика BtW, мс НД
Время отклика GtG, мс 1
Максимальные углы обзора
по горизонтали/вертикали, °
178/178
Разъемы
Видеовходы 2 × HDMI 2.0;
1 × DisplayPort 1.4;
1 × miniDP 1.4;
Видеовыходы НД
Дополнительные порты 1 × 3,5 мм аудиовыход;
1 × 3,5 мм аудиовход;
2 × USB 3.0;
1 × Service Port;
Встроенные колонки: число × мощность, Вт Нет
Физические параметры
Регулировка положения экрана Угол наклона (от -5 до +15 градусов), поворот вправо/влево (±15 градусов), регулировка по высоте (до 135 мм)
VESA-крепление: размеры (мм) Да (100 × 100), через переходник
Крепление для замка Kensington Да
Блок питания Встроенный
Макс. потребляемая мощность,
в работе / в режиме ожидания (Вт)
113/ 0,3
Габаритные размеры
(с подставкой), Д × В × Г, мм
1203 × 390-525 × 382
Габаритные размеры
(без подставки), Д × В × Г, мм
1203 × 369 × 194
Масса нетто (с подставкой), кг 15,0
Масса нетто (без подставки), кг 11,9
Ориентировочная цена 60 000-78 000 рублей

В изучаемом мониторе используется новейшая и единственная в своём роде изогнутая SVA-матрица с нативной частотой вертикальной развёртки 144 Гц и кривизной 1800R. Это матрица производства самой Samsung, модель LSM490YP01. Перед нами 10-битное (вероятно с применением FRC-метода) решение формата 32:9 размером 49 дюймов, с подсветкой на квантовых точках (Quantum Dots), без использования ШИ-модуляции (Flicker-Free) и заявленным цветовым охватом на уровне 125 % площади sRGB-пространства и 95 % площади DCI-P3. Монитор способен воспроизводить до 1,07 миллиарда цветовых оттенков.

Разрешение полуматового экрана составляет 3840 × 1080 пикселей – новый стандарт под названием Double Full High Definition (DFHD). За счет большей площади матрицы плотность пикселей оказалась на уровне обычных 27-дюймовых Full HD-решений – всего 81 ppi. Тут, конечно же, должны быть шутки про «жирный пиксель», но мы, пожалуй, оставим их в стороне, поскольку всё это очень индивидуально – кому-то нравится, а кому-то нет. Одной точки зрения здесь быть не может.

Заявленная максимальная яркость монитора — 350 кд/м2, но при активном режиме HDR (это опять не совсем общепринятое HDR, а некое собственное видение этой технологии компанией Samsung) на небольшой площади экрана она может составлять до 600 нит. Коэффициент статической контрастности вполне стандартен для современных SVA-решений от Samsung – 3000:1. Углы обзора выдержаны на уровне в 178 градусов в обеих плоскостях.

Указанное производителем время отклика в 1 мс может показаться странным, если учесть тип установленной матрицы, однако компания Samsung использует для измерений некую новую методику под названием Motion Picture Response Time, а не Gray-to-Gray и не Black-to-White, как это делают другие компании. Дополнительно указывается использование технологии «4-канального сканирования» в режиме с мерцающей подсветкой, являющейся неким продвинутым аналогом известных нам ULMB и MBR в мониторах таких брендов, как AOC, ASUS, Acer, LG и другие.

Применяемая технология адаптивной синхронизации AMD Free-Sync второй версии работает в диапазоне 36-144 Гц (диапазон зависит от выставленного режима FreeSync в меню монитора) и позволит насладиться плавностью картинки (без «разрывов») даже при сильно плавающей частоте кадров, но исключительно обладателям видеокарт с GPU AMD.

Новинка отличается современным «безрамочным» дизайном с тонкими внешними рамками и средними внутренними (6,5 мм сверху, слева и справа и ~2,5 мм снизу). Дизайн самого корпуса и подставки хорошо знаком нам по модели Samsung C32HG70, разница лишь в размерах и иной центральной стойке, позволившей избавиться от одного явного недостатка в виде очень большой глубины установки. С помощью входящего в комплект поставки металлического переходника возможно использование монитора со сторонними VESA-совместимыми кронштейнами.

Герой обзора подтверждает статус Samsung в качестве первопроходца во многих сферах ИТ-индустрии, ведь C49HG90DMI оснащен не только уже входящими в привычку портами HDMI 2.0, но и двумя DisplayPort 1.4 в полноразмерной и мини-версиях. Кроме того, для работы с периферией представлены два USB 3.0, а также 3,5-мм аудиовход и аудиовыход. Работу с несколькими источниками сигнала обеспечивает функция Picture by Picture (PbP). Встроенная акустическая система для монитора не предусмотрена.

Как было сказано ранее, C49HG90DMI – единственный в своём роде, и конкурентов у него пока не предвидится. Сейчас новинку можно свободно приобрести за 60-78 тысяч рублей, что, безусловно больше, чем просят за пару качественных 27-дюймовых *VA-дисплеев с частотой 144 Гц, но абсолютно адекватно, если принять во внимание уникальность решения.

#Комплектация и внешний вид

Монитор Samsung C49HG90DMI поставляется в очень большой и тяжёлой (одному донести трудновато) картонной коробке с качественной полиграфией. Основной акцент сразу сделан на изогнутости экрана, использовании квантовых точек, игровой направленности модели и, конечно, 49 дюймах диагонали.

Обо всех основных отличиях модели повествуют надписи-пиктограммы с двух сторон коробки.

По одной из наклеек на ней становится известно, что дисплей произведён на заводе Samsung в КНР (Китайской Народной Республике). Заявленный цвет корпуса – чёрный.

В комплектацию монитора входит следующее:

  • кабель питания;
  • кабель DisplayPort;
  • кабель HDMI;
  • кабель USB для подключения к ПК;
  • металлическая пластина-переходник для VESA-кронштейнов (100 × 100 мм);
  • четыре винта крепления (установлены на мониторе);
  • пластиковый элемент системы прокладки кабелей;
  • руководство по распаковке и сборке;
  • краткое руководство по установке и настройке;
  • руководство по безопасному использованию;
  • книжка с условиями гарантии (она же гарантийный талон);
  • CD с инструкцией и драйверами;
  • визитка с номерами единой службы поддержки.

К комплекту поставки не придраться: все, что нужно данной модели для работы, здесь есть. Для раскрытия всех возможностей вы можете воспользоваться как DP-подключением, так и HDMI (правда, в этом случае возможно ограничение по частоте вертикальной развёртки). Главное, чтобы HDMI версии 2.0 поддерживала ваша видеокарта. Ну и конечно, она должна быть с GPU AMD, иначе вы не сможете оценить все преимущества Free-Sync 2.

Дизайн новинки Samsung достался ей от более доступных решений компании, со многими из которых мы познакомились раньше. C49HG90DMI – это переплетение стилей таких моделей, как C32HG70 и C24FG73. От последнего он позаимствовал более увесистую и практичную центральную колонну, не занимающую много места по глубине, а вот «безрамочная» матрица — это его уникальная черта, которой нет у младших собратьев.

Знакомая подставка представляет собой что-то вроде треноги, выглядит элегантно и обеспечивает столь громоздкой конструкции неплохую устойчивость.

Система крепления стойки к монитору самая простая — с помощью 4 винтов. Поддерживается VESA-совместимое крепление стандарта 100 × 100 мм через пластину-переходник из комплекта поставки.

Подвижный шарнир, обеспечивающий возможность наклона корпуса, закрывается двусоставной пластиковой шторкой, а рядом с ним встроена бирюзовая система подсветки, которую, к сожалению, увидят только люди, стоящие позади монитора, ну или ей сможет любоваться стена, к которой он будет подвинут.

Система прокладки кабелей хорошо продумана. В центральной стойке, в её средней и нижней частях, есть по одному специальному вырезу, а при демонтаже одной из пластиковых накладок открывается доступ к внутреннему каналу прокладки. Дополнительно предусмотрена накладка на область интерфейсных разъёмов, скрывающая их и подключённые к ним кабели от посторонних глаз.

На центральной стойке можно увидеть выдвижной держатель для наушников – один из атрибутов настоящего игрового монитора в понимании многих компаний.

Подставка у монитора достаточно эргономичная: производитель декларирует наклон панели в диапазоне от -5 до +15 градусов, поворот вправо-влево на 15 градусов и изменение высоты на 135 мм.

Центровка корпуса, несмотря на отсутствие возможности переворота в портретный режим, выполнена не самым лучшим образом. Производитель допускает люфт в 2 градуса в обе стороны — это не считается чем-то особенным. С другой стороны, ожидать чего-то другого при таких габаритах экрана было бы неразумно.

На металлическом основании подставки наклеены семь резиновых ножек. Они позволяют надёжно удерживать монитор в одном положении, чему способствует и его немалый вес.

Матрица с радиусом кривизны 1800R – жизненная необходимость для столь нестандартного монитора с очень широким экраном. Оптимальное расстояние от глаз до экрана составляет 100-120 см. Если расстояние меньше, то охватить всю рабочую поверхность попросту невозможно, так что работать становится не очень комфортно – приходится постоянно крутить головой, причём сильно.

Используемая SVA-панель получила полуматовую поверхность — ей отдают предпочтение многие производители с целью снизить заметность кристаллического эффекта. При этом сохраняются и достаточные антибликовые свойства, без которых работать было бы сложно.

По наклейке на корпусе монитора становится известно, что он изготовлен в ноябре 2017 года, версия – FB02.

Все разъёмы для подключения расположились в задней части корпуса, ориентированы вниз и скрыты за пластиковой заглушкой. Рядом находится замок Kensington.

Несмотря на то, что места под встроенную аудиосистему более чем достаточно, инженеры Samsung решили обойтись без неё.

Корпус жёсткий — практически не хрустит и не скрипит при сдавливании или скручивании. Однако из-за шарнира, как мы уже говорили, немного страдает его центровка и устойчивость – корпус легко наклонить на пару градусов влево-вправо и он немного трясётся, если его задеть.

Использование чёрного матового пластика различной фактуры позволяет монитору сохранять свой первоначальный внешний вид долгое время. К практичным поверхностям можно отнести и металлический кант корпуса, приятно холодящий руки.

В целом качество сборки достаточно высокое. Зазоры равномерны по всей длине, качество покраски хорошее, а обработка элементов корпуса, подставки и центральной стойки не вызывает вопросов.

#Меню и управление

Система управления в новинке Samsung уже знакома нам по ранее протестированным игровым мониторам компании: это всё те же пятипозиционный джойстик и три дополнительные физические клавиши, расположенные все вместе на нижней грани корпуса.

Синий светодиод питания находится в нижней части передней рамки, но при настройках по умолчанию он активен только в режиме ожидания.

Перемещением джойстика вверх или вниз можно вызвать меню быстрой настройки яркости, контрастности и резкости изображения, а движение влево/вправо выведет на экран настройки громкости подключённых наушников или внешней акустической системы.

Нажатие по центру вызывает дополнительный блок меню с пятью экранными кнопками. С их помощью можно перейти к основному меню, выбрать источник сигнала, включить функцию PbP и перейти к её настройкам, выключить дисплей или вернуться к предыдущему диалоговому окну. Дополнительные физические клавиши обеспечивают быструю активацию трех игровых пресетов, которые пользователь может настроить по своему усмотрению.

Благодаря пятипозиционному джойстику управлять монитором просто и удобно. Это вообще один из самых удачных способов для работы с OSD-меню.

Дизайн меню нам тоже знаком. Он выполнен в бирюзово-чёрной гамме, а над основным OSD-экраном размещаются пять круглых секторов-кнопок с указанием основных игровых настроек. Структура меню такая же, как в других моделях игровой линейки Samsung, а один из главных разделов здесь — Game.

В нём пользователь может выбрать один из восьми предустановленных режимов изображения, задать время отклика, установить рабочую частоту вертикальной развёртки (в обход настроек драйвера видеокарты), изменить усиление Black Equalizer (отвечает за различимость крайних тёмных оттенков) и режим работы встроенного скалера изображения. Здесь же можно включить FreeSync, деактивировать функцию Low Input Lag и сохранить внесённые изменения в одну из трёх пользовательских областей для настроек (доступны для быстрого включения).

Во втором разделе, Picture, сосредоточены настройки, отвечающие за качество изображения на экране. Регулировке поддаются такие параметры как яркость, контрастность, резкость, уровень чёрного при HDMI-подключении, цветовая температура, усиление RGB и гамма.

Пролистнув список, мы обнаружили новый для нас подраздел Calibration Report в котором представлены данные по заводской калибровке нашего экземпляра – это новый способ донести данную информацию до покупателя, и Samsung его, по сути, изобрела. Рядом есть подраздел PbP с настройками вывода изображения из нескольких источников на один рабочий экран. Можно выбрать не только положение картинки и ее размер, но и источник звука, а также контрастность.

В третьем разделе сосредоточены настройки самого OSD-экрана. Предлагается выбрать язык локализации (присутствует русский) и время автоматического исчезновения меню при бездействии пользователя.

Раздел System содержит в себе параметры, влияющие на поведение дисплея в той или иной ситуации. В нём можно сбросить все настройки к значениям по умолчанию, активировать технологию снижения электропотребления или внешнюю подсветку Lighting, выбрать режим работы подсветки матрицы (по сути – активировать HDR или включить автоматический выбор её работы в зависимости от происходящего на экране).

Доступны выбор версии DP и HDMI, таймер автоматического выключения, изменение режима работы светодиода питания, автоматический выбор источника сигнала, регулировка уровня громкости и включение быстрой зарядки при использовании встроенных USB-портов.

Посмотреть основную рабочую информацию по дисплею можно в последнем разделе с соответствующим названием – Information. Доступ к сервисному меню найден не был.

Тестирование

#Методика тестирования

Монитор Samsung C49HG90DMI был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 120-144 Гц. Основной интерфейс для тестирования точности цветопередачи – HDMI.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе Samsung C49HG90DMI производитель предлагает восемь режимов MagicBright и один дополнительный — Eye Saver. При тестировании монитора мы использовали интерфейс HDMI 2.0, поскольку именно он указан в отчёте о заводской калибровке. Однако, как выяснилось, никакой разницы, кроме ограничений в частоте развёртки, между HDMI и DP нет – цветопередача идентична.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим MagicBright — Custom;
  • яркость — 100;
  • контрастность — 75;
  • резкость — 60;
  • цветовая температура — Normal (50/50/50);
  • гамма – Mode 1;
  • время отклика – Standard.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим MagicBright — Custom;
  • яркость — 38;
  • контрастность — 75;
  • резкость – 52-56;
  • цветовая температура – Custom (46/50/50);
  • гамма – Mode 1;
  • время отклика – Standard.

Значение параметра «Контрастность» не изменялось из-за отсутствия положительного влияния на гамма-кривые, режим «Гаммы» был оставлен в значении по умолчанию, поскольку два других варианта только ухудшали конечные результаты. Основные же изменения произошли после снижения яркости подсветки и правок значений RGB в настройках цветовой температуры. Дополнительно мы снизили резкость до 52 (но некоторых устроит результат и при 56) из-за неприятных цветных контуров на чёрном тексте при заводских установках. Да и в целом картинка на экране после данной манипуляции стала более комфортной для глаз.

#Яркость белого, яркость чёрного коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась при стандартных настройках дисплея в режиме Custom.

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 269 0,101 2663
90 241 0,09 2678
80 214 0,081 2642
70 187 0,07 2671
60 161 0,061 2639
50 134 0,051 2627
40 108 0,041 2634
30 81 0,031 2613
20 55 0,021 2619
10 26 0,01 2600
0 16 0,006 2667

Максимальная яркость составила 269 кд/м2, а нижнее значение подобралось к отметке в 16 кд/м2. Вторая цифра позволит максимально сократить нагрузку на глаза при работе без источников внешнего освещения, а вот первая оказалась далека от заявленного уровня. Лишь в режиме HDR на небольшом участке белого поля мы получили 490 нит, что, впрочем, также ниже указанного в ТХ уровня, как и средний коэффициент контрастности в 2640:1 против обещанных 3000:1.

В режимах разгона матрицы Faster и Fastest, к удивлению автора, результаты по яркости оказались идентичными – 213 нит в центральной точке экрана. Коэффициент контрастности при этом выше – 3330:1 в обоих случаях, что выше указанного производителем. Вот вам и разница в поведении в зависимости от выставленного режима…

#Результаты при стандартных настройках

В исследуемом мониторе Samsung используется SVA-матрица с расширенным цветовым охватом за счёт заявленной подсветки на квантовых точках (QD-LED). Но расширен он не для профессиональной работы, а для того, чтобы цвета выглядели более насыщенными. Игрокам и всем любителям сочной и яркой картинки должно понравиться.

Тем же, кто не согласен с решением компании увеличить возможности цветовоспроизведения своих новых матриц, не остаётся ничего больше, как использовать ICM/ICC-профили и ПО с поддержкой системы управления цветом (CMS) для избавления от оттенков, выходящих за пределы треугольника sRGB.

При заводских настройках цветовой охват монитора соответствует на 99,8 % sRGB и 82,5 % AdobeRGB стандартам. Площадь фигуры – 133,2 % от sRGB-стандарта, даже выше 125 % в характеристиках монитора. Для *VA-матрицы – отличный результат. Цветовой треугольник превосходит оба стандарта в области с красными оттенками, что может приводить к излишне насыщенным телесным оттенкам. Так что про профиль и CMS лучше не забывать.

Точка белого настроена достаточно близко к референсу в 6500 К, а стабильность оттенков серого находится на уровне выше среднего.

На графиках гамма-кривых видно, как производитель постарался увеличить различимость крайних тёмных оттенков при заводских настройках, чтобы компенсировать эффект Black Crush, свойственный всем *VA-матрицам. Однако затронутым оказался весь рабочий диапазон, пускай и не сильно. За счёт этого контрастность картинки на экране ниже, чем должна быть. Аналогичный результат мы получили и при DP-подключении — разница в цветопередаче между интерфейсами находится в пределах погрешности измерений.

По тесту Argyll среднее отклонение цветопередачи монитора Samsung C49HG90DMI – 2,4 единицы DeltaE94, максимальное – 4,32. Результат средний, а основной причиной этого стал нестандартный цветовой охват модели в сравнении с изначально выставленным в системе sRGB.

#Результаты после настройки и калибровки

Чтобы разобраться со всеми проблемами цветопередачи, мы выполнили стандартную процедуру настройки и калибровки.

Проведённые действия слегка уменьшили цветовой охват новинки и немного сместили все три опорные точки, однако уловить разницу без измерительных приборов и прямого сравнения практически невозможно.

Точка белого максимально близко сдвинулась к 6500 К, а стабильность цветовой температуры оттенков серого увеличилась.

Гамма-кривые довольно точно легли на референсную линию, изменения хорошо видны на глаз – в большей степени сказываются правки светлоты тёмных оттенков.

Отклонения цветопередачи, выраженные в единицах DeltaE94, снизились до уровня 0,49 в среднем и 1,83 в максимуме. Это высокий результат, но при работе с цветом не стоит забывать об особенностях *VA-дисплеев и использовать профили и ПО с поддержкой CMS. Отдельно хотим отметить, что игры не используют цветовой профиль, так что вы в любом случае столкнётесь с более насыщенными цветами, нежели за привычным вам sRGB-монитором. Большинство потребителей такая ситуация полностью устроит, другим же стоит помнить об этой особенности.

#Результаты в режиме sRGB

Охват у С49HG90DMI нестандартный, в Samsung об этом отлично знают, и поэтому сделали пресет с режимом эмуляции стандарта sRGB.

При проверке охвата по «базовому сценарию» (замеряются координаты трёх основных точек – RGB) всё очень красиво, однако если замерить около 100 цветовых патчей в среде Argyll CMS, то цветовой охват оказывается не столь «прямолинейным». Соответствие двум основным стандартам в таком случае составило 99,7 % sRGB и 80,4 % AdobeRGB. Площадь фигур также изменилась не сильно: 128,6 и 88,6 % соответственно.

Перенасыщенными остаются многие цвета, и только при использовании созданного профиля и ПО с поддержкой CMS можно избежать проблем с цветом, если вам, конечно, важна точность цветопередачи. Таким образом, режим sRGB не полностью выполняет возложенную на него задачу и избавляет пользователя лишь от нескольких перенасыщенных цветовых стимулов. Регулировка яркости остаётся доступной.

Не меняются при активации режима sRGB и два других измеренных параметра — точка белого и стабильность ЦТ оттенков серого.

Аналогичная ситуация наблюдается и на гамма-кривых – результат максимально схож.

В конечном итоге попытка инженеров Samsung снизить цветовой охват лишь негативно повлияла на результаты точности цветопередачи. Среднее отклонение увеличились совсем незначительно, а вот максимальное выросло в три раза. Смысла в использовании данного режима мы не увидели, стандартный Custom ничуть не хуже.

#Результаты в режиме Fastest

Желание пользователя вывести монитор на его «максимальную скорость» обязательно приведёт к активации одного из двух дополнительных режимов Response Time — Faster или Fastest. Мы решили проверить, как активация последнего из них повлияет на изображение.

К большому удивлению автора, именно этот режим максимально повлиял на цветовой охват монитора. Соответствие двух пространствам изменилось на 2-3 %, но сильнее всего снизилась площадь фигур: до 115,6 % sRGB и 79,7 % AdobeRGB.

Активация режима Fastest сдвинула точку белого в область с зеленоватым паразитным оттенком, но на изначальную стабильность ЦТ оттенков серого это никак не повлияло.

Если посмотреть на ещё более поднятые над референсной линией кривые RGB, можно сделать вывод о сниженной контрастности картинки по сравнению с заводскими установками.

Отчёт программы Argyll CMS подтверждает проблему с точкой белого и демонстрирует более низкие результаты точности цветопередачи, чем в режиме Custom. Для игроков разница может оказаться непринципиальной, к тому же на что только ни пойдёшь ради плавности картинки, как на CRT-мониторе. Тем же, кто не согласен с такой реальностью, можем посоветовать настроить RGB Gain вручную, что позволит избавиться от паразитного оттенка.

#Равномерность подсветки

Монитор Samsung C49HG90DMI обходится без какой-либо системы компенсации неравномерности подсветки. Равномерность белого поля проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки и после программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

Среднее отклонение от центральной точки составило 10,9 %, максимальное – 33,7 %. С нашей точки зрения, результат для подобной диагонали очень даже неплохой. К тому же на проверенном экземпляре многие области экрана оказались даже светлее центральной точки, а наиболее затемненной выглядела нижняя часть матрицы, за исключением левого угла.

По равномерности цветовой температуры результат не сильно хуже. Среднее отклонение от центральной точки – 3,1 %, максимальное – 9,2 %. Несмотря на разницу между измеренными минимумом и максимумом в 813 кельвин, характер отклонений, размеры и формат экрана дают нам уверенность в том, что в реальной работе пользователь C49HG90DMI вряд ли будет жаловаться на неравномерность ЦТ.

Аналогичный вывод мы можем сделать и по диаграмме отклонений ЦТ, выраженных в единицах DeltaE. Да, максимальное отклонение в 8,4 – это много, но 49 дюймов при соотношении сторон 32:9 вносят существенные коррективы в восприятие картинки с экрана, как и в оценку его рабочих характеристик. К тому же среднее отклонение в 3,5 единицы лишь подтверждает, что не всё так уж и плохо.

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Оценивать их мы будем по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).

В первом случае виден Glow-эффект по углам, свойственный многим современным SVA-матрицам, хотя в случае с героем сегодняшнего обзора выражен он слабо. Дополнительно заметны ещё четыре высветленных пятна на расстоянии в 15-20 см от углов экрана, никуда не исчезающие и при отдалении от экрана. Именно по ним можно судить о реальной равномерности подсветки монитора на чёрном. Будем откровенны: она очень высокая.

Усилить заметность четырёх пятен с легким паразитным оттенком вы можете, посмотрев на монитор сбоку, под углом в 45-50 градусов и более. К реальному использованию данная проверка не имеет никакого отношения, но разобрать равномерность подсветки на чёрном «по косточкам» поможет лучше всего.

Визуальная оценка изображения и особенности модели. Вывод

#Качество градиентов и скорость отклика

Качественная 10-битная матрица и довольно неплохая заводская настройка позволили монитору продемонстрировать впечатляющие по плавности градиентные переходы, даже несмотря на огромную диагональ экрана в 49 дюймов. После ручных правок основных рабочих параметров качество тоновых переходов не ухудшается, и лишь в двух дополнительных режимах гаммы их плавность немного снижается.

Ощутимые правки в LUT видеокарты в ходе произведённой калибровки, к сожалению, негативно повлияли на качество градиентов: появилось около 5-6 резких переходов в области 0-20 % с лёгкими паразитными оттенками. Но от этого при желании добиться идеальной цветопередачи никуда не деться.

По скорости матрицы новый Samsung C49HG90DMI – один из лучших представителей лагеря игровых *VA-мониторов. Пожалуй, даже самый быстрый из них. Производитель не только серьёзно поработал над временем отклика пикселей, в том числе на переходах между тёмными оттенками, но и позаботился о том, чтобы артефакты были не видны в реальной работе. Заводской разгон (Overdrive) выполнен практически идеально, а 144 Гц позволят насладиться плавностью картинки.

Два дополнительных режима Response Time — это аналоги функции ULMB с различной длиной импульса, правда, разница между ними в случае с новинкой еле уловима. При их активации подсветка матрицы мерцает синхронно с обновлением кадров — так, что большую часть времени кадр затемнён и становится виден лишь в течение краткого импульса. Это позволяет зрительно увеличить плавность картинки и скорость отклика пикселей (эффект такой, как будто вы работаете за CRT-монитором), что подтверждают и сравнительные фотографии выше.

По ним также видно, что шлейфы на тёмных переходах возникают не только за движущимся объектом, но и перед ним. Из этого можно сделать вывод, что скорости переключения пикселей недостаточно при работе монитора на частоте в 144 Гц. Убрать их полностью не помогает даже установка 120 Гц – двойные шлейфы на тёмных переходах всё равно остаются, правда, без труда разглядеть их можно только в специализированных тестах.

Тем не менее монитор Samsung C49HG90DMI на равных может конкурировать с быстрыми IPS-type-решениями и не разочарует требовательных игроков, которые нуждаются не только в быстрой, но и в качественной матрице со стабильной цветопередачей.

Чтобы убедиться в достоверности выставленных 144 Гц, мы провели дополнительный тест с помощью сайта www.testufo.com на пропуск кадров. Исходя из полученного результата, мы можем сделать следующий вывод: пропуск кадров отсутствует, все честно.

Дополняет всё это технология адаптивной вертикальной развёртки AMD FreeSync последней, второй версии, доступная в диапазоне 36-144 Гц как при DP-, так и при HDMI 2.0-подключении.

#Углы обзора и Glow-эффект

По стабильности картинки и углам обзора большой разницы в сравнении с современными *VA-решениями с диагональю экрана 27 дюймов и разрешением Full HD мы не увидели. Результат устроит даже многих поклонников IPS-type-дисплеев.

При незначительных изменениях угла просмотра в вертикальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. При взгляде сверху или снизу насыщенность и контрастность картинки снижается значительно быстрее. По достижении 45 градусов в любой из плоскостей изображение на экране выцветает, Black Crush-эффект проявляет себя максимально сильно (но слабее, чем у старых *VA-моделей), появляется заметный цветовой сдвиг (color-shift) в той или иной части экрана.

Glow-эффект на чёрном поле у Samsung C49HG90DMI есть, но выражен он значительно слабее, чем на IPS-type-решениях (пускай и совсем другого формата и размера), и вызывает куда меньше раздражения. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления заметно варьируются, но чаще всего будет виден бирюзовый. Дополнительно на фотографиях можно увидеть некоторую неоднородность поля.

На цветных же изображениях больше сказываются именно углы обзора, а не Glow. При взгляде под углом сильно падает контрастность картинки, в некоторых случаях может проявляться эффект постеризации на сложных цветовых переходах. Но вряд ли кто-то будет работать в таких условиях, так что переживать не стоит.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ, HDR, ощущения от работы

В мониторе Samsung C49HG90DMI используется качественная полуматовая плёнка поверх защитной пластиковой поверхности матрицы.

Кристаллический эффект на экране монитора еле заметен, антибликовые свойства сохранены, картинка приятна глазу. При изменении угла просмотра различимость КЭ практически не усиливается. Эффект Cross Hatching изучаемой модели монитора не свойственен.

В соответствии с современными стандартами монитор должен обладатель Flicker-Free-подсветкой на квантовых точках, однако наши тесты этого не подтвердили. По полученным результатам стало очевидно, что подсветка не мерцает только при близкой к максимуму яркости (~95-100 %), а дальше пользователя ждёт ШИ-модуляции на частоте ~450 Гц, что несколько выше, чем это обычно бывает у новинок от Samsung.

Нагрузка на глаза в таком случае больше, чем на моделях без ШИМ, но стоит помнить, что ещё около 4-5 лет назад практически все мониторы со светодиодной подсветкой не обходились без ШИМ (180-220 Гц – норма тех дней) и большинство потребителей не жаловались, не жалуются и продолжают ими пользоваться.

Ситуация меняется в худшую сторону при включении одного из двух режимов Response Time – Faster и Fastest, аналогичных по эффекту функции ULMB в других игровых моделях. Частота работы подсветки начинает соответствовать выставленной частоте развёртки (в нашем случае было установлено 120 Гц), а разница между режимами заключается исключительно в длине импульса, но она еле уловима. Нагрузка на глаза значительно возрастает, но визуальный эффект для многих с лёгкостью компенсирует такую потерю.

Работу технологии HDR мы изучали в ходе тестирования модели C32HG70. У 49-дюймовой новинки она работает точно так же — по сути, она в большей степени является лишь системой локального затемнения (Local Dimming) с помощью отдельно управляемых 6-9 зон подсветки, которая позволяет увеличить визуальный контраст сцены, состоящей преимущественно из тёмных участков. Наиболее наглядные примеры — белый курсор мышки на чёрном фоне — представлены выше.

Что же касается воспроизведения HDR-контента, то с этим проблем возникнуть не должно (особенно при использовании игровых приставок). Между тем говорить про техническое преимущество модели в этом вопросе перед другими решениями с заявленной поддержкой High Dynamic Range мы бы не стали. Во-первых, новые стандарты HDR для компьютерных мониторов были приняты уже после анонсирования новинки Samsung, и С49HG90DMI может рассчитывать лишь на соответствие HDR600, да и то с натяжкой (из-за максимальной яркости в обычном режиме работы). Во-вторых, HDR-картинка на экране почти на все 100 % — результат программной обработки изначального материала. И в-третьих – для настоящего расширения динамического диапазона на аппаратном (техническом) уровне требуется использование многозонной системы подсветки (FALD – Full Array Local Dimming), состоящей из 300-500+ зон, а в идеале — и вовсе массовый переход на OLED-панели, которые позволяют отдельно регулировать яркость каждого пикселя.

Ещё один важный момент – резкость картинки, чёткость и качество шрифтов на экране. Пользователи жалуются на многие модели Samsung на базе SVA-матриц, и мы можем поддержать их в этом. Действительно, проблемы есть, в том числе и у рассматриваемой новинки. При настройках по умолчанию (Sharpness – 60) контуры у букв нечёткие, с какой-то примесью цветных точек – визуально это воспринимается именно так. Выход из сложившейся ситуации есть – снижение резкости до 52 %. В ходе наших экспериментов мы остановились именно на этом значении, но некоторым может понравится результат при 48 и 56 %. Ставить выше заводских 60 % нет никакого смысла — сделаете только хуже. Опускаться ниже указанных 48 % — сделать картинку мутной, не резкой.

Модель отличается встроенным блоком питания. Паразитные звуки во время работы не издает ни он, ни встроенная электроника.

Ощущения от работы за Samsung C49HG90DMI в целом можно описать как положительные, но исключительно если вы находитесь на расстоянии 1-1,2 метра от экрана. Если ближе — возникает дискомфорт из-за необходимости постоянно крутить головой и невозможности охватить всё желаемое рабочее пространство за раз. Впрочем, если рассматривать края монитора как эдакий фон в игре, где происходит что-то тематически связанное, но не очень важное, то можно, наверное, сидеть и ближе.

Монитор прекрасно показал себя в ходе выполнения как обычных рабочих задач (веб-серфинг, работа с документами, просмотр видео), так узконаправленных (фото- и видеообработка). Безусловно, у него есть особенности, к которым придётся привыкнуть (будь то огромные чёрные полосы при просмотре видео на YouTube или кино/сериалов, снятых в формате 16:9), но другого от столь широкого монитора мы и не ждали.

В играх ситуация неоднозначная, и это тоже ожидаемо – таких мониторов на рынке больше нет, а далеко не все игроделы изначально создают возможности для расширения видимого пространства за счёт подключения нескольких мониторов, особенно когда речь идёт об игровых приставках. В их случае картинка будет занимать не больше половины экрана, и единственный вариант получить полноформатное изображение – растянуть имеющиеся с помощью настроек встроенного скалера монитора. Качество изображения, безусловно, от этого станет ниже. Другой вариант – работать в режиме Picture by Picture, используя в качестве источников сигнала приставку и компьютер или две приставки для одновременной игры в кооперативе. В целом Samsung C49hG90DMI явно не создан для работы с приставками.

В случае с ПК подобные проблемы могут возникнуть лишь в очень старых играх. В большинстве современных проектов всё будет отлично.

#Выводы

Протестированный монитор Samsung C49HG90DMI – первоклассная модель без существенных недостатков, но с кучей особенностей. Эксклюзивность модели и нестандартный подход производителя создали ряд ограничений, снять которые сможет только время и интерес к продуктам подобного рода со стороны разработчиков. В основном это, конечно же, касается игр, на которые и ориентирован герой сегодняшнего обзора. Уже сейчас индустрия движется в правильном направлении, выходят обновления и патчи, и мы уверены, что данный формат ждёт отличное будущее.

При этом дисплей может понравиться и тем пользователям, кто уже давно наигрался, а работать приходиться много и плодотворно. Огромная площадь экрана позволит разместить массу приложений и, соответственно, увеличить эффективность работы. А качественная SVA-матрица придётся по душе тем, кто не любит IPS из-за их неравномерности подсветки, более сильного Glow-эффекта и небольшой глубины чёрного. У новых SVA Samsung с этим все в порядке.

К реальным же недостаткам C49HG90DMI мы можем отнести исключительно его цену. Все остальное, будь то точность цветопередачи или проблемы со шрифтами, поправимо, а к особенностям стоит быть готовым – с этим монитором надо отдавать себе отчёт, на что идешь. Список совместимых игр, которые полностью поддерживают нестандартное разрешение Samsung C49HG90DMI, можно найти на сайте Samsung.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и калибровки.

Достоинства :

  • уникальный формат и эксклюзивность решения;
  • приятный современный дизайн и «безрамочность»;
  • прекрасное качество материалов и сборки;
  • удобная система управления с помощью пятипозиционного джойстика и трёх физических клавиш;
  • хорошая эргономичная подставка и наличие VESA-крепления (через переходник из комплекта поставки);
  • отличный комплект поставки;
  • наличие функции PbP – можно использовать в том числе для подключения сразу двух игровых приставок и игры в кооперативном режиме;
  • современные интерфейсы подключения (HDMI 2.0, DP 1.4) и наличие двух портов USB 3.0 для работы с периферией;
  • широкий диапазон изменения яркости подсветки при неизменно высоком коэффициенте контрастности (правда, ниже заявленного в ТХ);
  • относительно качественная заводская настройка и широкий цветовой охват (но есть свои минусы);
  • высокая скорость матрицы без видимых артефактов изображения и частота вертикальной развёртки в 144 Гц;
  • поддержка технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync 2 (только для обладателей соответствующих графических карт);
  • адекватная равномерность подсветки на белом поле для столь большого монитора;
  • отличная равномерность подсветки на чёрном поле;
  • отсутствие видимого КЭ и Cross-hatching.

Недостатки:

  • высокая цена (от 60 000 рублей по данным на середину февраля 2018 года).

Может не устроить:

  • подсветка с ШИМ ~450 Гц в диапазоне яркости 0-95 % — неприятная особенность, которую всё же можно пережить;
  • эффект Black Crush и снижение качества градиентов после калибровки (это VA, тут иначе не бывает);
  • корпус монитора качается на подставке, а основной шарнир имеет люфт в ±2 градуса;
  • HDR/Local Dimming работает только в редких ситуациях и достаточно грубо – для настоящего HDR монитору не хватает многозонной (300-500+ зон) системы подсветки;
  • небольшая плотность пикселей по современным меркам – уровень 27-дюймовых Full HD-дисплеев;
  • перенасыщенные цвета из-за широкого цветового охвата (до момента включения отдельно созданного ICM-профиля в ПО с поддержкой системы управления цветом);
  • средняя равномерность подсветки по уровню цветовой температуры;
  • скорость матрицы на тёмных переходах не самая высокая, поэтому в режимах Faster и Fastest со «вставкой чёрного кадра» видно двоение на тестовых сценах;
  • коэффициент контрастности ниже заявленного в ТХ. До 3300-3400:1 он увеличивается только в режимах работы подсветки Faster и Fastest;
  • не самая лучшая поддержка со стороны игр, но это вопрос времени;
  • изогнутость панели – на любителя (особенно если вы работаете в CAD и прочем подобном ПО), впрочем, привыкание происходит быстро, да и 49-дюймовому монитору без изогнутости не обойтись.


Оригинал материала: https://3dnews.kz/964697