Один из основных запросов покупателей, которые разбираются в мониторах, — повышенная частота развёртки. Подобные решения приобретают не только для игр, но и для простой работы — просто ради повышения плавности картинки на экране. И действительно, такие решения становятся всё доступнее, выбор расширяется, так что при наличии возможности было бы странно противиться такому полезному новшеству.
В ассортименте компании ASUS представлен максимально широкий выбор дисплеев с высокой частотой вертикальной развёртки – от 100 до 240 Гц. Но сегодня поговорим о модели из класса UWQHD-решений, коих у компании теперь три штуки, а максимальная частота для каждой ограничена на отметке 100 Гц. Самая последняя из новинок — ROG Strix XG35VQ с 35-дюймовой матрицей AMVA от компании AU Optronics и поддержкой системы адаптивной синхронизации AMD FreeSync. Именно с этим монитором мы и познакомимся.
Новинка занимает некую промежуточную позицию между дорогим IPS-монитором ASUS PG348Q, появившимся в продаже около двух лет назад, и дизайнерским MX34VQ с продвинутой акустической системой и поддержкой беспроводной зарядки для мобильных устройств. При этом по начинке герой сегодняшнего обзора значительно ближе ко второму монитору, изначально не относящемуся к классу игровых моделей. Тем интереснее будет их сравнить.
ASUS ROG Strix XG35VQ | |
---|---|
Экран | |
Диагональ, дюймов | 35 |
Соотношение сторон | 21:9 |
Покрытие матрицы | Полуматовое (Haze) |
Стандартное разрешение, пикс. | 3440 × 1440 |
PPI | 107 |
Параметры изображения | |
Тип матрицы | Curved 1800R AMVA (*VA-type) |
Тип подсветки | W-LED |
Макс. яркость, кд/м2 | 300 |
Контрастность статическая | 2500 : 1 |
Количество отображаемых цветов | 16,7 млн |
Частота вертикальной развёртки, Гц | 48-100 + AMD FreeSync Support |
Время отклика BtW, мс | НД |
Время отклика GtG, мс | 4 |
Максимальные углы обзора по горизонтали/вертикали, ° |
178/178 |
Разъёмы | |
Видеовходы | 1 × HDMI 2.0; 1 × HDMI 1.4; 1 × Display Port 1.2a; |
Видеовыходы | НД |
Дополнительные порты | 1 × Audio-Out (3.5 мм); 2 × USB 3.0; |
Встроенные колонки: число × мощность, Вт | Нет |
Физические параметры | |
Регулировка положения экрана | Угол наклона, поворот, изменение высоты |
VESA-крепление: размеры (мм) | Есть (100 × 100 мм) |
Крепление для замка Kensington | Да |
Блок питания | Внешний |
Макс. потребляемая мощность в работе / в режиме ожидания (Вт) |
43 (при яркости 200 нит) / 0,5 |
Габаритные размеры (с подставкой) Д × В × Г, мм |
835 × 468-568 × 317 |
Габаритные размеры (без подставки) Д × В × Г, мм |
835 × 381 × 121 |
Масса нетто (с подставкой), кг | 12,2 |
Масса нетто (без подставки), кг | 8,7 |
Ориентировочная цена | 68 000-83 000 рублей |
По подтверждённым данным, в ASUS XG35VQ используется изогнутая (1800R) AMVA-панель (относится к *VA-type) M350QVR01.1 стандарта UWQHD, производенная AU Optronics (AUO). Матрица достаточно новая, при этом она устанавливается во все похожие новинки, одну из которых мы совсем недавно протестировали. Она является 8-битной, дизеринг (FRC-метод) в ней не применяется, что положительно сказывается на плавности передачи оттенков и качестве градиентов. Максимальная частота вертикальной развёртки без использования дополнительного разгона в OSD-меню – 100 Гц. Плотность пикселей составляет 107 ppi – это чуть меньше, чем у 34-дюймовых UWQHD- и 27-дюймовых WQHD-решений, но разница незаметна.
Для создания более заметных различий в ассортименте UWQHD-моделей и разделения их в разные сегменты у XG35VQ заявлен коэффициент контрастности в 2500:1 (против более типчного для *VA-моделей 3000:1), нет встроенной акустики, уменьшено количество интерфейсов (но функции PiP/PbP сохранены), зато, как и у всех решений серии XG, есть система внешней подсветки Aura RGB и проецирование логотипа Light Signature, а в качестве эксклюзива добавлен режим работы подсветки ELMB —аналог ULMB, но для мониторов с поддержкой AMD FreeSync. Почему эксклюзив? Всё просто – кроме XG35VQ, ни у одного известного UWQHD-дисплея пока что нет режима работы подсветки со «вставкой чёрного кадра». ASUS в данном сегменте – первая.
Внешне ASUS XG35VQ относится к «безрамочным» моделям и напоминает другие новинки из серии ROG Strix XG, отличаясь от них только размерами корпуса. Эргономичная подставка новинки обеспечивает три степени свободы для регулировки положения корпуса.
Из-за использования широкоформатной изогнутой панели от возможности переворота (Pivot) производитель решил отказаться — и это верное решение. Система управления выполнена на базе знакомого нам 5-позиционного джойстика и четырёх физических клавиш.
Раскрыть весь потенциал монитора можно с помощью портов DP 1.2a и современного HDMI 2.0, который также может обеспечить работоспособность AMD FreeSync. Оставшимся HDMI 1.4 можно воспользоваться при подключении игровой приставки. Для работы с периферией в мониторе есть два порта USB 3.0 и 3,5-мм аудиовыход для наушников или внешней акустической системы.
В XG35VQ предустановлены режимы изображения Game Visual и дополнительные пресеты Blue Light Filter для снижения синей составляющей спектра за счёт простой регулировки уровня RGB Gain. Функция Game Plus, в свою очередь, служит для вывода на экран прицела, таймера и счётчика кадров – любители онлайн-баталий порадуются таким возможностям.
На момент тестирования монитор ASUS ROG Strix XG35VQ был широко представлен в онлайн и офлайн-магазинах, а его начальная цена составляла 72 000 рублей, что сразу же сделало его самым дорогим представителем среди прямых конкурентов, представленных на российском рынке, коих нашлось всего четыре. Если добавить в поиск и 34-дюймовые SVA-решения, то количество доступных вариантов с частотой вертикальной развёртки от 100 Гц значительно возрастёт, но герой обзора всё равно останется самым дорогим из них (к моменту публикации статьи цена на монитор опустилась, несмотря на снизившийся курс рубля, и теперь стартует с отметки 68 000 рублей. — прим. ред.)
ASUS ROG Strix XG35VQ поставляется в крупной чёрной коробке с качественной полиграфией, несколькими фотографиями монитора и перечислением его основных особенностей.
Пластиковая ручка сверху отсутствует. Для транспортировки предлагается воспользоваться двумя специальными вырезами с боковых сторон.
Наклейка на коробке не содержит особо полезной для покупателя информации: она лишь сообщает о том, что дисплей изготовлен в Китае силами компании TPV Electronics (Fujian).
Комплект поставки включает в себя следующее:
Производитель приложил всё необходимое для раскрытия потенциала дисплея и работы всех доступных функций — при условии наличия у вас подходящих комплектующих.
Монитор XG32VQ внешне полностью повторяет ранее рассмотренные нами 27-дюймовую модель XG27VQ и 32-дюймовую XG32VQ. Так что о дизайне 35-дюймовой новинки ничего нового мы вам не расскажем.
Здесь применён тот же самый подход, что и в других продуктах серии ROG Strix XG, разница же исключительно в размерах некоторых элементов, пропорционально выросших вместе с подросшей матрицей.
Переплетённые друг с другом сложные формы с различным по фактуре и цвету пластиком моментально создают образ дорогого и нишевого продукта, нацеленного преимущественно на игровую аудиторию.
Система подсветки Light Signature озаряет красным светом логотип ROG, нанесённый на пластиковый круг в нижней части центральной колонны. Она не режет глаз, но и толку от неё особого нет.
С целью добавить окружающему пространству ярких красок в ASUS решили не ограничиваться этим и снабдили монитор синхронизируемой системой AURA RGB, размещённой на задней поверхности, в области крепления центральной стойки к корпусу дисплея. Описание технологии звучит красиво, ещё красивее выглядят демонстрационные ролики, однако всю эту настраиваемую красоту увидит только человек, по каким-то причинам оказавшийся позади монитора, ну или стена (в основном это будет именно так), возле которой XG35VQ будет стоять.
Закрученная подставка с тремя тонкими металлическими ножками разной длины, массивная центральная колонна и задняя поверхность, поделённая на несколько отличающихся друг от друга областей, – всё это притягивает взгляд.
Система прокладки кабелей состоит из двух элементов: специального выреза в нижней части центральной колонны и фигурной пластиковой крышки, закрывающей свободный доступ к интерфейсным разъёмам.
Эта система действительно довольно эффективно скрывает провода, но только если корпус монитора не поднят до упора вверх.
Быстросъёмное соединение в новинке не применяется. Изначально центральная колонна прикреплена к корпусу, а для её демонтажа и использования VESA-совместимого кронштейна необходимо с помощью плоской отвёртки поддеть состоящее из двух частей пластиковое обрамление и открутить четыре удерживающих винта.
Эргономика подставки обеспечивает регулировку высоты в пределах 100 мм, наклона в диапазоне от -5 до +20 градусов и поворот корпуса на 50 градусов вправо/влево. Разворот в портретный режим (Pivot) в XG32VQ, как мы уже упоминали, не предусмотрен из-за использования изогнутой широкоформатной матрицы.
Основание подставки и все внутренние крепёжные элементы выполнены из металла. Для лучшего сцепления с рабочей поверхностью используются три резиновые ножки.
Матрица здесь с полуматовой рабочей поверхностью. Она обладает достаточными антибликовыми свойствами и радует тем, что кристаллический эффект на ней оказывается практически незаметным.
Панель с курватурой (радиусом изогнутости) 1800R – норма наших дней для матриц формата 21:9. Без неё здесь никуда, а с учётом того, что здесь используетеся *VA-матрица, это и вовсе становится практически обязательным условием, позволяющим увеличить стабильность картинки по краям экрана и тем самым улучшить углы обзора.
По одной наклейке в нижней части корпуса можно узнать дату производства (сентябрь 2017 года) экземпляра и подрядчика в лице компании TPV Electronics. Данных о версии дисплея найдено не было.
Порты для подключения находятся в задней части корпуса, расположены под углом примерно в 15-20 градусов относительно рабочей поверхности и направлены вниз — подключать к ним что-либо категорически неудобно. Но если к видеоинтерфейсам тянуться приходится крайне редко, то USB-порты хотелось бы видеть на одной из боковых граней корпуса – чтобы упростить доступ.
Увеличение размеров никак не сказалось на качестве сборки XG35VQ – оно по-прежнему безупречное: все элементы соединены точно и с минимальными зазорами, люфты отсутствуют, жёсткость конструкции высокая. Все используемые материалы практичные, а к качеству их покраски и обработки не придраться.
Монитор абсолютно не поддаётся скручиванию и не издаёт раздражающих звуков при не слишком сильном физическом воздействии. Изменение положения корпуса на подставке происходит плавно, но необходимо приложить чуть больше усилия в начале регулировки. В сегменте игровых мониторов ASUS уже давно задаёт высокий уровень – с этим не поспоришь. Но и просят тайваньцы за свое качество несколько больше, чем конкуренты.
Управление монитором осуществляется с помощью пятипозиционного джойстика и четырёх отличных друг от друга по размеру трапециевидных физических кнопок, расположенных в задней части устройства. На нижней грани разместился неяркий белый светодиод питания, который при желании можно отключить через настройки.
Дополнительным индикатором работы может служить тот самый логотип ROG, проецируемый на рабочую поверхность. О его активации XG35VQ спрашивает при первом включении или при принудительном сбросе всех настроек к значениям по умолчанию. Можно выбрать одну из трёх степеней свечения.
Из четырех кнопок управления одна отвечает за включение монитора, другая является кнопкой отмены или выхода из раздела, две оставшиеся служат для активации игрового таймера/настраиваемого прицела/счётчика FPS (функция GamePlus) и быстрого переключения предустановленных режимов GameVisual.
Навигация по меню производится за счёт пятипозиционного джойстика. Это один из самых удачных способов для работы с OSD-меню, и в ASUS используют его далеко не в первый раз. Времени на привыкание требуется минимум, управлять можно без проблем днём и ночью, всё доступно и легко.
Дизайн меню игровых мониторов ASUS давно не претерпевает изменений. Он прост, лаконичен и современен. В случае с новинкой по умолчанию оказался активирован русский язык, а само количество разделов увеличилось (по сравнению с XG2VQ) до восьми. Пройдёмся по каждому из них.
В первом пользователю предлагается выбрать один из предустановленных режимов цветопередачи Game Visual.
Во втором можно выбрать степень влияния функции Blue Light Filter на изображение на экране — по сути, попросту снизить цветовую температуру до уровня в 4500-5500 К.
Изменить яркость, контрастность, цветовую температуру, гамму и насыщенность можно в разделе «Цвет». От настроек тона кожи и прочих ненужных функций инженеры ASUS избавились.
В разделе «Изображ.» находятся настройки динамической контрастности и скалера изображения, здесь же можно изменить режим разгона матрицы OD и включить Adaptive-Sync. Дополнительно присутствует функция ELMB для «вставки чёрного кадра», без дополнительных настроек.
Для выбора источника сигнала и настройки функций PiP/PbP выделены специальные разделы с соответствующими названиями.
Раздел «Настройка СИСТЕМА» (вот такой вот перевод) содержит в себе параметры, не связанные с качеством изображения на экране. Среди доступных опций — изменение громкости подключённых наушников/акустики, настройка внешнего вида и положения OSD-меню, включение красной подсветки Light in Motion, включение системы подсветки AURA RGB и её тонкая настройка, выбор языка локализации меню, блокировка клавиш управления, выключение индикатора питания и управление USB-хабом.
Есть и подраздел с основной рабочей информацией по монитору, и функция сброса всех настроек меню к значениям по умолчанию.
В ASUS XG35VQ присутствует раздел My Favorite, в котором инженеры разместили ячейки для сохранения произведённых настроек. Всего их четыре – хватит всем. Доступ к сервисному меню найден не был.
Монитор ASUS ROG Strix XG35VQ был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 100 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
В мониторе ASUS XG35VQ производитель использует семь предустановленных режимов Game Visual и один пользовательский для ручных настроек. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2a как наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности дисплея.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
В ходе ручных правок под яркость в центральной точке 100 нит и точку белого 6500 К они приняли следующий вид:
Основные изменения произошли в ходе правок значений яркости и усиления RGB. Изменение контрастности не приводило к улучшению гамма-кривых. Все остальные настройки, отвечающие за цветопередачу, остались при заводских установках – они оптимальны. А вот разгон матрицы мы поменяли, но об этом поговорим в соответствующем разделе.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Первоначальная проверка осуществлялась в режиме Racing при настройках по умолчанию:
Яркость в меню (%) | Яркость белого (кд/м2) | Яркость чёрного (кд/м2) | Статическая контрастность (x:1) |
100 | 382 | 0,153 | 2497 |
90 | 359 | 0,143 | 2510 |
80 | 331 | 0,132 | 2508 |
70 | 306 | 0,122 | 2508 |
60 | 275 | 0,11 | 2500 |
50 | 247 | 0,099 | 2495 |
40 | 217 | 0,087 | 2494 |
30 | 180 | 0,072 | 2500 |
20 | 146 | 0,058 | 2517 |
10 | 104 | 0,042 | 2476 |
0 | 65 | 0,026 | 2500 |
Максимальная яркость оказалась заметно выше заявленной — мы намерили 382 кд/м2, и такое значение позволяет работать за монитором даже при очень ярком внешнем освещении. В свою очередь нижняя планка в 65 кд/м2 значительно снизит нагрузку на глаза при слабом освещении, хотя, конечно, она могла бы быть и еще ниже.
Вопросов к коэффициенту контрастности у нас также не возникло. Монитор XG35VQ продемонстрировал заявленный производителем уровень и превзошёл результат ASUS MX34VQ с заявленными 3000:1. Так что про разницу в цифрах коэффициента контрастности из таблички с характеристиками можете смело забыть.
Яркость в меню (%) | Яркость белого (кд/м2) | Яркость чёрного (кд/м2) | Статическая контрастность (x:1) |
100 | 177 | 0,071 | 2493 |
90 | 171 | 0,069 | 2478 |
80 | 165 | 0,066 | 2500 |
70 | 157 | 0,063 | 2492 |
60 | 151 | 0,06 | 2517 |
50 | 145 | 0,058 | 2500 |
40 | 140 | 0,056 | 2500 |
30 | 134 | 0,053 | 2528 |
20 | 125 | 0,05 | 2500 |
10 | 119 | 0,048 | 2479 |
0 | 114 | 0,045 | 2533 |
Активация режима работы подсветки ELMB приводит к тому, что рабочий диапазон яркости подсветки резко меняется – 114-177 нит при всё том же уровне контрастности. Дополнительная настройка (к примеру – регулировка ширины импульса) невозможна, поэтому именно таким диапазоном будет ограничен пользователь при желании увидеть более чёткие объекты в движении. Не худший вариант, но могло бы быть и лучше.
Результаты при стандартных настройках
Монитор обладает матрицей со стандартным цветовым охватом, близким к пространству sRGB. О каких-то особых технологиях для улучшения цветопередачи в ASUS не говорят. «Квантовые точки» достались более компактной модели XG32VQ, но разница не сказать чтобы велика. Смотрите сами:
По умолчанию треугольник цветового охвата превышает рабочую область sRGB в нескольких зонах и едва заметно уступает ей на фиолетовых оттенках. Возможности установленной матрицы соответствуют цветовому пространству sRGB на 98,5 % и на 72,9 % AdobeRGB. Это очень хороший результат, но без использования CMS и ПО с его поддержкой максимально правильной цветопередачи не достичь — охват данного монитора значительно превышает sRGB на зелёных, желтых и красных стимулах.
Точка белого настроена максимально близко к референсу в 6500 К. Стабильность ЦТ оттенков серого очень высокая.
На гамма-кривых отсутствует дисбаланс между RGB-каналами, но они проходят несколько выше референсной линии. Контрастность картинки немного снижена, зато хорошо различимы глубокие тени, хотя, если учесть наличие Black-crush-эффекта, этого можно добиться и простым изменением угла просмотра.
В тесте Argyll CMS герой обзора показал среднее отклонение в 1,4 единицы DeltaE94 и 3,72 единицы в максимуме. Показатели чуть хуже, чем у модели от BenQ, однако, во-первых, перед нами игровой монитор, а во-вторых — заводскую калибровку для него никто не обещал, так что такой результат мы с легкостью может причислить к очень высоким. Подавляющему большинству пользователей понадобится просто снизить яркость подсветки — и на этом всё: точка белого останется примерно на том же уровне (проверено), ничего другого изменять не требуется. Для идеального же результата без полноценной калибровки всё равно никуда, и ей-то мы сейчас и займёмся.
В ходе этих действий монитор не получил новую жизнь, но нагрузка на глаза пользователя значительно снизилась, картинка стала чуть более контрастной, различимость в тенях снизилась – и это положительное изменение.
В ходе калибровки потребовались минимальные правки RGB и небольшие изменения в LUT видеокарты, однако цветовой охват увеличился сильнее, чем мы изначально предполагали. На глаз это заметить сложно, но приборы так сильно не врут. Впрочем, для тех, кто работает в стандартном цветовом пространстве sRGB, разница в ~1 % не важна, а на работу в расширенном пространстве AdobeRGB монитор всё равно не рассчитан.
Точка белого не сильно изменила своё положение, а вот стабильность ЦТ оттенков серого слегка снизилась.
Измеренные гамма-кривые максимально приблизились к референсной линии, картинка стала более правильной с точки зрения точности цветопередачи и принятых в индустрии стандартов.
Созданный в ходе калибровки профиль монитора позволил операционной системе и ПО узнать о его реальных возможностях, что положительно сказалось на результатах теста Argyll. Отклонения цветопередачи, выраженные в единицах DeltaE94, снизились до уровня 0,22 в среднем и 0,94 в максимуме. Это очень высокий результат, причём полученный с первого раза. Однако при работе с цветом за XG35VQ не стоит забывать об особенностях *VA-дисплеев (Black-Crush-эффекте и более низкой стабильности картинки по площади экрана, чем на IPS) и использовать программы с поддержкой системы управления цветом (CMS).
Результаты в режиме sRGB
Следуя принятой нами методике тестирования, мы не могли пропустить предустановленный режим sRGB, присутствующий в общем списке.
При его активации все настройки в меню XG35VQ, ответственные за точность и яркость картинки, блокируются. Яркость устанавливается на уровне 196 кд/м2 (изменить её нельзя), что очень далеко от номинальных значений для стандарта sRGB, предусматривающего яркость в диапазоне от 80 до 120 нит (в зависимости от условий внешнего освещения). Коэффициент контрастности снижается почти вдвое — до 1370:1. Очевидно, что не всем это понравится, ведь в таком случае ASUS ROG Strix XG35VQ начинает демонстрировать глубину чёрного на уровне хорошего IPS-монитора.
Треугольник на CIE-диаграмме максимально повторяет результат монитора после ручной настройки и калибровки. Полученные результаты тоже похожи.
Точка белого оказалась значительно дальше от референса, чем при настройках по умолчанию, но на стабильности ЦТ оттенков серого это никак не сказалось.
Гамма-кривые ещё больше отдалены от референса, глубокие тени заметно высветлены, контрастность картинки заметно ниже, чем должна быть.
Удивительно, что в таком виде XG35VQ показал общий результат на точность цветопередачи выше, чем при настройках по умолчанию. Среднее значение DeltaE94 составило 1,66 единицы, а максимум оказался почти на единицу ниже, чем в режиме Racing, – 2,78. Фантастика, которую портит заблокированный уровень яркости на достаточно высоком уровне. Для постоянного применения режим sRGB мы не советуем.
Результаты в режиме ELMB
Дополнительно мы решили проверить, как воздействует на точность цветопередачи активация режима работы подсветки ELMB. В теории, кроме снижения яркости, никаких изменений происходит не должно. Но, по нашему опыту, эта теория не часто соответствует реальности.
На цветовом охвате активация ELMB никак не сказывается. Результаты сохраняются на высоком уровне.
Точка белого слегка отдаляется от референса, но разницу будет тяжело заметить. Стабильность ЦТ оттенков серого также меняется незначительно.
Гамма-кривые практически неотличимы от полученных при стандартных установках, поэтому наши выводы относительно увиденного совсем не изменились.
Результат точности цветопередачи в тесте Argyll CMS изменился в пределах погрешности измерений, а это значит, что XG35VQ – один из тех мониторов, у которых активация режима со «вставкой чёрного кадра» не приводит к негативным сдвигам в цветовоспроизведении. Похвально, похвально.
Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.
Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. Очевидно, что равномерность очень даже неплоха, особенно для 35-дюймового монитора.
Среднее отклонение от центральной точки составило 8,4 %, а максимальное 23,1 %. Результат средний, наиболее затемнёнными оказались два края панели и все четыре угла. Но если учесть, как сложно одномоментно охватить целиком пространство монитора (сфокусироваться на нём в реальных рабочих условиях), – всё это перестает казаться большой проблемой.
Разброс значений цветовой температуры у нашего экземпляра составил 467 кельвин, среднее отклонение от центральной точки – 2 %, максимальное – 6,3 %. Результат выше среднего, а проблемной областью можно назвать лишь левый край панели.
Следующая диаграмма поверхности с результатами отклонений DeltaE рушит все наши представления о равномерности ЦТ на светлом, демонстрируя среднее отклонение в 3,9 единицы и максимум в 7,4. Проблемные области довольно крупные с обеих сторон матрицы. Учитывая полученные результаты цветовой температуры, делаем очевидный вывод о присутствии различных паразитных оттенков. Они не слишком заметны, но и приборы для их обнаружения совсем не обязательны. Конкурент в лице BenQ EX3501R показал результат выше (3 единицы DeltaE в среднем и 7,8 в максимуме при похожей диаграмме), но разница не столь велика. Похоже, что искать экземпляр сильно лучше – бесполезное занятие.
Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Оценивать их мы будем по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).
В первом случае отчётливо виден Glow-эффект по углам, свойственный многим современным *VA-матрицам, проявляющийся как падение глубины чёрного поля по краям. На самом деле в этом есть доля правды, но зависимость яркости чёрного поля от расстояния от центра не столь линейна, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, наш экземпляр ASUS XG35VQ показал присутствие засветок с паразитными оттенками (фиолетового и розоватого) по углам, а также в разы более заметные крупные пятна в виде двух геометрических фигур: овала и круга. Таких пятен не меньше 5-6, и смотрится всё это очень грустно, особенно если вспомнить стоимость модели, тип используемой матрицы, от которой пользователи ждут абсолютно другой равномерности подсветки, а также то, что на мировом рынке модель продаётся уже полугода (это в Россию она недавно пришла).
Если же отойти от монитора подальше, то Glow полностью исчезает вместе с паразитными оттенками, картина глубины чёрного поля резко меняется, но высветленные крупные пятна никуда не исчезают. Подобное встречалось и на некоторых других экземплярах мониторов на базе современных *VA-панелей, поэтому говорить, что ASUS XG35VQ – один такой на белом свете, было бы в корне неверно. Можно ли что-то с этим сделать? Да – проверить другой экземпляр, ведь, судя по отзывам, многим потребителям повезло больше, чем нам. А пример недавно рассмотренного BenQ EX3501R на идентичной матрице лишь внушает уверенность, что повезти может каждому!
⇡#Визуальная оценка изображения и особенности модели
Качество градиентов и скорость отклика
Благодаря полноценной 8-битной (без дизеринга) AMVA-матрице и качественной заводской настройке монитор ASUS XG35VQ продемонстрировал выдающиеся для своего размера по равномерности градиенты как во всех предустановленных режимах, так и после правок рабочих параметров через OSD-меню в пользовательском режиме. В дальнейшем небольшие правки в LUT-видеокарты все же привнесли немного негатива, но результат не стал плохим – появилось лишь несколько зон с заметными переходами и слабо различимыми паразитными оттенками в области 0-20 %.
Теперь поговорим про скорость модели. В ASUS решили не заявлять безумные для *VA-монитора цифры типа 1 мс GtG, несмотря на использование режима ELMB. Производитель предпочёл более подходящую для используемого варианта матрицы цифру в 4 мс, достичь которую, впрочем, можно исключительно на определённых переходах.
Для своего класса и формата монитор получился достаточно быстрым. По умолчанию применён третий уровень (Level 3) разгона Overdrive из представленных на выбор. Артефакты в этом случае полностью отсутствуют, однако прослеживаются хорошо видимые шлейфы на тёмных переходах, которые всегда были проблемными у *VA-моделей. И улучшить их не удаётся ни одному другому режиму OD — либо они становятся ещё длиннее, либо появляются сильные артефакты. Назвать монитор более быстрым, чем тот же MX34VQ, мы точно не можем, как бы не старался производитель развести их в разные сегменты рынка.
В итоге наиболее удачным с нашей точки зрения можно назвать режим Level 4. По сравнению с тем, что мы видели при настройках по умолчанию, шлейфы слегка уменьшаются, а артефакты отсутствуют. Переходить к Level 5, как советует многим известный англоязычный ресурс, мы не рекомендуем – артефакты могут быть видны при обычной работе. Что же касается режима ELMB, то при его активации движущиеся элементы действительно становятся в разы более чёткими, легко можно прочитать текст в движении. К слову, можно избавиться и от артефактов. Для этого достаточно активировать один из двух первых режимов разгона (OverDrive), и лишь после этого ставить галку напротив ELMB. Правда, в этом случае заметность шлейфов будет выше, но высокая плавность картинки всё равно сохранится.
Если же вы желаете получить самый быстрый UWQHD-дисплей, то мы не советуем рассматривать *VA-варианты, в том числе героя сегодняшнего обзора. Посмотрите на сегмент IPS-представителей, в том числе на немолодой уже ASUS PG348Q. У них нет проблем с переходами на тёмных тонах, среднее время отклика (реальное, а не заявленное производителем) почти вдвое ниже, чем у большинства *VA-моделей, а максимальное — так и вовсе ниже в 3-5 раз. Насколько это разница для вас значительна, можно будет понять лишь при личной оценке. Если вы не кибер-спортсмен, то, вполне вероятно, вам будет достаточно и скорости XG35VQ.
Отсутствие пропуска кадров при частоте вертикальной развёртки 100 Гц подтвердил специальный тест из пакета TestUFO.
Дополняет всё это технология адаптивной вертикальной развёртки AMD FreeSync, доступная, по заверению производителя, в диапазоне 48-100 Гц — как при DP-, так и при HDMI 2.0-подключении.
Если сравнивать со старыми *VA-панелями, то положительные изменения произошли не только в плане скорости, но и в области углов обзора и стабильности картинки в целом — пусть и не столь значительные. Результат довольно высокий — такой же, как у прямых конкурентов.
При незначительных изменениях угла просмотра в вертикальной плоскости картинка на экране совсем не меняется, демонстрируя уровень IPS-решений. Правда, не стоит забывать об эффекте Black Crush, который проявляется уже при малых отклонениях от нормали, особенно если на изображении много тёмных участков.
Если увеличить угол до 35-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность, высветляются тени, происходит цветовой сдвиг (color-shift) на определённых оттенках. При взгляде сверху или снизу подобные изменения происходят значительно быстрее (даже при меньшем уровне отклонений от нормали). С поведением IPS-моделей, конечно, не сравнить.
Glow-эффект на чёрном поле у героя обзора, само собой, есть — в зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления заметно варьируются, а количество проблемных зон из-за низкой равномерности подсветки на чёрном (по крайней мере у нашего экземпляра) оказалось более чем достаточным. На фоне же IPS-type-решений Glow выражен несколько слабее и будет вызывать у некоторых потребителей меньше раздражения, хотя, не скроем, его визуальное восприятие на матрицах разного типа сильно различается, и однозначного мнения по поводу, где лучше, быть не может.
Что же касается цветных изображений, то тут больше сказываются именно углы обзора, а не Glow. При взгляде под углом сильно падает контрастность картинки, в некоторых случаях может проявляться эффект постеризации на сложных цветовых переходах. Другими словами – всё как обычно.
⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ, резкость
В мониторе ASUS ROG Strix XG35VQ используется качественная полуматовая плёнка поверх защитной пластиковой поверхности матрицы.
Кристаллический эффект на экране монитора незаметен, антибликовые свойства сохранены, картинка приятна глазу. При изменении угла просмотра различимость КЭ не усиливается. Эффект Cross Hatching изучаемой модели монитора не свойственен.
По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны, но только при соблюдении других простых правил: надо следить за яркостью экрана, правильно подбирать расстояние до монитора и так далее.
Активация режима ELMB со «вставкой чёрного кадра» доступна при работе монитора на частоте вертикальной развёртки 85 и 100 Гц. В случае его включения большую часть времени подсветка монитора выключена, её работа синхронизирована с частотой обновления экрана. Соответственно, частота ШИ-модуляции в этом случае составляет 85-100 Гц (в зависимости от установленной частоты вертикальной развёртки), что заметно влияет на усталость глаз. С другой стороны, визуальный эффект ощутимый, и многим будет сложно отказаться от него. Что лучше использовать – каждый решает для себя сам.
В отличие от решений на базе SVA-матриц Samsung, у ASUS XG35VQ проблем с шрифтом по умолчанию не выявлено. Проработка мелких деталей и текста адекватная, от бесполезной опции VividPixel инженеры также избавились. Дополнительных настроек не требуется.
Компания ASUS решила занять все возможные сегменты рынка и не побоялась ради этого проверить на себе и своих потребителях матрицы всех основных поставщиков. К протестированному монитору ROG Strix XG35VQ количество претензий у нас оказалось ощутимо меньше, чем к паре ранее рассмотренных новинок той же ASUS. Это действительно интересный и качественно выполненный игровой монитор, аналог которому пока что сложно найти. Причина же на это всего одна – отсутствие у конкурентов (речь исключительно про *VA-модели) режима со «вставкой чёрного кадра», устраняющего смазывания изображения. Безусловно, в XG35VQ он не идеален и не может скрыть очевидные проблемы со скоростью на тёмных переходах (такова особенность типа матрицы), но визуально движущиеся объекты становятся в разы чётче – полная аналогия с эффектом от режима ULMB во многих моделях с NVIDIA G-Sync на борту.
Если же 100 Гц для вас – просто приятное дополнение, в игры вы играете не часто или используете видеокарту от NVIDIA, то дорогой XG35VQ – не самый правильный выбор. Вы можете сэкономить почти 20 тысяч и приобрести не менее достойный MX34VQ (у которого, правда, есть проблемы с отображением градиентов) с SVA-матрицей Samsung или рассмотреть другие похожие решения (но не BenQ EX3501R с проблемными 100 Гц).
Кроме цены, нам не понравилась только равномерность подсветки на чёрном поле. Многие согласятся, если мы скажем, что это совсем не то, чего ждёшь от *VA-матрицы, однако что есть, то есть. Можно ли это оправдать? Возможно… это проблема исключительно нашего экземпляра, ведь ранее упомянутый BenQ с идентичной матрицей продемонстрировал значительно более высокий результат. Впрочем, тогда возникает вопрос о контроле качества на производстве — и тогда бы у ASUS получился монитор с единственным недостатком. Но это вопрос скорее риторический. Удачи в выборе!
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и калибровки.
Достоинства:
Недостатки:
Может не устроить: