Жанр | Приключение |
Издатель | Friend & Foe |
Разработчик | Friend & Foe |
Дата выхода | 15 января 2019 года |
Возрастной ценз | 12 лет |
Платформы | PS4 |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PS4
Искусство искусству рознь. Некоторые образчики довольно прямолинейны, другие предлагают несколько интерпретаций, а некоторые и вовсе позволяют свободно трактовать увиденное. Но в хорошем произведении неизменно существует центральная идея. То, ради чего все затевалось. Без нее даже абстрактная картина — лишь мазня, случайное смешение красок. Вот именно такой мазней Vane и кажется.
История начинается с безымянного мальчика. Вокруг разруха, руины и бушующая буря. Молния врезается в землю, мощный ветер вырывает металлические листы буквально из-под ног. В центре шторма высится таинственная башня. Мальчик хочет то ли в ней укрыться, то ли что-то передать ее хозяевам. Так или иначе, его постигает неудача. Песчаный водоворот проглатывает и героя, и саму твердыню.
Что это было? Ничего не понятно, но интригует. Vane настраивает на увлекательный рассказ в необычном мире. Не пройдет и четырех часов, как вы доберетесь до развязки и еще некоторое время пробудете в недоумении, на грани легкого шока. Пять лет разработки, и вот что мы получили? Серьезно?
После захватывающего вступления вы уже примеряете на себя роль черного ворона, одиноко сидящего на сухой ветке мертвого дерева. Вокруг простирается гигантская пустыня. Контекстная подсказка намекает, что нужно нажать кнопку X на геймпаде. Но ничего не происходит… Может быть, зажать? Ворон взмахнул крыльями и сорвался вниз. Только лететь отказывается. После некоторых экспериментов понимаешь, как же заставить птицу покорить воздушный поток и помчаться… Куда? Вроде бы каньон напоминает путь, так что направимся вдоль него. Может, выведет к чему-то интересному.
Не поймите меня превратно, я ни в коем случае не жалуюсь, что игра не усыпана маркерами, а карта — знаками вопроса. Официальный сайт гласит, что Vane — игра про исследование, и за ручку никто не поведет. За это Friend & Foe заслуживает лишь уважения. Но при таком подходе очень важно, чтобы окружение само ненавязчиво подталкивало игроков в нужном направлении. Взять, к примеру, ту же Journey: один взгляд — и инстинктивно понимаешь, куда бежать. Или The Legend of Zelda: Breath of the Wild — в ней всегда взгляд цепляется за что-то интересное на горизонте. Vane же далеко не всегда удается быть столь интуитивной.
Предположим, что это все-таки художественный прием, и задумка в том, чтобы заставить игрока бороздить пустошь в поисках цели. Но почему не сделать исследование удобным? Только представьте — зависнув между выгоревшей землей и бескрайним небом, вы ловите воздушные потоки и мчитесь на них над таинственными обломками сгинувшей цивилизации. Остается лишь вдыхать свободу и наслаждаться умиротворением. Вместо этого, к сожалению, приходится бороться с управлением и невероятно тугой камерой, которая несколько минут совершает полный оборот. Если вообще совершает.
Преодолев невзгоды, мы узнаем, что птица на самом деле — тот самый мальчик из вступления. Хотя, может, и другой. Кто знает? В любом случае начинает теплиться надежда, что Vane — это не только средненький симулятор вороны, но и увлекательное приключение с умными головоломками. Увы, нет.
Поначалу игре удается завлечь интересным визуальным стилем на стыке постапокалипсиса и психоделического сна. Величественные пещеры, некогда обитаемые, но давно заброшенные, буквально давят оглушающей пустотой. Чувствуешь себя маленькой песчинкой в этом мертвом океане пыли и развалин. Песчинкой, которая крайне, невыносимо, непростительно медленно передвигается от одной точки к другой. От одного визуального маркера до другого.
Плестись вперед придется все три с копейками часа, потому что Vane — это исключительно созерцательное приключение, с редкими попытками развлечь игрока элементарными головоломками. Игра столь неспешна, что с трудом удается не заснуть. Тот редкий случай, когда несколько часов прохождения ощущаются как десять — настолько Vane тягучая. От нее физически сложно получить удовольствие.
В редких случаях пробиваются ростки интересных задумок. Например, в одной из сцен надо катить шар, который способен в небольшом радиусе от себя перемещать во времени все объекты. Стоит подкатить артефакт к руинам, как те превратятся в мост, по которому можно пройти. Но даже столь редкие моменты просветления испорчены техническими проблемами. Игра тормозит практически все время, настолько «умело» авторы освоили Unity. Что еще хуже, Vane умудряется подкидывать баги, ломающие прохождение: то скрипт не сработает, то герой провалится под текстуры. Точки сохранения, кстати, здесь лишь между главами. То есть на всю игру их — четыре штуки.
Самое печальное, что произведение так и не обретает смысл. Трактовать увиденное можно как угодно. Что это было: история взросления или притча о том, что прошлого не вернуть? А может, попытка смириться с неотвратимостью конца? Задумка лишена целостности, центрального ядра. До самого финала Vane остается лишь эстетически занимательной картинкой, куцей попыткой спрятать плохую игру за ширмой авангарда.
* * *
Ощущение, словно вас кто-то разыграл — незаметно вырвал большую часть страниц из книги и предложил вам. Раскрываете в предвкушении, а там пустота. Пустота и горький вкус обманутых ожиданий.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Визуально интересная игра, но одно из худших применений Unity за всю историю этого движка. Тормозит не переставая. |
Звук |
Проблески мрачной, даже грязной синтетической электроники в качестве саундтрека — единственное, к чему не придраться. Как жаль, что большую часть времени придется провести в тишине. |
Одиночная игра |
Претенциозное созерцательное приключение, интересное стилистически, но пустое и бессмысленное в своей сути. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Кажется, авторы Vane за годы разработки и сами забыли, что же хотели сказать своим произведением. |
Оценка: 3,5/10
Видео: