Оригинал материала: https://3dnews.kz/985225

Обзор профессионального 38-дюймового монитора Viewsonic VP3881: гора возможностей

Комплектация и внешний вид. Работа с устройством

Сложно представить потребителя, которому будет мало монитора с диагональю 34 дюйма и разрешением 3440 × 1440 пикселей, однако такие встречаются. Эти люди продолжают, как и 10 лет назад, говорить про то, что высоты в 1440 пикселей откровенно мало и дополнительные 160 точно не помешают. Два года назад об этом задумались в компании LG Display и выпустили новую линейку IPS-матриц не только с увеличенным в двух плоскостях разрешением, но и с большей диагональю в 37,5 дюйма. Изменились соотношение сторон (вместо 21:9 стало 24:10) и степень изогнутости, все версии панели предстали в виде «рабочих лошадок» с обычной частотой развёртки в 60-75 Гц, а акцент в конечных продуктах был сделан на профессиональном использовании: работе с документами, CAD/CAM, графикой и тому подобным.

Большая часть производителей, решивших воспользоваться новыми матрицами LG, выпустила по одной модели, на разработку которых, судя по всему, особо не тратили ни сил, ни времени, ни денег. Помимо разницы во внешнем виде, можно отметить разный подход к используемым интерфейсам и… собственно говоря, всё. В итоге покупателя можно было переманить в свой лагерь только ценой, но это, увы, удалось не всем – компаниям ASUS и LG пришлось покинуть, вероятно, не очень интересный для себя сегмент, по крайней мере в России. В итоге в продаже осталось всего четыре модели, особого внимания среди которых заслуживает только одна – монитор Viewsonic VP3881. Почему это так? Сейчас всё расскажем.

#Технические характеристики

Герой обзора был представлен на выставке CES 2017 в уже далёком (по меркам ИТ-рынка) январе 2017 года совместно с не менее удачным VP3268-4K. Оба монитора относятся к профессиональной серии VP, которая за последние годы надёжно закрепила компанию в соответствующем сегменте, и, прямо скажем, не без причины.

У VP3881 на данный момент есть три конкурента: по одному от Acer, Dell и HP. Если же смотреть на рынок Европы и США, то можно найти ещё два варианта производства уже названных ASUS и LG. Все доступные модели по уровню оснащения проигрывают решению от Viewsonic, а по цене близки к нему или даже дороже.

Viewsonic VP3881
Экран
Диагональ, дюймов 37,5
Соотношение сторон 24:10
Покрытие матрицы Полуматовое
Стандартное разрешение, пикс. 3840 × 1600
PPI 111
Параметры изображения
Тип матрицы 3-side borderless AH-IPS 2300R
Тип подсветки W-LED
Макс. яркость, кд/м2 300
Контрастность статическая 1000 : 1
Количество отображаемых цветов 1,07 млрд (из палитры в 4,3 млрд. — 14-бит 3D LUT)
Частота вертикальной развёртки, Гц 24-75
Время отклика BtW, мс НД
Время отклика GtG, мс 5
Максимальные углы обзора
по горизонтали/вертикали, °
178/178
Разъемы
Видеовходы 2 × HDMI 2.0;
1 × DisplayPort 1.4;
1 × USB Type-C 3.1;
Видеовыходы Нет
Дополнительные порты 3 × USB 3.1;
1 × 3,5-мм jack (аудиовыход);
1 × 3,5-мм jack (аудиовход);
Встроенные колонки: число × мощность, Вт 2 × 5
Физические параметры
Регулировка положения экрана Угол наклона, поворот, изменение высоты
VESA-крепление: размеры (мм) Есть
Крепление для замка Kensington Да
Блок питания Внешний
Макс. потребляемая мощность
в работе / в режиме ожидания, Вт
66/0,5
Габаритные размеры
(с подставкой), Д × В × Г, мм
896 × 499-629 × 299
Габаритные размеры
(без подставки), Д × В × Г, мм
896 × 398 × 103
Масса нетто (с подставкой), кг 12,69
Масса нетто (без подставки), кг 7,97
Ориентировочная цена 92 000-10 000 рублей

В мониторе используется одна из матриц AH-IPS производства компании LG Display, модель LM375QW1-SSA1. Это относительно новое 10-битное (с применением FRC-метода) решение со стандартной W-LED-подсветкой без использования ШИ-модуляции (Flicker-Free) и близким к стандарту sRGB цветовым охватом. Радиус изгиба составляет 2300R – относительно небольшая величина – жалоб на кривые линии быть не должно, ну или как минимум к такому искривлению можно быстро адаптироваться.

Монитор способен воспроизводить до 1,07 миллиарда цветовых оттенков из палитры в 4,3 миллиарда благодаря встроенному 14-битному 3D-LUT. C помощью программы Colorbration, базирующейся на разработке компании X-Rite, можно провести аппаратную калибровку и улучшить работу технологии компенсации неравномерности подсветки Uniformity Compensation, доступную, правда, не всегда и не везде. Для VP3881 производитель заявляет точную заводскую настройку для четырёх режимов, каждый из которых соответствует какому-либо цветовому стандарту.

Диагональ в 37,5 дюйма и разрешение 3840 × 1600 пикселей позволяют добиться плотности пикселей в 111 ppi, что соответствует уровню 27-дюймовых WQHD-решений и 34-дюймовыx UWQHD. Основные технические характеристики (яркость, контрастность, углы обзора, скорость отклика и так далее) в целом совпадают параметрами конкурентов, а поэтому утруждать себя сравнением точно не стоит. Говорить же про поддержку HDR10 и преимущества этой особенности мы не будем, поскольку используемая в мониторе матрица не может похвастаться многозонной подсветкой и расширенным цветовым охватом – а это два главных требования для более-менее внятного HDR.

Используемая матрица позволила дизайнерам Viewsonic сделать из VP3881 «безрамочное» решение — внутренние и внешние рамки у него минимально возможные, правда, только с трёх сторон – классика наших дней (4-side frameless-дисплеи встречаются пока не так часто). Подставка позволяет менять наклон и высоту дисплея, но не предлагает возможности переворота в портретный режим — типичная ситуация для изогнутых мониторов. Система управления построена на базе блока с физическими клавишами, а сама схема OSD Menu продолжает взрывать мозг практически всем, кто впервые с ней столкнулся.

Монитор не игровой, поэтому частота вертикальной развёртки ограничена стандартными 60 Гц, которые могут быть получены при использовании любого из доступных у монитора интерфейсов. Выбор здесь широкий: два HDMI 2.0, Display Port 1.4 и USB Type-C 3.1 для подключения современных моделей ультрабуков/ноутбуков, у которых ничего, кроме этого разъема, и нет. При подключении монитора через один из стандартных портов и USB Type-C пользователь может воспользоваться функцией KVM-свитча, благодаря которой управление двумя системами возможно с помощью одного комплекта клавиатуры и мышки.

Для работы соответствующей периферии в мониторе предусмотрено три порта USB 3.1 и 3,5-мм аудиовыход и аудиовход для подключения наушников, внешней акустической системы и микрофона. Желающие сэкономить пространство на столе (а возможно, и семейный бюджет) могут воспользоваться достаточно качественной встроенной акустической системой на базе двух динамиков общей мощностью 10 Вт с тремя встроенными предустановками эквалайзера.

#Комплектация и внешний вид

Монитор Viewsonic VP3881 поставляется в очень крупной картонной коробке, с минимумом полиграфии и без пластиковой ручки для удобства транспортировки. Внешний вид упаковки, как можно заметить, стал ещё минималистичнее, зато доставать дисплей проще простого, ведь коробка раскрывается, как книжка.

На ней указаны основные технические особенности модели в краткой форме. Монитор представляют как 38-дюймовый IPS-дисплей стандарта Ultra-Wide QHD+.

По одной наклейке и надписям на коробке можно узнать дату (2 декабря 2017 года) и место производства (Китай) нашего экземпляра, его полный комплект поставки и физические габариты.

Комплект поставки дисплея включает в себя всё самое необходимое:

  • два силовых кабеля с вилками разных стандартов;
  • внешний блок питания;
  • кабель USB Type-C ↔ Type-C;
  • кабель DisplayPort;
  • USB-кабель для подключения к ПК;
  • аудиокабель;
  • CD с драйверами и ПО;
  • руководство по быстрой настройке;
  • инструкцию по креплению подставки;
  • отчёт о заводской калибровке на трёх листах.

В отчёте о заводской калибровке представлены результаты по отклонениям DeltaE, гамма-кривым и стабильности оттенков серого для режимов sRGB/EBU/SMPTE-C/Rec.709. Результаты для sRGB дополнены таблицей равномерности белого поля при активной системе Uniformity Compensation. После знакомства с другими моделями из линейки VP повода не доверять представленным отчётам у нас нет. Но проверку мы, безусловно, всё равно проведём.

Внешний вид VP3881 характерен для всех современных представителей линейки VP. В дополнение к «безрамочной» матрице c пластиковой накладкой в нижней части дизайнеры использовали знакомую центральную колону и подставку с крупной глянцевой вставкой в области поворотного элемента. Такой симбиоз выглядит узнаваемо и одновременно уникально.

Из-за крупной изогнутой матрицы подставка у VP3881 имеет немного измененную форму и увеличенные габариты. Благодаря этому никаких претензий к устойчивости дисплея нет.

Изогнутая центральная колонна делится как бы на две части. Ближе к верху, за резиновой заглушкой, расположились крепёжные отверстия непонятного предназначения (скорее всего, они служат просто для удержания заглушки, а самое нижнее нужно для фиксации шарнира в одном положении с помощью железной скрепки). Вырез в колонне играет роль некоего подобия системы прокладки кабелей – решение не самое удачное, но лучше, чем совсем ничего.

Центральная стойка обладает быстросъёмным креплением, также на корпусе монитора есть стандартное VESA-совместимое крепление 100 × 100 мм. В самом верху центральной колоны сделан специальный вырез-ручка, чтобы монитор было удобнее таскать с места на место, не боясь повредить матрицу.

Эргономика подставки удовлетворит практически любые запросы. Доступно изменение наклона (от -1 до +21 градуса), высоты (130 мм) и поворот корпуса (на 60 градусов вправо/влево). Возможность переворота в портретный режим не предусмотрена, однако даже без нее люфт корпуса в горизонтальной плоскости всё равно есть – центровка выполнена на 4 балла из 5.

Все крепёжные элементы монитора и основание подставки выполнены из металла. Для надёжного сцепления с рабочей поверхностью используются шесть резиновых ножек, которые прекрасно справляются со своей задачей, в том числе благодаря большому весу дисплея в сборе.

В целом дизайн VP3881 можно назвать удачным, с эргономикой всё хорошо, да и материалы со сборкой не подкачали. К покраске, величине зазоров и обработке пластиковых элементов не придраться — всё выполнено на высшем уровне.

Корпус, несмотря на очень большие размеры, не поддаётся скручиванию и не скрипит при адекватном физическом воздействии. Большинство поверхностей практичны – на них почти не видны следы от пальцев, да и оставить царапину тоже сложно.

Покрытие матрицы, а точнее её защитного пластикового слоя, полуматовое, что прекрасно видно на снимке выше. За счет этого и кристаллический эффект не очень заметен, и антибликовые свойства сохраняются.

По двум наклейкам на корпусе можно узнать серийный номер, номер модели, дату производства и много другой, менее интересной информации.

Все основные разъёмы для подключения расположились на одной колодке в задней части корпуса и ориентированы вниз. Подключать кабели не очень удобно, поэтому надеемся, что вам не придётся делать это очень часто.

Встроенная акустическая система, представленная двумя динамиками мощностью 5 Вт каждый, расположилась на нижней грани корпуса, за металлической сеточкой. Уровень максимальной громкости сравнительно невысок, но качество звука вполне достойное. Несколько улучшить его возможно как в самой ОС, так и выбором иного режима работы в OSD Menu дисплея. О нём мы сейчас и поговорим.

#Меню и управление

Набор органов управления Viewsonic VP3881 состоит из шести физических клавиш, расположившихся на задней части корпуса, рядом с правой боковой гранью. Это помогло избавить фронтальную часть от лишних элементов и создать полный «эффект безрамочности».

Пять основных управляющих клавиш обходятся без подсветки, а в кнопку питания встроен светодиод, сигнализирующий о работе дисплея. Нажимаются все клавиши чётко, обработка действий мгновенная.

При нажатии любой клавиши в правой части экрана появляется небольшое чёрно-белое подменю с наэкранными подсказками, по которым можно судить в том числе о примерном расположении клавиш. По факту же пальцы часто попадают на соседние клавиши, особенно если вы не совсем правильно подобрали высоту корпуса на подставке.

Среди опций с быстрым доступом: выбор предустановленного режима (представлены все основные, но без дополнительных параметров настройки), регулировка уровня яркости и контрастности, выбор источника сигнала, вход в основное меню. При нажатии второй клавиши снизу можно быстро активировать Blue Light Filter.

Дизайн меню хорошо знаком по другим моделям серии VP последних лет. Изначально установлен английский язык. Сверху представлено шесть основных закладок с крупными иконками. Пройдёмся по каждому разделу.

В первом разделе представлен только выбор источника сигнала с возможностью включения автоматического поиска рабочего источника.

Изменить уровень громкости подключённой акустической системы можно в разделе Audio Adjust. Здесь же доступен выбор источника аудиосигнала, представлены три предустановки эквалайзера и возможность отключить экран для создания из VP3881 «большой чёрной колонки».

Основная часть предустановленных режимов и их дополнительные настройки прячутся в третьем разделе, ViewMode. У некоторых из них есть дополнительные подрежимы. У подрежимов, в свою очередь, могут отсутствовать либо серьёзно различаться доступные параметры настройки. Среди последних мы встретили следующие: дополнительное усиление контурной резкости (Ultra Clear), продвинутое усиление резкости (Advanced Sharpness), изменение гаммы (Advanced Gamma), изменение общей насыщенности (TruTone), изменение оттенка кожи (Skin Tone), усиление различимости крайних тёмных оттенков (Black Stabilizer), точная настройка работы системы динамической контрастности (Advanced DCR) и так далее.

Четвёртый раздел предлагает пройтись по настройкам яркости и контрастности, а также цветовому формату и перейти к более тонким настройкам цвета с большим количеством регулировок в ручном режиме Custom, выставленном по умолчанию (он же соответствует ViewMode – Off и режиму Native. Такая вот путаница). Но самое интересное в другом – в этом разделе находятся дополнительные режимы, и для некоторых из них заявлена заводская калибровка. Их активация блокирует многие настройки, но если вы вдруг измените один из доступных параметров (за исключением яркости и контрастности), то режим также быстро дезактивируется и система автоматически переключит монитор в Custom Mode. Для выбора пресетов с аппаратной калибровкой и активации напоминания о необходимости произвести перекалибровку существует подраздел Color Calibration.

Но и это ещё не всё. В пятой вкладке, Manual Image Adjust (название невольно наводит на мысль: а в других разделах, до этого, мы, что, всё автоматом выставляли?), оказалась третья настройка резкости. Тут же можно включить технологию уменьшения задержки ввода (активна сразу), активировать ещё один режим – Blue Light Filter с плавной регулировкой степени усиления своего эффекта (снижение синей составляющей спектра свечения, то есть уменьшение цветовой температуры точки белого) и HDR10 (для возможности активации HDR WCG в Windows 10). Вкладка Uniformity, как стало известно после экспериментов и по опыту общения с младшим моделями серии VP, доступна лишь при включении четырёх специальных режимов (sRGB/EBU/SMPTE-C/Rec.709). В случае с sRGB при активной системе UC регулировка яркости блокируется – с этим недостатком инженеры Viewsonic не справились и в VP3881. Зато в реже нужном Rec.709 таких ограничений нет. Такие вот странности!

Последний раздел, Setup Menu, наполнен пунктами, имеющими непосредственное отношение к работе монитора, а не к его цветопередаче. Тут можно выбрать язык локализации меню (есть и русский с хорошим переводом – редкий случай), посмотреть основную рабочую информацию по монитору, изменить настройки OSD-экрана, выключить индикатор питания, снизить энергопотребление с помощью функций Sleep, Auto Power Off и Eco Mode (снижает максимальную яркость, а в его подразделе прячется функция Energy Saving, которую обязательно надо выключить, чтобы яркость экрана не зависела от изображения), включить DP версии 1.1 (не совсем понятно, зачем), настроить глубокий сон для интерфейсов DisplayPort и HDMI, сохранить все настройки в один из доступных секторов памяти (всего три штуки) и сбросить все параметры к заводским установкам.

Доступ к сервисному меню у нового VP3881 найден не был. Общее впечатление от меню и работы с ним осталось прежним: неудобно, непонятно, сложно, запутанно. Несмотря на некоторые изменения наполнения разделов, лучше, к сожалению, не стало. Однако, если вы не планируете совершать ежедневные вылазки в OSD Menu, то беспокоить вас это не должно. Один раз отмучались — и расслабились.

Тестирование. Выводы

#Методика тестирования

Монитор Viewsonic VP3881 был протестирован по обновленной методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость черного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100 % исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьезной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе Viewsonic VP3881 производитель повторил ранее отмеченные нами ошибки, предоставив выбор из 20 пресетов, которые разбросаны по дебрям меню, причем часть из них поддаётся дополнительной настройке с помощью внушительного количества параметров. Также есть три ячейки для записи профилей аппаратной калибровки (CAL1-CAL3). Смысл такого количества, а также взаимосвязь некоторых пунктов меню и режимов картинки до сих пор не совсем ясны. Любому профессионалу было бы достаточно 2-3 режимов, а для простых пользователей разобраться во всём этом бардаке (по-другому и не скажешь) практически невозможно.

Чтобы снизить вероятность возникновения проблем, в первый же день работы с монитором мы обновили версию его микропрограммы до последней из доступных. Для этого необходимо соединить монитор по кабелю USB с компьютером, скачать необходимую утилиту и подождать около 2-3 минут, после чего монитор перезагрузится и попросит произвести сброс настроек к заводским.

В качестве рабочего интерфейса мы выбрали DisplayPort 1.4, к которому подключали дисплей при помощи кабеля из комплекта поставки. Впрочем, вы можете со спокойной душой использовать доступные HDMI-порты и USB Type-C – картинка от этого хуже не станет. Главное — выставить правильный рабочий диапазон в настройках драйвера видеокарты и в меню монитора.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом.

  • режим изображения — Custom (он же Off и Native с настройками по умолчанию);
  • яркость — 100;
  • контраст — 70;
  • цветовая температура — нативная;

В ходе аппаратной калибровки мы использовали программу Colorbration v.1.5.0 и последнюю версию колориметра X-Rite Display Pro с дальнейшей проверкой референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro. В настройках программы было выставлено цветовое пространство sRGB, яркость 100 нит, максимально возможный коэффициент контрастности и пользовательская коррекция неравномерности подсветки по матрице 5 × 5.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась в режиме Rec.709 при выключенной системе компенсации неравномерности подсветки.

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 317 0,349 908
90 291 0,32 909
80 266 0,292 911
70 240 0,263 913
60 213 0,233 914
50 187 0,204 917
40 160 0,174 920
30 131 0,142 923
20 103 0,112 920
10 74 0,08 925
0 45 0,049 918

В этом случае максимальная яркость оказалась на уровне 317 кд/м2, а нижнее значение составило 45 кд/м2. Коэффициент контрастности – 918:1 в среднем, что несколько ниже, чем заявлено в технических характеристиках, но ничего страшного в этом нет.

Полученный диапазон изменения яркости подсветки устроит подавляющее большинство потребителей. По верхней границе монитор незначительно превосходит указанное производителем значение, а нижняя граница позволит серьёзно снизить нагрузку на глаза в условиях слабого внешнего освещения или его полного отсутствия.

В режиме Rec.709, при включении функции Uniformity Compensation
Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 132 0,351 376
90 122 0,321 380
80 112 0,293 382
70 101 0,265 381
60 90 0,234 385
50 80 0,205 390
40 68 0,175 389
30 56 0,143 392
20 44 0,112 393
10 32 0,08 400
0 20 0,049 408

После принудительной активации системы компенсации неравномерности подсветки в режиме Rec.709 диапазон яркости резко снижается — до уровня 20-132 нит при коэффициенте контрастности в 380:1. Результат не лучший, но многие мониторы с системой UC откликаются на её активацию похожим образом. Так что это нас особо не удивило. К тому же глубина чёрного поля сохраняется на изначальных значениях, а снижение коэффициента контрастности происходит исключительно из-за падения яркости белого поля при прочих равных.

#Результаты при стандартных настройках

В режиме Custom монитор демонстрирует возможный максимум установленной матрицы, доступно много дополнительных настроек, но отсутствует возможность активации системы компенсации неравномерности подсветки.

Возможности монитора практически полностью перекрывают sRGB-стандарт без явного превосходства на основных цветах. Впрочем, без использования CMS-системы, ПО с её поддержкой и ICC/ICM-профилей для получения правильной цветопередачи тут всё равно не обойтись.

При заводских настройках цветовой охват монитора соответствует sRGB на 97,3 % и AdobeRGB на 71 %.

Точка белого смещена в «холодную» область — почти 7000 К в среднем, но без паразитных оттенков. В повседневных рабочих условиях, если вы работаете при естественном освещении или используете лампы накаливания, такой результат, вполне вероятно, будет постоянно о себе напоминать немного «холодной» картинкой. Зато стабильность ЦТ оттенков серого нас приятна удивила – более высокого результата мы просто не можем вспомнить.

Гамма-кривые при стандартных установках настроены практически идеально. Единственная претензия – недостаточная различимость крайних тёмных участков.

Среднее отклонение цветопередачи монитора при использовании системного профиля sRGB составило 1,18 единицы DeltaE94, максимальное – 4,97. Результат для большинства пользователей очень хороший, но изрядный выход за пределы пространства sRGB на красном стимуле и не слишком точно настроенная точка белого (уж для монитора с заявленной заводской калибровкой — так точно) картину несколько портят. С другой стороны, для рассматриваемого режима калибровку никто не обещал. Так что ещё не всё потеряно.

#Результаты в режиме sRGB

Среди огромного разнообразия предустановленных режимов VP3881 для дополнительной проверки мы выбрали стандартный sRGB — как один из четырёх с заявленной заводской калибровкой. По умолчанию в нём включена система компенсации неравномерности подсветки, что провоцирует не только сниженный коэффициент контрастности — на уровне 391:1, но и заблокированную на отметке ~125 нит яркость (у того же Rec.709, о котором мы поговорим чуть позже, таких ограничений нет) вкупе с невозможностью менять другие параметры, ответственные за точность цветопередачи и картинку на экране.

Цветовое соответствие sRGB оказалось на уровне 91,1 %.

Точка белого настроена точно также, как и в режиме Custom: «холодновато», зато с первоклассным уровнем стабильности ЦТ оттенков серого.

А вот вопросов к гамма-кривым у нас нет. Режим отличается хорошей различимостью крайних тёмных участков и правильной передачей светлых участков.

Наши выводы подтверждает отчёт, полученный в ходе проведения измерений в Argyll CMS. Монитор показал высокие результаты по гамме и ошибся лишь на некоторых цветовых патчах при выбранном референсе sRGB Profile (что не удивительно, если вспомнить результат цветового соответствия). Кроме того, мы получили отклонение точки белого почти в 4 единицы DeltaE — и с этим, к сожалению, ничего не поделать: таковы ограничения, введённые программистами Viewsonic.

#Результаты в режиме Rec.709

Теперь взглянем на точность настройки режима Rec.709, который придётся по вкусу видеографам, монтажёрам и всем тем, кто каким-то образом связан с созданием, обработкой и конечным выводом видеоматериалов.

Цветовой охват в этом режиме чуть шире, чем в sRGB, в частности — на красных и зелёных стимулах.

С точкой белого и стабильность ЦТ оттенков серого ситуация идентична тому, что мы видели в режимах Custom и sRGB. Ничего нового.

Гамма-кривые выстроены точно в соответствии с гаммой 2,4 – одно из основных требований стандарта Rec.709 для работы с видео.

Если указать в качестве референса данный стандарт и использовать соответствующий системный профиль, то результаты в тесте Argyll CMS окажутcя следующими: среднее отклонение чуть больше единицы DeltaE94, а максимальное — всего 4,25, и исключительно из-за ошибки на синем цвете. Очень достойно – отчёт о заводской калибровке соответствует реальности!

#Результаты после аппаратной калибровки

Для аппаратной калибровки мы использовали программу Viewsonic Colorbration последней версии, созданную на базе решения X-Rite и полностью повторяющую как его дизайн, так и возможности. Был установлен продвинутый режим калибровки, измерительным устройством выступал колориметр Display Pro последней версии и с последней прошивкой. Точность его работы вкупе с используемой в ПО матрицей коррекции в дальнейшем была подтверждена референсным спектрофотометром.

Общее время на проведение одной процедуры калибровки со средней таблицей цветовых патчей и компенсацией неравномерности подсветки по матрице 5 х 5 составило чуть менее получаса. Каких-либо ошибок в ходе работы и странных действий со стороны программы нами замечено не было – все ее проблемы программисты Viewsonic окончательно решили (на это потребовалось чуть больше года). Из общего времени около 2 минут потребовалось на замеры яркости в 25 точках экрана и примерно 5 на запись корректирующих данных в LUT-монитора.

Аппаратная калибровка ожидаемо позволила изменить цветовой охват Viewsonic VP3881, максимально сократив количество зон, выходящих за пределы пространства sRGB. При работе за монитором это позволит получить максимально точную цветопередачу даже в ПО без поддержки системы управления цветом.

Точки белого приблизилась к 6500 К без какого-либо паразитного оттенка. Точки чёрно-белого градиента сместились к зоне DeltaE<3 и легли максимально близко друг к другу, хотя получить столь высокую стабильность ЦТ, как в режиме Custom, нам не удалось.

Гамма-кривые выстроились в соответствии с кривой sRGB (несколько отлична от гаммы 2,2), увеличилась различимость глубоких теней. Вопросов к точности работы ПО Viewsonic у нас не возникло.

Внесённые правки во встроенный 14-битный 3D-LUT позволили улучшить точность цветопередачи, а созданный в ходе калибровки ICC-профиль второй версии позволил использовать его для проверки в среде Argyll CMS. Итоговые результаты оказались следующими: среднее отклонение DeltaE94 — 0,34 единицы, максимальное — 1,3. Если учесть, что профиль мы создавали в одной программе, а проверяли его качество в другой, то результат можно смело называть великолепным.

#Равномерность подсветки

Инженеры компании не изменили своим принципам, сохранив особенности работы встроенной системы Uniformity Compensation и в самой старшей модели линейки VP. Измерения равномерности подсветки дисплея Viewsonic проходили при яркости в центральной точке на стандартном уровне в 100 кд/м2, однако точка белого в случае с заводскими настройками Uniformity не подвергалась правкам вовсе и, таким образом, была определена изначальными настройками героя обзора. Но, будьте уверены, на нашу оценку и финальные выводы это никак не повлияет.

Дополнительно напомним, что система компенсации неравномерности подсветки у VP3881 работает только в предустановленных режимах sRGB/EBU/SMPTE-C/Rec.709, причём в двух из них — исключительно при зафиксированном уровне яркости подсветки (125-130 нит). Для проверки и сравнения равномерности мы использовали режим Custom после ручной настройки, режим аппаратной калибровки с дополнительной настройкой равномерности по матрице 5 х 5 и режим Rec.709 со стандартной настройкой Uniformity. Именно в таком порядке будут расставлены все последующие фотографии и диаграммы.

В режиме Custom

После калибровки

В режиме Rec.709

По фотографиям отчётливо видна работа технологии Uniformity. После её активации в ходе аппаратной калибровки и тем более в режиме Rec.709 равномерность белого поля значительно возрастает.

Uniformity Compensation выкл.

Uniformity Compensation вкл.

Ровно то же происходит на серых заливках, где эффективность работы системы компенсации просто поражает. Причём в данном случае показаны исключительно варианты без Uniformity (слева) и с ней (справа, с заводскими установками).

В режиме Custom

После калибровки

В режиме Rec.709

Влияние на равномерность подсветки можно проследить и по полученным результатам измерений. Среднее значение составило 6,4 % / 4,7 % / 2,0 %, а максимальное снизилось с 19,8 до 15,5 и в дальнейшем до 6 %. Для столь крупной и широкой матрицы – результат фантастический. В случае с ручной коррекцией равномерности в ходе аппаратной калибровки можем предположить следующее – получить примерно такой же результат, как при заводских настройках, возможно, но для этого необходимо прикладывать прибор максимально близко к краям экрана, а не как требует того приложение Colorbration.

В режиме Custom

После калибровки

В режиме Rec.709

Теперь оценим равномерность цветовой температуры. Даже без работы системы компенсации среднее значение не превышает 1,1 %, после калибровки падает до 1 %, а в лучшем варианте снижается до 0,6 % в режиме Rec.709. Максимальное отклонение составляет 2,9 %, 2,1 % и 2 %. Лучший результат по разнице между измеренным минимумом и максимумом показал режим с ручной коррекцией равномерности – всего 173К – лучше для 37,5-дюймового монитора просто сложно представить.

В режиме Custom

После калибровки

В режиме Rec.709

Результаты отклонений ЦТ по уровню DeltaE подтверждают, что активация системы компенсации неравномерности подсветки положительно сказывается на светлом и сером полях. Разница в цифрах несущественна, но она есть. Куда сильнее заметен изменившейся характер отклонений, а точнее диаграммы поверхностей, которые вы можете оценить самостоятельно.

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см). Сразу отметим, что никакого влияния на равномерность подсветки на чёрном система Uniformity Compensation не оказывает и оказывать не может.

В плане углового Glow-эффекта изучаемый монитор показал вполне обычный для IPS-матрицы результат – четыре «засвеченных» угла со слабыми паразитными оттенками. Размер «засветок» зависит от расстояния до экрана – чем ближе, тем они больше, а их заметность находится в прямой зависимости от яркости подсветки и силы внешнего освещения (снижайте первую и увеличивайте вторую – тогда точно забудете про Glow). По сравнению с тем, что можно было наблюдать 4-5 лет назад, на первых ультрашироких IPS-моделях, это большой скачок вперёд.

При отдалении от экрана Glow полностью исчезает — и становится ясно, что с реальной равномерностью чёрного у нашего экземпляра VP3881 всё хорошо. Оставшиеся лёгкие «облака» по краям экрана – ерунда на фоне необъятных размеров героя обзора, и к недостаткам их относить не стоит.

#Качество градиентов и скорость отклика

Используемая псевдо-10-битная матрица типа IPS и хорошая заводская настройка позволили монитору продемонстрировать выдающиеся по равномерности градиенты во всех предустановленных режимах. Полноценная аппаратная калибровка с помощью колориметра от X-Rite внесла свои коррективы, но качество градиентов осталось достаточно высоким – появилось несколько более различимых переходов в области 0-10 %, но никакой катастрофы не произошло.

Оценивая равномерность градиентов на VP3881 также хотелось бы отметить, что никакой существенной разницы между работой в 8-битном и 10-битном режимах мы обнаружили. Видимость переходов из-за очень большой диагонали экрана прослеживается в обоих случаях, в любых приложениях и при любых условиях проверки.

Монитор не поддерживает ни одну из систем адаптивной синхронизации, что только подтверждает направленность модели. Скорость отклика у VP3881 типична для современных IPS-type решений с максимальной частотой вертикальной развёртки 60 Гц. Проводить сравнение с любыми игровыми мониторами нет никакого смысла – модель обречена на провал. Впрочем, как и все прямые конкуренты.

Выставленное по умолчанию значение разгона у героя обзора оптимально среди всех доступных: скорость достаточна, артефакты полностью отсутствуют. Режим Advanced можно активировать в том случае, если вы хотите слегка ускорить монитор и не боитесь появления слабых артефактов на движущихся объектах. Смысла в Ultra Fast нет, поскольку шлейфы не становятся меньше, а вот артефакты явно прибавляют в количестве и заметности. В общем, всё точно также, как и у других моделей линейки VP двух последних лет.

#Углы обзора и Glow-эффект

Углы обзора у Viewsonic VP3881 идентичны тем, что вы получите на прямых конкурентах (ввиду использования полностью идентичных матриц), и примерно такие же, как и у других подобных мониторов с большой диагональю и форматом 21:9.

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее. Если привстать над монитором, то яркость изображения снижается, появляется неприятный металлический отлив с лёгким розоватым оттенком, падает контрастность изображения.

Glow-эффект на изучаемом мониторе выражен слабее, чем на 34-дюймовых моделях. Тем не менее в зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой (или как минимум с черными полосами по сторонам при просмотре фильма) паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются. Снизить его заметность, как мы уже говорили не раз, можно только путем уменьшения яркости подсветки и повышением уровня внешней освещённости (по отдельности, а лучше в совокупности).

На цветных изображениях Glow проявляет себя значительно слабее, но все равно заметно.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе Viewsonic VP3881 используется полуматовая пленка поверх защитной пластиковой поверхности матрицы – так, как предпочитают большинство покупателей.

В первую очередь бросается в глаза не совсем привычная структура пикселей – вспоминаются матрицы H-IPS. Картинке на экране далеко до «глянцевого журнала», зато у дисплея хорошие антибликовые свойства. Кристаллический эффект заметен слабо, а при изменении угла просмотра виднее он не становится. Эффект Cross Hatching изучаемой модели монитора не свойственен.

Проблем с заводской резкостью и проработкой шрифтов любого размера не замечено.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free W-LED-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо ее частота составляет несколько или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны.

#Выводы

Рассмотренный сегодня монитор Viewsonic VP3881 предлагает уникальное сочетание характеристик и возможностей, заложенных в качественную обёртку по достаточно привлекательной для этого класса мониторов цене. За два года существования новых решений в профессиональной линейке VP инженеры и программисты компании наконец-то смогли решить проблемы, связанные с аппаратной калибровкой и работой системы компенсации неравномерности, и, вполне вероятно, провели «полировку» других технических моментов, не столь явно бросающихся в глаза при тестировании.

Тем не менее при всех своих достоинствах герой обзора – это не идеальный дисплей. У него есть свои особенности и недостатки, в частности, касающиеся заводской настройки точки белого. Хаос в меню, не совсем удачное расположение клавиш управления, ограничения в различных режимах – набор, ставший стандартом для мониторов из линейки VP.

Если вы выбираете себе крупный ультраширокоформатный монитор без акцента на игровые возможности (хотя играть с развёрткой в 60 Гц пока никто не запрещал) и готовы потратить около 100 тысяч рублей, то мы рекомендуем рассмотреть именно класс 37,5-дюймовых дисплеев. Качество матриц (по углам обзора, Glow-эффекту, равномерности) в них выше, чем среди 34-дюймовых UWQHD-решений, а дополнительная рабочая площадь будет только в плюс. Выбрав же VP3881, вы получите возможный максимум для этого класса и точно не разочаруетесь.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль Viewsonic для этого монитора, который мы получили после процедуры аппаратной калибровки и профилирования средствами Argyll CMS.

Достоинства:

  • удачный дизайн и «безрамочная» матрица с минимальными внутренними рамками с трёх сторон;
  • хорошее качество материалов и сборки;
  • эргономичная подставка с быстросъёмным соединением и наличие VESA-крепления;
  • достойный выбор современных интерфейсов для подключения: HDMI 2.0, DP 1.4, USB Type-C 3.1;
  • USB-хаб с тремя портами USB 3.1;
  • достойный комплект поставки;
  • функции PiP/PbP с широкими возможностями настройки;
  • встроенная акустическая система, пускай и среднего качества;
  • прямой доступ ко встроенному 14-битному 3D LUT с возможностью аппаратной калибровки;
  • качественно работающая система компенсации неравномерности подсветки;
  • высокое соответствие цветового охвата стандарту sRGB в большинстве режимов;
  • хорошая заводская калибровка (исключительно по гамма-кривым и цветовому охвату) и эмуляция пространства sRGB в соответствующем режиме;
  • отличные градиенты при любых установках, в том числе после аппаратной калибровки (но качество всё же снижается);
  • безупречная стабильность ЦТ оттенков серого в большинстве изученных режимов (не все из них представлены в обзоре);
  • хорошая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры и яркости для столь крупного экрана (даже без Uniformity Compensation!);
  • отличная равномерность подсветки по уровню яркости на белом при активной системе UC;
  • достаточно хорошая равномерность подсветки на чёрном (не учитывая Glow и Color-Shift);
  • отличные углы обзора и относительно слабый Glow-эффект (лучше, чем у 34-дюймовых UWQHD IPS);
  • полуматовая рабочая поверхность матрицы с еле различимым кристаллическим эффектом при любых условиях просмотра;
  • W-LED-подсветка без мерцания и отсутствие Cross-hatching;
  • адекватная цена с учетом возможностей.

Недостатки:

  • неудобное управление и бесконечное количество настроек/режимов изображения, разбросанных по самым разным разделам и подразделам (улучшений по сравнению с ранее протестированными моделями не наблюдается).

Может не устроить:

  • большая подставка;
  • отсутствие переворота корпуса в портретный режим (Pivot);
  • система компенсации неравномерности подсветки работает только в некоторых режимах (в паре из них с ограничением по изменению яркости, в других – без);
  • невозможность изменения цветовой температуры в режимах с включенной системой компенсации неравномерности;
  • недостаточно точная настройка точки белого в предустановленных режимах;
  • низкий коэффициент контрастности при активации системы Uniformity Compensation – стандартное явление, также ведут себя профессиональные мониторы NEC за совсем другие деньги.


Оригинал материала: https://3dnews.kz/985225