В ноябре прошлого года в статье «Эпоха 3D: Итоги первого года и домашнее задание на завтра» мы впервые провели исследование потребительского рынка 3D-технологий. Справедливости ради стоит отметить, что в тот момент рынка как такового ещё не существовало. Так что наша аналитика в большей степени была посвящена не столько подведению итогов первого года становления 3D и даже не предсказанию путей наиболее вероятного развития стереотехнологий, сколбько попыткам обозначить эти направления и в целом дать оценку жизнеспособности этого сегмента.
Прошла большая часть 2011 года, наступил очередной сезон оживления сетевой и розничной активности под условным названием Back-to-School (Назад в школу), и сейчас самое время подготовить новый аналитический обзор индустрии 3D-технологий, с учётом всех актуальных на сегодняшний день успехов, неудач, трендов и перспектив этого рынка.
В прошлый раз мы охарактеризовали основные факторы, стоявшие в то время на пути распространения 3D-технологий:
В целом же ближе к новогодним распродажам конца 2010-го количество наименований 3D-дисков считали по пальцам, телевизоры с 3D были чуть ли не вдвое дороже обычных, то же самое с ценами на билеты в кино. По России на тот момент и вовсе не было практически никаких цифр продаж: какие могут быть цифры, когда техника, анонсированная ещё весной, добралась до прилавков только к осени.
Сегодня мы попробуем оценить изменения, произошедшие за год в каждом сегменте (кино, бытовой электронике, Интернете, гаджетах, фото- и видеотехнике, играх и т.д.), а также проанализировать нынешнюю ситуацию и в общих чертах обрисовать ближайшие перспективы.
Пожалуй, ни одна другая отрасль, где широко применяются стерео 3D-технологии, не подверглась столь жёсткой критике за прошедшее время. Особенно, беспрецедентно злобно ругали Голливуд по весне, после нескольких практически провальных 3D-лент.
И поделом. Как показала практика, многие студии восприняли возрождение 3D в качестве возможности по-быстрому "бюджетно" срубить денег на новых "фишках". И… жестоко просчитались. Вдруг выяснилось, что для достижения кассового успеха, сравнимого с миллиардами "Аватара", недостаточно дорогого оборудования и даже больших денег. Оказалось, что в Голливуде наблюдается жуткий дефицит хороших 3D-специалистов – режиссёров, операторов, монтажеров, компьютерщиков и т.д.
Дальше – больше: не умея снимать качественное стерео и не считая нужным тратиться на добротную компьютерную анимацию, многие студии пошли путём упрощения, практикуя халтурное конвертирование 2D в 3D. В принципе, такую технику можно считать приемлемой в виде дополнения к другим способам создания стереоконтента, или при условии огромных затрат – сотен тысяч долларов в день — и привлечения действительно талантливых стереохудожников и компьютерных специалистов на действительно творческое, не машинное преобразование. Если же доверить процесс конвертации программам, даже самым "интеллектуальным", на выходе, как правило, получается так называемое "Fake 3D", то есть видимая невооружённым глазом подделка, где различные слои с объектами выглядят картонными нагромождениями.
Для справки: выдержка из огромного списка фильмов, анонсированных в 3D, но на деле являющихся результатом конверсии 2D-лент:
Признавайтесь, есть в этом списке ленты, объёмными эффектами которых вы искренне восхищались, и такие, где подспудно чувствовалось, что вас дурачат с этим самым "3D"? Ото ж.
Кроме того, события с провальными 3D-лентами ("рекорд" поставила лента "Зелёный фонарь": всего 36% зрителей посмотрели её 3D-версию) подтвердили ещё один очевидный тезис: для хорошего стереофильма нужен действительно отличный сюжет, потрясающий сценарий. Возможно, именно с этим связан тот факт, что многие новые 3D-работы являются ремейками старых лент, имевших в своё время оглушительный успех, – все эти трансформеры, капитаны америки и так далее.
Но мы здорово отвлеклись. Первыми тревогу забили в самом Голливуде. Режиссёр "Аватара" Джеймс Кэмерон (James Cameron), режиссёр третьих "Трансформеров" Майкл Бэй (Michael Bay), глава аниматоров студии Dreamworks Джеффри Катценберг (Jeffrey Katzenberg) и другие известные деятели кино выступили с многочисленными интервью и публикациями, в которых призвали коллег по цеху не гнать откровенную халтуру хотя бы ради того, чтобы окончательно не дискредитировать эпоху возрождения 3D, не вызвать полного разочарования публики топорными поделками. Чуть позже с подобными призывами выступили представители производителей 3D-техники компаний Sony и Panasonic. Их претензии сводились главным образом к недостаточному качеству свежих 3D-лент, что вряд ли способствовало росту популярности домашней стереоскопической электроники.
Зритель, получавший в 3D-кинотеатре за немалые деньги несколько аляповатых поделок на одного "Аватара", на какой-то момент даже охладел к стерео, особенно это было заметно в апреле-мае по рынку кинопроката США.
Сегодня ситуация изменилась существенным образом. Практически каждую неделю на рынок выходят десятки новых 3D-фильмов, и среди них немало шедевров. Примеры вышеупомянутой ленты "Трансформеры: обратная сторона Луны", а также фильма "Первый мститель (Капитан Америка)" показывают, что даже 2D/3D-конверсия может выглядеть очень хорошо, если делом занимаются настоящие, талантливые специалисты. Грядущая премьера конвертированной классики "Король Лев 3D" также обещает захватывающее зрелище.
На сегодняшний день имеется уже десяток 3D-лент, преодолевших в прокате отметку $1 млрд, среди них такие как "Аватар", "Трансформеры: обратная сторона Луны", "Пираты Карибского моря: На странных берегах", последний "Гарри Поттер" и другие. Среди ожидаемых вскоре стереолент преодоление миллиардного рубежа пророчат фильмам "Приключения Тин-Тина", "Мстители", "Новый Человек-паук", "Ледниковый период: Континентальный дрейф", "Воскрешение Тёмного рыцаря", обоим экранизациям "Хоббита" и так далее.
Очень жаль, что 3D-кинематограф с его проблемами, находками и победами – не единственная тема сегодняшней статьи. В Голливуде сейчас всё бурлит и кипит вокруг этой темы, люди учатся снимать и редактировать, что называется, на ходу. Легенды складываются прямо на глазах, а индустрия растёт просто взрывообразно. Чего стоит, например, клич Майкла Бэя перед прокатом "Трансформеров" о замене ламп в проекторах кинотеатров на более мощные. Или рассказы Кэмерона о правилах съёмки 3D. Или выпуск специальной ограниченной серии 3D-очков "Симба" под премьеру "Короля Льва 3D". Или подписанное на днях соглашение между RealD и SAGA об открытии сотни новых 3D-кинотеатров в Китае.
Так или иначе, за этот рынок можно теперь быть совершенно спокойным, и это же автоматически означает, что без новых стереофильмов на дисках Blu-ray 3D мы также не останемся. Другое дело – отечественное кино: провально-убыточного "Щелкунчика" лучше вовсе не вспоминать, равно как и "Самый лучший фильм 3Дэ", пока что настоящий позитив – только грядущие "Смешарики 3D".
Остаётся только надеяться, что легендарная когда-то российская школа 3D-кинематографа рано или поздно восстанет из пепла и выйдет со временем на достойный мировой уровень.
Телевидение
Самая больная тема. До сих пор нелегко комментировать провальные темпы национальной программы перехода на цифровое вещание. О каком 3D-телевидении говорить, когда во всём мире уже активно переходят на стандарт DVB-T2, а у нас сроки финального отказа от аналоговых каналов по-прежнему маячат где-то в районе 2015 года. Пока что вся надежда на частные каналы да на спутниковое телевидение. До сих пор единственным более-менее массовым экспериментом на эту тему в России остаётся 3D-канал НТВ+, созданный при поддержке компании Panasonic.
В мире тема 3D-телевещания также пока развивается достаточно неравномерно по разным регионам. Так, в Европе и США один за другим открываются стереоканалы самой различной тематики. Очень много развлекательных и документальных, хотя преобладающее количество, конечно же, за спортивными каналами, их сейчас больше всего. И неудивительно: взгляните хотя бы разок на тот же футбол в 3D, благодаря отлично настроенным и правильно расставленным камерам впечатление присутствия порой даже лучше, нежели если сидеть на стадионе, оператор обязательно выберет для вас самые интересные моменты и покажет крупным планом.
Прошедший период ознаменовался принятием в январе 2011 года ассоциацией DVB Project финальной версии цифрового телевизионного вещательного стандарта DVB-3DTV. Приятно отметить, что стандарт DVB-3DTV обратно совместим с нынешним цифровым телевещанием и позволяет компаниям использовать уже имеющееся оборудование с минимальными дополнениями.
В стандарт DVB-3DTV включена совместимость с форматами 720p и 1080i, с частотой обновления 50 и 60 Гц, а также в 3D-форматах "сверху-снизу" (top-and-bottom), "сторона-к-стороне" (side-by-side) и в "кинотеатральном" side-by-side формате 1080p 24 Гц. Вот список поддерживаемых форматов:
В дальнейшем, как обещано, стандарт будет развиваться при условии сохранения обратной совместимости с уже существующими версиями, а в будущие версии DVB-3DTV заложена поддержка "карты глубины" (depth map) для произвольной регулировки стереобазы зрителем.
Сейчас, под впечатлением более чем удачной 3D-трансляции Уимблдонского турнира, готовится масштабный телевизионный вещательный 3D-проект к летним Олимпийским играм в Лондоне. Что будет в 2014 году на зимних Олимпийских играх в Сочи – сказать трудно, этот проект пока что находится в стадии обсуждения вопросов создания необходимой инфраструктуры.
В связи с жуткими тормозами развития российской национальной программы перехода на цифровое вещание (спутник тут ещё этот не к месту упал), массовое развитие 3D-телевидения в нашей стране, скорее всего, двинется обходными путями. Разумеется, желающие всегда смогут купить "тарелку" и обрести доступ к не дублированным спутниковым каналам (что для спорта, в сущности, не так уж страшно). Одновременно можно предсказать появление по всей стране спортивных баров на десяток-другой мест, оборудованных многометровыми экранами, стереопроекторами и пассивными очками.
С другой стороны, эфирное телевещание совсем скоро обещает "подсидеть" онлайновое цифровое IP-телевидение. Сегодня это выражается в том, что каждый производитель так называемых "умных" (Smart TV) 3D-телевизоров так или иначе включает в пакет поддерживаемых сервисов 3D-видеоролики YouTube; со временем, как показывает опыт США, к ним обязательно добавляется "видео-по-запросу", в том числе и 3D-ленты.
Однако онлайновое 3D – это уже наша следующая отдельная тема.
3D в Интернете
В канун нового, 2011 года, помнится, приходилось сетовать на то, что посмотреть в Сети что-нибудь стереоскопическое можно только с помощью анаглифических очков или ещё какой экзотики, активно-затворная технология на тот момент не поддерживалась.
Всё изменилось весной. Сначала компании NVIDIA и Microsoft адаптировали платформу Silverlight к показу онлайнового потокового 3D-видео непосредственно в окошке браузера, затем NVIDIA совместно с Google решила этот вопрос относительно видеороликов YouTube 3D с помощью браузера Firefox. Компания NVIDIA даже открыла постоянно действующий сайт 3dvisionlive, где регулярно выкладываются интересные видеоролики самой различной тематики.
Сейчас счет роликов YouTube 3D идёт на тысячи, именно поэтому производители телевизионной техники так активно включают в число поддерживаемых онлайновых сервисов этот канал (справедливости ради стоит отметить, что современные 3D-телевизоры в большинстве своём изначально поддерживали стереоформаты роликов YouTube, Top-and-Bottom и Side-by-Side).
Другое дело, что к взрывообразному росту онлайнового 3D-контента это, увы, пока не привело. Слишком поздно производители фото- и видеотехники вышли на рынок с бытовым съёмочным оборудованием, к тому же цены на него, в большинстве случаев, до сих пор оставляют желать лучшего.
Что уж говорить о качестве снимаемых и заливаемых на YouTube стереороликов. Многие операторы, до сих пор имея весьма смутное представление о 3D-съёмке, не в состоянии снять что-то приемлемое даже гаджетами со встроенной 3D-камерой, а уж о хоть какой-то режиссуре клипов не приходится и мечтать. Всё это вопросы на будущее, и они, надеемся, будут решаться по мере дальнейшего распространения 3D-культуры.
Что касается сервисов так называемого "видео-по-запросу" (Video-on-Demand, VOD), первые эксперименты компаний Samsung (Samsung VOD) и Sony (Sony 3D Experience) в таких странах, как Южная Корея и США, показали большую перспективность данного направления, так что опыт этот будет распространяться на остальные страны. В частности, буквально на днях уже прозвучало сообщение о приходе сервиса Samsung VOD в Россию.
Определённую роль в повышении популярности 3D-телевизоров сыграли, как это ни странно прозвучит, компьютеры. Так, представленная в конце прошлого года технология NVIDIA 3DTV Play для запуска 3D Vision на телевизорах очень быстро завоевала популярность благодаря своей простоте подключения и возможности смотреть весь компьютерный 3D-контент – игры, фильмы, фотографии, ролики – на экране 3D-телевизора. В ближайших планах нашей редакции как раз стоит подробный рассказ об использовании этой технологии, о её пошаговой инсталляции, а также о способах избежать при этом дополнительных расходов.
Компьютеры и 3D
К сожалению, в компьютерной отрасли относительно продвижения 3D-технологий до сих пор звучит преимущественно имя NVIDIA. Собственно говоря, из всего списка компаний отрасли хотелось бы погромче услышать ещё одно – AMD, но, увы, на этом фронте всё развивается очень и очень медленно.
Даже Intel, по характеру своих разработок имеющая лишь косвенное отношение к 3D-технологиям, время от времени объявляет об их поддержке разными способами, от интегрированных процессорных ядер до беспроводной технологии Wi-Di. Компания AMD в этом плане пока ведёт себя очень странно: технология AMD HD3D объявлена вроде бы давно, но толком никто её до сих пор не поддерживал и не продвигал.
Лишь в середине лета AMD объявила о выпуске Quad-Buffer SDK, с помощью которого разработчики приложений получили возможность использовать API счетверённого буфера (AMD Quad-Buffer API) для поддержки стереовывода на 3D-дисплеи с поддержкой расширений DirectX 9,10 и 11, портов DisplayPort, HDMI, DVI и VGA.
Теоретически уже сейчас к системе на базе графических карт AMD ATI Radeon можно подобрать совместимые очки, совместимые мониторы, совместимые игры, но запустится ли всё это вместе и будет ли работать…
Читатели порой не прочь упрекнуть автора в "предвзятом отношении" к компании AMD, но, господа, помилуйте, было бы за что похвалить – похвалил бы обязательно! Пока что могу лишь пожелать AMD более серьёзного отношения к стерео 3D. Пока этот рынок для неё окончательно не потерян.
Подход NVIDIA к этому вопросу отличается радикально: комплекты 3D Vision, гарантированное подключение к телевизорам и проекторам, собственный софт и всемерная поддержка множества программных пакетов третьих компаний, регулярное обновление драйверов, плотная работа с производителями 3D-игр на предмет оптимизации стерео, плотный маркетинг и так далее, и так далее. Включая, кстати, снижение цен.
Будущее компьютерного стерео 3D, конечно же, не только в настольных системах. Уже сейчас на рынке присутствует несколько гаджетов с автостереоскопическими экранами, недалёк тот день, когда один за другим начнут появляться 3D-планшеты. Было бы неплохо, если бы процесс происходил без болезненного отказа от старых стандартов. Или новые прогрессивные стандарты хотя бы частично оставались обратно совместимыми со старыми наработками.
Гаджеты и видеотехника
У автора этих строк двоякое отношение к карманной электронике с поддержкой 3D. С одной стороны, можно только приветствовать появление всех этих многочисленных смартфонов со встроенной 3D-камерой или карманных 3D-видеокамер вроде Sony Bloggie MHS-FS3. Ведь чем больше пользователи будут снимать стереовидеоролики, тем скорее эта тема станет модной, тем больше у неё будет приверженцев.
С другой стороны, популяризация 3D-технологий с помощью трёх-четырёхдюймовых автостереоскопических экранов кажется темой если не сомнительной, то весьма и весьма непростой. Взять, например, такое направление, как портативные игровые консоли, в частности пресловутую Nintendo 3DS. Плюс этой платформы в том, что стереоскопические игрушки разрабатываются именно под специфическую, небольшую диагональ экрана этого устройства.
Если же запускать на этом экранчике 3D-контент, рассчитанный на большую диагональ, совсем не факт, что стереоэффект будет выразительным и достаточно заметным. Вот вам простой пример на эту тему: фильмы, показываемые в кинотеатре и записываемые на диски Blu-ray 3D, не совсем идентичны, в последнем случае специалистам при мастеринге приходится учитывать значительно меньшую диагональ домашних телевизоров и соответствующим образом корректировать глубину стерео.
И всё же, несмотря на ряд некоторых ограничений, 3D-гаджеты обречены на успех в будущем. Хотелось бы надеяться, что новая волна планшетов и ультрабуков с диагоналями экранов от 5 до 10 дюймов когда-нибудь в будущем сможет похвастать качественной безочковой автостереоскопией. Возможно, именно таким будет путь приобщения к 3D достаточно массовой группы пользователей, принципиально и наотрез отказывающихся сегодня надевать 3D-очки, какими бы лёгкими и удобными они ни были. В любом случае, эта тема заслуживает отдельной публикации и детального исследования.
Что касается бытовой техники для съёмки видео в 3D, можно сказать, что этот рынок начал формироваться только недавно, фактически с лета 2011-го. До этого встречались лишь единичные экспериментальные модели различных производителей с частными и порой несовместимыми форматами, например Fujifilm Real 3D W3, Panasonic SDT750, Aiptek 3D-HD и пр.
Этим летом был принят новый стандарт 3D-видео AVCHD 2.0 на базе кодека MPEG4-MVC H.264/AVC. Напомним, что кодек MVC уже давно используется для записи видео Blu-ray 3D, правда, несколько в другом виде. Так что новый стандарт, можно сказать, наконец-то внёс определённые рамки в будущее развитие любительской 3D-видеотехники.
Сегодня ассортимент любительских 3D-видеокамер чрезвычайно мал, по большому счёту (если не учитывать гаджеты-игрушки), к нему можно отнести модели Sony TD10E, JVC TD1 и ряд камкордеров Panasonic, совместимых с 3D-конвертером VW-CLT1. Всё это укладывается в диапазон цен приблизительно от тысячи до полутора тысяч долларов, так что, понятное дело, распространённость таких решений среди любителей, снимающих ради собственного удовольствия, достаточно невысока и, скорее всего, будет оставаться таковой до появления аппаратов хотя бы половинной цены.
Впрочем, по мере снижения цен на обычные цифровые камеры и с появлением цифровых фотоаппаратов, способных снимать приемлемого качества видео в формате AVCHD/AVCHD Lite, растёт число любителей, самостоятельно собирающих так называемые "риги", или "спарки", – составленные из двух отдельных камер комплекты, пишущие независимо друг от друга видео для правого и левого глаза. Такой способ не идеален, достаточно трудоёмок и требует немалого терпения в процессе сборки, калибровки и юстировки, однако при ответственном подходе позволяет добиться очень приличных результатов. До поры до времени развитие этой темы также тормозилось отсутствием нормальных инструментов для синхронизации двух потоков видео и обработки стерео 3D-контента в популярных программах для редактирования видео. Однако и здесь ситуация поменялась радикально прошедшей весной, и теперь программы для работы с видео от таких производителей, как Adobe, Corel, Roxio, Sony и других, в той или иной степени позволяет добиваться хороших результатов при обработке любительских видеороликов.
В этом направлении сетовать на какие-либо проблемы с недостатком стандартов или оборудования уже не приходится. Чего не хватает – так это техники с доступной ценой. Будем надеяться, что со временем ситуация поменяется и любительская 3D-съёмка станет повсеместно распространённым хобби.
Телевизоры и проекторы
В конце прошлого года, когда продажи 3D-телевизоров во многих странах только стартовали, ещё не существовало ни статистики по предпочтениям владельцев 3D-ТВ, ни более-менее надёжных прогнозов по дальнейшему развитию рынка. Сейчас, когда счёт владельцев стереотелевизоров в России скоро пойдёт на миллионы, а во всём мире таковых считают уже десятками миллионов, статистика начинает приобретать хоть какую-то достоверность.
Итак, действительно ли владельцы 3D-телевизоров смотрят какой-то стереоскопический контент или новомодная функция остаётся невостребованной? Согласно опросу, проведённому Strategy Analytics в июле, примерно две трети владельцев 3D-ТВ в США и Европе как минимум раз в неделю смотрят что-нибудь стереоскопическое кроме фильмов. Более того, примерно 41% опрошенных смотрят 3D-контент ежедневно.
На самом же деле, по личным наблюдениям за развитием рынка 3D-телевизоров за истекший год, хотелось бы высказать вот какое соображение. Деление телеприёмников на обычные и 3D-телевизоры следовало бы признать на сегодняшний день морально устаревшим. Более того, в полной мере заслуживающим звание "современный" называть только тот телевизор, который обладает всеми актуальными сегодня технологиями – и цифровым тюнером, и возможностью выуживать контент из Интернета, и поддержкой стерео 3D в том числе. И телевизоры, не обладающие хотя бы одной из названных функций, современными называть не стоит.
Жизнеспособен такой подход к оценке функциональности телевизоров или нет, покажет время, а пока аналитики сулят значительное проникновение 3D-технологий в наши дома. Так, по данным маркетологов из британской Futuresource Consulting, уже в 2015 году до 40% домов в Западной Европе будут оснащены 3D-телевизорами (при суммарной оценке парка телевизоров в 65 млн штук).
Аналитики из iSuppli прогнозируют суммарные мировые продажи 3D-телевизоров в 2011 году на уровне порядка 23,4 млн штук. По их мнению, 100-миллионный барьер поставок будет "пробит" рынком где-то в 2014 году и уже в 2015-м составит порядка 159,2 млн 3D-ТВ. Также показательно, что аналитики прогнозируют: наличие 3D-функции в телевизорах с диагональю 40 дюймов и более превысит к 2015 году отметку 84%.
Определённое увеличение интереса к 3D-телевизорам со стороны потребителей также ожидается в следующем году в связи с летними Олимпийскими играми и Чемпионатом мира.
В целом же оценки будущего рынка 3D-телевизоров могут быстро измениться в достаточно широких пределах, как в сторону увеличения, так и уменьшения. Весомую роль может сыграть ценовой фактор. Долгое время стереотелевизоры оставались, по большому счёту, переоцененными, сейчас разрыв в стоимости 2D и 3D-моделей с одинаковой диагональю и схожим набором остальных функций стремительно уменьшается.
По оценке компании Retrevo Labs, именно завышенная цена является основной причиной массового отказа потребителей от приобретения 3D-телевизора. По мнению аналитиков, существует определённый ценовой барьер, пройдя который, такая покупка становится гораздо более привлекательной.
Исследователи из Retrevo опубликовали график ценового разрыва для 47–50-дюймовых 3D-телевизоров относительно таких же 1080p плазменных, LED- или LCD-панелей без функции 3D от именитых брендов вроде Sony, Samsung, Panasonic, LG и др. Мнение специалистов таково: ценовой разрыв, превышавший ещё год назад сумму в $900, летом 2011-го составлял уже порядка $400. Наилучший же для покупателей момент наступит ближе к сезону рождественских продаж, когда ценовой разрыв уменьшится до $150–$200 (имеется в виду рынок США, для России разрывчик явно будет побольше).
Оценивая перспективы развития рынка 3D-телевизоров, нельзя не упомянуть два очень важных технологических момента. Первый относится к нынешнему противостоянию двух различных технологий формирования 3D-картинки на экране. Речь о технологии с активно-затворными 3D-очками, которую используют со своими плазменными, ЖК- и LED-телевизорами компании Panasonic, Samsung, Sony и многие другие. Противостоит ей технология с пассивными поляризационными 3D-очками, которую активно продвигают компании LG и Visio.
Преимущество активной технологии – в сохранении максимального Full HD-разрешения картинки, хотя налицо дороговизна активных очков, определённая потеря яркости на ЖК-фильтрах этих очков. В противовес этому технология пассивных очков с круговой поляризацией значительно дешевле, при этом дешевле оказываются и сами телевизоры, и очки, но приходится мириться с половинной потерей строчного разрешения. Да вы сами зайдите в любой магазин и обратите внимание, сколь значительно 3D-телевизоры компании LG дешевле моделей других производителей. Чем жертвовать – большими деньгами или разрешением, каждый выбирает для себя.
Вторая проблема, вытекающая из первой, – это полная на сегодняшний день несовместимость активно-затворных очков от разных производителей. Как следствие, каждый диктует на них свою цену, которая для отдельных моделей может достигать $200 за пару и редко опускается ниже $100.
С этой проблемой, похоже, справиться удалось, хотя совсем недавно. В июле компании Panasonic, Samsung, Sony и Xpand 3D озвучили "Концепцию Full HD 3D-очков" (Full HD 3D Glasses Initiative), которая должна была стать первым индустриальным стандартом активно-затворных 3D-очков с использованием интерфейса Bluetooth, а также, для обратной совместимости, с использованием ИК-интерфейса. Буквально на днях инициативу поддержали компании Philips Electronics, Sharp, TCL и Toshiba. С учётом того, что разработка предыдущего стандарта компаниями Panasonic и Xpand 3D поддерживалась целым списком компаний индустрии, на сегодняшний день в ассоциацию Full HD 3D Glasses Initiative автоматически также вошли Hitachi Consumer Electronics, Mitsubishi Electric, ViewSonic, Seiko Epson, Funai Electric, Hisense Electric, SIM2 Multimedia и Changhong Electric.
Лицензии на производство очков нового универсального стандарта будут выдаваться уже с сентября, а сфера применения очков охватит практически все направления — телевизоры, компьютеры, проекторы и даже 3D-кинотеатры.
Таким образом, уже в начале 2012 года можно будет рассчитывать, что очки с логотипом Full HD 3D Glasses Initiative, приобретённые с одним телевизором, можно будет использовать с большинством других телевизоров и даже брать с собой в кинотеатр, поддерживающий активно-затворную технологию.
Надо ли говорить, что очень скоро совместимые очки просто наводнят рынок, уронив цены до уровня нескольких сотен рублей за пару. Подешевевшие при этом 3D-телевизоры, отличающиеся от своих 2D-собратьев лишь незначительной наценкой, станут более интересной покупкой – почему бы не попробовать, если есть выбор и не надо за это серьёзно переплачивать.
Подведём итог сегодняшнему исследованию. Да, проблемы на рынке 3D-технологий сегодня имеются, и немаленькие, но если сравнивать с тем, что было год назад, можно уверенно сказать: вопрос "Быть или не быть 3D-технологиям?", стоявший тогда ребром, сегодня уже не стоит.
Разумеется, есть много людей, которые ни при каких условиях и уровнях цен не собираются надевать очки, ради чего бы там ни было. Есть и такие, кто будет ждать серьёзного падения цен и полного насыщения рынка недорогим разнообразным 3D-контентом.
Есть и те, кого 3D-контент до сих пор так и не впечатлил. Причины могут быть разными – неудачное начало с неинтересными фильмами или играми, физиологическое неприятие объёмных эффектов и многое другое.
Наконец, есть мы — те, кто уже сегодня не считает стереоскопию в своей жизни чем-то излишним или диковинным, пользуясь 3D-технологиями в меру доступности, к своему удовольствию. И нас с каждым днём всё больше и больше.