реклама
Умные вещи

Sony Vegas Pro 10: профессиональный видеоредактор с поддержкой 3D

⇣ Содержание

Несколько месяцев назад компания Sony Creative Software, подразделение международной корпорации Sony Corporation, объявило о начале продаж новой, 10-й версии своего флагманского пакета Vegas для профессионального редактирования видео. Соответственно стал актуален традиционный вопрос: переходить на новый пакет или продолжать пользоваться предыдущей, весьма, кстати, удачной версией Vegas Pro 9.

Потенциально позариться есть на что: в новом пакете Vegas Pro 10 обещана улучшенная производительность, возможность программной стабилизации видеоклипов, расширенные возможности работы со звуком, поддержка широкого списка новых форматов контента, аппаратное ускорение с помощью технологии NVIDIA CUDA при декодировании и рендеринге AVC-видео, а также совершенно новый уровень возможностей обработки стерео 3D-видео и многое другое.

Наш сегодняшний обзор посвящён главным образом возможностям обработки стерео 3D-контента с помощью Vegas Pro 10, однако мы постараемся осветить все ключевые нововведения, реализованные в новой версии. Их действительно много.

#Требования и возможности

Для комфортной работы с Sony Vegas Pro 10 производитель рекомендует использовать систему на базе процессора с тактовой частотой от 2 ГГц и выше, при этом в случае обработки видео высокой чёткости или стереоскопическим 3D-видео желателен многоядерный процессор или мультипроцессорная система. Минимальный объём оперативной памяти определён в 1 Гбайт, но рекомендуется всё же 2 Гбайт и более. Для инсталляции пакета также потребуется не менее 400 Мбайт дискового пространства и оптический привод класса не ниже DVD-ROM, а для регистрации программы и использования дополнительных сервисов вроде Gracenote MusicID Service пригодится подключение к Интернету. Установка и работа Vegas Pro 10 возможна на системах под управлением 32-битной Microsoft Windows XP SP3, 32-битной или 64-битной Windows Vista SP2, а также 32-битной или 64-битной Windows 7.

Разработчики Vegas Pro 10 серьёзным образом потрудились над возможностями пакета по редактированию стерео 3D-видео без необходимости использования каких-либо дополнительных утилит или расширений. По большому счёту, работа со стереоскопическим видео была доступна и в предыдущей версии Vegas Pro, однако новый Vegas Pro 10 обладает значительно расширенными возможностями открытия стереоскопических файлов разных форматов, поддерживает множество новых эффектов, разработанных именно для стереоскопического 3D, и, наконец, имеет возможность выбора из списка форматов для финального рендеринга 3D-видео. С точки зрения практикующего 3D-оператора/режиссёра, теперь есть всё необходимое, разве что для изготовления и финального вывода стерео 3D (авторинга) на диск Blu-ray 3D придётся воспользоваться дополнительной программой совершенно другого ценового диапазона. С другой стороны, авторинг Blu-ray 3D пока дёшево не предлагает никто, зато с помощью Vegas Pro 10 можно подготовить для этого процесса два финальных и идеально согласованных, но раздельных канала высококачественного видео в подходящем формате.

Среди наиболее существенных улучшений работы с видео в новой версии пакета также обязательно необходимо упомянуть расширенную поддержку скрытых субтитров, в том числе возможность их экспорта в форматы Scenarist Closed Caption (.SCC), RealPlayer (.RT), SubRip Subtitles (.SRT), Windows Media Player (.SMI), Transcript или QuickTime (.TXT), CPC MacCaption Files (.MCC) и DVD Architect Subtitles (.SUB). Впервые реализованная поддержка работы с 50p/60p проектами включает шаблоны HD 720-50p (1280x720, 50 fps) и HD 720-60p (1280x720, 59,94 fps), а также шаблоны рендеринга AVI HD 720-50p YUV и HD 720-60p YUV.

Впервые появилась возможность дополнительной цифровой стабилизации отснятого видео на программном уровне. Специалистам также будет интересно узнать о расширенной поддержке синхронизации сигналов (генлок) для видеоустройств AJA с референсным сигналом в режиме предварительного просмотра.

Всем владельцам систем на базе графических карт GeForce/Quadro также понравится поддержка GPU-ускорения при декодировании видео AVC/H.264 с помощью технологии NVIDIA СUDA.

Огромный список форматов, поддерживаемых Vegas Pro 10, включает AVI, BWF, DIG, DLX, DPX, DV, EXR, FLAC, HDP, IVC, M2T, M2TS, MOV, Sony MXF, MP4, M4A, видео MPEG-1 и MPEG-2, OGG, OMA, PCA, PSD, QT, R3D, SFA, SND, SWF, TIFF, VOX, W64, WDP, WMV и другие.

Финальный рендеринг с помощью Vegas Pro 10 также поддерживает самые разные форматы, включая AC3, AIF, ATRAC, AVC, AVI, DPX, EXR, FLAC, HDP, MOV, MP3, видео MPEG-1 и MPEG-2, MP4, M2T, Sony MXF, OGG, PCA, RM, W64, WMV и другие.

Комментируя поддерживаемые форматы, хотелось бы отметить, что владельцам самодельных 3D-ригов на базе двух видеокамер (или фотокамер с возможностью съёмки видео) Vegas Pro 10 даёт полный карт-бланш, теперь можно обрабатывать и сохранять полноценные AVC/H.264-проекты c качеством хоть 1080p60/1080p50 на канал. У тех, кто использует заводские 3D-аппараты с поддержкой 3D AVI (Fujifilm Real 3D W1/W3) или со съёмкой в формате Side-by-Side (Panasonic HDC-SDT750 и все шесть FullHD-камер Panasonic образца 2011 года с заявленной поддержкой 3D-объектива VW-CLT1), также никаких проблем с вводом отснятого 3D-контента не возникнет.

Другое дело – новое поколение стереоскопических 3D-видеокамер, таких как ожидаемая в магазинах с апреля Sony HDR-TD10E или уже появившаяся в продаже JVC GS-TD1. Оба эти аппарата в максимальном качестве пишут 3D в формате MVC (AVC с профилем «Stereo High»), а поддержки этого формата в Vegas Pro 10 пока нет, хотя никто не сомневается, что к моменту выхода камеры Sony в продажу компания обязательно выпустит соответствующий апдейт.

#Интерфейс и настройки

Особым преимуществом новой версии пакета можно назвать то, что интерфейс Sony Vegas Pro 10 практически не изменился по сравнению с предыдущими версиями, и каждый, кто более-менее знаком с этой программой, может начинать работу сразу после инсталляции.

Интерфейс Vegas Pro позволяет гибко настраивать и выводить панели, действительно необходимые вам для работы с задуманным проектом. Весьма полезным нововведением 10 версии можно назвать появившуюся возможность сборки нескольких треков в единую группу для согласованного изменения параметров каждого из них. Работа в окошке Триммера (Trimmer) как и прежде позволяет удобно и точно вырезать, склеивать и переформатировать фрагменты данных, при этом все изменения автоматически отображаются на временной линии по мере редактирования.

Представленный в новой версии мультикамерный режим редактирования позволяет развернуть мультикамерный трек в виде нескольких треков и просматривать результаты на внешнем мониторе.

Множество полезных и удобных усовершенствований введено даже в таких очевидных функциях, как интерфейс выбора устройств (Device Explorer). Так, кликнув в окошке Device Explorer по выбранному ролику, можно отправить его непосредственно в Триммер или импортировать в проект, а также просто перетащить мышкой в Триммер или проект.

И без того внушительный список из более чем 50 доступных фильтров для обработки видео, каждый из которых имеет не менее трёх опций настройки, пополнился в новой версии дополнительной опцией Stereoscopic 3D. На выбор эффектов грех было бы жаловаться.

Новый пакет обладает улучшенным алгоритмом обработки видеофайлов MXF, QuickTime AVC и QuickTime AVC/H.264, а в случае наличия в системе предустановленных продуктов CineForm версии 5.1 и старше также обеспечивается улучшенная скорость чтения и рендеринга файлов CineForm AVI и QuickTime (включая Neo3D). В новой версии Vegas Pro поддерживается и обновлённая версия дискового драйвера Microsoft Image Mastering API (IMAPI) для записи дисков DVD и Blu-ray.

Кроме того, необходимо отметить значительный пакет справочных и обучающих материалов для Vegas Pro 10, по большей части интерактивных.

Невероятные и потрясающие инструменты расположены на панели панорамирования и кадрирования (Event Pan/Crop). Можно не только увеличивать и уменьшать масштаб изображения ролика, но и поворачивать видео под любым углом, монтировать перекрывающие друг друга видеоряды. Отдельно хотелось бы отметить, что каждое изменение мгновенно отображается в окне предварительного просмотра, так что удачность задумки можно оценивать сразу же в реальном времени.

Кроме того, мельчайшие изменения позиционирования объекта – высота, ширина, вертикальное и горизонтальное смещение, угол поворота и осевое смещение, масштаб и все остальные параметры − сразу же отображаются в интерфейсе панели, так что вы можете зафиксировать на будущее все нюансы процесса и потом без труда и в точности повторить его с другим клипом. Ещё одна интересная возможность панели Event Pan/Crop – функция создания масок с использованием кривых Безье, что в сочетании с функциями размытия или пикселизации позволяет создавать неповторимые сложные эффекты.

Захват видео в Sony Vegas Pro 10 поддерживает множество полезных функций, включая «горячее» подключение кассетных DV-камер. Разумеется, доступен захват видео с видеокамер и веб-камер с различными удобными настройками.

Обработка аудиоканалов с помощью Sony Vegas Pro 10 – одно удовольствие для тех, кто понимает в этом толк. Здесь есть множество разнообразных эффектов и фильтров, упрощённый и графический эквалайзер, настройки для изменения объёма звучания, нормализации уровня сигнала и изменения темпа – фактически полный набор возможностей Sound Forge Audio Studio.

#Работа со стереоскопическим 3D-контентом

По сравнению с предыдущей версией, в Sony Vegas Pro 10 значительным образом изменились и расширились возможности обработки стереоскопического видео. Изменения заметны с самого начала, когда при выборе настроек нового проекта (File – Project Properties) на закладке настроек видео (Video) в выпадающем списке Stereoscopic 3D Mode предлагается выбрать один из методов формирования стереоскопического 3D-изображения.

Если в предыдущей версии была возможность выбора формата вывода только между анаглифическим, Side-by-Side с половинным разрешением, чересстрочным и двумя раздельными мастер-каналами, то в 10 версии уже присутствуют все актуальные на сегодняшний день форматы. К примеру, есть экзотика вроде «шахматного поля» для проекционных 3D-телевизоров на DLP-чипах, и даже кинотеатральный формат CineForm Neo3D. По-прежнему можно вывести два отдельных мастер-потока для левого и правого глаза с разрешением хоть 4K, это может понадобиться для дальнейшей работы в другой программе, например для авторинга диска Blu-ray 3D.

Выбранные для проекта настройки также по умолчанию автоматически устанавливаются для таких функций, как предварительный просмотр, внешний монитор и режим финального рендеринга, хотя каждый из них можно настроить под индивидуальные предпочтения уже в процессе работы.

После настройки проекта рабочий процесс обработки стерео 3D-контента можно разделить на следующие этапы: импорт медиаданных, синхронизация, предварительный просмотр, выравнивание, подгонка, редактирование, финальный рендеринг. Для точной синхронизации двух каналов видео, снятых самодельными стереоустановками на базе двух отдельных видеокамер, предусмотрено несколько методик работы.

Проще всего с камерами, синхронизирующими контент временным кодом. Синхронизированные клипы объединяют в стереопоток простой выборкой клипов для правого и левого глаза в окошке исходных данных проекта (Project Media) и затем, щёлкнув правой кнопкой на них, выбирают опцию создания стерео 3D-субклипа (Pair as Stereoscopic 3D Subclip).

В случае использования пары камер без временной синхронизации поможет применение хлопушки или какого-либо сильного «стартового» звука, в этом случае можно завести оба канала на временную линию и синхронизировать потоки наложением одинаковых огибающих форм звуковых дорожек, предварительно увеличенных с помощью функции масштабирования. Кроме того, можно также попробовать вариант ручной синхронизации с помощью наложения на один канал другого канала с предварительно сниженной до 50 прозрачностью.

Синхронизация двух клипов для получения единого стерео 3D-ролика в Sony Vegas Pro 10 также возможна даже для результатов съёмки двумя камерами с зеркальным и перевёрнутым отношением друг к другу, однако в этом случае придётся воспользоваться функциями выравнивания и подгонки.

Для удобства работы и последующего рендеринга Sony Vegas Pro 10 также позволяет декодировать все специальные форматы класса «два канала в одном кадре» (например, Side-by-Side, Top-Bottom, Line-Alternated) и затем преобразовывать их в два раздельных канала для правого и левого глаза.

Мониторинг процесса при обработке стереоскопического контента можно проводить несколькими способами. Самый простой из них – это, конечно же, анаглифические очки (пара красный/синий). Однако также доступен предварительный просмотр на стереоскопических мониторах с попеременным чередованием строк, на телевизорах и мониторах с поддержкой форматов Side-by-Side и Top-Bottom, и даже на проекционных DLP-экранах с «шахматной» развёрткой стерео.

Помимо этого, также доступны настройки для 120-Гц попеременного показа кадров на дисплеях с активно-затворными 3D-очками, в том числе с технологией NVIDIA 3D Vision Pro на видеокартах Quadro. Для просмотра необходимо дополнительно заглянуть в раздел «Опции» (Options) и в меню «Предпочтения» (Preferences) на закладке Video выбрать подходящие установки.

Впрочем, в Sony Vegas Pro 10, как и в любой другой приличной программе, предусмотрено множество способов оперативно добраться до этих настроек, например непосредственно в процессе работы кликнуть правой кнопкой мыши по окошку предварительного просмотра.

Наиболее важный и значимый момент обработки стереоскопического видео – сведение к минимуму, а ещё лучше – полное удаление вертикального смещения между информацией двух каналов. Стереоэффект проявляется только при горизонтальном смещении, в то время как любые вертикальные сдвиги картинки одного канала относительно другого могут привести даже к головным болям и тошноте у зрителя.

Кроме того, не всякое горизонтальное смещение также во благо для хорошей стереокартинки. Даже 3D-изображение, снятое парой камер с классическим параллельным расположением объективов, не всегда даёт идеальную картинку, что уж говорить о тех случаях, когда оператор обладает установкой с возможностью конвергенции (изменения, сведения двух оптических осей в горизонтальной плоскости) и злоупотребляет этим. В плане создания хорошего стерео 3D этот этап можно назвать одним из важнейших.

В пакете Sony Vegas Pro 10 среди видеоэффектов (Video FX) для этих целей предусмотрена опция Stereoscopic 3D Adjust. Здесь можно настроить не только вертикальное или горизонтальное смещение, что в большинстве случаев также доступно в программах подешевле; есть и возможность исправлять неприятные угловые отклонения по вертикали, и даже наиболее неприятные, трапецеидальные искажения/несовпадения стереоскопической картинки. Неприметная кнопочка автоподстройки (Auto Correct) работает очень качественно и во многих случаях позволяет получить приемлемый результат с минимальными затратами времени.

Процесс редактирования стереоскопического 3D-проекта практически ничем не отличается от работы с обычными 2D-проектами, при этом доступны все инструменты пакета Vegas Pro 10, включая кадрирование, масштабирование, мультикамерный режим, составление композиций, переходы, наложения, внедрение объектов компьютерной графики и так далее. На этом этапе можно работать с картинкой правого или левого канала, однако ни на секунду нельзя забывать о том, что проект всё же стереоскопический и каждая мелочь, каждая несостыковка, каждый промах, особенно в деталях переднего плана, обернется для вас гораздо большими неприятностями нежели при редактировании обычного 2D-фильма. Впрочем, это уже другая история.

#Рендеринг и запись

Пакет Sony Vegas Pro 10 поддерживает самые разнообразные способы вывода финального результата. В процессе выбора финального вида 3D-проекта доступно неисчислимое количество кодеков, контейнеров и форматов. Вывод на оптические диски, включая Blu-ray, сохранение на жёстком диске или на флеш-карте, публикация на YouTube – всё это настраивается или по имеющимся шаблонам, или вручную.

При экспорте проекта в формат AVC в диалоговом окне настроек появляется возможность выбора режима рендеринга: с помощью процессора, с помощью подходящей графической карты, если имеется такая возможность, или автоматически, согласно предпочтениям программы. Под подходящими графическими картами в данном случае подразумеваются все видеокарты NVIDIA GeForce и Quadro, поддерживающие технологию CUDA, то есть всё, что было выпущено компанией NVIDIA в последние несколько лет, от древних видеокарт серии GeForce 8 и старше.

Для сравнения возможностей аппаратного рендеринга силами процессора или видеокарты с технологией CUDA был проведён следующий эксперимент. Финальный рендеринг эталонного 3D-ролика продолжительностью 2 минуты 15 секунд, снятого в формате 3D AVI видеокамерой Fujifilm Real 3D W3 с разрешением 720p, производился в формат AVC (.m2ts) с предустановкой Side-by-Side и с разрешением 1920х1080х60i.

В результате рендеринг ролика силами одного 4-ядерного процессора Intel Core i5 750 @ 2,67 ГГц занял 10 минут 26 секунд. Рендеринг того же самого файла с точно теми же установками, но силами графических карт NVIDIA GeForce GTS 250 и NVIDIA GeForce GTX 460 длился порядка 8 минут 43 секунд в обоих случаях.

Таким образом, рендеринг 135-секундного 3D-ролика занял времени меньше на 105 секунд, при этом экономия времени составила 16,5%. Попробуйте аппроксимировать это хотя бы на получасовой проект, а то и на полнометражный фильм, там экономия времени при рендеринге с помощью технологии CUDA получится ещё более впечатляющая. Кстати стоит упомянуть, что рендеринг проекта в автоматическом режиме, когда способ аппаратной обработки выбирает сама программа, дало результаты, схожие с CUDA-рендерингом с точностью до секунды.

#Итого

Набор возможностей, предоставляемых Vegas Pro 10, позволяет изготавливать аудио- и видеоконтент любой сложности, от роликов для YouTube и записи любительских фильмов на оптические диски до подготовки 3D-контента для телеканалов и профессионально выполненных мастеров в формате XDCAM, а также для последующего авторинга на носителях Blu-ray 3D.

Ещё раз напомним: Vegas Pro 10 представляет собой современный продукт, учитывающий особенности компьютерного железа, что выражено в полноценной реализации GPU-ускорения формата AVC системами на базе видеокарт с технологией NVIDIA CUDA, и получаемая при этом экономия времени на рендеринг достаточно ощутима.

Полный спектр инструментов Vegas Pro 10 для обработки видео- и аудиоконтента, субтитров, виртуальных эффектов и переходов, несомненно, потребует определённого времени на изучение, однако полученные в результате знания и возможности с лихвой окупят потраченное время.

Таким образом, пакет Sony Vegas Pro 10 при всём желании нельзя назвать простым решением для домашних экспериментов. И дело даже не в цене, которая, к слову, начинается от $600, хотя это по-прежнему меньше, чем просят за ближайших конкурентов, например Final Cut Pro 7 или Premiere Pro CS5.

Фотолюбителям и домашним кинооператорам, лишь осваивающим искусство съёмки и редактирования, нет смысла тратить такие деньги и множество времени на изучение столь сложного пакета. Для них индустрия выпускает множество простых и в целом весьма продвинутых программ вроде Roxio Creator 2011 или Sony Vegas Movie Platinum, где присутствуют все основные инструменты для редактирования и даже авторинга. Так, в пакет Vegas Movie Studio HD Platinum 10 Production Suite за цену всего $130 входит профессиональный аудиоредактор Sound Forge Audio Studio 10 с функцией Vocal Eraser и более 400 профессиональных саунд-треков; а пакет Vegas Movie Studio HD Platinum 10 по цене менее ста долларов, как и Production Suite, поставляется с DVD Architect Studio 5.0 для авторинга дисков DVD и записи дисков Blu-ray и DVD.

Пакет Vegas Pro 10 – это решение для профессионалов или, как минимум, очень продвинутых любителей. А также для всех, кто серьёзно относится к своим экспериментам со стереоскопическим видео. Чем бы вы ни снимали 3D-контент – профессиональными камерами RED или самодельным ригом из двух «фотомыльниц», Vegas Pro 10 позволит вам добиться синхронизации, правильного кадрирования и масштабирования каналов, отрегулировать параллакс и стереобазу, а также компенсировать вертикальный завал одного из каналов или неудачную конвергенцию, и даже в разумных пределах исправить трапециевидные искажения. В плане соотношения заложенных в пакет исчерпывающих возможностей для обработки стерео 3D и цены, Sony Vegas Pro 10, пожалуй, без преувеличения можно назвать самым интересным предложением на рынке.

 
 
Выбор редактора
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: Верные спутники: 20+ полезных Telegram-ботов для путешественников 3 ч.
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 5 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 6 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 7 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 9 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 10 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 11 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 12 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 13 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 15 ч.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 5 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 5 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 5 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 7 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 10 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 10 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 11 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 11 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 12 ч.
Arm задаёт новый стандарт для ПК, чтобы навязать конкуренцию x86 12 ч.