Из-за затоваривания российского рынка цены на ноутбуки в стране упали в сравнении с осенью 2022 года на 15‒30 %. Как сообщают «Известия», недавний дефицит сменился излишками ноутбуков для продавцов после начала параллельного импорта и ввоза большого числа ноутбуков китайских производителей. На фоне падения спроса ретейлерам приходится бороться за покупателей, снижая цены в сегменте игровых вариантов.
Как сообщили изданию источники среди вендоров, дефицит ноутбуков в России удалось преодолеть настолько, что возник избыток компьютеров — из-за активной экспансии китайских брендов и параллельного импорта предложение на соответствующую продукцию превышает спрос. Например, речь идёт о снижении цен на модели Huawei и MSI. Выборочная проверка по «Яндекс.Маркету» показала, что некоторые устройства действительно подешевели на 15‒30 %, хотя на некоторые варианты цены упали всего на пару тысяч рублей, а на отдельные модели даже поднялись.
По словам экспертов отрасли, если большую часть минувшего года ноутбуки были скорее в дефиците, то уже в ноябре-декабре ситуация изменилась, а наибольшие изменения произошли в сегменте игровых ноутбуков. Так, во второй половине года значительно выросла доля MSI на рынке, из-за неожиданного переизбытка цена иногда снижалась на 30 %. Ожидается, что схожая ситуация сохранится и в текущем квартале.
Дефицит наблюдался во II квартале из-за ухода с российского рынка ряда ведущих мировых производителей. В отличие от смартфонов, поставки ноутбуков в Россию не удавалось наладить до конца года — это объяснялось непредсказуемостью конъюнктуры спроса. Тем не менее в ноябре-декабре ситуацию удалось урегулировать, и теперь, например, в «М.Видео-Эльдорадо» предлагается порядка 700 ноутбуков разных брендов, на треть больше, чем в 2022 году.
Мнения экспертов несколько отличаются. По данным представителей «Ситилинка», спрос на ноутбуки растёт в январе, на 5-10 % от недели к неделе. По некоторым данным, рост начался ещё раньше, сразу после второго квартала. По информации ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, с прошлой осени до конца января цены в среднем упали на 25 % — он вполне допускает падение цен на новые модели на 30 % на фоне перенасыщения рынка под воздействием принимаемых импортёрами мер. По мнению Муртазина, затоваривание связано с низким спросом, тем более что, по его словам, в январе относительно декабря он обычно традиционно падает, а многие уже владеют относительно новыми моделями, купленными в период пандемии.
Наконец, глава TelecomDaily Денис Кусков заявляет, что на фоне параллельного импорта и экспансии китайских брендов на российский рынок спрос невысок, поскольку покупатели стали активно экономить, а новый ноутбук не является вещью первой необходимости. Кроме того, появились новости о начале выпуска ноутбуков под собственными брендами российскими дистрибуторами и другими компаниями. Например, появилась информация о подготовке выпуска ноутбуков SberDevices.
Источник: