Строгими ограничительными мерами китайские власти начали препятствовать прокладке подводных интернет-кабелей в Южно-Китайском море, в значительной степени контролируемом Поднебесной. Пекин пытается получить больше контроля над мировой информационной инфраструктурой.
Вследствие того, что Китай, по данным The Financial Times, затягивает с выдачей разрешений на подводные работы даже за пределами своих признанных территориальных вод и ввёл ряд строгих требований, связанных с подобной активностью, многим компаниям приходится прокладывать кабели более сложными маршрутами. Известно, что ввод в эксплуатацию кабеля SJC2, который должен соединить Японию с Сингапуром и Тайванем, а также Гонконгом, пришлось отложить более чем на год из-за возражений Китая и долгих сроков выдачи разрешений. В частности, возникли проблемы с разрешением на разведку морского дна вблизи Гонконга. Проект реализуется при участии China Mobile, Chunghwa Telecom и Meta✴.
По словам источников среди американских властей, Китай стремится активнее контролировать подводную активность в регионе, отчасти опасаясь установки американских систем слежения в ходе работ. Кроме того, страна желает точно знать, где пролегают по дну кабели гражданского назначения и точно нанести их местоположение на карту. Споры относительно того, кто должен строить подводные кабели, владеть и управлять ими, стали особенно активными после 2020 года, когда американские власти начали блокировать китайское участие в международных проектах. Кроме того, Вашингтон отказал в разрешениях для кабелей, которые должны были связать США с материковым Китаем и Гонконгом.
По данным ряда источников, стремление Китая контролировать активность в прилежащих водах, в том числе спорных, является ответом Пекина на вытеснение страны из международных проектов и, не в последнюю очередь, связано с опасениями того, что подобная активность будет использоваться в качестве прикрытия шпионажа. По данным экспертов, Китай не только затягивает с выдачей разрешений на строительство в пределах 12-мильной зоны, но и требует получать такие разрешения для работ в пределах 200-мильной «исключительной экономической зоны», чего обычно в международной практике не предусмотрено.
Требование на получение разрешений не только обеспечивает Китаю дополнительный контроль за кабелями в Азии, но и позволяет Пекину требовать вовлечения в проекты местных компаний, кораблей и людей — Южно-Китайское море представляет собой чрезвычайно популярный кабельный маршрут, соединяющий восток Азии с её югом и западом и, далее, Африкой.
Эксперты утверждают, что требования Китая не соответствуют конвенциям ООН и морскому праву в целом, причём требования о получении разрешений простираются иногда даже далеко за пределы исключительной экономической зоны страны, фактически — на исключительные экономические зоны её соседей. По данным источников издания, во избежание проблем многие кабельные консорциумы предпочитают прокладывать инфраструктуру по маршрутам, огибающим китайские и даже спорные воды.
Два прокладываемых кабеля — Apricot и Echo будут связывать Сингапур с Японией и США соответственно, проходя за пределами Южно-Китайского моря. Некоторые другие проекты тоже планируется реализовать в обход проблемного региона — стоимость работы одного корабля для прокладки составляет порядка $100 тыс. в день, поэтому бизнес стремится избежать любых потенциальных проблем. При этом не только затягиваются сроки прокладки кабелей, но и увеличивается их себестоимость.