В первой половине 2023 года россияне получили около 3,8 млрд спам-звонков, что превысило показатель первого полугодия 2022 года в 2,15 раза, сообщили «Известия» со ссылкой на данные оператора МТС. Значительная часть нежелательных звонков пришлась на абонентов из Москвы и Санкт-Петербурга, а также ряда других крупных городов России.
Рост спам-звонков подтвердили в «МегаФоне», утверждая, что их число выросло в годовом исчислении на 40 %. В свою очередь, в Tele2 сообщили, что один абонент в среднем каждый месяц получает 8–9 звонков с рекламной информацией.
Для борьбы со спамерами операторы используют технологии больших данных (Big Data), которые позволяют выявлять спам-звонки по их продолжительности, частоте, массовости, а также по реакции абонентов на них. По словам представителя Tele2, с помощью Big Data оператор ежесуточно обрабатывает 5–6 млн рекламных вызовов, включая звонки-сбросы.
По словам эксперта, развитие цифровых технологий заметно упростило для спамеров автоматизацию массовых звонков, благодаря чему обзванивают россиян, чаще всего выбирая жителей крупных городов с большим присутствием бизнеса.
Главный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников связывает резкий рост числа спам-звонков в России с тем, что сейчас не составляет труда быстро и достаточно дёшево организовать массовую доставку любой рекламы аудитории, ещё не охваченной интернетом, тем более, что в открытый доступ поступило достаточно много слитых баз данных. Старый канал рассылки спама — почта — за последние годы получил надёжную защиту, в социальных сетях тоже налажена борьба с навязчивыми рассылками, поэтому спамеры переключились на телефонную аудиторию.
По словам Овчинникова, именно жители городов-миллионников чаще всего оставляют свои сотовые номера при проведении рекламных акций, регистрации бонусных карт и т.д. А аналитик Kaspersky Who Calls Владимир Григорьев отметил, что часто спам-звонки поступают тем, кто дал согласие на получение маркетинговых рассылок. Из их номеров формируются базы данных, которые нередко «утекают» в Сеть через недобросовестных сотрудников или после хакерского взлома.
Как сообщил доцент Финансового университета при правительстве России и кандидат экономических наук Петр Щербаченко, чаще всего спам-звонки посвящены рекламе финансовых продуктов, страхования, недвижимости, а также различных услуг (стоматологии, медицины и так далее). Владимир Григорьев также относит к спаму роботизированные обзвоны с рекламой товаров или услуг, звонки с напоминаниями о задолженностях, предложениями принять участие в соцопросах и т.д.
Целью массовых обзвонов может быть сбор личной информации и финансовых данных. Согласно данным Kaspersky Who Calls, в первом квартале 2023 года доля российских пользователей, которым поступали телефонные звонки с неизвестных номеров с возможными мошенническими целями, увеличилась на 3 п.п. по сравнению с первой четвертью 2022 года до 29 %.
«При этом злоумышленники используют не только “классические” звонки, но и массово переключаются на обзвоны в мессенджерах, используют многоступенчатые схемы и нетривиальные легенды, чтобы запутать пользователей», — говорит Григорьев.
Для защиты от назойливой рекламы Дмитрий Овчинников советует абонентам сотовых операторов подключать дополнительные функции АОН, а также устанавливать на смартфоны специальное ПО. В свою очередь, Петр Щербаченко призывает проявлять осторожность, предоставляя свои телефонные номера на веб-сайтах или в различных письменных формах, а также избегать разглашения персональной информации в Сети.
Также не рекомендуется в принципе использовать свой основной номер телефона при онлайн-регистрациях — лучше предоставлять дополнительные номера, что значительно снизит объём назойливой рекламы.
Впрочем, эксперты считают, что в ближайшем будущем объём спама будет только расти. «По данным Kaspersky Who Calls, с телефонным спамом сталкиваются порядка 95 % пользователей. Мы не видим предпосылок к тому, чтобы объём таких звонков уменьшился в ближайшее время», — сообщил Владимир Григорьев.
«Эпидемия» закончится только тогда, когда операторы сотовой связи разработают антиспам-системы с высокой степенью защиты, уверен Овчинников.
Источник: