⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Создание техно-музыки в Image Line FL Studio 4.51
Автор: Кристофер
![]() Я не буду лукавить, если скажу, что практически все современные модные электронные музыканты используют Image Line FL Studio либо Propellerhead Reason. Это можно понять сразу после первого знакомства с этими программами, которое обычно начинается с прослушивания демо-композиций. До боли родные звуки, до тонкости "вылащенное" качество… Совсем немного истории и введениеМежду тем у FL Studio, о которой пойдет речь в этом материале, достаточно большое и славное прошлое. Лично я помню ее еще "маленькой" - Frootyloops'иком:). Небольшая независимая разработка от Didier Dambrin попала в мои тесты в 1999 году. В основу программы легла достаточно простая идея сэмплера/секвенсора с поддержкой MIDI и возможностью экспорта в wav. Стоит отметить, что в то время Frootyloops была не единственной в этой нише, достаточно вспомнить MakingWaves и Tuareg. Этот пласт программ отличался от обычных программных MIDI-секвенсоров тем, что их графический интерфейс структурно и внешне повторял реальные прототипы ритм-машин Roland TR-808 или TR-909. ![]() Эти модели позволяли синхронно воспроизводить восемь отдельных ударных инструментов (бас-бочка, малый барабан и т.п.), для каждого из которых была предусмотрена своя дорожка. Общая партия загружалась фразами (pattern), состоящими из одного (или нескольких) тактов, разбитых по 16-й (или более крупной) сетке. ![]() На рисунке я воспроизвел простейшую эмуляцию процесса создания ритмической партии в FL Studio, которая полностью соответствует работе с прототипом TR-909. На самом деле, все современные программные ритм-машины построены по этому же принципу. Создав, таким образом, несколько различных ритмических фраз и, сохранив их как разные pattern, мы столкнемся с необходимостью установления порядка в их воспроизведении. То есть, нужен секвенсор. В варианте FL Studio он называется плэй-листом (Playlist). ![]() Из рисунка видно, что мы просто раскладываем "кирпичики" по сетке времени, каждый из которых соответствует определенной ритмической фразе. В результате получается полноценная партия ударных со сбивками, сменами рисунков и т.п. Как видите, это очень просто и удобно. Что касается самих ударных инструментов, то они загружаются в виде отдельных сэмплов, а их редактирование выносится в отдельное окно (на рисунке показаны две его закладки). ![]() Количество инструментов не ограничено. Теперь стоит перейти к другому устройству прототипу, которое также оказало влияние на формирование современных программных моделей, а именно, TB-303. ![]() Аббревиатура "TB" расшифровывается как "Transistor Bass". То есть, идеей Roland было создание ритма и аккомпанемента, работающих по одной схеме (взамосвязанно (!), на самом деле TB-303 выпускалась как часть модуля, другой половиной которого была ритм-машина TR-606). Заметьте, что в TB-303 уже имеется музыкальная клавиатура, но фраза также разбивается на равные интервалы. Данная машинка уже не раз повторена в программном виде, как говорится, "один в один". В варианте FL Studio мы получаем несколько другую разновидность. ![]() Мы можем загрузить виртуальную клавиатуру, с помощью которой создается мелодическая фраза, а также указать для каждой ноты значение таких параметров как Pan, Velocity, Filter Cut, Filter Res, Pitch, Shift, в отдельном, очень удобно сделанном, окне. И уже на данном этапе мы можем создать стандартную техно-композицию, используя мелодические и ритмические фразы. Но, на этом функциональные особенности программы не заканчиваются, а только начинаются. Переходим к следующему разделу. Комбинирование фраз и длинных файлов в плэй-листеВ приведенных выше примерах мы оперировали родственной связью между интерфейсом FL Studio и семейством устройств Roland. Но в последнем варианте есть строгое разграничение на отдельные фразы (один или несколько тактов), из которых по кубикам собирается композиция. Поэтому можно сказать, что на этом родство данных систем заканчивается, и начинаются уникальные принципы организации рабочего процесса, свойственные только для интерфейса FL Studio. Наиболее близко к ней стоит Propellerhead Reason, но различия есть и здесь. Мы можем оперировать фразами совершенно различными по времени, при этом в плэй-листе можно одновременно совмещать импортированное или записанное аудио, длинные MIDI-файлы, собственные pattern's программы. Это настолько удобно, что я бы назвал этот секвенсор одним из лучших нынеизобретенных. ![]() При хорошо отлаженной рабочей схеме стандартный техно-ремикс можно собрать за два часа. При этом, используя большое количество синтезаторов, встроенных в программу, запись MIDI-треков можно производить в режиме реального времени. На каждый эффект можно сделать автоматизацию - запись изменения его параметров в режиме реального времени. И таких удобных функций не пересчитать. Рабочий интерфейс программыЕдинственный минус, за который часто приходится ругать программы - это громоздкий многооконный интерфейс… FL Studio в данном случае исключение, поскольку интерфейс у программы полностью трансформируемый. ![]() Итак, сверху мы имеем в наличии место для "скользящих" панелей, в числе которых:
Все они являются "скользящими", то есть интерфейс верхней части экрана можно менять по своему усмотрению. Для переноса достаточно ухватить указателем мыши любую из панелей за "ушко". ![]() Традиционно слева находится браузер, в котором можно найти действующие банки сэмплов, инструментов и эффектов, а также полную информацию по текущему и другим проектам. ![]() И, конечно, по центру находится сама рабочая область, в которой мы и производим основные действия. Первый уровень - Step SequencerБазовые функции этого модуля мы рассмотрели чуть раньше, но помимо эмуляции работы ритм-машины и "наборщика" фраз, разработчики возложили на него дополнительную функцию коммутационного блока первого уровня. Любой инструмент, будь то синтезатор или сэмплер имеет свой трек или как его называют в программе channel (канал). Таковых может быть много, потому как помимо большого количества собственных инструментов, программа обладает возможностями использования внешних подключаемых инструментов стандартов DXi и VSTi. Для того, чтобы посмотреть, что вы можете вставить в Step Sequencer в качестве трека достаточно зайти в закладку главного меню Channel > Add One… В результате у вас должен появиться стандартный список, показанный на рисунке: ![]() Список включает в себя следующие инструменты: Sampler, TS404 (продвинутая эмуляция TB-303), 3xOSC (subsynth), Plucked! (щипковые струнные), MIDI Out, DX10 (FM синтез), Scratcher (эмулятор проигрывателя виниловых дисков), WaveTraveller, Wasp, SimSynth Live, Sytrus и т.п. Чтобы добавить в него дополнительные инструменты DXi и VSTi необходимо нажать на слово More… вверху списка, в результате чего появится дополнительная таблица типа такой: ![]() С помощью Channel > Add One… в Step Sequencer добавляется любой инструмент. Выделив этот трек можно произвести в режиме реального времени запись партии инструмента. Если вы хотите обойтись без реальной записи, то в программе предусмотрен очень простой модуль Piano Roll, не требующий особых пояснений, поскольку он стандартен и встречается во множестве других программ. ![]() Также можно импортировать и редактировать MIDI-файлы, плюс к этому заменять отдельные инструменты в них. При этом реализован переход от Step Sequencer к Piano Roll и обратно. Пример того, как будет выглядеть импортированный потреково MIDI-файл в Step Sequencer показан ниже. ![]() Что касается загрузки длинных аудиофайлов, то здесь отдельный случай - длинные аудиофайлы называются AudioClip и также требуют загрузки в качестве одного канала в Step Sequencer, но не функционируют в нем. Для работы с ними предусмотрены специальная ниша в плей-листе, окно свойств и небольшой звуковой редактор - не более. Второй уровень - окна свойствВ зависимости о того, что вы загрузили в качестве канала, так у вас будет выглядеть и окно свойств. В этих окнах производятся основные настройки канала - положение панорамы, громкость, питч и номер канала FX. Эффекты, обозначаемые как FX (по существу, это обычные плагины), работают только для аудио-данных и на MIDI-треки не распространяются. Под MIDI-треками понимаются каналы, использующие стандартные синтезаторы типа General MIDI. Если же вы используете программный синтезатор или сэмплер, то эти данные воспринимаются как аудио. ![]() При двойном нажатии указателем мыши на номер FX-канала автоматичеки загружается микшер. Третий уровень - микшер![]() Микшер представляет из себя многофункциональный блок, где каждый загруженнный в Step Sequencer трек, имеет отдельный канал. На каждый из таких каналов можно подключать в разрыв до восьми FX-эффектов (внутренние плагины, помеченные как Fruity, а также DirectX и VST) и использовать встроенный трехполосный эквалайзер. Помимо этого, к мишеру возможно дополнительное подключение четырех параллельных эффект-процессоров (посыл-возврат), уровень посыла которых устанавливается для каждого канала отдельно. Очень часто в качестве таких эффект-процессоров поключают хорус, дилэй и реверберацию. Для мастер-трека, также можно подключить восемь FX'ов, в качестве которых часто используются процессоры финальной обработки - энхансеры, компрессоры, эквалайзеры, ревербераторы и т.п. Чудо автоматизации и удаленное управлениеНажав кнопку Record, вы можете записать не только звуковые данные, но и изменения параметров эффектов, смещения ползунков микшера и т.п., которые можно производить вручную и автоматически. Таким образом, работа получается близкой к живому ди-джеингу. Удаленное управление большинством параметров можно осуществить и с помощью MIDI-контроллера. Помимо этого в FL Studio предусмотрены специальные подключаемые модули управления, на которые вы можете выносить любые параметры - Fruty X-Y Controller. ![]() Для вынесения параметров на удаленное управление, достаточно поднести к любой виртуальной ручке или ползунку указатель мыши и нажать правую кнопку. В появившемся меню выбрать опцию Link to controller…, как это показано на рисунке. ![]() В открывшемся окне нужно указать, на что вы хотите перенести управление (MIDI-контроллер либо одна из осей X-Y Controller). Примечание: X-Y Controller загружается как отдельный плагин. Общие характеристики программыПодытожив вышеизложенное, приведем список основных свойств программы:
В завершениеОчень приятно осознавать, что из небольшой программы выросла целая самодостаточная рабочая станция. Честно сказать, и не к чему придраться (даже обидно как-то:)). Уникальность FL Studio состоит и в том, что эта программа является только РС-продуктом. На другие платформы (Мас) авторы наступать не собираются. Я не приводил описания инструментов и эффект-процессоров, поставляемых с программой, потому что их очень много. Приятного времяпровождения и хорошего техно!
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|