⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Создание техно-музыки в Image Line FL Studio 4.51
Автор: Кристофер
Я не буду лукавить, если скажу, что практически все современные модные электронные музыканты используют Image Line FL Studio либо Propellerhead Reason. Это можно понять сразу после первого знакомства с этими программами, которое обычно начинается с прослушивания демо-композиций. До боли родные звуки, до тонкости "вылащенное" качество… Совсем немного истории и введениеМежду тем у FL Studio, о которой пойдет речь в этом материале, достаточно большое и славное прошлое. Лично я помню ее еще "маленькой" - Frootyloops'иком:). Небольшая независимая разработка от Didier Dambrin попала в мои тесты в 1999 году. В основу программы легла достаточно простая идея сэмплера/секвенсора с поддержкой MIDI и возможностью экспорта в wav. Стоит отметить, что в то время Frootyloops была не единственной в этой нише, достаточно вспомнить MakingWaves и Tuareg. Этот пласт программ отличался от обычных программных MIDI-секвенсоров тем, что их графический интерфейс структурно и внешне повторял реальные прототипы ритм-машин Roland TR-808 или TR-909. Эти модели позволяли синхронно воспроизводить восемь отдельных ударных инструментов (бас-бочка, малый барабан и т.п.), для каждого из которых была предусмотрена своя дорожка. Общая партия загружалась фразами (pattern), состоящими из одного (или нескольких) тактов, разбитых по 16-й (или более крупной) сетке. На рисунке я воспроизвел простейшую эмуляцию процесса создания ритмической партии в FL Studio, которая полностью соответствует работе с прототипом TR-909. На самом деле, все современные программные ритм-машины построены по этому же принципу. Создав, таким образом, несколько различных ритмических фраз и, сохранив их как разные pattern, мы столкнемся с необходимостью установления порядка в их воспроизведении. То есть, нужен секвенсор. В варианте FL Studio он называется плэй-листом (Playlist). Из рисунка видно, что мы просто раскладываем "кирпичики" по сетке времени, каждый из которых соответствует определенной ритмической фразе. В результате получается полноценная партия ударных со сбивками, сменами рисунков и т.п. Как видите, это очень просто и удобно. Что касается самих ударных инструментов, то они загружаются в виде отдельных сэмплов, а их редактирование выносится в отдельное окно (на рисунке показаны две его закладки). Количество инструментов не ограничено. Теперь стоит перейти к другому устройству прототипу, которое также оказало влияние на формирование современных программных моделей, а именно, TB-303. Аббревиатура "TB" расшифровывается как "Transistor Bass". То есть, идеей Roland было создание ритма и аккомпанемента, работающих по одной схеме (взамосвязанно (!), на самом деле TB-303 выпускалась как часть модуля, другой половиной которого была ритм-машина TR-606). Заметьте, что в TB-303 уже имеется музыкальная клавиатура, но фраза также разбивается на равные интервалы. Данная машинка уже не раз повторена в программном виде, как говорится, "один в один". В варианте FL Studio мы получаем несколько другую разновидность. Мы можем загрузить виртуальную клавиатуру, с помощью которой создается мелодическая фраза, а также указать для каждой ноты значение таких параметров как Pan, Velocity, Filter Cut, Filter Res, Pitch, Shift, в отдельном, очень удобно сделанном, окне. И уже на данном этапе мы можем создать стандартную техно-композицию, используя мелодические и ритмические фразы. Но, на этом функциональные особенности программы не заканчиваются, а только начинаются. Переходим к следующему разделу. Комбинирование фраз и длинных файлов в плэй-листеВ приведенных выше примерах мы оперировали родственной связью между интерфейсом FL Studio и семейством устройств Roland. Но в последнем варианте есть строгое разграничение на отдельные фразы (один или несколько тактов), из которых по кубикам собирается композиция. Поэтому можно сказать, что на этом родство данных систем заканчивается, и начинаются уникальные принципы организации рабочего процесса, свойственные только для интерфейса FL Studio. Наиболее близко к ней стоит Propellerhead Reason, но различия есть и здесь. Мы можем оперировать фразами совершенно различными по времени, при этом в плэй-листе можно одновременно совмещать импортированное или записанное аудио, длинные MIDI-файлы, собственные pattern's программы. Это настолько удобно, что я бы назвал этот секвенсор одним из лучших нынеизобретенных. При хорошо отлаженной рабочей схеме стандартный техно-ремикс можно собрать за два часа. При этом, используя большое количество синтезаторов, встроенных в программу, запись MIDI-треков можно производить в режиме реального времени. На каждый эффект можно сделать автоматизацию - запись изменения его параметров в режиме реального времени. И таких удобных функций не пересчитать. Рабочий интерфейс программыЕдинственный минус, за который часто приходится ругать программы - это громоздкий многооконный интерфейс… FL Studio в данном случае исключение, поскольку интерфейс у программы полностью трансформируемый. Итак, сверху мы имеем в наличии место для "скользящих" панелей, в числе которых:
Все они являются "скользящими", то есть интерфейс верхней части экрана можно менять по своему усмотрению. Для переноса достаточно ухватить указателем мыши любую из панелей за "ушко". Традиционно слева находится браузер, в котором можно найти действующие банки сэмплов, инструментов и эффектов, а также полную информацию по текущему и другим проектам. И, конечно, по центру находится сама рабочая область, в которой мы и производим основные действия. Первый уровень - Step SequencerБазовые функции этого модуля мы рассмотрели чуть раньше, но помимо эмуляции работы ритм-машины и "наборщика" фраз, разработчики возложили на него дополнительную функцию коммутационного блока первого уровня. Любой инструмент, будь то синтезатор или сэмплер имеет свой трек или как его называют в программе channel (канал). Таковых может быть много, потому как помимо большого количества собственных инструментов, программа обладает возможностями использования внешних подключаемых инструментов стандартов DXi и VSTi. Для того, чтобы посмотреть, что вы можете вставить в Step Sequencer в качестве трека достаточно зайти в закладку главного меню Channel > Add One… В результате у вас должен появиться стандартный список, показанный на рисунке: Список включает в себя следующие инструменты: Sampler, TS404 (продвинутая эмуляция TB-303), 3xOSC (subsynth), Plucked! (щипковые струнные), MIDI Out, DX10 (FM синтез), Scratcher (эмулятор проигрывателя виниловых дисков), WaveTraveller, Wasp, SimSynth Live, Sytrus и т.п. Чтобы добавить в него дополнительные инструменты DXi и VSTi необходимо нажать на слово More… вверху списка, в результате чего появится дополнительная таблица типа такой: С помощью Channel > Add One… в Step Sequencer добавляется любой инструмент. Выделив этот трек можно произвести в режиме реального времени запись партии инструмента. Если вы хотите обойтись без реальной записи, то в программе предусмотрен очень простой модуль Piano Roll, не требующий особых пояснений, поскольку он стандартен и встречается во множестве других программ. Также можно импортировать и редактировать MIDI-файлы, плюс к этому заменять отдельные инструменты в них. При этом реализован переход от Step Sequencer к Piano Roll и обратно. Пример того, как будет выглядеть импортированный потреково MIDI-файл в Step Sequencer показан ниже. Что касается загрузки длинных аудиофайлов, то здесь отдельный случай - длинные аудиофайлы называются AudioClip и также требуют загрузки в качестве одного канала в Step Sequencer, но не функционируют в нем. Для работы с ними предусмотрены специальная ниша в плей-листе, окно свойств и небольшой звуковой редактор - не более. Второй уровень - окна свойствВ зависимости о того, что вы загрузили в качестве канала, так у вас будет выглядеть и окно свойств. В этих окнах производятся основные настройки канала - положение панорамы, громкость, питч и номер канала FX. Эффекты, обозначаемые как FX (по существу, это обычные плагины), работают только для аудио-данных и на MIDI-треки не распространяются. Под MIDI-треками понимаются каналы, использующие стандартные синтезаторы типа General MIDI. Если же вы используете программный синтезатор или сэмплер, то эти данные воспринимаются как аудио. При двойном нажатии указателем мыши на номер FX-канала автоматичеки загружается микшер. Третий уровень - микшерМикшер представляет из себя многофункциональный блок, где каждый загруженнный в Step Sequencer трек, имеет отдельный канал. На каждый из таких каналов можно подключать в разрыв до восьми FX-эффектов (внутренние плагины, помеченные как Fruity, а также DirectX и VST) и использовать встроенный трехполосный эквалайзер. Помимо этого, к мишеру возможно дополнительное подключение четырех параллельных эффект-процессоров (посыл-возврат), уровень посыла которых устанавливается для каждого канала отдельно. Очень часто в качестве таких эффект-процессоров поключают хорус, дилэй и реверберацию. Для мастер-трека, также можно подключить восемь FX'ов, в качестве которых часто используются процессоры финальной обработки - энхансеры, компрессоры, эквалайзеры, ревербераторы и т.п. Чудо автоматизации и удаленное управлениеНажав кнопку Record, вы можете записать не только звуковые данные, но и изменения параметров эффектов, смещения ползунков микшера и т.п., которые можно производить вручную и автоматически. Таким образом, работа получается близкой к живому ди-джеингу. Удаленное управление большинством параметров можно осуществить и с помощью MIDI-контроллера. Помимо этого в FL Studio предусмотрены специальные подключаемые модули управления, на которые вы можете выносить любые параметры - Fruty X-Y Controller. Для вынесения параметров на удаленное управление, достаточно поднести к любой виртуальной ручке или ползунку указатель мыши и нажать правую кнопку. В появившемся меню выбрать опцию Link to controller…, как это показано на рисунке. В открывшемся окне нужно указать, на что вы хотите перенести управление (MIDI-контроллер либо одна из осей X-Y Controller). Примечание: X-Y Controller загружается как отдельный плагин. Общие характеристики программыПодытожив вышеизложенное, приведем список основных свойств программы:
В завершениеОчень приятно осознавать, что из небольшой программы выросла целая самодостаточная рабочая станция. Честно сказать, и не к чему придраться (даже обидно как-то:)). Уникальность FL Studio состоит и в том, что эта программа является только РС-продуктом. На другие платформы (Мас) авторы наступать не собираются. Я не приводил описания инструментов и эффект-процессоров, поставляемых с программой, потому что их очень много. Приятного времяпровождения и хорошего техно!
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|