Оригинал материала: https://3dnews.kz/783022

Обзор Sony PlayStation 4: будущее наступило

#Внешний вид

В Интернете сейчас легко можно найти творчество дизайнеров и 3D-моделлеров — футуристичные и интересные варианты гипотетической PlayStation 4, то, каким нам представлялось устройство нового поколения до его официального анонса. На деле же всё оказалось куда проще — консоль выглядит очень консервативно и больше всего похожа на PlayStation 2. Небольшая черная коробочка (меньше, чем PS3 Slim), без видимых кнопок и выступов, лучше себя чувствует в горизонтальном положении. Корпус без проблем становится и вертикально, но для этого лучше обзавестись дополнительной подставкой, которая будет доступна позже.

Спереди находятся пара USB-портов и лоток для дисков, сзади — HDMI-, LAN- и S/PDIF-разъёмы, гнездо для подключения PlayStation Camera. Аналоговые интерфейсы отсутствуют.

#Что внутри?

Любителей собирать себе мощнейшие компьютеры каждые полтора года едва ли впечатлят технические характеристики консоли. Впрочем, тут нужно отметить, что PlayStation 4, как и любая другая игровая приставка, является продуктом для самой широкой аудитории, поэтому просто не может стоить несколько тысяч долларов. И для устройства за 500 условных единиц (сравните с аналогичными системными блоками) здесь всё даже очень интересно:

Центральный процессор 8-ядерный х86-64 AMD Jaguar (базовая тактовая частота — 1,6 ГГц;
потенциальный разгон — до 2,75 ГГц)
Графический процессор AMD Radeon с 18 вычислительными блоками и пиковой мощностью видеочипа 1,84 терафлопс (приблизительный аналог — Radeon HD 7850/7870)
Оперативная память 8 Гбайт DDR5 (5,5 ГГц) с пропускной способностью 176 Гбайт/с
Жесткий диск 500 Гбайт
Оптический носитель Blu-Ray/DVD

Sony отказалась от уникальной архитектуры процессора: необычный Cell в PlayStation 3 сложно назвать во всех отношениях удачным опытом — слишком много было проблем с портированием игр и разработкой нестандартными средствами. PS4 же основана на гибридном процессоре AMD с архитектурой х86-64, в который, помимо вычислительных ядер, встроены и контроллер памяти, и графическое ядро.

Да, по архитектуре новая консоль мало чем отличается от обычного компьютера — и многочисленные разработчики этому, судя по громким высказываниям в новостях, только рады. Есть и негативный аспект: на PlayStation 4 невозможна аппаратная реализация обратной совместимости игр с PS3, но эту проблему в (не)обозримом будущем Sony планирует решить с помощью «облачных» сервисов. Недаром же японцы в свое время купили Gaikai.

Информация к размышлению для тех читателей, кто всё ещё скептически смотрит на технические данные приставки. Предшественница обладала всего 512 Мбайт оперативной памяти, что даже по меркам 2006 года казалось довольном скромным показателем. При этом на PS3 были Uncharted, God of War 3, Beyond: Two Souls, The Last of Us и прочие невероятно красивые эксклюзивы, которые на компьютере с аналогичными характеристиками просто бы не запустились. Поэтому да — всё дело исключительно в оптимизации игр под конкретное оборудование, а начинку консоли не стоит даже пытаться сравнивать с содержимым своего системного блока.

#Геймпад

Sony всегда очень консервативно подходила к дизайну геймпадов — DualShock 3 внешне мало чем отличался от контроллера первой PlayStation. Но DualShock 4 — это огромный шаг вперёд; устройство просто невероятно удобно и приятно лежит в руках. Кажется, что инженеры рассчитали идеальный вес и самое правильное расположение кнопок и стиков, которое подходит для ладоней любого размера.

Основная концепция осталась прежней, хотя есть несколько важных нововведений. Во-первых, в центре верхней панели появилась сенсорная область, хотя степень её функциональности пока под вопросом. К примеру, в Killzone: Shadow Fall с помощью тачпада можно отдавать команды напарнику-дрону (и это не очень удобно); в других играх разработчики наверняка повесят на эту сенсорную область какие-нибудь загадки с «поглаживаниями» или QTE-сцены.

Во-вторых, появилась кнопка Share, позволяющая выкладывать «живое» видео из игр и осуществлять трансляции через службы стриминга. Эту кнопку, как и симметрично расположенную Options, нажимать не очень удобно — она слишком тугая, приходится прилагать некоторые усилия.

В-третьих, на фронтальной стороне корпуса расположен светодиодный индикатор с четырьмя цветовыми режимами. Производитель задумал это для того, чтобы геймпад можно было идентифицировать по цвету, если, например, играют несколько человек. Хотя Sony оставила решение на усмотрение разработчиков — в той же Killzone цвет диода обозначает состояние здоровья персонажа.

На контроллере также расположен слот для гарнитуры и динамик; гироскопы, акселерометр, вибромоторчики — всё, разумеется, тоже на месте.

Несъёмный аккумулятор на 1000 мА*ч обеспечивает всего 7-8 часов игры без подзарядки; это справедливо можно назвать слабым показателем — для сравнения: DualShock 3 выдерживал 30 часов. Похоже, что придётся без конца сидеть «на проводе».

Кроме того, следует отметить, что геймпады предшественницы и прочую стороннюю периферию PlayStation 4 не поддерживает; единственное исключение — это контроллер движений PS Move.

Несмотря на ряд недостатков (маленькая батарея, неудобное нажатие на Share и Options, спорная сенсорная панель), DualShock 4 — это лучший контроллер, сделанный Sony. И один из самых удобных геймпадов вообще — из тех, что мы держали в руках.

#Включение консоли и операционная система

При первом запуске PS4 запросила обновление — это заняло всего 15 минут, хотя до того возникла проблема с Wi-Fi: консоль никак не хотела подружиться с одним из роутеров. Проблема сугубо индивидуальная, но ряд сложностей с беспроводными домашними сетями был и у PS3 — некоторые игры отказывались работать через Интернет, пока не был должным (и, надо сказать, не совсем очевидным) образом настроен маршрутизатор с «пробрасыванием» портов.

Логика расположения объектов на домашнем экране поменялась (хоть и не сильно), но самое главное здесь то, что операционная система стала по-настоящему многозадачной — можно «свернуть» игру и пойти побродить в браузере или в магазине PlayStation Store. Правда, одновременно запустить две игры — даже «большую» с диска и какую-нибудь скачиваемую мелочь — всё равно нельзя, а жаль.

Другой приятный момент — PS4 умеет стремительно входить в спящий режим и относительно быстро (где-то секунд за 10) «просыпаться». Однако игры, поставленные на паузу, сейчас всё равно автоматически закрываются, что несколько противоречит самой идее мгновенной активации устройства — Sony обещала это поправить, выпустив соответствующий патч. Зато в режиме сна приставка уже сейчас может загружать контент и подзаряжать геймпады.

А вот PS Store всё такой же тормозной. Длительная загрузка картинок, раздражающие подвисания при переходе между разделами — в общем, ничего не изменилось. Но наконец-то нормально работает очередь скачивания — возможность поставить на загрузку большое количество контента, который будет сохраняться на локальный диск в фоновом режиме — даже если вы в это время будете играть. И кстати, скорость загрузки из PSN пока очень радует — но, вероятно, дело лишь в том, что на момент тестирования ещё не состоялся полномасштабный запуск системы в Европе, а серверы были относительно свободны.

Профиль пользователя удобнее и функциональнее — аккаунт в PSN легко связывается с Facebook и Twitter, а статистика призов, сохранённого контента и всего остального отображается очень наглядно. Есть ещё непременный браузер, но про него рассказать, в общем-то, нечего.

Устройство очень тихое, но заметно греется сзади — производитель ранее указывал, что консоль не следует ставить вплотную к стене. Игры чуть ли не целиком устанавливаются на жесткий диск, поэтому почти нет обращений к оптическому носителю — это, безусловно, добавляет скорости работы и желанной тишины. Хотя объёмы данных отдельных игр внушительные — под 50 гигабайт, так что свободное место у активных пользователей очень быстро закончится. Ещё в Интернете писали страшные вещи про многочасовую установку игр — в нашем случае ничего такого не произошло; 41-гигабайтная Killzone: Shadow Fall установилась примерно за полчаса.

Не стоит забывать, что PlayStation 4 — это не только игровая консоль, но и медиаплеер. Устройство проигрывает фильмы с DVD- и Blu-Ray-дисков и работает с популярными западными сервисами, большинство из которых в России, увы, недоступны. Поддержки DLNA на старте нет, и неизвестно, появится ли она в будущем.

#Социальные функции и кнопка Share

С помощью кнопки Share можно делать три вещи: снимать скриншоты, сохранять видео и транслировать свою игру в Twitch или Ustream.

Скриншоты сохраняются длительным нажатием Share — потом их можно найти у себя в профиле, в папке соответствующей игры, после чего загрузить в Facebook или Twitter. Что касается записи «живого» игрового видео, то по умолчанию сохраняются последние 15 минут геймплея (разработчики могут запрещать копирование, например, сюжетных роликов или некоторых эпизодов), но пользователь имеет возможность двойным нажатием Share указать точный момент начала записи. Видеоролик пока экспортируется лишь в Facebook с очень компромиссным сжатием — 15-минутный файл в условном HD весит около 300 мегабайт. Пример записи несколько неумелой игры в Killzone: Shadow Fall автора этой статьи можно посмотреть здесь (там первую минуту идёт загрузка, так что смело проматывайте на середину).

Стриминг в Twitch или Ustream — потенциально интересная опция для определённой аудитории; сейчас сложно недооценить популярность летсплеев и онлайн-трансляций различных соревнований. А если к PS4 подключить камеру, то в процессе стрима можно демонстрировать и собственную живую реакцию на происходящее — наверняка всё это в ближайшем будущем окажется очень востребованным.

#Библиотека игр

Сразу стоит сказать, что технологического скачка, в свое время произошедшего при переходе от PlayStation 2 к PlayStation 3, в этот раз нет. Игры на PlayStation 4 смотрятся так же, как и аналогичные ПК-версии с настройками графики на «высоко» (даже не на «ультра») — ни 4K-разрешения, ни фотореалистичной графики. Хорошо хоть, что у большинства проектов теперь есть честное Full HD-разрешение и 60 кадров в секунду. Впрочем, присутствуют и неприятные исключения — например Battlefield 4 работает в режиме 960p.

В общем, всё это кажется необходимым апгрейдом прошлого поколения: «замыленные» текстуры, разрешение 720p и периодические тормоза на PS3 и Xbox 360 действительно уже набили оскомину; особенно когда под рукой есть заметно более приятные визуально версии для Windows. Сегодня ситуация на всех платформах снова выровнялась, а в ближайшие годы консоли, скорее всего, вырвутся вперёд — разработчики освоят свежие технологии, а эксклюзивные игры вновь поразят воображение.

Сейчас же всё как обычно: запуск новой системы — а игр почти нет. «Больших» эксклюзивов на PlayStation 4 сейчас вообще всего два: красивый, но скучноватый шутер Killzone: Shadow Fall (рецензия на который будет опубликована немного позже) и неблагожелательно встреченный западной прессой платформер Knack. Российским же игрокам с момента запуска будет доступен также бесплатный авиационный MMO-симулятор War Thunder.

Есть ещё nextgen-версии FIFA 14 и NBA 2K14 (которые также доступны и на Xbox One) и знакомые мультиплатформенные проекты: Battlefield 4, Call of Duty: Ghosts, Need for Speed: Rivals, Assassin’s Creed IV: Black Flag и так далее. Надо ли говорить, что вышеперечисленное визуально ничем не отличается от версий на персональных компьютерах?

Ближе к весне должно стать интереснее: нас ждёт многообещающий экшен inFamous: Second Son, гоночный симулятор #Driveclub и масса других мультиплатформенных игр. Однако по настоящему побуждающие купить PlayStation 4 поводы, по всей видимости, появятся не раньше следующей осени. Год назад мы публиковали обзор Nintendo Wii U и написали примерно то же самое — спустя двенадцать месяцев на платформе и в самом деле появилось много действительно хороших проектов. Вот и с новым устройством от Sony, видимо, произойдет схожая история. А пока что PlayStation 4 отлично продается просто в силу новизны и огромной армии поклонников.

Ещё не стоит забывать про PlayStation Plus — подписка на сервис едина для всех платформ (PS3, PS4, PS Vita), и каждый месяц она предлагает что-нибудь бесплатное и интересное. Для консоли нового поколения сейчас можно бесплатно загрузить неплохой sidescroll-шутер Resogun и аркаду от третьего лица Contrast; с весны также обещают раздавать #Driveclub.

#PS Vita и второй экран

PlayStation 4 даёт портативной консоли буквально вторую жизнь — PS Vita можно использовать в качестве геймпада, второго экрана и даже транслировать на устройство игру в «прямом эфире». Почти фантастические ощущения: технологичный Battlefield 4 нажатием пары кнопок запускается на мобильном гаджете — с «Витой» можно не отрываться от игры и в комнате глубоких размышлений, и во время перекура на балконе.

Стриминг работает аккуратно и без тормозов — аппаратный видеодекодер сжимает видеоряд до нужного разрешения, а сама трансляция осуществляется через Wi-Fi-соединение. Единственная претензия к интерфейсу для телевизора, который на PS Vita смотрится неудачно (тем более с масштабированной картинкой) — надписи и прочие элементы кажутся слишком мелкими.

Расширенный экран работает по аналогии с Wii U Gamepad — на PS Vita (или на смартфон с установленным приложением PlayStation App) переводится часть интерфейса вроде игровой карты, инвентаря и так далее.

#Выводы

Запуск новой игровой системы — всегда сложное время. Главную роль играет контент, но игры пока в дефиците, а прочие развлекательные сервисы ещё либо не запущены, либо неактуальны для нашей страны. Тем не менее технологический потенциал PlayStation 4 обязательно позволит реализовать множество интересных игровых проектов.

В целом же новая игровая консоль — это в каком-то смысле правильный апгрейд PlayStation 3. Умеренные технические характеристики, благодаря которым мы получили давно заслуженное Full HD и 60 кадров/с; понятная ориентированность системы на социальные и медиасервисы; удобный и универсальный геймпад. В общем, идеологию Sony в отношении PlayStation 4 можно назвать консервативной.

Да, PS4 — это обычная игровая приставка в классическом понимании этого термина. Японская компания работает на привычную для себя аудиторию по давно проверенной схеме; в этом смысле ничего не изменилось со времён первой PlayStation. Что об этом думают сами пользователи и изменившийся рынок — узнаем через несколько лет.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/783022