реклама
Мониторы и проекторы

Обзор игрового WQHD-монитора MSI MAG 325CQRF-QD: быстрее, выше, сильнее

⇣ Содержание

Достаточно крупная диагональ экрана — 32 дюйма — в сочетании с разрешением стандарта WQHD (2560 ×1440), чаще встречающегося в 27-дюймовых моделях, заставляет задуматься об осмысленности такого варианта. Некоторые упрекают его за габариты, другие сомневаются в том, будет ли пиксель слишком «жирным» или нет. Зато все сходятся во мнении, что за такими мониторами комфортно работать тем, у кого наблюдаются некоторые проблемы со зрением, а нагрузка на основные компоненты ПК гораздо ниже, чем в случае с решениями стандарта 4K UHD. Кроме того, благодаря разрешению WQHD кадровая частота в играх ощутимо выше, а в среде ОС не требуется активация системы масштабирования. Говоря иначе – плюсов у таких решений всё же более чем достаточно, и именно поэтому спрос на них не снижается.

Большая часть ассортимента в сегменте крупных WQHD-дисплеев представлена решениями на базе скоростных *VA-матриц, и именно они являются самыми доступными – еще одно преимущество! Цены стартуют от 25 000 рублей, что за современный игровой монитор с подобными характеристиками видится очень привлекательным, особенно при текущем уровне цен.

Сегодня мы хотим познакомить вас с одной из последних новинок компании MSI – моделью MAG 325CQRF-QD, в которой производитель использовал максимально изогнутую *VA-матрицу с «квантовыми точками» и значительно улучшенными скоростными характеристиками. Интересно? Более чем!

#Технические характеристики

Компания MSI представила новинку MAG 325CQRF-QD в середине октября 2023 года одновременно с тремя другими моделями: MAG 275CQRF-QD и старшими – 240-Гц MAG 275CQRFX и MAG 325CQRFX, без «квантовых точек» в составе системы подсветки. Ключевые особенности новинок — они все оснащены изогнутыми WQHD-матрицами Rapid VA с радиусом кривизны 1000R и временем отклика 1 мс GtG.

На данный момент (середина ноября 2023 года) монитор MSI MAG 325CQRF-QD можно приобрести на территории РФ по цене от 45 до 50 тысяч рублей, что ощутимо выше, чем «в среднем по больнице». Очевидным видится вопрос: за что столько? Отвечаем: за *VA-матрицу нового поколения, которая способна продемонстрировать куда большую прыткость, чем её предшественники с похожими, на первый взгляд, характеристиками.

MSI MAG 325CQRF-QD
Экран
Диагональ, дюймы 31,5
Соотношение сторон 16:9
Покрытие матрицы Матовое (Anti-Glare)
Стандартное разрешение, пикс. 2560 ×1440
PPI 93
Параметры изображения
Тип матрицы Curved 1000R *VA-Type (Rapid VA)
Тип подсветки White-LED + Quantum Dots (96,8 % DCI-P3, 93,7 % AdobeRGB, 128,5 % sRGB)
Макс. яркость, кд/м2 300 (в среднем)
Контрастность статическая 3500 : 1 (в среднем)
Количество отображаемых цветов 1,07 млрд (8 бит + FRC)
Частота вертикальной развёртки, Гц 48-170
Адаптивная синхронизация G-Sync Compatible (неоф.), AMD FreeSync, Adaptive-Sync
Время отклика, мс 1 мс (GtG)
Поддержка HDR HDR Ready
Максимальные углы обзора
по горизонтали/вертикали, °
178/178
Разъемы
Видеовходы 2 × HDMI 2.0b (до 144 Гц);
1 × DisplayPort 1.2a (до 170 Гц);
1 × USB Type-C (DP Alternate Mode до 144 Гц, PowerDelivery 15 Вт)
Видеовыходы Нет
Дополнительные порты 1 × Audio-Out (3,5 мм);
2 × USB 2.0 Type-A
Встроенные колонки: число × мощность, Вт Нет
Физические параметры
Регулировка положения экрана Угол наклона (от -5 до 20°), изменение высоты (100 мм)
VESA-крепление: размеры (мм) Есть (100 × 100)
Крепление для замка Kensington Да
Блок питания Внешний
Потребляемая мощность: максимальная / типичная / в режиме ожидания (Вт) НД / 32 / 0,3-0,5
Габаритные размеры
(с подставкой), Д × В × Г, мм
701 × 479-579 × 270
Габаритные размеры
(без подставки), Д × В × Г, мм
701 × 428 × 128
Масса нетто (с подставкой), кг 7,7
Масса нетто (без подставки), кг НД
Ориентировочная цена, руб. 45 000—50 000

Изначально предполагалось, что новинка MSI может быть построена на базе SVA-панели Samsung, применяемой производителем в топовых решениях серии Odyssey G7, но более низкая частота вертикальной развёртки опровергает эту теорию. Доступа же к сервисному меню монитора мы получить не смогли. Другие предположения мы решили не строить и просто оценили по всем доступным параметрам установленную в мониторе MSI MAG 325CQRF-QD матрицу.

Модель MAG 275CQRF-QD и герой обзора — MAG 325CQRF-QD — имеют максимальную частоту обновления 170 Гц, а заявленная яркость составляет всего 300 нит. Коэффициенты контрастности различаются – у героя обзора он несколько меньше, чем у 27-дюймовой версии, и составляет 3500:1 против 4000:1, но это все равно выше, чем у большинства представленных на рынке игровых *VA-решений.

Для новинки производитель указывает широкий цветовой охват в 129, 94 и 97 процентов sRGB, AdobeRGB и DCI-P3 соответственно, что подтверждает использование QD-LED-подсветки в составе этой матрицы, которая, безусловно, обходится без мерцания (Flicker-Free).

Матрица здесь не самого последнего поколения, поскольку пик синего у неё приходится на 449-450 нм, что далеко от 460-465 нм, рекомендованных современным стандартом безопасности TUV.

Вместе с тем панель способна работать в псевдодесятибитном режиме по схеме 8 бит + FRC и демонстрировать до 1,07 миллиарда цветовых оттенков, но исключительно на частотах 120 Гц и ниже. Всё, что выше, – только классическое 8-битное представление.

Сочетание диагонали в 31,5 дюйма и разрешения 2560 ×1440 пикселей дает плотность точек в 93-94 ppi, которая, с одной стороны, обеспечивает достаточную чёткость картинки, а с другой — не требует использовать систему масштабирования в Windows, к работе которой до сих пор есть определённые вопросы (мы пишем эти слова уже далеко не первый год, но вопросы все еще остаются).

Компания декларирует для своей новинки соответствие «HDR Ready», что, по-видимому, следует воспринимать как готовность монитора для работы с контентом HDR10, но без какого-либо соответствия тому или иному стандарту VESA DisplayHDR. Причина отсутствия хотя бы DisplayHDR 400 ясна: заявленная пиковая яркость у монитора на 100 нит ниже необходимой.

Для монитора декларируется рабочий диапазон вертикальной развёртки в 48-170 Гц (165 Гц без активации заводского разгона), а из систем адаптивной синхронизации AMD FreeSync Premium, Adaptive-Sync. NVIDIA G-Sync в режиме совместимости (Compatible) тоже работает, но обходится без официального сертификата.

В характеристиках производитель указывает скорость отклика в 1 мс по стандарту GtG вместо бесполезного в этом вопросе MPRT, используемого компанией MSI (и большинством её конкурентов для решений на базе скоростных *VA) для большей части предшественников новинки. Сам режим MPRT («вставка чёрного кадра») у рассматриваемого решения присутствует, но в упрощенном виде – без приставки «Sync» и, соответственно, без возможности одновременной работы с системами адаптивной синхронизации.

Список доступных интерфейсов у монитора достаточно широк и соответствует рабочему разрешению панели: два HDMI версии 2.0b (до 144 Гц), один DP 1.2a (до 170 Гц) и USB Type-C с DP Alt Mode (до 144 Гц) для подключения мобильных устройств — ноутбуков, планшетов или телефонов, но с ограничением мощности зарядки в 15 Вт – в конце 2023 года это несколько печалит.

Для подключения наушников в мониторе предусмотрен 3,5-мм аудиоразъём, а для работы с периферией — два порта USB 2.0. Встроенная акустическая система в мониторе отсутствует, а система управления представлена 5-позиционным джойстиком и двумя физическими клавишами.

Монитор выполнен в «безрамочном» дизайне с пластиковой накладкой в нижней части и комплектуется эргономичной подставкой (доступна регулировка в двух плоскостях). Производитель сохранил систему внешней RGB-подсветки Mystic Light в виде небольшой наклонной полосы в задней части корпуса.

По своим возможностям герой обзора повторяет многие решения из серии MAG. Из программных особенностей MSI выделяет встроенный переключатель KVM, программную функцию Night Vision — эквалайзер тёмных участков изображения, умный прицел Smart Crosshair, меняющий свой цвет в зависимости от картинки на экране, и поддержку утилиты Gaming Intelligence для более удобного управления монитором из операционной системы.

#Комплектация и внешний вид

MSI MAG 325CQRF-QD поставляется в коробке из качественного некрашеного картона с информативным оформлением.

На фасадах коробки представлены схематичные изображения монитора с двух сторон и его основные особенности в виде небольших пиктограмм с подписями.

Пластиковой ручки для переноски нет — есть только специальные вырезы с двух торцов.

Благодаря наклейке на боковине коробки можно более подробно узнать ряд технических характеристик модели, серийный номер и место выпуска (Китай, MICRO-STAR International).

Комплект поставки новинки включает в себя всё самое необходимое:

  • внешний блок питания;
  • кабель питания;
  • кабель HDMI;
  • кабель DP;
  • кабель USB 2.0 Type-B для подключения монитора к ПК;
  • металлические элементы для фиксации экрана на штатной подставке и VESA-совместимом креплении;
  • краткое руководство по установке;
  • буклет со сведениями о гарантийном обслуживании (карта ограниченной гарантии MSI).

Дизайнеры компании MSI продолжают колдовать над внешним видом мониторов из различных серий, не сильно отклоняясь при этом от общей концепции. В случае с рассматриваемым MAG 325CQRF-QD мы видим четкую смесь из наработок серий MPG/MPG Artymis и некоторых модификаций MAG: много различных элементов отделки, выполненных из пластика с разным покрытием и цветом. Благодаря акцентам на некоторых из них всё так же прослеживается игровая направленность в дизайне, что характерно для продукции компании в целом.

Дисплей — традиционно для современных решений — обладает узкими рамками с трёх сторон, но из-за использования изогнутой (1000R) матрицы корпус героя обзора вышел упитанным, если не сказать откровенно толстым.

Для крепления центральной колонны к экрану понадобится закрутить пару винтов – быстросъёмное соединение в мониторе не предусмотрено, но совместимость с VESA-кронштейнами с креплением стандарта 100 × 100 мм никуда не делась.

Подставка традиционно собирается из двух частей, которые можно соединить без помощи отвертки: на крепёжном винте в основании имеется откидной барашек.

Для своей крупной изогнутой новинки в MSI выбрали соответствующую подставку с четырьмя ножками-упорами, выполненную целиком из металла. Можно отметить её основательность и форму, позволяющую сэкономить место на рабочем столе.

Для прокладки кабелей предусмотрен достаточно крупный шестиугольный вырез в центральной колонне. Вариант точно не самый эффективный, да и никаких дополнительных аксессуаров для скрытия и укладки кабелей производитель не предлагает.

У монитора в комплекте поставки отсутствует держатель для провода мышки (актуальный для тех игроков, которые не переваривают беспроводных «грызунов»), но места для его крепления можно найти с двух сторон нижней грани корпуса.

Благодаря достаточно эргономичной подставке пользователь может с максимальным удобством регулировать положение экрана в пространстве: наклонять его (-5° — 20°) и изменять его высоту над столом (100 мм). При этом разворот экрана в портретный режим (Pivot) не предусмотрен, как и поворот вправо-влево, – таковы особенности используемой подставки.

Все крепёжные элементы монитора, в том числе внутренности подставки и основания, выполнены из металла. На ножках основания снизу имеется четыре резиновых вставки для предотвращения скольжения.

Отметим, что герой обзора оснащён *VA-матрицей с современной полуматовой рабочей поверхностью, способной отлично бороться с бликами и не создающей заметного кристаллического эффекта на экране.

По наклейке на корпусе устройства можно сверить все номера (серийный, номер партии и так далее) и наконец-то узнать примерную дату производства. Попавший к нам экземпляр был выпущен в июле 2023 года.

Все интерфейсы для подключения у MAG 325CQRF-QD находятся в задней части корпуса, на одной колодке, и направлены вниз. Подключать кабели из-за отсутствия функции переворота Pivot не очень удобно, но можно рассчитывать на то, что часто вам это делать не придётся.

Декорированию задней панели уделено немало внимания, а выполнена она слегка в ином стиле, чем у ранее рассмотренных моделей. Одного только пластика тут три варианта с разной фактурой: основной матовый, оформленная под фрезерованный алюминий диагональная секция, а также глянцевые вставки. В центральной колонне используется второй вариант пластика, а само основание выполнено из крашенного в матовый чёрный металла.

Обработка элементов выполнена на высшем уровне, покраска без дефектов, зазоры равномерны по всей длине стыков. На задней стороне защитной пленкой закрыты все глянцевые элементы, но, скорее всего, вы снимете её сразу после покупки. После этого не используйте агрессивные химические средства для очистки и тряпки из неподходящих материалов, если не хотите испортить внешний вид отдельных элементов (сделать это достаточно легко – глянец быстро затирается).

Монитор не скрипит и не хрустит при скручивании и изменении положения. Элементы управления обходятся без люфтов. По уровню исполнения MAG 325CQRF-QD заслуживает твёрдой четвёрки и сделан точно не хуже подавляющей части конкурентов, но визуально выглядит интереснее.

Система внешней RGB-подсветки монитора под названием Mystic Light состоит исключительно из наклонной ленты светодиодов, расположенной в задней части корпуса. Да, так просто и лаконично.

Она динамически «играет цветами», дезактивируется при выключении монитора или его переходе в режим Standby, а яркость светодиодов невелика для того, чтобы создать какой-то запоминающийся визуальный эффект. Настроить тут особо ничего не получится. Другими словами, воспринимать подобную реализацию подсветки в качестве достоинства модели не стоит.

#Меню и управление

Основа системы управления монитором — пятипозиционный джойстик, расположенный в задней части корпуса.

Рядом с ним расположились кнопка питания и дополнительная физическая клавиша для активации приложения MSI Gaming OSD/Gaming Intelligence. Полупрозрачный индикатор состояния находится на нижней грани корпуса.

Скорость работы меню высокая. Система быстро откликается на действия пользователя — раздражающих задержек мы не заметили. А благодаря наэкранным подсказкам управлять монитором легко и просто как днём, так и ночью, в отсутствие внешнего освещения.

Покачиванием джойстика в разные стороны пользователь может быстро перейти к настройкам прицела, определить активный видеовход, режим изображения и источник для работы функции KVM. Нужная функция после открытия такого миниатюрного меню выбирается покачиванием вверх или вниз, выбор фиксируется нажатием на джойстик, а покачивание влево закрывает меню. Изначально установленные функции быстрого доступа могут быть переназначены в основном меню.

В случае с изучаемой новинкой основное меню содержит шесть разделов, первым из которых оказался уже знакомый нам Gaming. Здесь можно выбрать один из шести жанровых пресетов изображения, настроить «систему ночного видения» (в моделях других производителей известную как «эквалайзер чёрного» или «уровень чёрного»), определить настройки времени отклика (Overdrive), включить режим MPRT со вставкой «чёрного кадра» и вывести на экран значения частоты обновления и показания таймера. В этом же разделе активируется поддержка систем адаптивной синхронизации, представлены настройки прицела и функции KVM.

Во втором разделе меню можно настроить параметры изображения, относящиеся преимущественно к неигровым возможностям. Доступны дополнительные режимы картинки, включающие в себя три режима эмуляции основных цветовых пространств (sRGB, AdobeRGB, DCI-P3) и аналог программных фильтров Low Blue Light, который в случае с MSI назван Anti-Blue.

Также в этом разделе можно активировать динамическую контрастность и режим «улучшения изображения» (фактически это настройка контурной резкости, которую, на наш взгляд, лучше не трогать). Наконец, здесь же продублирована активация режима со вставкой «чёрного кадра» MPRT.

Основные настройки изображения (яркость, контрастность, резкость, цветовая температура, соотношение сторон экрана) собраны в третьем разделе меню.

В четвертом разделе можно выбрать вручную активный вход или доверить этот вопрос электронике.

Предпоследний раздел основного меню позволяет переназначить функции быстрого доступа при покачивании джойстика. На приведённых фото можно увидеть все доступные варианты назначаемых функций.

В последнем разделе сгруппированы системные настройки монитора: язык (присутствует русский с не самым корректным и не то чтобы полным переводом), прозрачность и время отображения меню, включение RGB-подсветки.

Можно выбрать действие при нажатии на кнопку питания (выключение или переход в спящий режим с отключением подсветки экрана), отображение на экране информации о режиме работы монитора, включение режима HDMI CEC для совместимого оборудования (в частности, для игровых консолей Sony и Nintendo), активацию заводского разгона (для увеличения максимальной частоты с 165 до 170 Гц), передачу питания по Type-C и, конечно, сброс к заводским настройкам.

Модель поддерживает программу MSI Gaming Intelligence для удобного управления монитором в среде Windows, с которой мы познакомились в предыдущем обзоре другой новинки производителя. С материалом вы можете познакомиться по ссылке.

#Методика тестирования

Монитор MSI MAG 325CQRF-QD был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro Plus в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro 2, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом DisplayCAL и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 11 Pro 22H3, во время тестирования частота обновления экрана составляла 170 Гц, а глубина цвета была выставлена в положение 8 бит (больше для нашего тестирования не требуется).

Заявленные производителем 10 бит оказываются доступны при установке максимальной частоты вертикальной развертки в 120 Гц и ниже, проблем не обнаружено. При подключении по HDMI и USB Type-C будут ограничения – 144 Гц и 8 бит.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе MSI MAG 325CQRF-QD производитель разложил пять «игровых» режимов, семь «профессиональных» и один пользовательский в два раздела меню.

При тестировании мы использовали интерфейс DisplayPort 1.4 как наиболее популярный и беспроблемный среди доступных для подключения к ПК. В качестве видеокарты использовалась NVIDIA GeForce RTX 3080 FE.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения – «Пользователь»;
  • яркость — 70;
  • контраст — 70;
  • резкость — 0;
  • цветовая температура – «Нормально»;
  • ночное видение – выкл.;
  • время отклика – «Быстрый».

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим изображения – «Пользователь»;
  • яркость — 23;
  • контраст — 70;
  • резкость — 0;
  • цветовая температура – «Пользователь» (93/100/86);
  • ночное видение – выкл.;
  • время отклика – «Быстрее».

Для доступа к полному перечню необходимых параметров мы перевели монитор в режим «Пользовательский». Чтобы получить необходимые значения и приблизить цветопередачу MAG 325CQRF-QD к возможному идеалу, нам потребовалось отрегулировать всего два параметра: яркость и цветовую температуру (RGB Gain). Все оставшиеся коррекции будут произведены с помощью правок в LUT видеокарты через созданный корректирующий профиль. При желании ускорить монитор MSI вы также можете активировать последний режим разгона панели – «Быстрее», но рекомендуем этого не делать.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Изначальная проверка осуществлялась в режиме «Пользовательский» при заводских настройках цветовой температуры (режим ЦТ «Нормально»).

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 305 0,078 3910
90 279 0,07 3986
80 255 0,066 3864
70 229 0,059 3881
60 202 0,052 3885
50 174 0,045 3867
40 146 0,038 3842
30 117 0,03 3900
20 88 0,023 3826
10 58 0,015 3867
0 28 0,0075 3733

Максимальная яркость оказалась на уровне 305 кд/м2, а нижнее значение составило 28 кд/м2. Коэффициент контрастности – 3870:1 в среднем, что является более чем достойным результатом для современной *VA-матрицы и выше заявленного для модели значения. Производитель смело мог указать 4000:1, как и для новой 27-дюймовой модели, и практически не промахнулся бы (а в индустрии это давно в порядке вещей).

Отдельно отметим, что в действительности матрица способна на большее. При установке режима ЦТ «Пользовательский» со значениями RGB Gain 100/100/100 она продемонстрировала уровень в 3930:1, а диапазон яркости изменился до 31-323 нит. Активация же HDR в системе Windows не приводит к изменению яркостных показателей, да и системы динамической/локальной подсветки у монитора нет.

В случае с максимальным значением диапазон изменения яркости подсветки оказался комфортным для работы. По верхней границе в режиме SDR монитор с лёгкостью позволяет работать в помещениях с высоким уровнем внешней освещенности, а 28-31 нит в минимуме позволят снизить нагрузку на глаза в условиях слабого внешнего освещения. И всё это при подсветке без мерцания Flicker-Free – ваши глаза должны остаться довольны.

Что касается технологии вставки «чёрного кадра» MPRT Sync, то при её включении регулировка яркости блокируется, а яркость белого поля устанавливается на уровне в 115-117 нит при неизменном коэффициенте контрастности (3860-3900:1 в зависимости от настроек ЦТ).

Подобное поведение системы подсветки нельзя однозначно отнести к плюсам или минусам. С одной стороны, высокая яркость при низком уровне внешней освещённости — это проблема, да и высокая скважность ШИМ тоже не лучшее, что можно придумать для глаз. А с другой — яркая картинка при увеличенной чёткости движущихся объектов многих порадует. Что из этого важнее — каждый решит для себя сам.

#Результаты при стандартных настройках (режим User)

При заводских настройках изучаемый монитор работает в режиме Premium Color (в котором MSI, как обычно, выкручивает насыщенность на максимум), но, чтобы вас не пугать плохими результатами, мы сразу перешли в пользовательский пресет User с широким цветовым охватом, близким к максимальному для используемой матрицы.

Монитору MSI покорились все три цветовых пространства (соответствие от 90 % и выше), что свойственно многим решениям, где используется модификатор подсветки в виде «квантовых точек» (QD).

При заводских установках точка белого и баланс серого выставлены далеко от референса – значение DeltaE превышает 9 единиц, часть оттенков серого имеет слабый розоватый паразитный оттенок, но стабильность ЦТ очень высокая.

По умолчанию у монитора MSI снижена общая контрастность, но проблем с различимостью глубоких теней у него нет. Баланс RGB соблюден – вопросов не имеем.

В качестве референса при проверке монитора через ArgyllCMS мы использовали AdobeRGB как наиболее подходящий для героя обзора. Но это его не спасло, поскольку монитор рассчитан и на Display P3 (DCI-P3), который шире AdobeRGB на паре участков CIE-диаграммы. Для улучшения результата монитору требуется как минимум уточняющий информационный профиль, а лучше — сразу коррекционный, созданием которого мы сейчас и займёмся.

#Результаты после настройки и калибровки

В ходе ручной настройки мы снизили яркость, изменили значения усиления RGB для достижения необходимой температуры точки белого. Других полезных опций для настройки точной цветопередачи в новинке от MSI нет.

После проведения всех процедур цветовой охват монитора слегка снизился, что иногда случается. Является ли это недостатком калибровки? Нет, поскольку подобные изменения вы точно не заметите, а другие — положительные — без проблем почувствуете.

Как минимум это касается точки белого и баланса серого. В ходе настройки мы избавили героя обзора от розоватого паразитного оттенка и привели его яркость к адекватному значению. Стабильность ЦТ оттенков серого сохранилась на высоком уровне.

Гамма-кривые тоже пришли в норму, контраст изображения усилился на фоне заводских настроек. Различимость в тенях стала ниже – приблизилась к более адекватному уровню.

При использовании созданного профиля изучаемый монитор смог показать очень высокие результаты. Мы привели MAG 325CQRF-QD к нужным нам цифрам яркости и цветовой температуры, а операционная система получила все необходимые данные о цветовом охвате используемой матрицы, что позволило провести необходимые изменения сигнала для вывода максимально корректного изображения. Можно ли после такого работать за новинкой MSI с цветом? На любительском уровне – вполне, хотя и с некоторыми ограничениями. Но для чего-то более серьёзного придется рассмотреть модель на IPS-матрице.

#Результаты в режимах эмуляции (sRGB, Display P3, AdobeRGB)

Поскольку рассматриваемая новинка — монитор с изначально расширенным цветовым охватом, не удивляет наличие и режимов эмуляции sRGB, DCI-P3 (он же Display P3 с классической гаммой 2,2) и даже AdobeRGB, в которых происходит подмешивание компонент в чистые цвета, приводящее к сужению ЦО в соответствии с требованиями конкретного пользователя. На этот раз мы решили представить результаты всех трёх режимов в одном разделе, сделав общий вывод о точности эмуляции.

Сразу отметим, что в каждом режиме доступна регулировка яркости (по умолчанию она составляет 230-231 нит), но заблокирована настройка цветовой температуры. Лучшие результаты эмуляции показали режимы sRGB и DCI-P3, а вот с AdobeRGB производитель поспешил и зарезал его возможности в зоне с красными полутонами.

Цветовая температура в пресетах настроена без паразитного оттенка, но на 1000-1100 К выше, чем при заводских установках, а поэтому режимы вас удивят слегка холодноватой картинкой, но с почти идеальной стабильностью ЦТ по оттенкам серого.

По результатам замера гамма-кривых следует отметить, что никакой принципиальной разницы между режимами для себя мы не отметили. В каждом из них проявилась проблема с легким подъёмом в тенях и общее снижение контрастности.

Глобальной разницы по итоговым отчётам Argyll CMS между режимами нет, но хорошистов мы все же отметили уже ранее – ими стали пресеты sRGB и DCI-P3.

Финальный вопрос – следует ли использовать данные режимы эмуляции? Да, режимы могут оказаться полезными, когда вам потребуется снижение насыщенности картинки и приведение её к оригинальному виду в соответствии с требуемым цветовым пространством. Но в любом из случаев рассчитывать на высокоточную и стабильную цветопередачу не стоит. Это изогнутый игровой *VA-монитор, который изначально создан для совсем других свершений!

#Результаты в режиме Anti-Blue

Аналог технологии Low Blue Light, режим, который в MSI назвали Anti-Blue, должен снижать нагрузку на глаза, особенно в условиях работы со слабым внешним освещением.

При переходе в него стандартная яркость находится на высоком уровне — 148 нит (по 60 % яркости и контрастности по умолчанию), но проблем с её дальнейшей ручной регулировкой не возникает.

Цветовой охват в Anti-Blue ощутимо сужается, но, учитывая назначение данного режима, на это можно закрыть глаза. Можете смело считать, что вы продолжаете работать в широком цветовом пространстве.

По уже сложившейся традиции мы хотели бы отметить вновь увеличенный до значения в 3 единицы уровень резкости (против 0 по умолчанию в User Mode). Чтобы привести изображение к адекватному виду, следует выставить 0 и для рассматриваемого режима Anti-Blue, что мы и сделали.

Точка белого совместно с оттенками серого перебирается к ~4900—5200 К с легким паразитным оттенком и относительно высоким балансом ЦТ оттенков серого. Подобный результат действительно может привести к снижению нагрузки на глаза.

Впрочем, гамма-кривые в режиме Anti-Blue настроены точно так же, как и в других пресетах, а поэтому о дополнительном снижении нагрузки на глаза с их помощью речь не идёт.

На выходе мы имеем корректно настроенный режим формата Low Blue Light, но исключительно в плане изначально выставленной яркости и настройки цветовой температуры. Все то же самое можно сделать вручную в пользовательском режиме, но тут за вас этот сделал производитель. Никакого волшебства, но немножко удобства.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин. Система компенсации неравномерности подсветки в модели не применяется, нет и функции динамической подсветки (Local Dimming).

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

На белом проблемы равномерности подсветки видны не очень сильно, но при взгляде на серое поле они становятся более явными как по цветовой температуре и различным оттенкам, так и просто в силу выделяющихся затемнений по краям и углам панели.

Среднее отклонение от центральной точки составило 8,1 %, а максимальное 17,2 %. Для крупного широкоформатного монитора MSI MAG 325CQRF-QD показал себя хорошо, особенно если учитывать результаты многих 27-дюймовых WQHD-вариантов от разных производителей. Наиболее проблемными участками в случае с нашим экземпляром стали верхний и правый края экрана, где выявлены максимальные затемнения относительно центральной точки матрицы.

Зато у изучаемого монитора есть проблемы с равномерностью ЦТ. Разброс значений составил 713 К, среднее отклонение от центральной точки – 2,2 %, максимальное – 6 %. Это выше принятого автором уже более 10 лет назад «среднего разброса в 600 К», а поэтому результат можно смело причислить к «ниже среднего».

У нашего экземпляра MAG 325CQRF-QD цветовая температура меняется достаточно хаотично и никакой выраженной закономерности нет, а наиболее проблемные участки оказались в углах справа.

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).

В первом случае мы увидели только слабый угловой Glow-эффект с небольшими паразитными оттенками, который свойственен практически любым моделям, а вот всего другого ужаса, который мы привыкли видеть на IPS-подобных мониторах, *VA-модель от MSI не продемонстрировала. Впрочем, у MAG 325CQRF-QD есть и свои проблемы: неоднородная глубина чёрного, причину чего можно увидеть на второй фотографии выше.

Да, минимальный Glow-эффект при большом отдалении от экрана полностью исчезает, но мы видим 8—10 засвеченных зон (я их называю «прожекторами»), свойственных подавляющему большинству современных *VA-мониторов на рынке, будь они плоскими или изогнутыми, 27- или 32—34-дюймовыми, с разным соотношением сторон. Искать экземпляр без такой проблемы – зря потратить своё время, а сама проблема мигрирует от старых мониторов к новым уже который год. Новое поколение панелей, модели, запущенные в производство совсем недавно, – всё это не спасает от уже знакомых особенностей современных изогнутых *VA. Обязательно учитывайте данное обстоятельство при выборе и покупке этого либо любого другого подобного монитора. Мы вас предупредили!

#Качество градиентов и бандинг

Используемая в MSI MAG 325CQRF-QD псевдо-10-битная *VA-матрица смогла продемонстрировать хорошие по равномерности градиенты во всех предустановленных режимах, однако самые тёмные полутона всё же сливаются, что свойственно большинству подобных решений.

Достаточно корректно выставленные при заводских установках гамма-кривые помогли нам обойтись без сильных правок в LUT видеокарты, а поэтому после калибровки градиенты пострадали не так сильно, как могли бы: появилось около 4-5 заметных резких переходов в области ~5-40 % со слабыми паразитными оттенками. Если учесть класс матрицы – это вполне обычное поведение монитора.

Что же касается теста на различимость бандинг-эффекта, то дисплей MSI показал себя, как и многие другие *VA-решения, плохо (обратите внимание на характерные концентрические круги на фото выше). Сделать с этим ничего нельзя, а результат совершенно не удивляет – его мы ждали и именно поэтому не устаём повторять, что решения подобного рода годятся исключительно для развлекательного контента. Для работы с цветом, даже после самой точной и продолжительной калибровки, они не подходят.

#Скорость отклика и пропуск кадров

Теперь перейдём к скоростным показателям дисплея. Изготовитель указал исключительно время отклика по стандарту GtG — 1 мс, что идентично заявленным значениям для подавляющего большинства игровых IPS. Раньше в MSI для похожих решений говорили только о времени 1 мс MPRT (время появления кадра на экране в режиме «вставки чёрного кадра»), а у совсем старых решений могла красоваться цифра 4 мс GtG, что, конечно же, отталкивало покупателей. И именно поэтому в какой-то момент почти все производители игровых *VA решили остановиться только на стандарте MPRT, который не имеет абсолютно никакого отношения к реальному времени отклика матрицы.

Сочетание же максимальной частоты в 170 Гц (в режиме разгона) и подобного уровня скорости в компании назвали Rapid Boost или Rapid VA.

Как обычно, для увеличения скорости в модели применена технология разгона OverDrive. Предусмотрено три режима её работы, но при активации режима работы подсветки MPRT («вставка чёрного кадра») возможность выбора любого из них дезактивируется.

По умолчанию производитель выставил режим OD — Fast («Быстрый»). Посмотрим на полученные результаты:

Протестированный монитор MSI MAG 325CQRF-QD смело можно отнести к действительно быстрым игровым моделям на базе *VA-матриц. Четко виден огромный шаг в уменьшении времени переходов пикселей на фоне матриц предыдущего поколения (сравнение с 165-Гц *VA-монитором MSI MPG Artymis 273CQR-QD), которые можно встретить в широком ассортименте игровых мониторов компании MSI.

С помощью перехода на новые панели производитель смог подобраться к скоростным показателям IPS-решений и избавится от назойливого эффекта Black Smearing («смазывание на чёрном»), ярко выраженного у более доступных *VA-моделей. Тем самым новинка MSI смогла подобраться к успешным SVA-панелям Samsung, используемым в ее известной серии Odyssey G7. Но там 240 Гц, а у MAG 325CQRF-QD только 170 Гц, поэтому разница в плавности и скорости всё равно будет ощутимой.

При заводских установках Overdrive мы не выявили значимых артефактов изображения. Их нет и на уровне Normal, но в нём шлейфы больше, а объекты менее четкие. Если хочется ускорить MAG 325CQRF-QD, то следует выставить Fastest. Монитор становится быстрее, но появляются ощутимые артефакты изображения, которые могут сыграть злую шутку во многих задачах, в том числе и в играх. По итогу совет тут может быть только один – выбирайте между Fast и Fastest.

Из минусов же MSI MAG 325CQRF-QD мы можем отметить только отсутствие адаптивного Overdrive (автоматическая настройка разгона времени отклика панели в зависимости от частоты), который есть у некоторых конкурентов в определённых моделях.

Что же касается функции «вставки чёрного кадра» MPRT, то при его активации настройки OD блокируются — производитель за вас выбрал наиболее удачные, с его точки зрения, установки.

В MRPT можно прочесть шрифт на движущейся машинке без какого-либо напряжения для глаз, но объекты начинают двоиться, а шлейфы появляются не только за объектами, но и перед ними. Такое поведение также является доказательством использования не самой быстрой матрицы. Для результата иного уровня надо запастись 360-Гц TN+Film-моделью!

Отдельно хотелось бы отметить, что на момент тестирования (середина ноября 2023 года) монитор НЕ является официально сертифицированным NVIDIA для работы с G-Sync в режиме Compatible, но на практике мы не отметили проблем с работой данной технологии.

Говоря же о стабильности максимальной частоты развёртки, можно отметить, что никаких проблем при тестировании монитора мы не выявили. Специальный тест из пакета TestUFO это полностью подтверждает – 170 Гц стабильны во времени, но могут быть достигнуты исключительно при использовании DP-подключения.

#Углы обзора и Glow-эффект

Используемая *VA-матрица, несмотря на свою сильную изогнутость, не смогла продемонстрировать высокую стабильность картинки при изменении угла просмотра. Сказывается здесь и большая диагональ экрана, что для решений подобного рода бывает критично.

В этом случае яркость картинки заметно снижается, проявляется незначительный цветовой сдвиг, особенно на светлых участках. На этом фоне происходит достаточно быстрое снижение общей контрастности и насыщенности картинки, что заметно на изображении выше. При ещё большем увеличении угла в той или иной плоскости могут теряться детали в светах и проявляться некоторые детали в тенях из-за классического Black Crush-эффекта, свойственного и самым современным *VA-решениям.

Как и на других подобных мониторах, нас неприятно удивил достаточно сильный Glow-эффект с различными паразитными оттенками на сплошном чёрном поле. Становится видна некоторая неоднородность рабочего поля, а также различные дефекты подсветки. Уменьшить выраженность эффекта можно, только если убавить яркость подсветки и не работать без внешнего освещения, но полностью избавиться от всех проблем у вас точно не выйдет.

На цветных же изображениях Glow демонстрирует себя значительно слабее, и большую роль тут играют именно углы обзора. При взгляде со стороны картинка становится малоконтрастной, с лучшей различимостью в тенях и худшей в светах, но никаких лишних эффектов (Glow и ему подобных) не возникает. Тут уж выбирать вам – или сильный Glow у IPS-мониторов, или более глобальные изменения всей картинки у *VA, как в случае с героем этого обзора.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе MSI MAG 325CQRF-QD используется матрица с полуматовой защитной поверхностью и классической для *VA структурой пикселей.

При обычных условиях работы различимость кристаллического эффекта на экране монитора сведена к минимуму, а при изменении угла просмотра (взгляде сверху или снизу) он полностью исчезает. Антибликовые свойства у поверхности сохранены на достаточно высоком уровне. Эффект Cross Hatching изучаемой модели монитора не свойственен.

К отображению мелких элементов и прорисовке текста различной величины претензий у нас не возникло. Монитор уверенно проходит все тесты и оставляет положительное впечатление от картинки на экране при заводских установках резкости (в тех же режимах, где она увеличена, следует снизить значение параметра Sharpness до 0). *VA-панель в мониторе MSI – тот случай, когда проблем с отображением текста нет, особенно если вы не стремитесь к так называемым HiDPI-решениям.

По заверению производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

При активации режима «вставки чёрного кадра» (MPRT) на частоте вертикальной развёртки 170 Гц мы выявили ШИ-модуляцию с соответствующей частотой и высокой скважностью – так и должно быть. Нагрузка на глаза в этом случае, безусловно, возрастает, но и движущиеся объекты на экране становятся чётче, правда, с заметным шлейфом по обе стороны изображения из-за неполного цикла выключения подсветки.

Для коротких игровых сессий подобный режим может быть интересен, но при продолжительной работе за монитором его точно следует избегать, особенно с учётом степени проявления двойных шлейфов.

В мониторе MAG 325CQRF-QD используется внешний блок питания. Никаких паразитных звуков в ходе работы монитора при любых настройках мы не услышали.

#Выводы

В своём новом поколении игровых WQHD-мониторов на базе *VA-матриц компания MSI провела важные коррективы, предложив своим покупателям действительно новый уровень скорости отклика и сохранив при этом показатели частоты вертикальной развёртки. Да, протестированный MAG 325CQRF-QD является младшей моделью из двух представленных новинок MSI с диагональю экрана в 31,5 дюйма и предлагает только 170 Гц (а не 240 Гц, как у старшего 325CQRFX), но вместе с тем именно эта модель использует матрицу с подсветкой на базе «квантовых точек» (QD-LED), что обеспечивает воспроизведение чистых и насыщенных цветов.

Производитель не стал менять подход к внешнему виду, сохранив полную преемственность и узнаваемость. Нет изменений ни в системе управления, ни в наполнении меню. Набор интерфейсов подбирался исходя из максимальной нагрузки, а не из «требований рынка», а поэтому перед нами оказались HDMI 2.0b, DP 1.2a и USB Type-C с зарядкой PD до 15 Вт, но с поддержкой DP Alt Mode для возможности подключения монитора к ноутбуку.

Монитор смог приятно удивить рабочим диапазоном яркости, очень глубоким чёрным цветом (коэффициент контрастности практически подобрался к 4000:1), но, к сожалению, далеко не на всей площади экрана вследствие знакомых нам проблем с равномерностью подсветки большинства *VA-матриц.

MSI MAG 325CQRF-QD в первую очередь будет интересен тем, кто не желает столкнуться с явным Glow-эффектом на схожих IPS-мониторах, хочет получить скорость отклика пикселей на том же или близком уровне (в условиях схожей максимальной частоты развёртки) и надеется сэкономить. По поводу последнего, впрочем, у нас пока ещё есть сомнения, ведь стоимость новинки MSI стремится к 50 тысячам рублей, что почти вдвое выше, чем просят за предшественников с практически идентичными для простого обывателя основными характеристиками — разница исключительно в скорости. Удачи в выборе!

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и профилирования.

Достоинства:

  • отличное качество материалов и сборки;
  • наличие VESA-совместимого крепления;
  • широкий выбор интерфейсов подключения (DP 1.2a, USB Type-C с DP Alt Mode и 2х HDMI 2.0);
  • USB-хаб с двумя портами для работы с периферией;
  • встроенная система внешней RGB-подсветки Mystic Light – пускай и простая, но она есть;
  • поддержка функции KVM-switch;
  • беспроблемная система управления на базе пятипозиционного джойстика и двух дополнительных физических клавиш;
  • расширенный цветовой охват на уровне 94 % DCI-P3 и 90 % AdobeRGB – меньше, чем обещали, но результат всё равно высокий – спасибо «квантовым точкам»;
  • широкий диапазон регулировки яркости (28-305 нит) со стабильно высоким уровнем коэффициента контрастности в 3870:1 – прекрасный результат для игровой *VA-панели, который можно поднять до 3920:1 и выше простым переходом в пользовательский режим цветовой температуры;
  • наличие рабочих режимов эмуляции трёх основных цветовых пространств с возможностью регулировки яркости;
  • очень высокая стабильность цветовой температуры в большинстве режимов;
  • хорошие градиенты при заводских установках, но некоторая потеря в самых глубоких тёмных участках всё равно присутствует – в порядке вещей для многих *VA;
  • рывок в скоростных характеристиках для *VA-матрицы и корректная заводская настройка Overdrive – теперь можно забыть о ярко выраженном эффекте Black Smearing;
  • высокий результат равномерности подсветки по уровню цветовой температуры;
  • поддержка технологий адаптивной синхронизации AMD FreeSync Premium, Adaptive-Sync и NVIDIA G-Sync в режиме совместимости (без официальной сертификации);
  • наличие режима работы подсветки со «вставкой чёрного кадра» MPRT;
  • подсветка без мерцания (Flicker-Free), но лишь до момента включения MPRT;
  • слабозаметный кристаллический эффект (КЭ) и отсутствие cross-hatching.

Недостатки:

  • низкая равномерность подсветки на чёрном поле – в который раз подтвердившаяся проблема подавляющего большинства *VA-матриц в виде десятка высветленных «пятен» на экране;
  • плохая настройка точки белого – в большинстве режимов картинка «холодит» или имеет розоватый паразитный оттенок;
  • высокая цена на фоне схожих по основным характеристикам моделей (но такая оценка может быть обманчивой).

Может не устроить:

  • глянцевые вставки в задней части корпуса могут быстро потерять свой товарный вид;
  • не самая эргономичная подставка;
  • отсутствие встроенной акустической системы;
  • отсутствие быстросъёмной системы крепления – ради удешевления конструкции MSI предлагает воспользоваться двумя винтами крепления и отвёрткой;
  • использование USB-портов старой версии 2.0: для подключения мышки и клавиатуры — не серьёзное ограничение, а вот для устройств, где требуется более высокая пропускная способность, — уже ощутимое;
  • низкие результаты в тесте на бандинг-эффект – ожидаемый результат и подтверждение того, что с цветом за монитором лучше не работать;
  • только 120 Гц при использовании псевдо-10-битного режима;
  • заявление об HDR Ready – HDR «для галочки», без указания поддерживаемых стандартов и наличия сертификации VESA DisplayHDR;
  • сильная изогнутость панели (1000R — это вам не шутки): не все будут готовы после этого работать за обычными плоскими панелями (допустим, за обычным монитором на работе), привыкание требует времени;
  • средняя равномерность подсветки на светлом поле по уровню цветовой температуры;
  • отсутствие адаптивного Overdrive, как у некоторых конкурентов;
  • мощность зарядки по USB Type-C всего 15 Вт – монитор не совсем подходит для полноценной работы с современными ноутбуками;
  • средние углы обзора и невысокая стабильность картинки — сказывается использование крупной *VA-панели, которой не смогла помочь и сильная изогнутость.
 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Huawei предлагает для HarmonyOS в 200 раз меньше приложений, чем есть в Google Play — разрыв планируется сократить в течение года 32 мин.
World of Warcraft исполнилось 20 лет — это до сих пор самая популярная ролевая игра в мире 3 ч.
Microsoft хочет, чтобы у каждого человека был ИИ-помощник, а у каждого бизнеса — ИИ-агент 6 ч.
«Атака на ближайшего соседа» сработала — хакеры удалённо взломали компьютер через Wi-Fi поблизости 7 ч.
Google Gemini сможет управлять приложениями без пользователя и даже не открывая их 11 ч.
Илон Маск отделался выплатой $2923 за неявку для дачи показаний по делу о покупке Twitter 12 ч.
Microsoft открыла доступ к скандальной ИИ-функции Recall — пользователям разрешили ограничить её «подглядывания» 18 ч.
Новая статья: Death of the Reprobate: что не так на картине? Рецензия 18 ч.
Главный конкурент OpenAI получил $4 млрд на развитие ИИ без следов Хуанга 19 ч.
Valve раскрыла часть игр, которые получат скидку на осенней распродаже Steam — официальный трейлер акции 20 ч.
Глава Samsung собрался очистить компанию от неповоротливого топ-менеджмента в сфере чипов 46 мин.
Microsoft и Meta представили дизайн ИИ-стойки с раздельными шкафами для питания и IT-оборудования 3 ч.
Eviden создаст для Финляндии ИИ-суперкомпьютер с производительностью 49 Пфлопс 3 ч.
iFixit не нашли улучшений ремонтопригодности у нового Apple MacBook Pro на чипе M4 Pro 5 ч.
Вселенское ДТП на скорости 3,2 млн км/ч — «Джемс Уэбб» пролил свет на столкновение галактик 5 ч.
Стартап Enfabrica выпустил чип ACF SuperNIC для ИИ-кластеров на базе GPU 6 ч.
«Аквариус» и «Группа Астра» представили ПАК облачной инфраструктуры Aquarius AIC 6 ч.
Bluetooth-колонки Tronsmart Halo 200, Mirtune S100 и Bang Max помогут превратить любую вечеринку в праздничное шоу 6 ч.
«Сбер» приобрёл долю в IT-компании «Аквариус» 8 ч.
Власти Индонезии считают, что Apple могла бы заплатить более $100 млн за возвращение iPhone на местный рынок 11 ч.