реклама
Звук и акустика

Территория звука-2006. Выпуск 5

⇣ Содержание
Итак, у всех уже рабочее настроение, по крайней мере, так заложено индустрией. Но вы, наверняка подметили общую тенденцию, что количество материалов по звуку в рунете сильно уменьшилось. Эта ситуация носит общий характер. Хотя это лето нельзя считать совсем «пустым» в плане новинок. Например, самым удивительным событием стало то, что компания Line 6, известная своими гитарными процессорами, которыми пользуется множество профессионалов и звезд первой величины, решилась на чисто программную реализацию своих разработок в виде плагинов.
 Line 6
Пала последняя крупная крепость, стоявшая на границе перехода от аппарата к софту. Причем незадолго до этого «сдался» Korg, выпустив просто отличный программный комплект Legacy Collection. Что касается Line 6, то в «золотой» версии плагина GearBox взяты алгоритмы 78 гитарных усилителей и 24 моделей кабинетов из устройств POD XT и Vetta II, 28 басовых усилителей и 22 басовых кабинетов из Bass POD XT, эмуляция 6 лучших в мире аналоговых и современных микрофонных предусилителей плюс 80 студийных эффектов. «Серебряная» версия будет полегче: 18 гитарных усилителей и 24 модели кабинетов из POD XT, 5 басовых усилителей и 5 басовых кабинетов из Bass POD XT, эмуляция 6 лучших в мире аналоговых и современных микрофонных предусилителей плюс 30 студийных эффектов. Ориентировочные цены на «золото» — MSRP 699,99 $, на «серебро» — MSRP 419,99 $. Оба плагина анонсировались на NAMM Summer Session, хотя их официальный выпуск запланирован на конец лета этого года, причем только в вариантах Mac AU и Windows VST, а вот RTAS-версия появится только через год, что даже несколько удивительно, учитывая предстоящую конкуренцию с IK Multimedia AmpliTube и Native Instruments Guitar Rig.

 Audacity

Нажмите для увеличения
Второй серьезный задел, который очень актуален сейчас — бесплатная программа-мультитрек Audacity, достаточно мощный профессиональный (!) продукт. В нем есть практически все, что нужно, за исключением разве что поддержки MIDI. И тут уже ситуация напоминает то, что некогда происходило с теми же интернет-браузерами, которые раньше были платными и громоздкими, а сейчас вполне заменяемы теми же freeware Mozilla Firefox и Opera. И третья интересная тенденция — появление «дотационного ПО». Допустим, вы видите некую freeware-программу, но часто ли вы при скачивании будете обращать внимание на кнопку «Donate», расположенную рядом с «Download»? Нет, не часто. Хотя большинство таких программ или имеют ограниченный срок действия, или требуют ключ активации. Разница с shareware-софтом и демо-версиями к нему лишь в том, что не указана точная цена, плюс к этому вы выступаете больше не как полноценный покупатель, а в качестве мецената, соответственно рассчитывать на коммерческий сервис не приходится. Явный пример такого подхода — новинка Sensomusic Usine, где без ключа активации не работает основной модуль секвенсора. Тут сложно давать комментарии, но, скорее всего, такая модель не приживется в том виде, как это есть сейчас. Итак, это очередная «Территория звука», поехали!

Беспроводное подключение устройств

Для начала давайте поговорим о новейших недорогих технологиях, которые очень скоро могут стать неотъемлемой частью при закупках в современные студии звукозаписи…
 беспроводная клавиатура MidAir
Совсем недавно M-Audio анонсировала беспроводную клавиатуру MidAir, причем сразу две ее модели MidAir 37 и Mid Air 25 (249,95 $). Они состоят из двух функциональных блоков — беспроводного приемника/передатчика именуемого base (базой), подключаемого к PC или Мас, и, непосредственно, самих клавиатур.
 MidAir Base
Причем сам приемник/передатчик может работать в автономном режиме и даже независимо от компьютера, то есть при живом выступлении вы можете его использовать для радио-подключения других синтезаторов, а питание «базы» осуществляется за счет батареек АА. В принципе, в данном разрезе не имеет большого смысла писать о технических спецификациях данных моделей (количество контроллеров, передаваемых параметров управления и т.п.), поскольку в будущем M-Audio, скорее всего, выпустит такой приемник/передатчик отдельным модулем. А они так и сделают, поскольку есть… серьезный конкурент — WIDI-X8, который вы можете увидеть у других производителей — фирмы CME.
 CME Widi-X8
Сам принцип работы там практически такой же, но с одним отличием — три режима работы: USB RF / MIDI RF / USB MIDI. То есть это универсальное устройство, позволяющее передавать по радио как MIDI, так и любые USB-данные. Теперь перейдем к интересным находкам и попробуем написать по такой интересной теме как…

Могут ли дешевые колонки хорошо звучать?

Согласитесь, что это один из самых частых вопросов, которые можно встретить на форумах по звуку. Причем у производителей дешевых АС можно встретить совершенно различные подходы к производственному процессу: у одних важную роль играет дизайн, другие берут то, что есть у поставщиков поблизости, то есть, «я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и получила». Ну, а третьи, хоть и не имеют в своем арсенале специалистов высокого класса, все-таки пользуются автоматизированными средствами разработки акустических систем. Недавно я нашел одну такую, причем ссылка на нее стояла в одном из расчетов для автомобильных АС. Речь идет о True Audio WinSpeakerz. Зайдя на сайт разработчиков, вы узнаете, что сама программа стоит 99 $, и при этом предлагается ее демо-версия, датируемая… 2001 годом. Скачивать ее не рекомендую, так как в демо напрочь отсутствуют необходимые базы и отключены практически все ключевые функции.
 Основное окно программы WinSpeakerz
Такие серьезные ограничения введены неспроста, поскольку на основе WinSpeakerz можно практически с нуля разработать акустическую систему любой сложности. Причем в виде натуральной программной эмуляции.

История программы

Тут на самом деле целая веха, но на этом моменте стоит заострить внимание, потому как мы говорим о профессиональном видении вопроса. За данной разработкой стоит американец Джон Мерфи (John L. Murphy). Еще в 1976 году на симпозиуме International Loudspeaker Symposium, спонсируемом со стороны Университета Колорадо (University of Colorado) в Колорадо Спрингс, он получил от Дона Кила (Don Keele) копию разработанного им метода по программированному вычислению дизайна колонок. И через несколько лет, благодаря данному методу Мерфи создает модели АС с помощью программируемого калькулятора TI-59, но тогда это подразумевало и множество рутины, в частности составление и выведение таблиц и графиков результатов расчетов множества параметров. В 1981 Мерфи покупает свой первый персональный компьютер Apple II Plus и ставит перед собой задачу написать программу, с помощью которой можно рассчитывать акустические колонки, а в конечной цели и эмулировать их на программном уровне. До полного воплощения его замыслов было еще как минимум лет десять, но в 1981 появляется первенец — «Speaker», несколько облегчающий расчеты, хотя имеющиеся в наличии компьютера 48k памяти не давали, как следует развернуться. Дела изменились в 1985, когда Джон Мерфи приобретает Macintosh 512k, причем в то время открываются новые возможности — появилась мышь и новые возможности графического интерфейса. А уже к 1990 выпускается программа MacSpeakerz, и далее все начинает развиваться в сторону усиления алгоритмической расчетной части, предоставления информации о большем количестве параметров. Вскоре появилась необходимость в переходе на Windows, что произошло в 1995. Причем Мерфи сначала создал WinSpeakerz на Visual Basic 1.0, этот вариант ему не очень понравился, и он изучил C++, на чем и написаны его дальнейшие разработки. Что самое интересное, именно с 1990 программы Мерфи стали очень популярными среди производителей, выпускающих профессиональные и hi-fi акустические системы, а также звуковые комплекты для автомобилей. Поэтому дата последней версии, а именно, 2001 год, ни о чем не говорит в плане отсталости или старости данной программы, ведь, в принципе, на ее разработку ушло около 25 лет.

Описание интерфейса. Что вводится и что выводится

Работа с WinSpeakerz строится поэтапно. Первым делом вы выбираете динамики для вашей колонки. В программе имеется обширная база по существовавшим на тот период моделям, при этом есть поиск и сортировка по определенно заданным параметрам (диаметр, чувствительность и т.п.). Я сказал «на тот период», но все поправимо, поскольку сама база может пополняться новыми данными, которые вы сами можете вводить вручную.
 Работа с WinSpeakerz
 Работа с WinSpeakerz
 Работа с WinSpeakerz
 Работа с WinSpeakerz
После первого этапа идет выбор корпуса. В программе их может быть несколько типов (закрытые, с фазоинверторами, многополосные), и общее количество предлагаемых их вариантов равняется 18. Также можно экспериментировать с различными объемами, добавлять аттенюаторы, компенсаторы, использовать различные типы кроссоверов. В результате в основном окне, именуемом Workbench, выводятся все параметры для проектируемой системы в виде сложного суммарного графика множества характеристик (АЧХ, задержка, сопротивление, звуковое давление и т.п.) и двух небольших окон снизу, где указаны основные параметры динамика(ов) и корпуса. Если что-то не подходит, то можно менять и сравнивать результаты.

Какие плюсы

Скорость разработки. Также стоит отметить, что довольно часто, особенно при дизайне помещений и домашних кинотеатров в них, а также стереосистем и тому подобного, возникают проблемы с этим самым дизайном. То есть может быть так, что на данный момент на рынке не имеется нужных решений. И как тут можно поступить? Прибегнуть к «стандартным» для акустики вариантам. Именно их и представляет программа. Причем, если обратить внимание на рынок обычного недорогого hi-fi, то в большинстве случаев вы и встретите конструкции, которые без труда разрабатываются в WinSpeakerz.

Минусы

А если говорить о дорогих современных решениях, то в них есть множество ноу-хау, выраженных в специальных внутренних конструкциях колонок, использовании специфических материалов и форм корпусов. К примеру, сейчас среди студийных АС наиболее популярны обтекаемые формы. Но вряд ли кто будет ставить себе дорогущие 8000-е Genelec’и для просмотра фильмов и прослушивания музыки. То есть, основной минус программы состоит в малом количестве представленных вариантов. Второй минус, хотя он и несколько специфичен, и не всегда нужен — нельзя ввести параметры самого помещения, в котором будут располагаться проектируемые АС, поскольку материалы стен и препятствий, расстояния до них, также немаловажны при расчетах. Это, конечно, ближе к hi-end и студийным системам, и в этих случаях часто задействуются профессиональные инженеры-акустики, которые проводят специальные измерения и расчеты.

Подытожим

На самом деле Джон Мерфи проделал просто огромную работу, существенно облегчающую труд конструкторов и разработчиков. И, когда на форумах появляются темы типа «Могут ли дешевые колонки хорошо звучать», можно смело отвечать, что «да», могут, если их проектирование выверено в программах типа WinSpeakerz. Ну, а теперь перейдем ближе к общеиспользуемому софту. То есть поговорим о современной ситуации на рынке, которую лучше описать фразой…

Тяжело в лечении — легко в раю

О самой ситуации с софтом мы уже немного поговорили во вступлении к данному материалу, но к этому хотелось бы добавить, что рынок существенно сжимается, поэтому многие «молодые» профессионалы обращаются в другие ниши… Причем часть из этих ниш было просто не доработано до уровня качественных конечных продуктов, а некоторые идеи являются новыми и уникальными по существу. Начнем с первых.

Профессиональный ди-джеинг — MixMeister Fusion


 MixMeister Fusion

Нажмите для увеличения
Это совсем новая разработка, предназначенная для профессионального ди-джеинга (не ремиксирования, а именно, ди-джеинга). Причем в реальном времени можно совмещать до 8 композиций со всеми профессиональными в этой сфере возможностями. Также осуществлена поддержка VST-плагинов, управление по MIDI, запись сета на CD. На самом деле это не мультитрек, и не программа для работы с loop’ами, хотя совмещает в себе элементы и того, и другого. В общем, если интересно, то можете скачать демо с www.mixmeister.com, но учтите, что сама программа стоит 329,95 $.

Подкастинг — MixMeister Propaganda v. 1.2


 MixMeister Propaganda v. 1.2

Нажмите для увеличения
В данном случае речь идет о таком новом течении как подкастинг, то есть о звуковых приложениях к сайтам. Честно сказать, в данном случае MixMeister просто бьет в новую нишу, и на самом деле, может, и правильно делает. Например, ваш покорный слуга помогал многим владельцам сайтов, подробно описывая как это все лучше профессионально сделать в обычных программах типа Audacity либо Vegas, давал подробные пошаговые руководства для каждого действия, но, поскольку многие совсем не разбираются в звуке, процесс существенно затруднялся. Людям нужен молоток! Именно им и является Propaganda. Все, что требуется — записать голос либо интервью, расставить все в нужном порядке, добавить музыку, заставки и… все. Программа даже осуществляет публикацию на веб-сайтах с поддержкой RSS, XML и HTML.

Автоматические композиторы

Сейчас на рынке имеется порядка пяти таких программ, несущих в себе новые идеи, но не все из них являются законченными продуктами, поэтому мы только обозначим ключевые разработки. Если вывести этот класс софта в рамках определения, то все будет звучать так: автокомпозиторами являются программы, генерирующие мелодии, согласно загруженным требованиям к тональности, ладу, нотному диапазону и т.п. Свою историю автокомпозиторы ведут от MIDI-секвенсоров, арпеджиаторов и эмуляторов бас-машин, где есть кнопка Rnd или режим Random, то есть случайный подбор нот. Для начала, давайте проанализируем, что происходит в бас-машинах (многочисленных клонах TB-303, классический пример — Re-Birth). Вам дается пошаговый секвенсор обычно на 16 или 8 нот в одном такте. В случайном режиме программа ставит туда любые ноты, после чего все можно воспроизводить и сохранять. Но… обычно нет привязки к тональностям и ладам, октавным диапазонам и тому подобному. А где они есть? В других программах старого поколения, имеющих модули арпеджиаторов. То есть, у современных программ-композиторов существуют явные корни. А далее — дело за музыкантами и программистами. На самом деле очень много музыкальных стилей, особенно в электронной, техно и поп сфере подвластны математическому анализу. Аранжировка — это тоже вещь сугубо математическая, я бы даже сказал, арифметическая, если не учитывать дорогие авторские работы. Это доказывают модули автоаккомпанемента в обычных синтезаторах, программы автоаранжировки на РС. Все что требуется от пользователя — это указание тональности либо гармонической аккордовой сетки, и все мелодии могут генерироваться сами. Причем многие разработчики не рискуют особо, и используют пентатонику в генерации. Теперь перейдем к конкретике.

Virtual Music Composer LvB's X v.2.0.0


 LvB's X v.2.0.0

Нажмите для увеличения
Это достаточно простая программа, правда, за отсутствие композиторского таланта вам придется раскошелиться, — полная «профессиональная» версия стоит 249,95 $. Графический интерфейс выполнен в виде изображения звуковой платы, что красивым могут посчитать разве что только начинающие. А на самом деле не все так удобно, поскольку требует расшифровки. В общем, вы указываете только мажор или минор, также устанавливаете режим генерации (в стандартном виде — пентатоника), выбираете октавный диапазон, определяетесь с инструментами. В развернутом режиме вам доступны пианино, скрипки, голоса и ритм-секция — бас и ударные. То есть, на выходе получается не только мелодия, но и готовая примитивная аранжировка под нее.

 LvB's X v.2.0.0

Нажмите для увеличения
Сам режим генерации происходит достаточно интересным способом. Вы выбираете между вариантами 5 и 15 минут, темпом в 60 и 90 ударов в минуту, после чего программа запускает свои алгоритмы. Все происходит не (!) в режиме реального времени, и расчеты достаточно продолжительны даже на мощных машинах. Индикатор прогресса показывает уже проделанную работу, при этом вы не можете остановиться на середине, придется запастись терпением и ждать. По завершении генерации вам выдаются результаты в виде множества отдельных готовых мелодических и ритмических фраз, которые идут одна за другой длительностью по несколько тактов. Причем, что интересно, большая часть предлагаемых вариантов показывает взаимосвязанную работу мелодической и ритм-секций, есть синкопирование и т.п. Вот этим набором фраз и можно оперировать в дальнейшем — сохраняете все в midi или wav-файлы, а дальше работаете с полученными данными в других программах. Для теста я около восьми раз пускал генерацию на одни и те же условия, и что удивительно, программа давала различные результаты на выходе, причем вопреки моим желаниям, они не пересекались между собой. Даже при закрытии LvB's X полученные ранее данные, если вы их не сохранили, восстановить практически невозможно. И тут стоит отметить один нюанс — некоторые мелодии, полученные на выходе, уже используются в современной музыке, то есть программа их генерирует, но она же не «знает» что было, а чего не было! То есть, если у вас заиграют «Smoke on the water» или «Подмосковные вечера», она не виновата. Автор LvB's X v.2.0.0 отдает авторские права на все полученное владельцам программы, но при этом не гарантирует, что та или иная мелодия уже не используется в индустрии и защищена. То есть, это палка о двух концах. Демо-версию в очень усеченном виде можете скачать с сайта.

H.G. Fortune X-Wheels of Fortune 3


 H.G. Fortune X-Wheels of Fortune 3

Нажмите для увеличения
Мы уже несколько раз обращались к популярному VSTi от Гюнтера Хагера X-Wheels of Fortune. Это детище он вынашивал годами, причем сам занимавшийся композиторством, аранжировками и т.п. В основе его программы лежит даже скорее не виртуальный композитор, а сам Гюнтер Хагер и его видение музыкальной математичности. То есть, работая с техно, он отметил определенные нюансы построения аранжировок, все «ходы», которые предпринимают те или иные музыканты. В результате, перед пользователями появилась возможность быстрого создания композиций. Все, что от них требуется — указать гармоническую сетку аккордов, лад и набор инструментов, после чего нажать Play. Далее в действие вступает «виртуальный Гюнтер», он воспроизводит уже готовую композицию своими новомодными синтетическими инструментами. Причем нельзя сказать, что генерируются конкретные мелодии, скорее это больше связано с арпеджиатором, простой аккордовой подкладкой и стандартной заранее запрограммированной партией для ритм-секции. То есть, в отличие от того же Virtual Music Composer LvB's X тут нет особо яркого творческого элемента.

Что из этого всего вытекает…

В общем, вытекает весьма интересная картина — ранее мы достаточно несерьезно относились к программам дэнсмейкерам, предполагая, что обычная аранжировка намного перспективнее, а тут именно профессиональные музыканты взялись за общую автоматизацию. В результате, мы получим огромный пласт вторичной и невзрачной продукции, и это явление будет иметь распространенный характер. Если данный материал читают молодые компьютерные музыканты, то я бы попросил их прислушаться к моей рекомендации, хотя это может показаться и брюзжанием «старика», — не используйте автоматизацию творчества.

В завершение

Уф-ф. Ситуация с софтом «веселая» еще и в том, что для подготовки этого материала мне понадобилось выкачать порядка 90 программ либо их демо-версий, документации к ним, чтобы выбрать, сейчас посчитаю… шесть лучших, если не учитывать анонс плагинов Line6, которых еще нет. В общем, подводя итоги, следует отметить, что независимые разработчики самостоятельно обновляют рынок, делая ставку, прежде всего, на автоматизацию всего и вся, плюс новые идеи. А вот как себя поведут брэнды пока не понятно. И напоследок - о празднике… Как уже многие знают, любимой и известной компании Native Instruments в этом году стукнуло 10 лет. Ею объявлены скидки, пати и лотерея! До 23 сентября на некоторые программы абсолютно любой пользователь может получить скидки – ABSYNTH 3: 50% off, TRAKTOR DJ Studio 3: 60% off, FM7: 66% off, GUITAR COMBOS: 60% off. Если переводить на конкретные цифры, то до 23 сентября ABSYNTH 3 стоит 169 $ вместо 339 $ и так далее. Для зарегистрированных пользователей предусмотрен отдельный праздник души с большим количеством скидок на практически все программные продукты, хотя в основном речь идет о библиотеках и апдейтах старых версий на новые. Что касается лотереи, то в ней могут участвовать все пользователи, достаточно заполнить форму на специальной странице разработчиков. Разыгрываются такие ценные призы как: гитара Gibson Les Paul Custom стоимостью в 5 000 евро, цифровой микшер Allen & Heath XONE:3D Mixer стоимостью в 3 000 евро, студийные мониторы JBL LSR4328P стоимостью 2 000 евро, профессиональная MIDI-клавиатура Doepfer LMK2+ стоимостью 1 000 евро, ноутбук Fujitsu-Siemens на процессоре Intel Core Duo. А также поездка на специализированное пати в Берлин для десяти пар и соответственно, множество экипировки с логотипом фирмы. Что самое интересное, история этой фирмы делалась практически у нас на глазах.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: Верные спутники: 20+ полезных Telegram-ботов для путешественников 4 ч.
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 6 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 7 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 8 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 9 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 10 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 12 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 12 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 14 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 16 ч.
Nvidia предупредила о возможном дефиците игровых решений в четвёртом квартале 29 мин.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 5 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 5 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 6 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 8 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 11 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 11 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 11 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 12 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 12 ч.