Важную роль в производительности компьютера играет не только грубая вычислительная мощь его компонентов, но и грамотная программная оптимизация. Не секрет, что “криво” написанный драйвер либо недостаточно оптимизированное ПО могут существенно повлиять на работу любой детали ПК. Когда вопрос касается качества и производительности современных игровых видеокарт, то своевременная поддержка со стороны производителя становится особенно актуальной, поскольку почти каждый месяц на прилавки магазинов поступают новинки игрового мира. Сегодня, на примере видеокарты ASUS ENGTX275, мы постараемся оценить работу программистов калифорнийской NVIDIA и посмотрим, что нового помимо более высокой производительности приносят свежие драйверы.
С выходом каждой новой версии драйверов от NVIDIA или AMD основная масса пользователей ожидает двух вещей – более высокой производительности видеосистемы и коррекции допущенных ранее ошибок. При этом появление каких-либо новых функций является большой редкостью. Не так давно вышли драйверы NVIDIA с порядковым номером 185 (сначала бета, затем полноценная версия). Помимо стандартного списка исправлений ошибок и обещаемого прироста производительности, в новых драйверах появилась функция
Ambient Occlusion, которая существенно влияет на качество картинки в современных играх, правда, далеко не во всех. Но обо всём по порядку.
Итак,
Ambient Occlusion (AO) – это глобальная модель затенения (значение яркости каждой точки объекта зависит от других объектов сцены), которая, за счёт вычисления уровня интенсивности света, доходящего до точки поверхности объекта, существенно улучшает визуальное качество сцены и восприятие трёхмерных объектов. Более подробную информацию о принципе работы
Ambient Occlusion вы можете получить
здесь,
здесь (англ.) или
здесь (англ.). Для работы функции AO на видеокартах NVIDIA необходимо:
- Операционная система: Windows Vista или Windows 7
- DirectX 10
- Видеокарта GeForce 8-ой серии или более новая
Если ваш компьютер удовлетворяет данным требованиям, остаётся поставить драйверы для видеокарты версии 185.xx или более поздние. После установки в панели управлении NVIDIA появится возможность активации технологии Ambient Occlusion:
Панель управления в драйверах 185.20
Панель управления в драйверах 186.18
Как вы можете видеть на скриншоте, имеются три режима работы технологии AO в драйверах 185.20: Low, Medium и High, которые отличаются глубиной проработки сцены и, соответственно, степенью влияния на производительность. В более поздних версиях и, в частности, в последней на момент написания статьи версии с порядковым номером 186.18 доступны только два варианта – вкл/выкл (on/off). Для наглядной демонстрации работы данной технологии приведём примеры скриншотов в игре World in Conflict:
|
|
AO OFF |
AO ON |
Разница в проработке теней заметна невооружённым взглядом. На наш взгляд, включение AO делает картинку более «живой». К сожалению, работа данной технологии возможна далеко не во всех играх. Ниже представлен список проектов, в которых данная технология должна работать (список составлен на основе
официальных данных NVIDIA):
- Assassin's Creed
- BioShock
- Call of Duty 4
- Call of Duty 5
- Call Of Juarez
- Company Of Heroes
- Counter-Strike Source
- Dead Space
- Devil May Cry 4
- F.E.A.R. 2
- Fallout 3
- FarCry 2
- Half Life 2 series
- Left 4 Dead
- Lost Planet: Colonies
- Lost Planet: Extreme Condition
- Mirror's Edge
- Portal
- Team Fortress 2
- Unreal Tournament 3
- World In Conflict
- World of Warcraft
Среди приложений, которые мы используем для оценки производительности видеокарт, нашлось несколько игр, для которых заявлена поддержка Ambient Occlusion.
- FarCry 2
- World In Conflict
- Call Of Juarez
Итак, суть технологии Ambient Occlusion ясна, системные требования объявлены, разница в качестве картинки заметна, теперь, для полноты картины, нам необходимо выяснить степень влияния технологии AO на производительность в играх. В качестве объекта исследований послужит хит от NVIDIA – ускоритель GeForce GTX 275, произведённый всем известной компанией ASUS. Давайте рассмотрим видеокарту ASUS ENGTX275 более подробно:
На лицевой стороне коробки содержится информация о типе и объеме установленной видеопамяти, поддерживаемых технологиях, а также рассказывается об особенностях используемой элементарной базы.
Обратная сторона коробки информирует покупателя о некоторых аппаратных возможностях видеокарты, а также о возможностях эксклюзивных программных решений ASUS.
Комплект и плата находятся в разных отсеках, внутри чёрной коробки из плотного картона, вверху которой располагается золотистый логотип компании ASUS.
Дизайн печатной платы разработан инженерами ASUS и не является точной копией эталона от NVIDIA. Для обеспечения более надёжной и стабильной работы ENGTX275 производитель реализовал ряд технологических улучшений, например таких, как оснащение видеокарты тремя комплектами плавких предохранителей для защиты от перегрузки по току.
Память типа GDDR-3 производства Samsung имеет маркировку K4J52324QH-HJ08. Номинальной частотой для данной памяти является 2.2 ГГц DDR при напряжении 2.05 В.
Тестовый стенд, режимы тестирования, разгон
В качестве тестового стенда использовалась следующая конфигурация:
Центральный процессор |
Intel Core i7 920 @ 4.0GHz (200x20) |
Система охлаждения |
ProModz Cooled Silence Extreme Package |
Материнская плата |
ASUS P6T Deluxe Palm OS Edition |
Оперативная память |
DDR3 OCZ Platinum 3x2GB @ 1600MHz @ 7-7-7-24 |
Блок питания |
IKONIK Vulcan 1200Вт |
Жесткий диск |
Western Digital Raptor 36GB + Seagate 160Gb |
Корпус |
IKONIK RA 10X SIM |
Операционная система |
Windows Vista Home Basic x64 SP1 |
Версия драйверов для карт NVIDIA/AMD |
ForceWare 186.18 WHQL /Catalyst 9.6 |
Список тестовых пакетов и режимы тестирования:
Тестовый пакет |
Режим тестирования |
3DMark Vantage |
Perfomance, High, Extreme |
CRYSIS версия 1.2.1 |
DX10 / VeryHigh /1280x1024, 1600x1200, 1920x1200 / 4xAA/16xAF |
FarCry 2 Benchmark |
DX10 / VeryHigh /1280x1024, 1600x1200, 1920x1200 / 4xAA/16xAF |
HAWX встроенный Benchmark |
DX9 / All High /1280x1024, 1600x1200, 1920x1200 / 4xAA/16xAF |
Call of Juarez DirectX10 Benchmark |
DX10 / Max Detail /1280x1024, 1600x1200, 1920x1200 / 4xAA/16xAF |
World in Conflict |
DX10 / все графические опции установлены вручную в режиме максимального качества /1280x1024, 1600x1200, 1920x1200 / 4xAA/16xAF |
Unique Tropics DirectX10 Benchmark |
DX10 / High Detail /1280x1024,1600x1200,1920x1200 4xAA/16xAF |
* Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена
* Для видеокарт NVIDIA проводилось тестирование с включенным режимом Ambient Occlusion Medium/High во всех играх, где есть визуальная разница при активации данной технологии.
Самое время перейти к тестированию на производительность. Вначале рассмотрим показатели синтетических бенчмарков.
3DMark Vantage определённо тяготеет к решениям NVIDIA, которые, даже без включения PhysX лидируют во всех разрешениях.
В Unique Tropics всё наоборот, AMD Radeon HD 4890 – лидер, причём, разгон ASUS ENGTX275 ситуацию не спасает.
На результаты синтетики мы всегда смотрим с интересом, однако, как говорится “В 3DMark’и не играют!”, поэтому, обратим своё внимание на реальные игровые тесты. Как мы ранее уже говорили, в нескольких играх есть возможность активации Ambient Occlusion, поэтому графики тестирования таких игр содержат результаты для ASUS ENGTX275 (633/1404/2268) + AO.
Во всех разрешениях разница между представителями AMD и NVIDIA настолько мала, что говорить об уверенном лидерстве того или иного участника нельзя. Однако если судить исключительно по абсолютным значениям, то впереди, в большинстве случаев, оказывается разогнанная видеокарта ASUS ENGTX275.
Игра World in Conflict позволяет включить Ambient Occlusion, при этом за качество картинки приходится платить производительностью. После включения AO в драйверах скорость упала примерно на 20-25%, что существенно повлияло на игровой комфорт. Для того чтобы сохранить приемлемую частоту смены кадров с включённой технологией AO придётся прибегнуть к разгону.
FarCry 2 более чутко отреагировал на включение Ambient Occlusion по сравнению с World in Conflict. Тем не менее, несмотря на падение производительности на 20-40% (в зависимости от разрешения), значения минимального fps не опустились ниже критической отметки, что не может не радовать.
Традиционное лидерство решений NVIDIA в игре HAWX сохраняется и с новыми драйверами, хотя представитель AMD обеспечивает приемлемую частоту смены кадров даже при самых тяжёлых настройках графики.
После разгона ASUS ENGTX275 довольно близко подобралась к фавориту от AMD - Radeon HD 4890, однако ни тот ни другой ускоритель не могут похвастать достаточной для комфортной игры производительностью. Включение Ambient Occlusion и здесь сильно отражается на производительности, что в принципе является нормой для всех игр, в которых можно включить AO.
Выводы
На примере ASUS ENGTX275 мы оценили влияние технологии Ambient Occlusion на производительность и качество картинки в современных играх, которые поддерживают AO. Безусловно, разница в качестве до и после активации AO есть, однако, падение производительности при включении этой функции довольно велико и не всем придётся “по карману”. Так что делать выбор между высокой скоростью или улучшенным качеством картинки придётся именно вам. Что же касается ASUS ENGTX275, то она показывает результаты, типичные для видеокарт этой серии, и подойдет тем игрокам, для которых разгон не является приоритетом.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.