Современная игровая индустрия развивается все быстрее, появляются новые более сложные с точки зрения уровня графики игры, с поддержкой
технологий, существенно поднимающих уровень реализма виртуальных миров. В такой гонке большинство любителей поиграть не всегда может поддерживать компьютер на уровне, достаточном для комфортной игры с максимально возможным качеством картинки. Однако большинство - не означает все. Есть среди игроманов особая категория людей, для которых важно только одно - максимальное качество и производительность в существующих и готовящихся к выходу играх. Специально для удовлетворения спроса в этом сегменте рынка производители "железа" уже давно разработали и активно продвигают технологии объединения производительности графических ускорителей, благодаря чему возможно обеспечить высокую частоту смены кадров даже в самых тяжелых режимах.
Недавно анонсированный ускоритель GeForce GTX 480 на базе видеопроцессора GF100 является не только одним из самых производительных среди одночиповых решений NVIDIA, но и вообще одним из самых мощных в индустрии. Разумеется, в большом списке поддерживаемых NVIDIA GeForce GTX 480 технологий числится и возможность работы в режиме SLI. Сегодня мы изучим производительность этой связки, а заодно посмотрим, что ей могут противопоставить конкуренты и каков прирост производительности тандема на базе GF100 относительно топовых SLI-решений предыдущего поколения.
С выпуском GF100 в реализации технологии SLI на уровне железа мало что изменилось. Для работы тандема требуется материнская плата и, как минимум, пара видеокарт с поддержкой SLI, а также специальные соединительные мостики. На данный момент компания NVIDIA не выпускает чипсетов с поддержкой технологии SLI для современных платформ Intel и AMD, поэтому единственным выходом для желающих собрать SLI-тандем является покупка материнской платы, основанной на соответствующем чипсете Intel.
Как мы уже отмечали при тестировании CrossFireX-тандема из пары
AMD Radeon HD 5870, современные SLI/CrossFireX-решения давно уже вышли из "детского возраста", однако для раскрытия всего потенциала таких связок нужна постоянная работа по оптимизации игр и драйверов. В драйверы NVIDIA уже давно встроены специальные игровые профили, действующие не только для SLI-тандемов, но и для одиночных видеокарт. А вот компания AMD поддержку профилей для CrossFireX-связок реализовала не так давно, и загружаются они отдельно от основного пакета драйверов. Тем не менее, отсутствие CrossFireX-профилей до недавнего времени не мешало решениям AMD занимать лидирующие позиции. Давайте посмотрим, изменится ли расстановка сил в "высшей лиге" - вотчине SLI и CrossFireX конфигураций.
⇡#Конфигурация тестового стенда, режимы тестирования и тестовое ПО
Центральный процессор |
Intel Core i7 870 @ 4,0 ГГц (182x22) |
Система охлаждения CPU |
Glacialtech F101 + 2x 120-мм вентилятора |
Материнская плата |
ASUS Maximus III Extreme |
Оперативная память |
Super Talent DDR3 @ 1890 |
Жесткий диск |
Samsung SpinPoint 750 Гб |
Блок питания |
IKONIK Vulcan 1200 Вт |
Корпус |
Cooler Master test bench 1.0 |
Операционная система |
Microsoft Windows 7 x64 Ultimate |
Версии драйверов |
Для видеокарт NVIDIA использовались драйверы ForceWare 197.17
Для видеокарт AMD использовались драйверы Catalyst 10.3 + CrossFireX Profiles 10.3 |
Участники тестирования:
- AMD Radeon HD 5870 (2 шт);
- AMD Radeon HD 5970;
- NVIDIA GeForce GTX 285 (2 шт);
- NVIDIA GeForce GTX 295 (2 шт);
- NVIDIA GeForce GTX 480 (2 шт).
Режимы тестирования температур и энергопотребления системы приведены в следующей таблице:
Режим |
Настройки |
Офисный режим |
Запуск стандартных офисных приложений. Интерфейс Aero включен |
FarCry2 DirectX 10 Benchmark |
Семь проходов, разрешение 1600x1200, 4xAA/16xAF, DX10, Ultra Detail |
FurMark 1.8.0 |
Разрешение: 1920x1200
Режим Extreme Stability
FSAA: 8x
Anisotropic Filtering: 16x
Post FX
Displacement Mapping
Xtreme Burning Mode
FurMark 1.8.0 Multi-GPU |
Тестирование в играх проводилось при следующих настройках графики:
Приложение |
Разрешение |
Варианты настроек качества картинки |
3DMark Vantage |
|
Performance, High, Extreme |
STALKER: Call of Pripyat Сцена Sun Shafts |
1680x1050, 1920x1200 |
DX10/10.1, Max. Detail, 4xAA/16xAF, Real Shadows
DX 11, Max. Detail, No Tessellation, 4xAA/16xAF, Real Shadows |
Colin MCRae DiRT 2 |
1680x1050, 1920x1200 |
DX 9 Ultra Detail, 4xAA/16xAF
DX 11 Ultra Detail, 4xAA/16xAF |
Unigine Heaven v 1.0 |
1680x1050, 1920x1200 |
DX10, High Detail, 4xAA/16xAF
DX11, High Detail, Tessellation off, 4xAA/16xAF |
FarCry2 DirectX 10 Benchmark |
1680x1050, 1920x1200 |
DX10, Very High preset, 4xAA/16xAF |
Resident Evil 5 DirectX 10 Benchmark |
1680x1050, 1920x1200 |
DX10, High Detail, 4xAA/16xAF |
Crysis v 1.2 x64 |
1680x1050, 1920x1200 |
DX10, Very High, 4xAA/16xAF |
⇡#Температура и энергопотребление
Установка дополнительной видеокарты для создания SLI/CrossFireX-связки, безусловно, не лучшим образом влияет на температуру внутри корпуса. В случае, если слоты PCI-Express на материнской плате расположены близко, даже во время работы с офисными приложениями видеокарты будут разогревать друг друга, что уж говорить о росте температуры в играх. Перед тем как устанавливать SLI/CrossFireX-связку, позаботьтесь о качественном отводе тепла из системного блока.
Для удобства восприятия, мы отразили на графиках температуру самого горячего из графических ядер того или иного тандема.
Даже без нагрузки видеокарта GeForce GTX 480, как мы уже отмечали в
одном из предыдущих обзоров, прогревается довольно сильно. В случае, когда установлена пара таких видеокарт, температура ядра ведущего ускорителя поднимается еще выше и достигает 61 градуса Цельсия, что значительно выше показателей видеокарт NVIDIA предыдущего поколения. Даже если сравнить температуру самого горячего ядра в тандеме из двух видеокарт GeForce GTX 295, она все равно окажется заметно ниже температуры GPU GeForce GTX 480. В свою очередь, GPU AMD прогреваются меньше, чем решения конкурента, разве только видеопроцессоры на Radeon HD 5970 нагреваются до сопоставимых с GeForce GTX 285 и GeForce GTX 295 значений температуры.
Игра FarCry 2 "прогревает" GPU GeForce GTX 480 очень сильно. Пожалуй, температуру GPU в 94 градуса Цельсия вполне можно назвать "антирекордом" нашего теста. Графический чип самого горячего представителя AMD - Radeon HD 5970 - оказался холоднее GeForce GTX 480 на 11 градусов и горячее двухчипового флагмана NVIDIA предыдущего поколения на 6 градусов.
За создание максимальной нагрузки на GPU отвечает утилита FurMark 1.8.0, которая позволяет одновременно загрузить сразу несколько графических процессоров. Так, в случае с парой видеокарт GeForce GTX 295, объединенных в SLI-тандем, нагружаются все четыре GPU, в результате чего, самый горячий чип разогрелся до 98 градусов Цельсия! Недалеко ушла и видеокарта GeForce GTX 480, видеопроцессор которой разогрелся до 97 градусов Цельсия. Температуры GPU двухчиповых видеокарт Radeon HD 5970 и GeForce GTX 295 также превысили отметку в 90 градусов Цельсия, но ненамного.
Проведенные нами измерения энергопотребления показывают, что для нормального функционирования разогнанной системы с установленной парой Hi-End-видеокарт вам наверняка понадобится качественный и довольно мощный блок питания. Система с двумя ускорителями NVIDIA GeForce GTX 480 при типичной, если так можно выразиться, игровой нагрузке потребляет свыше 600 Вт.
Максимальная нагрузка на графическую подсистему при помощи FurMark поднимает энергопотребление системы с установленной SLI-связкой из двух видеокарт GeForce GTX 480 аж до 823 Вт! Даже пара GeForce GTX 295 потребляет примерно на 50 Вт меньше энергии.
⇡#Синтетические тесты и игры
В режимах тестирования Performance и High среди одиночных решений лидером является видеокарта AMD Radeon HD 5870, которая оказывается быстрее своего основного конкурента - GeForce GTX 480. Однако SLI-связка из пары GeForce GTX 480 опережает тандем из двух видеокарт Radeon HD 5870, причем, во всех режимах.
Судя по результатам, тест Unigine Heaven Benchmark v 1.0 очень хорошо оптимизирован для SLI/CrossFireX-конфигураций. Прирост производительности после добавления второй видеокарты GeForce GTX 480 или Radeon HD 5870 практически двукратный! Расстановка сил в DirectX 10 режиме Unigine Heaven такова: лидером является SLI-тандем из двух видеокарт GeForce GTX 295, следом, в зависимости от разрешения, идет связка либо GeForce GTX 480 SLI, либо Radeon HD 5870 CrossFireX.
Переход к DirectX 11 немного меняет расстановку сил. Превосходство GeForce GTX 480 SLI хоть и не велико (менее 10%), тем не менее, оно сохраняется во всех разрешениях.
В FarCry 2 видеокарта AMD Radeon HD 5870 заметно проигрывает GeForce GTX 480. После активации технологий SLI и CrossFireX ситуация не меняется. Новый флагман NVIDIA по-прежнему впереди. В FarCry 2, как и в 3DMark Vantage, пара GeForce GTX 480 оказывается быстрее четырехчипового монстра GeForce GTX 295 SLI.
⇡#Тестирование. Продолжение
В игре Crysis сложно выделить явного лидера среди одночиповых решений. В разрешении 1680x1050 чуть впереди оказывается AMD Radeon HD 5870, а с ростом разрешения можно смело фиксировать ничью, если не обращать внимания на разницу в десятые доли fps в пользу GeForce GTX 480. С тандемами сохраняется похожая ситуация. В разрешении 1680x1050 разница в производительности GeForce GTX 480 SLI и Radeon HD 5870 CrossFireX невелика, особенно в минимальной частоте смены кадров. При переходе к разрешению 1920x1200 SLI-связка GeForce GTX 480 оказывается немного быстрее тандема из пары Radeon HD 5870. Что касается GeForce GTX 295 SLI, то результаты этого тандема заметно ниже, чем у GeForce GTX 480 SLI и Radeon HD 5870 CrossFireX, хотя, в общем-то, обеспечивают вполне играбельную смену кадров.
Как мы уже отмечали, в игре "Сталкер: Зов Припяти" видеокарты AMD выглядят более уверено в сравнении с представителями NVIDIA. В разрешении 1680x1050 бесспорным лидером является CrossFireX-тандем из пары ускорителей AMD Radeon HD 5870, следом за ним идет Radeon HD 5970, а затем - Radeon HD 5870. Связка из двух GeForce GTX 480 тоже выглядит неплохо, однако по минимальной и средней частоте смены кадров проигрывает даже Radeon HD 5870.
C ростом разрешения до 1920x1200 общее превосходство видеокарт AMD никуда не делось. Однако среди лидеров гонки произошли некоторые изменения и коснулись они позиции ускорителя Radeon HD 5870, который теперь уже заметно проигрывает GeForce GTX 480 SLI. Видеокарты NVIDIA, основанные на различных модификациях чипа GT200b, к сожалению, не лучшим образом проявляют себя в "Сталкере", и даже связка GeForce GTX 295 SLI не может ничего противопоставить топовым решениям AMD.
После перехода к графическому режиму, использующему DirectX 11, расстановка сил в игре "Сталкер: Зов Припяти" существенно изменилась. На первом месте по производительности оказался тандем из пары GeForce GTX 480, который заметно оторвался от ближайшего преследователя - Radeon HD 5870 CrossFireX.
Движок игры Colin McRae DiRT 2 в режиме DirectX 9 отдает предпочтение видеокартам NVIDIA. Представители семейства GeForce GTX 2xx как в SLI-режиме, так и поодиночке, довольно успешно конкурируют с сильнейшими представителями семейства Radeon HD 5xxx. Лидером в разрешении 1680x1050 оказывается пара из двух видеокарт GeForce GTX 480, причем отрыв от ближайшего из преследователей - GeForce GTX 295 SLI - по минимальному показателю частоты смены кадров довольно велик.
С ростом разрешения результаты GeForce GTX 295 SLI практически не изменились, а вот показатели связки GeForce GTX 480 SLI, наоборот, заметно поумерили свой пыл, вследствие чего она уступила место лидера "четырехголовому" монстру. В свою очередь, пара ускорителей Radeon HD 5870, работающих в связке CrossFireX, выступила довольно неплохо как в разрешении 1680x1050, так и в 1920x1200, заняв в обоих случаях третье место.
Смена графического режима на DirectX 11 не изменила расстановку сил между основными конкурентами в лице Radeon HD 5870 CrossFireX и GeForce GTX 480 SLI. Пара видеокарт NVIDIA в лидерах как по минимальной, так и по средней частоте смены кадров.
В игре Resident Evil 5 c ростом разрешения показатели одиночных видеокарт, как им и положено, несколько снижаются. Это справедливо и для результатов двухчиповых Radeon HD 5970 и GeForce GTX 295, а также связки GeForce GTX 285 SLI. Однако с результатами топовой тройки происходит странная аномалия - при переходе к разрешению 1920х1200 они растут! Сложно сказать, чем это вызвано. Очевидно одно - для выбранного режима тестирования в этой игре мощности центрального процессора недостаточно, чтобы раскрыть весь потенциал столь мощных конфигураций видеоадаптеров.
Для наглядности, мы свели информацию о приросте производительности после активации SLI и CrossFire-режимов во всех протестированных нами играх и тестах на одном графике. Для оценки прироста в играх мы выбрали средней показатель частоты смены кадров.
Если говорить в целом, то прямое сравнение GeForce GTX 480 SLI и Radeon HD 5870 CrossFire говорит о лучшей масштабируемости SLI-тандема. Обратите внимание, что зачастую связка из пары GeForce GTX 285 масштабируется лучше своего старшего брата - GeForce GTX 480. Это связано с тем, что производительности нашего центрального процессора недостаточно для полноценного раскрытия возможностей GeForce GTX 480 SLI в использованных при тестировании графических режимах.
⇡#Выводы
На сегодняшний день сложно найти игру, для которой производительности даже одного топового ускорителя AMD или NVIDIA было бы недостаточно. Однако если вы предпочитаете не только скорость, но и максимально возможное качество картинки, то потенциал, которым обладают современные SLI/CrossFireX-тандемы, вам явно пригодится. Сегодняшнее тестирование показало, что пара видеокарт GeForce GTX 480, работающих в режиме SLI, обеспечивает лучшую производительность в сравнении с CrossFireX-связкой видеокарт Radeon HD 5870. Однако перед тем, как идти в магазин, внимательно взвесьте все "за" и "против", и только потом принимайте окончательное решение.
Отметим, что желающим построить SLI-тандем из пары видеокарт GeForce GTX 480 следует в первую очередь обзавестись мощным блоком питания (около 1 кВт), а также организовать качественное охлаждение внутри корпуса, иначе дорогостоящая покупка вместо радости может принести целый ряд разочарований.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.