⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор беззеркальной камеры Olympus PEN-F: уроки истории
Когда Olympus вместе с Panasonic впервые сообщили о создании системы Micro Four Thirds, давшей начало тому течению камер, которое мы теперь называем «беззеркалками», идеальный результат представлялся таким: изящная «дальномерка» времен расцвета пленочной эпохи, снимающая в цифре на уровне зеркалки. Olympus неуклонно следует этой стратегии, одну за другой «возрождая» свои классические камеры: сначала взяв просто концепцию PEN, затем почти в точности воссоздав знаменитую OM, а теперь обратившись к серии PEN F. Новинка должна вернуть жизнь в линейку PEN, слегка оттесненную на периферию внимания очень успешной серией OM-D: она получила фирменный 5-осевой матричный стабилизатор с возможностью создавать 50-мегапиксельные снимки, электронный видоискатель разрешением 2 360 тыс. точек, поворотный 3-дюймовый дисплей и другие прелести, знакомые по модели OM-D E-M5 II – только с новым 20-мегапиксельным сенсором и в миниатюрном металлическом корпусе, лишенном влагозащиты. Мы словно бы говорим о смартфонах – наряду с обычным флагманом, в линейке Olympus теперь есть и флагман «имиджевый», камера, которая привлекает и качеством съемки, и функциональностью, и дизайном. ⇡#Технические характеристики
⇡#Внешний вид и эргономичностьПреемственность между новой PEN-F и ее предтечей из 1963 года даже не нужно искать – всё на виду: слегка ассиметричный корпус без ручки для хвата правой рукой; переключатель справа от байонета; характерный рычажок на верхней грани слева. Пусть назначение рычажков и селекторов совершенно иное в цифровую эру, фамильный дух передан здорово. Камера, безусловно, очень красивая, особенно в серебристо-черной версии, а не полностью черной, как у нас. Визуальные впечатления подкрепляются и тактильными – корпус выполнен из алюминия с покрытием из магниевого сплава и вставками под кожу в местах соприкосновения с руками. Красота требует жертв – в данном случае небольших. Камере логичным образом не хватает ручки для более комфортного хвата, пусть даже PEN-F — очень небольшой аппарат, — чтобы удержать его, не нужно прилагать каких-то сверхусилий, благо тут несколько помогает выступ для опоры большого пальца на тыльной поверхности. Тем не менее одним из самых популярных аксессуаров для PEN-F будет дополнительная металлическая ручка ECG-4. Габариты Olympus PEN-F — 125 × 72 × 37 мм, масса – 427 граммов. Несмотря на встроенный видоискатель и поворотный во всех плоскостях дисплей, камера очень близка по размерам к предшественнице на почетном посту «главный PEN» E-P5. Говоря о топовых беззеркальных камерах вроде Fujifilm X-Pro2 или Panasonic Lumix GX8, мы часто вынуждены делать поправку: «Это не самая компактная камера, но по сравнению с зеркальными аналогами…». Здесь никаких поправок – даже в комплекте с двумя-тремя объективами PEN-F не займет много места в обычном рюкзаке, не говоря уже о том, что специальный кофр не нужен вовсе. На фронтальной панели, помимо байонета с кнопкой высвобождения объектива, расположена крупная лампа подсветки автофокуса, программируемая кнопка, на которую по умолчанию повешен предпросмотр диафрагмы, и тот самый старомодный селектор. Если на прежней PEN F он позволял выбрать выдержку, то здесь это орган управления цветом и светом – фирменными «фишками» современной Olympus, предусматривающими максимально подробную внутрикамерную настройку JPEG. На правой грани под одной крышкой находятся оба интерфейса: и HDMI, и USB. На левую грань вынесен динамик. Слева на верхней панели фамильный элемент: 50 лет назад еще был нужен рычаг перемотки пленки, теперь же это обычный выключатель – красивый, аналоговый. Справа мы видим еще одну деталь, заставляющую смахнуть слезу умиления, – в кнопку спуска встроена резьба для спускового тросика; раньше на своих цифровых камерах таким баловались только еще одни адепты ретро – Fujifilm. Помимо этого, здесь есть и более привычные вещи: горячий башмак, стереомикрофон, селектор режимов с кнопочкой блокировки, клавиша пуска видеозаписи, диск экспокоррекции. А кнопка спуска окружена многофункциональным кольцом. Снизу находится отсек для батареи и карты памяти, а также штативное гнездо, расположенное к этому самому отсеку слишком близко, чтобы не перекрывать к нему доступ во время установки PEN-F на штатив. Большую часть тыльной стороны занимает поворотный дисплей, но при этом в углу находится место для видоискателя с крохотным диском диоптрийной коррекции. Правее — программируемая клавиша, рычажок регулировки светов/теней, второй селекторный диск и набор обязательных клавиш (пятипозиционная клавиша навигации с дополнительными функциями на ее «лучах» и в центре), кнопка увеличения зоны изображения, вызова меню, смены отображаемой на экране информации, воспроизведения и удаления снимков. Еще одна программируемая клавиша находится на выступе для большого пальца. ⇡#Управление, дисплей и видоискательУправление построено так же, как и на камерах серии OM-D, удобно и просто: здесь есть достаточное число аппаратных клавиш и селекторов, в том числе и перепрограммируемых, дополняемых быстрым меню и дисплеем с сенсорным покрытием. Органы управления в большинстве своем довольно удачно расположены, обладают хорошей отдачей; не понравилась мне разве что пятипозиционная навигационная клавиша со слишком тонким ободом и тугим, нечетким ходом. Селектор на фронтальной панели, получивший имя Creative Dial, выполняет в большей степени декоративную функцию, обеспечивая преемственность. Он дает быстрый доступ к режимам работы с цветом и светом в JPEG, не допуская переназначения своих функций – а жаль, сюда было бы удобно повесить более необходимые опытному фотографу вещи. Стоит сказать и о специальном рычажке, позволяющем в одно движение менять соотношение цветов и теней, – он находится под селектором режимов на тыльной панели. Слабое место как модели PEN-F, так и других камер Olympus – основное меню, где большая часть функций спрятана на одном экране в подразделах, в которые приходится очень глубоко зарываться в поисках необходимого. К экрану Live View, на который можно вывести и основные параметры съемки, и гистограмму, и сетку, и виртуальный горизонт, причем как по горизонтали, так и по вертикали, таких претензий не возникает. Как и к быстрому меню, вызываемому на экран центральной клавишей навигационного блока. Сам по себе дисплей неплох: ЖК, три дюйма, 1 037 000 точек – разрешение далеко не предельное, но картинка довольно четкая, с хорошей и правильной цветопередачей и достойными углами обзора. Очень важно, что дисплей поворачивается во всех плоскостях, чего не ждешь от компактной камеры. И конечно, есть сенсорное покрытие, помогающее быстро выбрать точку фокусировки – это главное его достоинство, благодаря которому сенсорные экраны появляются сейчас и в серьезных профессиональных аппаратах. Также, конечно, можно делать снимки и прикосновением к дисплею. Видоискатель почти тот же самый, что на OM-D E-M5 II, – OLED с 2 360 000 точек с 100% обзором, лишенный проблем с частотой обновления при искусственном свете, но все-таки чуть медлительно работающий с искусственным светом. Однако у PEN-F доступно увеличение 1,23х, а у E-M5 II – 1,48x. Должны же быть у старшей модели какие-то преимущества. ⇡#Функциональность и автофокусOlympus PEN-F получила новый сенсор на 20,3 мегапикселей, догнав Panasonic Lumix GX8 – раньше GX8 был одинок на вершине с рекордным для системы Micro Four Thirds разрешением матрицы. Причем сенсор вдобавок лишен низкочастотного фильтра, что чревато получением муара на снимках с периодической структурой в кадре, — впрочем, с возможностями и внутрикамерной программной обработки JPEG, и постобработки на фоторедакторе бояться муара больше не надо, зато можно получить более детализированную, резкую картинку. Раньше отсутствием низкочастотного фильтра могла похвастать только Fujifilm, за счет фирменной технологии расположения пикселей X-Trans CMOS избавленная от проблем с муаром, теперь же многие фотобренды, начиная с Nikon, продолжая Pentax и Sony, спокойно отказываются от фильтра и на обычных матрицах, это естественный ход вещей. С матрицей работает процессор TruePic VII – не новый, хорошо знакомый еще с модели OM-D E-M1, вышедшей, напомню, в 2013 году. Как бы то ни было, сказать что-то плохое о скорости работы PEN-F нельзя. Серийная съемка доступна с максимальной скорость до 10 кадров в секунду с механическим затвором и до 20 кадров секунду с электронным. Буфер обмена при этом тоже довольно объемный: у меня получилось отснять серию до 25-30 кадров в формате RAW, в зависимости от условий, и до 50 кадров в формате JPEG. По достижении этого порога аппарат продолжает съемку мелкими сериями с задержкой. При снижении скорости до пяти кадров в секунду длина серии вырастает вдвое для RAW и до полного заполнения карты памяти для JPEG. Карта памяти, кстати, только одна – серьезное репортажное применение камеры с дублированием информации не предусматривается производителем. Включается Olympus PEN-F менее чем за секунду, лаг затвора незаметен. Механический затвор допускает выдержки вплоть до 1/8000 секунды, электронный – до 1/16000 секунды. Проблема съемки на открытой диафрагме в солнечный день отсутствует. Также электронный затвор можно использовать для бесшумной съемки, что очень полезно для уличных фотографов – одной из ключевых целевых аудиторий PEN-F. Правда, при пользовании электронном затвором стоит помнить об эффекте rolling shutter с артефактами, сопутствующими построчной развертке: изредка — «плывущим» изображением, чаще – полосатой картинкой при съемке с искусственным светом (особенно – на сверхкоротких выдержках). Автофокус здесь стоит тот же, что и на OM-D E-M5 II, – контрастный, с 81 зоной. Гибридная схема, с совмещением контрастных и фазовых датчиков, остается преимуществом топовой модели E-M1. Выбор точек удобно совершать либо, повторюсь, через сенсорный экран, либо нажатием левой клавиши навигационного джойстика. Причем в сенсорном режиме можно выбирать один из четырех размеров точки, вплоть до почти полного заполнения экрана. Фокусировка осуществляется очень быстро, но с неизбежными проблемами контрастной схемы с фиксацией на переднем плане – иногда в самых неожиданных ситуациях фокус начинает плавать. Особенно на это обращаешь внимание при портретной и предметной съемке. Также не очень здорово работает автофокус PEN-F в следящем режиме, допуская ошибки. Зато хорошо работает фокусировка в условиях слабого освещения (по моим ощущениям, работает уверенно вплоть до -3EV) и в режиме распознавания лиц – схватывая их быстро и четко. При ручной фокусировке доступно масштабирование зоны фокусировки и focus peaking – подсветка краев объектов в зоне резкости (подсветка регулируется как по размеру, так и по цвету). Датчик экспозамера – классический TTL с 324 зонами, работает вполне уверенно, претензий по автоматическому определению экспозиции у меня практически не было, почти всегда это происходит корректно. Важнейший плюс PEN-F, как и других старших камер Olympus, – встроенная стабилизация, самая эффективная на рынке. За счет пятиосевого стабилизатора аппарат умеет компенсировать до пяти ступеней экспозиции, по заверениям производителя. На практике это означает, что снимать при плохих условиях освещения можно за счет более длинной выдержки, а не повышения ISO. Получить несмазанный снимок на широком угле у меня получается на выдержке до 1/3 секунды. Стабилизатор работает также и при съемке видео, причем в сравнении с первой E-M5, на которой Olympus применил его впервые (правда, в более простой модификации), шумит значительно меньше – но услышать шум мотора, если приложить ухо к корпусу, все равно можно. Дополнительный плюс стабилизатора – способность склеивать снимки сверхвысокого разрешения за счет микродвижений матрицы. Если Olympus OM-D E-M5 II умела таким образом делать 40-мегапиксельные снимки, то PEN-F из-за сенсора более высокого разрешения научилась склеивать 50-мегапиксельные (8160 × 6120) снимки в формате JPEG и 80-мегапиксельные (10368 × 7776) в формате RAW. Так как для этого фотоаппарату необходимо сделать 8 снимков, подобный режим доступен только при жесткой фиксации камеры в неподвижном состоянии – на штативе или какой-нибудь опоре. Но для пейзажной и, главное, архитектурной съемки такое решение подходит превосходно – особенно если учитывать, что фотографии, сделанные в этом режиме, лишены краевого эффекта в отличие от камер с «естественным» огромным разрешением (вроде Nikon D810, Canon 5DS или Sony a7R II). Встроенная вспышка не предусмотрена, зато в комплекте с PEN-F идет внешняя вспышка FL‑LM3, устанавливаемая на горячий башмак. Очень примечательная, надо сказать, вспышка – при ведущем числе 9.1 на ISO 100 и синхронизации на 1/250 секунды она обладает поворотной головкой, что просто-таки нонсенс для встроенных/комплектных вспышек. Очень приятный бонус, хорошо, впрочем, знакомый по E-M5 II. Режимы работы – вполне стандартные: полный автомат, P/A/S/M, четыре пользовательских и видеосъемка. Сюжетных режимов, характерных для любительских камер, здесь нет. Зато есть изобилие возможностей для работы с цветом и светом. Конечно же, как и подобает камере Olympus, PEN-F работает с Live Composite (интервальная съемка с заданной выдержкой и автоматической склейкой результата) – фирменным режимом для съемки звездных треков, молний и фризлайта. Также есть встроенный Wi-Fi, который дает возможность работать с камерой при помощи смартфона или планшета, используя их или в качестве удаленного видоискателя, или перекидывая фотографии и видео без помощи проводов или кард-ридера. NFC не предусмотрен, зато можно «подружить» смартфон и фотоаппарат за счет считывания выводимого на дисплее PEN-F QR-кода, не вводя пароль. ⇡#ВидеосъемкаOlympus PEN-F не предназначена для серьезной профессиональной видеосъемки – в этом плане это чисто любительское устройство, но выдающее неплохой результат. Предельное разрешение – 1920 × 1080, Full HD. Частота – до 60 кадров. Битрейт – до 52 Мбит/с, при понижении частоты до 30 кадров в секунду битрейт вырастает до 77 Мбит/с (режим All-Intra). Скачать оригинал видеофайла (MOV, 130 Мбайт) Главный плюс PEN-F как аппарата для видеосъемки – рабочий стабилизатор. Минусы: отсутствие разъемов и для внешнего микрофона, и для наушников, не слишком качественно работающий непрерывный автофокус, отсутствие возможности 4К-видеосъемки. Есть, правда, интервальная съемка в формате 4K, но это совсем другое. Зато есть возможность накладывать на снимаемый ролик фирменные арт-фильтры и применять «эхо»-эффекты, добавляющие к движущимся в кадре объектам «шлейфы». ⇡#ФотосъемкаMicro Four Thirds как была, так и остается наиболее насыщенной оригинальной оптикой беззеркальной системой. Подчеркиваю слово «оригинальной» — за счет короткого рабочего отрезка через те или иные переходники на системные камеры, в том числе и полнокадровые Sony, можно «надеть» почти любой из выпущенных ранее объективов – но без поддержки автофокуса, конечно. Здесь же мы говорим о специально разработанной оптике – в том числе и Panasonic, байонет у системы единый. PEN-F я в основном тестировал с зум-объективом 12-40mm f/2.8 PRO, позволяющим уверенно раскрыть потенциал камеры. Исключение в галерее – портрет. Его я сделал на 45mm f/1.8. Пару раз выше я уже упоминал о колесе Creative Dial. На него вынесены несколько функций: две из них нам хорошо знакомы по прошлым камерам Olympus (тонирование снимка каким-либо цветом с контролем насыщенности и арт-фильтры с гибкой настройкой каждого), а два появились только сейчас – режим контроля черно-белых профилей изображения и режим контроля цветовых профилей. В черно-белом режиме можно воспользоваться опциями тонкой настройки изображения с помощью кривых, настройкой эффекта зернистости, корректировки теней и нескольких предустановленных черно-белых фильтров с возможностью настройки каждого. Режим контроля цветовых профилей также предусматривает применение трех предустановок и позволяет произвести тонкую настройку изображения с помощью кривых. В нем можно настраивать по принципу «цветового круга» насыщенность 12 цветов с 11 уровнями для каждого. Есть и фирменный баланс по свету и теням, позволяющий, не прибегая к помощи HDR, получить снимок с расширенным динамическим диапазоном. HDR, впрочем, тоже есть, с гибкими настройками по числу кадров и выставляемой на них экспозиции. Помимо представленных на Creative Dial, есть и общие цветовые профили, регулируемые через меню. В итоге Olympus PEN-F открывает невиданные возможности фотографу, который снимает в JPEG, не заморачиваясь с обработкой снимков в редакторе. Очень порадовала работа камеры по автоматическому определению баланса белого – в темноте при свете ламп накаливания возможен некоторый крен в сторону зеленого, но в целом PEN-F работает довольно ровно. Это хорошо заметно по нашему тестированию камеры на работу с различным ISO. По работе на высоких ISO Olympus PEN-F очень схож со своим собратом по матрице Panasonic Lumix GX8: минимальное ISO 200 – недостаток сенсора. А вот вполне уверенный рабочий диапазон вплоть до ISO 6400 – достоинство. С учетом возможностей стабилизатора и, соответственно, съемки на длинных выдержках, камера отлично подходит для работы в сложных ситуациях со светом. Шумоподавление работает достаточно корректно, соблюдая баланс между избавлением от зерна и сохранением деталей - чтобы получить нормальный JPEG, можно довериться автоматике. Чуть огорчает разве что настройка автоматического ISO, позволяющая задать минимальное и максимальное значение светочувствительности, но не дающая настроить минимальное значение выдержки. Впрочем, если камера упирается в ограничение ISO, происходит увеличение выдержки, а не светочувствительности, для камеры в приоритете именно порог ISO, что логично с учетом эффективного стабилизатора. Картинка Olympus PEN-F хороша своей детализацией. За счет использования электронной передней шторки (для этого необходимо включить режим anti-shock) снижается ущерб, наносимый четкости изображения сотрясением механического затвора. Как следствие – высокий уровень микрорезкости. Динамический диапазон неплох для камеры системы Micro Four Thirds, но это не самая сильная сторона PEN-F. Ее сильная сторона – это, конечно, цветопередача, характер картинки. Причём, как нетрудно догадаться по написанному выше, PEN-F хороша именно качеством, выдаваемым в JPEG. Получаемые с нее RAW-файлы, безусловно, пластичнее, позволяют серьезнее работать с изображением, но претензий к JPEG возникает минимум. cameragallery
⇡#Автономная работаOlympus PEN-F, как и многие ее предшественницы, комплектуется литий-ионной батареей BLN-1 емкостью 9,3 Вт*ч (1220 мА*ч, 7,6В). Заявленный ресурс по замерам CIPA – 330 снимков. Реальные показатели не упадут ниже заявленных и могут быть заметно выше, в зависимости от условий съемки и использования видоискателя или дисплея. Причем чем активнее используется видоискатель – тем меньше будет ресурс. У меня камеры вполне хватало на съемочный день на MWC – это около 350-360 снимков. Ничего особенного для беззеркалки, нормальный средний уровень, рекомендую сразу обзавестись несколькими аккумуляторами и носить их с собой. К сожалению, с USB-зарядкой PEN-F не дружит, можно использовать только автономное зарядное устройство. ⇡#ЗаключениеOlympus PEN-F смело заходит на территорию, давно облюбованную Leica, – туда, где удовольствие от работы с камерой ходит рука об руку с получаемым от нее результатом. Это чрезвычайно стильный аппарат, в металлическом корпусе, с солидным шлейфом истории за спиной – и вся его рекламная кампания построена в первую очередь на демонстрации его премиальности. Но без жертв в плане функциональности. По сути своей это OM-D E-M5 II со всеми ее достоинствами вроде 5-осевого стабилизатора, высокой скорости серийной съемки, поворотного дисплея с сенсорным покрытием, россыпью программных эффектов, только с новым, улучшенным сенсором более высокого разрешения и расширенными возможностями по внутрикамерной работе с JPEG. Без пыле- и влагозащиты и с чуть более простым видоискателем, но при этом в более компактном корпусе. Но Olympus PEN-F – это дорогой фотоаппарат: за версию без объектива просят 90 тысяч рублей. Вполне справедливая плата за сочетание имиджа и больших возможностей: да, вы получите небольшую, очень красивую и здорово снимающую камеру, пользоваться которой – одно удовольствие, но и отдать за нее придется много. Достоинства:
Недостатки:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|