⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор зеркальной камеры Canon EOS 5D Mark IV: возвращение короля
Управление, дисплей и видоискатель Менять схему управления в профессиональных камерах Canon или Nikon – еще более опасная затея, чем менять дизайн. Рука сама тянется к привычным точкам, чтобы включить ту или иную функцию, – постоянный пользователь в данном случае ценнее, чем случайный покупатель, которому удобнее все делать через сенсорный экран… Но стоп, здесь тоже есть сенсорный слой – Canon вслед за Nikon не испугалась использовать этот «любительский» элемент управления в EOS 5D. И правильно сделала – мотай на ус, Fujifilm. С помощью чувствительного экрана можно быстро выставлять точку фокусировки и мгновенно переключаться между разделами в основном меню или отдельными параметрами – в быстром. Это здорово экономит время, а значит, помогает в работе, где не бывает мелочей. В остальном все привычно – два ключевых селектора, большой набор программируемых клавиш (о них я уже сказал выше) и джойстик для управления точкой фокусировки. Если вы привыкли выбирать ее вслепую при наведении по видоискателю, – то с джойстиком, конечно удобнее, хотя сенсорная панель остается активной и в таком формате. Переключатель режимов работы блокируется специальной клавишей. Кнопки различаются и по форме, и по тому, насколько они утоплены в корпус, некоторые снабжены пиктограммами – очень быстро привыкаешь «рулить» камерой, не отвлекаясь от видоискателя. Есть блокиратор тыльного селекторного диска. Быстрое меню можно настраивать вручную, выбирая, что именно на него выводить. Набор доступных параметров обширный, как и количество доступных слотов. Про удобство выбора за счет сенсорного экрана я уже сказал выше. Основной интерфейс переехал с предыдущих зеркалок Canon – но владельцам Mark III он покажется слегка непривычным из-за чуть изменившегося дизайна и пронумерованных (а не просто отмеченных точками) подпунктов. Переключаться между ними тоже можно, просто касаясь пальцем дисплея. Камера помнит, где именно вы остановились в каждом из подменю, – не приходится каждый раз начинать с верхней точки. На экран Live View, помимо параметров съемки, можно выводитьсвое собственное быстрое меню, сетку, гистограмму и виртуальный горизонт – в этом плане EOS 5D Mark IV уже не уступает беззеркалкам, особенно с учетом фокусировки Dual Pixel AF, о которой подробнее я расскажу ниже. Сам дисплей, сохранив размеры (3,2 дюйма), получил большее разрешение (1,62 млн точек против 1,04 млн у Mark III), отличается хорошими углами обзора, цветопередачей и достаточной яркостью, чтобы не вызывать затруднений при записи, например, видео в солнечный день. Но, к сожалению, он не поворотный — в некоторых вещах Canon излишне консервативна. Представители компании оправдывают это заботой о надежности – но сделать надежный поворотный механизм, в том числе и пылевлагозащищенный, не так уж сложно – что и доказывает та же Nikon c моделями D750, D500 и даже D5. А пользы для съемки с необычных ракурсов было бы очень много. Видоискатель обеспечивает стопроцентный угол обзора и коэффициент увеличения 0,71х. Помимо обычных достоинств видоискателя на полнокадровой зеркальной камере (крупный, светлый), он может порадовать полупрозрачным ЖК-дисплеем, на который можно вывести вещи, которые более привычно видеть в Live View: тут и текущие параметры съемки, и сетка, и гистограмма, и тот же виртуальный горизонт (с отображением отклонения как по горизонтали, так и по вертикали). Все это настраивается в меню. Очень удобно. Наглазник, как и прежде, крупный и хорошо ограничивает поле зрения сверху и по краям. Снизу могут быть засветы от экрана – впрочем, его можно отключить при необходимости. ⇡#Функциональность и автофокусКонструктивно Canon EOS 5D Mark IV наследует все еще актуальному Mark III – но с улучшениями по всем моментам. Сенсор получил разрешение в 31,7 мегапикселя, из которых эффективных – 30,4. Низкочастотный фильтр на месте – детализация слегка ниже, чем могла бы быть, зато муара можно не опасаться. Процессор – DIGIC 6+, такой же, как на Canon EOS 1Dx Mark II. Скорость съемки теоретически выросла – с шести кадров в секунду до семи при отключенной функции Dual Pixel RAW, визировании по видоискателю и со следящим автофокусом. C включенной надстройкой скорость падает примерно вдвое, в режиме Live View – опять же со следящим автофокусом – она достигает 4,3 кадра в секунду. Проверить буфер обмена у меня, к сожалению, возможности не было – за неимением карточки CF UDMA 7 или SD UHS-II (в наличии оказалась только UHS-I) – мои измерения заведомо некорректы и значения будут меньше заявленных. А заявлены 21 кадр в формате RAW и съемка до заполнения карты памяти в формате JPEG. В данном случае нет смысла не доверять компании-производителю, в таких вещах они не лгут, но надо делать поправку на условия съемки, включенные системы постобработки снимков и светочувствительность – чем выше ISO, тем меньше будет серия. На моей SD формата UHS-I серия в формате JPEG + RAW с включенным Dual Pixel RAW на ISO 640 длилась 7 кадров, а с выключенным – 13 кадров. Несмотря на сохранившиеся на первый взгляд параметры, обновлен и автофокус. Та же 61 точка, из которых 41 – крестового типа, а 5 – двойной крест. Но область покрытия слегка увеличена, что дает чуть больше возможностей при следящей фокусировке. Доступно как наведение по одной точке, так и группировка нескольких точек в единое целое – ну и задействование всей области, конечно. Рассчитывать на слежение по всей области кадра, как, например, у Sony a6300, впрочем, не стоит – здесь объект стоит держать ближе к центру кадра. В таком режиме цепкость и скорость фокусировки не вызывают никаких вопросов – для портретной, анималистической или макрофотографии система автофокуса Canon EOS 5D Mark IV подходит прекрасно. Для спортивного репортажа она тоже вполне применима, но с ней нужно учиться работать. Впрочем, тут может здорово помочь технология iTR, смысл которой в совместной работе модулей автофокуса и экспозиции – автоматика за счет этого лучше определяет объекты в кадре и способна более успешно подстраивать фокус под ситуацию. А вот в плане фокусировки в режиме Live View по сравнению с Mark III произошел настоящий прорыв. Фазовые датчики, расположенные прямо на матрице, в ее пикселях с двумя отдельными фотодиодами, помогают схватывать объект ненамного медленнее, чем при работе через видоискатель, и, соответственно, отдельный модуль автофокуса. А площадь покрытия аналогична всему кадру – для сюжетов с необходимостью слежения Live View подойдет даже лучше. Впрочем, по скорости и цепкости в большинстве ситуаций такая фокусировка все-таки уступает традиционной – но не слишком значительно. В EOS 5D Mark IV используется механический затвор, способный работать с выдержками вплоть до 1/8000 секунды, – стандартный диапазон для профессиональной и полупрофессиональной техники. Затвор имеет функцию тихого срабатывания при работе с Live View, однако не совсем бесшумного – пусть тихий, но звук он издает. За экспозамер отвечает TTL-датчик с разрешением в 150 000 пикселей, ведущий измерение в 252 точках. Справляется со своей задачей он уверенно, каких-либо претензий к его работеза время тестирования у меня не возникло. Экспокоррекция доступна в диапазоне от -5 до +5 EV. Набор режимов работы переехал напрямую с Mark III: полный автомат, P/A/S/M и три пользовательских режима. Встроенного стабилизатора в камере нет, как и вспышки. Зато есть встроенный Wi-Fi вместе с NFC – эти технологии добрались и до «пятерки». Можно вполне успешно передавать снимки на мобильное устройство при установке приложения Canon Camera Connect для Android или iOS. Доступно также и удаленное управление камерой с возможностью регулировки некоторых параметров. ⇡#ВидеосъемкаCanon одним прыжком догнала конкурентов из Sony, Nikon и Panasonic и научила 5D снимать 4К-видео – с частотой 30 кадров в секунду и огромным битрейтом: 500 Мбит/с. Последнее и хорошо (можно использовать отдельные кадры как фотографии), и не очень – это выливается в гигантский вес файлов и повышенную требовательность к носителям. Карточки SD стандарта UHS-I, к примеру, хватает лишь на 15 секунд записи в таком формате. Тем не менее Canon явно рассчитывает добавлением этой опции привлечь не только фотографов-энтузиастов, но и видеографов. Разъемы для микрофона и наушников свидетельствуют об этом же – хотя они, конечно, были и на Mark III. Съемка в максимальном разрешении доступна только в формате Motion JPEG, тогда как в Full HD (на 30 и 60 кадрах в секунду – последнего, к слову, не было в Mark III) можно снимать и при использовании формата H.264. Дополнительными плюсами при видеосъемке будут отличный, вполне рабочий в видеорежиме автофокус, а также полная доступность ручных настроек. Пример видеосъемки на Canon EOS 5D Mark IV (4K, 30p) Скачать оригинал (1,04 Гбайт) Но есть и аргументы против такого применения 5D Mark IV. Во-первых, порт HDMI не позволяет вести трансляцию на внешний источник в формате 4К – только Full HD. Это здорово ограничивает профессиональное использование камеры как способа писать видео в ультравысоком разрешении. Другой момент – использование для записи только центральной части сенсора (кроп 1,74х), что экстремально сужает угол зрения – при подборе оптики постоянно придется учитывать этот момент, а съемка со сверхшироким углом обзора и вовсе становится недоступной. Ну и наконец, заметные проблемы с эффектом «плавающего затвора» (rolling shutter). Пример видеосъемки на Canon EOS 5D Mark IV (Full HD, 50p) Скачать оригинал(1,3 Гбайт) К сожалению, по совокупности факторов Canon EOS 5D Mark IV уступает в плане видеосъемки ключевым конкурентам – в первую очередь Sony a7R II и Panasonic Lumix GH4, пусть даже у последнего значительно меньше матрица. ⇡#ФотосъемкаCanon EOS 5D Mark IV, несмотря на статус, вроде бы не предполагающий заигрывания с новичками, имеет в арсенале и полностью автоматический режим, где на откуп камере отдаются вообще все параметры съемки. Также есть различные методы внутрикамерной обработки снимков: можно компенсировать аберрации, программно повышать динамический диапазон в JPEG, работать с оптическими искажениями объективов. Камера обходится почти без «спецэффектов» – их место занимают фирменные фильтры, накладываемые на HDR-склейку, которые опять-таки знакомы многим еще по Mark III. Не самая нужная функция, но непосредственно с HDR (без накладывания фильтров) камера работает отменно – во-первых, делает это довольно быстро, тратя не более трех секунд на склейку, а во-вторых, сохраняет исходники в RAW – при необходимости склейку можно переделать самостоятельно в фоторедакторе. Умеет камера работать и с мультиэкспозицией, причем проставляя дополнительные акценты на контрасте. На месте и регулировки цветопередачи (Picture Control) – причем можно как настраивать каналы вручную, так и воспользоваться предустановками: от «пейзажа» до традиционного монохрома. Выше – примеры снимков с различными типами Picture Control. По поводу ассортимента оптики, доступной для Canon EF-mount, ничего нового сказать нельзя – это по-прежнему один из двух самых популярных в мире байонетов, наряду с Nikon F-mount. Камеру мы тестировали с целым рядом объективов, главными из которых были 24-70mm f/2.8L II USM и 100mm f/2.8L Macro. Прекрасная полнокадровая оптика с достойной резкостью, скоростью и цветопередачей. Dual Pixel RAW – одна из ключевых особенностей Canon EOS 5D Mark IV, выделяющая камеру на общем фоне. Это побочный эффект использования двух фотодиодов на каждом пикселе матрицы, которые, помимо прочего, позволяют использовать фазовую фокусировку в Live View. При активации Dual Pixel RAW камера записывает информацию с каждого из них, сохраняя в RAW параллакс от расположенных бок о бок диодов. Из-за этого снимки весят значительно больше – от 65 до 85 Мбайт, а камера работает заметно медленнее. Из-за микроскопического расстояния между диодами и параллакс сохраняется небольшой – но тем не менее в фоторедакторе можно двигать фокус и смещать боке. Совсем немного, но это может здорово помочь при минимальных промахах фокусировки. Также за счет Dual Pixel RAW можно снижать паразитную засветку – но опять же не стоит ждать чуда: это довольно тонкий инструмент, который не меняет кардинально восприятие фототехники. И на данный момент он поддерживается только фирменным программным обеспечением Canon Digital Photo Professional 4. Впрочем, нет никаких сомнений в том, что поддержка Dual Pixel RAW войдет в портфель широко распространенных фоторедакторов. К работе автоматики не придерешься – про точность экспозамера я уже писал выше, стоит добавить и про уверенную работу автоматического баланса белого. Даже в сюжетах со светом ламп накаливания тона если и теплее должного, то не слишком значительно. Скачать RAW-файлы (1,06 Гбайт) Несмотря на выросшее разрешение, Canon EOS 5D Mark IV работает на высоких ISO столь же уверенно, как и Mark III. Признаки деградации картинки появляются только на ISO 3200 – но не слишком значительные. На ISO 6400 уже можно заметить шумы и падение детализации – и именно это значение стоит признать конечным при разговоре о полностью рабочей светочувствительности. На ISO 12800 тоже вполне можно снимать – если вам не требуется печатать снимки большим форматом. Для публикации в Интернете полученного качества картинки будет вполне достаточно – это пороговое значение для репортажника. С учетом разрешающей способности сенсора очень достойный уровень. В плане качества картинки на невысоких значениях светочувствительности же прогресс заметен сразу – причем выросла не только детализация, что читалось уже по характеристикам, но и динамический диапазон – слабое место прошлых «пятерок». В JPEG цветопередача вполне естественная – в некоторых ситуациях она может показаться слегка тускловатой, но это уже дело вкуса. RAW при этом чрезвычайно пластичен и позволяет очень мощно «вытягивать» снимки как в тенях, так и в светлых участках. Canon EOS 5D Mark IV- gallery
Скачать первую часть RAW-файлов (1,32 Гбайт) Скачать вторую часть RAW-файлов (1,14 Гбайт) ⇡#Автономная работаВ Canon EOS 5D Mark IV используется обновленная версия классической батареи LP-E6 – с индексом N и повышенной на 0,7 Вт·ч емкостью. По заявлению производителя, ее хватает на 900 снимков по стандарту CIPA. С этим заявлением остается только согласиться – точное время автономной работы будет колебаться в зависимости от характера использования камеры, температурных условий, активности задействования модулей GPS и Wi-Fi, но на 1000 кадров можно вполне рассчитывать. Это нормальный показатель для современной зеркалки. В меню можно увидеть точный показатель оставшегося заряда в процентах. ⇡#ЗаключениеCanon не ударила в грязь лицом, обеспечив актуальность «пятерки» еще на несколько лет вперед, несмотря на многочисленные разговоры о теряющих позиции зеркалках. Да, это по-прежнему крупная и тяжелая камера, но по своей универсальности Mark IV оказывается если не в лидерах, то уж как минимум среди них. Это не компромиссный аппарат, заточенный либо под репортажную работу на высоких ISO, либо под максимальное разрешение в студии или на съемке пейзажей, – камера эти вещи вполне уверенно сочетает. Причем у Canon получилось в этот раз создать сенсор без проблем с динамическим диапазоном, чем компания регулярно грешила ранее – претензий ни по этой части, ни по детализации, ни по съемке в темноте предъявить нельзя. Автофокус тоже весьма хорош – причем как при наведении по видоискателю, так и в режиме Live View. Отличное качество сборки и гибкость управления подразумеваются. Но, к сожалению, у Canon не получилось охватить еще и нишу видеооператоров. Да, 5D Mark IV умеет снимать 4К-видео с частотой 30 кадров в секунду, в нем предусмотрены разъемы и для наушников, и для микрофона, есть необходимые ручные настройки и очень высокий уровень работы автофокуса в этом режиме, но есть и ограничения, к отсутствию которых мы привыкли, имея дело с конкурентами 5D. Однако как фотокамера на все случаи жизни Canon EOS 5D Mark IV прекрасен. Достоинства:
Недостатки:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|