⇡#Методика тестирования
Монитор Dell S2418H был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 75 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
В мониторе Dell производитель предлагает девять предустановленных режимов и один дополнительный, для ручных настроек. При тестировании дисплея мы использовали интерфейс HDMI как единственный цифровой на борту модели.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
- режим — стандарт;
- яркость — 75;
- контрастность – 75.
В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 кельвин) они приняли следующий вид:
- режим — пользовательский;
- яркость — 26;
- контрастность — 75;
- темп. цвета (RGB) – 98/99/100.
Значение параметра «контрастность» не изменялось из-за отсутствия положительного влияния на гамма-кривые. Основные изменения произошли после снижения яркости подсветки и правок значений RGB в настройках цветовой температуры. Все второстепенные параметры остались на настройках по умолчанию.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Проверка осуществлялась в режиме «Стандарт» при настройках по умолчанию.
Яркость в меню (%) |
Яркость белого (кд/м2) |
Яркость чёрного (кд/м2) |
Статическая контрастность (x:1) |
100 |
267 |
0,263 |
1015 |
90 |
246 |
0,243 |
1012 |
80 |
229 |
0,226 |
1013 |
70 |
207 |
0,204 |
1015 |
60 |
183 |
0,181 |
1011 |
50 |
161 |
0,159 |
1013 |
40 |
136 |
0,135 |
1007 |
30 |
112 |
0,111 |
1009 |
20 |
87 |
0,087 |
1000 |
10 |
63 |
0,063 |
1000 |
0 |
40 |
0,04 |
1000 |
Максимальная яркость оказалась на уровне 267 кд/м2, а нижнее значение составило 40 кд/м2. Коэффициент контрастности держится на уровне, близком к заявленному в технических характеристиках. Полученный рабочий диапазон яркости устроит кого угодно, разве что его может не хватить, если на дисплей падает свет от ярких источников — поверхность экрана почти глянцевая, поэтому в случае с S2418H это особенно чувствуется.
⇡#Результаты при стандартных настройках
Цветовой охват монитора Dell S2418H приближен к стандарту sRGB, но описывает его не так точно, как 27-дюймовый S2718H.
При заводских настройках дисплей соответствует sRGB-пространству на 94,7 % и AdobeRGB на 68 %. Результат довольно высокий и позволяет работать с цветом на любительском уровне.
Точка белого настроена на среднем уровне, но отхождение от референса визуально заметно не сильно. Стабильность ЦТ оттенков серого оказалась максимально высокой.
Большая часть гамма-кривых лежит ниже референсной кривой — виден сильный дисбаланс между каналами RGB, контрастность картинки значительно повышена, хотя с учётом глянцевой поверхности панели производитель мог обойтись и без этого приёма. Тёмные оттенки практически неразличимы, без дополнительной настройки тут не обойтись.
Проблемы на гамма-кривых проявили себя и в ходе теста Argyll CMS. Среднее отклонение составило 2,34 единицы DeltaE94, а максимальное — 5,44. Результат средний, главный конкурент производства LG настроен значительно лучше.
⇡#Результаты после калибровки
Для ручной настройки мы активировали режим Custom, настроили основные параметры в OSD Menu и провели окончательную калибровку.
К сожалению, цветовой охват снизился до уровня 93,4 % sRGB и 67,1 % AdobeRGB. Но без специальных приборов такое изменение не заметить — сдвиг опорных точек на CIE-диаграмме минимален.
Точка белого приблизилась к 6500 К без какого-либо паразитного оттенка, а стабильность ЦТ оттенков слегка пострадала, хотя и сохранилась на высоком уровне.
Гамма-кривые пришли в норму, крайние тёмные оттенки стало можно различить, контрастность изображения снизилась до необходимого уровня.
За счёт созданного профиля с правками в LUT видеокарты отклонения цветопередачи, выраженные в единицах DeltaE94, серьёзно снизились. Среднее значение составило 0,42, а максимальное – 1,28. Претензий нет, всё как и ожидалось. Переходим к HDR.
⇡#Результаты в Game HDR
Функция HDR преподносится в модели S2418H как нечто особенное — и так будут делать все без исключения производители в 2018 году. Поэтому мы не могли пройти мимо одного из специальных режимов, в которых технология расширенного диапазона должна работать. В этот раз выбор пал на Game HDR.
Сразу скажем – увидеть настоящий HDR, на который мог бы рассчитывать потенциальный покупатель, у нас снова не вышло. Собственно, увидели мы примерно то же, что и при работе со старшим S2718H. Более подробно обо всех попытках вы можете прочитать в ранее выпущенном материале. Повторяться не будем и просто пройдёмся по результатам тестирования.
Режим Game HDR продемонстрировал более высокие показатели соответствия двум основным цветовым пространствам, чем в двух ранее изученных случаях: 95,5 % sRGB и 69 % AdobeRGB. При более подробном разборе полётов проблем, как у S2718H, выявлено не было.
Точка белого и стабильность ЦТ оттенков серого оказались на уровне заводских установок — разница в пределах погрешности измерений.
На гамма-кривых разница минимальная, все особенности цветовоспроизведения сохранились в неизменном виде. Становится очевидно, что видимую разницу можно будет обнаружить только в подходящем HDR-контенте, но в таком случае провести измерения будет попросту невозможно.
Будет ли картинка лучше? Очень сомнительно. Увеличенное до 12 единиц максимальное отклонение DeltaE94 в тесте Argyll CMS это доказывает. Технология HDR в любом её виде не ориентирована на точную цветопередачу, главное — создать вау-эффект у пользователя всеми возможными способами.
Если изучить отзывы западных пользователей о S2418H с его псевдо-HDR-технологией, то становится ясно – довольных нет (мы с ними солидарны), а большинство сходятся во мнении, что это некая связка минимальной программной обработки контента и динамической контрастности (подсветка матрицы регулируется автоматически). Что ещё интересно – куда проще добиться работы HDR при подключении к монитору HDMI-стика Chromecast и вывода всё того же контента с потоковых сервисов типа Netflix, Spotify, HBO и Hulu, нежели делать всё тоже самое с ПК. Но даже в этом случае разница минимальная и ни о каком настоящем расширении динамического диапазона речи не идёт. Увеличить/уменьшить различимость в тенях, убить света и сделать цвета более насыщенными – это подвластно обычным программным фильтрам в медиаплеерах. Ничего нового для этого придумывать не надо.
⇡#Равномерность подсветки
Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.
Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. По ней сразу можно понять, что проблемы у нашего экземпляра Dell есть только по краям панели и немного в верхней области.
Среднее отклонение от центральной точки составило 8,2 %, а максимальное 24 %. Результат для такой диагонали ниже среднего, однако из диаграммы поверхности следует, что большая часть матрицы максимально приближена по яркости к центральной точке, а предельные отклонения есть только в самых углах. Эта особенность повышает нашу общую оценку.
С равномерностью цветовой температуры дела обстоят лучше: среднее отклонение 1,3 %, максимальное 4,2 %, рабочий диапазон после настройки — 6288-6749 кельвин. Это хороший результат. Наиболее проблемные участки — правый край и нижний левый угол.
Диаграмма отклонений, выраженных в единицах DeltaE, сильно напоминает предыдущую. Среднее отклонение не превышает 1,5 единицы, а максимум всего 4,1. Таким образом, столкнуться с разным отображением одного и того же цвета в разных частях матрицы будет сложно.
Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).
На чёрном поле герой обзора показал себя хорошо и даже, пожалуй, нас удивил. Угловой Glow-эффект (который виден, когда пользователь находится на небольшом расстоянии от монитора) выражен не сильно, со стандартными грязно-жёлтым и фиолетовым паразитными оттенками. При отдалении от монитора Glow исчезает, остаются видны только три цветовых пятна в нижней части матрицы и, конечно, разная глубина чёрного цвета.
Жаловаться на такой результат – грех. По сравнению со многими другими мониторами S2418H – хороший пример, на который стоит ориентироваться конкурентам.
⇡#Качество градиентов и скорость отклика
При настройках по умолчанию и даже после ручных правок монитор Dell S2418H продемонстрировал очень равномерные, качественные градиенты. Однако в связи с использованием псевдо-8-битной матрицы (6 бит + FRC) даже небольшие правки в LUT видеокарты в ходе калибровки заметно отразились на плавности их передачи. Появилось два видимых перехода (две отдельные зоны) в области 0-20 % и достаточно много полос со слабо выраженными паразитными оттенками. Для доступного 23,8-дюймового монитора результат выше среднего. В реальной работе столкнуться с проблемами будет непросто — только если вы дизайнер или веб-дизайнер, постоянно имеющий дело с очень плавными градиентами.
Для S2418H производитель заявляет время отклика 6 мс GtG. Как показали наши тесты, реальная скорость панели выше, чем у большинства IPS-type-решений с частотой вертикальной развёртки 60 Гц. Вполне возможно, что сказываются дополнительные 15 Гц «сверху», о которых производитель не говорит, либо матрица действительно настолько хороша, что и без них она способна на многое.
Производитель по умолчанию произвёл адекватный разгон OverDrive, при котором артефакты в реальной работе остаются незаметными. Дополнительный режим Fast резко увеличивает их количество и заметность, да и длина шлейфов за движущимися объектами при этом возрастает, поэтому никакого смысла в переключении пресетов OD нет — стоит оставить этот параметр в значении по умолчанию.
Отсутствие пропуска кадров при частоте развёртки 75 Гц было подтверждено в ходе проверки специальным тестом из пакета TestUFO. Проблем не выявлено.
⇡#Углы обзора и Glow-эффект
Углы обзора у Dell S2418H и эффекты, проявляющиеся при изменении угла просмотра, примерно такие же, как у большинства Full HD-дисплеев с диагональю от 23 до 25 дюймов и матрицей IPS-типа. Другими словами, это максимум, который можно получить в данном классе: изображение стабильно по цветопередаче при любых адекватных условиях работы перед монитором.
При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 40-45+ градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени — ничего необычного. А вот при изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее. Если привстать над монитором, то яркость изображения заметно снижается, визуально меняется цветовая температура, падает контрастность изображения.
От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе AH-IPS-матрицы. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой (или как минимум с чёрными полосами сверху и снизу при просмотре фильма), паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.
Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, но в значительно меньшей степени, правда, иногда с проявлением слабой постеризации на сложных цветовых переходах, как на фотографии выше.
⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ
В мониторе Dell S2418H используется полуглянцевая плёнка поверх защитной пластиковой поверхности матрицы.
Макроснимок выше демонстрирует полное отсутствие кристаллического эффекта, что, конечно же, подтверждают и собственные ощущения. Картинка с экрана героя обзора кристально чистая, как с качественного глянцевого журнала, с глубоким чёрным и насыщенными остальными цветами. Она радует глаз, и вернуться после неё на модель с матовой или полуматовой поверхностью будет тяжело. От эффекта Cross Hatching изучаемая модель монитора также не страдает.
По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.
⇡#Выводы
Среди огромного количества Full HD-моделей с диагональю экрана ~24 дюйма и IPS-type-матрицей монитор Dell S2418H выделяется своим внешним видом, отдельно вынесенной аудиосистемой и заявленной поддержкой HDR, ради которой многие потребители готовы переплатить. Впрочем, жестокая реальность доказывает, что ни о каком расширенном динамическом диапазоне на устройствах этого сегмента не может идти и речи. Это лишь грамотный маркетинговый ход — и не более того. Для настоящего HDR нужна матрица иного класса, и это стоит понимать.
Тем не менее герой сегодняшнего обзора показал себя вполне достойным кандидатом на покупку, особенно в том случае, если внешний вид монитора для вас значит многое, а на продвинутую эргономику вы не рассчитываете. К слову, похожих вариантов на рынке всего несколько.
Благодаря панели с полуглянцевой поверхностью модель S2418H поразит вас кристально чистой и контрастной картинкой с насыщенными цветами, а также порадует поддержкой технологии AMD FreeSync, повышенной до 75 Гцчастотой развёртки и быстрым временем отклика для этого класса мониторов. Равномерность подсветки на чёрном поле оказалась удивительно хорошей. Не подкачала и равномерность по уровню цветовой температуры.
Продвинутая акустическая система, устанавливаемая в область подставки, поможет сэкономить вам около 1 000-1 500 рублей на простой стереопаре, однако если со звуком вопрос решён уже давно, то следует рассмотреть модификацию S2418HN без аудиосистемы в комплекте поставки. Такая версия на 800-1 200 рублей дешевле, чем просят за героя обзора. Удачи в выборе!
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после процедуры аппаратной калибровки.
Достоинства:
- «безрамочная» панель с минимальными внутренними рамками со всех четырёх сторон;
- качественная сборка и хорошие материалы;
- удобная система управления и быстрая навигация по меню;
- отличные градиенты в стандартных режимах и после ручных правок;
- широкий диапазон изменения яркости при стабильном коэффициенте контрастности;
- высокое соответствие цветового охвата стандарту sRGB;
- полное отсутствие кристаллического и Cross-hatching-эффектов, а также визуально приятная, контрастная и насыщенная картинка с более глубоким чёрным цветом благодаря полуглянцевой защитной поверхности;
- адекватная по скорости матрица и поддержка AMD FreeSync;
- хорошая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры на светлом фоне;
- хорошая равномерность подсветки на чёрном поле, особенно для доступного IPS-type-монитора;
- возможность работы матрицы на частоте 75 Гц;
- хорошие углы обзора;
- отсутствие ШИ-модуляции во всём рабочем диапазоне подсветки матрицы.
Недостатки:
- слабая эргономика подставки и отсутствие VESA-совместимого крепления;
- своеобразная интерпретация Dell технологии HDR, не учитывающая требования современных стандартов к используемым матрицам, – не стоит рассчитывать на HDR при покупке монитора;
- достаточно высокая цена для 23,8-дюймового Full HD-монитора, особенно с учётом эргономики и ограниченности используемых интерфейсов.
Может не устроить:
- глянцевая задняя часть корпуса теряет лоск уже после первого протирания от пыли;
- ограниченность в выборе интерфейсов подключения и отсутствие USB-портов;
- средний уровень заводской настройки;
- средняя равномерность подсветки на белом поле по яркости;
- полуглянцевый экран со слабыми антибликовыми свойствами – стоит позаботиться об отсутствии паразитных источников освещения;
- достаточно сильно выраженный Glow-эффект при изменении угла просмотра;
- качество градиентов заметно портится после калибровки – норма для псевдо-8-битных матриц.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.