⇡#Методика тестирования
Монитор Viewsonic VX3211-2K-mhd был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
В мониторе Viewsonic VX3211-2K-mhd производитель предлагает семь основных предустановленных режимов. При тестировании дисплея мы использовали интерфейс DisplayPort 1.2 как наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности модели.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
- режим Color – Standard;
- цветовая температура – Native;
- яркость – 100;
- контрастность – 70.
В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 кельвин) они приняли следующий вид:
- режим Color – Standard;
- цветовая температура – User (100/100/97);
- яркость – 16;
- контрастность – 70.
Значение параметра «контрастность» не изменялось из-за отсутствия положительного влияния на гамма-кривые. Основные изменения произошли после снижения яркости подсветки и правок значений RGB в настройках цветовой температуры. Все второстепенные параметры остались при настройках по умолчанию.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Проверка осуществлялась в режиме «Стандарт» при настройках по умолчанию.
Яркость в меню (%) |
Яркость белого (кд/м2) |
Яркость чёрного (кд/м2) |
Статическая контрастность (x:1) |
100 |
292 |
0,268 |
1090 |
90 |
266 |
0,244 |
1090 |
80 |
240 |
0,22 |
1091 |
70 |
212 |
0,195 |
1087 |
60 |
185 |
0,17 |
1088 |
50 |
156 |
0,143 |
1091 |
40 |
138 |
0,127 |
1087 |
30 |
121 |
0,112 |
1080 |
20 |
103 |
0,094 |
1096 |
10 |
85 |
0,078 |
1090 |
0 |
66 |
0,061 |
1082 |
Максимальная яркость оказалась на уровне 292 кд/м2, а нижнее значение составило 66 кд/м2. Полученный рабочий диапазон яркости устроит большинство потребителей. Тем же, кому цифра минимальной яркости кажется высокой (таких будет мало), мы можем посоветовать снизить значение параметра «Контраст».
В свою очередь, измеренный коэффициент контрастности держится на уровне ~1090:1 в среднем, что несколько ниже заявленных производителем 1200:1. Отнести это к проблемам монитора, как и очевидным недостаткам модели по сравнению с *VA-конкурентами, мы не можем. То есть контрастность у *VA, конечно, выше, но нужно это не всем.
⇡#Результаты при стандартных настройках
Производитель не скрывает, что в исследуемом мониторе используется матрица с расширенным цветовым охватом. Но расширен он не для профессиональной работы (для этого требуется 99 % AdobeRGB и более), а для того, чтобы цвета выглядели более насыщенными. Игрокам и всем любителям сочной и яркой картинки должно понравиться.
Тем же, кто не согласен с решением компании увеличить возможности цветовоспроизведения своих новых матриц, не остаётся ничего, кроме как использовать ICM/ICC-профили и ПО с поддержкой системы управления цветом (CMS) для избавления от оттенков, выходящих за пределы треугольника sRGB.
При заводских настройках цветовой охват монитора соответствует sRGB на 99,7 % и AdobeRGB на 86,2 %. Площадь фигуры – 133,8 % от sRGB-стандарта, что даже выше, чем у многих SVA-дисплеев с подсветкой на базе «квантовых точек». Результат отличный. Однако цветовой треугольник превосходит оба стандарта в области с красными и зелёными оттенками, что может приводить к излишне насыщенным телесным оттенкам и неправдоподобному цвету травы — самые простые примеры легко заметных человеческому глазу отклонений. Так что про профиль и CMS лучше не забывать.
Точка белого настроена на уровне выше среднего, а стабильность ЦТ оттенков серого приятно удивляет – она идеальная.
По полученным гамма-кривым можно говорить о том, что монитор демонстрирует более контрастную картинку, чем она должна быть. Разбалансировка каналов минимальная, а вот различимость крайних тёмных оттенков фактически отсутствует, и поправить это без калибровки можно только с помощью параметра Black Stabilization.
В тесте Argyll CMS монитор показал результат ниже среднего, а виновниками этого стали нестандартный цветовой охват модели в сравнении с изначально выставленным в системе sRGB и проблемы на тёмных участках, что хорошо прослеживается в представленном выше отчёте.
⇡#Результаты после ручной настройки и калибровки
Чтобы привести монитор к иному состоянию, после снижения яркости нам потребовалось внести изменения в значения RGB Gain, чтобы точка белого оказалась поближе к референсу в 6500 К. Все остальные необходимые изменения будут сделаны с помощью внесения правок в LUT видеокарты в ходе калибровки.
После таких манипуляций цветовое соответствие sRGB и AdobeRGB снизилось на 0,3 и 1,8 % соответственно — это несущественные изменения, о которых можно и не вспоминать в ходе дальнейшей работы с монитором.
Точка белого пришла в норму, а вот стабильность ЦТ оттенков серого немного снизилась.
Гамма-кривые максимально точно легли на референсную линию (за исключением диапазона 90-97 %), различимость крайних тёмных оттенков стала достаточной. Общая контрастность картинки снизилась – этого мы и добивались.
Внесённые правки и созданный профиль позволили в разы улучшить результат в тесте Argyll CMS на точность цветопередачи. В таком состоянии монитор Viewsonic VX3211-2K-mhd вполне подойдёт для цветокоррекции.
Но стоит отметить, что игры не используют цветовой профиль, так что вы в любом случае столкнётесь с более насыщенными цветами, нежели за привычным вам sRGB-монитором. Большинство потребителей такая ситуация полностью устроит, остальным же стоит помнить об этой особенности.
⇡#Результаты в режиме sRGB
В изучаемом мониторе производитель спрятал режим sRGB в настройки цветовой температуры, как это обычно и бывает у мониторов Viewsonic. После его активации пропадает возможность менять многие параметры, отвечающие за цвет на экране, а яркость подсветки снижается до 25 %. К счастью, ничто не мешает изменить данное значение.
К нашему большому удивлению, цветовой охват в этом режиме не уменьшается, а наоборот – увеличивается. Логика производителя в этом случае нам не понятна. Куда уж больше, особенно если речь идёт об sRGB?
К негативным изменениям мы можем отнести и отдалившуюся от зоны DeltaE<3 точку белого, которая теперь почти вдвое дальше, чем была. А вот серым оттенкам и стабильности их цветовой температуры повезло больше – она сохранилась на изначально очень высоком уровне.
На гамма-кривых разница незначительная, проблемы всё те же, что и при настройках по умолчанию.
Отклонения цветопередачи, выраженные в единицах DeltaE94, стали выше, а причина тому одна – ещё больший цветовой охват. Среднее отклонение составило 2,77 единицы, а максимальное – 7,2. Вывод тут может быть только один – пользы от режима sRGB нет, а установить более низкую яркость можно и самостоятельно.
⇡#Равномерность подсветки
Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин. Система компенсации неравномерности подсветки в изучаемой модели не применяется.
Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки и после программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.
Среднее отклонение от центральной точки составило 10,8 %, максимальное — 25,7 %. Результат для такой диагонали ниже среднего, а модели на базе *VA-матриц при схожей диагонали и разрешении демонстрируют большую равномерность, чем герой обзора. И мы сомневаемся, что дело в нашем экземпляре. Скорее всего, это тот самый наглядный пример одного из преимуществ *VA перед схожими IPS. Но будьте уверены, что бывают и исключения, пускай и редкие.
С равномерностью же цветовой температуры дела обстоят лучше, чем с яркостью. Среднее отклонение составило 1,8 %, максимальное — 5 %, разница между минимумом и максимумом не превышает 600 кельвин. Результат выше среднего, а характер отклонений позволяет нам говорить об отсутствии существенных проблем, связанных с неравномерностью ЦТ.
Диаграмма отклонений, выраженных в единицах DeltaE, несмотря на наличие большого количества красных зон, в целом подтверждает сказанное нами. Это следует и из среднего отклонения в две единицы DeltaE, и из максимума, который не превышает 4,3. К тому же, в отличие от SVA-решений, у Viewsonic VX3211-2K-mhd по краям панели не выявлено тонких полос с паразитными оттенками (у моделей с матрицами Samsung он бирюзово-зелёный).
Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Оценивать их мы будем по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).
В первом случае может показаться, что равномерность на чёрном у монитора Viewsonic очень низкая. На самом деле это просто ярко выраженный Glow-эффект со стандартным высветлением углов панели с проявлением грязно-жёлтого и сине-фиолетового паразитных оттенков. Да, у VX3211 Glow действительно сильный, и чем ближе вы сидите к экрану, тем сильнее он будет заметен на тёмных участках изображения. Сместите голову от центра — и высветленные участки, затронутые Glow, тоже сместятся. Сделать с этим вы ничего не сможете, и только снижение яркости подсветки позволит слегка уменьшить визуальную силу эффекта. Впрочем, и то лишь до того момента, когда ваше зрение адаптируется к новым условиям освещения.
Чтобы оценить реальную равномерность подсветки монитора, следует отойти от него на 1,5 метра или дальше. В этом случае Glow-эффект сходит на нет, и оказывается, что у модели Viewsonic с равномерностью чёрного поля всё очень достойно. Остаются лишь слабые засветки в двух левых углах и пара синих пятен в нижней части экрана.
⇡#Качество градиентов и скорость отклика
В мониторе используется псевдо-10-битная матрица, позволившая, несмотря на диагональ экрана, продемонстрировать качественные, плавные градиенты как при стандартных установках, так и после внесённых вручную изменений. В свою очередь, неплохая заводская настройка спасла модель от сильных правок в LUT видеокарты в ходе калибровки, что положительно сказалось на градиентах – появилось лишь несколько полос со слабо различимыми паразитными оттенками. Это одна из положительных сторон модели по сравнению с *VA-решениями, где даже небольшие изменения в LUT приносят существенное снижение плавности на тоновых переходах.
Производитель постарался представить VX3211-2K-mhd как быстрый современный монитор, однако на самом деле бороться на равных он может исключительно с обычными IPS-моделями с частотой вертикальной развёртки 60 Гц. При этом, конечно, он обходит 60-75-Гц *VA-дисплеи, особенно на тёмных переходах.
Про заявленные же 3 мс GtG мы рекомендуем сразу забыть и не пытаться сравнивать их с 4, 6 и 8 мс у похожих моделей – это ничего не значащие цифры, по которым нельзя судить о реальной скорости матрицы. Пора с этим свыкнуться.
По умолчанию степень разгона OD установлена в положение Standard. Визуально различимые артефакты отсутствуют, но фотоснимки говорят, что на самом деле они есть. Скорость переходов находится на среднем уровне для IPS-type-решений – разочаровать пользователей, которые знают, что играть можно не только на 120-240-Гц мониторах, наш герой не должен.
Установка режима Advanced не приводит к видимым изменениям, как будто ничего и не меняется. А вот в Ultra Fast артефакты действительно становятся хорошо различимыми — и его мы точно не советуем использовать.
Вспоминая о максимальных 75 Гц, которые указал производитель в ТХ, хотим заметить, что речь, видимо, шла о меньшем рабочем разрешении, чем 2560 × 1440 пикселей. Ведь в нативном режиме система позволяет установить лишь 60 Гц, а создание «пользовательского» пресета через драйвер NVIDIA с частотой развёртки 75 Гц приводит к появлению чёрной полосы в верхней части экрана, а картинка при этом часто пропадает или дрожит. Вывод тут один – монитор следует относить к классу обычных, 60-Гц моделей.
⇡#Углы обзора и Glow-эффект
Если оценивать углы обзора (стабильность картинки при изменении угла просмотра), то можно прийти к заключению, что монитор VX3211-2K-mhd показал себя на уровне 27-дюймовых WQHD-моделей с расширенным цветовым охватом.
При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени, появляется лёгкий паразитный оттенок (в основном красно-розовый — из-за расширенного ЦО) в той или иной части экрана — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее.
Glow-эффект на чёрном поле у монитора Viewsonic выражен сильно — об этом мы уже говорили. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой (или как минимум с чёрными полосами сверху и снизу при просмотре фильма) паразитный оттенок и степень его проявления заметно варьируются.
На цветных изображениях Glow-эффект проявляется дымкой на большей части матрицы, но без лишних паразитных оттенков. Также снижается контрастность картинки, а на сложных цветовых переходах может быть заметна постеризация.
⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ
В мониторе Viewsonic VX3211-2K-mhd используется рабочая поверхность, которую нельзя однозначно назвать матовой или полуматовой. Она представляет собой нечто среднее, что, конечно, не лучшим образом сказывается на том, насколько здесь заметен кристаллический эффект.
Он у Viewsonic VX3211-2K-mhd присутствует и не зависит от угла просмотра. Его заметность мы также можем оценить как среднюю. Автора этого материала он не смущал всю неделю работы за этим монитором, но у каждого человека свои отношения с КЭ. Поэтому тут следует либо посмотреть на монитор вживую перед покупкой, либо быть готовым к тому, что картинка не будет «кристально чистой». А вот от эффекта Cross-Hatching данная модель дисплея полностью избавлена.
Зато у установленной IPS-type-матрицы нет ни намёка на проблемы со шрифтами, которые есть у многих современных SVA-матриц производства Samsung, что часто куда важнее, чем кристаллический эффект.
По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.
⇡#Выводы
С выходом на рынок модели Viewsonic VX3211-2K-mhd и его конкурентов количество покупателей 31,5-дюймовых WQHD-мониторов, безусловно, увеличится. Причина проста: не все любят *VA-решения со всеми их особенностями, но теперь наконец-то в данном сегменте появились IPS-альтернативы.
Модель VX3211-2K-mhd станет хорошим выбором монитора для всего и вся. Такие модели часто называют мультимедийными мониторами — пожалуй, это наиболее удачное определение. Люди, которых ещё не затронула болезнь под названием «играть можно только на 120-240-Гц дисплее», вполне смогут использовать этот монитор для чего угодно. Конечно, вы не получите такой плавности при выполнении обычных действий, как на скоростных SVA-моделях, а также столкнётесь с меньшей равномерностью подсветки, но зато вы заплатите вдвое меньше, порадуетесь хорошим углам обзора, отсутствию Black-Crush-эффекта и качественным градиентным переходам как при заводских установках, так и после ручных правок и калибровки. Для некоторых это дорогого стоит. Впрочем, у всех свои приоритеты. Удачи в выборе!
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после процедуры калибровки.
Достоинства:
- строгий дизайн корпуса — минимализм во всей красе;
- отличное качество материалов и сборки;
- достаточный выбор интерфейсов для подключения;
- наличие VESA-совместимого крепления;
- широкие возможности для настройки;
- встроенная акустическая система (правда, предельно простая);
- широкий диапазон изменения яркости при стабильно высоком коэффициенте контрастности;
- отсутствие проблем с текстом, которые характерны для многих SVA-решений;
- адекватный заводской разгон матрицы;
- расширенный цветовой охват и соответствующие ему преимущества (правда, для кого-то это недостатки);
- качественные градиенты в любых условиях;
- отсутствие ШИ-модуляции во всём рабочем диапазоне подсветки матрицы;
- отличные углы обзора (для своей диагонали);
- один из самых доступных мониторов в своём классе (меньше 20 000 рублей).
Недостатки:
- эргономика подставки ограничена только регулировкой угла наклона в небольшом диапазоне — конкурент от Iiyama за те же деньги способен на значительно большее;
- довольно низкая равномерность подсветки на белом поле по уровню яркости;
- сильный Glow-эффект на чёрном поле.
Может не устроить:
- бесполезный режим sRGB и средняя точность заводской настройки;
- особенности расширенного цветового охвата – не всех устроят более насыщенные цвета, далёкие от тех, что можно увидеть на мониторах, максимально приближенных к стандарту sRGB;
- не самая удобная система управления;
- средняя равномерность подсветки на белом поле по уровню цветовой температуры;
- некоторым плотности пикселей в 93 ppi всё же будет мало;
- отсутствие USB-портов для подключения периферии;
- заметный кристаллический эффект при любых рабочих условиях – не сказать, что бросается в глаза, но полноценная полуматовая поверхность была бы предпочтительнее;
- простой комплект поставки;
- отсутствие поддержки AMD FreeSync и невозможность работать на заявленных 75 Гц.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.