реклама
Мониторы и проекторы

Обзор 49-дюймового DFHD-монитора Samsung C49J890DKI: двойной формат со сниженной ценой

⇣ Содержание

Методика тестирования

Монитор Samsung C49J890DKI был протестирован по несколько измененной методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом DisplayCAL и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в ОС Windows 10. Во время тестирования монитор был подключен по интерфейсу DisplayPort 1.4 к видеокарте GeForce GTX 1070 с актуальным на момент тестирования драйвером (активировано управление цветом при помощи стороннего ПО, прочие настройки — по умолчанию), частота обновления экрана составляла максимально поддерживаемые 144 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость черного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трех основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьезной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешевых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port как наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности дисплея. Для настройки и калибровки мы использовали профиль «Польз».

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения — "Польз.";
  • яркость — 100;
  • контраст — 75;
  • четкость — 60;
  • оттенок — "Норм.";
  • цветовая температура — "Норм." (50/50/50);
  • гамма — "Режим-1".

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим изображения — "Польз.";
  • яркость — 15;
  • контраст — 75;
  • четкость — 60;
  • оттенок — "Норм.";
  • цветовая температура — Custom (50/51/42);
  • гамма — "Режим-1".

Основные изменения произошли в ходе правок значений яркости и усиления RGB. Также была несколько повышена контрастность, что позволило достичь заявленных производителем параметров яркости и контрастности.

#Яркость белого, яркость черного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась в установленном по умолчанию режиме «Польз.» с заводскими настройками основных параметров.

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость черного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100% 299,72 0,1 2997
90% 270,92 0,09 3010
80% 243,11 0,08 3039
70% 214,86 0,07 3069
60% 186,92 0,06 3115
50% 159,89 0,05 3198
40% 131,35 0,04 3284
30% 119,32 0,04 2983
20% 107,82 0,04 2696
10% 91,31 0,03 3044
0% 68,8 0,02 3440

При установках по умолчанию результаты монитора как по яркости, так и по контрастности практически идеально совпали с заявленными производителем параметрами: яркость 300 нит и контрастность 3000:1.

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость черного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100% 344,66 0,1 3447
90% 312,2 0,09 3469
80% 280,25 0,08 3503
70% 248,14 0,07 3545
60% 215,8 0,06 3597
50% 184,44 0,05 3689
40% 151,5 0,04 3788
30% 137,6 0,04 3440
20% 124,23 0,04 3106
10% 104,32 0,03 3477
0% 79,85 0,02 3992

Режим «Высокая яркость» действительно повышает яркость экрана примерно на 15 %. При этом измеренная минимальная яркость практически не меняется. В режиме по умолчанию она составила чуть ниже 70 кд/м2 — показатель не самый лучший, но, в принципе, достаточно комфортный даже при работе в затемненном помещении.

В целом результаты существенно отличаются от полученных при тестировании модели C49HG90DMI (гораздо выше минимальная яркость и несколько выше максимальная), но это вполне объяснимо иным типом примененной подсветки матрицы.

Количество предустановленных цветовых режимов монитора невелико. Поэтому мы рассмотрели все имеющиеся пресеты изображения для режима подключения ПК (в режиме подключения AV вместо режима «Польз.» имеется режим «Динамический»), а для режима «Польз.» дополнительно провели измерения с настройкой RGB Gain и с калибровкой посредством Argyll CMS.

#Результаты при стандартных настройках

Для начала мы протестировали монитор в режиме по умолчанию, правда, предварительно приведя яркость к значению 100 кд/м2 и активировав системный профиль sRGB.

Треугольник цветового охвата несколько не дотягивает до всех трех вершин рабочей области sRGB, покрывая около 94 % этого цветового пространства. Впрочем, производитель про полный охват sRGB и не говорил, так что поводов для претензий нет.

Настройки точки белого далеки от идеала, хотя расположение точек оттенков серого достаточно плотное.

Цветовая температура по умолчанию существенно завышена относительно стандартного уровня 6500 К. Да что уж там, она выше 7000 К.

Настройка гамма-кривых по умолчанию не идеальна: в средней части графика они проходят выше референсной кривой. Однако отклонения не настолько велики, чтобы назвать их серьезно влияющими на качество изображения.

Две альтернативных предустановки гаммы находятся еще дальше от эталонного уровня (особенно вариант "Гамма-2", «задранный» еще выше).

Соответственно, не впечатляют и результаты теста Argyll: средний уровень отклонений DeltaE94 превышает 2 единицы, а максимальный — 7 единиц.

Режим «Стандартный» отличается от «Польз.» лишь изначальным уровнем яркости в меню (48 вместо 100), поэтому отдельно приводить результаты для него не имеет смысла.

#Результаты в режиме «Кино»

В этом режиме недоступны пользовательские настройки яркости и контрастности, а прежний опыт говорит, что естественности цветопередачи ждать от него не приходится.

Цветовой охват остался практически неизменным.

Настройки точки белого близки к тому, что мы видели в режиме по умолчанию, но стабильность оттенков серого при этом значительно ниже.

Цветовая температура завышена еще сильнее — и к тому же явно неравномерно.

Гамма-кривые имеют выраженную S-образную форму: занижены в левой части графика и завышены в правой. Это повышает видимую контрастность изображения, но неизбежно ведет к пропаданию детализации на темных и светлых участках.

Итог в тесте Argyll закономерен: уровень отклонений существенно выше, чем при настройках по умолчанию. Даже для просмотра видео режим получается явно «на любителя» (причем отнюдь не естественных оттенков).

#Результаты в режиме «Высокая яркость»

Как уже отмечалось выше, в этом режиме действительно обеспечивается более высокая светимость экрана, чем при настройках по умолчанию. Но прочие параметры не внушают оптимизма.

При этом через меню возможно регулировать только яркость: попытки изменить цветовую гамму или контрастность приводят к переходу в режим «Польз.».

Как и в прочих режимах, цветовой охват практически не изменяется.

Точка белого столь же далека от эталонной, как и в режиме «Кино», но плотная группа оттенков серого лежит в области более низкой цветовой температуры.

Цветовая температура в этом режиме в среднем держится на уровне чуть ниже 6000 К.

Гамма-кривые отличаются от того, что мы наблюдали в режиме «Польз.», в пределах погрешности измерений.

Максимальное отклонение DeltaE94 ниже, чем в рассмотренных выше режимах, но все равно значительно превосходит рекомендованный тестом Argyll уровень. Прочие параметры также не укладываются в требования теста.

#Результаты при подстройке RGB Gain

Как можно было увидеть в предыдущем разделе, на итоговую оценку существенно повлияла не в лучшую сторону завышенная или заниженная цветовая температура, но подстройка RGB Gain в режиме «Польз.» даже без калибровки способна заметно улучшить цветопередачу монитора.

Цветовой охват практически не изменился.

Точка белого и оттенки серого, размещенные по-прежнему достаточно плотно, сместились намного ближе к целевым значениям.

Цветовая температура приблизилась к целевому уровню 6500 К — отклонение в несколько десятков градусов уже несущественно.

Гамма-кривые ожидаемо практически не изменились.

Тест Argyll показывает, что попадание в точку белого — весьма точное, а максимальный уровень отклонений DeltaE94 стал ощутимо ниже, чем в предустановленных режимах без правки RGB Gain. Средний уровень отклонений DeltaE94 также немного уменьшился, но остался достаточно высоким — чуть выше 2 единиц.

#Результаты после калибровки Argyll

Показатели после правки RGB Gain уже можно назвать удовлетворительными, но, если на мониторе предполагается серьезная работа с цветом, разумеется, хочется большего. И тут способна помочь только калибровка.

После калибровки посредством утилиты DisplayCAL получен цветовой охват в 93,8 % пространства sRGB.

Существенных изменений в цветовом охвате ожидаемо не произошло.

Расположение точки белого и оттенков серого близко к результатам, полученным при ручной настройке.

Цветовая температура близка к целевому уровню 6500 К.

На гамма-кривых калибровка практически не сказалась.

Но в конечном итоге калибровка позволила устранить существенные отклонения DeltaE94 (максимальный уровень меньше единицы) и еще точнее определить точку белого. Теперь монитор по всем параметрам с многократным запасом укладывается в рекомендованные требования теста Argyll, что можно назвать отличным результатом.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определенной экспопоправке в ходе съемки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

Существенных недостатков чисто визуально не выявлено, за исключением традиционного падения освещенности вдоль краев экрана и легких засветок по углам, — монитор не имеет системы компенсации равномерности подсветки, так что иного и ждать не стоило.

При измерении яркости по 45 точкам среднее отклонение от центральной точки при яркости 100 кд/м2 составило 8,8 %, максимальное — 21,6 %. Наибольшие отклонения зафиксированы вдоль верхней и нижней части экрана. Результат с учетом диагонали монитора весьма неплохой.

Отклонения цветовой температуры в единицах DeltaE составляет в среднем 3,2, а максимальное достигает 5,81 единицы. К наиболее проблемным местам — в дополнение к верху и низу экрана — добавился левый край. Для модели с меньшим размером экрана результат можно было бы назвать посредственным, но для такого гиганта — вполне достойно.

На темном фоне при взгляде по центру экрана серьезных проблем с равномерностью не обнаружено.

#Скорость отклика

Меню монитора не предусматривает настройки времени отклика, но изначально установленные параметры позволяют сделать вывод о выдающемся для *VA-типа быстродействии матрицы. При выдержке 1/160 секунды явный след от предыдущего кадра (лишь от одного!) при частоте обновления 144 Гц явно виден лишь на самом темном участке тестового изображения.

#Углы обзора и Glow-эффект

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной и вертикальной плоскости картинка на экране практически не меняется. Если увеличить угол, то изображение заметно теряет в яркости, становится несколько менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов.

При дальнейшем увеличении угла обзора можно наблюдать эффект Black Crush — резкого выцветания изображения с ощутимыми цветовыми сдвигами.

Glow-эффект на темном фоне (с паразитным цветовым сдвигом в наиболее отдаленных частях экрана) также присутствует, но ощутимо проявляет себя лишь при таких углах обзора, с которых пользователь вряд ли будет смотреть при нормальной работе за компьютером. При типичном использовании он практически незаметен.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе Samsung C49J890DKI используется матрица с полуматовой защитной поверхностью. Кристаллический эффект практически незаметен, эффект Cross-Hatching не наблюдается вовсе.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, но в ходе тестов мы вновь столкнулись с типичной для Samsung «гибридной» системой подсветки. При яркости, установленной на значение менее 35 %, используется ШИ-модуляция на частоте около 250 Гц, при уровне яркости 35 % и более ШИМ не используется (либо ее частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц).

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовые профили для этого монитора, которые мы получили после аппаратной калибровки под цветовой стандарт sRGB.

#Выводы

Сравнивая модель Samsung C49J890DKI с уже знакомым нам монитором C49HG90DMI, формально можно отметить снижение функциональности как для работы с цветом (за счет более скромного цветового охвата), так и для игр (отсутствие поддержки AMD FreeSync) и воспроизведения медиаконтента (отсутствие HDR).

Однако на практике возможности работы с цветом после калибровки практически идентичны: обеспеченный применением технологии квантовых точек более широкий цветовой охват модели C49HG90DMI все равно позволяет полноценно работать лишь с пространством sRGB — с чем вполне успешно справляется и C49J890DKI.

Расширенный динамический диапазон более дорогой модели также вряд ли может быть занесен в реальные преимущества: для полноценной реализации HDR не хватает ни запаса яркости, ни количества управляемых зон подсветки.

Мелочи вроде отсутствия подсветки на задней панели (стена за монитором будет очень расстроена), несколько меньшего ассортимента настроек в меню и более простого дизайна меню вряд ли вообще заслуживают упоминания.

Так что единственным явственно ощутимым недостатком рассматриваемой модели относительно старшего собрата можно назвать лишь отсутствие технологий адаптивной синхронизации кадровой развертки. Впрочем, отсутствие поддержки FreeSync 2 объясняется отсутствием у монитора поддержки HDR. Технология же первого поколения на частоте обновления 144 Гц (которая уже сама по себе является приятным и весомым бонусом — причем не только для геймеров) среди известных нам моделей поддерживается максимум для разрешения 2560 × 1440 точек (что в пикселях все же меньше, чем 3840 × 1080).

При этом C49J890DKI имеет и ряд преимуществ перед более дорогим собратом. К ним можно отнести наличие весьма приличных (по меркам встроенных устройств) динамиков, поддержку USB Type-C и ощутимо более низкую цену.

Достоинства:

  • отличное качество материалов и сборки;
  • высочайшее для *VA-типа быстродействие матрицы;
  • почти уникальный формат экрана — и это самый доступный монитор с таким соотношением сторон;
  • эргономичная подставка и наличие VESA-крепления;
  • поддержка интерфейса USB Type-C;
  • удобная система управления при помощи пятипозиционного мини-джойстика;
  • отсутствие необходимости использовать масштабирование интерфейса в ОС (оборотная сторона — довольно крупный размер пикселя);
  • отсутствие Cross-hatching и явно различимого кристаллического эффекта при обычных условиях просмотра.

Недостатки:

  • «гибридная» подсветка с ШИМ в диапазоне 0-34 % яркости;
  • невысокое качество заводской настройки (впрочем, это легко корректируется встроенными средствами монитора).

Может не устроить:

  • большая занимаемая на столе площадь (как по ширине, так и по глубине);
  • подверженность эффекту Black Crush;
  • цветовой охват, близкий к sRGB (для многих это, наоборот, плюс);
  • отсутствие поддержки технологий адаптивной кадровой синхронизации.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Хакеры нашли способ отключать антивирус Avast с помощью его же драйвера 7 мин.
В России задумались ввести прокатные удостоверения для видеоигр, но это чревато серьёзными последствиями 3 ч.
Всё серьёзно: Александр Невский подтвердил работу над фильмом Serious Nevsky по мотивам Serious Sam 5 ч.
США — мировой лидер по развитости экосистемы ИИ, но Китай наступает им на пятки 8 ч.
У Apple забуксовала разработка новых функций для iOS 20 ч.
У TikTok появились шансы остаться в США — теперь в этом замешан Илон Маск 24-11 13:35
Microsoft тестирует новый браузер для геймеров, который выводится поверх игры 24-11 13:14
Разработчики Heroes of Might and Magic: Olden Era показали режим быстрых сражений, появившийся в легендарной пятой части 24-11 11:51
Новая статья: Little Big Adventure – Twinsen's Quest — криво, но всё ещё мило. Рецензия 24-11 10:40
Microsoft сломала игры Ubisoft последним крупным обновлением Windows 11 24-11 10:12