Итак, конец апреля 2006 года ознаменовался ключевым для рынка цифровых зеркальных камер событием: все, кто намерен принимать участие в дальнейшей гонке, сделали чёткие и недвусмысленные заявки, включая новичков. Те, кто по каким-то причинам вышел из игры или не решился в неё вступать, также известны. Своеобразной "точкой невозвращения" можно считать официальный пресс-релиз от 20 апреля, которым компании Sony огласила сроки появления и первые смутные и размывчатые характеристики своих D-SLR камер. В связи с чем, собственно говоря, появилась возможность и желание наконец-то обобщить уже имеющуюся на руках информацию – главным образом, о новичках рынка D-SLR, а также наметить определённые вехи на ближайшее будущее.
Пользуясь в рамках этого материала определением "D-SLR камера", то есть, Digital Single-Lens Reflex Camera, или по-нашему, "цифровая зеркальная камера со сменной оптикой", обозначу разумные рамки: речь идёт не о космической дороговизны профессиональных проектах от Mamiya или Hasselblad. Разговор исключительно о профессиональных, полупрофессиональных и любительских цифровых зеркалках в ценовом диапазоне, доступном простому смертному (или не очень простому смертному, но большому энтузиасту фотодела) – то есть, до $2000.
И ещё одно замечание. Мысли, изложенные в этом материале, имеют большее отношение к объявленным или ещё не объявленным D-SLR новинкам "новичков", с упором на Sony, совсем не потому, что автор "сгорает от любви" к этим брендам, а лишь потому, что про эти камеры известно очень мало или почти ничего не известно. В отличие от давно представленных на рынке брендов, о камерах которых написаны мегабайты статей. Словом, сам по себе материал является своеобразной попыткой осветить возможный потенциал новичков, дабы читатель обладал максимальной в этом сезоне информированностью по всем предложениям.
Первым делом, конечно же, стоит осветить со всеми возможными на данный момент подробностями очередное заявление компании Sony о выходе на рынок D-SLR. Увы, последний пресс-релиз не принёс нам ни малейшей информации не то что о спецификациях конкретных D-SLR моделей Sony, но даже не высветил их потенциальное количество на момент выхода на рынок. Более того, сам момент дебюта D-SLR камер Sony описан достаточно абстрактно – "this summer". "Этим летом" – понятие достаточно растяжимое, однако по некоторым крупицам данных, собранных мной за последнее время в интернете, можно в какой-то степени рассчитывать на первую декаду июня. Скажу даже больше: есть у меня предчувствие, что-то состоится в канун FIFA World Cup 2006. Это всего лишь мои личные фантазии и совсем не повод бежать в букмекерские конторы, но почему бы и нет? Кстати, на "безрыбье" конкретной информации о D-SLR новинках Sony в дальнейшем также считаю возможным позволить себе несколько догадок, а уж насколько они верны, покажет лишь время.
Так что же объявила Sony 20 апреля? Формально, компания анонсировала специальный бренд, под которым будет осуществлять мировые продажи своих цифровых зеркалок. На деле же Sony пролила мёд на сердца владельцев и поклонников оптики Konica Minolta, совсем уж взгрустнувших после схода их любимой компании с "поля D-SLR боя" и в целом выхода из бизнеса по выпуску любых фотоаппаратов. Компания Sony впервые объявила свои планы использовать торговую марку (Alpha) для всех D-SLR камер своего производства. Вот так выглядит новоявленный логотип нового бренда Sony:
Более того, официально компания подтвердила намерение использовать именно систему крепления "α mount system", применяемую в камерах производства компании Konica Minolta Photo Imaging, в том числе, в сериях цифровых зеркалок Konica Minolta. Дабы не было путаницы для неофитов, сразу стоит уточнить: это только в Европе и части Азии D-SLR камеры Konica Minolta известны под названием Dynax, в США, к примеру, они продавались под маркой Maxxum. Самое интересное, что в Японии и Китае цифровые и плёночные камеры Minolta более двадцати лет продавались именно под брендом α, например, камера Dynax 7D там называется α-7 DIGITAL.
Получается, что все D-SLR камеры Sony будут продаваться во всём мире под единым брендом Sony α, а их оптика будет полностью совместима с креплением α-Mount плёночных и цифровых зеркалок Minolta.
Да, представьте себе, в кои веки компания Sony не стала "выдумывать велосипед", несовместимый ни с чем, ранее выпускавшимся, а воспользовалась готовыми технологиями и "раскрученным" брендом. Честно говоря, этот мой выпад-ворчание больше относится к области стандартов в электронике, где Sony постоянно придумывает что-нибудь оригинальное и ни с чем не совместимое вроде MiniDisc, Memory Stick, ATRAC; в области применения оптических систем Sony, напротив, известна удачным сотрудничеством с компанией Carl Zeiss, а теперь ей "достались" патенты и производственные мощности Konica Minolta в области разработки и выпуска оптических систем. Обратная, и, надеюсь, полная совместимость с креплением Minolta α-Mount, способна, на мой взгляд, значительно помочь Sony, особенно на начальном этапе "вхождения" в рынок D-SLR.
В том, что Sony намерена придти на этот рынок мощно и надолго, недвусмысленно говорится в пресс-релизе компании:
Under this brand, Sony will aggressively produce a range of attractive camera models that will truly enhance customers' enjoyment of photography.
К сожалению, кроме упоминания того факта, что, скорее всего, моделей D-SLR камер Sony с самого начала будет несколько, что в них будут использоваться различные "CCD и CMOS сенсоры", что камеры "будут совместимы с мировым парком в 16 млн. объективов с креплением Maxxum/Dynax" да упоминания о нашествии этих аппаратов "летом 2006", никакой другой информации о новинках в англоязычной Сети не нашлось.
В принципе, на этом можно было бы пока остановится. Но в поисках истины автор посетил не только указанную в релизе ссылку http://www.sony.net/Products/dslr, где Ютака Накагава (Yutaka Nakagawa), президент подразделения Digital Imaging Business Group Sony Corporation, обращается к посетителям с приветственным ободряющим словом.
И не только безуспешно стучался в почему-то до сих пор недоступную [мне] ссылку на страничку сайта Sony, посвящённую поддержке ранее выпущенной фотопродукции Konica Minolta.
На самом деле оказалось достаточным прогуляться по просторам японского интернета, чтобы без проблем найти интереснейшую страницу с флэш-роликами про новый бренд Sony. Честно говоря, хотелось бы побольше, но что есть. Для удобства я нарезал для вас несколько ключевых скриншотов из тех презентаций.
Итак, первым делом, слоганом Tradition & Challenge (Традиции и Вызов) провозглашается в некоторой степени "преемственность" технологий. В ролике появляются очертания камеры Konica Minolta α-7 DIGITAL (по нашему Dynax 7D).
Это, видимо, означает "Традиции". Далее дело переходит к "вызову", выраженному в показе весьма реалистичной картинки со светочувствительной матрицей.
Возможно вы будете смеяться, но я немедленно забрался на сайт Sony и принялся изучать "внешний вид" матриц различных цифровых камер, дабы найти схожесть. Это действительно смешно, особенно с учётом того, что, во-первых, в пресс-релизе заведомо сказано о различных "CCD и CMOS" матрицах, а во-вторых дизайнеры, подготавливавшие флэш-презентацию, могли воспользоваться любой фотографией. Так что посмеёмся вместе: картинка оказалась практически идентична рисунку 10,0-Мп CMOS-матрицы, используемой в камере Sony DSC-R1.
О чём это говорит? Мне кажется, ни о чём конкретном, разве что теперь можно пофантазировать о характеристиках массового D-SLR "флагмана" Sony более предметно. Кстати, следующая картинка слайда, показывающая в качестве компонента "вызова" вполне конкретную модель процессора обработки изображения Sony Real Image Processor, весьма предсказуема.
Времени до предполагаемого анонса осталось не так уж много, а нынешнее поколение чипов обработки изображения от Sony можно назвать достаточно "скорострельным", качественным и вполне подходящим для этих целей.
Далее презентация фокусируется на множестве различных типов α-Mount объективов, уже присутствующих в мире "в количестве более 16 млн. штук"...
Затем на мгновение показывается "бочок" какой-то таинственной камеры с маркировкой ...
И, наконец, полное разочарование - на прощание лишь смутный силуэт новинки...
Вот и всё. Дальше будут одни догадки, но чтобы сегодняшний эдиториал содержал хоть что-то полезное кроме предположений, автор решил потратить время на составление своеобразной сводной таблицы характеристик D-SLR камер ценового диапазона до $2000, которые актуальны или будут актуальны как минимум, до лета/осени 2006.
В качестве примеров камер от каждой компании были взяты варианты, наиболее интересные покупателям в плане новизны идей и реализации на данном этапе времени. Табличка без претензий на полный охват рынка или 100% объективность, но в целом вполне наглядная. Надеюсь, прозрачны причины, по которым в таблицу не включены изделия компаний Kodak, Leica, Sigma.
Сводная таблица массовых
(до $2000) D-SLR брендов
с наиболее интересными примерами |
|||||
Компания |
D-SLR бренд
|
Камера
|
Оптика, кроп-фактор
|
Сенсор, размер, тип
|
Матрица, Мп (полн.
/ эфф.)
|
Canon | EOS | Canon EOS 30D | EOS EF, EF-S; х1,6 | 22,5 x 15,0 мм; CMOS (Canon) | 8,5/8,2 |
Fujifilm | FinePix | Fujifilm FinePix S3 Pro | Nikon Nikkor F; х1,5 | 23 x 15,5 мм; CCD (Fujifilm SuperCCD IV SR) | 12,3/6,1 |
Nikon | Nikon | Nikon D200 | Nikkor AF, Nikkor F, D-Type; х1,5 | 23,6 x 15,8 мм; CCD (Sony) | 10,9/10,0 |
Olympus | Olympus, EVOLT | Olympus E-500, EVOLT E-500 | 4/3 System; х2 | Four Thirds (4/3", 18 x 13,5 мм); CCD (Kodak) | 8,9/8,0 |
Panasonic | Lumix | Panasonic Lumix DMC-L1 | 4/3 System; х2 | Four Thirds (4/3", 18 x 13,5 мм); NMOS (Matsushita) | 7,9/7,4 |
Pentax | *ist D | Pentax *ist DL2 | Pentax KAF2, KAF, KA; х1,5 | 23,5 x 15,7 мм; CCD (Sony) | 6,3/6,1 |
Samsung | Samsung | Samsung GX-1S | Pentax KAF2, KAF, KA; х1,5 | 23,5 x 15,7 мм; CCD (Sony) | 6,3/6,1 |
Sony | Sony ? | Minolta (х1,5 ?) | ? (21,5 x 14,4 мм, CMOS?) Sony |
? (10,8/10,0?), стабилизатор |
Восемь игроков рынка цифровых зеркальных камер ценового диапазона до $2000 – не многовато? А ведь в этот список в любой момент может добавиться Sigma, если дождётся новой матрицы. Или Kodak, если всё же решит не только выпускать матрицы, но и камеры формата Four Thirds. Да мало ли кто…
В такой ситуации битва за покупателя разгорится с неминуемой силой. Точнее, битва за нового покупателя – вряд ли владельца оптики Canon или Nikon удастся "сдвинуть с насиженного места", а вот новички, которые лишь недавно прельстились плюсами цифровой зеркалки и которыми в значительной степени будет прирастать D-SLR рынок, запросто могут заинтересоваться камерами новых D-SLR игроков – Panasonic, Samsung, Sony. Вот мои "пять копеек" на эту тему.
Среди компаний, представленной в этой табличке, чётко прослеживается несколько "клубов по интересам". Так, Olympus и Panasonic намерены поднимать несколько потускневшую (а зря!) идею формата Four Thirds. Правда, каждая своим путём. Так, Panasonic с самого начала ориентируется на пользовательские удобства, чего только стоит применённая в первой D-SLR камере компании, Panasonic DMC-L1, технология Live MOS для прямого просмотра картинки сенсора на 2,5-дюймовом ЖК-дисплее, разработанная в содружестве Olympus и Panasonic на базе оригинальной технологии Maicovicon.
Да и "китовая" оптика для этой камеры, Leica D Vario-Elmarit 14-50mm/F2.8-3.5 (16 элементов в 12 группах, включая две асферические линзы), оборудованная встроенным оптическим стабилизатором Mega O.I.S., не менее интересна. Другое дело, как пойдут дела с дальнейшим набором приличной оптики под эту камеру, не пришлось бы потом за набор хороших объективов снять последнюю рубашку…
Пока что не берусь также судить о дальнейшей судьбе двух первых D-SLR камер Samsung - GX-1S и GX-1L c 6,1-Мп APS-C CCD сенсором. Обладая комплектным арсеналом из двух "своих" сменных объективов - D-XENON 18-55 mm и D-XENON 50-200 mm, компания вступила в "клуб" производителей зеркалок, совместимых с байонетами Pentax KAF2, KAF, KA.
Ход неплохой, только чем именно будет "брать" Samsung в продвижении своих D-SLR камер – ценой, комплектацией, маркетингом, наконец? Это мне пока неведомо…
И, наконец, Sony. Главный и самый важный вопрос, на который пока нет точного ответа – будет ли Sony использовать встроенную в корпус камеры систему стабилизации изображения Anti-Shake, основанную на сдвиге матрицы, совместимую со всеми автофокусными объективами с байонетом Minolta A и приобретённую среди прочего патентного "богатства" у Konica Minolta?
Тем более, что в компактных камерах Sony – таких как CyberShot T9 или T30, используется совершенно другой принцип оптической стабилизации? Мне кажется, ответ на этот вопрос будет положительным, ибо это одна из сильнейших сторон цифровых зеркалок Konica Minolta, что бы там ни говорили злопыхатели. Достаточно только посмотреть на цены объективов Canon и Nikon с системами оптической стабилизации IS/VR, чтобы представить себе новый "перекос" рынка - разумеется, в случае удачного и более агрессивного присутствия Sony на D-SLR рынке. Кстати, совсем не удивлюсь, если техника Anti-Shake появится в D-SLR камерах Sony уже видоизменённом виде, под новым названием.
Нет никаких сомнений, что в D-SLR камерах Sony будет учтён опыт производства просьюмерских аппаратов вроде DSC-F828 и DSC-R1, особенно последней, с наиболее "свежим" 10-Мп CMOS сенсором. Правда, сразу же стоит учесть, что при выпуске "бюджетной" цифрозеркалки первым "пострадавшим" окажется именно недорогая DSC-R1.
Впрочем, как знать, возможно, этот аппарат и выпускался-то для обкатки нового сенсора перед массированной атакой зеркалок… Помнится, Canon было достаточно выпустить свою первую недорогую зеркалку 300D, чтобы частично "накрыть" свои же Pro1 и в то же время "прославиться в веках", то есть, сделать огромные обороты и открыть новый рынок. Не думаю, что Sony "пожалеет" R1 ради столь радужных перспектив.
Поскольку компания Sony приобрела у Konica Minolta не только патенты, но ещё и фабрики, на первых порах вполне можно ожидать как следует "усовершенствованных" версий камер Konica Minolta Dynax 5D/7D. Впрочем, вряд ли ради именно этого Sony бы "тянула" столько времени с анонсом, мне кажется, если и будут такие камеры, то в соответствующем Low-end сегменте D-SLR. А вот ребрендинг оптики Konica Minolta при продолжении её производства на купленных фабриках неминуем. Трудно сказать, останется ли компания Carl Zeiss в стороне от разработки и производства оптики под цифровые зеркалки Sony Alpha или же останется партнёром по работе с компактами, но в принципе в этом нет ничего невозможного.
И, наконец, почему-то я уверен, что и в цифрозеркалках Sony продолжит практику установки двух слотов под флэшки – один слот под "свой" Memory Stick PRO, другой – традиционный Compact Flash.
Чтобы не заканчивать этот материал на совершенно уж повисшей в воздухе ноте,
приведу вам уморительную картинку, найденную мной в процессе подготовки статьи
на сайте наших японских коллег PC Web.
Как говорится, семь раз отмерь, один отрежь семь раз расскажи - один
покажи. Вот они и решили в шуточной манере нарисовать будущий цифровой зеркальный
аппарат с условным названием Sony Cyber-Shot Pro 1.
Не соглашусь с коллегами по поводу 2 х 6Мп = 12-Мп APS-C CMOS матрицы, а в
остальном воплощение отдельных идей, уже реализованных в различных аппаратах
от DiMAGE 5 до DSC-V3/R1 - почему бы и нет ;)