реклама
Мониторы и проекторы

Монитор: выбор

Автор: Антон Клыга

Стоит вопрос о покупке монитора? Замечательно. Вот только правильный выбор сделать достаточно сложно.

Из собственных и не только наблюдений могу сказать, что, как правило, покупка монитора финансируется по остаточному принципу, т.е. выбрали шустрый проц, крутую материнскую плату, громадный винт и супермного памяти, а затем уже на то, что осталось, приглядывается монитор, причем единственными критериями выбора является диагональ, иногда мультимедийные примочки и, главное, цена. Забывается только одно - монитор немодернизируемое устройство: что купили - с тем и придется сидеть до очередной покупки, так просто поменять его, как вставить дополнительную память не получиться. Поэтому, никогда не гонитесь за дешевизной. Лучше, если вы не в состоянии купить нормальный монитор к компьютеру, отложите покупку компьютера до лучших времен, ведь монитор - устройство с которым вы будете постоянно взаимодействовать при работе на компьютере, не зависимо от того, что вы будете делать. И от качества и безопасности монитора зависит самое главное - ваше здоровье, и, прежде всего, ваше зрение. Надеюсь мне удалось вас убедить в необходимости тщательнейшего выбора монитора, поэтому закончим затянувшееся введение и приступим непосредственно к выбору.

Критерии выбора

1. Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ).

ЭЛТ бывают разные. Бывают разных типов, характеризуются размером диагонали и видимой области, размером точки или щели в маске, и материалом, из которого маска изготавливается, различными покрытиями экрана и прочими параметрами, среди которых названные все же главные.

Вкратце о том, зачем вообще нужна маска. Три электронные пушки, расположенные в основании горловины обеспечивают свечение точек люминофора трех основных цветов. Чтобы электронный луч каждой пушки попадал на люминофор только одного какого-либо цвета и не возбуждал другие точки, доступ к ним преграждается теневой маской, которая устанавливается перед экраном и представляет собой тонкий лист с отверстиями. От качества отверстий и поверхности маски зависят четкость изображения и чистота его цветов.

Маски бывают двух типов: теневые и щелевые, причем более распространены первые.

Теневая маска (shadow mask) используется в большинстве мониторов производимых LG, Samsung, Viewsonic, Hitachi, Belinea, Panasonic, Daewoo, Nokia и др.

Как выглядит теневая маска и ход лучей через нее вы можете видеть на рисунке, а описание этого процесса дано было выше. Остается лишь заметить, что Минимальное расстояние между люминофорными элементами одинакового цвета называется шагом точки (dot pitch) и является оценочным индексом качества изображения. Шаг точки обычно измеряется в миллиметрах (мм).

Чем меньше значение шага точки, тем выше качество воспроизводимого на мониторе изображения. Лучшие теневые маски изготавливают из инвара, который нагреваясь под ударами электронов не деформируется. Вообще встречаются маски из массы других веществ.

Есть и еще один вид теневой маски - щелевая (slot mask).

Как видно, люминофорные элементы расположены в вертикальных ячейках, а маска сделана из вертикальных линий. Вертикальные полосы разделены на ячейки, которые содержат группы из трех люминофорных элементов трех основных цветов. Минимальное расстояние между двумя ячейками называется щелевой шаг (slot pitch). Естественно, чем меньше значение шага щели, тем выше качество изображения на мониторе. Применяется этот тип маски фирмами NEC (CromaClear) и Panasonic (Panaflat, Pureflat).

Третий тип маски - аппертурная решетка (Aperture Grill). Это решение имеет решетку из вертикальных линий.

Вместо точек с люминофорными элементами трех основных цветов, апертурная решетка содержит серию нитей, состоящих из люминофорных элементов выстроенных в виде вертикальных полос трех основных цветов. По этой технологии производятся трубки Sony Trinitron и Mitsubishi Diamondtron. Различия между Trinitron и Diamondtron заключаются в том, что Sony использует лишь один катод и получает три луча из одного методом электронно-оптического разделения. Mitsubishi применяет три независимые системы генерации электронов, считая преимуществом возможность фокусировки каждого электронного луча по отдельности. Трубки, произведенные по этой технологии, имеют стабилизационные нити, которые хорошо видны, особенно при светлом фоне изображения на мониторе.

Благодаря меньшему расстоянию между точками теневая маска теоретически обеспечивает более высокое разрешение, а следовательно, и большую четкость деталей изображения, чем аппертурная решетка. Однако трубки с аппертурными решетками, в меньшей степени затеняющими электронный луч, чем теневые маски, отличаются повышенной контрастностью картинки и насыщенностью красок. Их недостатками являются тонкие, но хорошо заметные на светлом фоне экрана тени, отбрасываемые двумя поперечными металлическими нитями, которые стабилизируют аппертурную решетку, а главное, худшее, чем в случае применения теневой маски, качество сведения лучей. Выбор типа трубки является делом личного вкуса и решаемых задач.

Еще. Сравнение шага аппертурной решетки с шагом щелевой или теневой маски некорректно ввиду особенностей их измерения. В крайнем случае необходим перерасчет. Это все что вам нужно знать о масках.

2. Размер.

Здесь все предельно просто: запомните, что видимая область и диагональ экрана это не одно и то же. Причем, как ни странно:-), видимая область существенно меньше диагонали использованного кинескопа, а бОльшую важность для нас имеет именно первая. У монитора с диагональю 17" видимая область может находиться в интервале от 15 с копейками до, самое большое что я видел, 16.2 дюйма. Естественно, чем больше видимая область, тем лучше. Лучший способ узнать у какого монитора большая видимая область – включить и измерить (что вряд ли кто-либо из вас станет делать). Ориентироваться по паспортным данным трудно, так как замеряют это параметр разные производители по разному – одни вытягивают изображение до предела, а другие – оставляют по краям просвет. Размер экрана следует выбирать исходя из предназначения.

Сегодня на рынке предлагаются модели с диагоналями от 15 до 21 дюйма. Поискав можно найти и 14", но вряд ли можно считать его приобретение оправданным сейчас.

Не стоит рассчитывать на многое при приобретении 15-дюймового монитора. Максимальное разумное разрешение, которое я могу рекомендовать для него - 800х600. Иногда в мануале указывается рекомендуемое разрешение, т.е. разрешение, которое рекомендует использовать производитель. Для пятнадцатидюймовых моделей очень и очень редко этот параметр превышает уже названное мною 800х600. А вот в рекламных проспектах часто говориться о разрешениях в 1280х1024. Это разрешение конечно можно использовать, но вот только изображение будет крайне мелким. Здесь еще и частоту кадров вспомнить надо бы, но до нее мы доберемся позднее. Если все же вы не можете позволить себе ничего покрупнее, то приобретайте пятнадцатку. На ней вполне возможно решение проблем насущных. Из плюсов 15-ти дюймого монитора стоит отметить, что для его нормальной работы подойдет практически любая видеокарта.

На следующей, более высокой ступени находятся 17-дюймовые мониторы, которые уже успели стать офисным стандартом де-факто. Если вы много времени проводите за компьютером и можете себе позволить приобретение семнадцатки, то вам просто необходимо это сделать (если, конечно, не можете позволить себе что-то побольше). Для этих мониторов можно рекомендовать разрешение 1024х768 для комфортной работы. С комфортом можно использовать и макинтошевское 1152х864. Обеспечить отличное качество изображения при высоких разрешениях (1024х786 и больше) может уже значительно меньшее число видеокарт, нежели 800х600. Поэтому приобретая монитор такое разрешение поддерживающий, проследите еще и за тем, что бы в вашей машине стояла хорошая видеокарта, иначе толку от дорого монитора с сверхсовершенной электроникой не будет никакого. При этом производительность платы также должна быть на высоте.

Для тех, кому было мало семнадцатки, а приобретение двадцатиодного дюймового монитора было не по карману, появился промежуточный, так сказать любительский вариант, – 19". Такому монитору под силу разрешение в 1280х1024, но при этом вы можете испытывать одно неудобство: соотношения сторон монитора (4:3) и разрешений по горизонтали и вертикали (5:4) не совпадают. Много удобнее было бы использовать промежуточные режимы, например 1280 х 960, однако они поддерживаются не каждым драйвером видеокарты. Естественно, видеокарта должна быть на уровне последних разработок nVidia или Matrox. 3dfx брать уже не стоит в виду смерти компании и прекращения драйверной поддержки.

Вершиной являются мониторы с диагональю экрана 21 и 24 дюйма. Этими мониторами поддерживаются разрешения 1600х1200 и выше. Но очень и очень небольшое число карт способны справиться с таким разрешением, причем дело здесь не в скорости, а качестве изображения, которое многие видеокарты на таких разрешениях и при высоких частотах кадровой развертки просто замыливают.

3. Покрытия.

Важно также обратить внимание на наличие антибликовых и антистатических покрытий. Антибликовое покрытие позволит вам наблюдать на экране монитора только изображение, формируемое компьютером, и не утомлять глаза наблюдением отраженных объектов. Впрочем, если вам нужно видеть прелестную секретаршу, волей случая оказавшуюся у вас за спиной, стоит подумать о необходимости такого покрытия:-)...

Существует несколько способов получения неотражающей поверхности. Самые дешевые из них - протравливание и придание шероховатости. Однако они ухудшают качество изображения. Наиболее популярен способ нанесения кварцевого покрытия (Hitachi, Samsung), рассеивающего падающий свет. Фирма NEC предлагает четвертьволновую компенсацию, обеспечиваемую с помощью отдельной стеклянной пластины. В любом случае чем оно лучше, тем дороже.

Антистатическое покрытие необходимо для предотвращения прилипания к экрану пыли и прочей гадости вследствие накопления статического электричества.

Теперь еще один важный момент. Реально изготовлением трубок занимается всего несколько компаний. Это японские компании Hitachi, Toshiba, Sony, Mitsubishi и Matsushita.

Для некоторых серий мониторов Acer, Daewoo, LG Electronics, Nokia, Philips, Samsung и ViewSonic трубки изготавливает концерн Hitachi. В изделиях ADI, Daewoo и Nokia устанавливаются трубки Toshiba. Компании Apple, Compaq, IBM, MAG и Nokia применяют известные ЭЛТ Sony Trinitron. Наконец, Mitsubishi поставляет ЭЛТ для фирм CTX, Iiyama и Wyse, а трубки Panasonic (Matsushita) можно встретить в мониторах CTX, Philips и ViewSonic. Зачастую изготовители трубок бывают перегружены заказами, и в мониторах даже одной и той же серии могут применяться трубки от разных поставщиков (!).

Характеристики и стандарты

В большинстве случаев реклама указывает максимально поддерживаемое монитором разрешение, даже если нормально при нем работать просто невозможно (например, частота кадровой развертки маленькая, детали слишком мелкие и пр). Работать необходимо с таким разрешением, при котором не будет заметно мерцания экрана ввиду низкой частоты кадров. Я придерживаюсь мнения, что для продолжительной комфортной работы нужно иметь минимум 85 Гц, но каждый по-своему чувствителен к этому параметру. Некоторые перестают замечать мерцание экрана уже при 70 Гц, я же, например, вижу его и при 85. Минимально безопасной считается 75 Гц. Исследования показали, что при частоте вертикальной развертки выше 110 Hz глаз человека уже не может заметить никакого мерцания. Но имейте ввиду, что при слишком высокой частоте кадровой развертки люминофор из-за инерционности может не успевать полностью гаснуть, и в этом случае белые тона на экране будут выглядеть как серые. Мораль – выше лучше, но в меру.

Важно также, что бы детали изображения были достаточно крупными, так как при мелких деталях приходится всматриваться в изображение, что увеличивает нагрузку на глаза и очень быстро их утомляет, а также серьезно препятствует нормальной работе. Профессиональные мониторы способны с легкостью обеспечить 85 Гц при разрешении 1600х1200. Ограничения на частоту кадров накладывают параметры блока развертки монитора. Вот теперь пришла пора перейти к электронике, от которой тоже много чего зависит.

Довольно часто в технической литературе и в рекламных проспектах (в последних все же достаточно редко) бывает указана полоса пропускания видеоусилителя. Для получения качественного изображения полоса пропускания видеоусилителя должна быть на треть больше произведения количества точек по горизонтали и вертикали на частоту кадров. Т.е если вы выбрали монитор с полосой пропускания 65 Мгц (обычный 14" монитор с неплохими характеристиками) и собираетесь работать в разрешении 1024х768, то четкое изображение вы получите при частоте кадров не более 65000000/(1024*768*1.33) = 62 Гц. У профессиональных моделей полоса пропускания видеоусилителя достигает 250Мгц и более.

Диапазон строчной развертки показывает, какое количество строк изображения способен воспроизвести за одну секунду блок строчной развертки, упомянутый выше. Считается, что запас по этому параметру должен составлять 5-15%. Т.е. если у монитора диапазон строчной развертки 30-54 кГц и работать вы хотите при все том же разрешении 1024х768, максимальная частота кадровой развертки должна быть не выше 54000/(768*1.1) = 64 Гц (запас был выбран 10%). У профессиональных моделей этот параметр на уровне 115 кГц.

Это критерии лежащие на поверхности. Глубже зарыто еще много чего. В частности, сильное искривление поверхности экрана обусловливает искажение изображения. Нежелательный эффект устраняют так называемые плоские трубки, которые опять-таки требуют искусно сконструированного отклоняющего устройства, одинаково четко фокусирующего пучки электронов и в середине экрана, и в угловых точках экрана (динамическая фокусировка).

Еще одна проблема заключается в том, чтобы добиться точного сведения лучей в каждой точке изображения. Если три электронных пучка, обеспечивающие основные цвета - красный, зеленый и синий, – позиционируются неточно, качество изображения ухудшается. Тогда белые линии картинки расплываются в радужные полоски, что особенно заметно в углах экрана, причем может быть даже невооруженным глазом.

Не упомянутым осталось еще обеспечение правильности геометрических форм (линейность). О том как это все проверить мы поговорим в следующий раз. А пока...

Энергосбережение. Большинство производителей используют промышленный стандарт VESA DPMS (Display Power Management Signaling). Он определяет нормированные методы поддержки мониторами трех энергосберегающих режимов.

  • Stand-by – экономит до 40% мощности и позволяет быстро восстановить работоспособность;
  • Suspend – отключает цепи накала трубки монитора и имеет большее время восстановления работоспособности;
  • Active-off – еще большее время восстановления работоспособности, но отключает все, кроме средств восстановления работоспособности и блока питания. В этом режиме мониторы обычно потребляют менее 5 Вт.

Правда, кроме монитора поддерживающего функции DPMS нужна и соответствующая видеокарта. E 2000 - нормативы, действующие в Швейцарии по снижению потребления тока у мониторов в режиме Оff.

Удобство настройки. Любой современный монитор имеет внутренний микропроцессор и систему экранного меню (OSD, On Screen Display), либо возможность цифровой настройки параметров и сохранения их. Возможна также комбинированная цифро-аналоговая система настройки. Современные мониторы запоминают параметры настройки при различных разрешениях. Таким образом, при смене режимов картинка всегда остается четкой, и необходимость в дополнительной регулировке отпадает. Если не хотите выставлять настройки каждый раз заново - интересуйтесь, сколько режимов пользовательских режимов может запомнить монитор. Кроме настраиваемых пользовательских режимов монитор может помнить несколько фиксированных.

Важную роль играет и количество настроек. Нет смысла переплачивать, если только конечно вы не занимаетесь чем-либо серьезным, за большое количество настроек. К основным можно отнести яркость, контрастность, размер и положение изображения, подушкообразное, трапециидальное и параллелограммное искажение растра, размагничивание. К продвинутым – вращение, температура и калибровка цвета, муар, сведение, линейность. В принципе чем больше возможностей настройки, тем лучше.

В плане обозримости, удобства и количества параметров системы настройки мониторов различных марок заметно различаются. При всей важности удобного управления и богатых возможностей настройки качество экранного меню не может служить решающим критерием выбора монитора: не следует забывать, что процедуру настройки монитора мы выполняем относительно редко, зато от плохого качества изображения страдаем постоянно.

Обратите внимание и на конструкцию корпуса, а также на достаточность регулировок угла наклона и поворота монитора. Главное что бы вам нравился ваш монитор.

Подключение к ПК. Технология plug & play для Win95/98 позволяет графической плате получать необходимые данные непосредственно с монитора по нескольким незанятым проводам VGA-кабеля. Способ взаимодействия графической платы и монитора реализован через коммуникационный канал Display Data Channel (DDC), стандартизованный Ассоциацией VESA. Стандарт DDC должен поддерживаться не только монитором, но и графической платой, ее BIOS и драйверами. Простейший вариант DDC - DDC1 - допускает лишь однонаправленную передачу информации о способе и поддерживаемых частотах синхронизации, видеодиапазоне, трехцветных компонентах люминесцирующего слоя, коэффициенте нелинейности монитора, энергосберегающих режимах DPMS и других идентификационных данных от монитора графической плате. Существуют и расширенные варианты DDC2B и DDC2AB, допускающие двустороннюю коммуникацию. Вариант DDC2AB включает в себя дополнительные команды Access.bus для управления и настройки монитора с компьютера. Таким образом, пользователь по желанию сможет изменить параметры монитора с помощью клавиатуры или мыши. В большинстве имеющихся в продаже мониторов реализован стандарт DDC1/ 2B; устройств, поддерживающих DDC2AB, пока выпускается немного.

Некоторым покупателям важно наличие у выбранной модели дополнительного входа, чтобы иметь возможность подключить монитор к двум компьютерам. Такие устройства снабжаются одним VGA-входом для стандартного 1,8-м 15-контактного кабеля HD Mini D-Sub и одним RGB-входом с разъемами BNC для 5-штекерного 1,8-м коаксиального кабеля (отдельный штекер для каждой из RGB-составляющих плюс по одному штекеру для вертикальной и горизонтальной синхронизации). RGB-кабель обладает принципиальным преимуществом перед VGA-кабелем, заключающимся в более высоком соотношении сигнала и шума. Однако оно становится ощутимым лишь при режимах от 1024х768х75 Гц в мониторах высшего ценового класса.

Задействовать коммуникационный канал DDC между монитором и графической платой при использовании BNC невозможно, поскольку в BNC-кабеле не предусмотрены необходимые сигнальные шины. В последнее время стандартом становится оснащение мониторов и универсальным последовательным портом USB.

Добавлю, что большое количество продающихся BNC-кабелей являются не коаксиальными, а простыми экранированными, и не дают серьезного улучшения качества изображения, если вообще его дают (!). По поводу USB-хаба (который помимо того, что служит по-своему прямому назначению, может позволять настраивать монитор из панели управления окон) можно сказать следующее: есть - хорошо, нет - тоже неплохо.

Безопасность. Говоря о выборе монитора, безусловно, нельзя обойти стороной и вопрос безопасности. Вот в вкратце стандарты, столкновение с которыми наиболее вероятно:

  • MPR 1990:10 - монитор соответствует шведскому стандарту по излучениям, а также по переменным электрическому и магнитным полям;
  • MPR II - Стандарты и рекомендации по низкочастотным электромагнитным полям и электрическому потенциалу. Такой знак далеко не полностью отражает все условия стандарта MPR 1990:10;
  • ISO 9241-3 обозначает международный стандарт, который удовлетворяет эргономическим требованиям к дисплеям и стоит на страже вашего зрения;
  • TCO (расшифровываются как соответствие требованиям Шведского союза профессиональных служащих по визуальным эргономическим параметрам и переменным электрическим полям). В сравнении с MPRII в ТСО'92 (был разработан специально для мониторов и определяет величину максимально допустимых электромагнитных излучений при работе монитора, и функции энергосбережения) допустимые уровни электромагнитного излучения более жесткие, т.к. замер показателей производится не в 50 см от экрана, как в MPRII, а в 30. TCO 95 и TCO 99 представляют собой универсальные стандарты, регулирующие воздействие всех вредных факторов. В ТСО'95 и ТСО'99 представлены электромагнитные параметры, эргономические, энергосберегающие и экологические. Стандарт TCO’95 существует вместе с TCO’92 и не отменяет последний. TCO’99 предъявляет более жесткие требования, чем TCO’95 в области эргономики, энергия, излучений, экологии, пожарной, электрической безопасности;
  • EN 55022 Европейский стандарт по методам измерений и допустимым значениям излучений для изделий информационных технологий;
  • EN 50082-1 Европейский стандарт по электромагнитной совместимости;
  • EN 60950 Европейский стандарт по безопасности для изделий информационных технологий (электро- и пожаробезопасность), является частью T?V/GS-рекомендации;
  • TЬV/GS Маркировка, подтверждающая прохождение испытаний по безопасности. Изделия с маркировкой GS соответствуют требованиям EN 60950, ZH1/618;
  • СЕ Европейская маркировка, которая определяет соответствие изделия требованиям стандартов EN 50081-1 (европейский стандарт по электромагнитной совместимости), EN 55022, EN 50082-1 и EN 60950.

Беременные офисные леди и престарелые начальники пытаются защититься заставляя все пространство около компьютера кактусами. Говорят, они поглощают излучения, но, по-моему, если не хотите остаться одиноким импотентом в зарослях кактусов, то купите хороший монитор.

Мультимедийные примочки. Не знаю почему, но некоторым очень нравятся мультимедийный мониторы, то бишь оборудованный колонками, выходом на наушники, микрофоном и еще чем-нибудь этаким. Если учесть качество звучания такой акустики и цену такого монитора, то это решение не покажется привлекательным.

Ну и на последок нужно сказать, что каждый монитор является уникальным изделием. Поэтому покупать мониторы в нераспакованном виде без предварительного осмотра довольно рискованно. О предпокупочном тестировании мониторов мы уже говорили в статье "ЭЛТ-Мониторы: тестирование"

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple научит Siri лучше поддерживать диалоги с пользователем 29 мин.
Новая статья: Верные спутники: 20+ полезных Telegram-ботов для путешественников 6 ч.
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 8 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 9 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 10 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 12 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 13 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 14 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 15 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 16 ч.
Nvidia предупредила о возможном дефиците игровых решений в четвёртом квартале 3 ч.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 8 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 8 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 8 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 10 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 13 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 13 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 14 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 14 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 15 ч.