реклама
Аналитика

IT-байки: Про новую науку о человеках в Интернете

Возможно, вас удивит сегодняшняя тема нашего почти традиционно "лёгкого" воскресного раздела. Тема эта сложна, имеет прямое отношение к социальным наукам более, нежели к компьютерам, программам, IT-технологиям или просто к интернету. Подготовить такую тему было непросто и с учётом того, что автор, как и многие посетители нашего сайта, обычный "технарь", слабо сведущий в психологии, социологии, медицине и прочих различных науках о человеках. И всё же тема взаимного проникновения человека в интернет и наоборот, что называется, назрела давно. Тем более, что по данным британской компании Netcraft, количество интернет-сайтов во всём мире буквально на днях перевалило 100-миллионную отметку, удвоившись за рекордно малое время – с мая 2004. Просто невозможно себе сейчас представить весь этот объём слабо структурированной и мало связанной информации, все эти знания (плохие, хорошие и никакие), имеющиеся в Интернете и не имеющие никаких аналогов ни по скорости обновления, ни по доступности, ни по силе влияния на общество. Кстати, онлайновое общество по массовости нынче также почти не имеет аналогов – по разным источникам, к Интернету нынче подключено более миллиарда жителей Земли (разве что чемпионаты по футболу способны собрать единовременно столько людей у экранов).
 Web Science
Ни за что не поверю, что в Сети живут люди, ни разу не кликавшие на баннеры, не участвовавшие в дискуссиях на форуме и/или не сидевшие в чатах. А ведь количество самых непредсказуемых сервисов онлайна растёт с каждым днём. Буквально через неделю любой из нас может оказаться вовлечённым в тот или иной интернет-проект совершенно нового и пока непонятного свойства – блог, обмен видео, да мало ли что. Более того, не каждый сможет даже по прошествии времени объяснить причину, благодаря которой это произошло. Просто "это" понравилось; "это" именно то, чего до сих пор в жизни не хватало… Ага, что-то вроде этого, и чем дальше – тем больше: со временем выясняется, что дальше жизнь без этих штучек просто немыслима. Мне кажется, что все мы, сами того не замечая, всё глубже и глубже погружаемся в интерактив, такое вот своеобразное единое информационно-развлекательное мультимедийное пространство, при этом совершенно непонятным остаётся главное: каким образом это единое пространство будет на нас влиять и как с нами взаимодействовать в перспективе (не факт что благотворно). Принцип воздействия ресурсов Сети на пользователей с самого начала радикально отличался от классических газет и не менее классических радио и телевидения. Кто мог подумать, что Всемирная Сеть так быстро перемахнёт период "детства " в виде интернет-пейджеров (ICQ) и чатов, быстро достигнув юности в виде блогов и Skype Video? Совсем недавно никто не мог предположить, что волна блоггерства так быстро настигнет нас и поглотит без остатка! Да что там, блоги, приведу свежий пример из своей жизни. Ещё летом я недоверчиво поглядывал на идею обмена видеороликами; сейчас у меня имеются свои собственные площадки на YouTube и Multiply, я регулярно вставляю видео в записи своих блогов и, грешен, некоторых статей! А ведь не прошло даже двух десятилетий с тех пор, как британец Тимоти Джон Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), ныне директор World Wide Web Consortium, Сэр и Рыцарь Её Величества, почётный профессор ряда университетов мира, придумал всеми нами обожаемый онлайн, то есть Всемирную Паутину - World Wide Web. Ныне порой кажется что Интернет, концепция которого впервые была изложена всего лишь в 1987 году, существовал всегда – как вода, воздух, электричество, телевидение и сотовая связь. Всё чаще и чаще мы с искренней болью в душе жалеем оффлайновых жителей каменного века, каким-то чудом доживших до наших дней. Сами-то мы давно и успешно (с нашей точки зрения) мутировали неизвестно во что, и до поры до времени степень и необратимость этой мутации никого не интересовала.
 Web Science
Совсем недавно выше упомянутый сэр Тим Бернерс-Ли выступил с недвусмысленно выраженными опасениями по поводу дальнейшей судьбы Интернета, предлагая провести новое исследование перспектив развития web-сообщества с целью предсказания и, возможно, посильного влияния на дальнейшее развитие онлайновой экосистемы. Заостряя проблему, Бернерс-Ли приводит различные доводы, даже предрекает нарастание использования интернета жуликами всех мастей, всевозможными "недемократическими силами", чья деятельность может в результате оказать разрушающее действие на весь мир. Дезинформация - вот величайшая опасность, которая, по мнению Тима Бернерс-Ли, способна в кратчайшие сроки подмять под себя реальные источники информации и сыграть злую шутку с жителями онлайна.  Web Science > На днях все эти мысли были озвучены сэром Тимоти в процессе анонса новой web-инициативы, которая называется The Web Science Research Initiative (WSRI). Пожалуй, основную мысль разработчиков нового интернет-знания можно свести к такой фразе: Мы породили Интернет, мы в ответе за того, кого породили. Главная цель нового проекта, учреждённого совместными усилиями Саутгемптонского университета (Southampton University) и MIT, заключается в созидании и распространении новых стандартов сетевого контента; при этом в дальнейшей работе в обязательном порядке будет изучаться и учитываться социальная составляющая этих разработок. Первоначально разработка основ WSRI будет производиться в штаб-квартире новоявленной науки – в лаборатории исследований компьютерных наук и искусственного интеллекта (Computer Science and Artificial Intelligence Laboratory, CSAIL) при Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology, MIT), а также в школе электронно-компьютерных наук (School of Electronics and Computer Science, ECS) при Саутгемптонском университете. Новую инициативу будут курировать четыре директора проекта: выше титулованный Тим Бернерс-Ли; Венди Хэлл (Wendy Hall) и Найджел Шэдболт (Nigel Shadbolt), профессоры Саутгемптонского университета; Дэниел Вайцнер (Daniel J. Weitzner), учёный из MIT. В перспективе подразумевается, что инициатива WSRI объединит в глобальный форум учёных и исследователей, совместно сотрудничающих в обработке и изучении первых результатов, а также в разработке правил новой науки для будущих поколений исследователей. Предмет изучения и воздействия новоявленной web-науки представляет собой стык нескольких традиционных дисциплин вроде общественных наук, психологии, комплекса наук о жизни (биологии, медицины, антропологии, социологии и т. п.), в тесном взаимодействии с эволюцией технологий. Участникам проекта WSRI предстоит найти ответ на вопросы вроде "Как можно гарантированно рассчитывать на адекватность поиска информации и достоверность найденной информации? Насколько использование результатов поисков в Сети соответствует моральным и этическим нормам, социальным и уголовным законам? Каким образом сберечь и приумножить всё лучшее и полезное в Сети?" Кстати, вот ещё одно подтверждение безумной динамики нашей жизни, которая что ни день пополняет список современного новояза новыми словечками: Web Science - совсем недавно родившееся понятие, а в рамках инициативы WSRI - ещё новое название научной дисциплины, которому только представит обзавестись более-менее устойчивым эквивалентом в современном русском языке. Будет ли это "наука об интернете", или "веб-знание", или "интернетология", или какое другое устойчивое образование, покажет лишь время. Сегодня, под шумок (пока нет единого стандарта), простите уж, выберу словечко на свой вкус. Пусть им до вечера будет соционетика - составное от "социо-" (общественный, социальный) и "нет" (Net, которая и "сеть", и "паутина" и так далее в одном флаконе). Так вот, в качестве основных прикладных аспектов этой самой "соционетики" уже сейчас можно назвать регламентацию, повышение предсказуемости и упорядоченности интернета, установление некоего подобия "обратной связи" в плане социальных отношений жителей онлайна. В этом смысле весь комплекс проблем видится исследователям гораздо более запутанным и сложным, нежели просто "компьютерное знание". Одним из реальных примеров применения знаний "соционетики" на практике можно назвать изучение влияния технологий, используемых для развития успешных интернет-проектов, на мировое интернет-сообщество в различных аспектах. Вроде eBay, где миллионы посетителей находят для себя что-то интересное. Или таких как Google.com, где, напротив, математические алгоритмы используются для анализа миллионов частных запросов с целью улучшения результатов поиска. Представителям социальных наук также предстоит проанализировать сайты вроде MySpace или YouTube, для понимания сути оглушительной популярности таких сложных интернет-систем у посетителей, механизма их влияния и работы. Мы даже представить себе не можем на современном этапе, насколько востребованы, высоко оплачиваемы и, главное, авторитетны смогут стать в перспективе выпускники университетов с дипломом по "соционетике". Специалисты, способные проанализировать ситуацию в Сети, сделать из неё чёткие выводы, и, самое главное, предсказать будущие магистральные направления развития той или иной технологии с учётом её социальной составляющей и, соответственно, потенциальной востребованности миллионами жителей интернета… это страшные люди. Если в наше время большинство интернет-сервисов изобретается, что называется, "по наитию", этакими "соционетиками-самоучками" с врождённым чутьём и способностью сочетать знания технологий и людей "от Бога", то что наступит после появления армии специально обученных специалистов? Предсказать просто нереально. Хорошо если это будут "добрые дяди" с новыми развлекательными, бизнес-, или, на край, рекламными сервисами. Если же эти профессиональные "соционетики" займутся "прокачкой" предвыборных технологий, в целом политикой, или даже разработкой новых типов компьютерных вирусов и троянов с учётом глубокого знания человеческой психологии – вот когда будет действительно страшно. За отрицательными примерами "теневого" пиара и антипиара "а-ля соционетика" далеко ходить не надо. Возьмём те же блоги: по сути, мы ежедневно черпаем множество информации из дневников тех людей, которым мы в целом доверяем, не проверяя их источники. Более того, мы порой воспринимаем вольное и, зачастую, предвзятое толкование событий "авторитетами" блогов за чистую монету, в качестве истинных, якобы независимых новостей. А уж такой хрестоматийный пример как проклятые почтовые спаммеры известен всем и каждому без дополнительных описаний. О "достоверности" спаммерских "данных" и говорить не приходится. Будущее интернета всё же будет завязано на то, чтобы получаемая каждым из нас информация была максимально достоверной, из перепроверенных источников. Каким образом будет реализовано такое Будущее - вот один из вопросов, поставленных перед WSRI. В том, что знания "соционетики" - так сказать, "науки о децентрализованных информационных системах", по определению имеют "двойное назначение" – как атомная энергия, сомневаться не приходится. Впрочем, на помощь от давления этих страшных людей придут не только новые знания, но и люди с такими же дипломами, с той лишь разницей, что будут "играть" на нашей стороне.
 Web Science
Фуфф, вот до каких страшилок можно дописаться под воздействием чрезмерного общения в блогах. На самом деле, пока что новая научная дисциплина, всемерную поддержку развитию которой уже пообещали Yahoo, Amazon и другие интернет-компании, и уже начали финансировать Google и IBM, попросту собирается справиться с анализом тенденций среди онлайновых жителей, количество которых в последние годы растёт по экспоненте. В дополнение к тому, что все разработки участников новой инициативы будут доступны университетам "по обе стороны Атлантики", также ожидается, что всемирный консорциум World Wide Web Consortium (W3C) займётся общей стандартизацией разработок с прицелом на всемерное глобальное использование новых интернет-технологий на бесплатной безлицензионной основе. Только с помощью сочетания знаний о технической, социальной и других ипостасях Всемирной Паутины можно подойти вплотную к действительно работающим на практике стандартам Semantic Web - "Семантической Сети", универсальной интеллектуальной версии Интернета нового поколения, разрабатываемой сейчас в W3C.
Вот и всё на сегодня. Как обычно, затея с очередной темой воскресной заметки совершенно не задумывалась как материал, который призван внести ясность в развитие какой-нибудь современной тенденции. Опять к финалу количество вопросов значительно превышает количество ответов. Этакая постановка задач на будущее и одновременно пища для размышлений. Более того. Могу точно сказать, что редакционная почта достаточно часто приносит письма с просьбами в том или ином повествовании сделать акцент на отечественные разработки. Сегодня именно из-за одного такого письма я не стал сдавать почти готовый материал о новых горизонтах, открываемых перед исследователями Вселенной после переоборудования известного космического телескопа Hubble. Пролистал последние российские космические новости, увидел свежие сообщения и… сменил тему. Сменил в надежде на то, что может быть кто-то из вас, прочитав здесь об инициативе WSRI, со временем сможет принять участие в разработке этой самой "соционетики" и действительно прославит науку своей страны в совершенно неизведанной области. Пока что, как видите, идея находится в зачаточном состоянии, и практически у всех равные шансы. А я, в ожидании новых писем с предложениями новых тем, прощаюсь с вами до следующих выходных.
Ссылки, которые будут полезны желающим углубиться в исследования WSRI:
Предыдущие выпуски IT-баек:

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: Верные спутники: 20+ полезных Telegram-ботов для путешественников 3 ч.
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 5 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 6 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 7 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 8 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 9 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 11 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 11 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 13 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 15 ч.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 4 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 4 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 5 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 7 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 10 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 10 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 10 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 11 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 11 ч.
Arm задаёт новый стандарт для ПК, чтобы навязать конкуренцию x86 11 ч.