реклама
Мониторы и проекторы

Обзор профессионального 23,8-дюймового FHD-монитора ConceptD CP1241YV: концептуальный минимализм

⇣ Содержание

#Методика тестирования

Монитор ConceptD CP1241YV был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro, а также программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом DisplayCAL и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10. Во время тестирования монитор был подключен по интерфейсу DisplayPort 1.2 к видеокарте GeForce GTX 1070 с актуальным на момент тестирования драйвером. Частота обновления экрана в ходе тестирования составляла максимально доступные 165 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB и Adobe RGB (если они доступны). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов — ссылку вы найдете в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и профиль, созданный для конкретного экземпляра, может поправить ситуацию у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения — Standard («Стандарт»);
  • яркость — 80;
  • контраст — 50;
  • усиление черного — 5;
  • гамма 2,2
  • усиление RGB — 50/50/50;
  • смешение RGB — 50/50/50;
  • время отклика — Normal;
  • высокая резкость — выкл.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим изображения — User («Пользовательский»);
  • яркость — 0;
  • контраст — 50;
  • усиление черного — 5;
  • гамма 2,4;
  • усиление RGB — 38/43/39;
  • смешение RGB — 50/50/50;
  • время отклика — Normal;
  • высокая резкость — выкл.

Правки затронули не только привычные изменения яркости и усиления RGB, но и настройку гаммы: при пресете 2,2 фактический уровень гаммы не дотягивает даже до 2! Оптимальным оказался выбор значения 2,4, хотя и при этой установке результат получается чуть ниже стандартного уровня 2,2.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась в установленном по умолчанию режиме «Стандарт» с заводскими настройками основных параметров при отключенном режиме HDR в параметрах экрана Windows 10 и установке яркости от 0 до 100 с шагом 10.

Яркость в меню Яркость белого (кд/м2) Яркость черного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 291 0,2092 1391
90 268,2 0,1929 1390
80 245,1 0,1764 1389
70 221,4 0,1593 1390
60 205,1 0,1477 1388
50 188,6 0,1359 1388
40 172 0,1239 1388
30 163,5 0,1178 1388
20 146,2 0,1055 1387
10 128,6 0,0927 1387
0 110,7 0,0797 1389

Максимальная яркость экрана, заявленная на уровне 250 кд/м2, оказалась ощутимо выше — она перешагнула за отметку 290 кд/м2. Однако минимальный уровень светимости экрана оказался неприятно высоким — более 110 кд/м2, что устроит не каждого пользователя (особенно если он предпочитает работать в темноте). Целевого для наших условий тестирования уровня в 100 кд/м2 удалось достичь только при нулевой яркости со снижением усиления RGB Gain по всем каналам.

Зато контрастность во всем диапазоне измерений яркости оказалась значительно выше заявленного производителем уровня, составив примерно 1390:1, что является превосходным результатом для IPS-матриц.

Режим VRB со вставкой черного кадра может быть активирован при выборе частоты обновления 144 или 165 Гц — при выборе частоты 75 Гц опция VRB в меню оказывается заблокирована. Светимость белого поля в режиме VRB Normal составляет 224 кд/м2, а в режиме VRB Extreme — 114 кд/м2, контрастность в сравнении со стандартным режимом не меняется. Уровень яркости в VRB-режимах заблокирован: попытка изменения этого параметра (как и ряда других) приводит к переходу в стандартный режим.

В целом реализация режима со вставкой черного кадра вполне удачна. Режим VRB Normal оценят любители яркой картинки, и он вполне подойдет для игры даже в хорошо освещенных помещениях. А VRB Extreme можно порекомендовать тем, кто не любит высокую яркость, идля игры в темном помещении.

#Результаты измерений

В ходе тестирования основное внимание мы уделили измерениям в стандартном режиме с полным цветовым охватом монитора, а также с эмуляцией цветового пространства sRGB.

#Режим «Стандарт», установки по умолчанию

Начнем с результатов, демонстрируемых при заводских установках монитора в режиме «Стандарт».

Полный цветовой охват матрицы составляет 132,9% пространства sRGB, 91,2% Adobe RGB и 93,7% DCI-P3. Покрытие этих пространств, разумеется, скромнее: 99,7% sRGB, 81,7% Adobe RGB и 91,6% DCI-P3 (что чуть меньше обещанных 95%).

Цветовая температура настроена весьма точно: за исключением показателей при очень низких уровнях серого, отклонения от целевого значения не превышают 100 К.

Оттенки серого сгруппированы достаточно плотно, но точка белого сильно смещена от целевой позиции.

Гамма-кривые пролегают значительно выше эталонного уровня (среднее значение гаммы — 1,94), хотя расхождения между отдельными цветами и минимальны.

Тест Argyll при стандартных настройках не пройден ни по одному из параметров, что достаточно легко объясняется существенным отклонением точки белого от целевого положения, сильно заниженной гаммой и расширенным цветовым охватом.

#Режим «Стандарт» после настройки

Изменения параметров усиления RGB практически не повлияли на цветовой охват матрицы.

Цветовая температура несколько выросла, но осталась достаточно близка к целевому значению 6500 K.

Точка белого заметно приблизилась к целевому расположению, но оттенки серого несколько потеряли в плотности размещения.

Средний уровень гаммы составил 2,17: кривые проходят немного выше эталонного уровня в средней и правой части графика, а в левой чуть ниже него. Невысокий уровень расхождения между кривыми отдельных цветов сохранился.

Ручная настройка усиления RGB и изменение гаммы позволили значительно улучшить ситуацию с точкой белого. Примерно в полтора раза уменьшился и уровень отклонений на цветовых патчах, хотя и остался выше требований теста (максимальный уровень отклонений лишь чуть превышает запросы Argyll, но средний существенно выходит за допуски теста).

Впрочем, и это тоже предсказуемо: с учетом расширенного цветового охвата помочь уменьшить цветовые отклонения может либо ограничение цветового охвата на уровне sRGB, либо калибровка — и именно эти шаги мы последовательно и предпримем.

#Режим sRGB

В режиме sRGB единственной доступной настройкой является яркость, но даже при уменьшении ее до минимума она превышает 110 кд/м2.

В режиме эмуляции цветового пространства sRGB цветовой охват матрицы оказался ограничен возле всех вершин цветового треугольника, причем эта работа в области зеленой вершины цветового треугольника была проведена не слишком аккуратно — «отрезано» оказалось явно больше необходимого. В итоге покрытие пространства sRGB составило 92,1% при общем охвате 92,4%.

Цветовая температура выше, чем в стандартном режиме, и примерно соответствует тому, что получилось у нас после ручной настройки.

Расположение точки белого и группировка оттенков серого близки к стандартному режиму, что уже навевает некоторый пессимизм.

Гамма-кривая светимости в режиме sRGB пролегает практически на том же уровне, что и в стандартном режиме (среднее значение 1,93), но расхождение между кривыми отдельных цветов свелось к минимуму — они почти совпадают друг с другом.

Результат заводской настройки режима sRGB, увы, разочаровывает — даже с допусками на погрешность измерений он не укладывается в обещания производителя. Очень сильно заниженная гамма и очевидно неточная установка точки белого, зафиксированные нами при измерениях, вряд ли оставляют шанс на точную настройку.

 Цветовой баланс в режиме sRGB

Цветовой баланс в режиме sRGB

Стоит также отметить явную потребность в подстройке RGB Gain: при достаточно точно подобранной «средней по больнице» цветовой температуре наблюдается явный дисбаланс между оттенками: «недобор» по зеленому и «перебор» с синим.

На всякий случай мы провели измерения во всех трех вариантах, которыми можно получить цветовой охват sRGB через меню монитора (выбор цветового охвата в стандартном режиме, выбор режима sRGB и загрузка калибровочного пресета №2, который по умолчанию соответствует пространству sRGB), но результаты измерений во всех этих режимах различались на уровне погрешности — в пределах нескольких сотых DeltaE.

#Режим sRGB, результаты после калибровки

Поскольку в предустановленном режиме sRGB настройки усиления RGB Gain и гаммы недоступны, единственным способом улучшить результаты остается калибровка. Проведем мы ее в режиме ограничения цветового пространства sRGB, используя в качестве базы заводской пресет монитора для этого цветового пространства.

Цветовой охват после калибровки самую малость — на десятые доли процента — расширился.

График цветовой температуры после калибровки приобрел несколько изломанную форму по сравнению со стандартными установками или ручной настройкой, но при уровне серого более 25% отклоняется от целевого значения 6500 К весьма незначительно.

Расположение точки белого максимально приблизилось к требуемому, плотность группировки оттенков серого при этом не пострадала.

Гамма-кривые после калибровки пролегают вплотную к эталонной кривой (средний уровень — ровно 2,2), расхождение между кривыми отдельных цветов минимально.

Итоги теста Argyll после калибровки вполне ожидаемы: все тесты пройдены с хорошим запасом от рекомендованных показателей. Отклонение точки белого от идеала — 0,27 DeltaE, средний уровень цветовых отклонений — 0,25 единицы, а максимальный — ровно единица. Но подобный результат не редкость и для моделей, не претендующих на качественную настройку «из коробки».

#Прочие режимы

В целом остальные режимы, в которых может работать ConceptD CP1241YV, нам уже известны по другим моделям этой серии, поэтому подробно останавливаться на них вряд ли имеет смысл — тем более что в них все так же проявляются уже отмеченные нами недостатки заводской настройки в виде заниженного уровня гаммы и существенной ошибки в точке белого.

 Цветовой охват в режиме Adobe RGB

Цветовой охват в режиме Adobe RGB

Предустановку Adobe RGB, несмотря на ее наличие, мы также на этот раз решили обойти стороной: охвата чуть больше 80% этого пространства (вдобавок «подрезанного» ограничением возле зеленой и красной вершин треугольника цветового охвата) явно недостаточно для полноценной работы с цветом.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры ~6500 кельвин.

Примерно так выглядит в темноте белый фон, выведенный на экран.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработке для более наглядного представления равномерности подсветки.

Наиболее заметны небольшие проблемы в углах (что вполне привычно), других явно выраженных недостатковне наблюдается (что приятно).

При измерении яркости по 45 точкам среднее отклонение от центральной точки составило всего лишь 4,03%, а максимальное — 13,79% (причем «в плюс» от центральной точки — в верхней правой части экрана!). Максимальное снижение светимости зафиксировано посередине левого края экрана и составило 12,88%. Этот результат можно назвать великолепным для IPS-матриц даже по меркам подобной скромной диагонали.

Отклонение цветовой температуры в единицах DeltaE в среднем составляет 2,08, а максимальное в правой части нижнего края экрана не превышает 3,4, что также можно назвать отличным показателем.

Отметим почти уникальный (по крайней мере, для моделей без компенсации неравномерности подсветки) факт: ни один из 45 квадратов не обведен красным цветом, свидетельствующим о превышении допустимых значений отклонений яркости или оттенка.

А при повышении яркости белого поля до 170 кд/м2 значительно уменьшается и число «желтых» зон.

При взгляде на черный экран в темноте невооруженным глазом заметна лишь небольшая засветка в левом нижнем углу.

После дополнительной экспоправки и обработки снимка становятся заметны небольшие засветки и по другим углам. В целом же с черным фоном дела обстоят вполне хорошо: традиционные угловые засветки почти незаметны, а других проблем на тестируемом экземпляре не отмечено.

#Качество градиентов и скорость отклика

 Градиенты на неоткалиброванном мониторе

Градиенты на неоткалиброванном мониторе

 Градиенты на откалиброванном мониторе

Градиенты на откалиброванном мониторе

Качество отображения градиентов до калибровки не вызывает нареканий. После калибровки границы между некоторыми группами оттенков становятся чуть более заметными, но общее ухудшение качества весьма незначительное — что можно назвать немалым достижением для матрицы 6 бит + FRC.

 Скорость отклика в обычном режиме

Скорость отклика в обычном режиме

Модель ConceptD CP1241YV имеет три предустановки скорости отклика, из которых по умолчанию выбрана средняя, «Normal» (она же единственная работоспособна при активации функции Adaptive Sync). Этот выбор можно назвать оптимальным (по крайней мере, для высокой частоты обновления): шлейфы за объектами чуть короче, чем в режиме Off, но при этом не проявляют себя артефакты, явно заметные в режиме Extreme.

Скорость матрицы весьма хороша, но все же мы видели и более быстрые IPS-матрицы (например, на Acer Nitro VG272UV).

 Скорость отклика в режиме VRB

Скорость отклика в режиме VRB

В «стробоскопическом» режиме VRB со вставкой черного кадра длина шлейфов меняется незначительно. Артефакты, как и в обычном режиме, заметны лишь при установке времени отклика Extreme.

При максимально доступной для монитора частоте обновления 165 Гц пропуска кадров не наблюдается.

#Углы обзора и Glow-эффект

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени, появляются незначительные паразитные оттенки в той или иной части экрана — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее.

Glow-эффект у рассматриваемой модели выражен во вполне типичной для IPS-матриц мере. При обычном расположении пользователя перед монитором даже на темном фоне он практически не беспокоит, а при взгляде под более острым углом хоть и становится явно заметным, но раздражающие паразитные оттенки не бросаются в глаза.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе ConceptD CP1241YV используется матрица с полуматовой защитной поверхностью, практически не вызывающей проявлений кристаллического эффекта, но достаточно эффективно борющейся с бликами.

Эффекту Cross-Hatching монитор также не подвержен.

Проработка мелких деталей и шрифтов достаточно хорошая и не требует дополнительных настроек (кроме отключения функции «Высокая резкость» в режимах, в которых она включена по умолчанию).

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц.

В режиме VRB со вставкой черного кадра частота работы подсветки совпадает с частотой смены кадров (поддерживается работа при частоте обновления более 75 Гц). Нагрузка на глаза в этом случае, безусловно, возрастает, но и движущиеся объекты на экране становятся чётче. Для непродолжительной игры подобный режим может быть интересен, но в случае долгой работы за монитором его точно следует избегать.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после калибровки в режиме эмуляции sRGB с отсечением выходящих за пределы этого цветового пространства областей.

Выводы

Надо сказать, что если рассматривать ConceptD CP1241YV как игровой монитор, то он получился более чем удачным — какими, вероятно, являются и его непосредственные «родственники» из серии Nitro, с которыми мы пока еще не знакомились. В его активе быстрая матрица с высокой частотой обновления, достаточный запас яркости и прекрасная для IPS-матрицы контрастность. Даже никогда не значившийся в числе ярких достоинств мониторов этой компании режим VRB со вставкой черного кадра настроен весьма удачно: с высокой для подобного режима яркостью и возможностью использования при различной частоте обновления, включая максимальную. Словом, как игровой Full HD-монитор наш сегодняшний знакомец если и не идеален, то как минимум очень хорош.

Проблема же заключается в том, что мониторы серии ConceptD позиционируются как профессиональные инструменты с высоким качеством заводской настройки и низким уровнем цветовых отклонений — а здесь у CP1241YV кроме похвально высокого уровня равномерности подсветки и цветовой температуры (подобных результатов можно было бы ожидать от моделей с системой компенсации неравномерности подсветки) нет заметных преимуществ.

Полученные нами результаты показывают заниженный уровень гаммы, ошибки в определении точки белого и отклонения цветов даже в режиме sRGB, к которому относятся обещания производителя об уровне отклонений DeltaE<2. Кроме того, не слишком аккуратно выполнена и эмуляция этого цветового пространства: от практически полного покрытия осталось лишь чуть больше 92%.

Возможно, проблема кроется в нашем экземпляре монитора (ведь все опробованные нами ранее модели серии ConceptD всегда в целом соответствовали обещаниям производителя по уровню цветовых отклонений, даже если к прочим параметрам настройки и имелись определенные претензии). Но для прошедшего через наши тесты экземпляра мы можем сделать вывод, что в качестве решения для работы с цветом он способен показать достойные результаты только после аппаратной калибровки.

Достоинства:

  • хорошее качество материалов и сборки;
  • функциональная подставка с полным набором регулировок;
  • наличие VESA-крепления;
  • расширенный цветовой охват и возможности, который он дарит;
  • большое количество предустановок с эмуляцией различных цветовых пространств (в т. ч. и sRGB);
  • богатые возможности по настройке цвета (но лишь при расширенном цветовом охвате по умолчанию);
  • уровень яркости и контрастности ощутимо выше заявленного производителем;
  • хорошие градиенты без калибровки и лишь незначительное падение их качества после калибровки;
  • очень хорошая равномерность подсветки;
  • быстрый отклик матрицы при частоте обновления до 165 Гц;
  • наличие достаточно удачно настроенного режима VRB со вставкой черного кадра;
  • приятно оформленное и логичное меню с качественным переводом;
  • поддержка технологий адаптивной кадровой синхронизации, совместимой с видеокартами разработки как AMD, так и NVIDIA;
  • отсутствие Cross-hatching и различимого кристаллического эффекта при обычных условиях просмотра.

Недостатки:

  • откровенно слабый (особенно для метящей в профессиональный сегмент модели) уровень заводской настройки.

Может не устроить:

  • высокая минимальная яркость;
  • отсутствие USB-хаба;
  • возможность задействовать функции работы с цветом только при стандартном (полном) цветовом охвате матрицы.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
У Apple забуксовала разработка новых функций для iOS 56 мин.
У TikTok появились шансы остаться в США — теперь в этом замешан Илон Маск 9 ч.
Microsoft тестирует новый браузер для геймеров, который выводится поверх игры 9 ч.
Квартальная выручка на рынке облачных инфраструктур подскочила на 21 %, превысив $80 млрд 11 ч.
Новая статья: Little Big Adventure – Twinsen's Quest — криво, но всё ещё мило. Рецензия 12 ч.
Microsoft сломала игры Ubisoft последним крупным обновлением Windows 11 13 ч.
«Сердечное спасибо всем»: аудитория олдскульной ролевой игры Sea of Stars превысила 6 млн игроков 13 ч.
Huawei предлагает для HarmonyOS в 200 раз меньше приложений, чем есть в Google Play — разрыв планируется сократить в течение года 23-11 17:29
World of Warcraft исполнилось 20 лет — это до сих пор самая популярная ролевая игра в мире 23-11 15:45
Microsoft хочет, чтобы у каждого человека был ИИ-помощник, а у каждого бизнеса — ИИ-агент 23-11 12:20
AirPods Max не пользуются достаточной популярностью, чтобы вышли AirPods Max 2 2 ч.
Настольные чипы AMD Ryzen Threadripper 9000 предложат от 16 до 96 ядер Zen 5 с потреблением 350 Вт 5 ч.
Справится даже ребёнок: роботы на базе ИИ оказались совершенно неустойчивы ко взлому 10 ч.
LG поможет Samsung с нуля создать «настоящий ИИ-смартфон» — он выйдет в 2025 году и вы не сможете его купить 11 ч.
AIC и ScaleFlux представили JBOF-массив на основе NVIDIA BlueField-3 13 ч.
Nvidia нарастила выручку в Китае на 34 % даже в условиях санкций 15 ч.
Nvidia заинтересована в получении HBM3E от Samsung и верит в сохранение международного сотрудничества при Трампе 16 ч.
xMEMS представила бескатушечные МЭМС-динамики для открытых наушников, ноутбуков и носимой электроники 24 ч.
Microsoft и Meta представили дизайн ИИ-стойки с раздельными шкафами для питания и IT-оборудования 23-11 15:57
Eviden создаст для Финляндии ИИ-суперкомпьютер Roihu производительностью 49 Пфлопс 23-11 15:35