реклама
Мониторы и проекторы

Обзор игрового WQHD-монитора Gigabyte AORUS FI32Q: на правильном пути

⇣ Содержание

#Тестирование

#Методика тестирования

Монитор AORUS FI32Q был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 170 Гц, а глубина цвета была выставлена в положение 8 бит (необходимости в 10 битах для наших тестов нет).

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100% с шагом 10%;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе AORUS FI32Q производитель предлагает восемь предустановленных режимов и три дополнительных (Custom), для полностью ручной настройки. При тестировании мы использовали интерфейс DisplayPort 1.4 как наиболее беспроблемный среди доступных.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения — Green;
  • яркость — 40;
  • контраст — 50;
  • резкость — 5;
  • цветовая температура – Normal;
  • гамма — 2.2;
  • эквалайзер чёрного – 10;
  • Overdrive – Off;

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим изображения – Custom;
  • яркость — 10;
  • контраст — 50;
  • резкость – 5;
  • цветовая температура – User Define (100/95/97);
  • гамма – Off;
  • эквалайзер чёрного – 10;
  • Overdrive – Picture Quality.

Для доступа к полному перечню необходимых параметров был выбран пользовательский режим (подходит любой из трёх). После перехода в него значительных изменений картинки не произошло, а для получения необходимых значений потребовалась регулировка трёх параметров: яркости, цветовой температуры (RGB Gain) и гаммы. Цветовой охват установился на нативном для используемой матрицы уровне – DCI-P3. Степень разгона Overdrive была изменена на Picture Quality, а с резкостью Gigabyte решили проблему без нас, оставив значение Sharpness в положении 5.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Проверка осуществлялась в режиме Green при настройках по умолчанию.

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 399 0,361 1105
90 367 0,332 1105
80 336 0,304 1105
70 304 0,276 1101
60 272 0,247 1101
50 240 0,218 1101
40 208 0,189 1101
30 174 0,158 1101
20 140 0,128 1094
10 106 0,096 1104
0 71 0,065 1092

Максимальная яркость оказалась на уровне 399 кд/м2, а нижнее значение составило 71 кд/м2. Коэффициент контрастности – 1100:1 в среднем, что на 10 % выше заявленного в технических характеристиках.

Полученный диапазон изменения яркости подсветки оказался близким к комфортному уровню. По верхней границе монитор фактически добрался до запроса стандарта VESA DisplayHDR 400, а нижняя граница позволит ощутимо снизить нагрузку на глаза в условиях слабого внешнего освещения.

При включении функции «вставки чёрного кадра» AIM Stabilizer Sync регулировка яркости блокируется, а яркость белого поля устанавливается на уровне в 180 нит при коэффициенте контрастности 1115:1.

#Результаты при стандартных настройках

В отличие от конкурентов, возможности которых охватывают пространство AdobeRGB на 98-100 %, новинка от Gigabyte предлагает более скромные цифры, в большей степени делая ориентир на популярный сейчас стандарт DCI-P3. Впрочем, это отличие не сильно ограничивает покупателей модели при работе с цветом и, возможно, станет проблемой исключительно для полиграфистов и людей, занимающихся печатью своих фотоснимков.

При настройках по умолчанию в новом режиме Green возможности матрицы в FI32Q соответствуют заявленным. Изображение на экране насыщенное и зачастую не совсем реалистичное, поскольку до сих пор большая часть создаваемого контента рассчитана на sRGB-мониторы. Яркость подсветки «из коробки» составляет порядка 210 нит и соответствует уровню в 40 %.

Точка белого у AORUS FI32Q настроена на среднем уровне, но проблем со стабильностью ЦТ оттенков серого нет никаких.

Расхождение каналов гамма-кривых минимальное, а все линии проходят ниже референса, что приводит к слабой различимости в тенях и повышенной контрастности изображения в целом.

Из-за таких особенностей установки гамма-кривых результат в тесте Argyll CMS оказался не самым высоким. Сказался на нём и несколько отличный от DCI-P3 цветовой охват модели.

#Результаты после калибровки

Проблемы с точностью цветопередачи решить довольно легко. Для этого необходимо перейти в один из трёх пресетов Custom для полноценных пользовательских изменений. У монитора AORUS FI32Q необходимо снизить яркость подсветки, изменить степень усиления RGB для достижения необходимой цветовой температуры и поменять режим гаммы, выбрав положение «выкл.».

Внесённые изменения и проведённое профилирование слегка изменили уровень соответствия пространству AdobeRGB, увеличив его на 2 %. В остальном же разница оказалась в пределах погрешности измерений.

Точка белого пришла в норму, а стабильность оттенков серого сохранилась на крайне высоком уровне.

Гамма-кривые после применения созданного LUT профиля выстроились строго по референсу, обеспечив правильный контраст изображения с хорошей различимостью в тенях и светах.

Благодаря созданному профилю система получила все необходимые ей данные о возможностях дисплея, что позволило программам с поддержкой CMS производить необходимые коррекции. Отклонения DeltaE снизились до уровня 0,21 в среднем и 0,71 в максимуме. Прекрасный результат, следуем дальше.

#Результаты в режиме Reader

Режим Reader должен снизить нагрузку на глаза — это аналог Low Blue Light или Blue Light Reducer в мониторах других производителей.

При переходе в него стандартная яркость остаётся на знакомом уровне в 210 нит, проблем с её дальнейшей ручной регулировкой не возникает, а цветовой охват ощутимо снижается.

Точка белого меняется не столь значительно, падая до уровня в 6030 К, что на фоне многих других мониторов – несущественное влияние. При этом стабильность ЦТ оттенков серого сохраняется на изначально высоком уровне — и это радует.

Гамма-кривые в режиме Reader проходят выше референса, увеличена различимость крайних тёмных полутонов, проблемы с дисбалансом RGB отсутствуют.

В целом выполненная производителем настройка не сильно влияет на снижение нагрузки на глаза, особенно в условиях с плохим внешнем освещением. Режиму требуется дополнительная настройка, в том числе со стороны пользователя (как минимум нужно снизить яркость), а полученный в тесте Argyll CMS результат смущать вас не должен: это вполне обычное дело для подобных предустановок, да и цель у Reader — вовсе не достичь идеальной цветопередачи.

#Результаты в режиме sRGB

Поскольку рассматриваемая новинки — монитор с расширенным цветовым охватом, в нем неудивительно встретить режим эмуляции sRGB, в котором происходит подмешивание компонент в чистые цвета, что приводит к сужению ЦО.

Эмуляция sRGB производится на очень хорошем уровне, изначальная яркость устанавливается на 24 % (144 нит), но её разрешено менять.

Точка белого близка к 6600 К с небольшим паразитным оттенком, а стабильность ЦТ серого всё также хороша, как и при заводских настройках.

К сожалению, над точностью установки гамма-кривых в режиме эмуляции sRGB производитель не поработал. У монитора сохранились особенности в виде повышенной контрастности и низкой различимости в глубоких тенях.

Впрочем, благодаря точному описанию цветового пространства sRGB и не слишком больших отличий гаммы (исключительно с точки зрения программы) от данного стандарта, монитор смог показать достаточно хороший результат в тесте на точность цветопередачи. Данный режим отлично подойдёт пользователям, стремящимся к более натуральным цветам и не желающим углубляться в вопрос управления цветом.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин. Система компенсации неравномерности подсветки в модели не применяется.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

На белом проблемы равномерности подсветки видны не очень сильно, но при взгляде на серое поле они становятся более явными.

Среднее отклонение от центральной точки составило 8,2 %, а максимальное 17,6 %. Для крупного игрового монитора, особенно если принимать во внимание результаты младших 27-дюймовых решений от разных производителей, результат очень хороший. В 2021 году не сложно встретить отклонения в два раза выше на не сильно более доступных моделях, а поэтому FI32Q – живой пример того, как надо подходить к вопросу качества.

Нет у проверенного нами экземпляра и явных проблем с равномерностью цветовой температуры. Разброс значений составил всего 367 кельвин, среднее отклонение от центральной точки – 1,2 %, а максимальное – 4,3 %. Это очень хороший результат, который позволит вам забыть о визуальной разнице в "теплоте" белого и серых полей на разных частях экрана.

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).

В плане углового Glow-эффекта изучаемый монитор показал низкий результат – четыре «засвеченных» угла с сильными паразитными оттенками, особенно в верхней части экрана. Размер «засветок» зависит от расстояния до экрана – чем ближе, тем они больше.

При отдалении от экрана Glow полностью исчезает — и становится ясно, что с реальной равномерностью подсветки на чёрном у нашего экземпляра есть очевидные проблемы: ярко выражены засветки в двух правых углах, особенно сверху, также небольшие видны засвеченные области по всем остальным краям экрана. Результат пускай и не самый низкий, который нам приходилось наблюдать среди игровых мониторов, но и к средним его не причислишь. Остаётся рассчитывать на то, что в продаже будут встречаться экземпляры FI32Q с более равномерной подсветкой на чёрном.

#Визуальная оценка изображения и особенности модели

#Качество градиентов и бандинг

Используемая псевдодесятибитная матрица (с использованием FRC) в AORUS FI32Q смогла продемонстрировать выдающиеся по равномерности градиенты во всех предустановленных режимах — и после правок рабочих параметров через OSD-меню тоже.

Правильная ручная настройка в ходе калибровки обеспечивает внесение относительно небольших правок в LUT видеокарты, что позволяет не так сильно снизить качество тоновых переходов: появляется всего 2-3 грубых перехода с минимальными паразитными оттенками.

На изображении для проверки так называемого бандинг-эффекта герой обзора показал себя хорошо – на уровне популярных 27-дюймовых игровых мониторов на базе IPS-матриц. Нет резких скачков яркости и оттенка на тёмных переходах, видимые дефекты изображения отсутствуют.

#Скорость отклика и пропуск кадров

При проектировании модели производитель не стал рисковать и остановился на максимальной частоте в 170 Гц, что на 5 Гц выше, чем у конкурента от MSI, и на 5 Гц меньше, чем у наиболее популярного в классе ASUS PG329Q. Разница, как вы понимаете, минимальная — и точно не стоит того, чтобы учитывать её при выборе наиболее подходящего монитора.

В случае с новым FI32Q максимальная частота вертикальной развёртки доступна без необходимости активации разгона, которого у модели попросту нет. Время отклика по GtG – 1 мс, и ровно таким же оно остаётся при активации усовершенствованной системы AIM Stabilizer c приставкой Sync, теперь поддерживающей параллельную работу с системами адаптивной синхронизации. У Gigabyte получился прямой ответ на эксклюзивную систему ELMB-Sync от ASUS, до чего другие производители ещё не добрались.

Для новинки производитель добавил два дополнительных режима Overdrive – Off (разгон по скорости отклика выключен) и Smart OD (умный выбор режима в зависимости от частоты кадров/развёртки). С ними соседствуют привычные нам Picture Quality (PQ), Balance и Speed, а по умолчанию производитель выставил режим Off, оказавшийся самым медленным среди доступных.

Новый Smart OD в наших условиях тестирования оказался копией режима Balance. Оба пресета демонстрируют чуть меньшие шлейфы, чем при настройках по умолчанию, но с легким проявлением артефактов. Сделать эти проявления ещё ярче позволяет бесполезный режим Speed, а получить наиболее корректное изображение можно в OD Picture Quality, который изначально намекает на это своим названием.

Для активации режима со «вставкой чёрного кадра» (AIM Stabilizer Sync) нет необходимости выключать поддержку Adaptive-Sync. При этом пропадает возможность регулировки яркости, но остаётся доступной регулировка Overdrive. Для тестирования функции мы выставили режим PQ, который, к сожалению, не помог улучшить изначальный результат. Оказалось, что система AIM Stabilizer у FI32Q настроена не совсем корректно: несмотря на резко возросшую четкость движущихся объектов, с двух сторон от них появляются хорошо заметные шлейфы.

Подводя итог по скорости панели, мы можем отметить, что FI32Q, безусловно, проигрывает ранее проверенному FI27Q-X c частотой 240 Гц, но близок к уровню Nano-IPS-решений производства LG с частотой от 144 до 160 Гц. Также нет сомнений, что монитор по совокупности результатов способен обойти всех *VA-конкурентов и не оказаться в аутсайдерах при сравнении с IPS-соперниками.

Отдельно хотелось бы отметить, что на момент тестирования (середина мая 2021 года) монитор не является официально сертифицированным NVIDIA для работы с G-Sync в режиме Compatible, однако никаких реальных проблем совместимости нет – всё работает как надо. В будущих же версиях драйверов должна появится его поддержка — и тогда будет ещё лучше.

Говоря про стабильность максимальной частоты развёртки, можно отметить, что никаких проблем при тестировании монитора мы не выявили. Специальный тест из пакета TestUFO это полностью подтверждает – 170 Гц стабильны во времени и доступны при любых настройках монитора.

#Углы обзора и Glow-эффект

По углам обзора рассматриваемый монитор мало отличается от наиболее универсальных 27-дюймовых WQHD IPS-моделей, демонстрируя высокий уровень стабильности картинки при рабочих углах просмотра.

При незначительных изменениях в горизонтальной плоскости картинка на экране FI32Q совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее. Особенно сильно меняют свой внешний вид крайние области экрана, в частности — углы.

Сильный Glow-эффект на чёрном поле, пожалуй – один из основных недостатков изучаемого решения. Именно Glow вносит основной вклад в претензии, относящиеся к стабильности картинки на экране и комфортности работы в тёмном помещении, особенно при просмотре фильмов и работе в ПО с тёмным интерфейсом. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.

На цветных же изображениях Glow демонстрирует себя значительно слабее. При взгляде со стороны картинка становится менее контрастной, с легким паразитным оттенком, покрывающем всё изображение.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе AORUS FI32Q используется матрица с хорошей полуматовой защитной поверхностью.

Картинка на экране приятна для глаз. Кристаллический эффект еле заметен, многие его не увидят вовсе. При изменении угла просмотра его заметность практически не усиливается. От эффекта Cross-Hatching данная модель дисплея полностью избавлена.

К отображению мелких элементов и прорисовке текста различной величины претензий у нас не возникло. Монитор уверенно проходит все тесты и оставляет положительное впечатление от картинки на экране даже при заводских установках резкости, с чем ранее у некоторых моделей AORUS наблюдались проблемы.

По заверению производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

При активации режима «вставки чёрного кадра» (AIM Stabilizer) на частоте вертикальной развёртки 170 Гц мы выявили ШИ-модуляцию с соответствующей частотой и высокой скважностью – так и должно быть. Нагрузка на глаза в этом случае, безусловно, возрастает, но и движущиеся объекты на экране становятся чётче, правда, с заметным шлейфом по обе стороны изображения из-за неполного цикла выключения подсветки. Для коротких игровых сессий подобный режим может быть интересен, но при продолжительной работе за монитором его точно следует избегать, особенно с учётом степени проявления шлейфов.

В мониторе AORUS FI32Q используется встроенный блок питания, что в Gigabyte причисляют к достоинствам. Никаких паразитных звуков в ходе работы монитора при любых настройках нами отмечено не было.

#Выводы

Компания Gigabyte в очередной раз доказала, что совсем не обязательно заниматься производством мониторов 5-10+ лет, чтобы задавать в этом деле высокую планку. Несмотря на широкий спектр возможностей модели AORUS FI32Q, производителю, на удивление, удалось обойтись без большого списка проблем и недостатков, что случается редко.

Изучаемой модели повезло оказаться одной из первых в своём классе, а благодаря конкурентоспособной цене у неё есть все шансы стать наиболее универсальным решением. Безусловно, высокая цена — порядка 70 000 рублей — может остановить вас от покупки, но тут следует вспомнить, что *VA-аналог, способный хотя бы приблизиться к скоростным IPS-вариантам, предлагается в среднем за 55 000-57 000 рублей, а всё то, что вы можете приобрести среди других «игровых» 31,5 WQHD за 25-35 тысяч – устройства совсем иного уровня, несмотря на все попытки производителей заверить вас в обратном. Удачи в выборе!

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и профилирования.

Достоинства:

  • отличное качество материалов и сборки;
  • эргономичная подставка и наличие VESA-крепления;
  • широкий выбор современных интерфейсов подключения с увеличенной пропускной способностью (HBR3);
  • USB-хаб с двумя портами USB 3.0 и наличие интерфейса USB Type-C для подключения мобильных устройств;
  • хороший комплект поставки;
  • поддержка функций PbP/PiP и KVM-Switch;
  • встроенный аудиочип ESS Sabre для качественного звука при подключении наушников или внешней акустической системы;
  • большое количество программных «фишек» — многие пройдут мимо, но кому-то они могут пригодиться;
  • настраиваемая RGB-подсветка внешнего пространства Fusion 2.0;
  • возможность программной активации HDR с поддержкой 10-битного представления цвета, поддержка формата HLG (наиболее актуально для YouTube) и соответствие VESA DisplayHDR 400;
  • беспроблемная система управления на базе пятипозиционного джойстика;
  • наличие режима sRGB с качественной эмуляцией стандартного цветового пространства и возможностью регулировки яркости подсветки;
  • отличные градиенты при любых установках и после ручных правок;
  • крайне высокая стабильность оттенков серого в большинстве режимов;
  • широкий диапазон регулировки яркости при стабильно высоком коэффициенте контрастности (чуть выше заявленного);
  • высокая скорость и плавность изображения на экране, особенно после правильного выбора режима Overdrive;
  • поддержка технологий адаптивной синхронизации AMD FreeSync Premium и NVIDIA G-Sync в режиме совместимости;
  • наличие продвинутого режима работы подсветки со «вставкой чёрного кадра» AIM Stabilizer Sync — первый конкурент ранее эксклюзивной ELMB-Sync от ASUS с поддержкой одновременной работы с любой из систем адаптивной синхронизации;
  • хорошая равномерность подсветки на светлом поле по уровню цветовой температуры и яркости (может зависеть от экземпляра);
  • подсветка без мерцания (Flicker-Free), но лишь до момента включения AIM Stabilizer;
  • хорошие углы обзора и относительно слабый Glow на цветных изображениях;
  • отсутствие Cross-hatching и различимого кристаллического эффекта (КЭ);
  • цена на уровне конкурентов при большем наборе возможностей.

Недостатки:

  • сильный угловой Glow-эффект с паразитными оттенками на чёрном поле и тёмных изображениях;
  • откровенно низкая равномерность подсветки на чёрном поле;

Может не устроить:

  • довольно глубокая и широкая подставка;
  • средний уровень заводской настройки с увеличенной контрастностью картинки;
  • некорректная настройка режима AIM Stabilizer Sync из-за чего появляются заметные шлейфы с обоих сторон движущегося объекта;
  • не сильно полезный режим Reader, являющийся одной из вариаций на тему Low Blue Light;
  • бесполезная система Local Dimming без деления на зоны – дополнительный аналог обычной системы динамической контрастности;
  • расширенный цветовой охват на уровне 88 % DCI-P3 – монитор так и не добрался до заявленных 94 %;
  • отсутствие встроенной акустической системы.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
У Apple забуксовала разработка новых функций для iOS 10 ч.
У TikTok появились шансы остаться в США — теперь в этом замешан Илон Маск 18 ч.
Microsoft тестирует новый браузер для геймеров, который выводится поверх игры 18 ч.
Квартальная выручка на рынке облачных инфраструктур подскочила на 21 %, превысив $80 млрд 20 ч.
Новая статья: Little Big Adventure – Twinsen's Quest — криво, но всё ещё мило. Рецензия 21 ч.
Microsoft сломала игры Ubisoft последним крупным обновлением Windows 11 21 ч.
«Сердечное спасибо всем»: аудитория олдскульной ролевой игры Sea of Stars превысила 6 млн игроков 22 ч.
Huawei предлагает для HarmonyOS в 200 раз меньше приложений, чем есть в Google Play — разрыв планируется сократить в течение года 23-11 17:29
World of Warcraft исполнилось 20 лет — это до сих пор самая популярная ролевая игра в мире 23-11 15:45
Microsoft хочет, чтобы у каждого человека был ИИ-помощник, а у каждого бизнеса — ИИ-агент 23-11 12:20