Зеркальные фотокамеры в принципе – не такой уж частый гость нашего раздела фототехники, но сегодняшний образец совершенно особенный — это зеркальная камера среднего формата стоимостью более полутора миллионов рублей. Встречайте – Leica S3. Попробуем вместе разобраться, в чем ее уникальность, на какую аудиторию она рассчитана и чем оправдана столь высокая стоимость
История среднеформатных камер уходит далеко в прошлое – во времена пленочной фотографии, когда многие профессионалы и увлеченные энтузиасты выбирали аппараты именно такого типа для получения максимально качественных отпечатков. Основная особенность среднеформатных камер скрыта уже в их названии. В случае с аналоговой фотографией в них использовалась пленка формата большего, чем известная большинству даже сегодня 35-миллиметровая (размеры кадрового окна варьировались от 4,5 × 6 см до 6 × 9 см; 35-миллиметровая пленка имеет кадровое окно размером 3,4 × 2,6 см), но меньшего, чем почти позабытая сегодня крупноформатная (от 9 × 12 см). Большая информационная емкость пленки позволяет регистрировать большее количество деталей и обеспечивает более плавные тональные переходы. Те же преимущества (по крайней мере, в теории) имеют современные цифровые матрицы среднеформатных камер. Но теперь мы говорим уже не о размерах пленки, а об увеличенном размере матрицы. На данный момент подобные камеры выпускают немногие производители, в их числе Fujifilm, Hasselblad, Pentax и, да, Leica. Выпуск среднеформатных камер – история скорее не коммерческая; это очень нишевые аппараты, которые, тем не менее, остаются предметом вожделения для определенной прослойки профессионалов и фотолюбителей. Стоит ли спорить, что современные беззеркальные и зеркальные полноформатные камеры предлагают пользователю огромный и весьма привлекательный набор опций – компактность, скорость, мощный искусственный интеллект. Казалось бы, жаловаться ни на процесс работы, ни на качество снимков не приходится. И тем не менее есть те, кто сознательно выбирает более «неповоротливый» средний формат. Сегодня у нас есть возможность проникнуться их идеологией. В самом элитарном ее изводе.
⇡#Основные особенности, отличия от предыдущего поколения
Линейка камер Leica S берет начало аж в 1996 году, когда свет увидела Leica S1 — совершенно удивительный аппарат, поверить в серийную сущность которого до сих пор кажется невозможным. Тем не менее она реально выпускалась. Более близкая предшественница нашей сегодняшней героини – как несложно догадаться, называется она Leica S2 – увидела свет в 2008 году и получила два обновления в 2012 и 2014 годах (последнее носит имя S typ 007). Внешне и концептуально она похожа на S3, но, безусловно, более чем за десятилетие (даже за шесть лет с момента последнего обновления) характеристики камеры изменились очень существенно. Leica S3 увидела свет в 2020 году.
Оригинальная Leica S1 Pro образца 1996 года. Фото https://www.digitalkameramuseum.de, автор Westlicht Photographica
Во-первых, матрица. Ее разрешение увеличилось с 37,5 до 64 мегапикселей, применяется CMOS-сенсор, а не CCD, как на Leica S2 образца 2008 года. Размер же сенсора остался прежним — 30 × 45 мм. Таким образом, мы имеем кроп в 0,8 раза по сравнению с 35-миллиметровыми («полнокадровыми») камерами. Это важно учитывать, в частности, при работе с объективами: умножая фокусное расстояние на кроп-фактор, мы получаем эквивалентное фокусное расстояние. Например, для объектива 120 мм, с которым я тестировала Leica S3, оно будет составлять 96 мм. Глубина резкости, при прочих равных условиях, на среднеформатной камере будет меньше, чем на полнокадровой, — в частности, эту особенность ценят некоторые профессионалы, снимающие портреты с красивым боке. На матрице отсутствует фильтр нижних частот для обеспечения максимальной детализации.
За обработку данных отвечает процессор Maestro II: производитель обещает высокую скорость работы, несмотря на большой размер получаемых файлов.
Как и у предшественницы, у S3 есть два разных типа затвора: FPS — фокальный затвор; CS — центральный затвор. Они применяются в зависимости от оптики, с которой используется камера. Самая короткая выдержка синхронизации фокального затвора составляет 1/125 сек, тогда как у центрального затвора этот параметр равен 1/1000, что расширяет творческий арсенал фотографа, работающего с профессиональным студийным светом.
В камере есть система автофокуса и возможность снимать серии – правда, с небольшой скоростью, до 3 кадров в секунду.
Значительно увеличен диапазон светочувствительности: если у S (typ 007) это были скромные 80–1250 ISO, то у S3 уже 100-50000 ISO, что резко расширяет творческие границы. Доступна съемка с выдержкой вплоть до 1/4000 сек.
Важная особенность – возможность съемки 4K-видео с использованием всей ширины сенсора. Также у S3 есть вход и выход для аудио и HDMI. Такие современные опции, как GPS и Wi-Fi, тоже не обошли Leica S3 стороной.
На данный момент для камеры выпущено 16 фирменных объективов с фокусными расстояниями от 24 мм до 180 мм. Также доступно использование оптики сторонних производителей через фирменные переходники.
К качеству исполнения корпуса Leica S3 претензий быть не может: производитель сделал максимально надежный аппарат, исполненный полностью из магниевого сплава. Камера надежно держится в руке благодаря антискользящему покрытию, хват – крупный и глубокий, сзади есть упор для большого пальца. Байонет объектива исполнен из особо прочной нержавеющей стали, задний монитор прикрыт специальным защитным стеклом. Разумеется, здесь есть пыле- и влагозащита, что позволяет работать с S3 в сложных погодных условия. По форме камера ближе к трапеции, чем к прямоугольнику, габариты солидные – 160 × 80 × 120 мм, вес – 1260 граммов. Leica S3 действительно тяжелая и крупная камера – даже без объектива, который, как вы понимаете, для среднеформатной камеры не может быть компактным. В дизайне производитель вполне традиционно придерживается эстетики минимализма, и здесь, пожалуй, эта эстетика доведена до абсолюта. На камере есть всего четыре кнопки и практически отсутствуют какие-либо надписи — пользователю придется запоминать, какой орган управления за что отвечает. Впрочем, не так уж это и сложно с учетом их минимального количества. Рассмотрим поподробнее, как организована эргономика S3.
На левом ребре под двумя прорезиненными крышками находятся четыре разъема: гнездо аудиовыхода, гнездо HDMI, гнездо USB 3.0, гнездо для дистанционного управления/синхронизации фотовспышки. Это проприетарные разъемы LEMO, для которых потребуются специальные провода — терять их строго не рекомендуется, цены, как и на все, помеченное словом «Leica», кусаются. Отмечу также, что герметично закрыть прорезиненные крышки портов не так уж просто, приходится потратить время, чтобы они «встали на место» – это не пластиковые крышечки, которые открываются и закрываются одним быстрым движением. Скорость – это в принципе не про Leica S3, мы имеем дело с аппаратом для терпеливых фотографов.
Справа расположены два разъема для карт памяти: один для SD/SDHC/SDXC UHS-II и один для CompactFlash.
Сверху левее «горячего башмака», расположена GPS-антенна (да, это не второй информационный экран), справа – верхний дисплей, на котором отображаются основные текущие параметры съемки; колесо регулировки выдержки/функциональное колесо, кнопка активации режима Live View, кнопка записи видео и кнопка спуска.
На тыльной панели мы видим селектор включения-выключения камеры, видоискатель, джойстик, диск настройки, динамик, светодиод индикации записи снимка/сохранения данных, ЖК-дисплей, а рядом с ним – те самые четыре кнопки, о которых уже шла речь. Каждая кнопка имеет две функции: если нажать ее однократно, вызывается раздел меню, если зажать – то активируется функция, которую фотограф на нее назначил. По умолчанию производителем на кнопки назначены: регулировка ISO, режим замера экспозиции, режим фокусировки, экспокоррекция. Меня полностью устроил именно такой набор, но при желании его можно поменять в меню.
Спереди находится байонет, слева от него – кнопка предпросмотра глубины резкости (ее можно переназначить), справа – кнопка высвобождения объектива, сверху — светодиод автоспуска/датчик для баланса белого и два микрофона.
Снизу расположены два штативных гнезда разного диаметра – 1/4” и 3/8”. Здесь же находится батарейный отсек. Для того чтобы извлечь батарею из камеры, необходимо совершить два действия – сдвинуть рычаг разблокировки и слегка нажать на верхнюю часть батареи. Также мы видим отверстие для штифта многофункциональной рукояти и контактную колодку для штифта многофункциональной рукояти.
Субъективные впечатления от эргономики Leica S3: камера весьма специфическая и не похожа ни на одну другую камеру, в том числе и самой Leica. Производитель делает упор на интуитивное управление. Первое время меня откровенно раздражало отсутствие каких-либо надписей или условных обозначений. Не так-то просто с ходу запомнить, как, например, сменить режим съемки (это делается нажатием на заднее управляющее колесо – надо еще догадаться, что его можно нажать) или на какую кнопку назначена регулировка ISO. Может, кого-то впечатляет такой минимализм, но мне ценнее наглядность. Со временем, конечно, привыкаешь – благо действительно органов управления не так много, чтобы в них бесконечно путаться, но, видимо, привычка сильнее – кажется, что на большинстве камер управление удобнее: все эти диски экспокоррекции, колеса выбора режимов и подписанные кнопочки здорово упрощают жизнь.
Leica S3 – зеркальная фотокамера. Соответственно, видоискатель у нее оптический. Работать с ним действительно приятно – он очень большой, удобный, имеет резиновый наглазник и крупное колесо настройки диоптрий (от –3 до +1). Видоискатель имеет увеличение 0,87х и поле зрения около 98%. В видоискателе может отображаться текущая информация о съемке: уровень-горизонт, выдержка, ISO, режим экспозамера, диафрагма, состояние вспышки, баланс экспозиции, способ экспозамера, экспокоррекция, оставшиеся кадры (на внешнем накопителе) и некоторая другая.
ЖК-дисплей на задней панели – 3-дюймовый, жидкокристаллический. Экран статичен – ни наклонить, ни повернуть его нельзя. Нет здесь и уже ставшего стандартом в индустрии сенсорного управления – Leica как будто демонстративно отказывается следовать даже тем современным тенденциям, которые, казалось бы, никак не нарушат концепцию аппарата. Разрешение дисплея составляет 921 600 пикселей – тоже не так уж много по современным меркам. Впрочем, это не мешает при необходимости пользоваться режимом Live View – качество изображения вполне хорошее, картинка четкая. При съемке в Live View экран обновляется с частотой до 60 кадров в секунду, доступны моделирование экспозиции, виртуальный горизонт, фокус-пикинг при ручной фокусировке (обозначение цветом объектов, находящихся в зоне резкости).
Меню Leica S3 оформлено достаточно лаконично: здесь нет той многоступенчатости, которая встречается в среднестатистическом профессиональном фотоаппарате. Меню полностью русифицировано и, на мой взгляд, устроено логично, особенно если вы сколько-нибудь знакомы с фотографией, и цифровыми камерами в частности.
За связь камеры и смартфона по Wi-Fi в Leica S3 традиционно отвечает приложение Leica Fotos – с помощью него можно передавать файлы и дистанционно управлять камерой. Нареканий по поводу работы приложения нет – все работает четко и быстро.
Съемка в привязанном режиме также возможна с помощью приложения Leica Image Shuttle, при этом все основные настройки экспозиции могут быть выполнены с помощью приложения, а изображения, полученные в форматах DNG и JPG, могут быть переданы непосредственно на компьютер через интерфейс USB 3.0. Использование модуля Lightroom Tethered Plugin позволяет подключать Leica S3 напрямую к пакету обработки изображений без необходимости в дополнительном программном обеспечении.
Наконец она у меня в руках – моя первая среднеформатная камера. Средний формат в мире фотографии – то, о чем принято говорить с благоговением. То, чего все хотят, но достойны только лучшие. Это вам не ширпотреб для «бомбил». Это и есть настоящая «высокая» фотография. Стоит ли говорить, что я предвкушала часы наслаждения с этим аппаратом – любование потрясающей глубиной картинки, богатством цветов, неповторимым рисунком оптики? Тем более, в моей жизни уже было несколько камер Leica – совсем иных концептуально, но тоже из категории «не для всех». И это был весьма приятный опыт.
Тем больнее было разочарование от реальной встречи. Признаю, тут есть доля моей вины: я не успела морально подготовиться к тому, что меня ждет, и подробно изучить характеристики камеры до того, как она ко мне попала, поэтому с первых минут общение с S3 как-то не задалось. Я держу этот увесистый черный кирпич в руках, смотрю на него, как баран на новые ворота, злясь оттого, что не понимаю даже, как сменить режим съемки. Необходимость ради этого элементарного действия лезть в инструкцию кажется мне абсурдной, потому что ни с одним другим аппаратом делать этого не приходилось: там все для людей, а здесь – все для стиля. Хорошо, без инструкции я все-таки додумалась, как меняются режимы, еще какое-то время понадобилось для того, чтобы запомнить, на какую кнопку назначена какая функция.
Пробуем сделать тестовый кадр (подчеркиваю – тестовый, что подразумевает отсутствие какого-либо художественного компонента. Проверяем, работает ли камера вообще, грубо говоря). Первое же фото, снятое в условиях недостаточной освещенности с авто ISO, даже на экране камеры выглядело настолько ужасно, что обескуражило. Смотрю данные – светочувствительность ISO 25000: не мало, но и не феноменально много по современным меркам. Большинство современных камер выдают вполне приемлемый (хотя бы при просмотре в небольшом формате) результат на таком значении. Почему среднеформатная камера шумит так безбожно?
Про автофокус не сказать тоже нельзя. В Leica S3 предложена одна-единственная точка автофокуса (применен единственный крестовой датчик по центру кадра при наведении по видоискателю), и это тоже стало для меня сюрпризом, но Бог бы с ним – в конце концов, большую часть своей профессиональной карьеры я и фокусировалась по центральной точке. Просто не могу сказать, что я скучаю по тем временам. Современные системы автофокуса кажутся настоящим блаженством по сравнению с тем, что было раньше, и это вынужденное возвращение к корням не вышибло из меня слезу ностальгии. А вот глаз у меня, вероятно, задергался от бесконечного звука жужжащего привода автофокуса на объективе, тщетно пытающегося в полумраке уцепиться за объект съемки. «Должно быть, снимать на средний формат и рассчитывать на автофокус – это уже кощунство», – подумала я и перешла в режим ручной фокусировки. Здесь, надо признать, дело пошло шустрее, и даже, к своей радости, я обнаружила систему фокус-пикинга, которая помогает увидеть актуальную зону резкости. И все же первый вывод можно было сделать: Leica S3 для съемки при слабом освещении подходит плохо. Скрепя сердце, я совершила затем с ней небольшую вечернюю прогулку, о чем мы подробнее поговорим в главе, посвященной светочувствительности. Но основные тесты проводились при дневном свете.
Не могу сказать, что получившиеся кадры разочаровали меня своим качеством или произвели негативное впечатление в плане цвета, динамического диапазона, общего рисунка. Нет. Просто никакой «магии» я в них не увидела. Да, красивое боке. Но сколько объективов с красивым боке я уже тестировала! Да, приятные, естественные, в меру сочные цвета – но про какую современную камеру так не скажешь? Да, детализация. Но этим тоже уже не удивишь. Отличить кадр со среднеформатной S3 от кадра, сделанного камерой с полнокадровым сенсором высокого разрешения, я на экране компьютера совершенно не могу. Подозреваю, что даже при печати крупным форматом не смогла бы тоже. Друзья, узнав, что я тестирую аппарат стоимостью в полтора миллиона рублей (без учета оптики), сгорали от любопытства и желания посмотреть, как же снимает это чудо техники. Результат их не очень впечатлил: «Честно говоря, не видим прямо чего-то особенного», – деликатно выразились они. «Да, честно говоря, я тоже» – все, что я могла ответить.
Все снимки JPEG напрямую из камеры, без какой-либо обработки
Ах да, на этом месте мы приглашаем комментаторов с заготовленными фразами о том, что нельзя давать такие камеры в руки криворуким дилетантам, что настоящий профи снял бы на эту камеру такие шедевры… Вопрос лишь в том, а не снял бы он их на другую камеру? Leica S3, очевидно, создана для высокобюджетных съемок в лучших студиях с профессиональными моделями, стилистами, визажистами. И я даже не сомневаюсь, что в таких условиях можно получить очень качественные и красивые кадры. Сомневаюсь лишь в том, что в этих же условиях какая-нибудь топовая современная беззеркалка не выдаст аналогичный (хорошо, очень близкий, неотличимый без попиксельного сравнения) результат. Более того – по моему опыту, чем лучше условия, тем меньше требуется от аппарата. Большое разрешение Leica S3, которое обеспечивает отличную детализацию, – безусловно, важное преимущество, но, опять же, сейчас это не уникальная характеристика, хотя, конечно, полнокадровых камер на 64 мегапикселя сейчас еще нет, прогресс пока остановился на 61 мегапикселе.
Я была абсолютно готова влюбиться в S3, но, увы, любовь не сложилась. Мы существуем в разных вселенных. На этом обширная лирическая часть заканчивается, и мы возвращаемся к более детальному и безэмоциональному рассмотрению возможностей камеры. Leica S3 попала ко мне на тест с двумя объективами: Leica Summarit-S 35mm f/2.5 и Leica Camera Summarit-S 120mm f/2.5 APO Macro CS.
Выше я уже привела примеры съемки в формате JPEG. Вариантов повлиять на снимок не так уж много: помимо баланса белого фотограф может настроить только контраст, насыщенность, резкость, а также сделать фото в черно-белом формате.
Снимок слева: низкие насыщенность и контраст, снимок справа: высокие
Примеры съемки в черно-белом режиме: слева высокий контраст, справа обычный
Автоматический баланс белого в большинстве случаев работает корректно, но при съемке в очень пасмурную погоду я обратила внимание на то, что снимки начали уходить в холодный зеленовато-голубой оттенок.
Нюанс, который важно учитывать при работе с Leica S3: столь большой «вес» файлов предъявляет серьезные требования к системе их хранения и обработки. Несмотря на то, что передача файлов, благодаря быстрому соединению USB, осуществляется с хорошей скоростью, компьютер (не самый слабый, мягко говоря) может «подвисать» даже на этапе просмотра снимков. Но, тем не менее, отрицать плюсы высокого разрешения нельзя: чего стоит одна только возможность радикально кадрировать снимки, сохраняя высокое качество! Это может быть полезно в ситуациях, когда к объекту съемки невозможно приблизиться либо когда хочется существенно изменить композицию готового фото.
Слева – оригинал снимка, справа – кадрированный вариант. Несмотря на столь радикальную обрезку, правый кадр выглядит качественно, приемлем и для публикации в интернете и для печати не очень крупным форматом. Размер обрезанного изображения – 2865 × 1910 пикселей. Обратите отдельное внимание на боке. Фото сделано на объектив 35 мм на диафрагме 2,5, и, несмотря на то, что изначально это был ростовой портрет, на крупном плане есть хорошее разделение модели и фона
Формат JPEG, хоть и не будем совсем сбрасывать его со счетов, все же вряд ли будет сильно востребован у фотографов, снимающих на Leica S3, — это прерогатива либо любителей, либо репортеров. Полностью же раскрыть потенциал камеры сможет формат RAW (в случае с Leica – DNG). Формат это хорош своей универсальностью, файлы открываются на любых устройствах. Среднеформатные камеры славятся своим широким динамическим диапазоном. В данном случае производитель заявляет динамический диапазон до 15 ступеней. В качестве примера обработки снимков я отобрала несколько сложных сюжетов: переэкспонированные и недоэкспонированые фото, кадры с большим перепадом яркости – и попробовала привести их в баланс. Давайте посмотрим, каких результатов можно добиться при работе в RAW-конвертере. Я традиционно использую конвертер Adobe Camera Raw. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные на усмотрение автора.
Возможно, я ожидала еще больших «чудес» от динамического диапазона S3. Казалось, что у среднеформатного аппарата за полтора миллиона рублей он будет практически бесконечным. Это не так, но, пожалуй, это проблема моих ожиданий. В целом же, конечно, динамический диапазон хорош. Особенно впечатлил предпоследний пример с практически засвеченным небом – особых надежд «вытащить» этот кадр у меня не было, но получилось неплохо.
В Leica S3 используется фазовая система фокусировки с одной точкой фокуса по центру. Это означает, что при необходимости разместить главный объект съемки в другой части кадра нужно использовать метод перестроения: сначала разместить объект по центру, а после фокусировки немного сместить камеру левее/правее/выше/ниже – главное, чтобы она оставалась в той же плоскости. Метод, в принципе, не сложный в освоении и знакомый многим, кто увлекается фотографией достаточно давно. Подходит он для относительно статичных сцен. Но писать, что этот метод комфортен, у меня тоже не поднимается рука. После работы с множеством современных камер, где система автофокусировки, можно сказать, выполняет работу фотографа, возвращаться к «истокам» автофокуса совсем не радостно. При съемке на открытой диафрагме процент промашек все равно будет выше, чем у большинства камер, даже при съемке статики. С динамическими сценами вроде бегающих детей, играющих животных и т. д. в принципе лучше попрощаться. То есть шанс попасть в фокус остается, но это мучение. Вероятность снять резкий кадр с ручной фокусировкой оказывается едва ли не выше.
Leica S3 быстро фокусируется при хорошем освещении, но, как я уже писала выше, в темное время суток у нее возникают большие трудности. Гораздо проще снимать с ручным фокусом, чем ждать, пока камера «поймает» объект в резкость. Также сложности возникают, если в кадре присутствуют визуальные препятствия или если сцена малоконтрастная. Я порой ловила себя на мысли, что если бы в этой камере был только мануальный фокус – возможно, это было бы даже приятнее, так как соблазн положиться на автоматический и регулярное разочарование в его работе раздражают больше, чем необходимость наводиться на резкость самостоятельно.
При съемке в режиме Live View действует контрастная система автофокуса, и выбрать область фокусировки можно с помощью джойстика. Но качество и скорость фокусировки в этом случае также оставляют желать много лучшего (даже одноточечная система при наведении по видоискателю работает значительно корректнее).
Серийная съемка, которая присутствует в камере, тоже подойдет только для статичных сюжетов: снимать, например, спортсменов или тех же животных не получится, поскольку в S3 нет системы отслеживания объекта, а значит, при его перемещении фокус тут же собьётся. Вариантов, когда эта опция может быть востребована на практике, пожалуй, не так уж много. Мне приходят на ум групповые портреты: есть смысл сделать несколько фото подряд, чтобы потом выбрать кадр, на котором все получились удачно.
Скорость серийной съемки очень невелика – 3 кадра в секунду, буфер также маленький – 7 снимков в формате DNG+JPEG. Но, пожалуй, при текущем раскладе объективно больше и не нужно, так как не представляю, что можно снимать на Leica S3 длинными сериями.
Как уже было сказано в начале статьи, диапазон светочувствительности Leica S3 радикально увеличился по сравнению с ее предшественницей S2. Но, опять же, если сравнивать с полноформатными современными камерами, он уже относительно скромный: верхний предел – ISO 50000. Я уже описала впечатления от первого опыта съемки при слабом освещении – увы, он был не очень обнадеживающим. Теперь посмотрим подробнее, какие результаты можно получить на основных значениях светочувствительности.
Перед тестовыми кадрами – несколько «живых» примеров. Слева представлены внутрикамерные JPEG, справа — RAW (DNG), сконвертированные с настройками по умолчанию. На этом месте необходимо сделать ремарку, что при конвертации в Adobe Camera Raw настройки по умолчанию у камер Leica отличаются от настроек по умолчанию у камер других производителей: если у всех прочих камер параметр «уменьшение шума» автоматически выставляется на ноль, то у камер Leica он установлен на +25 – то есть шумоподавление присутствует. В этом случае не совсем корректно будет сравнивать кадры с Leica S3 и с других камер, обзоры на которые мы публикуем. Однако ручная корректировка параметра шума также не может быть применена, так как в этом случае не будет соблюдено традиционное условие «по умолчанию». Для того чтобы составить более полное представление о качестве снимков, рекомендую скачать образцы RAW-файлов.
Качество съемки на ISO 1600 достойное, шумы можно заметить только при приближении снимка, детализация высокая.
1600 RAW
На ISO 3200 шумы становятся более выраженными, но качество еще неплохое.
3200 RAW
На ISO 6400 картинка уже довольно «рыхлая», общее качество снижено, но шумы не режут глаз.
6400 RAW
На ISO 12500 уже отчетливо виден цветной шум, который портит восприятие изображения.
12500 RAW
И самое высокое значение – ISO 50000. Здесь уже качество откровенно низкое, снимок идет цветными полосами, цвета сильно искажены, детали потеряны.
Однозначно, съемка на высоких значениях светочувствительности – не конек Leica S3. Весь потенциал этой камеры раскрывается на минимальных значениях ISO. Падение детализации, искажение цветопередачи, шумы лишают камеру ее конкурентных преимуществ. Тем не менее можно сказать, что значения ISO вплоть до 6400 являются вполне рабочими – шумы можно различить, но они не сильно портят восприятие кадра.
Наличие функции видеосъемки в Leica S3 само по себе интересно. Благодаря отличной оптике и большому сенсору можно получить очень красивую объемную картинку не только в фото- но и в видеоформате. Однако, опять же, стоит понимать, что в плане технологий S3 не стоит сравнивать с самыми продвинутыми камерами. Те, кто снимал видео на современные беззеркалки, избалованы хорошей системой автофокуса: снимать людей и животных в движении не составляет труда, камера сама отслеживает объект. В данном же случае нам опять придется «вернуться в прошлое», где успех видеоролика всецело зависит от того, как автор отработает в том числе и с ручным фокусом. Автофокус в формате видео формально работает, но полагаться на него опасно: более удачный результат можно получить, используя мануальную фокусировку (так же как и при съемке фото, доступен фокус-пикинг). При съемке с автофокусом на видео запишется звук чудовищно громкого фокусировочного привода оптики.
Видео с использованием всей ширины сенсора можно снимать как в формате Full HD, так и в формате Cine 4K с частотой 25 кадров в секунду. При съемке доступна запись 16-битного стереозвука 48 кГц с автоматической или ручной настройкой уровня с помощью встроенного или внешнего микрофона. Для подключения микрофона и наушников понадобится адаптер. Видео можно снимать в черно-белом формате, а также настраивать резкость, насыщенность и контрастность. Файлы сохраняются в формате MOV.
Что касается ограничений по времени записи, то при съемке данного видео камера прекратила запись через 47 секунд, высветив надпись «Слишком медленная карта памяти» – при том, что это была карта, специально выданная на тест вместе с S3, SDXC скоростного класса UHS-II. Тут требуется, по-видимому, CompactFlash класса UDMA 7 — на сегодняшний день уже почти раритет.
В камере используется литий-ионный аккумулятор Leica Battery S BP-PRO1 емкостью 20,81 Вт·ч (7,3 В, 2300 мА·ч). В комплекте с камерой поставляется зарядное устройство Leica Quick Charger S. Заряжается аккумулятор достаточно медленно: у меня не было возможности замерить время от нуля до полной зарядки, но, скажем, за час аккумулятор зарядился настолько, что его хватило на съемку 100 кадров в формате DNG+JPEG.
Наверное, для того, чтобы оценить Leica S3, нужно быть настоящим гуру фотографии; желательно студийной; желательно представителем старшего поколения. Возможно, тем, кто вырос на пленке и кому все новомодные «фишки» вроде классного автофокуса по глазам, умения отслеживать объект, высокой скорости съемки попросту не нужны. Мол, технологии пытаются украсть наш хлеб, а умения, которые мы оттачивали годами, становятся ненужными, поэтому мы не будем даже смотреть в сторону этих «умных» камер. Нам важно только качество. Только богатство полутонов, только объем кадра, только высокая детализация. И тут, честно говоря, мне особо нечем крыть. Мне было бы очень интересно провести прямое сравнение Leica S3 с парочкой современных беззеркалок: в студии, с идеально выставленным светом, с подготовленной стилистом моделью, и посмотреть – не на абстрактных тестовых, а на живых кадрах, – будет ли ощутима невооруженным глазом разница. Априори мне кажется, что нет.
Профессиональные полнокадровые беззеркалки с большим разрешением и топовой оптикой тоже показывают себя замечательно в плане качества снимков, и кадры с Leica S3 не вызывали ощущения «ого, такого мы еще не видели». К сожалению, технически осуществить такой тест слишком сложно, поэтому приходится оценивать S3 «в вакууме». Что же, это был как минимум интересный опыт. Интересный, но не трансформирующий. По большому счету, у меня было ощущение, что мне в руки просто попала какая-то камера из нулевых годов – тяжелая, медленная, не слишком удобная, не очень «умная», но умеющая сделать при этом «красиво». Пусть и не настолько красиво, чтобы поразить прямо в сердце — магию среднего формата ощутить не удалось. По-новому отнестись к самому процессу съемки – тоже.
Если говорить о том, что средний формат учит большей вдумчивости, кропотливости, умению видеть и чувствовать кадр – то все же, на мой взгляд, это относится к пленочной фотографии, в цифру эта магия в данном случае не перенеслась. Это, конечно, не отменяет того, что он впечатлит других фотографов. К счастью, я избавлена от необходимости давать рекомендации по поводу покупки этого аппарата: если даже случайно на этот обзор когда-то набредет человек, у которого есть реальная возможность купить подобную камеру (и артикулированная потребность в ней), он, пожалуй, лучше меня будет понимать, зачем ему нужна именно она. Полагаю, основная целевая аудитория Leica S3 – рекламные агентства и подобные солидные организации, которым нужно впечатлять заказчика не только максимально качественными снимками, но и красным кружочком на корпусе камеры: вряд ли кто-то будет отрицать, что Leica в мире фототехники – такой же элитный бренд, как, скажем, Gucci или Louis Vuitton в мире одежды. Есть люди, на встречу с которыми не придешь в одежде из масс-маркета, как бы красива и удобна она ни была. С камерами это работает примерно так же. Leica S3 может быть также выбором для пейзажных фотографов, ориентированных на серьезную выставочную деятельность, печать своих фото в журналах и продажу кадров на стоках: это тоже неспешный жанр, в котором во главе угла стоит качество снимков, а не навороченные функции камеры. Либо, конечно, она может стать статусным предметом для богатого фотографа-любителя.