⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор среднеформатной фотокамеры Leica S3: камера за полтора миллиона
⇡#Камера в работеНаконец она у меня в руках – моя первая среднеформатная камера. Средний формат в мире фотографии – то, о чем принято говорить с благоговением. То, чего все хотят, но достойны только лучшие. Это вам не ширпотреб для «бомбил». Это и есть настоящая «высокая» фотография. Стоит ли говорить, что я предвкушала часы наслаждения с этим аппаратом – любование потрясающей глубиной картинки, богатством цветов, неповторимым рисунком оптики? Тем более, в моей жизни уже было несколько камер Leica – совсем иных концептуально, но тоже из категории «не для всех». И это был весьма приятный опыт. Тем больнее было разочарование от реальной встречи. Признаю, тут есть доля моей вины: я не успела морально подготовиться к тому, что меня ждет, и подробно изучить характеристики камеры до того, как она ко мне попала, поэтому с первых минут общение с S3 как-то не задалось. Я держу этот увесистый черный кирпич в руках, смотрю на него, как баран на новые ворота, злясь оттого, что не понимаю даже, как сменить режим съемки. Необходимость ради этого элементарного действия лезть в инструкцию кажется мне абсурдной, потому что ни с одним другим аппаратом делать этого не приходилось: там все для людей, а здесь – все для стиля. Хорошо, без инструкции я все-таки додумалась, как меняются режимы, еще какое-то время понадобилось для того, чтобы запомнить, на какую кнопку назначена какая функция. Пробуем сделать тестовый кадр (подчеркиваю – тестовый, что подразумевает отсутствие какого-либо художественного компонента. Проверяем, работает ли камера вообще, грубо говоря). Первое же фото, снятое в условиях недостаточной освещенности с авто ISO, даже на экране камеры выглядело настолько ужасно, что обескуражило. Смотрю данные – светочувствительность ISO 25000: не мало, но и не феноменально много по современным меркам. Большинство современных камер выдают вполне приемлемый (хотя бы при просмотре в небольшом формате) результат на таком значении. Почему среднеформатная камера шумит так безбожно? Про автофокус не сказать тоже нельзя. В Leica S3 предложена одна-единственная точка автофокуса (применен единственный крестовой датчик по центру кадра при наведении по видоискателю), и это тоже стало для меня сюрпризом, но Бог бы с ним – в конце концов, большую часть своей профессиональной карьеры я и фокусировалась по центральной точке. Просто не могу сказать, что я скучаю по тем временам. Современные системы автофокуса кажутся настоящим блаженством по сравнению с тем, что было раньше, и это вынужденное возвращение к корням не вышибло из меня слезу ностальгии. А вот глаз у меня, вероятно, задергался от бесконечного звука жужжащего привода автофокуса на объективе, тщетно пытающегося в полумраке уцепиться за объект съемки. «Должно быть, снимать на средний формат и рассчитывать на автофокус – это уже кощунство», – подумала я и перешла в режим ручной фокусировки. Здесь, надо признать, дело пошло шустрее, и даже, к своей радости, я обнаружила систему фокус-пикинга, которая помогает увидеть актуальную зону резкости. И все же первый вывод можно было сделать: Leica S3 для съемки при слабом освещении подходит плохо. Скрепя сердце, я совершила затем с ней небольшую вечернюю прогулку, о чем мы подробнее поговорим в главе, посвященной светочувствительности. Но основные тесты проводились при дневном свете. Не могу сказать, что получившиеся кадры разочаровали меня своим качеством или произвели негативное впечатление в плане цвета, динамического диапазона, общего рисунка. Нет. Просто никакой «магии» я в них не увидела. Да, красивое боке. Но сколько объективов с красивым боке я уже тестировала! Да, приятные, естественные, в меру сочные цвета – но про какую современную камеру так не скажешь? Да, детализация. Но этим тоже уже не удивишь. Отличить кадр со среднеформатной S3 от кадра, сделанного камерой с полнокадровым сенсором высокого разрешения, я на экране компьютера совершенно не могу. Подозреваю, что даже при печати крупным форматом не смогла бы тоже. Друзья, узнав, что я тестирую аппарат стоимостью в полтора миллиона рублей (без учета оптики), сгорали от любопытства и желания посмотреть, как же снимает это чудо техники. Результат их не очень впечатлил: «Честно говоря, не видим прямо чего-то особенного», – деликатно выразились они. «Да, честно говоря, я тоже» – все, что я могла ответить. Ах да, на этом месте мы приглашаем комментаторов с заготовленными фразами о том, что нельзя давать такие камеры в руки криворуким дилетантам, что настоящий профи снял бы на эту камеру такие шедевры… Вопрос лишь в том, а не снял бы он их на другую камеру? Leica S3, очевидно, создана для высокобюджетных съемок в лучших студиях с профессиональными моделями, стилистами, визажистами. И я даже не сомневаюсь, что в таких условиях можно получить очень качественные и красивые кадры. Сомневаюсь лишь в том, что в этих же условиях какая-нибудь топовая современная беззеркалка не выдаст аналогичный (хорошо, очень близкий, неотличимый без попиксельного сравнения) результат. Более того – по моему опыту, чем лучше условия, тем меньше требуется от аппарата. Большое разрешение Leica S3, которое обеспечивает отличную детализацию, – безусловно, важное преимущество, но, опять же, сейчас это не уникальная характеристика, хотя, конечно, полнокадровых камер на 64 мегапикселя сейчас еще нет, прогресс пока остановился на 61 мегапикселе. Я была абсолютно готова влюбиться в S3, но, увы, любовь не сложилась. Мы существуем в разных вселенных. На этом обширная лирическая часть заканчивается, и мы возвращаемся к более детальному и безэмоциональному рассмотрению возможностей камеры. Leica S3 попала ко мне на тест с двумя объективами: Leica Summarit-S 35mm f/2.5 и Leica Camera Summarit-S 120mm f/2.5 APO Macro CS. ⇡#Съемка в JPEG и RAWВыше я уже привела примеры съемки в формате JPEG. Вариантов повлиять на снимок не так уж много: помимо баланса белого фотограф может настроить только контраст, насыщенность, резкость, а также сделать фото в черно-белом формате. Автоматический баланс белого в большинстве случаев работает корректно, но при съемке в очень пасмурную погоду я обратила внимание на то, что снимки начали уходить в холодный зеленовато-голубой оттенок. Нюанс, который важно учитывать при работе с Leica S3: столь большой «вес» файлов предъявляет серьезные требования к системе их хранения и обработки. Несмотря на то, что передача файлов, благодаря быстрому соединению USB, осуществляется с хорошей скоростью, компьютер (не самый слабый, мягко говоря) может «подвисать» даже на этапе просмотра снимков. Но, тем не менее, отрицать плюсы высокого разрешения нельзя: чего стоит одна только возможность радикально кадрировать снимки, сохраняя высокое качество! Это может быть полезно в ситуациях, когда к объекту съемки невозможно приблизиться либо когда хочется существенно изменить композицию готового фото. Формат JPEG, хоть и не будем совсем сбрасывать его со счетов, все же вряд ли будет сильно востребован у фотографов, снимающих на Leica S3, — это прерогатива либо любителей, либо репортеров. Полностью же раскрыть потенциал камеры сможет формат RAW (в случае с Leica – DNG). Формат это хорош своей универсальностью, файлы открываются на любых устройствах. Среднеформатные камеры славятся своим широким динамическим диапазоном. В данном случае производитель заявляет динамический диапазон до 15 ступеней. В качестве примера обработки снимков я отобрала несколько сложных сюжетов: переэкспонированные и недоэкспонированые фото, кадры с большим перепадом яркости – и попробовала привести их в баланс. Давайте посмотрим, каких результатов можно добиться при работе в RAW-конвертере. Я традиционно использую конвертер Adobe Camera Raw. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные на усмотрение автора. Возможно, я ожидала еще больших «чудес» от динамического диапазона S3. Казалось, что у среднеформатного аппарата за полтора миллиона рублей он будет практически бесконечным. Это не так, но, пожалуй, это проблема моих ожиданий. В целом же, конечно, динамический диапазон хорош. Особенно впечатлил предпоследний пример с практически засвеченным небом – особых надежд «вытащить» этот кадр у меня не было, но получилось неплохо. ⇡#Автофокус, серийная съемка и буферВ Leica S3 используется фазовая система фокусировки с одной точкой фокуса по центру. Это означает, что при необходимости разместить главный объект съемки в другой части кадра нужно использовать метод перестроения: сначала разместить объект по центру, а после фокусировки немного сместить камеру левее/правее/выше/ниже – главное, чтобы она оставалась в той же плоскости. Метод, в принципе, не сложный в освоении и знакомый многим, кто увлекается фотографией достаточно давно. Подходит он для относительно статичных сцен. Но писать, что этот метод комфортен, у меня тоже не поднимается рука. После работы с множеством современных камер, где система автофокусировки, можно сказать, выполняет работу фотографа, возвращаться к «истокам» автофокуса совсем не радостно. При съемке на открытой диафрагме процент промашек все равно будет выше, чем у большинства камер, даже при съемке статики. С динамическими сценами вроде бегающих детей, играющих животных и т. д. в принципе лучше попрощаться. То есть шанс попасть в фокус остается, но это мучение. Вероятность снять резкий кадр с ручной фокусировкой оказывается едва ли не выше. Leica S3 быстро фокусируется при хорошем освещении, но, как я уже писала выше, в темное время суток у нее возникают большие трудности. Гораздо проще снимать с ручным фокусом, чем ждать, пока камера «поймает» объект в резкость. Также сложности возникают, если в кадре присутствуют визуальные препятствия или если сцена малоконтрастная. Я порой ловила себя на мысли, что если бы в этой камере был только мануальный фокус – возможно, это было бы даже приятнее, так как соблазн положиться на автоматический и регулярное разочарование в его работе раздражают больше, чем необходимость наводиться на резкость самостоятельно. При съемке в режиме Live View действует контрастная система автофокуса, и выбрать область фокусировки можно с помощью джойстика. Но качество и скорость фокусировки в этом случае также оставляют желать много лучшего (даже одноточечная система при наведении по видоискателю работает значительно корректнее). Серийная съемка, которая присутствует в камере, тоже подойдет только для статичных сюжетов: снимать, например, спортсменов или тех же животных не получится, поскольку в S3 нет системы отслеживания объекта, а значит, при его перемещении фокус тут же собьётся. Вариантов, когда эта опция может быть востребована на практике, пожалуй, не так уж много. Мне приходят на ум групповые портреты: есть смысл сделать несколько фото подряд, чтобы потом выбрать кадр, на котором все получились удачно. Скорость серийной съемки очень невелика – 3 кадра в секунду, буфер также маленький – 7 снимков в формате DNG+JPEG. Но, пожалуй, при текущем раскладе объективно больше и не нужно, так как не представляю, что можно снимать на Leica S3 длинными сериями. ⇡#Работа на высоких ISOКак уже было сказано в начале статьи, диапазон светочувствительности Leica S3 радикально увеличился по сравнению с ее предшественницей S2. Но, опять же, если сравнивать с полноформатными современными камерами, он уже относительно скромный: верхний предел – ISO 50000. Я уже описала впечатления от первого опыта съемки при слабом освещении – увы, он был не очень обнадеживающим. Теперь посмотрим подробнее, какие результаты можно получить на основных значениях светочувствительности. Перед тестовыми кадрами – несколько «живых» примеров. Слева представлены внутрикамерные JPEG, справа — RAW (DNG), сконвертированные с настройками по умолчанию. На этом месте необходимо сделать ремарку, что при конвертации в Adobe Camera Raw настройки по умолчанию у камер Leica отличаются от настроек по умолчанию у камер других производителей: если у всех прочих камер параметр «уменьшение шума» автоматически выставляется на ноль, то у камер Leica он установлен на +25 – то есть шумоподавление присутствует. В этом случае не совсем корректно будет сравнивать кадры с Leica S3 и с других камер, обзоры на которые мы публикуем. Однако ручная корректировка параметра шума также не может быть применена, так как в этом случае не будет соблюдено традиционное условие «по умолчанию». Для того чтобы составить более полное представление о качестве снимков, рекомендую скачать образцы RAW-файлов. Качество съемки на ISO 1600 достойное, шумы можно заметить только при приближении снимка, детализация высокая. На ISO 3200 шумы становятся более выраженными, но качество еще неплохое. На ISO 6400 картинка уже довольно «рыхлая», общее качество снижено, но шумы не режут глаз. На ISO 12500 уже отчетливо виден цветной шум, который портит восприятие изображения. И самое высокое значение – ISO 50000. Здесь уже качество откровенно низкое, снимок идет цветными полосами, цвета сильно искажены, детали потеряны. Перейдем к снимкам тестовой сцены. Скачать RAW-файлы (1,07 Гбайт) Однозначно, съемка на высоких значениях светочувствительности – не конек Leica S3. Весь потенциал этой камеры раскрывается на минимальных значениях ISO. Падение детализации, искажение цветопередачи, шумы лишают камеру ее конкурентных преимуществ. Тем не менее можно сказать, что значения ISO вплоть до 6400 являются вполне рабочими – шумы можно различить, но они не сильно портят восприятие кадра. ⇡#ВидеосъемкаНаличие функции видеосъемки в Leica S3 само по себе интересно. Благодаря отличной оптике и большому сенсору можно получить очень красивую объемную картинку не только в фото- но и в видеоформате. Однако, опять же, стоит понимать, что в плане технологий S3 не стоит сравнивать с самыми продвинутыми камерами. Те, кто снимал видео на современные беззеркалки, избалованы хорошей системой автофокуса: снимать людей и животных в движении не составляет труда, камера сама отслеживает объект. В данном же случае нам опять придется «вернуться в прошлое», где успех видеоролика всецело зависит от того, как автор отработает в том числе и с ручным фокусом. Автофокус в формате видео формально работает, но полагаться на него опасно: более удачный результат можно получить, используя мануальную фокусировку (так же как и при съемке фото, доступен фокус-пикинг). При съемке с автофокусом на видео запишется звук чудовищно громкого фокусировочного привода оптики. Скачать оригинал видео (1,25 Гбайт) Скачать оригинал видео (1,13 Гбайт) Видео с использованием всей ширины сенсора можно снимать как в формате Full HD, так и в формате Cine 4K с частотой 25 кадров в секунду. При съемке доступна запись 16-битного стереозвука 48 кГц с автоматической или ручной настройкой уровня с помощью встроенного или внешнего микрофона. Для подключения микрофона и наушников понадобится адаптер. Видео можно снимать в черно-белом формате, а также настраивать резкость, насыщенность и контрастность. Файлы сохраняются в формате MOV. Скачать оригинал видео (1,52 Гбайт) Что касается ограничений по времени записи, то при съемке данного видео камера прекратила запись через 47 секунд, высветив надпись «Слишком медленная карта памяти» – при том, что это была карта, специально выданная на тест вместе с S3, SDXC скоростного класса UHS-II. Тут требуется, по-видимому, CompactFlash класса UDMA 7 — на сегодняшний день уже почти раритет. ⇡#АвтономностьВ камере используется литий-ионный аккумулятор Leica Battery S BP-PRO1 емкостью 20,81 Вт·ч (7,3 В, 2300 мА·ч). В комплекте с камерой поставляется зарядное устройство Leica Quick Charger S. Заряжается аккумулятор достаточно медленно: у меня не было возможности замерить время от нуля до полной зарядки, но, скажем, за час аккумулятор зарядился настолько, что его хватило на съемку 100 кадров в формате DNG+JPEG. ⇡#ЗаключениеНаверное, для того, чтобы оценить Leica S3, нужно быть настоящим гуру фотографии; желательно студийной; желательно представителем старшего поколения. Возможно, тем, кто вырос на пленке и кому все новомодные «фишки» вроде классного автофокуса по глазам, умения отслеживать объект, высокой скорости съемки попросту не нужны. Мол, технологии пытаются украсть наш хлеб, а умения, которые мы оттачивали годами, становятся ненужными, поэтому мы не будем даже смотреть в сторону этих «умных» камер. Нам важно только качество. Только богатство полутонов, только объем кадра, только высокая детализация. И тут, честно говоря, мне особо нечем крыть. Мне было бы очень интересно провести прямое сравнение Leica S3 с парочкой современных беззеркалок: в студии, с идеально выставленным светом, с подготовленной стилистом моделью, и посмотреть – не на абстрактных тестовых, а на живых кадрах, – будет ли ощутима невооруженным глазом разница. Априори мне кажется, что нет. Профессиональные полнокадровые беззеркалки с большим разрешением и топовой оптикой тоже показывают себя замечательно в плане качества снимков, и кадры с Leica S3 не вызывали ощущения «ого, такого мы еще не видели». К сожалению, технически осуществить такой тест слишком сложно, поэтому приходится оценивать S3 «в вакууме». Что же, это был как минимум интересный опыт. Интересный, но не трансформирующий. По большому счету, у меня было ощущение, что мне в руки просто попала какая-то камера из нулевых годов – тяжелая, медленная, не слишком удобная, не очень «умная», но умеющая сделать при этом «красиво». Пусть и не настолько красиво, чтобы поразить прямо в сердце — магию среднего формата ощутить не удалось. По-новому отнестись к самому процессу съемки – тоже. Если говорить о том, что средний формат учит большей вдумчивости, кропотливости, умению видеть и чувствовать кадр – то все же, на мой взгляд, это относится к пленочной фотографии, в цифру эта магия в данном случае не перенеслась. Это, конечно, не отменяет того, что он впечатлит других фотографов. К счастью, я избавлена от необходимости давать рекомендации по поводу покупки этого аппарата: если даже случайно на этот обзор когда-то набредет человек, у которого есть реальная возможность купить подобную камеру (и артикулированная потребность в ней), он, пожалуй, лучше меня будет понимать, зачем ему нужна именно она. Полагаю, основная целевая аудитория Leica S3 – рекламные агентства и подобные солидные организации, которым нужно впечатлять заказчика не только максимально качественными снимками, но и красным кружочком на корпусе камеры: вряд ли кто-то будет отрицать, что Leica в мире фототехники – такой же элитный бренд, как, скажем, Gucci или Louis Vuitton в мире одежды. Есть люди, на встречу с которыми не придешь в одежде из масс-маркета, как бы красива и удобна она ни была. С камерами это работает примерно так же. Leica S3 может быть также выбором для пейзажных фотографов, ориентированных на серьезную выставочную деятельность, печать своих фото в журналах и продажу кадров на стоках: это тоже неспешный жанр, в котором во главе угла стоит качество снимков, а не навороченные функции камеры. Либо, конечно, она может стать статусным предметом для богатого фотографа-любителя. Leica S3
Скачать RAW-файлы (1,88 Гбайт) Достоинства:
Недостатки:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|