реклама
Видеокарты

Обзор видеокарты MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR: вместо Ti

⇣ Содержание

После дебюта первых видеокарт GeForce 30-го семейства прошел уже немалый срок. Но поскольку форсировать переход к следующему шагу архитектуры GPU в настоящих условиях нет никакой необходимости, существующая линейка десктопных решений развивается по пути модернизации базовых моделей. Самыми заметными, хотя не обязательно в той же степени эффективными и полезными обновлениями в 30-й серии стали, разумеется, GeForce RTX 3070 и RTX 3080 с пометкой Ti. А в январе NVIDIA представила очередную разновидность RTX 3080, которая на этот раз не удостоилась собственного наименования (хотя ей впору пришелся бы индекс SUPER). А если не сбрасывать со счетов обещанный, но впоследствии задержанный релиз GeForce RTX 3090 Ti, то это уже пятая видеокарта на основе флагманского графического процессора GA102.

Отличия новой версии GeForce RTX 3080 от оригинала сводятся к объему локальной памяти, увеличенному с 10 до 12 Гбайт, и дополнительным вычислительным блокам GPU, которые прежде были заблокированы в кристалле GA102. Но вместе с производительностью еще сильнее возросли требования RTX 3080 к питанию и охлаждению, что вдвойне актуально для видеокарт с дополнительным заводским разгоном. Рассмотрим одно из первых таких устройств — MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR.

#Технические характеристики, цены

Титульной особенностью обновленного GeForce RTX 3080 является объем видеопамяти 12 Гбайт вместо 10 Гбайт, которыми оборудована изначальная версия ускорителя. Таким образом, частично сбылись давние предсказания о том, что NVIDIA собирается увеличить объем VRAM на платах RTX 3080, пусть в результате нам и досталось намного меньше 20 Гбайт, упоминавшихся в слухах и утечках. Как бы то ни было, микросхемы GDDR6X GeForce добавлены в RTX 3080не только и не столько в ответ на возрастающие требования игр, сколько для того, чтобы полностью насытить 384-битную шину памяти, которой обладает графический процессор GA102. Напомним, что изначально RTX 3080 имел в своем распоряжении канал связи с VRAM шириной 320 бит. Эксперименты с разгоном видеокарт 30-й серии показывают, что ПСП никогда не бывает лишней, но в случае промежуточного апгрейда RTX 3080 это вызвано еще и тем, что NVIDIA теперь отгружает своим партнерам очередную разновидность кристалла GA102, в которой были активированы два прежде заблокированных потоковых мультипроцессора, которые, в свою очередь, содержат 256 ядер CUDA стандартной точности. Одновременно к формуле основных компонентов RTX 3080 добавлены 8 блоков наложения текстур и 16 ROP.

ПроизводительNVIDIANVIDIAMSINVIDIA
Модель GeForce RTX 3080 GeForce RTX 3080 (12 Гбайт) GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR GeForce RTX 3080 Ti
Графический процессор
Название GA102 GA102 GA102 GA102
Микроархитектура Ampere Ampere Ampere Ampere
Техпроцесс 8 нм (8N) 8 нм (8N) 8 нм (8N) 8 нм (8N)
Число транзисторов, млн 28 300 28 300 28 300 28 300
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock 1 440/1 710 1 260/1 710 1 260/1 890 1 365/1 665
Шейдерные ALU FP32 8 704 8 960 8 960 10 240
Блоки наложения текстур (TMU) 272 280 280 320
Блоки операций растеризации (ROP) 96 112 112 112
Тензорные ядра 272 280 280 320
RT-ядра 68 70 70 80
Оперативная память
Разрядность шины, бит 320 384 384 384
Тип микросхем GDDR6X SGRAM GDDR6X SGRAM GDDR6X SGRAM GDDR6X SGRAM
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) 1 188 (19 000) 1 188 (19 000) 1 188 (19 000) 1 188 (19 000)
Объем, Мбайт 10 240 12 288 12 288 12 288
Шина ввода/вывода PCI Express 4.0 x16 PCI Express 4.0 x16 PCI Express 4.0 x16 PCI Express 4.0 x16
Производительность
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) 29 768 30 643 33 869 34 099
Производительность FP64/FP32 1/32 1/32 1/32 1/32
Производительность FP16/FP32 1/1 1/1 1/1 1/1
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с 760 912 912 912
Вывод изображения
Интерфейсы вывода изображения DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1
TBP/TDP, Вт 320 350 390 350
Розничная цена (Россия), руб. 63 490 (рекоменд. в момент выхода) Н/Д Н/Д 116 900 (рекоменд. в момент выхода)

В пересчете на операции FP32 вычислительная мощность GPU увеличилась всего лишь на 3 %, поскольку верхнее значение тактовой частоты осталось прежним, однако полностью насыщенная шина локальной памяти придется кстати премиальным партнерским модификациям GeForce RTX 3080, которые оставили референсные параметры далеко позади. К данной категории видеокарт относится и устройство MSI под маркой GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR. Здесь расчетную тактовую частоту под игровой нагрузкой (Boost Clock в терминологии NVIDIA) увеличили с 1,71 сразу до 1,89 ГГц. Как следствие агрессивного разгона, RTX 3080 от MSI теперь вплотную приближается по теоретическим оценкам производительности к референсному GeForce RTX 3080 Ti. А если учесть одинаковый объем и пропускную способность локальной памяти, между этими устройствами можно заранее поставить знак равенства в играх и рабочих приложениях.

По валютным ценам MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR также пересекается с простыми модификациями RTX 3080 Ti: мы обнаружили новинку по цене $1 827 на площадке newegg.com, в то время как ценовой диапазон RTX 3080 Ti начинается с $1 569. Впрочем, если взять для сравнения разогнанный образец RTX 3080 Ti из той же серии SUPRIM X, то за него придется отдать уже не меньше $2 294. С другой стороны, GeForce RTX 3080 SUPRIM X c 10 Гбайт видеопамяти стоит $1 647. Наконец, обладателем самой доступной версии RTX 3080 c 10 или 12 Гбайт VRAM, выбирая из предложений всех вендоров, можно стать за сумму в $1 368 или $1 449 соответственно.

В результате появление очередной модели NVIDIA в качестве мостика между оригинальным RTX 3080 и RTX 3080 Ti не добавило никаких принципиально новых красок к широкой палитре видеокарт на основе чипа GA102. Если выбор покупателя в силу наличия того или иного продукта в продаже или симпатий к конструкции определенного устройства пал на 12-гигабайтный GeForce RTX 3080, то он едва ли много потеряет, отказавшись от RTX 3080 Ti, но, с другой стороны, новинка не так уж сильно отличается от базового RTX 3080. Конкретные соотношения по игровому быстродействию между этими ускорителями продемонстрируют результаты бенчмарков.

Заметьте, что, говоря о новой видеокарте, мы снова вынуждены оперировать долларовыми ценами: в период подготовки обзора MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR еще не проник на российский рынок. Но если ориентироваться на продукцию других компаний, то минимальная цена трех разновидностей GeForce RTX 3080 (с 10 Гбайт VRAM, 12 Гбайт и RTX 3080 Ti) в России сегодня равняется 152, 163 и 185 тыс. руб. соответственно.

Однако вернемся к техническим характеристикам MSI SUPRIM X, прежде чем мы приступим к физическому осмотру и вскрытию устройства. Разгон GPU не прошел бесследно для его энергопотребления: в то время как оригинальный GeForce RTX 3080, по референсным спецификациям, рассчитан на 320 Вт потребляемой мощности, а 12-гигабайтная версия и RTX 3080 Ti — на 350 Вт, заявленные производителем аппетиты SUPRIM X достигают 390 Вт. Впрочем, с недавних пор рекорды мощности десктопных видеокарт уже никого не удивляют, а нам вдвойне интересно иметь дело с подобной техникой. Наконец, пометка LHR (Lite Hash Rate) в названии устройства говорит о том, что быстродействие графического процессора искусственно урезано в задачах майнинга криповалюты — это ограничение относится ко всем новым потребительским видеокартам «зеленых» и, надеемся, оказывает хотя бы какое-то позитивное влияние на их доступность.

#Конструкция

MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR и родственные продукты MSI на чипе GA102, которые отличаются друг от друга формулой вычислительных блоков графического процессора, его тактовыми частотами и объемом локальной памяти, — это не только одни из самых высокопроизводительных графических ускорителей потребительского класса, но и в то же время чуть ли не самые крупные десктопные видеокарты своего поколения. Устройство насчитывает 336 мм в длину и 140 в ширину, а по толщине занимает в компьютере три полных слота расширения.

Вес «железки» подобающий — 1,9 кг. Не зря в коробку положили металлическую штангу, на которую будет опираться свободный угол кожуха. При таких массогабаритных параметрах видеокарты советуем воспользоваться этим аксессуаром, чтобы предотвратить возможную деформацию печатной платы и ее неприятные последствия.

Большой вес устройства сам по себе является заявкой на то, что система охлаждения MSI SUPRIM X готова принять на себя заботу о разогнанном графическом процессоре и полном комплекте чипов памяти GDDR6X с общим тепловыделением вплоть до 390 Вт. Однако видеокарта и выглядит монументально. Элементы кожуха сделаны из металлических пластин с брашированной текстурой поверхности, а бэкплейт представляет собой цельный кусок алюминия, который, кстати, нужен не только для красоты, но еще и для охлаждения обратной стороны печатной платы — через несколько термопрокладок, заложенных в районе чипов памяти и силовых каскадов VRM.

Воздушный поток внутрь радиатора нагнетают три вентилятора с диаметром крыльчатки 95 мм. Каждая крыльчатка имеет 10 лопастей, схваченных попарно короткими дужками. При низкой нагрузке на графический процессор он охлаждается в пассивном режиме. MSI отказалась от популяризированной NVIDIA, но в действительности далеко не новой конструкции, когда поток воздуха от одного из вентиляторов проходит через радиатор насквозь — для этого у SUPRIM X просто слишком длинная PCB. Обязательная для устройств премиальной категории RGB-подсветка выглядит довольно ненавязчиво: светодиоды сосредоточены на боку видеокарты, в узких треугольных прорезях кожуха между вентиляторами и под геральдическим щитом с драконом, который украшает бэкплейт.

Заметим, что, несмотря на очевидную сложность устройства этой видеокарты, ее очень легко разобрать на части (уж точно проще, чем Founders Edition!): все винты, которые необходимо выкрутить для того, чтобы затем демонтировать бэкплейт и радиатор, выходят головками на заднюю поверхность. Единственная деталь устройства, которая имеет отдельное крепление к печатной плате и пластине с внешними разъемами, — это Г-образная пластина, играющая роль внутренней опоры PCB и дополнительного радиатора для нескольких лежащих под ней микросхем.

Основной радиатор MSI SUPRIM X состоит из двух секций плотного оребрения, соединенных тепловыми трубками, которых здесь целых семь штук. Плоские в центральном сечении, трубки сходятся вместе под теплосъемником GPU с зеркальной никелированной поверхностью. А для того чтобы обеспечить охлаждение чипов видеопамяти, пришлось смонтировать рядом еще одну пластину с собственной тепловой трубкой. К сожалению, нам досталась видеокарта, которую уже разбирали с последующей заменой термопасты, так что мы ничего не можем сказать о качестве заводского состава (перед началом тестов мы нанесли на GPU каплю Arctic Cooling MX-4). А вот качество термопрокладок, по крайней мере механическое, налицо: они держат форму и не разрываются на части в процессе демонтажа радиатора с печатной платы, как, увы, происходит в большинстве случаев.

#Печатная плата

В отличие от многих других видеокарт на чипе GA102, который располагает к плотной компоновке микросхем в силу особенностей памяти GDDR6X, MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR собран на просторной PCB, что может быть предпочтительнее с точки зрения охлаждения, надежности и ремонтопригодности.

В силу того, что восьмиконтактный разъем питания устройств PCI Express рассчитан на мощность в 150 Вт, слот материнской платы обеспечивает 75 Вт, а энергопотребление SUPRIM X, по спецификациям производителя, достигает 390 Вт, с формальной точки зрения ей уже было бы недостаточно двух восьмиконтактных разъемов. MSI добавила еще один, что полезно в первую очередь для страховки кабелей блока питания от перегрева. VRM ускорителя также укомплектован компонентами со значительным совокупным резервом мощности. Все посадочные места на плате для силовых каскадов заняты, а общее число фаз регулятора напряжения GPU — 16. Чтобы управлять ими, используются два восьмифазных ШИМ-контроллера uPI uP9512R. Сами транзисторные сборки OnSemi NCP302150 характеризуются номинальным током в 50 А. Питание чипов оперативной памяти — четырехфазное, на основе контроллера OnSemi NCP81611 и точно таких же 50-амперных силовых каскадов.

Видеокарта несет две микросхемы BIOS, которые содержат «игровую» и «тихую» прошивки (отметим, забегая вперед, что последняя полностью оправдывает свое название). Набор разъемов для вывода изображения у SUPRIM X стандартный: три выхода DisplayPort и единственный HDMI.

#Тестовый стенд, методика тестирования

Тестовый стенд
CPU AMD Ryzen 9 5950X (4,4 ГГц, фиксированная тактовая частота всех ядер)
Материнская плата ASUS ROG Strix X570-E Gaming (Resizable BAR вкл.)
Оперативная память G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 4 × 8 Гбайт (3600 МТ/с, CL17)
ПЗУ Intel SSD 760p, 2048 Гбайт
Блок питания Corsair AX1200i, 1200 Вт
Система охлаждения CPU Corsair iCUE H115i RGB PRO XT
Корпус Открытый стенд
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для GPU AMD
Все видеокарты AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 22.2.2
ПО для GPU NVIDIA
Все видеокарты NVIDIA GeForce Game Ready Driver 511.79
Игры без трассировки лучей
Игра API Метод тестирования Настройки графики Полноэкранное сглаживание
Assassin's Creed Valhalla DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA High
Borderlands 3 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Cyberpunk 2077 DirectX 12 OCAT, скриптовая сцена после пролога Макс. качество графики TAA
DOOM Eternal Vulkan OCAT, начало миссии Mars Core Макс. качество графики TSSAA
Far Cry 6 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Metro Exodus DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики; Shading Rate 100% TAA
Red Dead Redemption 2 Vulkan Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA High
Total War: THREE KINGDOMS DirectX 12 Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark) Макс. качество графики TAA High
Watch Dogs: Legion DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Игры с трассировкой лучей
Игра API Метод тестирования Настройки графики Полноэкранное сглаживание/масштабирование
Cyberpunk 2077 DirectX 12 OCAT, скриптовая сцена после пролога Макс. качество графики TAA/DLSS Balanced
DOOM Eternal Vulkan OCAT, начало миссии Mars Core Макс. качество графики TSSAA/DLSS Balanced
Far Cry 6 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA/FSR Balanced
Metro Exodus Enchanced Edition DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики; Ray Tracing: Ultra; Reflections: Raytaced; VRS: 1x TAA/DLSS Balanced
Minecraft with RTX Beta DirectX 12 OCAT, бенчмарк в мире Portal Pioneers Макс. дальность рендеринга Н/Д / DLSS (коэффициент масштабирования зависит от целевого разрешения)
Quake II RTX Vulkan (расширения VK_KHR) Timedemo, demo1.dm2 Макс. качество графики TAA
Watch Dogs: Legion DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA/DLSS Balanced

В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если бенчмарка нет).

Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел берется значение, соответствующее 1-му процентилю распределения. Red Dead Redemption 2 является исключением: ее встроенный бенчмарк самостоятельно регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота. В Assassin’s Creed Valhalla мы вынуждены ориентироваться на минимальный фреймрейт по данным интегрированного бенчмарка.

Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.

#Участники тестирования

В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:

Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты с заводским разгоном приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии NVIDIA GeForce 16, а также GeForce RTX 2070/2080/2080 Ti Founders Edition) используются настройки производителя.

#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон

Несмотря на то, что версии GeForce RTX 3080 с 12 Гбайт локальной памяти комплектуются еще и усиленным графическим процессором, по устойчивым тактовым частотам GPU в требовательных играх видеокарта MSI SUPRIM X превосходит оригинальный RTX 3080 в исполнении Founders Edition (2,01 против 1,9 ГГц), правда, ценой чуть более высокого питающего напряжения.

Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3)
Видеокарта Настройки Тактовая частота GPU, МГц Напряжение питания GPU, В Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.)
Средн. Макс. Средн. Макс. Средн. Средн.
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR (1260/1890 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт), Silent BIOS Silent BIOS 1980 2010 1,04 1,08 1536 (51%) 1536 (51%)
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR (1260/1890 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт) Gaming BIOS 2010 2025 1,06 1,08 1882 (57%) 1882 (57%)
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR (+100 МГц, 21 Гбит/с, 12 Гбайт) Gaming BIOS, +10% мощности 2078 2115 1,03 1,07 1821 (56%) 1822 (56%)
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE (1440/1710 МГц, 19 Гбит/с, 10 Гбайт) 1900 1920 1,04 1,06 1747 (49%) 1747 (52%)
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti FE (1365/1665 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт) 1817 1890 0,9879 1,05 2108 (58%) 2108 (62%)
AMD Radeon RX 6800 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт) 2104 2182 1,15 1,15 1179 (35%) Н/Д
AMD Radeon RX 6900 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт) 2141 2291 1,066 1,18 998 (30%) Н/Д

Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.

Разумеется, обновленный RTX 3080, да еще и с агрессивным заводским разгоном, отличается от своего прообраза и по энергопотреблению. В то время как «простой» RTX 3080 Founders Edition расходует под игровой нагрузкой 317 Вт мощности, у MSI SUPRIM X этот показатель составляет 366 Вт. Фактически новинка оказалась более требовательной даже по сравнению с GeForce RTX 3080 Ti — ему в таком же тесте достаточно 341 Вт мощности. С точки зрения энергоэффективности привлекательнее выглядят флагманские устройства AMD, Radeon RX 6800 XT и 6900 XT, мощность которых не превышает 300 Вт.

А вот к системе охлаждения MSI SUPRIM X не может быть никаких претензий. В режиме Gaming, который активирован по умолчанию переключателем микросхем BIOS, температура GPU не выходит за пределы 72 °C даже под стрессовой нагрузкой. Уровень шума 39 дБА в играх также вполне приемлем, особенно если учесть аппетиты видеокарты и более чем комфортную температуру графического процессора.

В прошлых обзорах ускорителей GeForce 30-й серии мы отмечали, что партнеры NVIDIA часто ставят на первое место именно температуру GPU в ущерб акустическим параметрам. То же самое можно было бы сказать про устройство MSI, если бы не возможность работы в альтернативном «тихом» режиме. Включив прошивку Silent, пользователь почти ничего не потеряет в быстродействии, т. к. дельта тактовых частот между двумя версиями BIOS составляет всего лишь 30 МГц. Температура кристалла поднимется до 77–78 °С, но уровень шума в играх упадет сразу до 33 дБА, делая видеокарту практически неслышимой на фоне остальных компонентов компьютера.

Как и следовало ожидать, видеокарта MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G не рассчитана на существенный оверклокинг силами пользователя сверх изначально повышенных тактовых частот графического процессора. Хотя BIOS позволяет увеличить резерв мощности на 10 %, даже при небольшом подъеме тактовых частот GPU автоматически снижается его питающее напряжение — что в свою очередь влечет за собой потерю стабильности. Как следствие, попытки разгона остановились на уровне 2 078 МГц устойчивой тактовой частоты в игровом тесте, а преимущество перед настройками по умолчанию выразилось в скромных 68 МГц. GeForce RTX 3080 более чутко реагирует на разгон оперативной памяти GDDR6X, хотя и здесь есть свой нюанс: казалось бы, стабильность работы не теряется при пропускной способности чипов вплоть до 22 Гбит/с (штатная скорость, напомним, составляет 19 Гбит/с), однако можно заметить, что быстродействие в таком случае только падает, а не увеличивается. Предельное значение, при котором фреймрейт все еще растет, составляет 21 Гбит/с.

Этим особенности разгона MSI SUPRIM X не ограничиваются. Параметры, на которых мы остановились (+100 МГц к целевой тактовой частоте GPU и +2 Гбит/с к пропускной способности VRAM), являются стабильными и обеспечивают прирост быстродействия в бенчмарках, тем не менее автоматика пытается с определенным интервалом «дросселировать» тактовую частоту GPU, а попутно — и напряжение питания. В результате, как это ни парадоксально, разогнанная видеокарта поддерживает в среднем чуть более высокие частоты и работает чуть быстрее, однако расходует меньше энергии, чем при настройках «из коробки». Не сомневаемся, что опытным путем можно подобрать такие параметры, чтобы устранить колебания тактовой частоты GPU, но, коль скоро мы уже действуем в узком коридоре 100 МГц, с практической точки зрения это лишено какого бы то ни было смысла. Большинству пользователей лучше вообще не связываться ни с разгоном, ни с даунвольтингом MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G — это и так чрезвычайно производительная и одновременно тихая видеокарта.

#Игровые тесты (1920 × 1080)

Бенчмарки при низком разрешении 1080p — не лучшая арена для сравнения мощных современных видеокарт, однако эксплуатация в таком режиме имеет неоспоримые преимущества для пользователей игровых мониторов с высокой частотой обновления. Действительно, MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR развивает среднюю частоту смены кадров не меньше 89 FPS во всех без исключения тестовых играх при максимальных настройках графики. Большинство индивидуальных результатов и вовсе превосходят 100 FPS.

В линейке GeForce 30 новая модификация GeForce RTX 3080 находится посередине между RTX 3080 с 10 Гбайт оперативной памяти и GeForce RTX 3080 Ti. Однако благодаря фабричному разгону MSI SUPRIM X удалось полностью наверстать отставание от флагманской модели. Оригинальный RTX 3080, с другой стороны, отстает от продукта MSI на 8 % усредненного фреймрейта. Среди предложений AMD аналогом MSI SUPRIM X является Radeon RX 6800 XT, а Radeon RX 6900 XT, в свою очередь, лидирует при разрешении 1080p с преимуществом в 6 % FPS. Однако по причине различий между архитектурами GPU соперничающих чипмейкеров есть немало игр, которые отдают предпочтение 12-гигабайтному GeForce RTX 3080 даже в сравнении с Radeon RX 6900 XT.

#Игровые тесты (2560 × 1440)

В режиме 1440p видеокарта MSI по прежнему удерживает высокие кадровые частоты за пределами 80 FPS во всех без исключения бенчмарках, кроме Total War: THREE KINGDOMS и Red Dead Redemption 2. Тем не менее и в самых трудных случаях GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G позволяет рассчитывать на более чем достаточные 75–75 FPS фреймрейта.

Среди топовых видеокарт NVIDIA, работающих на референсных тактовых частотах, SUPRIM X все еще не уступает GeForce RTX 3080 Ti, а дистанция между устройством MSI и базовой версией RTX 3080 увеличилась до 10 % FPS по усредненным результатам тестов. Ускорители AMD 6000-й серии, как обычно, постепенно теряют эффективность по мере увеличения разрешения экрана. В результате Radeon RX 6800 XT отстал от RTX 3080 SUPRIM X на 5 % среднего фреймрейта, а преимущество Radeon RX 6900 XT сократилось до 3 % FPS.

#Игровые тесты (3840 × 2160)

Игры на 4К-экране — вот для чего по-настоящему необходимы настолько мощные и дорогостоящие видеокарты, как MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G, и не в последнюю очередь увеличенный до 12 Гбайт массив локальной памяти, которым располагает обновленная версия RTX 3080. При таком разрешении максимальные параметры графики сразу нескольких бенчмарков (Cyberpunk 2077, Red Dead Redemption 2, Total War: THREE KINGDOMS, Watch Dogs: Legion) заставили частоту смены кадров опуститься ниже 60 FPS, однако, судя по тому, что по средней производительности SUPRIM X все еще практически неотличим от GeForce RTX 3080 Ti, окончательным средством против нехватки фреймрейта в самых требовательных играх может стать лишь масштабирование кадров силами DLSS — к сожалению, не всегда доступное в настройках игры.

Как бы то ни было, тесты при разрешении 4К довели до максимума различия между MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G и другими высокопроизводительными ускорителями, которые мы привлекли для сравнения с новинкой. Дистанция между базовой модификацией GeForce RTX 3080 и SUPRIM X увеличилась до 13 % FPS. Radeon RX 6800 XT опустился на уровень ниже RTX 3080 и пропустил видеокарту MSI вперед на 14 % среднего фреймрейта, а Radeon RX 6900 XT разогнанная 12-гигабайтная версия RTX 3080 опережает на 5 % средней кадровой частоты.

#Игровые тесты в разгоне

Ручной оверклокинг GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR, как и следовало ожидать, не в состоянии обеспечить значительный прирост быстродействия сверх того, что компании MSI уже удалось извлечь из графического процессора GA102 с полным массивом локальной памяти. В среднем попытки разгона позволили выиграть лишь 4 % кадровой частоты при разрешении 4К, что, разумеется, имеет минимальное практическое значение для большинства пользователей.

#Игровые тесты с трассировкой лучей

Такие мощные видеокарты, как GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G, не нуждаются в каких-либо средствах апскейлинга изображения для трассированных игр при разрешении 1080p: все соответствующие бенчмарки продемонстрировали кадровую частоту свыше 60 FPS. И только в самых требовательных проектах (Cyberpunk 2077, Watch Dogs: Legion) фреймрейт опустился ниже критической отметки при разрешении 1440p. А вот на 4К-экране большинство тайтлов уже не позволяют рассчитывать на комфортную игру. К счастью, DLSS с коэффициентом масштабирования Balanced (~78 % разрешения по каждой стороне экрана) полностью устраняет любые намеки на тормоза в режиме 1440p. А в 4К только пресловутые Cyberpunk 2077 и Watch Dogs: Legion требуют еще более агрессивного апскейлинга.

Что касается производительности ускорителя MSI в относительном исчислении, то по сравнению с «ванильным» GeForce RTX 3080 новинка оказалась быстрее на 8–10 % в режимах 1080p и 1440p. В 4К разница между двумя вариантами RTX 3080 порой достигает двукратных величин в связи с объемом локальной памяти. GeForce RTX 3080 Ti, напротив, обладает практически таким же быстродействием, как и MSI SUPRIM X, при любом разрешении экрана.

Видеокарты на чипах AMD, успешно конкурирующие со старшими предложениями NVIDIA в растеризованных играх, уже не идут ни в какое сравнение с GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G, когда дело доходит до рейтрейсинга. Преимущество устройства MSI перед Radeon RX 6800 XT составляет 43–61 % FPS, а перед Radeon RX 6900 XT — 37–51 % в зависимости от разрешения. Впрочем, если исключить из расчетов полностью трассированные бенчмарки (Quake II RTX и Minecraft), отрыв SUPRIM X от «красных» продуктов сокращается до 28–44 % и 15–34 % FPS соответственно.

#Результаты игровых тестов без трассировки лучей

1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR NVIDIA GeForce RTX 3080 NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti AMD Radeon RX 6800 XT AMD Radeon RX 6900 XT
Assassin's Creed Valhalla TAA High 53 / 114 54 / 106 59 / 112 45 / 145 44 / 157
Borderlands 3 TAA 103 / 158 125 / 145 139 / 162 109 / 164 102 / 177
Cyberpunk 2077 TAA 127 / 152 116 / 138 128 / 152 126 / 149 133 / 160
DOOM Eternal TSSAA 215 / 355 198 / 330 214 / 355 235 / 355 249 / 378
Far Cry 6 TAA 95 / 132 95 / 129 98 / 133 93 / 132 90 / 131
Metro Exodus TAA 59 / 104 54 / 94 60 / 107 55 / 92 57 / 96
Red Dead Redemption 2 TAA High 49 / 89 43 / 80 50 / 91 75 / 81 81 / 86
Total War: THREE KINGDOMS TAA High 87 / 108 76 / 97 87 / 109 72 / 95 77 / 101
Watch Dogs: Legion TAA 73 / 104 68 / 97 75 / 106 69 / 108 74 / 115
Макс. −2% +3% +27% +38%
Средн. −8% +1% 0% +6%
Мин. −10% −2% −12% −8%
2560 × 1440
Полноэкранное сглаживание MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR NVIDIA GeForce RTX 3080 NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti AMD Radeon RX 6800 XT AMD Radeon RX 6900 XT
Assassin's Creed Valhalla TAA High 48 / 95 45 / 87 50 / 94 43 / 112 44 / 120
Borderlands 3 TAA 104 / 118 92 / 105 105 / 120 106 / 119 113 / 130
Cyberpunk 2077 TAA 82 / 98 72 / 86 84 / 99 73 / 89 81 / 96
DOOM Eternal TSSAA 189 / 297 172 / 268 189 / 296 187 / 267 206 / 296
Far Cry 6 TAA 90 / 120 92 / 113 94 / 121 89 / 121 89 / 125
Metro Exodus TAA 53 / 88 47 / 79 54 / 90 47 / 77 50 / 82
Red Dead Redemption 2 TAA High 42 / 77 37 / 69 41 / 77 67 / 70 70 / 75
Total War: THREE KINGDOMS TAA High 59 / 75 52 / 66 60 / 76 51 / 63 54 / 68
Watch Dogs: Legion TAA 64 / 86 57 / 77 64 / 86 58 / 83 62 / 89
Макс. −6% +2% +18% +26%
Средн. −10% +1% −5% +3%
Мин. −12% −1% −16% −9%
3840 × 2160
Полноэкранное сглаживание MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR NVIDIA GeForce RTX 3080 NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti AMD Radeon RX 6800 XT AMD Radeon RX 6900 XT
Assassin's Creed Valhalla TAA High 41 / 63 38 / 57 39 / 62 33 / 62 35 / 68
Borderlands 3 TAA 59 / 67 53 / 60 60 / 69 56 / 63 63 / 70
Cyberpunk 2077 TAA 38 / 46 32 / 40 41 / 48 28 / 37 31 / 40
DOOM Eternal TSSAA 134 / 181 117 / 161 132 / 181 113 / 146 124 / 161
Far Cry 6 TAA 73 / 78 64 / 70 72 / 78 68 / 74 73 / 79
Metro Exodus TAA 40 / 61 35 / 54 40 / 62 34 / 51 37 / 56
Red Dead Redemption 2 TAA High 30 / 56 25 / 49 30 / 56 47 / 50 52 / 55
Total War: THREE KINGDOMS TAA High 31 / 40 27 / 35 31 / 40 26 / 31 29 / 34
Watch Dogs: Legion TAA 46 / 57 40 / 50 46 / 57 40 / 50 42 / 54
Макс. −10% +4% −2% +8%
Средн. −11% +1% −13% −5%
Мин. −13% −2% −23% −15%

#Результаты игровых тестов с трассировкой лучей

1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR NVIDIA GeForce RTX 3080 NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti AMD Radeon RX 6800 XT AMD Radeon RX 6900 XT
Cyberpunk 2077 TAA 53 / 62 47 / 56 53 / 63 28 / 34 31 / 38
DOOM Eternal TSSAA 172 / 259 158 / 236 178 / 263 135 / 200 141 / 209
Far Cry 6 TAA 82 / 103 81 / 102 84 / 106 82 / 109 44 / 106
Metro Exodus Enchanced Edition TAA 52 / 79 46 / 71 53 / 81 42 / 62 45 / 67
Minecraft with RTX Beta TAA 106 / 126 107 / 116 118 / 132 51 / 59 51 / 59
Quake II RTX TAA Н/Д / 151 Н/Д / 139 Н/Д / 150 Н/Д / 80 Н/Д / 85
Watch Dogs: Legion TAA 54 / 71 52 / 65 57 / 73 40 / 53 43 / 55
Макс. −1% +5% +6% +3%
Средн. −8% +2% −30% −27%
Мин. −10% −1% −53% −53%
1920 × 1080 (DLSS)
Режим DLSS MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR NVIDIA GeForce RTX 3080 NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti
Cyberpunk 2077 Balanced 99 / 120 91 / 104 101 / 120
DOOM Eternal Balanced 192 / 292 176 / 270 194 / 294
Metro Exodus Enchanced Edition Balanced 59 / 102 54 / 92 60 / 105
Minecraft with RTX Beta Quality 63 / 183 145 / 182 63 / 186
Watch Dogs: Legion Balanced 70 / 88 65 / 86 71 / 92
Макс. −1% +5%
Средн. −7% +2%
Мин. −13% 0%
2560 × 1440
Полноэкранное сглаживание MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR NVIDIA GeForce RTX 3080 NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti AMD Radeon RX 6800 XT AMD Radeon RX 6900 XT
Cyberpunk 2077 TAA 33 / 39 29 / 35 34 / 40 17 / 21 19 / 23
DOOM Eternal TSSAA 145 / 208 132 / 188 148 / 209 100 / 144 111 / 156
Far Cry 6 TAA 81 / 98 81 / 94 80 / 99 80 / 103 80 / 104
Metro Exodus Enchanced Edition TAA 43 / 61 38 / 55 43 / 63 34 / 46 37 / 50
Minecraft with RTX Beta TAA 74 / 80 66 / 72 75 / 82 31 / 36 31 / 36
Quake II RTX TAA Н/Д / 90 Н/Д / 81 Н/Д / 95 Н/Д / 45 Н/Д / 49
Watch Dogs: Legion TAA 44 / 54 40 / 49 45 / 55 29 / 38 30 / 40
Макс. −4% +6% +5% +6%
Средн. −9% +2% −33% −29%
Мин. −10% 0% −55% −55%
2560 × 1440 (DLSS)
Режим DLSS MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR NVIDIA GeForce RTX 3080 NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti
Cyberpunk 2077 Balanced 71 / 82 64 / 73 72 / 82
DOOM Eternal Balanced 175 / 248 159 / 224 174 / 245
Metro Exodus Enchanced Edition Balanced 54 / 88 50 / 79 57 / 91
Minecraft with RTX Beta Balanced 125 / 160 128 / 145 141 / 163
Watch Dogs: Legion Balanced 60 / 79 56 / 73 62 / 82
Макс. −8% +4%
Средн. −10% +2%
Мин. −11% −1%
3840 × 2160
Полноэкранное сглаживание MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR NVIDIA GeForce RTX 3080 NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti AMD Radeon RX 6800 XT AMD Radeon RX 6900 XT
Cyberpunk 2077 TAA 15 / 18 8 / 11 15 / 18 8 / 10 8 / 10
DOOM Eternal TSSAA 97 / 127 76 / 108 97 / 127 58 / 80 65 / 86
Far Cry 6 TAA 62 / 68 15 / 31 60 / 67 60 / 66 64 / 70
Metro Exodus Enchanced Edition TAA 26 / 36 24 / 32 27 / 37 20 / 25 21 / 28
Minecraft with RTX Beta TAA 35 / 42 31 / 34 36 / 39 14 / 17 14 / 17
Quake II RTX TAA Н/Д / 43 Н/Д / 39 Н/Д / 44 Н/Д / 20 Н/Д / 22
Watch Dogs: Legion TAA 27 / 32 24 / 28 27 / 32 15 / 20 17 / 22
Макс. −9% +3% −3% +3%
Средн. −23% −1% −38% −34%
Мин. −54% −7% −60% −60%
3840 × 2160 (DLSS)
Режим DLSS MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR NVIDIA GeForce RTX 3080 NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti
Cyberpunk 2077 Balanced 39 / 45 35 / 40 39 / 45
DOOM Eternal Balanced 126 / 163 113 / 146 125 / 163
Metro Exodus Enchanced Edition Balanced 44 / 62 39 / 56 45 / 64
Minecraft with RTX Beta Performance 96 / 105 82 / 94 93 / 107
Watch Dogs: Legion Balanced 45 / 56 42 / 51 47 / 57
Макс. −9% +3%
Средн. −10% +1%
Мин. −11% 0%

#Выводы

Когда речь идет о дополнительно разогнанных версиях старших видеокарт NVIDIA или AMD с обвязкой премиального качества, все они за редкими исключениями заслуживают одинаковой характеристики в нескольких ключевых аспектах: устройство безупречно собрано, эффектно выглядит, обеспечивает превосходное охлаждение GPU, однако почти не поддается дальнейшему оверклокингу силами пользователя. Все это в полной мере справедливо и по отношению к MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR, но стоит добавить одну важную ремарку: у этой видеокарты есть по-настоящему тихий режим работы, который лишь незначительно влияет на температуру GPU, но делает систему охлаждения практически бесшумной на фоне других компонентов компьютера.

Что касается игровой производительности, то заводской разгон превратил RTX 3080 SUPRIM X 12G в практически полный аналог референсного GeForce RTX 3080 Ti, только потребляемая мощность в результате оказалась заметно выше. Последнее, впрочем, имеет небольшое практическое значение, если мы говорим о величинах около 350 Вт, хотя подчеркивает качество системы охлаждения SUPRIM X. В свою очередь, по сравнению с оригинальным GeForce RTX 3080, работающим на референсных тактовых частотах, продукт MSI обеспечивает частоту смены кадров на 8–13 % выше, но в этом заслуга не только 2 «лишних» гигабайт локальной памяти как таковых, но и дополнительной ПСП 384-битной шины VRAM, добавочных блоков, активированных в графическом процессоре, а главное, высоких тактовых частот. Как показали тесты, 10 Гбайт VRAM ускорителям NVIDIA вполне достаточно для всех игр при максимальных настройках графики, кроме трассировки лучей на 4К-экране.

Как бы то ни было, мощные видеокарты — это дефицитный товар, и выбор в пользу той или иной модели часто диктует наличие в магазинах, а не ее специфические достоинства или недостатки. Но если вам посчастливится найти MSI RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR в продаже за приемлемую для вас сумму, эта покупка точно не разочарует. По крайней мере, из двух предложений близкой стоимости — разогнанный, качественно сделанный и тихий GeForce RTX 3080 12 Гбайт, с одной стороны, и удешевленная версия RTX 3080 Ti, с другой, — первое точно выглядит более привлекательно.

 
 
3DNews рекомендует!
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
World of Warcraft исполнилось 20 лет — это до сих пор самая популярная ролевая игра в мире 14 ч.
Microsoft хочет, чтобы у каждого человека был ИИ-помощник, а у каждого бизнеса — ИИ-агент 18 ч.
«Атака на ближайшего соседа» сработала — хакеры удалённо взломали компьютер через Wi-Fi поблизости 19 ч.
Google Gemini сможет управлять приложениями без пользователя и даже не открывая их 22 ч.
Илон Маск отделался выплатой $2923 за неявку для дачи показаний по делу о покупке Twitter 24 ч.
Microsoft открыла доступ к скандальной ИИ-функции Recall — пользователям разрешили ограничить её «подглядывания» 23-11 00:59
Новая статья: Death of the Reprobate: что не так на картине? Рецензия 23-11 00:05
Главный конкурент OpenAI получил $4 млрд на развитие ИИ без следов Хуанга 22-11 23:13
Valve раскрыла часть игр, которые получат скидку на осенней распродаже Steam — официальный трейлер акции 22-11 22:34
Threads получила «давно назревавшие улучшения» в поиске и тренды 22-11 22:17