Государственная статистика показывает, что китайская автомобильная промышленность менее чем на 10 % обеспечена полупроводниковыми компонентами местной разработки, и продолжает сильно зависеть от импорта. По некоторым оценкам, степень этой зависимости достигает даже 95 %, что для крупнейшего в мире рынка автомобилей не очень хорошо.
Представители Development Research Centre, на прошлогодние заявления которых ссылается ресурс South China Morning Post, подчёркивают, что в сфере управляющей электроники и средств вычислений на транспорте китайская промышленность способна себя обеспечить менее чем на 1 %, а по силовой электронике и микросхемам памяти суверенитет оценивается в 8 %. Весной прошлого года политическое руководство КНР поставило перед китайскими автопроизводителями цель довести долю локально выпускаемых полупроводниковых компонентов до 25 % уже к концу наступившего года.
Объёмы выпуска электромобилей в КНР растут стремительно, дополнительно усиливая потребность в полупроводниковых компонентах. Если традиционные машины с ДВС требуют от 600 до 700 чипов на каждый автомобиль, то в случае с электромобилем это количество возрастает до 1600 штук. Наличие функций типа автопилота увеличивает показатель до 3000 чипов. По итогам первых 11 месяцев прошлого года в Китае было выпущено 11,49 млн электромобилей, что на 37,5 % больше показателей аналогичного периода 2023 года. Электромобили составили 40,8 % всех легковых машин, выпущенных на территории Китая.
Удельный вес чипов в себестоимости автомобиля также возрастает. Если в 2019 году они претендовали лишь на 4 % стоимости машины, то к 2030 году доля может вырасти до 20 %. При этом даже выпускаемые на территории Китая автомобильные чипы преимущественно произведены зарубежными компаниями Infineon, NXP, STMicroelectronics, Texas Instruments и Renesas Electronics. Если говорить о продвинутой электронике, которая участвует в управлении транспортным средством, то доля иностранных производителей на китайском рынке ещё выше. Процессоры Nvidia Orin X и Tesla FSD с января по сентябрь прошлого года занимали на нём 37,8 и 26,7 % соответственно. Американская Qualcomm почти безраздельно доминирует в сегменте чипов для бортовых информационно-развлекательных систем. Власти КНР в начале декабря предостерегли местных автопроизводителей от чрезмерной зависимости от чипов американского происхождения.
Китайские производители чипов при этом могут предложить альтернативы преимущественно в сфере аналоговых решений, силовой электроники и некоторых видов датчиков. Наладить же выпуск передовой электроники в условиях санкций проблематично. При этом компании Nio и XPeng объявили о завершении разработки собственных процессоров для автопилота. В дальнейшем для рынка было бы полезным появление неких единых для всей китайской промышленности решений, поскольку унификация и большие объёмы производства позволили бы сократить затраты на выпуск и покупку этих компонентов.
Источник: