Воронежский завод «Квант» остановил сборку телевизоров под маркой Irbis — это была единственная серия телевизоров, включённая в реестр отечественной радиоэлектронной продукции Минпромторга. Решение, по мнению экспертов, спровоцировал низкий спрос. В свете возможного возвращения на российский рынок зарубежных производителей, на смену отечественным телевизорам в госзакупках, вероятно, придёт продукция корейских брендов, передаёт «Коммерсантъ».

Источник изображения: irbis.su
Об остановке сборки стало известно из письма генерального директора ООО «Квант» Михаила Етонова участникам рынка, датированного 17 марта. В нём говорится, что компания приостановила сборку телевизоров Irbis всех диагоналей — от 32 до 65 дюймов. Возобновление выпуска во II и III кварталах 2025 года не планируется. «Квант» является единственным производителем телевизоров, включённых в реестр Минпромторга, а приостановка производства связана с низким спросом на продукцию и длительным оформлением документов, необходимых для сохранения позиции в реестре, утверждают источники издания.
Крупнейшими заказчиками «Кванта» ранее значились китайские Xiaomi и TCL, однако из-за санкций поставки компонентов прекратились, и компания начала строительство завода в Казахстане. В 2024 году было опубликовано 4,6 тыс. тендеров на закупку телевизоров по госзаказу — на 15 % больше, чем годом ранее; при этом в денежном выражении объём снизился на 6,6 % и составил 3,3 млрд рублей. По «223-ФЗ» количество закупок выросло на 10,5 %, до 2,1 тыс. тендеров, а в денежном выражении — на 28 %, до 4,05 млрд рублей. Через систему госзакупок преимущественно приобретались телевизоры LG, Sony, Samsung, Xiaomi, Haier и других зарубежных брендов, свидетельствует статистика «Контур.Закупок».
Общий объём продукции, выпускаемой на заводе «Квант», составляет 10–15 % российского рынка телевизоров, подсчитали опрошенные Коммерсантом эксперты. Единственный производитель продукции из реестра приостановил сборку, и его конкуренты не смогут выполнить условия, необходимые для получения преференций. В качестве альтернативы государственные компании сейчас рассматривают продукцию китайских брендов, которые набирают популярность. Объёма продаж в бизнес-сегменте оказалось недостаточно для обеспечения экономической целесообразности производства, а для розничного покупателя телевизоры Irbis не представляют интереса — они дороже аналогов.
На деле телевизоры из реестра Минпромторга едва ли можно считать более «российскими», чем продукцию других отечественных марок, отмечают эксперты. Однако присутствие в реестре требует значительных усилий при низкой маржинальности. В коммерческом и государственном сегментах телевизоров в России сегодня представлено около 70 брендов, преимущественно иностранных. Причём значительная доля принадлежит официально ушедшим с рынка LG и Samsung — если они примут решение о возвращении, их доля, скорее всего, снова вырастет.
Источник: