реклама
Материнские платы

Чипсет i810

Вступление

Рынок системной логики всегда был важным сегментом компьютерной индустрии. Когда то на нём доминировали такие фирмы как SIS и VIA, но затем, с появлением процессора Pentium на него ворвалась Intel и произошёл серьёзный передел сфер влияния. Вскоре после этого хотеть чипсет Triton (FX, HX, VX и TX) от Intel стало уже нормальным. Благодаря своему имени, которое многими воспринималось как brand-name фирма стала доминантной на этом переполненном рынке. У всех на глазах начали уходить серьёзные фирмы. Фирмы VLSI и Opti больше не производят наборов системной логики, а вот Ali, SiS и VIA серьёзно борются с монополизмом Intel.

При появлении интеловского чипа шестого поколения - Pentium Pro, Intel анонсировала набор логики i450FX который стал базовым для следующих наборов. Вскоре мы увидели LX с поддержкой AGP, BX с его 100Mhz системной шины, EX - дешёвый набор логики для процессоров Celeron и ZX - логику для Celeron с поддержкой 100Mhz шины (который сами Celeron оффициально не поддерживают) и вот теперь, спустя продолжительное время мы получаем i810, новый набор логики от гиганта индустрии.

Спецификации

Кроме простого изменения названия чипа, Intel серьёзно изменила архитектуру по сравнению с предыдущими наборами.

Перво-наперво, этот чип является дешёвым интегрированным решением. Похоже это уже становится тенденцией в индустрии, даже скорее цепной реакцией после того, как Cyrix сделала свой знаменитый Media-GX чип. Весьма многим понравилась идея такой высокой интеграции и цены на системы ниже $1000. Кстати системой на этом чипе был Compaq Presario.

И хотя компании типа Intel раскрутили идею интеграции, сама она была потеряна на некоторое время из за того что пока чип достигал рынка решение успевало серьёзно устареть. Cyrix же вновь разжёг идею и теперь опять куча компаний рванулась на этот сегмент.

SiS начал процесс интергации, обьединив набор логики с графическим контроллером, после чего это дело подхватила VIA со своим MVP4 (использующим ядро Trident Blade 3D) а теперь туда же ломанулась Intel со своим свежим i810, в который интегрированы возможности звуковых карт и графического акселератора. Ну а если приглядеться, в новом чипе 6 нововведений:

Встроенная графика:

В i810 встроен контроллер 2D/3D графики, который как оказалось на самом деле ничто иное как старичок i740, правда несколько омоложенный. Добавлены следующие возможности:

Во первых модная сейчас технология разгрузки процессора при декодировании DVD программным путём под названием Motion Compensation. И хотя действительно при использовании этой технологии цифра нагрузки с 60-80% опускается до 5-10, на самом же деле мало кто из пользователей сидит в базе данных например Access одновременно глядя в окошке какой-нибудь DVD фильм.

Во вторых была изменена архитектура памяти, так большинство материнских плат с i810 будет иметь опциональный 4Мб кэша дисплея, который должен будет дать некоторый прирост производительности, и архитектуру DirectAGP, при которой графическая подсистема будет пользоваться системной памятью для своих нужд.

Сама технология DirectAGP не являет нам ничего нового. Практически это старая UMA, но всвязи с тем, что UMA ассоциируется с тормозным видео название поменяли на "крутое" DirectAGP. Эти две технологии-близнецы используют системную память как хранилище текстур и кадровый буфер, но у плат на i810 будут ещё дополнительные 4Мб, которые являются ничем иным как локальной памятью. Поэтому, если обьяснять на пальцах, то получается что это i740 с 4Мб (конечно опциональными) памяти PC100 и AGP.


Accelerated Hub Architecture (AHA)

Акселерированная HUB архитектура позволяет прямое соединение графической системы и памяти с другими устройствами, включая интегрированный аудио-контроллер, шину PCI, два IDE канала и два USB порта. AHA удаляет PCI шину из роли основного коммуникатора между системными усройствами чипа.

В то время как максимальная скорость прокачки по PCI - 133Мб/сек. AHA в два раза быстрее (266Мб/с), и именно из за этого скорость системы серьёзно возрастает. С появлением AHA пропадает нужда в шине ISA.

Встроенный аудио контроллер

Набор i810 поддерживает совместимый со стандартом AC'97 аудио кодек, добавляющий значимости этому чипу. Ниже приводится вольный перевод информации с сайта Intel:

Набор 82802 Firmware Hub (FWH) хранит в себе системный и Video BIOS, устраняя лишний энергонезависимый компонент системы. Кроме того 82802 содержит аппаратный Random Number Generator (RNG, или генератор случайных чисел). Интеловский RNG® обеспечивает действительно реально случайные числа, позволяя создавать фундаментальную защиту с построением блоков поддерживающих более усиленное кодирование, цифровое подписание и протоколы защиты.

Intel® Dynamic Video Memory Technology (D.V.M.T. или зарегистрированная динамическая технология видео памяти Д.Т.В.П.) это архитектура, обеспечивающая отличную скорость для рынка дешёвых PC благодаря эффективной утилизации памяти и DirectAGP. Операционная система при помощи драйверов от Intel и интелликтуального арбитра памяти для поддержки навороченных графических приложений.

The System Manageability Bus (шина системного мониторинга) позволяет организовать сетевой мониторинг системы на наборе i810. Используя ACPI спецификации система мониторинга имеет режим low-power sleep и сберегает электроэнергию в моменты простоев системы)

Частота шины 100 и 95Mhz

Оффициально набор позволяет частоту шины до 100Mhz, и хотя пока на рынке нет процессоров Celeron, официально использующих такую шину, само наличие такой возможности подразумевает их возможное скорое появление. Но может оказаться что это не так, и Intel просто добавила возможность разгона Celeron 300A на 450Mhz ;-)

А кроме 100Mhz чип от Intel поддерживает частоту в 95Mhz. Не означает ли это что следуя за AMD, Intel собирается в дальнейшем использовать такую частоту в будущих процессорах?

UltraDMA/66

Ещё одна важная возможность i810 - поддержка этого нового протокола. Правда уже сегодня есть наборы от VIA (Apollo Plus), так что пионером Intel уже не станет.

Правда первое поколение дисков с этим протоколом были лишь немного быстреее и довольно глюкавыми, приходится надеятся, что во втором поколении ошибки будут исправлены, а скорость существенно возрастёт. Ну и понятно что UDMA66 в два раза быстрее нежели UDMA/33. Но на самом то деле тут хотелось бы пояснить следующее - реально такую скорость передачи физически не обеспечивает ни один жёсткий диск. Это как на SCSI RAID контроллерах. Их скорость достигает более 128Мб в секунду и некоторые "чайники" считали что купив такой контроллер их SCSI диски будут передавать данные на такой скорости. А на самом деле всё было рассчитано на то, что например 9 SCSI дисков будут работать одновременно, забивая шину своей производительностью. Та же ситуация и тут. IDE стандарт поддерживает 4 привода одновременно. Пиковая скорость в 66Мб/с будет ограничивать систему только когда одновременно будут работать 4 диска, передавая/принимая более 16.5Мб в секунду. И кроме того не надо забывать о новых дорогих высококачественных кабелях соединения по сравнению со старым стандартом и относительно высокой чисто маркетинговой стоимости приводов этого стандарта.

Платы на i810 будут поставляться в вариантах как с Socket370 для PPGA целеронов, так и Slot-1, хотя Celeron 466 и будет последним процессором этого ряда, использующим Slot-1.

Спецификации платы:

(Протестированная плата являлась инженерным примером от DFI, это означает что многое из того, о чём сейчас пойдёт разговор в будущем может измениться)



DFI CW35-D
  • Socket370
  • Intel i810 AGPset
  • 2 DIMM
  • Встроенная графика с 4Мб PC100 display cache
  • Интегрированный AC'97 кодек
  • 3 PCI, 1 AMR (коричневый такой) и 0 ISA слотов

Впечатления от платы

Во первых сразу же хотелось бы подметить что AGP слотов нет вообще. То есть из за того, что Intel встроила туда свой i740 с DirectAGP вы не сможете поставить на эту плату ни один из нынешних AGP ускорителей.

Во вторых приятно отметить то, что не смотря на весьма предварительный статус платы она работала довольно таки стабильно, что нас приятно удивило. Драйвера, предоставленные DFI для Windows'98 позволили системе правильно распознать компоненты набора.

CD содержал ещё и драйвера для встроенных аудио и видео. Видео драйверы рапортавались как Beta2 от 25.03.1999 но сама графическая часть содержала некоторые ошибки, такие как излишняя пикселизация в 2D и невозможность запустить некоторые игрушки в 3D, из за чего к большому сожалению не удалось запустить тесты на них базированные.

Безджамперная система настроек процессора настраивается по умолчанию на 66Mhz, стандартную частоту целеронов. Плата поставляется с наисвежайшим AWARD BIOS версии 6.00PG. Поддерживается лучшая оптимизация памяти и встроенногог видео кэша.

Плата имела AMR слот. AMR расшифровывается как Audio Modem Riser а для чего он нужен можно узнать на сайте Intel, вот вольный перевод краткой выдержки:

"Новая спецификация AMR определяется стандартами, позволяющими OEM производителям обьединить в одном устройстве сетевую, звуковую и модемную плату. Выделив чисто модемную часть, которая должна быть сертифицирована (аналоговый ввод/вывод) в отдельный riser модуль можно уменьшить время разработки материнских плат, за счёт уменьшения задержек с сертификацией модемов."

Так что есть вероятность, что финальный продукт от DFI будет содержать плату, использующую AMR слот, что ещё больше удешевит Celeron системы или модемные решения, которые могут получить статус простых дополнений к материнской плате.

Конечно хотелось бы больше PCI слотов, по крайней мере 5 вместо трёх, но для нужд дешёвых PC трёх вероятно будет достаточно. Наличие всего двух слотов DIMM тоже сильно разочаровывает не смотря на то что опять же рынок дешёвых PC подразумевает обьём не более 64Мб в связи с толщиной кошелька клиента и его нуждами.

Разгонябельность на этой плате была весьма ограничена её максимальной частотой в 100Mhz, правда вероятно на конечном варианте этот порог будет раздвинут. 95Mhz позволяет разогнать Celeron 366 на 522Mhz тем, кто не смог разогнать его на 550Mhz.

Частота 95 позиционируется как "безопасная" для разгонщиков. Возможности изменять напряжение пока нет, и её наличие будет зависить от некоторых производителей плат.

Плата поставляется со встроенным Analog Devices SoundMAX. На самом деле ничего особенного, просто обычный звуковой чип, не поддерживающий позиционируемый звук, но умеющий расширять стерео базу, что как известно несколько искажает звучание за счёт придания некоторого эффекта обьёма.

Встроенный видео контроллер

Основное, благодаря чему Intel смогла существенно удешевить набор логики это встраивание своего старенького графического чипа i740 прямо в само ядро i810. А так как i740 был спроектирован в рассчёте на использование системной динамической памяти как в качестве видео буфера так и в качестве кэша текстур, включение этого чипа в состав i810 прекрасная идея для рынка дешёвых систем.

Хотя производительность видео подсистемы не слишком высока (и даже смешна для продвинутых игроков) ценовая категория плат на этом чипе привлекательна для категории покупателей не особенно заинтересованных в большом количестве кадров в секунду для игр. К тому же как всегда использование встроенного видео контроллера не будет являеться принудительным и тем, кто желает использовать гораздо более современные и мощные решения просто надо будет отключить использование встроенной видео подсистемы в настройках BIOS. Вот несколько тестов производительности, проведённых Intel для своего чипа на процессоре Celeron 466Mhz:

Тест 32Мб Standard 32Мб
DC100
64Мб
Standard
64 Мб DC100
99 WinBench 2D 139 140 138 140
99 WinBench 3D --2 --2 300 384
Winstone 14.4 15.5 20.6 21
3Dmark99 --2 --2 1165 1356
Final Reality 4.08 4.107 4.131 4.14
Forsaken 1024x7681 33.5 37.65 32.9 37.72
Forsaken 800x6001 42.85 57.3 43.06 57.4
Quake II 1024x7681 N/A3 14.1 15.7 19.7
Quake II 800x6001 9.4 23.6 24.3 28.5
Quake II 640x4801 19.6 30.9 31.3 36.7
Unreal 1024x7681 8.75 19.8 17 19.8
Unreal 800x6001 12.51 14.6 27.84 31.56
1 - Цифры означают разрешение при тестировании
2 - Для теста нужно 64Мб ОЗУ
3 - Рекомендованный обьём памяти для Quake 2 - 24Мб

Хотелось бы заметить, что при включении кэширования видео скорость несколько возрастала а увеличение обьёма памяти было обязательным для запуска некоторых тестов. Кроме того при увеличении разрешения игр производительность понижалась, что отражает увеличение нагрузки при увеличении детализации сцены.


При тестах "DC100" имелась в виду модификация плат, которые будут использовать дополнительные 4Мб PC100 SDRAM памяти специально для видео кэша (у стандартных i810 плат такого кэша не будет).

В любой ситуации никто не собирается сравнивать производительность i810 с картами на чипах TNT и Voodoo, бэнчмарки которых все видели на тестах более 30 разных видов акселераторов.

i810 предназначен для малобюджетных персоналок, максимум для которых - цена в $600 и его тесты производительности полностью показывают это.

Общая производительность

Система:

  • Celeron 300A
  • 96Mb памяти типа PC100 SDRAM
  • Maxtor 11.9Gb
  • DFI CW35-D(810)(инженерный сэмпл)/Iwill LE370(LX)/ECS P6BXT-A+(BX)
  • RivaTNT или встроенный в i810 адаптер (драйверы beta2 25.03.1999)
  • 1024x768 с 16-bit

А вот теперь ответ на вопрос, как соотносится производительность новой логики со старой:




Intel i810 16.6
Intel i440LX 16.7
Intel i440BX 16.8

Инженерный сэмпл даёт весьма приблизительное представление о скорости чипа и скорее всего не отражает его реального потенциала.

Глядя на цифры видно что AHA не даёт ожидаемого прироста производительности по сравнению со старыми LX и BX наборами. Скорость примерно одинакова.

Результаты синтетических тестов WinTune98:

Область теста i810 BX/TNT
Целочисленные операции 853.5328 MIPS 851.5258 MIPS
Операции с плавающей точкой 339.0968 MFLOPS 338.4332 MFLOPS
Видео 2D 54.10928 MPixels/s 71.8385 MPixels/s
Direct3D 48.83011 MPixels/s 135.9157 MPixels/s
Память 529.5286 MB/s 533.3887 MB/s
Кэшированная работа с диском 57.67811 MB/s 61.59143 MB/s
OpenGL 35.57736 MPixel/s 70.52737 MPixels/s
Не кэшированная работа с диском 2.385042 MB/s 2.53832 MB/s

Пояснения:
MIPS - миллионы целочисленных операций в секунду
MFLOPS - миллионы операций в секунду с плавающей запятой (floating point)
MPixels - миллионов точек в секунду
MB/S - мегабайт в секунду (передача данных)

А вот по этим результатам Celeron несколько быстрее на i810 чем на BX. Более-менее стабильно прохождение видео/3D тестов было только в WinTune98

Заодно можете сравнить производительность чипа i810 с TNT... Забыв о том, что есть ещё гораздо более шустрые TNT2... Voodoo3 и постоянно напоминая себе о стоимости платы на основе этого чипа, которая будет существенно ниже чем цена отдной лишь видео карты на базе вышеназванных чипов.

Скорость работы с диском несколько ниже, но как всегда в финальном релизе платы всё должно измениться.

И в заключение

Новый набор логики является довольно таки достойным для рынка Celeron процессоров, с неплохой производительностью.При той массе нововведений типа AHA, ARM, DirectAGP и UDMA/66 да интегрированным аудио/видео в придачу данный набор имеет весь потенциал для ещё большего понижения цен на рынке дешёвых PC.

Позволяя смотреть фильмы на DVD используя motion compensation, слушать online-музыку, лазить по Internet эта системная логика вполне удовлетворит большую часть невзыскательных семей, которые ещё не преобрели PC.

i810 является базой для следующего за ним модельного ряда чипов - i810e (с интегрированным менее вялым i752 графическим ядром) и i820 (крутейший чип с поддержкой RDRAM и AGP4x).

Конечно этот инженерный сэмпл платы требует доработки, особенно в области графики, из за недостаточной настройки которой мы не смогли запустить ни одну из наших любимых игрушек. Кроме того эта плата имея несколько вещей, как то малое количество PCI слотов (3 штучки), небольшое количество разъёмов для памяти (2 штучки) ясно показала как Intel представляет себе платы для дешёвых систем.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 2 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 3 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 4 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 5 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 6 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 8 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 8 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 10 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 12 ч.
D-Link предложила устранить уязвимость маршрутизаторов покупкой новых 12 ч.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 51 мин.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скорость до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 56 мин.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 2 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 4 ч.
SpaceX рассказала, почему затопила ракету Super Heavy во время последнего запуска Starship 5 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 7 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 7 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 8 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 8 ч.
Arm задаёт новый стандарт для ПК, чтобы навязать конкуренцию x86 8 ч.