реклама
Аналитика

Третий виток эволюции Apple

⇣ Содержание

Трудности перехода

Согласно простой истине: операционная система без программ для неё - ничто. Так что Apple, кроме вопросов, связанных с аппаратной (Макинтоши) и программной (MacOS X для процессоров Intel) частью, приходится консультировать и помогать разработчикам программного обеспечения с целью получить для своей ОС необходимые ей программы.

Ну, почти все. По словам Стива Джобса, приложения, написанные на языке Java, скрипты и Dashboard-виджеты (одно из новшеств MacOS 10.4 Tiger) будут работать на MacOS для процессоров Pentium без необходимости рекомпиляции. Над остальными же программами программистам придётся немного "попотеть".


 Время, необходимое на перенос приложения под MacOS X for Pentium
Время, необходимое на перенос приложения под MacOS X for Pentium

В исходном коде Cocoa-приложений (родных для MacOS X), изначально созданного при помощи среды разработки Xcode, необходимо будет, по словам Джобса: "произвести лишь пару небольших изменений и рекомпилировать", чтобы оно заработало на новой платформе, на что должно уйти всего несколько дней. Carbon-приложения (совместимые как с MacOS X, так и с MacOS Classic), написанные в Xcode, потребуют большего количества времени, больших изменений, что, по мнению главы Apple, может отнять у разработчика пару недель. Разработчикам, которые использовали в процессе создания своих программ инструментарий CodeWarrior компании Metrowerks, придётся повозиться больше всего, вначале перенеся свой проект в среду Xcode, и лишь затем внести необходимые изменения в исходный код для его работы на процессорах Intel.

Чтобы не огорчать программистов, Стив Джобс на WWDC 2005 привёл пример компании Wolfram Research, чей пакет для математических расчётов Mathematica 5, содержащий несколько млн. строк программного кода, посредством модификации всего 20 из них был перенесён на новую платформу за два часа.

Если же приложение использует специфические функции процессора PowerPC, такие, как блок AltiVec, Apple рекомендует использовать программный инструмент Accelerate, который избавляет программиста от необходимости писать код для обработки векторных вычислений специально для одной архитектуры.

Чтобы не утруждать разработчиков ПО созданием версий программ для двух различных архитектур, Apple была выпущена новая версия Xcode под номером 2.1, в которой присутствует возможность создания т.н. "универсального исполняемого формата" (universal binary), который сможет работать как на PowerPC-, так и на Intel-процессорах. Разработчику стоит всего лишь отметить галочками необходимые архитектуры в специальном окне перед компиляцией проекта. Оставшуюся работу Xcode сделает сам.


 То самое магическое окошко Xcode
То самое "магическое" окошко Xcode

Для того, чтобы MacOS, установленная на новых Макинтошах с процессорами Intel, которые появятся в середине 2006 года, имела достаточное количество программ, Apple уже сейчас продаёт по цене 999 у.е. комплекты разработчика, в состав которых входят: компьютер с процессором Pentium 4 3,6 ГГц, MacOS 10.4.1 для процессоров Intel, Xcode 2.1, а также руководство по переносу приложений для MacOS X на новую архитектуру. Правда, Джобс отметил, что эти комплекты предназначены лишь для разработчиков, и к 2006 году должны быть возвращены в Apple.

Но не время, потраченное на перенос программного продукта, стоит перед разработчиками на первом месте. Некоторые из них уже сегодня задумываются над тем, стоит ли тратить силы и средства на выпуск программы под MacOS, если уже существует её версия для Windows XP, которую, исходя из заявлений самой Apple, можно будет без проблем установить на новые Макинтоши.

Так, по мнению Гленды Адамс (Glenda Adams) из компании Aspyr Media, занимающейся портированием игр на MacOS: "Данный шаг (переход на иную архитектуру) может отрицательно сказаться на рынке родных для MacOS игр. Особенно это касается "хардкорных" игроков, всегда старающихся заполучить новинку в максимально короткий срок".

Но, опять таки, время покажет. К тому же, другие разработчики, такие, например, как Раен Гордон (Ryan Gordon) из Epic Games более оптимистичны: "Если судить со стороны создания игры (а не её переноса), переход на новую архитектуру будет большим выигрышем". В конце концов, всегда найдётся минимально-необходимое для компании-разработчика количество пользователей Маков, готовых, даже при наличии других, зачастую более лёгких вариантов (версия игры для Windows, эмулятор Wine, который собираются портировать под MacOS), искать игру или любое-другое приложение с заветной надписью "For MacOS X".

Тонкости эмуляции

Последняя технология, которая была представлена Стивом Джобсом на WWDC 2005, называется Rosetta и представляет собой транслятор кода PowerPC в инструкции, выполняемые процессорами Intel "на лету", то есть, непосредственно во время исполнения программы. За основу транслятора был взят "движок" компании Transitive, с которой, по словам её президента Боба Вайдерхолда (Bob Wiederhold), Apple сотрудничает уже долгое время. Несмотря на скептические заявления по поводу медленной работы трансляторов, Вайдерхолд заявляет, что, используя Rosetta, можно добиться от 60-80% скорости работы "родного" приложения.

На WWDC 2005 Стив Джобс запускал на тестовом компьютере с процессором Pentium 4 3,6 ГГц и 2 Гбайт DDR RAM различные PowerPC-приложения, среди которых были Microsoft Office, Intuit Quicken, и Adobe Photoshop CS 2. По его словам, на быстрых компьютерах транслируемые программы будут работать с достаточной скоростью.


 >Photoshop CS 2, работающий в режиме эмуляции на Intel-Маке
Photoshop CS 2, работающий в режиме эмуляции на Intel-Маке

Но, к сожалению, "и на солнце бывают пятна". Есть у Rosetta список ограничений, которые не позволят ей транслировать все, написанные для PowerPC, программы. В письме Apple к разработчикам говорится, что Rosetta: "разработана для трансляции продающихся в данный момент программ, работающих на Макинтоше с процессором PowerPC G3 под MacOS X". Тем не менее, в этом же письме говорится, что: "Rosetta не будет работать с несколькими типами программ: использующими инструкции AltiVec, требующими наличия процессора G4 или G5, написанными для MacOS Classic", а также некоторыми другими. Так что запускать при помощи данного транслятора пакеты трёхмерного моделирования, или новейшие игрушки не получится, как не крути. Но, даже если бы такая возможность и существовала, скорость их работы, скорее всего, оставляла бы желать лучшего.

Информационный портал ThinkSecret опубликовал результаты тестового пакета Xbench, который посетители WWDC 2005 не упустили шанс запустить на "комплектах разработчика" (Pentium 4 3,6 ГГц + 2 Гбайт DDR RAM). ThinkSecret сразу предупреждает, что данные не отображают родную для 3,6 ГГц систем производительность, а лишь демонстрируют скорость работы транслируемых при помощи Rosetta приложений. В результате "комплект разработчика" показал 65-70 баллов по сравнению с 200 баллами, набранными PowerMac G5 с двумя процессорами, работающими на частоте 2,5 ГГц. Правда, Rosetta всё же смогла кое-где себя проявить: так, в графических тестах Quartz и OpenGL система с процессором Pentium 4 шла на уровне со своим конкурентом, правда, никому не известно, какой видеокартой она была оснащена.

В конце концов, у Apple и Transitive есть ещё год на доработку и совершенствование технологии, так что, возможно, скоростные показатели у Rosetta и улучшатся.

Яблоко искушения

Заявление Джобса на WWDC 2005 о миграции Макинтошей на иную архитектуру стало причиной появления новостей не менее интригующих. Так, сразу же после конференции в блоге президента корпорации Sun Microsystems Джонатана Шварца (Jonathan Schwartz) было опубликовано открытое письмо к Apple с предложением сотрудничать в разработке операционных систем.

А вот ещё более интригующая новость: на вопрос Дэвида Кирпатрика "если Стив Джобс лицензирует MacOS производителям ПК, будете ли вы устанавливать её на свои компьютеры?" Майкл Делл (Michael Dell), основатель корпорации Dell, а ныне председатель правления, ответил: "Если Apple решит открыть MacOS для других, мы будем рады предложить её нашим потребителям" (кстати, не стоит забывать о том, что ещё в прошлом году каждая компания из пятёрки крупнейших производителей РС изъявила желание устанавливать MacOS X на свои компьютеры при условии, что она будет портирована на архитектуру х86).

Все эти сообщения не могут не будоражить общественность, которая, дождавшись официального заявления главы Apple и разделившись на противников и сторонников третьего глобального перехода, положила начало возникновению жарких дебатов, не прекращающихся и по сей день.



Окно About this Mac в MacOS 10.4.1 для процессоров Intel

Мнения же обычных, не сведущих в компьютерных премудростях пользователей, сводится к одному - главное, чтобы с будущими Маками было работать так же легко, как и с существующими. И пусть, "евангелистам" Apple придётся перековать своё словесное "оружие переубеждения", но, в целом, картина останется той же: компьютеры Macintosh, радующие глаз своим внешним обликом и душу элегантной операционной системой MacOS X, будут с нами (или возле нас) ещё долгое время. Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить.

В статье использованы фотографии с сайта AnandTech.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
«Ничего лучше в жизни не видел»: игроков восхитил трейлер MultiVersus, посвящённый маньяку-убийце из «Пятницы, 13-е» 2 ч.
Анонсирована Warhammer 40,000: Mechanicus II с кампаниями за Адептус Механикус и Некронов — первый трейлер и подробности 2 ч.
Дополнение Void Shadows к Warhammer 40,000: Rogue Trader получило дату выхода, а для Warhammer 40,000: Boltgun анонсировали аддон Forges of Corruption 4 ч.
Взрывной трейлер Warhammer 40,000: Space Marine 2 подтвердил PvE-режим и возвращение PvP — в российском Steam открыт предзаказ 5 ч.
Смартфоны и планшеты с российской ОС «Аврора» и RuStore поступят в продажу 27 мая 6 ч.
В рамках мегараспродажи Epic Games Store началась раздача новой тайной игры 6 ч.
Disney предложит погрузиться в альтернативную киновселенную Marvel с помощью Apple Vision Pro 7 ч.
Провалы, хиты и большие надежды: Embracer рассказала о продажах своих игр, включая новую Alone in the Dark и Dead Island 2 7 ч.
Google позволила делиться паролями с членами семьи 8 ч.
«Марвел-Дистрибуция» займётся продвижением облачной платформы «СберТеха» Platform V 9 ч.