Если вы думаете, что войны людей и роботов - это фантастика, то это не правда. По существу, первая война людей и беспилотных машин уже состоялась, начиная с американской операции по освобождению Афганистана. Первые войны людей и роботов происходят и сейчас.
Беспилотная робототехника активно применяется объединенной группой войск в последних военных действиях в Ираке. Военные роботы могут самостоятельно ориентироваться на местности (в любой среде), вырабатывать необходимые решения, определять и уничтожать объекты. Пока люди их используют в своих стратегических и тактических целях, но, вспомните, чем закончился фильм "Терминатор-3" - машины победили. Если говорить о фильмах, то сценарий первого "Терминатора" во многом был повторением секретной реальности, а именно, разработки роботов-солдат Roboart.
"Терминатор-2" говорил о совершенстве материалов, а вот "Терминатор-3"… Не говоря о том, что в четвертой версии робота-"уничтожителя" уже и не совсем нужно играть Арнольду Шварценеггеру, за него это сделают, скорее всего, роботы-актеры, такое движение активно разрабатывается как в Японии, так и в Голливуде.
Если вам все это кажется чересчур футуристичным, давайте попробуем перечислить реальные прототипы наших будущих потенциальных "врагов", а именно, беспилотных роботов, принимавших участие в Иракской войне. Данные взяты с сайта интернациональной ассоциации беспилотных механизмов Association For Unmanned Vehicle Systems International AUVSI. Документ по Ираку датируется 16-м мая 2003 года.
The All-Purpose Remote Transport Systems (ARTS)
Многоцелевая транспортная система ARTS, весом около 3,5 тонн (7900 фунтов) управляется дистанционно с расстояния 3 миль (примерно 5 км). Кроме радио предусмотрено управление и по оптическому кабелю, но пока радиус такого варианта управления невелик - около 1 мили (1,5 мили в планах). Она способна обнаруживать и уничтожать взрывотехнику. Для уничтожения объектов ARTS оборудован 90-мм водяной пушкой. Машина базируется на дизельном двигателе и общее время ее работы составляет примерно 4-6 часов.
"Пустынный ястреб" - Desert Hawk
Этот беспилотный самолет-робот был впервые опробован в Афганистане. Это разведчик-наблюдатель. Как видно из иллюстрации он имеет очень небольшие размеры и вес (около 5 фунтов, чуть больше 2 кг), при этом позволяет вести наблюдение и видео-съемку в определенно заданном периметре с высоты от 300 до 500 футов (примерно от 90 до 150 метров). Его поведение можно запрограммировать заранее. Время полета от одного до полутора часов, радиус действия около 9 км (5 морских миль). Все видеоданные в режиме реального времени поступают на лэптоп оператора.
"Глаз дракона" - Dragon Eye
Название "Глаз Дракона" возникло неспроста, поскольку данный беспилотный самолет-робот может функционировать при различных типах освещенности и в разных климатических условиях. Его работа основана на связи с системой глобального позиционирования (GPS - Global Positioning System). На борту помимо систем дневного и слабоосвещенного дневного видения установлено инфракрасное видение. Помимо этого предусмотрены как варианты автопилота, так и управления с помощью оператора. Радиус действия составляет около 4,5 км (2,5 морских мили), а время работы составляет около 2-х часов.
Проанализировав весьма скудные данные данного и предыдущего самолетов-роботов резонно задать вопрос, зачем нужны такие самолеты-роботы, если все СМИ говорят о том, что со спутника можно прочитать газету, которую раскрыл читатель, сидящий на скамейке. Значит не все гладко. Значит, нужна беспилотная авиация разведчиков. Появление "Глаза Дракона" - это новая веха не только в военной индустрии, но и в службе полиции, охраны объектов и так далее.
"Великий ястреб" - Global Hawk (RQ-4A)
Первый полет "Великого ястреба" состоялся в феврале 1998 года. Это был беспосадочный рейд через Тихий Океан от Калифорнии до Австралии. В 2001-м Global Hawk удостоился награды на Collier Trophy как одно из самых лучших достижений в области беспилотной аэрокосмической техники. Причем в этом году к беспилотной технике подобного плана продемонстрировала заинтересованность не только армия США (US Navy), но и такие страны как Австралия, Германия и Япония. Высота полета "Великого ястреба" составляет около 20 км (65.000 футов), вес 11622 кг, время работы без подзарядки (дозаправки) 24-36 часов. Управление полностью автономное. Несмотря на такой большой вес, самолет может переносить грузы не более 908 кг. Многих читателей, наверное, заинтересуют и габаритные размеры робота-самолета - 13,5 м (длина), 4,6 м (высота), 35,4 м ("размах" крыльев).
Это очень красивый робот-самолет, и его фотографии можно очень часто встретить в периодических СМИ в разделе "Новости науки и техники", хотя, на самом деле, скорее всего "Великий ястреб" уже поставлен на конвейерное производство. В режиме реального времени он выдает изображения поверхности земли с высоким разрешением. Предназначен для разведки.
"Охотник" - Hunter (RQ-5)
Hunter - это настоящий охотник. Он может кружить над местностью около 12 часов (точнее 11,6 часов). В ближайшие несколько лет это время будет увеличено до 25 часов. "Охотник" сейчас состоит на вооружении армий США, Франции и Бельгии, в 1999 году участвовал в операции в Косово. Высота полета составляет от 4,5 км (15.000 футов) до 6 км (20.000 футов). Снабдить его можно любым оборудованием - от видео-слежения до бомбометания. Вообще, в период 2005-2006 гг. данному автономному самолету грозит большая переделка, поэтому описывать все его возможности пока рано.
MATILDA
MATILDA - небольшой робо-танк (вес всего около 50 фунтов, т.е. 23 кг), рассчитанный на выполнение незначительных операций типа разведки, видеосъемки, составления трехмерной карты местности, телеуправляем. Как видно, он - на гусеничном ходу, что характеризует его чуть получше колесных наземных механизмов, но функционально гораздо хуже шагающих. В этом он близок к другой разработке - небольшому гусеничному роботу iRobot PACKBOT…
Шагающие роботы разрабатывались в свое время и в СССР, а сейчас этот рынок заняли страны Азии и главным образом Япония. Как видно, последние делиться новыми достижениями не очень хотят. У шагающих роботов есть одно самое главное преимущество - высокий уровень проходимости и преодоления препятствий.
REMUS - Remote Environmental Monitoring Unit System
Этот робот-подводная лодка на глубине 100 м может управляться с помощью двух операторов и работать на протяжении 20 часов.
В завершение
Достаточно нелегко думать на эту тему. Люди, плохо разбирающиеся в грамоте и прожившие на своей родине много лет, даже не представляют, какая громада обрушилась или может обрушиться на них на земле, в воде, под водой и в воздухе. Законы Айзека Айзимова, говорящие о том, что робот не может причинить ущерба человеку сейчас считаются смешными (время фантастической романтики прошло), хотя он говорил о том же, о чем и мы сейчас, только другими словами.
Дополнительные материалы
Роботы, киборги, андроиды… [11/02/2004]Роботы на армейской службе [23/01/2004]
Фабрика по производству киборгов [03/12/2003]
Терминатор - 4 [14/11/2003]
Компьютерные перчатки [16/10/2003]
Digital life [05/09/2003]
Роботы - партнеры [03/09/2003]
Роботы-охранники от Robowatch Technologies [12/08/2003]
Нано-роботы [06/08/2003]
BattleBots - шоу боевых роботов [01/07/2003]
AIBO [18/11/2002]