реклама
Аналитика

ITоги `2005. Прогнозы

⇣ Содержание

Процессоры

Наконец то, Intel, как и предполагалось в прошлом году, закончил переоборудование своей первой фабрики под 0.07 мкм техпроцесс - на сей раз пионером стала ирландская Fab24. Что и говорить, поход за покупками при приобретении нового оборудования для Intel получился не слишком дешевым, поскольку, как уже неоднократно упоминалось, к сожалению, те старые литографические сканеры, что, с теми или иными доработками, использовались вплоть до нынешнего 90 нм техпроцесса, 70 нанометров уже никак не тянут, при всем желании.


Первая продукция Fab24 ушла в музей Intel (Санта Клара)

Joan B. Woodard
Executive Vice President
and Deputy Director Sandia

К счастью, согнанные из лабораторий Lawrence Livermore и Sandia, а также из AMD, Intel, Micron и Infineon, технари из консорциума Extreme Ultraviolet LLC, занимавшиеся разработками в области EUV литографии еще с 1997 года, смогли таки превратить теорию в практику – в начале 2004 года клиентам были отправлены первые опытные образцы оборудования, а уже в 2005 Intel начал установку EUV сканеров на Fab24. Теперь у компании снова есть некоторый запас на будущее – с теми или иными модификациями, ее новые игрушки смело могут использоваться и при производстве 30 нм чипов. AMD, как обычно, отстает, но не слишком намного – на ее недавно построенной Fab35 уже монтируется экспериментальная EUV линия (еще бы, учитывая, что на только что введенной в строй в прошлом году фабрике используется только что введенный AMD 90 нм техпроцесс).

Впрочем, будем справедливыми, пока что ей вполне хватает 90 нм для того, чтобы ее топовый представитель семейства Athlon 64, 6 ГГц (XP 9000+) чип на базе ядра SanDiego, абсолютно без всякого напряжения для компании стоил практически в полтора раза меньше топового же представителя линейки Pentium V на ядре Nehalem, работающего на частоте в 8 ГГц – $285 против $440.


Athlon 64, 6 ГГц (XP 9000+)

С другой стороны, в этом есть свой резон, учитывая, что площадь чипа в первом случае составляет всего лишь 115 кв.мм, а во втором – 143 (вспомним, что оба содержат 2 Мбайт кэша L2!). И это при том, что в случае с Athlon 64 мы имеем встроенный контроллер DDR II, тогда как Pentium V по прежнему полагается в работе с памятью на чипсет. (Хотя 64-бит адресацию в x86 процессорах поддерживают уже как AMD, так и Intel).

Впрочем, стоит признать, что подход Intel выглядит все же куда более взвешенным – мы все хорошо помним, со сколькими проблемами столкнулась AMD в 2003 году, когда ей пришлось достаточно сумбурно раздваивать обе линейки, как Opteron, так и Athlon 64, добавляя к версиям со встроенным DDR контроллерам еще и варианты с поддержкой DDR II. Что самое печальное, тот же сценарий грозит повториться и сейчас, ведь DDR III уже подходит к стадии массового производства, так что контроллер памяти вновь подлежит замене.

Intel же, по традиции (гусары, про Rambus – молчать!) выбрал куда более взвешенный подход, начав использование в своем новом ядре новой технологии, затрагивающей лишь процессор, и при этом, выполняющей ту же конечную роль, что и подход AMD – ускорение работы с памятью. Спекулятивное предвычисление, по сути, стало вторым поколением технологией предварительной загрузки инструкций (prefetching), впервые введенной Intel в Pentium III, и, надо признать, редко когда вторая версия получалась столь эффективной – в ряде задач комбинация HyperThreading II и спекулятивного предвычисления дает прирост до 80 процентов! И как раз на тех задачах, на примере которых Intel с AMD и доказывают необходимость приобретения своих новых процессоров: голосовой синхроперевод, выпуски виртуальной службы новостей по вашему запросу, и т.д. Да те же самые новые версии Windows XP (Longhorn) с 3D интерфейсом и Office 12 чего стоят! К счастью для производителей процессоров и графических чипов, Microsoft и производители игр успешно продолжают поднимать планку требований к производительности все выше и выше.

Так что положение сложилось достаточно стандартное – да, по соотношению цена/производительность AMD сегодня бесспорно выигрывает, пока что удерживая предлагаемый Intel темп по снижению цен, но... В том-то и дело, что темп навязывает Intel, то есть, компания является лидером уже сегодня, а когда уже в первой половине следующего года на рынок выйдет ядро Moscow – 70 нм вариант Pentium V, будет интересно понаблюдать за тем, выдержит ли AMD новый виток ценовой войны и хватит ли у нее денег для выпуска K9, обещанного на конец следующего года.

С другой стороны, по крайней мере, фирма сможет удержаться только лишь за счет своего положения на серверном рынке – все же не зря AMD в свое время сделала ставку на серверный Low-End предложив своеобразный 32/64 бит гибрид в виде Opteron. Естественно, что Xeon ей вытеснить отнюдь не удалось, но серьезно потеснить – несомненно: все же 28 процентов рынка x86 серверных процессоров – еще года три назад AMD такое не могло присниться и в самых смелых снах. Сейчас же ее 4 ГГц Opteron с 3 Мбайт кэшем L2 благополучно соревнуется в Low-End секторе с 3.8 ГГц Xeon с аналогичными показателями. При том, что у Xeon есть стопроцентный плюс в виде HyperThreading II, позволяющего распараллеливать процессы уже на четыре потока, тогда как AMD свой первый процессор с двумя ядрами (правда, физическими) готовится выпустить лишь в следующем году.


Команда разработчиков логического дизайна HyperThreading II
Сверху - Ken Shoemaker, Ed Grochowski, Steve Hunt, Suheil Za`Atri, Dror Avnon
Сидят - Azam Barkotullah, Mustafiz Choudhury.

Как бы то ни было, а этот плюс AMD одновременно оборачивается и минусом для нее: на рынок серверных процессоров среднего и старшего уровня компании вход напрочь закрыт – там прочно закрепился Intel со своими IA64 продуктами, благополучно миновавшими стадию гадкого утенка. Впрочем, получившуюся птицу и лебедем назвать несколько трудно, учитывая, что это - гибрид, получившийся в результате скрещивания чистокровных IA64 с технологиями, оставшимися от Alpha. Тем не менее, птицу видно по полету, а летают 90 нм процессоры с 6 Мбайт кэшем L2, двумя физическими ядрами, и встроенным контроллером DDR II, просто потрясающе, полностью справляясь с той нагрузкой, что ложится на Web-сервера в наше столь требовательное к информации время.


Автор: Ященко Андрей ака Andy
Дата: 03/01/2005

Материнские платы

Да, еще года три назад трудно было себе представить интегрированные чипсеты с графикой, превосходящей тогдашние топовые графические решения – GeForce FX или Radeon 9700 Pro, сегодня же это – привычная реальность. И пусть NVIDIA слегка отстает, со своими nForce 5 / mForce 5, соответственно, под Athlon 64 и Pentium V, основанными всего лишь на ядре предыдущего поколения, NV38, но надо признать – на сегодняшний день его производительности вполне хватает для всех имеющихся в наличии на сегодняшний день игр.

Хотя, конечно, ATI IGP 540/550 на сегодняшний день – это the best, без какой-либо конкуренции, учитывая, что примененное там графическое ядро R520 безоговорочно превосходит NV48 по своим возможностям. Впрочем, с другой стороны, предложенные там новые возможности в сегодняшних приложениях еще не используются, а лишние $10 за чипсет в этой нише рынка – слишком большая сумма.


Северный мост SiS 955

В остальном же предложения обеих фирм, естественно, полностью совпадают с как с интегрированными чипсетами Intel и SiS, так и с их классическими аналогами от этих фирм. К сожалению, игроков на рынке осталось лишь четверо: VIA, как и ALi в свое время, фактически устранилась с рынка системных чипсетов, по крайней мере, под процессоры Intel, полностью переориентировавшись на свои интегрированные платформы EPIA, совместимые с Athlon 64, чипсеты для оптических накопителей, коммуникационные чипы, и, в какой-то мере, на чипсеты под Athlon 64 /Opteron.

Фактически, оба последних чипсета Intel - Sandi и Miu, в апреле получивших официальные имена d200 и d230, как водится, отличаются только отсутствием встроенного графического ядра и его наличием во втором, все остальное абсолютно идентично: и поддержка 1.2 ГГц системной шины, вот уже три года остающейся рабочей лошадкой Intel, и поддержка в двухканальном режиме вышедшей в феврале на массовый рынок PC5400 DDR II SDRAM.

Про новый южный мост Intel, ICH7, и говорить нечего, здесь у чипсетов и вовсе одинаковые права: PCI Express (еще первого поколения – 2.5 Гбит/c, но в ICH8 уже будет поддерживаться второе – 5 Гбит/с), порт AGP 8X (исключительно в целях обеспечения обратной совместимости: если кто-то до сих пор еще пользуется старыми AGP картами, а не PCI Express), Serial ATA II (с пропускной способностью в 300 Мбайт/c), универсальный широкополосный порт для подключения DSL устройств, кабельных и спутниковых модемов, шесть USB 3.0 портов, и Bluetooth 2 / iEEE 802.11d/g / 10 Gigabit Ethernet . Южные мосты SiS, VIA, ATI и NVIDIA, по своей функциональности от ICH7, разумеется, практически не отличаются.

Симбиоз коммуникационных возможностей, предоставляемых новыми чипсетами и требований к ним, предъявляемыми Longhorn, получился весьма удачным, учитывая, что новая операционная система Microsoft во многом нацелена именно у эту область, да и большинство самых последних моделей бытовой электроники уже в принципе умеют общаться с компьютером и друг с другом в рамках инициативы eHome. Как уже упоминалось, новая ОС активно работает с голосом, и здесь новую спецификацию звукового интерфейса, AC’2003, и соответствующие ей кодеки, чья поддержка реализована в новых чипсетах, также можно только приветствовать.

Стр.3 - Память

Содержание:

Стр.1 - Процессоры.
Стр.2 - Материнские платы.
Стр.3 - Память.
Стр.4 - Видео.
Стр.5 - Накопители.


Автор: Ященко Андрей ака Andy
Дата: 03/01/2005


Память

Можно констатировать, что никаких революций в этой сфере за минувший год не произошло: в точности как и ожидалось еще в конце прошлого года, когда производители заявили о начале массового выпуска 667 МГц чипов DDR II, в начале этого года PC5400 модули на их основе пошли в массовое производство. Года три назад, в 2002-м, подобную пропускную способность тогдашние массовые модули памяти обеспечивали лишь в двухканальном режиме, сегодня же 5.4 Гбайт/c обеспечивает уже один-единственный канал, а в штатном двухканальном варианте пропускная способность подсистемы памяти достигает 10.8 Гбайт/с, с лихвой перекрывая требования процессоров.


OCZ PC5400

Впрочем не будем забывать, что даже на настольных PC уже прочно закрепился PCI Express с его сегодняшними 2.5 Гбит/с (а в недалеком уже будущем – до 10 Гбит/с), Serial ATA дает нагрузку на шину до 2.4 Гбит/с, а желающих на пропускную способность еще очень и очень много, и эти требования с каждым днем только растут. И это только PC – если же мы вспомним серверы, с их Infiniband, то там, строго говоря, уже маловато даже PC5400 DDR II, так что их производители, надо полагать, с большим энтузиазмом ждут приход на рынок DDR III, благо, что образцы первых чипов объемом 4 Гбит, соответствующие этому стандарту, финальная версия которого была принята в ноябре, уже начали отгружаться в последнем месяце уходящего года.

Впрочем, как и в случае с предыдущей сменой поколений, нашим глазам открывается чистейшей воды эволюция: за исключением ряда технических моментов, призванных улучшить стабильность сигнала и, соответственно, облегчить поднятие частоты, практически ничего не изменилось. Хотя, естественно, особо стоит отметить дальнейшее снижение напряжения, используемого чипами, упавшего уже до уровня 1.2 В – сравним с 1.8 В у DDR II.

Слияние всех этих, вроде бы не слишком значительных мер, привело, однако, к более чем заметным итогам: результирующая частота представленных в виде образцов чипов составила 800 МГц (реальная, соответственно – 400), с пропускной способностью 6.4 Гбайт/с, что уже несколько выше, чем у PC5400 чипов DDR II. Однако, это только начало, и в течение ближайшей пары лет, как предполагается, за счет роста частоты до 1.5 ГГц (реальных - 750 МГц), станет возможным производство чипов с пропускной способностью до 12 Гбайт/c! Естественно, что для рядовых пользователей PC такие скорости по приемлемым ценам станут доступны лишь ближе к 2010 году.

Цены... Не хочется о грустном, но придется вспомнить и о них. Последовавший вслед за массовым запуском в 2003-2004 годах фабрик, работающих с 300 мм пластинами и по 90 нм техпроцессу, новый виток ценовых войн уже к концу прошлого года привел к закономерному финалу: когда спрос на память, вызванный сочетанием ряда факторов, одним из основных, конечно, был выход Longhorn, резко пошел вверх, истощенные падением цен ниже грани себестоимости, производители не смогли отреагировать адекватно: в 2004 году было начато строительство лишь двух фабрик, по одной каждым из двух крупнейших игроков на рынке, Samsung и Micron, да и те, в виду нехватки финансов, до сих пор еще не достроены.

В результате превышения спроса над предложением, и наметившегося дефицита, начавшийся еще в середине лета подъем цен на память, к концу его приобрел изрядную уверенность в себе, и хотя аналитики прогнозируют в первом квартале наступающего 2006 года некоторое снижение цен или хотя бы стабилизацию, очевидно, что весь будущий год тенденция к росту цен будет явно положительной.

Стр.4 - Видео

Содержание:

Стр.1 - Процессоры.
Стр.2 - Материнские платы.
Стр.3 - Память.
Стр.4 - Видео.
Стр.5 - Накопители.


Автор: Ященко Андрей ака Andy
Дата: 03/01/2005

Видео

По прежнему, как и пару лет назад, рынком правит троица ATI, NVIDIA, SiS, плотно оккупировавшая рынок графических чипов. Однако, в этой гонке вновь слегка изменилось положение. Если SiS по прежнему остается на третьем месте (более чем неплохо себя там чувствуя), то NVIDIA в этом году вновь вырвалась на первое, соответственно, поменявшись местами с ATI.


SiS Xabre 1200

Причиной, естественно, стал выход весной принципиально нового графического ядра компании, GeForce Virtua (NV50), вновь задавшего ряд ориентиров для всей этой отрасли. В первую очередь, конечно, нельзя не отметить взятие новым детищем NVIDIA барьера в 10 TFLOPS – 10 триллионов операций в секунду! Это на порядок больше, чем три-четыре года назад, но, с другой стороны, было бы странно, если бы было бы как-то по другому. Все же, в этом своем чипе NVIDIA впервые разнесла разные функциональные блоки по разным физическим ядрам: T&L модуль и модуль обсчета оптических свойств материалов – в одно, модуль рендеринга – в другое.


Конструктив от Sparkle для NV50

Именно модуль рендеринга, поскольку различать в нем пиксельные или текстурные блоки уже бессмысленно: весь модуль представляет из себя массив универсальных, полностью программируемых блоков, так что подстраивается он на ходу под требования данной конкретной конфигурации/приложения. Проще говоря, из строго специализированных процессоров, графические чипы все больше начинают превращаться во вторые процессоры общего назначения. Ну, или почти общего.

Из чего, кстати, следует два вывода. Во-первых, что следующей областью приложения сил возмужавших графических (или тогда уже мультимедийных) процессоров скорее всего станет обсчет распространения звука в игровом пространстве (см. наработки Aureal, купленной в свое время кем? Правильно, NVIDIA), учитывая, что наиболее полную информацию о геометрии 3D сцены имеет как раз этот чип. Таким образом, в одном из следующих (NV60?) поколений графических чипов мы можем ждать начала нового витка со времен NV1, в котором, как мы помним, NVIDIA как раз и пыталась совместить графику со звуком.

Во-вторых же, и этот вывод уже начал реализовываться на практике в NV50 – поскольку графические чипы все больше начинают приближаться по структуре к центральным процессорам, то и технологии повышения производительности будут заимствоваться оттуда. Первой ласточкой стало появление спекулятивности и суперскалярности в NV50 – благо, что оба этих явления для графических процессоров являются достаточно естественными вещами просто в силу их природы. (Те же идентичные друг другу пиксельные и вертексные шейдеры в чипах времен 2002-2003 года смело могут рассматриваться, как частный случай суперскалярности). В результате мы и имеем те самые 10 TFLOPS (или шесть гигапикселов в секунду), в сочетании с двумя двухканальными контроллерами 3 (1.5) ГГц GDDR-5. Двумя – поскольку каждое из двух ядер, естественно, обладает своей парой каналов.

Естественно, что с такой производительностью, и с возможностями DirectX 12, новое творение NVIDIA полностью оправдывает свое название. По крайней мере, по сотне тысяч полигонов только на физиономию монстра в продемонстрированной Кармаком на презентации чипа альфа-версии Doom 4, более чем впечатляют, делая игру скорее похожей на интерактивный голливудский боевик.

ATI, к сожалению, несколько отстает со своим R500 – его объявление который, впрочем, как ожидается, будет несколько превосходить NV50 как по своим функциональным качествам, так и по производительности. К сожалению, если второй пункт еще можно себе как-то представить, то по поводу первого ATI пока что хранит полнейшее молчание.

Стр.5 - Накопители

Содержание:

Стр.1 - Процессоры.
Стр.2 - Материнские платы.
Стр.3 - Память.
Стр.4 - Видео.
Стр.5 - Накопители.


Автор: Ященко Андрей ака Andy
Дата: 03/01/2005

Накопители

Несмотря на все прогнозы, раздававшиеся еще года три назад, классические винчестеры по прежнему остаются в строю, это в очередной раз доказала Hitachi, представившая 1 Тбайт серверный винчестер со скоростью вращения шпинделя в 20 тысяч оборотов в минуту, временем поиска в 1.5 мс, и интерфейсом Infiniband. Цена в $570 кажется, конечно, весьма высокой, учитывая, что 800 Гбайт Serial ATA II винчестеры со скоростью вращения 15K/мин, сегодня стоят всего лишь $170! Но – серверный рынок, своя специфика...

В принципе, однако, прохождение терабайтного барьера хотя и выглядит внушительно, его трудно счесть самым уж знаковым событием года в области винчестеров. В конце-концов, можно смело предположить, что вряд ли у подавляющего большинства средних пользователей на винчестере находится больше 400-500 Гбайт информации, так что вся эта погоня за терабайтами выглядит достаточно бессмысленной. В этом плане куда более интересными выглядят другие следствия стремительного увеличения плотности записи магнитных носителей, и в первую очередь, пожалуй, - представленный в конце года Seagate CompactFlash винчестер объемом 10 Гбайт, стоимостью всего $129.

Дешево, что и говорить, но понятно, что если уж зашла речь о мобильных накопителях данных, то вот здесь то как раз винчестеры свое явно отжили уже в апреле этого года, когда IBM представила первый свой накопитель Milli на базе собственной же термомеханической технологии хранения данных с плотностью записи в 500 Гбит на квадратный дюйм. Практически вечная, практически нетребовательная к условиям эксплуатации, но, пока что весьма дорогая: 600 Гбайт карточка все в том же формате CompactFlash, на сегодняшний день обойдется покупателю в $750. Однако, справедливости ради, заметим, что над скоростью передачи данных (на данный момент - 10 Мбит/с), IBM еще работать и работать, пока же на роль массового инструмента для хранения данных Milli претендовать ну никак не может.

По части традиционных оптических накопителей по итогам года сообщить практически нечего – здесь абсолютная тишь да гладь, эволюцию Blu-Ray дисководов с 3Х до 5Х по скорости, а дисков с 50 до 100 Гбайт практически можно не считать, но вот слухи о том, что в следующем году сюда придет, наконец, технология многослойной записи, и объемы дисков вырастут до порядка 500 Гбайт, сохранив при этом сегодняшнюю стоимость, безусловно радуют.

Впрочем, еще не совсем понятно, как там все получится: слов нет, многослойная запись в сочетании с голубым лазером – слов нет, решение убойное, с отличным соотношением цена/качество, но дело в том, что при всех своих плюсах традиционные оптические накопители слишком уж медленны для сегодняшних объемов. У тех же Blu-Ray дисководов на сегодняшний день скорость чтения составляет всего 17 Мбайт/с! Многослойная запись, естественно, позволит поднять ее, скорее всего даже в разы, но дальше – тупик.

Потому и представляется все же на будущее более интересной голографическая запись, особенно учитывая, что производители, толпой в минувшем году кинувшиеся демонстрировать прототипы своих накопителей, клянутся, что им удалось поднять срок хранения информации на голографических дисках до 20 лет, что уже представляется вполне разумной цифрой, особенно учитывая объем – порядка 5 Тбайт на диск, и скорость чтения – порядка 500 Мбит/с.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
World of Warcraft исполнилось 20 лет — это до сих пор самая популярная ролевая игра в мире 14 ч.
Microsoft хочет, чтобы у каждого человека был ИИ-помощник, а у каждого бизнеса — ИИ-агент 18 ч.
«Атака на ближайшего соседа» сработала — хакеры удалённо взломали компьютер через Wi-Fi поблизости 19 ч.
Google Gemini сможет управлять приложениями без пользователя и даже не открывая их 22 ч.
Илон Маск отделался выплатой $2923 за неявку для дачи показаний по делу о покупке Twitter 23 ч.
Microsoft открыла доступ к скандальной ИИ-функции Recall — пользователям разрешили ограничить её «подглядывания» 23-11 00:59
Новая статья: Death of the Reprobate: что не так на картине? Рецензия 23-11 00:05
Главный конкурент OpenAI получил $4 млрд на развитие ИИ без следов Хуанга 22-11 23:13
Valve раскрыла часть игр, которые получат скидку на осенней распродаже Steam — официальный трейлер акции 22-11 22:34
Threads получила «давно назревавшие улучшения» в поиске и тренды 22-11 22:17