Совсем недавно мы рассматривали Super Audio CD (SACD) как технологическую новинку, а теперь на этих носителях информации выпущено уже около двух тысяч различных музыкальных альбомов. Количество устройств, способных читать SACD-диски растет в прогрессии и на данный момент исчисляется несколькими десятками. Зачем же такая спешка, учитывая тот факт, что есть схожий стандарт DVD-Audio, который также может воспроизводить качественный многоканальный звук? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.
Статистика и анализ
24 апреля на сайте HighFidelityReview был опубликован очень интересный документ, в котором приводятся результаты исследований RIAA по общему количеству аудиоинформации выпущенной на носителях различного типа. Позволю привести себе самую интересную выдержку из него, а именно общее количество выпущенных копий в каждом году и соответствующий им долларовый эквивалент (чистый доход от продаж):
DVD Audio-диски:
- 2001 - 0.3 миллионов копий или $6 миллионов в долларовом эквиваленте;
- 2002 - 0.4 миллионов копий или $8.5 миллионов в долларовом эквиваленте;
- 2003 - 0.4 миллионов копий или $8.0 миллионов в долларовом эквиваленте.
Super Audio CD диски:
- 2003 - 1.3 миллионов копий или $26.3 миллионов в долларовом эквиваленте.
Виниловые пластинки:
- 2001 - 2.3 миллионов копий или $27.4 миллионов в долларовом эквиваленте;
- 2002 - 1.7 миллионов копий или $20.5 миллионов в долларовом эквиваленте;
- 2003 - 1.5 миллионов копий или $21.7 миллионов в долларовом эквиваленте.
Простые аудио-CD:
- 2001 - 881.9 миллионов копий или $12,909.4 миллионов в долларовом эквиваленте;
- 2002 - 803.3 миллионов копий или $12,044.1 миллионов в долларовом эквиваленте;
- 2003 - 745.9 миллионов копий или $11,232.9 миллионов в долларовом эквиваленте.
Давайте проанализируем. Количество обычных CD неуклонно падает, в то время как число выпускаемых DVD-Audio растет. Если сравнивать цифры за 2003 год с точки зрения количества, то 0,4 млн DVD-Audio плюс 1,3 млн SACD против 745,9 млн обычных CD - это очень небольшая часть от общего объема, примерно 0,2%. А если считать доходы, то SACD более чем в два раза перекрыла CD и более чем в три раза - DVD-Audio.
Вот такая интересная картинка получается.
Складывается впечатление, что многоканальный звук не задержится на DVD-Audio и сразу же перекочует на SACD. К этому есть все предпосылки. Стандарт SACD очень активно продвигается. Например, на только что прошедшем в Каннах кинофестивале компания Universal Music представила около 150 наименований на дисках SACD. А в конце апреля '04 был выпущен 2000 по счету альбом на этих носителях, коим стал Twentysomething, Jamie Cullum.
Что касается устройств воспроизведения, то день ото дня их количество множится, и если раньше мы говорили о нескольких моделях от производителей SONY, Philips, Pioneer, то теперь к ним добавились такие брэнды как TEAC, DENON, Integra Research, Bel Canto, Marantz, KRELL, Linn, Yamaha, Micromega, Onkyo и т.д. Количество производителей и моделей растет чуть ли не в геометрической прогрессии - стандарт прижился.
Если внимательно просмотреть современную прессу по новым моделям DVD-проигрывателей, можно столкнуться с тем, что почти в каждой новинке встраивается возможность поддержки чтения SACD.
Ценовая разбежка на SACD-проигрыватели достаточно большая - от $200 до $13.000 в зависимости от функций и вариантов комплектаций. Это может быть и обычный портативный DVD-проигрыватель с возможностями чтения SACD, а может быть и мощный комплекс с чейнджером (changer) на множество дисков, программным управлением, мощными усилителями и качественной многоканальной акустической системой плюс реализация чтения гибридных и/или двухслойных дисков. А если туда еще добавить беспроводную радиосвязь для коммутации с проектором или компьютером… :)
Чему бы так радоваться RIAA?
Наверняка каждый из вас слышал о потерях в сфере авторских прав, выраженных в возможности цифрового копирования CD и DVD, а также распространения музыки в интернете за счет МР3-файлов. В приведенном выше документе нужно было поставить графу: потери от МР3 и пиратов. Думаю, там добавилась бы очень круглая цифра. На данный момент цифровое копирование SACD невозможно, практически во всех устройствах чтения даже применена специальная "заглушка" на цифровой выход - DTCP - дополнительная технология защиты от цифрового копирования. И, в принципе, в этом основная отличительная особенность нового стандарта, которая, несомненно, играет на руку защитникам авторских прав.
Что касается качества, то даже в варианте DVD-Audio мы имеем частоты дискретизации до 192 КГц с 24-битным квантованием и количеством каналов - 5.1. Это уже выше предела качества, воспринимаемого человеком. Теорему Котельникова приводить не буду. Не думаю, что кто-то в темной комнате определит играет SACD или DVD-Audio. Разве что это будет не комната, а идеальная профессиональная студия, и то я не уверен в хорошем результате такого сравнения. А вот защита авторских прав - это серьезный аспект. Я бы даже сказал, что он ключевой. И теперь, основываясь на вышеизложенном, давайте опять посмотрим на общую картину. Производители DVD-проигрывателей в свои новые модели активно внедряют SACD. По данным на 2003 год SACD-дисков было выпущено в три раза больше, чем DVD-Audio.
Гм-м… Надеюсь, что я не прав
Насчет алгоритма DSD, который стоит за технологией SACD, позволяющего читать однобитные значения с частотой дискретизации 2 822.4 KГц (в 64 раза больше, чем у CD) по принципу виниловой пластинки с дорожками, есть сомнения.
(!!!) Описание принципа работы DSD достаточно сильно напоминает описание работы обычных сигма-дельта ЦАП (ЦАП - цифро-аналоговый преобразователь), которые используются в стандартной современной цифровой звуковой технике (например, в аудио картах, CD и DVD-проигрывателях).
По существу, они (сигма-дельта ЦАП'ы) так и работают - в их конструкции предусмотрена схема выдачи эталонных зарядов, на вход которой подается однобитный поток, полученный путем преобразований и перехода на многократно повышенную частоту дискретизации (в 64 раза и выше). Получается та же груша только в профиль!
То есть, разработчики по другому объяснили принцип работы сигма-дельта ЦАП, представили это как новую технологию и поставили заглушку на цифровой выход. Получается, что так… И, скорее всего, даже в идеальной студии слушатель не услышит разницы между SACD и DVD-Audio. Потому как ее, наверное, и технологически быть не может.
Модели SACD-проигрывателей
После минуты веселья давайте настроимся более серьезно и обозрим современные модели SACD-проигрывателей. Даже если мое предположение верно, индустрия все равно будет давить своей массой и сделает из всего общепринятый стандарт. В рамках данного обзора я приведу лишь несколько современных моделей, вернее, две недорогие производства SONY, на базе которых уже можно получить общее представление о том, что технология SACD не такая уж и дорогая.
Sony DVP-NC685V ($249.99)
Выдержка из спецификации:
- Чейнджер на пять дисков DVD/CD/SACD.
- Воспроизведение видео: DVD-RW/-R (режимы VR и Video) DVD+RW/+R
- 12 бит 108 МГц видео ЦАП.
- Воспроизведение аудио: SACD Multi-Channel/MP3/CD-R/CD-RW.
- ЦАП 24 бита, 192 КГц, поддержка Dolby® Digital and dts® Optical/Coaxial Output
Как мы видим, имеется стандартный гибрид из DVD-проигрывателя с возможностью поддержки SACD. Цена очень небольшая.
Домашний комплекс Sony DAV-C450 ($399.99)
- Чейнджер на пять дисков DVD/SACD™/CD
- Общая мощность акустической системы 350 Вт (пять колонок по 80 Вт, и 100-ваттный сабвуфер). Как считали не знаю.
- Воспроизведение: CD-R/RW, Super Audio CD
- Цифровой усилитель S-Master
- Поддержка многоканальных стандартов: Dolby® Digital, dts® и Dolby Pro-Logic®
- Цифровой вход для спутникового телевидения.
- Тюнер на 20 FM + 10 AM станций.
- 2 аудио-входа/1 аудио-выход/1 выход Component/Composite/S-Video
- Программируемое дистанционное управление.
Цены взяты с сайта Sony Electronics.
Как видно Sony предлагает очень недорогие решения. Например, проигрыватель с чейнджером на пять дисков различных стандартов плюс акустическая система 5.1 стоит всего-лишь около $400. Хотя если вы увидите устройства гораздо дороже, их цена также будет чем-то оправдана. Можно сказать и о серьезном разбросе цен в данном сегменте. Рынку нужно еще устояться. Рекомендую посетить русскоязычный сайт, посвященный этой тематике.
Выводы
Спорно пока все. Если производители музыки откажутся от выпуска DVD-Audio в пользу SACD, то у последнего есть все шансы занять нишу самого качественного современного носителя аудиоинформации. Тут есть и еще один интересный момент. Скорее всего, SACD не станет компьютерным стандартом, либо производителям этих устройств понадобится выводить отдельный аналоговый аудио-выход, защищая цифровые потоки. Причем такой выход, как вы понимаете, должен быть многоканальным.