Sound Blaster X-Fi
Итак, со времени выхода предыдущего чипа от Creative - Audigy, прошло 4 года. Срок не просто громадный, а нереальный, по компьютерным меркам. Достаточно вспомнить тот факт, что именно в это время умерла 3dfx, а в наших компьютерах стояли GeForce 3 Ti500/200, GeForce 2 MX, Radeоn 256 и Savage 2000. Сейчас эти видеокарты можно найти разве что в музеях. Более того, по большому счету, покупатель не увидел большой разницы между серией Live! и Sound Blaster Audigy. В играх, а их поклонники - это самый многочисленный отряд покупателей хорошего звука, серьезного прогресса не произошло. Народ, имеющий "Sound Blaster Live!", не спешил менять его на Audigy. А ведь год рождения Live! - это 1998 (время Riva TNT, 3dfx и Pentium MMX).
Отчего такой застой в компьютерном аудио? Причин несколько. Первая и самое очевидная - еще со времен Live! достигнут тот самый технологический уровень, который устраивает 90% пользователей. Creative взял курс на совмещение всех трех составляющих PC Audio - воспроизведение DVD, игры и студийная звукозапись. Первые две задачи решены с блеском! А вот третья решена не будет никогда. Психологически, профессиональные музыканты и звукоинженеры не воспринимают решения от Creative достойными своего внимания. Для них создан огромный спектр специализированных программно-аппаратных решений из абсолютно другого ценового диапазона и, 100 долларовая звуковая карта ну никак не соответствует их представлениям о необходимом оборудовании. Но, Live! уже устраивает подавляющее большинство пользователей компьютеров, даже сейчас.
Вторая причина застоя - отсутствие серьезных альтернативных разработок и стандартов. Достаточно посмотреть на список поглощений компании Creative, чтобы стало очевидно - происходила и происходит целенаправленная скупка любых конкурирующих компаний, способных привнести в индустрию PC Audio хоть какую-то свежую струю:
- E-Mu - выкуплена в 1993 году
- Ensoniq - 1998
- Aureal - 2001
- Sensaura - 2003
Что-то из наработок конкурентов было успешно внедрено, что-то положено под сукно, суть это не меняет - у Creative практически не осталось серьезных конкуретов.
То самое, то, что вы думали, подкрался незаметно. "Встроенный звук" уже пару лет как является совершенно бесплатным приложением к любой материнской плате. Копеечный кодек, который по существу лишь интерфейс, который позволяет переложить всю работу по обращению со звуковым потоком на CPU, совершил мини-революцию. Мало кто помнит времена, когда даже для подключения жестких дисков к материнской плате требовался дополнительный контроллер. Современная материнская плата - это и LAN и звук, и USB, и IEEE 1394, и встроенный IDE контроллер в одном флаконе. И даже Video, если на то пошло...
Купив материнскую плату, пользователь имеет все это практически бесплатно.
Тот же самый чип Realtek ALC880 (Intel High Definition Audio) уже поддерживает 7.1 аудио-каналов и имеет S/PDIF In/Out-интерфейсы. Его стоимость при промышленных закупках - 30 центов, еще столько же стоят все необходимые гнезда. Одна проблема: интегрированный звук целиком и полностью ложится на плечи CPU, отъедая его производительность от решения основных задач. Но для большинства приложений этот факт никак не критичен. Одно дело времена Pentium MMX, совсем другое - Extreme Edition и FX51.
Другое дело игры. В таких играх как HL2 и FarCry детализация сцен столь высока, что именно процессор является сдерживающим фактором повышения значения FPS. Для экстремальных геймеров это критично. Именно на этот факт обращала внимание компания Creative во время презентации X-Fi, называя встроенный звук "стандартным звуком".
Полная аппаратная поддержка обработки звука, которой могут похвастаться внешние карты, тоже отъедает ресурсы, как и любое дополнительное устройство, но, как видно из представленного графика, даже на старых играх использование внешней карты дает выигрыш. Для современных игр разрыв более значителен.
К сожалению, полные результаты тестирования X-Fi можно будет публиковать начиная с 21 августа, но хоть что-то для подтверждения всем известного постулата, дать можно :-)
На основе чипа CA20K1-PAG выпущено две карты - варанты исполнения SB0550 и SB0460.
Итак, официальные технические характеристики (в скобках даны значения для SB0460):
- 24-bit Analog-to-Digital conversion of analog inputs at 96kHz sample rate
- 24-bit Digital-to-Analog conversion of digital sources at 96kHz to analog 7.1 speaker output
- 24-bit Digital-to-Analog conversion of stereo digital sources at 192kHz to stereo output
- 16-bit to 24-bit recording sampling rates: 8, 11.025, 16, 22.05, 24, 32, 44.1, 48 and 96kHz
- Signal-to-Noise Ratio (20kHz Low-pass fi lter, A-Weighted)
- Stereo Output 116dB (109dB)
- Front and Rear Channels 116dB (109dB)
- Center, Subwoofer and Side Channels 116dB (109dB)
- Total Harmonic Distortion + Noise at 1kHz (20kHz Low-pass fi lter) = 0.004%
- Frequency Response (-3dB, 24-bit/96kHz input ) = <10Hz to 46kHz
- Frequency Response (-3dB, 24-bit/192kHz input) = <10Hz to 88kHz (Stereo only)
- ASIO 2.0 support at 16-bit/44.1kHz, 16-bit/48kHz, 24-bit/44.1kHz 24-bit/48kHz and 24-bit/96kHz with direct monitoring
- Enhanced SoundFont support at up to 24-bit resolution
На разработку нового звукового процессора CA20K1-PAG ушло 4 года. Производительность нового чипа будоражит воображение:
|
X-Fi (CA20K1-PAG) |
Audigy (EMU10K2,5) |
Транзисторов |
51,1 млн |
4,6 млн |
Ключей |
1613658 шт |
200 шт |
Техпроцесс |
0,13 мк |
0,18 мк |
Частота |
400 Mhz |
200 Mhz |
MIPS |
10340 |
424+ |
Если сравнить возможности всех пяти ключевых продуктов Creative, то рывок X-Fi станет еще более очевидным:
|
MIPS |
Кол-во аудиканалов |
MIPS vs Live! |
Кол-во эффектов в реал-тайм |
Кол-во транзисторов |
Sound Blaster Pro |
~1 |
- |
0,0001x |
- |
100K |
AWE 32 |
67 |
- |
0,2x |
- |
500K |
Live! (10k1) |
335 |
16 |
1x |
1 |
2M |
Audigy (10k2) |
424 |
64 |
4x |
4 |
4,6M |
Creative X-Fi |
10340 |
4096 |
67x |
8 |
51,1M |
Представители компании Creative очень любят сравнивать 51,1 млн транзисторов своего нового чипа с 55 млн Pentium 4 Northwood. Тем не менее, при работе чип холодный и радиатор пока не потребовался - сказывается кардинальная разница в частоте.
Архитектура процессора детально представлена в документе Sound Blaster X-Fi Whitepaper (2,4Mb). Через несколько дней будет готов перевод этого обширного документа из 59 страниц.
Но одну особенность новой архитектуры Audio Ring необходимо отметить - наличие на карте памяти SDRAM. Маркетинговое наименование - X-RAM – Xtreme Fidelity RAM. Дополнительная память позволяет разработчикам игр размещать и хранить звуки непосредственно на карте, не загружая шину, и уменьшить влияние на производительность игры.
Как уже упоминалось, на основе чипа CA20K1-PAG выпущено две карты. Рассмотрим отличия:
Младшая модель Sound Blaster X-Fi SB0460 (*3050x2170; 850kb)
Старшая модель Sound Blaster X-Fi SB0550 (*3184x2180; 1050kb)
Как видим, это абсолютно разные решения. Объединяет их аудио-чип, наличие дополнительного питания (теперь и на звуковых картах), шина PCI (вариант в исполнении PCI-Ex будет выпущен значительно позже) и единое исполнение входов/выходов:
Четыре програмируемых джекера и 26-пиновый AD_Link коннектор для подключения консоли.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.