реклама
Видеокарты

ATI RX550 и NVIDIA GeForce 6600LE: пионеры новой эры или хорошо переименованное старое?

⇣ Содержание

В суматохе анонса и последующего наступления на прилавки представителей нового поколения графических процессоров от NVIDIA все словно бы забыли о mainstream и low-end решениях, что не совсем справедливо и правильно. Конечно же, всем интересно наблюдать за перипетиями развития индустрии и за тем, каких пределов производительности может достигнуть новинка в геймерских шедеврах этого и следующего поколения. Однако не стоит забывать и о том, что процент покупателей high-end карт чудовищно низок, что естественно, учитывая их отнюдь не самую демократичную цену, и что большинство пользователей все же ориентируется на более бюджетные графические решения. И в последнее время в полку последних появилось пополнение. Что это, с чем его едят, и откуда вообще растут ноги - мы сегодня и поговорим.

Сперва давайте вспомним, что нам предлагают NVIDIA и ATI в самом бюджетном сегменте PCI-E решений. У калифорнийской компании это всевозможные модификации GeForce 6200TC, "обычная" GeForce 6200 и GeForce 6600 (также много разных модификаций).

У канадцев это, соответственно, RX300 (SE) HyperMemory, "обычные" RX300 (SE), разнообразные RX600 (XT/PRO), и далее RX700 (PRO/LE).

Последние в этих списках, цена которых приближается или превышает $150, мы сегодня рассматривать не будем, а займемся несколько более дешевым сегментом.

Итак, в него попадают:

  1. RX300 SE HM (около $55 за модификацию со 128Mb памяти on board), RX300 SE ($60 +/-)
  2. RX300 ($75 +/-)
  3. GeForce 6200TC (от $44 за самую бюджетную модификацию - 32Bit, 16Mb on board)
  4. GeForce 6200 (от $70 и выше, зависит от разрядности шины обмена с памятью – бывает и 64Bit и 128Bit).

Напоминаю, сейчас мы говорим ТОЛЬКО о решениях с интерфейсом PCI-E.

И вот, обе компании решили привнести в сей незатейливый список свежую волну, добавив новые решения, являющиеся, по сути, хорошо переименованными старыми. Итак, RX550 призван заменить RX300, а GeForce 6600LE - GeForce 6200. Всякие TC и HM останутся на месте, не переживайте.

Что же такое представляют собой эти новинки?

Начнем с RX550. Карта построена на графическом процессоре RV370 (добавлен суффикс XT), как и RX300. Соответственно, четыре пиксельных конвейера, два вертексных юнита. Чип выполнен по 0,11 мкм техпроцессу. Графическое ядро работает на частоте 400MHz, что выше, чем стандартная частота чипа RX300 (325MHz). В продаже доступны модификации, оснащенные как 128Mb, так и 256Mb видеопамяти. Шина обмена с памятью - 64 или 128Bit.

Сегодня мы будем рассматривать как раз 256Mb/128Bit вариант карты. Что касается стоимости, то рекомендованная ATI Retail Price составляет $60. На данный момент стоимость этих решений в магазинах стартует от $65 (OEM) и от $80 (Retail). RX550, оснащенную 256Mb видеопамяти, можно приобрести за $77 и выше.

Итак, что же подверглось изменению? Да, пожалуй что, ничего. Тот же чип, такое же разнообразие модификаций. Немного повышены частоты работы, да новое название должно по идее немного подхлестнуть интерес покупателей. В части, посвященной сравнительному тестированию, мы продемонстрируем различие между ушедшей в прошлое RX300 и новинкой по производительности.

Далее смотрим на GeForce 6600LE. Тут все не так просто. Плата основана на знакомом до боли графическом процессоре NV43-V. Это значит, что потенциально здесь имеются восемь пиксельных конвейеров (половина из которых изначально отключена).

Однако, припоминая наши (и не только наши) прошлые опыты по включению конвейеров, мы помним, что не все NV43 так легко разблокируются. В частности, на чипы NV43 ревизии A4 это правило совсем не действует, о чем в свое время предупреждал и автор знаменитой утилиты Riva Tuner - Алексей Николайчук aka Unwinder. Собственно, именно легкостью разблокировки конвейеров на многих NV43 (а, соответственно, превращения их в полноценные GeForce 6600) был в первую очередь обусловлен выпуск GeForce 6200 на ядре NV44, где изначально присутствует только четыре пиксельных конвейера и при всем желании ничего разблокировать не получится. GeForce 6600LE призвана полностью заменить собой платы на базе GeForce 6200 PCI-E, которые снимаются с производства.

Итак, что же за зверь GeForce 6600LE и чем обусловлено решение компании дать плате название, явно ассоциирующееся с более высокопозиционируемой серией GeForce 6600?

Что касается частот, то тут все осталось без изменений. Частота графического процессора составляет 300MHz, то есть, осталась такой же, как и у GeForce 6200. Однако это - частота, официально объявленная NVIDIA, производителям же никто не мешает повышать ее по своему усмотрению, и мы наверняка увидим впоследствии немало подобных вариантов, благо в low-end партнерам абсолютно развязаны руки в плане изменения спецификаций своих продуктов.

Частота памяти также не изменилась и составляет 500 (550)MHz DDR.

Стоит отдельно отметить, что плата потенциально поддерживает SLI. Напомним, эта возможность присутствует при использовании драйверов ForceWare версии 77.72 и выше. При данном варианте поддержка SLI реализована посредством шины PCI-Express х16.

Этот ход NVIDIA совершает в рамках общей программы, посвященной "бюджетному SLI". Суть в том, что до недавнего времени использование всех преимуществ технологии SLI было дорогим удовольствием, так как построение SLI-системы требовало значительных денежных затрат. Тенденция смещения акцентов в более бюджетный сектор рынка делает технологию все более доступной для массового пользователя и ориентированной именно на него, причем это касается не только системных плат на чипсете nForce 4 SLI в версии для платформы AMD64, но и графических карт. Таким образом, SLI теперь поддерживают практически все решения NVIDIA среднего и нижнего ценового сегмента.

Официально NVIDIA объявила следующие спецификации GeForce 6600LE - шина обмена с памятью разрядностью 128 Bit, 128Mb объем видеопамяти. Рекомендованная цена составляет $79. Однако производители могут менять эти характеристики как в ту, так и в другую сторону. Говоря проще, вполне вероятны варианты с шиной 64Bit, также возможно увеличение объема памяти до 256Mb и установка иных штатных частот. А в этом материале мы как раз "классический" вариант, на примере референсной платы от NVIDIA.

ABIT RX550 256Mb

К нам на тестирование попала серийная карта RX550 от компании ABIT. Несмотря на то, что плата является серийным экземпляром, предоставлена она была в OEM-комплектации - только сама карта, диск с драйверами и переходник DVI/D-Sub 15-pin.

Плата выполнена на текстолите оранжевого цвета, как и большинство изделий ABIT на чипах канадской компании.


 ABIT RX550 256Mb

 ABIT RX550 256Mb

В качестве системы охлаждения используется обычный алюминиевый радиатор с вентилятором. Употребление более серьезной системы охлаждения здесь не оправдано, так как, во-первых, чип выполнен по 0,11 техпроцессу, и во-вторых, обладает небольшой тактовой частотой, что позволяет предположить не слишком высокое тепловыделение.


 ABIT RX550 256Mb

Посмотрим на графический процессор, промаркированный как Radeon X550. Частота составляет 400MHz. Четыре пиксельных конвейера, два вертексных юнита. Чип не оборудован рамкой, поэтому на подошве радиатора помещена защитная прослойка, предохраняющая чип от повреждений при контакте с радиатором. В качестве термоинтерфейса производителем использована термопаста белого цвета


 ABIT RX550 256Mb

Карта оборудована 256Mb памяти стандарта DDR, с шиной передачи данных разрядностью 128Bit, в виде восьми микросхем памяти Hynix, в упаковке TSOP, со временем выборки 4 ns, что соответствует частоте работы 250MHz (500MHz DDR). Cтандартная частота работы памяти на RX550 полностью этому соответствует, как и положено по стандартным спецификациям. Расположение чипов памяти - все восемь микросхем находятся на лицевой стороне печатной платы и не оснащены теплоотводами.


 ABIT RX550 256Mb

Плата не оборудована разъемом дополнительного питания и оснащена стандартным набором выходов - аналоговым, цифровым и S-Video.


 ABIT RX550 256Mb

NVIDIA GeForce 6600LE 128Mb

Так как перед нами - референсный семпл от NVIDIA, то само собой, ни о каком комплекте поставки речи идти не может. Следовательно - смотрим на плату.


 NVIDIA GeForce 6600LE 128Mb

 NVIDIA GeForce 6600LE 128Mb

Очевидно, что перед нами - та же GeForce 6200. В качестве системы охлаждения применен алюминиевый радиатор с вентилятором, покрывающий GPU.


 NVIDIA GeForce 6600LE 128Mb

Плата базируется на чипе NV43 ревизии А4. Следовательно, попытка активировать четыре пиксельных конвейера, которую мы предприняли с помощью утилиты Riva Tuner, закончилась неудачно. Формула так и осталась без изменений - четыре пиксельных конвейера, три вертексных юнита. Не сказать чтобы сей факт нас сильно удивил, но надежда умирает последней и мы все-таки решили попробовать.


 NVIDIA GeForce 6600LE 128Mb

Тактовая частота ядра составляет 300MHz, как и у "предшественницы" - GeForce 6200. Чип выполнен на 16 неделе 2005 года.


 NVIDIA GeForce 6600LE 128Mb

Плата оборудована 128Mb памяти стандарта DDR, с шиной передачи данных разрядностью 128Bit, в виде восьми микросхем памяти Hynix, в упаковке TSOP, со временем выборки 3,6 ns, что примерно соответствует частоте работы 275MHz (550MHz DDR), на которой и функционирует память на рассматриваемой карте. Расположение чипов памяти - все восемь микросхем находятся на лицевой стороне печатной платы и не оснащены теплоотводами. Отметим, что впоследствии нами будут рассмотрены также платы на базе GeForce 6600LE, оснащенные 256Mb видеопамяти.


 NVIDIA GeForce 6600LE 128Mb

Плата не обладает разъемом для дополнительного питания и разъемом SLI. Однако при желании поддержку SLI можно реализовать с помощью драйверов ForceWare версии 77.72 и выше. Режим активируется с помощью соответствующей вкладки в драйверах. К сожалению, к нам поступила только одна плата 6600LE, и потому мы пока не можем вам представить результаты этих карт в режиме SLI. Однако данная оплошность будет нами исправлена в весьма скором времени.

В заключение внешнего осмотра отметим выходы - аналоговый, цифровой и S-Video, как и на RX550.


 NVIDIA GeForce 6600LE 128Mb

Переходим к разгону и тестированию.

Тестовый стенд


Стенд
PCI-E
CPU
AMD Athlon64 4000+
MB
ASUS A8N-SLI Deluxe
Memory
Kingston HyperX PC3200 2x512 Mb
OS
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c
PSU
Hiper 525W

Для тестирования карт ATI использовались последние WHQL-драйверы - Catalyst 5.7, для карт NVIDIA - бета-версия драйверов ForceWare 77.77.

Разгон

Начнем с ABIT RX550. С помощью ATI Tray Tools нам удалось разогнать плату до 480/600MHz. Дальнейший разгон выявил артефакты и падение производительности. Вспоминая наши опыты по разгону RX300, которые закончились менее успешно - всего 410MHz по чипу и 460MHz DDR по памяти, можем констатировать, что новое решение обладает более привлекательным разгонным потенциалом, нежели его предшественник.

Однако любое исследование разгона справедливо только для конкретного экземпляра карты, и мы не исключаем возможности более плохого/удачного разгона у других аналогичных карт.

Что касается GeForce 6600LE, то в результате нам удалось достигнуть весьма неплохих результатов разгона на стандартном охлаждении - 375/700MHz.


 Результаты тестирования

 Результаты тестирования

 Результаты тестирования

 Результаты тестирования

 Результаты тестирования

 Результаты тестирования

 Результаты тестирования

Анализ производительности и выводы

Итак, вывод первый - никаких значимых отличий от RX300 и GeForce 6200 новые решения в себе не несут. Отличия RX550 заключаются лишь в повышении тактовых частот по сравнению с RX300, а GeForce 6600LE приобрела поддержку SLI.

Плюсом является довольно широкий ассортимент плат под этими наименованиями - от самых бюджетных вариантов с шиной 64Bit до плат с шиной 128Bit и 256Mb видеопамяти.

Преимуществом GeForce 6600LE, которое стоит обозначить отдельно, является поддержка SM3.0, HDR в FarCry 1.3 и Splinter Cell:CT, PureVideo и прочий функционал GeForce 6 Series. То есть - графические решения бюджетного класса с практически полной поддержкой современных технологий. Решения канадской компании в этом смысле являются менее "продвинутыми", так как в основе лежит архитектура, ноги которой растут еще от R9600. Напомним, RX600 и все его модификации являются лишь PCI-E - реинкарнацией Radeon 9600 (SE/PRO/XT), а RX300 отличается от RX600, в основном, внедрением более тонкого техпроцесса 0,11 мкм. Платы полностью совместимы по выводам, и потому используют одну и ту же PCB.

Конечно, можно оспаривать плюсы, например, поддержки SM 3.0 в таких, скажем мягко, не совсем игровых решениях, как 6600LE. Конечно, ни на одной из этих карт вам не удастся в полной мере насладиться геймерскими шедеврами, не для того они и предназначены. Но low-end на то и low-end, чтобы обеспечивать определенного (не очень высокого) уровня производительность при соответствующей стоимости.

Словом, про включение антиалиасинга вам придется забыть, но в режиме чистой производительности на небольших разрешениях (800х600 и иногда 1024х768) вы вполне можете поиграть. Разумеется, в играх совсем новых, таких как F.E.A.R. (пока только на примере беты), производительность RX550 и GeForce 6600LE очень мала даже при самых "щадящих" настройках и низком разрешении. Но, опять же, никто и не может требовать от low-end карт того, что они по определению давать не должны.

Что касается возможности активирования дополнительных четырех пиксельных конвейеров на GeForce 6600LE, то к большому нашему огорчению, пока это возможным не представляется. Плата основана на чипе NV43 ревизии А4, и произвести разблокировку нам (и не только нам) не удалось. Следовательно, если вы хотите большей производительности, то придется ограничиться стандартными спецификациями, с последующей модернизацией охлаждения и надеждой на хороший разгон.

Напоминаем, что рекомендованная NVIDIA цена на GeForce 6600LE 128Bit 128Mb составляет $79. Конечно, когда платы 6600LE поступят в продажу, следует ожидать некоторого падения цены по сравнению с рекомендованной Retail Price, что уже наблюдалось на примере множества решений среднего и нижнего сегментов. Также стоит учитывать то, что на данный момент розничная цена плат на базе RX550 128Mb в Retail версии составляет $80+, карты в ОЕМ-комплектации обойдутся чуть дешевле - $65+.

Однако несмотря на вдвое меньший объем памяти, 6600LE показывает себя довольно достойно. Так что потенциальные покупатели этих карт вновь оказываются перед дилеммой - что лучше взять. Здесь смогли бы сыграть свою роль плюсы GeForce 6600LE, изложенные выше, но реальность такова, что вследствие общего невысокого уровня производительности, любые технологии, улучшающие качество изображения, которые превосходно работают и оправдывают себя на дорогих производительных платах, в low-end оказываются практически бесполезными. То есть - сравнивать в первую очередь здесь надо по чистой скорости и по оверклокерским возможностям.

Подводя итог сегодняшнего тестирования, можно уверенно сказать, что RX550 является более производительным продуктом, нежели его предшественник RX300, в первую очередь, благодаря повышенным частотам работы, что и показывают результаты.

В сочетании с ценой, которая осталась на прежнем уровне, а кое-где даже опустилась ниже, это являет собой несомненный плюс. Кроме того, не за горами выпуск еще одного бюджетного решения ATI для PCI-E - платы под названием RX700 SE, которая является ничем иным как урезанной версией RX700. Предположительно, отличие RX700SE от полноценного варианта будет заключаться, в первую очередь, в отключении четырех пиксельных конвейеров, остальные спецификации пока под вопросом. Однако вскоре мы приоткроем вам завесу тайны, предоставив результаты тестирования этой любопытной карты.

Выпуск RX700 SE вполне может означать, что вскоре придет очередь уйти с прилавков и платам на базе RX600. Ну что же, давно пора.

Что касается графических карт на базе GeForce 6600LE, то вопрос их успеха на рынке решит цена. Если она не будет превышать (как минимум) рекомендованную, то есть все предпосылки для того, чтобы назвать данное решение удачным. Ведь в этом ценовом сегменте порой даже разница в $10 играет достаточно большую роль. И данные платы займут нишу между 6200ТС и GeForce 6600, обеспечивая более высокую производительность, нежели первая, и более низкую цену, чем у второй.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: Верные спутники: 20+ полезных Telegram-ботов для путешественников 4 ч.
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 5 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 6 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 7 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 9 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 10 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 12 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 12 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 14 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 15 ч.
Nvidia предупредила о возможном дефиците игровых решений в четвёртом квартале 5 мин.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 5 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 5 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 5 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 7 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 10 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 11 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 11 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 11 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 12 ч.